LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Facon Isabelle, Tertrais Bruno. French «Cooperative Threat Reduction» Programs. Fondation pour la
Recherche Strateqique. 2002, April 3; Научные записки ПИР Центра, №1 (19), 2002: Национальная и
глобальная безопасность Сотрудничество во имя глобальной безопасности. Под ред. Ю.Е. Федоро
ва.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Ре
22

спублики о сотрудничестве в области ядерной энергии.
Агентство «Бизнес Пресс». «Полпред». 2002, 1 Августа.
23


Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Ре
24




Р
спублики о сотрудничестве в области ядерной энергии.
Там же.




О
25


Ануфриев Геннадий. Сотрудничество с французскими фирмами. Атомпресс, №5, 1996. С. 3.
26




З
Сотрудничество во имя глобальной безопасности. Научные записки ПИР Центра: Национальная и
27




Б
глобальная безопасность. 2002, №1 (19). С. 108.




О
Рыбаченков Владимир. О международном сотрудничестве России в области утилизации избыточ
28

ного ядерного плутония. Ядерный Контроль, 2000 (ноябрь декабрь), № 6.
Edwin S. Lyman, Paul Leventhal. Bury The Stuff. Bulletin of the Atomic Scientists.1997, March–April;
29

Fissile material storage facility,
http://www.nti.org/db/nisprofs/russia/fissmat/pumayak/fismatst.htm#plant20.
MacLachlan Ann . Trilateral Agreement paves way for Second Phase pf Russia MOX Project. NuclearFuel.
30

1998,15 June. PP.17 18.
Рыбаченков Владимир. Выступление на московской конференции по нераспространению. Ядер
31

ное нераспространение. 2001, Вып. 39, апрель–июнь. С. 60.
Facon Isabelle, Tertrais Bruno. Op. cit.
32


Ibid.
33


Plutonium Agreement Boosts Russian MOX Fuel Plant Scheme. RANSAC Nuclear News. 2000, 26 June.
34

PP 3 4.
Завод Ханау стоимостью 800 млн дойчмарок (по другим данным – 1 млрд марок) – был построен
35

фирмой «Siemens» в начале 90 х гг., но так и не начал производить продукцию из за неблагоприят
ной политической коньюктуры в Германии. Начиная с 1995 года, выдвигались различные инициати
вы по поводу дальнейшей судьбы завода, в том числе предложение по полной или частичной пере
возке завода в Россию. Но в апреле2002 г. фирма «Siemens» заявила, что оборудование завода бу
дет уничтожено. Подробнее см.: Expanding the threat of Russian weapons grade plutonium The
Western Opinion. Greenpeace International, October 2002.
http://www.greenpeace.org/multimedia/download/1/44755/0/russian_doc_oct_10th_5.45_version.doc.

159
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Рогожин Юрий. Российский плутоний. Независимое Военное Обозрение. 1997, 31 мая.
36


MacLachlan, Ann. French and Russians Study MOX Plant For Fast Reactors, VVERs. NuclearFuel. 1995,
37

October 9. PP. 6 8.
Ibid.
38


Ivanov Valentin. Management of Plutonium derived from military programmes.
39

http://www.world nuclear.org/sym/2000/ivanov.htm.
Ibid.
40


Общая стоимость программы составила 13 млн. долл., из них Россия оплатила примерно 30% рас
41

ходов, а 70% пришлось на долю Франции и Германии. Facon Isabelle, Tertrais Bruno, оp.cit.
Выступление премьер министра Франции Л. Жоспэна на открытии ежегодной сессии в Высшей
42

школе Министерства обороны Франции 22 сентября 2000 г.
Кац Екатерина. Счет за издержки холодной войны. Время Новостей. 2001, 15 июня.
43


Предложение вице президента парламентской Комиссии по оценке научных открытий и новых
44

технологий К. Бирро. Франции рекомендовано «более активно» участвовать в проекте GT MHR.
NucNet, №126 А. 2001, 9 апреля.
Ваганов Андрей. На чьи деньги уничтожать плутоний? Независимая Газета, 2001, 6 марта.
45


Личная переписка автора с советником по ядерным делам посольства Французской Республики в
46

России Бернаром Суайе.
Там же.
47


Там же.
48


Ответы официального представителя МИД России А.В. Яковенко на вопросы российских СМИ в
49

связи с достигнутой договоренностью...
Источник: Чуен Кристина, Ясинский Майкл, Мейер Тим. В течение ближайших 10 лет Россия полу
50

чит от западных партнеров около 20 миллиардов долларов на программы по нераспространению
оружия и материалов массового поражения. Nuclear Watch, The International Center Newsletterю
Washington. 2002, 17 сентября; Финмаркет); Ответы официального представителя МИД России А.В.
Яковенко на вопросы российских СМИ в связи с достигнутой договоренностью «Группы восьми» в
Кананаскисе о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового
уничтожения. 2003, 10 января; Научные записки ПИР Центра. 2002, №1 (19).
Perspectives on the G 8 Global Partnership against the spread of Weapons of Mass Destruction.
51

Testimony of Kenneth N. Luongo Executive Director, Russian American Nuclear Security Advisory Council
to the Committee on Foreign Relations United States Senate.
http://www.ransac.org/new website/whatsnew /100902_sfrc_testimony.html #_ftn2.
По итогам переговоров президента России Владимира Путина и президента Франции Жака Ши
52

рака принято российско французское заявление по стратегическим вопросам. РИА Новости. 2003,
10 февраля.
Russia: Plutonium Disposition Overview.
53

http://ww.nti.org/db/nisprofs/russia/fissmat/plutdisp/puovervw.htm#FUNG.
Hibbs Mark. G 7 Concessions Mark Triumph for Minatom’s Strategic Aims. Nucleonics Week. 1996, April
54

25. PP. 9–10.
Воскресенский Геннадий. Зачем России плутониевый проект. Интервью с директором ВНИИНМ
55

М. Солониным. Век. 2001, 2 сентября.
Ficek Christopher. Plutonium Disposition Update.
56

http://www.ransac.org/new web site/pub/reports/pudisp 2000.html.
Hibbs Mark. U.S. Officials Go To Hanau In Bid To Save MOX Plant. Nucleonics Week. 1995, 22 June.
57

PP. 1, 14.
МОКС топливо из военного плутония в реакторах Европы? www.ieer.org/ reports/pu/ch5.html.
58




160 РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
СМЕРТОНОСНЫЕ АРСЕНАЛЫ
Джозеф
Сиринсионе Справочник о распространении оружия массового
Джон Волфстал уничтожения. Фонд Карнеги за международный мир.
Вашингтон, 2002. X+466 cтр.
Мириам
Раджкумар

DEADLY ARSENALS
Joseph Cirincione
with John Wofsthal Tracking Weapons of Mass Destruction. Carnegie
Endowment for International Peace. Washington, D.C.,
and Miriam
2002. X+466 pp.
Rajkumar
Рецензия – Роланд Тимербаев


Фонд Карнеги за международный мир выпустил очередной справочник о распростране
нии оружия массового уничтожения и средств его доставки. Его основной автор – Джо
зеф Сиринсионе, директор проекта по нераспространению Фонда Карнеги за междуна
родный мир. Новый справочник продолжает серию такого рода изданий, начатую во
семнадцать лет тому назад — в 1984 г. Ее основателем был занимавший в то время пост
директора проекта по нераспространению Фонда Карнеги Л. Спектор.
Новый справочник намного богаче и содержательнее прежних. Это, пожалуй, – наибо
лее авторитетный сборник в области распространения, основанный как на официаль
ных данных, так и на оценках неправительственных экспертных организаций, дающий
подробное представление о тех вызовах международной безопасности, которые несет
с собой продолжающееся распространение оружия массового уничтожения.




А
Основное содержание справочника – оценки и анализ положения по странам, включаю




К
щие историю развития программ в области ядерного, химического, биологического и
ракетного оружия, воздействие на это развитие общемировых и региональных тенден




Е
ций и перспективы дальнейших действий этих стран.




Т
Cтруктура размещения материала, однако, отличается от предыдущего справочника


О
1998 г. В новом справочнике государства дифференцированы по следующим категори

И
ям: официально признаваемые ядерные державы (при этом, если раньше речь шла
только о России и Китае, то на этот раз включены данные по США, Великобритании и Л
Франции); ядерные государства, не являющиеся участниками ДНЯО (Индия, Пакистан и
Б

Израиль); проблемные страны (Северная Корея, Иран и Ирак); государства, вызываю
щие определенную озабоченность (Алжир и Ливия); страны, отказавшиеся от ядерного
И




оружия. Авторы на этот раз отказались от регионального подхода к структурированию
материала, что, на наш взгляд, нелогично и не соответствует политическим реалиям в
Б




области распространения, так как зачастую именно региональные проблемы и кон
фликты толкают государства на путь овладения ядерным оружием.
Новый справочник не только подробно рассматривает положение дел по отдельным
странам на основе самых последних данных, но и содержит глубокий анализ общей си
туации в мире, прогнозирует основные глобальные тенденции в этой области, а также
дает оценку состояния международных режимов нераспространения в первой своей ча
сти. В нем представлены достаточно сбалансированный анализ и оценка как успехов,
так и неудач международных усилий, направленных на предотвращение дальнейшего
распространения. В этом отношении он выгодно отличается от предыдущего издания,
выпущенного в 1998 г., где такой раздел ограничивается лишь кратким обзором воз
можных вариантов дальнейшего развития событий в области распространения оружия
массового уничтожения.

161
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
В сборнике в критическом ключе анализируется появившаяся в последнее время в неко
торых кругах Соединенных Штатов тенденция связывать окончание холодной войны и
прекращение конфронтации между «сверхдержавами» с возникновением «диаметраль
но иной проблемы распространения». Те, кто придерживается такой точки зрения, — пи
шут авторы сборника, — считают, что если режим нераспространения в прошлом рабо
тал, то сейчас положение изменилось. «Многие должностные лица администрации Бу
ша полагают, что весь процесс переговоров и выполнения договоров по нераспростра
нению является и ненужным, и вредным с точки зрения интересов национальной безо
пасности США». Эти лица утверждают, что некоторые договоры, такие как ДВЗЯИ, Дого
вор по ПРО и Конвенция о противопехотных минах, «ограничивают вооружения и тем са
мым ослабляют основное государство (т.е. Соединенные Штаты. – Р.Т.), которое обес
печивает глобальный мир и безопасность», а другие договоры, такие как Конвенция о
запрещении и уничтожении химического оружия и Конвенция о запрещении биологиче
ского оружия, «создают ложное чувство безопасности, поскольку некоторые государст
ва подписывают их, а потом обманным путем не выполняют соглашения» (стр. 19).
По их разумению, — продолжают авторы справочника, — «образование новой парадиг
мы безопасности на ближайшие годы следует начать с «расчистки леса» – отказа от бес
полезных и контрпродуктивных договоров». Именно поэтому администрация Буша от
клонила или не ратифицировала ряд договоров. «Официальные лица считают, что Со
единенные Штаты могут обеспечить свою безопасность и безопасность своих союзни
ков путем модернизации обычных вооруженных сил США, развертывания всеохватыва
ющей системы противоракетной обороны, создания новых систем оружия космическо
го базирования и уменьшения количества ядерного оружия, но, возможно, за счет раз
работки его новых типов». Согласно такой стратегии, «международные отношения будут
основываться на надежных двусторонних соглашениях и союзнических отношениях, а не
на идеалистических многосторонних соглашениях».
Возражая против подобного тезиса, авторы пишут: «В обстановке возрастающего инте
реса к односторонним подходам к обеспечению безопасности важно подчеркнуть, что
финансовые, технологические и союзнические факторы сами по себе не служили доста
точно прочным барьером на пути распространения. Эти факторы присутствовали и в
1960 х, и в 1970 х гг., но до заключения Договора о нераспространении ядерное рас
пространение шло по возрастающей траектории; после же принятия Договора оно ста
ло снижаться. Главное значение ДНЯО состоит в том, что Договор предусматривает не
обходимый международно правовой механизм и создает дипломатическую норму, ко
торые открывают государствам ясный путь к безъядерному будущему».
И далее: «Более того, это путь, который поддерживают и по которому идут ведущие по
литические и военные державы. ДНЯО и другие договоры существуют не в отрыве или в
противовес союзническим соглашениям, они скорее включают в себя такие соглаше
ния. Режим нераспространения, следовательно, есть гораздо большее, чем сумма доку
ментов. Это – серия соглашений, которая, подобно Великой хартии вольностей или Дек
ларации независимости, выражает политическую реальность нашего времени и коллек
тивную политическую волю участников режима» (стр. 20). Авторы справочника подчер
кивают, что «большинство союзников Соединенных Штатов разделяют мнение о цент
ральном значении договоров (и, в особенности, соглашений по нераспространению)
для обеспечения международной безопасности» (стр. 22).
С такой оценкой нового военно политического курса администрации Буша и ее отноше
ния к сложившейся системе международных отношений, базирующейся на коллектив
ных усилиях государств и на многосторонних режимах, нельзя не согласиться.
В целом же работа, проделанная экспертами Фонда Карнеги, заслуживает самой высо
кой оценки. Справочник по справедливости должен стать настольной книгой для всех,
кто интересуется проблемой нераспространения оружия массового уничтожения – од
ной из самых острых проблем современности.



162 СМЕРТОНОСНЫЕ АРСЕНАЛЫ
Даниил КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
Кобяков




ЛЕБЕДЕВА М.М. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. М.: Аспект Пресс, 2003. 351 с.
Издание представляет собой первый российский учебник по данной теме, созданный в
соответствии с программой, утвержденной Министерством образования России. Книга,
написанная заведующей кафедрой мировых политических процессов МГИМО (У) МИД
РФ, д. полит. наук, проф. М. М. Лебедевой, знакомит читателя с новой для российской
политической науки дисциплиной под названием «мировая политика».
Мировая политика как самостоятельная научная субдисциплина появилась сравнитель
но недавно, во второй половине ХХ века. В ее основе – представление об усложнении
мировых политических процессов по ряду параметров, включая такие, как растущее
многообразие действующих лиц на мировой арене, изменение политической структуры
мира, растущая взаимосвязь и взаимозависимость между такими актуальными пробле




А
мами современности, как глобализация, регионализация, демократизация, проблемы




К
международного терроризма, разоружения и безопасности, экологии, демографии и
т.д. Мировая политика отличается от традиционного изучения международных отноше




Е
ний главным образом тем, что она рассматривает государства не как единственных иг




Т
роков на мировой арене, а уделяет также первостепенное внимание изучению роли не
правительственных факторов, таких как транснациональные корпорации, неправитель


О
ственные организации и общественные движения, СМИ, межгосударственные органи

И
зации и др. Новизна данной работы обусловлена тем фактом, что российская политиче
ская наука традиционно тяготела к «государство центричным» подходам к изучению Л
международных отношений.
Б

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign