LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

завод будет поставлен под гарантии МАГАТЭ, делает его использование в этих целях ма
ловероятным, поскольку переключение с мирных целей на военные половины мощностей
всего предприятия в данных условиях представляется маловероятным. По оценкам экс
пертов, существует возможность утаивания в среднем до одного процента ядерных мате
риалов, на которые распространяется контроль МАГАТЭ в рамках соглашения о гарантиях
на базе Документа INFCIRC/15312, из чего следует, что возможность утаить от междуна
родных инспекторов ядерные материалы в объеме, достаточном для создания одного бо
еприпаса, на объекте в Натанзе у Ирана появится при наличии 250 тыс. центрифуг. Терри
тория же комплекса в Натанзе позволяет разместить около 50 тыс. центрифуг.
Предположительно, иранские центрифуги изготовлены из алюминиевого сплава. Нельзя
исключать, что для их производства использовалась партия высокопрочного материала,
поставленная из России в начале 2001 г. и предназначавшаяся для изготовления самоле
тов. Алюминиевые центрифуги наиболее просты в изготовлении, но в то же время наиме
нее производительные среди используемых в промышленности. Более совершенные цен
трифуги изготавливаются из титановых сплавов, легированной стали, центрифуги послед
него (шестого) поколения – из стеклопластика, армированного графитовыми нитями.
В этой связи необходимо также упомянуть о задержании в марте 1998 г. на азербайджано
иранской границе при попытке контрабандного вывоза в Иран партии легированной стали
общим весом 22 т. Сталь направлялась в Иран из России транзитом через Азербайджан.
Обогатительное предприятие, строительство которого активно ведется в Натанзе, види
мо, призвано стать заводом по промышленному обогащению урана. Завод частично стро
ится под землей и имеет, по данным СМИ, 2—3 метровые стены, что, по мнению иранских
специалистов, должно защитить объект в случае нанесения по нему превентивного удара.

Завод по фабрикации топлива
В настоящее время в Исфаханском ядерном исследовательском центре располагается
серия лабораторий по исследованию и производству ядерного топлива. В одной их них,
по данным ОАЭИ, осуществляется экспериментальное производство топлива для реак
торов ВВЭР13. По данным того же источника, уже запланировано строительство промы
шленного предприятия по фабрикации топлива. Достоверных сведений о месте строи
тельства и его стадии нет, однако, скорее всего, предприятие будет располагаться не
далеко от Исфахана.

Завод по изготовлению оболочек для тепловыделяющих элементов
Китай в середине 1990 х гг. взял на себя обязательство построить в Исфахане завод по
производству циркониевых труб, которые используются для изготовления оболочек для
ядерного топлива реакторов. При взятии обязательств перед США прекратить сотрудни
чество с Ираном в ракетно ядерной области Китай отдельно обговорил, что специалис
ты этой страны закончат строительство объекта в Исфахане14. Первоначально планиро
валось, что завод будет достроен к концу 1999 г. По состоянию на май 2003 г. строитель
ство завода продолжалось, однако было близко к завершению15.
Таким образом, даже самый предварительный обзор объектов ЯТЦ, строительство кото
рых ведется или завершено в Иране, позволяет сделать вывод о значительном прогрессе
Ирана в создании замкнутого ядерного топливного цикла. Согласно проведенным оцен
кам, можно предположить, что в 2006 г. Иран сможет самостоятельно производить топли
во для АЭС, при условии, что все запланированные предприятия (см. Таблицу 1) будут вве
дены в промышленную эксплуатацию не позднее 2005 г. В настоящее время нет данных
лишь о том, где планируется создавать мощности по переработке отработанного ядерно
го топлива (ОЯТ).

42 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
Таблица 1
Предприятия ядерного топливного цикла Ирана

Объект Место расположения Стадия готовности

Урановые шахты Эрдекан, 200 км Начаты работы по бурению
от Исфахана скважин. Начало эксплуатации
намечено на 2005 г.

Завод по отделению Эрдекан Сможет начать работу в 2005 г.
руды от пустой породы

Завод по производству Эрдекан Готов к работе
«желтого порошка» (или Исфахан)

Завод по конверсии урана Исфахан Начало работы запланировано
на лето 2003 г.

Завод по обогащению Натанз, 150 км от Пилотный каскад
урана Исфахана в ближайшее время сможет




З
приступить к работе




И
Завод по фабрикации Исфахан Данных нет. Известно, что




Л
топлива (предположительно) научно исследовательская ла




А
боратория в Исфахане уже про
изводит экспериментальное




Н
топливо




А
Завод по изготовлению Исфахан Строительство завода близко
оболочек для ТВЭЛ к завершению
В то же время стоит отметить наличие целого ряда противоречий между техническими
характеристиками ядерных объектов, строительство которых завершено или заверша
ется, и декларируемыми целями программы развития атомной энергетики в Иране.
1. Урановая шахта совместно с заводом по отделению урановой руды от пустой породы
при начале их эксплуатации смогут обеспечивать лишь треть урана, необходимого
для эксплуатации одного энергоблока ВВЭР 1000.
2. В случае, если проблема недостаточной мощности завода по отделению урановой
руды от пустой породы будет преодолена и будет принято решение об использовании
иранских урановых руд для АЭС, то разведанные запасы будут полностью выработа
ны в течение шестилетней эксплуатации одного ректора ВВЭР 1000.
3. Планируемых мощностей завода по газоцентрифужному обогащению урана будет
недостаточно для производства топлива даже для одного реактора ВВЭР.
Таким образом, производительность создаваемых в стране объектов не способна удов
летворить потребности страны в урановом топливе не только в отдаленной перспективе
(к 2021 г. планируется построить семь реакторов мощностью 1000 МВт каждый), но и в
ближайшем будущем, когда будет введен в эксплуатацию в Бушере один реактор ВВЭР
1000. В этой связи возникает вопрос о том, какие цели преследуются при создании
ядерного топливного цикла, при условии, что он не будет использоваться в энергетиче
ских целях, а ядерное топливо, которое будет произведено в его рамках, будет стоить в
3–5 раз выше среднемирового уровня? Еще одним вопросом является предназначение

43
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
завода по производству тяжелой воды, строительство которого ведется в Эраке, по
скольку в Иране имеется единственный тяжеловодный реактор нулевой мощности, ко
торый требует совсем незначительного количества тяжелой воды и расположен в Исфа
ханском ядерном исследовательском центре. Строительство Канадой реакторов
CANDU в Иране в ближайшей перспективе представляется маловероятным, несмотря на
заинтересованность в этом иранской стороны.
Известно, что Иран на протяжении двух десятилетий стремится приобрести тяжеловод
ный реактор, а это тот тип реакторов, который наиболее пригоден для наработки плутония
оружейного качества. В середине 1980 х гг. рассматривался вариант строительства ин
дийского исследовательского реактора мощностью 10 МВт с тяжеловодным замедлите
лем. В начале 1990 х гг. Иран приобрел в Китае тяжеловодный реактор нулевой мощнос
ти, не пригодный для наработки плутония, но позволяющий моделировать процессы, ко
торые происходят в тяжеловодном реакторе большой мощности. Во второй половине
1990 х гг. ОАЭИ вела переговоры о покупке тяжеловодного исследовательского реактора
(по некоторым данным, мощностью 40 МВт) в России. Аргументы иранской стороны в
пользу строительства такого типа реактора, которые приводились ранее и состоят в том,
что Иран не заинтересован в разработке или покупке обогатительных технологий и поэто
му стремится к покупке тяжеловодного реактора, в нынешней ситуации, учитывая строи
тельство в Натанзе обогатительного комбината, не могут восприниматься всерьез.
Объяснений наличия подобного рода несоответствий между заявленными целями про
граммы развития иранской ядерной энергетики и строящимися объектами может быть
несколько.
Первое из них – Иран не планирует создания крупномасштабного замкнутого ЯТЦ, кото
рый бы обеспечивал стране самодостаточность при эксплуатации семи энергетических
ядерных реакторов общей мощностью 7 тыс. МВт. В этом случае активное развитие
атомной индустрии имеет целью приобретение технологий и высокотехнологичного
оборудования без создания промышленных мощностей по добыче урана, его конверсии
и фабрикации в топливо для АЭС.
Отказ от строительства промышленных ядерных объектов, особенно таких критичных с
точки зрения распространения, как предприятия по обогащению урана, может быть в бу
дущем привлекательным предметом для торга в первую очередь с США по «северокорей
скому примеру». Плата последних за отказ Ирана от строительства обогатительного ком
плекса может заключаться в снятии односторонних американских санкций с Ирана, разви
тии полноценного торгово экономического сотрудничества, включая крупные инвестиции
в иранскую экономику, и открытии Ирану доступа к получению мирных ядерных техноло
гий. Имитируя создание замкнутого ЯТЦ, нынешнее правительство реформаторов может
одновременно преследовать и внутриполитические цели. В условиях, когда баланс сил в
стране является достаточно хрупким, информация об успехах в такой высокотехнологич
ной отрасли могут способствовать укреплению позиций умеренной части иранского руко
водства среди широких масс. Не случайно, что главный иранский реформатор, президент
М. Хатами, объявил о достигнутых результатах в ядерной области в годовщину Исламской
революции.В пользу последней версии говорят и оценки Минатома. По словам заместите
ля министра по атомной энергии В.Н. Говорухина, заявление иранской стороны о начале
разработок своих урановых месторождений «носит, скорее всего, политический характер,
так как не может быть подкреплено технологическими и финансовыми возможностями
страны»16. Одновременно может преследоваться цель повышения статуса страны в регио
не.
Второе объяснение может заключаться в том, что развитие в стране ядерных технологий
осуществляется с целью приобретения технических возможностей создания ядерного
оружия. В этом случае Иран может пойти достаточно далеко, оставаясь в рамках собст
венных международных обязательств. В частности, Иран имеет право на производство
высокообогащенного урана, а также наработку плутония оружейного качества, его выде
ление и складирование под контролем со стороны МАГАТЭ. Согласно такому сценарию,

44 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
Иран может получить технические и материальные возможности создания ядерного ору
жия в течение нескольких месяцев, как только будут накоплены ядерные материалы ору
жейного качества в необходимых количествах. При этом политическое решение об ис
пользовании накопленных запасов ядерных материалов для создания ядерного оружия
может быть принято при дальнейшем ухудшении ирано американских отношений и под
готовке США к операции по свержению действующего режима в Иране или в результате
бомбардировки США или Израилем объектов иранского ядерного комплекса, т.е. при ре
ализации тех сценариев, которые нынешней администрацией США не исключаются.
В пользу таких выводов дополнительно говорит и тот факт, что объекты ЯТЦ Ирана кон
центрируются вокруг Исфахана в радиусе 200 км – от урановых шахт до завода по обо
гащению урана. В этом же районе располагаются пусковые установки оперативно так
тических ракет Scud B, Scud C и Шехаб 3, имеющих дальность от 300 до 1300 км17.

Рис. 1

Объекты ядерного топливного цикла Ирана
OCAAEENOAI
ACA?AAEA?AI
A?IAIE?
OO?OE?




КАСПИЙСКОЕ
OO?EIAIENOAI




З
МОРЕ




И
Л
А
OAAA?AI




Н
Aaaaony no?ieoaeunoai
caaiaa ii i?iecaianoao




А
Aaaaony no?ieoaeunoai
oy?aeie aiau
iaiaaoeoaeuiiai eiiieaena


Y?ae Iaoaic
AOAAIENOAI
Enoaoai
E?AE
Y?aaeai
?aniiei?ai caaia ii eiiaa?nee o?aia. Ca-
aa?oaaony no?ieoaeunoai caaiaa ii ecaioi-
Aaaoony ?aaiou a ?aeiia o?a-
aeaie? iaiei?ae aey OAYEia. I?aaiiei?e-
iiauo ianoi?i?aaiee. I?aaii-
oaeuii, aaaaony no?ieoaeunoai caaiaia ii
ei?eoaeuii, aaaaony no?ieoaeu-
i?iecaianoao «?aeoiai ii?ioea» e oaa?eea-
noai caaiaa ii «iaoaie?aneiio»
oee oiieeaa
iaiaauaie? o?aia
IAEENOAI
П




EOAAEO
е
р
с




д
и




с
к
NAOAIANEA?
и
й
з
а
A?AAE? AAO?AEI
л
и
в IIAI
EAOA?
Оманский залив
IAY

Изучение информации из открытых источников, в первую очередь предоставленной
Иранской комиссией по атомной энергии, ставит целый ряд вопросов относительно це
лей развития атомной промышленности, требующих ответов со стороны иранских экс


45
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
пертов. Первый из них – где и в каких целях будет использована руда, добычу которой
планируется начать в скором времени недалеко от города Эрдекан? Ее использование
для производства ядерного топлива крайне неэкономично.
Второй вопрос – для каких реакторов будет производиться топливо на заводе в Исфаха
не? Как было показано выше, планируемые к пуску объекты ЯТЦ не смогут обеспечить
необходимым количеством топлива даже один энергоблок в Бушере. При этом сами
представители Ирана подчеркивают, что топливо для Бушерской АЭС будет поставлять
ся Россией18.
Третий вопрос – где будет использоваться тяжелая вода, которая будет производиться
на заводе в Эраке?
На многие из этих вопросов иранские специалисты дадут ответы, если подпишут Допол
нительный протокол. По крайней мере, в нем предусматриваются подобные обязатель
ства.


УСИЛЕНИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ В ИРАНЕ
На протяжении последних лет параллельно с развитием ядерных технологий представи
тели Ирана неоднократно выступали в поддержку укрепления гарантий МАГАТЭ. В каче
стве механизмов укрепления предлагалось подписание Дополнительного протокола
МАГАТЭ и расширение технического сотрудничества между странами членами Агентст
ва и самим Агентством. Позиция Ирана заключается в необходимости реализации обо
их механизмов параллельно, что должно способствовать повышению уровня доверия
между странами и МАГАТЭ, а также увеличению транспарентности программ развития
атомной энергетики в странах участницах с одной стороны и содействовать развитию
атомной энергетики в этих странах – с другой. Сохранение МАГАТЭ баланса между
функциями «контролера» и «помощника» должно стать необходимым условием укрепле
ния режима гарантий, по мнению иранской стороны. Согласно позиции Ирана, с усиле
нием гарантий необходимо пропорциональное увеличение финансирования программ
технической помощи Агентства.
Еще одним важным вопросом для представителей Ирана при обсуждении механизма ук
репления гарантий МАГАТЭ является необходимость недискриминационного подхода
при сотрудничестве в области ядерной энергетики, а также недискриминационного и
единообразного применения Дополнительного протокола к ядерным объектам всех
стран, включая ядерные, а также тех стран, которые находятся вне рамок полномас
штабных гарантий МАГАТЭ, и в первую – Израиля. Вопрос универсальности гарантий, по
мнению иранских представителей, а также режима нераспространения в целом – одна
из главных проблем на пути укрепления гарантий МАГАТЭ.
На протяжении нескольких лет Иран выступет за укрепление гарантий, в то же время
воздерживаясь от подписания Дополнительного протокола с МАГАТЭ.
Вопрос подписания Ираном Дополнительного протокола стал одним центральных в хо
де поездки представителей МАГАТЭ в Иран в феврале 2003 г. По словам директора
Агентства М. Эльбарадея, «в условиях, когда Иран разрабатывает сложную программу в
области ядерного топливного цикла, необходимо, чтобы МАГАТЭ получило столько пол
номочий и столько информации в отношении иранских ядерных исследований, сколько
возможно».
В ходе визита в Тегеран ему, однако, не удалось убедить представителей Ирана подпи
сать протокол. По словам главы ОАЭИ Г.Р. Агазаде, пока слишком мало стран подписа
ли протокол. Ранее иранские представители заявляли, что Иран не будет ни первой, ни
последней страной в регионе, которая присоединится к Дополнительному протоколу19.
В то же время Г.Р. Агазаде отметил, что развитие иранской ядерной программы «будет
находиться под наблюдением МАГАТЭ, и Иран оставляет открытой возможность подпи

46 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
сания протокола в будущем»20.
Россия неизменно поднимает вопрос о подписании Ираном Дополнительного протоко
ла в ходе двусторонних встреч. В частности, на необходимость скорейшего присоедине
ния Ирана к Дополнительному протоколу указывал заместитель министра иностранных
дел РФ Г.Э. Мамедов в ходе встречи с послом Ирана в России Г.Р. Шафеи 14 апреля
2003 г.21 Важность укрепления гарантий МАГАТЭ подчеркивалась в совместном заявле
нии министра иностранных дел РФ И.С. Иванова и министра иностранных дел Ирана
К. Харрази22 от 12 марта 2003 г.
Характерно, что замечания Ирана к Дополнительному протоколу уже не носят принципи
ального характера. Вопрос заключается в том, какие преференции получит страна от его
подписания. Так, по словам представителя МИД Ирана Р. Ассефи, «многие страны хо
тят, чтобы Тегеран подписал этот документ, и мы готовы вести переговоры в этой обла
сти. Однако необходимо прояснить, какую пользу будет иметь Иран»23.
В ходе визита в Иран М. Эльбарадею удалось добиться прогресса в отношении предва
рительного уведомления Ираном МАГАТЭ о планах строительства новых ядерных объек
тов. Представители ОАЭИ согласились декларировать свои объекты на ранней стадии.
В соответствии с дополнительными положениями Соглашения о гарантиях с МАГАТЭ,
которое было заключено Ираном в 1974 г., были установлены сроки подачи в Агентство
информации по новым установкам. Иран обязался предоставлять такую информацию не




З
менее чем за 180 дней до ввода ядерного материала на такую установку. Таким обра




И
зом, с формальной точки зрения строительство Ираном обогатительного комплекса в
Натанзе не нарушает обязательств страны перед Агентством, поскольку ядерные




Л
материалы пока не поставлены на завод, а первичное уведомление МАГАТЭ о планах
строительства завода было сделано в августе 2002 г., т.е. более полугода назад. Одна




А
ко в ходе заседания Совета управляющих МАГАТЭ 24–26 февраля 1992 г., помимо До

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign