LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мыми технологиями для утилизации ядерного оружия. Кроме того, исследование рос
сийско французских отношений по программам уменьшения угрозы позволяет наглядно
проследить трансформацию двусторонних программ в рамках СУУ в многосторонние.
Встреча в Кананаскисе явилась очередной ступенью в области сотрудничества между
Россией и странами Запада. На протяжении 1990 х гг. ряд европейских стран, таких, как
Франция, Германия, Великобритания, оказывали финансовую помощь России в рамках
двустороннего сотрудничества.
Таким образом, интерес представляет история российско французского сотрудничества,
объем финансовой помощи, выделенной на программы СУУ в России, эффективность ис

147
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
пользования этих средств, проекты, осуществленные в рамках программ совместного со
трудничества, и возможные перспективы в русле решений июньского саммита в Канаде.
Кроме того, сама проблематика российско французского сотрудничества в области СУУ
очень слабо освещена как в зарубежной, так и в отечественной литературе3.
Отсчет российско французского сотрудничества по программе совместного уменьше
ния угрозы можно начать с 7 февраля 1992 г., когда французское правительство призна
ло Российскую Федерацию правопреемницей СССР. 12 ноября того же года в Париже
было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави
тельством Французской Республики о сотрудничестве в области безопасного уничтоже
ния ядерного оружия в России и использования в мирных целях высвобождаемых ору
жейных ядерных материалов». Это соглашение открыло путь для двусторонних про
грамм «уменьшения наследия холодной войны» совместно с Россией. Побудительным
мотивом этого решения выступало стремление Франции усилить международную и ев
ропейскую безопасность путем ликвидации избыточных запасов ОМУ в России.


ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РОССИЙСКО ФРАНЦУЗСКИХ СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ
Упомянутый выше Договор является базовым документом в области российско фран
цузского сотрудничества по программе СУУ Срок действия Соглашения – 10 лет, при
этом в нем была предусмотрена возможность его автоматического продления в случае
согласия обеих сторон. Договор, в частности, предусматривает сотрудничество России
и Франции в следующих областях:
? содействие транспортировке ядерного оружия (ЯО) по территории Российской
Федерации;
? содействие в уничтожении ядерного оружия на территории Российской Федера
ции;
? хранение ядерных материалов, высвобождаемых в ходе утилизации ЯО, на терри
тории Российской Федерации;
? использование в мирных целях ядерных материалов, высвобождаемых из ЯО;
? физическая защита, учет и контроль ядерных материалов.
На основе этого документа выстраивались практически все дальнейшие договореннос
ти между двумя странами в области СУУ. Ряд этих договоренностей лег в основу про
граммы АИДА (Aide au demantelement) – «Помощь в уничтожении ядерного оружия»4.
Программа началась в конце 1992 г. и фактически продолжалась до апреля 1998 г., ког
да были поставлены последние контейнеры по «Соглашению о сотрудничестве в целях
обеспечения надежности и безопасности транспортировки ядерного оружия в России»
от 11 ноября 1993 г. Сразу отметим, что общий размер французской финансовой помо
щи по программе АИДА за период с 1992 по 1998 гг. составил примерно 57 млн долл.
(400 млн франков)5. К этой сумме следует добавить стоимость программы АИДА—
МОКС 2 в размере 8,5 млн долл. за период с 1998 по 2000 г. Таким образом, общий объ
ем французской помощи за период с 1992 по 2000 г. составил 65,5 млн долл.
Рассмотрим, на что же были потрачены эти средства.


ТРАНСПОРТИРОВКА ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
В октябре 1993 г. в Париже было подписано межправительственное «Соглашение о со
трудничестве в целях обеспечения надежности и безопасности транспортировки ядер
ного оружия в России». Соглашение предусматривало поставку 100 суперконтейнеров
для безопасной транспортировки ядерного оружия на базы Минобороны России и пред
приятия Минатома по разборке6. Были спроектированы и изготовлены суперконтейне
ры, устойчивые к внешним воздействиям, с целью обеспечения безопасности транспор

148 РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
тировки боеголовок МБР SS 18 с места хранилища до места демонтажа. Поставки кон
тейнеров начались в сентябре 1996 г. и были полностью завершены к апрелю 1998 г.7
Стоимость контейнеров и их поставок составила примерно 14 млн долл.8


СОДЕЙСТВИЕ В УНИЧТОЖЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрь 1993 г. отмечен подписанием «Соглашения о сотрудничестве в области демонта
жа ядерного оружия в России». Согласно этому Соглашению, Франция брала на себя обя
зательства поставить в Россию специальное станочное оборудование, предназначенное
для демонтажа ядерных боеприпасов9. Были осуществлены поставки оборудования для
резки внутренних металлических конструкций: один карусельный станок для отделения
различных покрытий металлических конструкций и три станка для разрезания механичес
ких конструкций и отделения материалов (поставка завершена в марте 1996 г.10).


ХРАНЕНИЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ
В ХОДЕ УТИЛИЗАЦИИ ЯО, НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 1994 г. в Париже министрами иностранных дел России и Франции А.В. Козыре
вым и А. Жюппе было подписано межправительственное «Соглашение о хранении в безо
пасных условиях литиевых материалов, полученных при демонтаже ядерного оружия в
России». Соглашение предусматривало сооружение «под ключ» хранилища для нерадио
активных водородсодержащих литиевых материалов или загрязненных тритием не более
0,02 кюри/кг на территории Российской Федерации (в Новосибирске) ориентировочно к
маю 1997 г.11 Местом расположения хранилища стал Новосибирский завод химических
концентратов (НЗХК), который в советское время производил литий для термоядерного




Р
оружия, а в настоящее время является производителем тепловыделяющих элементов для




О
АЭС, а также предприятием, контролирующим 25% европейского рынка лития12. Хранили
ще было рассчитано на хранение 60 т отходов – гидрида лития13. Проект был разработан




З
французской стороной, в строительстве участвовали французская фирма «Spi Batignolle»




Б
(Спи Батиньоль) и новосибирское АО «Сибэнергострой». Общая сумма средств, инвести
рованных в его создание, является коммерческой тайной, но известно, что лишь Новоси




О
бирский завод химконцентратов самостоятельно вложил в строительство 3 млрд недено
минированных рублей (примерно 520 тыс. долл. по средневзвешенному валютному курсу
1997 г.)14, а вклад французской стороны колеблется по разным оценкам от 20 до 27 млн
долл.15 Французская доля в стоимости хранилища была безвозмездно передана француз
ской стороной в собственность Российской Федерации и закреплена в качестве государ
ственной доли в капитале НЗХК16. Литиевые материалы предназначаются для реутилиза
ции. Предполагалось, что в дальнейшем на базе НЗХК будет организовано производство,
где гидрид лития будет перерабатываться в соли лития, которые могут использоваться в
разных отраслях промышленности – от обувной до авиастроительной17. Согласно догово
ренностям, французская сторона получала право проводить инспекции завода не чаще
двух раз в год. 16 декабря 1997 г. в присутствии посла Франции в России Ю.К. де Вердье
завод был принят Государственной комиссией18.
На начало 2003 г. строительство завода является самым масштабным и дорогим совме
стным проектом между Россией и Францией. Интересно сравнить его с размером аме
риканского содействия России в сфере разоружения и безопасности на 1997 г. Так, на
хранилище расщепляющихся материалов было выделено 50 млн долл., на предоставле
ние контейнеров для расщепляющихся материалов – 48 млн и на разработку проектов
хранилищ – 14 млн долл.19 То есть объем американского финансирования сходных объ
ектов более чем в четыре раза превышает французские инвестиции в инфраструктуру
хранения материалов, высвобождающихся при утилизации ЯО. Определенное пред
ставление о масштабах французской и американской помощи по программам СУУ в
России дает следующая таблица.

149
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Таблица 1

Зарубежное содействие России в утилизации ЯО (некоторые программы),
млн долл.20

США Франция

Средства уничтожения боеголовок 236 5

Хранение и утилизация материалов,
извлекаемых в процессе демонтажа
ядерного оружия 397,6 a 27 b
а) хранилище на ПО «Маяк», первая очередь, 1994–2001 гг.;
b) литиевое хранилище на НЗХК.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ ЯО
В 1996 г. было подписано сразу несколько соглашений, которые продолжали линию на
ликвидацию избыточных вооружений и сотрудничество в области атомной энергии. Так,
19 апреля 1996 г. было заключено межправительственное «Соглашение о сотрудничест
ве в области ядерной энергии». Текст Соглашения, кроме сотрудничества в граждан
ской области, предусматривал в частности «безопасное уничтожение ядерного оружия
и использование в мирных целях высвобождаемых ядерных материалов и конверсию
оборонных технологий для гражданских целей»21. Кроме этого документа было подписа
но «Соглашение о научно техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенно
го урана». В развитие этого Соглашения 7 июня 1996 г. было подписано Рамочное согла
шение между Минатомом России и Комиссариатом по атомной энергии Франции, по ко
торому предусматривалась поставка в течение 9 лет 495 кг высокообогащенного урана
(93%), в том числе 165 кг в 1996 г., для франко германского института М. Фон Лауэ По
ля Ланжевена в Гренобле и 125 кг (по 62,5 кг в 1997 и 1998 гг.) для французского иссле
довательского реактора «Орфей» в Саклэ22. Поставки осуществлялись в качестве ком
пенсации за использование российскими учеными экспериментальных установок ин
ститута М. Фон Лауэ Поля Ланжевена и за поставленное для ускорительно накопитель
ного комплекса Института физики высоких энергий (ИФВЭ) в г. Протвино оборудова
ние23. Французская сторона гарантировала, что полученный ею в соответствии с Согла
шением высокообогащенный уран не будет использоваться для производства ядерного
оружия и других ядерных взрывных устройств, а также будет обеспечен мерами физиче
ской защиты на уровнях, не ниже рекомендованных МАГАТЭ24.
Отдельно следует упомянуть Меморандум переговоров о возможном сотрудничестве в
области ядерной энергетики, подписанный в Париже 29 мая 1995 г. между Минатомом,
Росэнергоатомом и Electricite de France (Электрисите де Франс – ЭДФ). Меморандум, в
частности, предусматривал совместные исследования в области программ модерниза
ции реакторов ВВЭР 1000 и реакторов на быстрых нейтронах БН. В отдельное направ
ление были выделены исследования по МОКС топливу25.


ПРОГРАММА АИДА–МОКС
Начиная с 1993 г., Франция участвовала в научных исследованиях, направленных на мо
дернизацию российских атомных реакторов, для использования смешанного уран плу
тониевого топлива. Программа получила название АИДА–МОКС 1. Исследования за
ключались в оценке способности российских реакторов (в особенности ВВЭР 1000 и
БН 600) использовать МОКС топливо, производимое из военного плутония. Цель про

150 РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
граммы фактически состояла в исследовании возможности использования МОКС топ
лива в промышленных масштабах в РФ. В ходе исследований Франция опиралась на
свой опыт в использовании МОКС топлива во французских водо водяных реакторах.
Основными пунктами программы были26:
? выработка стратегических подходов, цель которых состояла в составлении спис
ка и оценки возможных стратегий, позволяющих утилизировать оружейные ядер
ные материалы;
? расчеты реакторов, цель которых – исследование возможности перевода реакто
ров ВВЭР и БН с использования топлива из оксида урана на использование сме
шанного МОКС топлива;
? изучение химических свойств плутония; здесь целью был обмен данными о хими
ческих методах, позволяющих преобразовывать металлический плутоний или его
сплав в окись плутония для установления сотрудничества в области химических
методов и определения соответствующих пилотных установок;
? производство МОКС топлива; цель – обмен данными о концепции и конструкции
завода по производству МОКС топлива как для реакторов БН, так и для тепловых
реакторов с целью установления французско российского сотрудничества в этой
области;
? переработка смешанного топлива; цель – обмен данными по используемым мето
дам и полученным результатам по переработке облученного МОКС топлива;
? выбор птимального реактора для «сжигания» МОКС топлива.
В реализации программы АИДА–МОКС с российской стороны участвовали Физико




Р
энергетический институт (Обнинск), РНЦ «Курчатовский институт», НИИ атомного реак




О
торостроения (Димитровград), ВНИИ неорганических материалов (Москва), Радиевый
институт (Санкт Петербург); с французской – военный департамент Комиссариата по




З
атомной энергии, фирмы «COGEMA» (Кожема), «FRAMATOM» (ФРАМАТОМ), «SGN»




Б
(СЖН).




О
По итогам исследований был выпущен отчет, в котором выявлены преимущества и по
казана техническая осуществимость МОКС варианта использования оружейного плуто
ния в ядерных реакторах, применимых в России. Его основные пункты касались следую
щих аспектов:
? загрузка активной зоны реактора ВВЭР 1000 на 30% МОКС топливом возможна
после проведения определенных доработок по аналогии с модернизацией, про
веденной в 1980 е и 1990 е гг. во Франции на 900 мегаваттных легководных реак
торах. Эти исследования проводились в 1997–1998 гг. и было доказано, что реак
торы ВВЭР 1000 способны сжигать 270 кг плутония ежегодно;
? использование МОКС топлива при 100% загрузке активной зоны возможно в ре
акторе на быстрых нейтронах БН 600, но без зоны воспроизводства. Было отме
чено, что этот вариант является наиболее оптимальным, однако требовалось про
ведение дальнейших исследований безопасности. А перевод реактора на гибрид
ную активную зону (с частичным использованием МОКС топлива) позволил бы
сжигать до 240 кг плутония в год на данном типе реактора;
? был определен технологический процесс переработки МОКС топлива на установ
ке, которая будет построена на территории России.
Производственные возможности завода по переработке плутония в МОКС топливо, ко
торый будет построен на территории России, будут определяться уровнем потребления

151
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
МОКС топлива существующими реакторами ВВЭР 1000 и БН 600. Конкретные цифры
выглядели следующим образом:
? реактор БН 600 в варианте с гибридной активной зоной способен потребить
240 кг плутония в год, при переводе на 100% ное потребление МОКС топлива
становится возможным использовать 1310 кг плутония в год;
? четыре реактора ВВЭР 1000 на Балаковской АЭС (как наиболее современные)
способны потреблять примерно 1100 кг плутония в год (каждый по 270 кг в год).
Из этого вытекало, что мощность установки должна составить примерно 1300 кг плуто
ния в год (при гибридной загрузке БН 600), из которого можно получить до 30 т МОКС
топлива.
Было отмечено, что использование избыточного плутония в атомной энергетике (реак
торы на легкой воде и на быстрых нейтронах) имеет ряд преимуществ относительно
других вариантов его утилизации: временное хранение плутония, захоронение в остек
лованном виде, особенно с позиций нераспространения27.
Интересно, что в октябре 1996 г., на парижской встрече «Большой семерки» и России,
политическим руководством Франции и Германии было предложено организовать стро
ительство завода по переработке плутония в МОКС топливо в России. Но в полномас
штабном финансировании было отказано. Было обещано только 7% от суммы пример
но в 300 млн долл.28


ПРОГРАММА АИДА–МОКС 2
В 1998 г. двусторонние договоренности трансформировались в трехсторонние, когда
2 июня в Москве было подписано трехстороннее соглашение между правительствами
России, Франции и Германии. Оно положило начало новому этапу российско француз
ского сотрудничества – программе АИДА—МОКС 2.
В марте 1996 г. французское правительство решило продолжить программу АИДА. 2 ию
ня 1998 г. в Москве было подписано трехстороннее франко германо российское меж
правительственное соглашение (АИДА—МОКС 2) сроком на два года. Его целью яви
лись более масштабные исследования способности российских реакторов работать на
МОКС топливе. Соглашение автоматически пролонгировалось при согласии всех
стран подписантов. По словам министра по атомной энергии Е.О. Адамова, это согла
шение является одним из первых, «которое направлено на практическое использование
военного плутония». Е.О. Адамов также подчеркнул, что соглашение важно для всех трех
стран, и не исключил возможность присоединения к проекту Японии29. В 2000 г. к согла
шению присоединились Италия и Бельгия30.
Соглашение включало в себя работы в следующих областях:
1. Строительство завода по конверсии металлического плутония по проекту CHEМОХ.
Минатомом было предложено начать строительство завода в Челябинске 65 на заво
де «Маяк». Подразумевалось использование на первом этапе строительства завода
совместных российско французских наработок (ВНИИНМ/COGEMA), на втором – тех
нологий, применяемых «COGEMA» на заводе в Ля Аг. Завод должен был перерабаты
вать 2,5 т плутония в год с возможностью увеличения до 4 т31. Строительство и серти
фикация завода должны были начаться в период с 2002 по 2005 гг.; планируемая да
та пуска завода – 2007 г.32 (по другим данным, завод должен был быть построен в
2008 г., а загрузка реакторов МОКС топливом должна была начаться уже в 2009 г.)33.
2. Завод по производству МОКС топлива. Строительство DEМОХ завода по переработ
ке МОКС топлива для реакторов БН 600 и ВВЭР 1000, используя российские и фран
цузские технологии. Для места строительства исследовалось два объекта, включая

152 РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
«Маяк». Со стороны Германии предусматривалась поставка части оборудования с за
вода в Ханау, ФРГ34. Приспособление германского оборудования к российским стан
дартам должно было осуществляться путем совместного сотрудничества между
«COGEMA», ВНИИНМ и «Siemens». Мощности по переработке плутония должны были
составить 2,5 т плутония в год с возможностью увеличения до 4 т в год. Докоммерче
ская «первая фаза» реализации проекта началась в 1997 г. и должна была закончить
ся к середине 1998 г. А в конце того же года намечалось изготовление нескольких топ
ливных сборок и испытания их в реакторе ВВЭР 1000 при полномасштабной загрузке
МОКС топлива в реактор в 1999 г.35 Но испытания так и не состоялись.
3. Модификация реактора БН 600. Исследования в рамках программы АИДА показали,
что при незначительных модификациях реактора БН 600 возможна 25% ная загрузка
активной зоны МОКС топливом36.
4. Модификация семи реакторов типа ВВЭР 1000. Работы, проведенные в рамках про
граммы АИДА, показали, что при минимальной доработке реакторов ВВЭР 1000 мож
но загружать до 30% МОКС топлива в активную зону37.
В 2000 г. по итогам совместной работы рабочих групп из трех стран были представлены
экспертные оценки стоимости работ по вышеуказанным направлениям. Так, затраты на
переоборудование российских реакторов и строительство заводов должны были соста
вить примерно 800 млн долл., а расходы на эксплуатацию должны были составить еще
900 млн долл.38 Интересно, что американо российская рабочая группа получила при
мерно те же цифры, что говорит об их достаточной объективности39.
Общий объем финансирования французской стороной программы АИДА–МОКС 2 в пе
риод с 1998 по 2001 гг. составил 60 млн. франков (примерно 8,5 млн долл.), причем не
посредственно государственное участие в программе ограничилось 35 млн франков.
Остальные расходы взяли на себя корпорации «FRAMATOME», «EDF», «COGEMA»40.




Р
Таким образом, первый этап российско французской программы АИДА (включая про




О
грамму АИДА–МОКС) завершился в 2001 г. Однако уже в сентябре 2000 г. французское




З
правительство заявило о своей готовности продолжить финансирование программ АИ
ДА. Заявленный объем финансирования программы должен был быть сопоставим с уже




Б
потраченными суммами, т.е. примерно 60–70 млн долл.41




О
Но перед саммитом «восьмерки» в Генуе (20–23 июля 2001 г.) сумма, которую согласи
лось выделить французское правительство, выросла до 100 млн долл.42 Предлагалось
даже подписать «точный план» финансирования программы по переработке плутония в
МОКС топливо43. Для сравнения: общие расходы на программу утилизации российско
го плутония в 2001 г. оценивались в 1,8–2 млрд долл.44
В ходе саммита в Кананаскисе Франция, наряду с другими государствами «восьмерки»,
согласилась финансировать программу СУУ в России. Сумма, которую планировала вы
делить Франция, до последнего времени оставалась неизвестной. Можно лишь сказать,
что Франция последней огласила размер средств, предполагаемых к выделению на
программы СУУ. И хотя официальных заявлений до сих пор не было, в ходе рабочих кон
сультаций сумма была оглашена. Так, 9 декабря 2002 г. на многосторонней встрече экс
пертов впервые было заявлено о предполагаемом выделении 750 млн долл., но офици
альным это заявление не считается45. Кроме того, 13 декабря 2003 г. оно снова прозву
чало на встрече высокопоставленных представителей «восьмерки» в Брюсселе46. Рос
сийской стороне это заявление было озвучено французским представителем в ходе пе
реговоров с Минатомом 16 декабря 2002 г.47
Российские официальные лица впервые заявили о предполагаемом размере француз

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign