LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

? США, являвшиеся ранее ведущей силой в процессе переговоров по заключению
ДВЗЯИ, в настоящее время фактически отказываются от него, предпочитая со
хранять за собой возможность (без нарушения своих юридических международ
ных обязательств) предпринять действия, направленные на «обеспечение нацио
нальной безопасности».
12. Можно утверждать, что определенная деятельность в области подготовки вступле
ния ДВЗЯИ в силу ведется сравнительно активно, однако нет никаких гарантий, что
она может привести к желаемому результату. Такая ситуация оказывает существен
ное неблагоприятное воздействие на международный режим нераспространения
ядерного оружия в целом.
13. Ситуацию с переговорами по заключению Конвенции по запрещению производства
расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия (ЗПРМ) можно рассмат
ривать как тупиковую, поскольку достижение консенсуса между государствами уча
стниками КР представляется событием маловероятным.
14. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что вероятность заключе




З
ния ЗПРМ в ближайшее время весьма мала, что также не способствует укреплению
международного режима нераспространения ядерного оружия.




И
15. В области контроля за ядерным экспортом США демонстрируют готовность к изме




Л
нению базовых принципов своей политики, одним из которых является принцип пол




А
ноохватных гарантий, что находит свое выражение в осуществлении американо ин
дийских переговоров относительно возможности многомиллиардных поставок соот




Н
ветствующей продукции для ядерной энергетики Индии. Тем самым наглядно де




А
монстрируется приоритет узкокорыстных экономических и военно политических ин
тересов США над заявлениями о «приверженности борьбе с распространением
ядерного оружия».
Суммируя вышесказанное, можно сделать несколько основных выводов.
Во первых, нынешнее состояние международного режима нераспространения ядерно
го оружия можно охарактеризовать как недостаточно эффективное, демонстрирующее
тенденцию к его эрозии.
Во вторых, роль практических действий США в области ядерного нераспространения и
борьбы с международным терроризмом является важнейшим фактором, определяю
щим его нынешнее состояние и перспективы.
В третьих, американская военная акция против Ирака без санкции ООН может оказать
самое серьезное негативное воздействие на весь режим нераспространения ядерного
оружия, усилив стимулы к его созданию не только в странах, «вызывающих озабочен
ность».


Примечания
Facts on File. 2002. Vol. 62, No. 3228, December 31. P.997
1


Орлов Владимир, Тимербаев Роланд. Нужна ли РФ особая позиция на конференции в Нью
2

Йорке? Дипкурьер НГ. 2000, 20 апреля. С. 1.
Уолландер Селест. Российско американские отношения при администрации Буша. Серия поли
3

тических меморандумов. № 187 195. C. 6.

37
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Цит. по: Ядерный Контроль. 2002. № 4, июль–август. С. 15.
4


Орлов Владимир. Конференция 1995 года по рассмотрению и продлению срока действия Дого
5

вора о нераспространении ядерного оружия: особенности, результаты, уроки. Научные Записки
ПИР Центра. 1999. № 11. С. 28.
NPT/CONF/1995/L.7.
6


Цит. по: Ядерный Контроль. 2002. № 4, июль август. С. 10.
7


Там же. С. 9.
8


Ядерное нераспространение. Под ред. Владимира Орлова. Т. 2. М.: ПИР Центр, 2002. С. 139.
9


Johnson Rebecca, Kimball Daryl. Who Needs the Nuclear Test Ban? Disarmament Diplomacy. 2001.
10

No. 59, July–August. P. 7.
Ibid. P. 9.
11


Ibid. P. 8.
12


Arms Control Reporter. 2001. P. 612.Е 1.1.
13


Seattle Times. 2001, March 20.
14


Arms Control Reporter. 2001. P. 608.E 1.7.
15


Arms Control Reporter. 2001. P. 615.E 1.6.
16


Johnson Rebecca, Kimball Daryl. Op. cit. P. 9.
17


Arms Control Reporter. 2001. P. 608.E 1.8.
18


New York Times. 1999, October 8.
19


Arms Control Reporter. 2001. P. 608.B.19.
20


Ibid.
21


Ibid. P. 201.3.
22


Ibid. P. 612.А.1.
23


Ibid. P. 612.А.3.
24


Ibid. P. 612.А.6.
25


Ibid. P. 612.А.14.
26


Ibid.
27


Ibid. P. 612.А.13.
28




38 ПОЛИТИКА США И СУДЬБА РЕЖИМА ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
Василий Лата
Антон Хлопков




Информация о наличии в Иране завода по обогащению урана стала предметом серьез
ной озабоченности не только США и Израиля, но и неприятным сюрпризом для России.
Посещение Генеральным директором МАГАТЭ М. Эльбарадеем Ирана в феврале 2003 г.
подтвердило серьезный прогресс Ирана в строительстве завода по центрифужному




З
обогащению урана. Стало очевидно, что Иран продвинулся значительно дальше в раз
витии атомной энергетики, чем считалось ранее. И если еще год назад ядерный топлив




И
ный цикл (ЯТЦ) Ирана представлялся скорее виртуальным1, в силу отсутствия почти всех




Л
его стадий, то информация последних месяцев придала ему вполне логичный и отчетли
вый вид.




А
Выводы данного исследования, подготовленного на базе иранских, американских и рос




Н
сийских источников, не претендуют на стопроцентную достоверность, однако, позволя




А
ют получить представление о степени продвинутости исследований Ирана в области
ядерной физики, о том, в какие сроки страна может стать обладателем материалов и
технологий, необходимых для создания ядерного оружия, а также какую опасность это
может представлять для России. В работе содержатся рекомендации, как должна стро
иться российская политика в отношении Ирана в складывающихся условиях.


ИРАНСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЦИКЛ


Урановые месторождения
Урановые месторождения в Иране были открыты в 1985 г. в провинции Йезд2. Ранее счи
талось, что их площадь составляет 100–150 км2, а запасы – пять тысяч тонн, при этом са
ма руда по принятой классификации бедная, содержание урана в ней составляет в сред
нем 0,1%. Сейчас появились данные Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ),
согласно которым запасы урана значительно ниже, чем считалось ранее, около 850 т, а
руда в среднем содержит лишь 0,05% урана, т.е. в 100 кг руды содержится лишь 50 г
урана, остальное же – пустая порода. По оценкам МАГАТЭ 2002 г., достоверно разве
данные запасы руды составляют около 500 т, предполагаемые запасы (в отношении ко
торых проведены только оценочные расчеты) – еще около 900 т.
В настоящее время, по данным Организации по атомной энергии Ирана, работы ведут
ся на двух участках месторождения. Урановые запасы первого участка оцениваются в
785 т урана, запасы второго – в 70 т. Глубина залегания урановой руды на первом участ
ке (300–400 м) в совокупности с низким содержанием в ней урана повлияет на стои
мость ядерного топлива для АЭС, сделав ее неприемлемо высокой, по оценкам МАГАТЭ,

39
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
в 3–5 раз выше существующих мировых цен. Стоимость ядерного топлива из урана, до
бытого на втором участке, несмотря на поверхностное залегание урансодержащей ру
ды, будет не менее высокой, учитывая его мизерные по меркам атомной энергетики за
пасы. Если же решение об использовании разведанных запасов урана для АЭС будет
принято, то в течение шестилетней эксплуатации одного реактора ВВЭР 1000 запасы
будут полностью выработаны.
В разное время для изучения урановых месторождений в Иране привлекались специа
листы Аргентины, Венгрии, Германии, России и Чехословакии. Наибольший же вклад в
развитие иранских возможностей по добыче урана внесли китайские специалисты: в на
чале 1990 х гг. в рамках совместных рабочих групп вахтовым методом работало около
600 иранских и китайских специалистов. В настоящее время подготовительными рабо
тами на месторождениях занимаются 23 иранских эксперта, 77 рабочих и технических
сотрудников. К моменту начала промышленной эксплуатации месторождения планиру
ется увеличить число задействованного персонала до 233 человек3.


Завод по отделению руды от пустой породы
Начало масштабным исследованиям процесса отделения руды от пустой породы (механи
ческого обогащения) было положено вскоре после окончания ирано иракской войны.
В 1989 г. Иран заявил о подписании контракта на сумму 18 млн долл. с Аргентиной на стро
ительство целого ряда сооружений в районе урановых месторождений, включая завод по
отделению урансодержащей руды от пустой породы. Тремя годами позже под давлением
США сделка была отменена. В середине 1990 х гг. Россия подготовила технический про
ект на строительство завода мощностью 100–200 т руды в год. Однако к практической ре
ализации проекта стороны не приступили. Согласно существующим данным, в дальней
шем недалеко от г. Эрдекан работы были продолжены при помощи китайских специалис
тов, и завод по механическому обогащению урана будет введен в эксплуатацию в 2005 г.
Учитывая объем запасов урановых месторождений (около 850 т), а также оценки ОАЭИ, по
которым с момента начала промышленной эксплуатации рудников в 2005 г. их ресурс бу
дет выработан за 17 лет4, можно сделать вывод, что, скорее всего, планируемый завод по
отделению урановой руды от пустой породы рассчитан на ежегодное получение 50 т ура
на с природным содержанием U 235, в то время как для изготовления топлива для одного
энергоблока ВВЭР 1000 требуется в три раза больше.


Завод по производству «желтого порошка»
В 1992 г. в провинции Йезд, где расположены урановые месторождения, в Университе
те Саганд в Центре гидрометаллургических исследований был построен пилотный за
вод по производству уранового концентрата («желтого порошка»). Целью пилотного за
вода было определение оптимальных параметров и технических характеристик завода
по производству «желтого порошка» в промышленных количествах. В 1995 г., по инфор
мации ОАЭИ, завод был реконструирован и значительно расширен при помощи одного
из российских институтов. Параллельно проводилась разработка проекта промышлен
ного завода. Согласно заявлению представителя Ирана при МАГАТЭ А.А. Салехи, сде
ланному в феврале 2003 г., завод по получению «желтого порошка» готов к работе5. Дан
ные относительного того, где расположен завод, согласно иранским источникам, расхо
дятся. По одним он расположен в Исфахане, по другим – в провинции Йезд, недалеко от
урановых рудников в районе г. Эрдекан.

40 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
Завод по конверсии урана
В ноябре 1996 г. в ходе инспекций МАГАТЭ в Исфаханском ядерном исследовательском
центре Иран информировал Агентство о планах строительства на территории Центра
завода по конверсии урана. Планировалось, что китайские специалисты поставят уста
новку по конверсии закиси окиси урана (U3O8) в гексофторид урана (UF6), который явля
ется газообразным веществом и используется в центрифужном методе обогащения. Го
дом позже сделка была отменена китайской стороной под давлением США. В своем
письме госсекретарю США М. Олбрайт от 30 октября 1997 г. министр иностранных дел
Китая Цянь Цичень дал обязательство прекратить строительство завода. Однако, скорее
всего, иранской стороне была передана техническая документация на завод, включая
чертежи, по которым иранские специалисты самостоятельно достраивали объект. По
зднее, в 1998 г., между двумя странами велись переговоры о поставке в Исфаханский
центр плавиковой кислоты (HF), которая используется при конверсии урана.
Согласно заявлению вице президента Ирана и главы ОАЭИ Г.Р. Агазаде, завод должен
был приступить к работе летом 2003 г. Ввод в эксплуатацию завода откроет Ирану пря
мую дорогу к процессу обогащения урана. Планируется, что последний будет осуществ
ляться на заводе в г. Натанз (расположенном в центральной части Ирана в 40 км от Ка
шана и 150 км от Исфахана).




З
ЗАВОД ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА




И
Впервые интерес Ирана к центрифужному обогащению стал известен в 1995 г., когда по




Л
просьбе иранской стороны в протокол переговоров между министром по атомной энер
гии РФ В.Н. Михайловым и главой ОАЭИ Р. Амроллахи был внесен пункт о возможности




А
поставки в Иран обогатительных технологий. Очевидно, что тогда иранские специалис




Н
ты делали это, ориентируясь на российско китайское соглашение о строительстве за
вода по центрифужному обогащению, подписанное тремя годами ранее. После возвра




А
щения российского министра из Ирана в Москве было принято безусловное решение
закрыть центрифужный вопрос и никаких дальнейших переговоров с иранской стороной
по этому поводу не вести. В то же время нельзя исключать, что впоследствии китайские
специалисты могли передать техническую информацию по российским центрифугам,
начавшим работу в Китае в 1996 г. По другой информации, развитие газоцентрифужных
технологий в Иране осуществлялось совместно с пакистанскими специалистами в пер
вой половине 1990 х гг., а во второй ставка была сделана на северокорейских специа
листов6. В последнем случае нельзя исключать, что разработки велись в Северной Ко
рее при участии иранских специалистов и при финансировании со стороны Ирана. По
добная схема уже была использована двумя странами ранее при усовершенствовании
ракет. Иран финансировал разработку в Северной Корее новой, модифицированной
модели ракеты Scud B с условием поставки ему значительного количества этого ору
жия7. Примечательным фактом является и то, что информация о наличии программ по
центрифужному обогащению в Северной Корее и Иране появилась приблизительно в
одно время – в октябре и декабре 2002 г. соответственно.
По словам Генерального директора МАГАТЭ М. Эльбарадея, в феврале 2003 г. посетив
шего строящийся объект по обогащению урана в Натанзе, пилотный завод по центри
фужному обогащению находится в стадии готовности8. По состоянию на тот момент, по
данным инспекторов МАГАТЭ, в рабочем состоянии находилось около 160 центрифуг и
еще около 1000 – в разобранном виде. Всего, согласно сообщениям прессы, на пред
приятии к 2005 г. планируется разместить пять тысяч центрифуг9. В то же время, по не
которым оценкам, для производства достаточного количества ядерного топлива для
семи энергоблоков мощностью 1000 МВт10 каждый необходимо, как минимум, в десять
раз больше11, т.е. планируемого количества центрифуг будет недостаточно для произ
водства топлива даже для одного российского реактора ВВЭР.

41
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Эти же пять тысяч центрифуг в течение года, предположительно, позволят наработать вы
сокообогащенного урана не более чем для двух ядерных взрывных устройств, что, прини
мая во внимание «пристальное внимание к объекту» со стороны США, а также тот факт, что

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign