LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

следние до начала второй антитеррористической кампании в Чечне имели доступ к ра
диоактивному могильнику, сооруженному на территории Чечни еще в советские време
на. Собственно говоря, нечто подобное чеченские боевики уже пытались осуществить,
заложив в 1998 г. мощный РИ в Измайловском лесопарке города Москвы.
«Грязная бомба» может быть изготовлена из обычных взрывчатых веществ, смешанных
с ядерным материалом. Речь, естественно, не идет о классическом ядерном взрыве – в
данном случае он технически невозможен по определению. Здесь, скорее всего, поми
мо ущерба здоровью людей в первую очередь придется иметь дело с морально психо
логическими и экономическими последствиями такого вида терроризма. При разбросе
радиоактивных материалов в результате обычного взрыва могут быть заражены значи
тельные площади экономических, промышленных и социальных центров. В последую
щем это потребует значительных усилий по лечению пострадавших и дезактивации по
раженной территории.


ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
При нынешнем положении вещей «бесхозность» РИ грозит перейти в необратимую ста
дию. В этом случае какой либо контроль за РИ будет уже в принципе невозможен со все
ми вытекающими отсюда негативными последствиями.

141
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Поскольку проблема безопасного вывода РИ из эксплуатации, их последующего долго
срочного хранения и утилизации приобрела к настоящему времени глобальный харак
тер, очевидно, что необходим единый центр координации усилий по ее решению.
В качестве такого центра сейчас успешно действует Международное агентство по атом
ной энергии. В системе ООН Агентство занимается выработкой стандартов безопасно
сти при обращении с «бесхозными» РИ. Им разработан и осуществляется План дейст
вий по безопасности и сохранности источников. Важным элементом реализации этого
Плана является Кодекс поведения по безопасности и сохранности РИ, а также принятие
мер государствами членами по приведению своей национальной практики обращения с
РИ в соответствие с рекомендациями Кодекса. Эти меры способствуют упорядочению
решения проблемы «бесхозных» источников в глобальном масштабе. В рамках перего
воров, ведущихся сейчас в Вене, активно обсуждается вопрос о целесообразности
страхования ответственности за использование РИ, в том числе с внесением в будущем
соответствующих положений в существующие международные договоры об ответст
венности за ядерный ущерб.
По запросу государств Агентство может направлять группы экспертов для оказания по
мощи правительствам в разработке национальных стратегий поиска, обращения и захо
ронения «бесхозных» РИ.
На последней 46 й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ был утвержден План дей
ствий по предотвращению актов ядерного терроризма. Он также предусматривает ряд
конкретных направлений, охватывающих в том числе проблему «бесхозных» источников.
Есть определенные возможности для решения данной проблемы и в рамках Конвенции
о физической защите ядерного материала. По мнению автора, можно было бы допол
нить эту Конвенцию положениями, направленными на расширение сферы действия Кон
венции применительно к защите ядерных материалов и установок от диверсий, под
тверждение и усиление ответственности государства, на чьей территории осуществля
лась или осуществляется эксплуатация РИ, за их сохранность, последующую утилиза
цию или долгосрочное хранение.
В 2001 г. Агентство начало создавать Международный каталог РИ и устройств. Данный
каталог содержит специальную информацию по РИ и устройствам промышленного из
готовления, включая наглядные пособия, позволяющие идентифицировать общий тип
изделия, изготовителя, в отдельных случаях дистрибьютора. Эта база данных полезна и
необходима для идентификации конкретных моделей с целью быстрейшего определе
ния методов безопасного обращения с ними.
Круг возможных пользователей каталога включает в себя работников национальных ре
гулирующих органов, специалистов по обращению с бесхозными источниками, офици
альных представителей правоохранительных организаций, таможенных структур и ком
паний по обращению с радиационными отходами государств членов, входящих в дан
ную организацию. Представляется, что это направление весьма важно и перспективно
для скорейшего определения типа РИ, его быстрейшей эвакуации и последующей ути
лизации.


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Помимо юридического обеспечения работы по вышеуказанным направлениям, МАГАТЭ
предоставляет свое оборудование и экспертизу для поиска «бесхозных» РИ, попавших в
незаконный оборот, и их изъятия из такого оборота. Вообще тема незаконного оборота
ядерных материалов (НОЯМ) является неотъемлемой частью обсуждаемой проблемы, и
на ней следует остановиться более подробно.
В 1992 г. МАГАТЭ начало собирать информацию и учредило базу данных по случаям НО
ЯМ и других радиоактивных источников. В настоящее время участниками базы данных

142 ПРОБЛЕМА БЕСХОЗНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ
Агентства по НОЯМ являются порядка 70 государств. По состоянию на конец 2001 г. в
ней содержались данные о 300 случаях, связанных непосредственно с ядерными мате
риалами. Из этого количества порядка 70% официально были подтверждены государст
вами членами Агентства, информация же об остальных фактах была взята из открытой
печати. Россия по числу зафиксированных событий, связанных с НОЯМ, занимала вто
рое место после Германии. В группу «лидеров» входили также Литва, Турция, Румыния,
Венгрия, Чехия и Австрия.
Вместе с тем эти статистические данные не всегда можно считать абсолютно объектив
ными. Так, в Южной Корее, США, Франции, Японии – странах с высокоразвитой ядерной
инфраструктурой – за эти годы якобы не было зарегистрировано ни одного случая НО
ЯМ. При этом данные самого МАГАТЭ о потерянных источниках, скажем, в США говорят
об обратном и приводились выше. Более того, Комиссия по ядерному регулированию
США ежегодно получает около 200 сообщений об утерянных, похищенных или брошен
ных радиоактивных источниках и устройствах на территории США.
Анализ информации по подтвержденным случаям НОЯМ показывает, что:
? большинство случаев НОЯМ приходится на Европу, а также на государства участ
ники Конвенции о физической защите ядерного материала;
? физические и химические формы украденных ядерных источников и материалов
свидетельствуют о том, что наиболее уязвимыми для злоумышленников являются
конверсионная и постконверсионная стадии ядерного топливного цикла;
? наиболее уязвимые предприятия – предприятия сферы производства ядерного
топлива и хранилища радиоактивных материалов;
? МАГАТЭ все еще обладает ограниченной информацией о происхождении РИ.




Р
В плане противодействия незаконному трансграничному перемещению радиоактивных




О
материалов и источников Агентство обеспечивает специальную подготовку погранични




З
ков и других работников национальных правоохранительных органов. Его специалисты
проводят семинары практикумы для оказания помощи правительствам и операторам




Б
действующих атомных установок. В рамках программы технического сотрудничества




О
Секретариат МАГАТЭ постоянно осуществляет ряд региональных проектов, которые в
той или иной степени ориентированы на укрепление в государствах инфраструктуры
противодействия НОЯМ. В рамках Программы координированной технической под
держки для стран СНГ Агентство с 1992 г. оказывает помощь бывшим республикам
СССР в развитии государственных систем учета и контроля над ядерными источниками
и материалами.
МАГАТЭ стало инициатором создания Межучрежденческого координационного комите
та по противодействию незаконному трансграничному перемещению ядерных и других
радиоактивных материалов. Цель – координация баз данных, принадлежащих различ
ным организациям, организация совместных учебных программ. К участию в работе Ко
митета приглашены все заинтересованные международные организации.
Агентство подписало Меморандум о взаимопонимании со Всемирной таможенной орга
низацией и ежегодно проводит с ней координационные совещания. Тесная связь уста
новлена между МАГАТЭ и Интерполом. Для сотрудников таможни Агентством совмест
но с ВТО и Интерполом разработана учебная программа и регулярно проводятся учеб
ные курсы по предупреждению контрабанды РИ и ядерных материалов. Эти же три ор
ганизации при поддержке правительства Швеции стали организаторами Международ
ной конференции по вопросам защиты ядерных материалов и РИ от незаконного оборо
та, которая была проведена в Стокгольме в мае 2001 г. В ее работе приняли участие око
ло 300 специалистов, представляющих заинтересованные министерства, таможенные и
полицейские органы из более чем 70 стран.

143
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Сейчас Агентство совместно с Институтом трансурановых элементов Объединенной ко
миссии по исследованиям Европейского союза проводит исследования по внедрению
методики так называемых «ядерных отпечатков»13. По аналогии с отпечатками пальцев,
любой ядерный материал или радиационный источник имеет присущие только ему при
знаки. Речь идет об определении радиоизотопов c учетом возраста материала, химиче
ских и физических параметров. Это также будет важным вкладом в дело пресечения
ядерной контрабанды.
Российские организации активно участвуют в проектах МАГАТЭ в области противодей
ствия НОЯМ. В апреле 2001 г. в г. Пушкин Ленинградской области состоялось совеща
ние руководителей таможенных служб СНГ и стран Балтии, на котором обсуждались во
просы совместной борьбы в этой области. Совещание было организовано силами Госу
дарственного таможенного комитета (ГТК) России под эгидой МАГАТЭ. ГТК и МАГАТЭ
успешно провели в июне и сентябре 2001 г. на базе Санкт Петербургского филиала Рос
сийской таможенной академии международные учебные курсы по противодействию
НОЯМ. Минатом России под эгидой МАГАТЭ начал работу по организации учебных кур
сов по защите ядерного материала на постоянной основе.
Заслуживает внимания также факт создания трехсторонней Рабочей группы (в которую
вошли представители Минатома России, Министерства энергетики США и МАГАТЭ) по
развитию стратегии и координации деятельности по обнаружению и безопасному обра
щению с «бесхозными» радиоактивными источниками на территории бывших республик
СССР.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ответ на вопрос о том, кто виноват в умножении числа «бесхозных» РИ, является, по
большому счету, риторическим и неоднозначным. Видимо, техническое развитие атом
ной промышленности в целом и применение различного вида изотопов в частности в оп
ределенной мере опередило созданные в начале атомной эры и действующие до сих
пор национальные системы физического учета и контроля РИ и ядерных материалов. С
другой стороны, произошло своеобразное «привыкание» человечества к плодам «золо
того века» ядерной физики, давшего нам невиданные доселе источники энергии и мно
гообразие форм изотопного применения в повседневной жизни. Мы принимаем как
данность работу ядерных сил природы на нас, не задумываясь пока о необходимости
осторожного и бережного отношения к микромиру элементов и работы с ним. Хочется
надеяться, что в результате предпринимаемых усилий и мер ситуация начнет меняться
к лучшему и мир наконец то избавится от странного словосочетания «бесхозный радио
активный источник».
Именно такая цель стояла перед организаторами Международной конференции «Безо
пасность радиоактивных источников», проходившей в Вене 10–13 марта 2003 г. Прави
тельства России и США выступили в качестве соучредителей этого мероприятия, на ко
тором было зарегистрировано 700 участников из 123 стран. Организацией и проведени
ем конференции занималось МАГАТЭ при содействии правительства Австрии, ЕС, Все
мирной таможенной организации, Интерпола и Европола.
Основные выводы конференции сводятся к следующему.
Радиоактивные источники, представляющие повышенную опасность, включая так назы
ваемые «бесхозные» источники, сохранность которых не обеспечена и которые не охва
чены системой учета и контроля, вызывают серьезную обеспокоенность. Эффективные
национальные инфраструктуры для обеспечения безопасного и сохранного обращения
с уязвимыми и опасными радиоактивными источниками играют важную роль в целях
обеспечения долгосрочной безопасности и контроля в этой области. Для того, чтобы со
действовать созданию и поддержанию таких инфраструктур, государства должны пред
принять согласованные усилия для следования принципам, изложенным в Кодексе по

144 ПРОБЛЕМА БЕСХОЗНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ
ведения по безопасности и сохранности радиоактивных источников. В этом контексте
определение роли и ответственности правительств, лицензирующих органов и между
народных организаций имеет большое значение. Поэтому международная инициатива,
поощряющая национальные правительства и оказывающая им помощь в наведении по
рядка с сохранностью радиоактивных источников, должна осуществляться под эгидой
МАГАТЭ.
В ходе конференции были намечены конкретные пути решения проблемы так называе
мых «бесхозных» радиоактивных источников. К некоторым из них можно отнести следу
ющие:
? разработка и выполнение всеми государствами национальных планов действия
по выявлению и обеспечению безопасного хранения радиоактивных источников;
? разработка последовательной и ясной схемы категоризации радиоактивных ис
точников;
? завершение работы по составлению такого документа, как Кодекс поведения по
безопасности и сохранности радиоактивных источников;
? разработка и внедрение стандартов по проектированию и производству радиоак
тивных источников и соответствующих приборов с целью сведения к минимуму их
использования не по назначению;
? усиление мер по пресечению незаконного трансграничного перемещения радио
активных источников и взаимодействие в этих целях между государствами и соот
ветствующими международными организациями;
? активизация сотрудничества между соответствующими национальными агентст




Р
вами в области обмена информацией и обучения персонала пресечению незакон
ного оборота радиоактивных источников и материалов;




О
? объединение финансовых ресурсов государств с целью установки соответствую




З
щего оборудования для пресечения незаконного трансграничного перемещения




Б
радиоактивных источников на общих границах;




О
? поддержка деятельности МАГАТЭ в области разработки соответствующей базы
данных по незаконному обороту радиоактивных материалов и источников;
? установление более тесных контактов между государствами и Центром чрезвы
чайного реагирования МАГАТЭ;
? совершенствование механизма оказания международной помощи в рамках Кон
венции об оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварий
ной ситуации 1987 г.
Конференцией также было принято решение о том, что МАГАТЭ должно провести анало
гичную встречу в 2005 г. с целью анализа результатов, достигнутых в мире в области бе
зопасности радиоактивных источников, а также успешности процесса выполнения Ко
декса поведения по безопасности и сохранности радиоактивных источников.


Примечания
Данная статья отражает исключительно личную точку зрения автора.
1


Gonzales Abel J. Security of Radioactive Sources – the evolving new international dimensions. IAEA
2

Bulletin. 2001. Vol.43, No.4. P.41.
IAEA Press Release, PR 2002/09. Inadequate Control of World’s Radioactive Sources. 2002, June 25.
3




145
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Бюллетень МАГАТЭ. 1999. Т.41, №3. С.22.
4


IAEA Press Release, PR 2002/09. Op cit.
5


Lluma Diego. Georgia: What the Russians Left Behind. Bulletin of the Atomic Scientists. 2000,
6

May–June.
В сентябре 1995 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Гру
7

зия о российских военных базах на территории Республики Грузия. Этот договор регламентиро
вал вопросы пребывания российских войск на территории Грузии, однако по ряду причин не был
ратифицирован.
Войска радиационной и химической защиты являются неотъемлемой составной частью любой
8

современной армии.
Командующий пограничными войсками Грузии В.С. Чхеидзе обвиняет Москву в преступной бе
9

залаберности, т. к., по его мнению, Россия не проинформировала грузинскую сторону об остав
ленных радиоактивных источниках.
В состав каждой из ПРХМ входит комплект градуированного оборудования типа СО 6 с тремя
10

источниками гамма излучения с радионуклидом Cs 137. Хранятся радиационные источники в за
щитных свинцовых контейнерах и извлекаются только на период проверки дозиметрических при
боров. Обеспечение радиационной безопасности персонала, производящего работы с радиаци
онными источниками, организуется в соответствии с эксплуатационной документацией.
Windisch Elke. Georgians Strahlende Gefahren. NRZ Online. 2002, 02 Juli.
11


Gonzales Abel J. Op cit. P.39.
12


Tracing the Source: Nuclear Forensics & Illicit Nuclear Trafficking. IAEA, 2002,18 October.
13




146 ПРОБЛЕМА БЕСХОЗНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ
РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ
Андрей Фролов
ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА




В начале 2003 г. правительственные эксперты России стали связывать большие надеж
ды с тем, что реализация договоренностей саммита «восьмерки» в Кананаскисе получит
практическое воплощение. В частности, директор Департамента информации и печати
МИД России А.В. Яковенко заявил, что «реализация договоренностей о Глобальном
партнерстве приобрела заметную позитивную динамику во время канадского председа
тельства в «восьмерке». Кроме того, он выразил надежду на то, что «при переходе 1 ян
варя 2003 г. председательства к Франции, совместные работы (в рамках договореннос
ти о глобальном партнерстве. – А.Ф.) получат дополнительный импульс»1.
Интерес к данной проблематике в значительной степени возрос в связи с проведением
саммита «Большой восьмерки» в канадском городе Кананаскисе, проходившем в июне
2002 г. По итогам встречи была принята программа «Глобальное партнерство против
распространения оружия и материалов массового поражения», иначе называемая Дек




Р
ларацией «10 + 10 за 10 лет», по которой значительная часть из 10 млрд долл., выделяе
мых Соединенными Штатами, и 10 млрд долл., предоставляемых другими шестью члена




О
ми «восьмерки», должна была быть выделена России2. Эти суммы на порядок превосхо




З
дят тот объем финансирования, который выделялся за период с 1991 по 2002 гг. Среди
первоочередных задач, стоящих перед странами «восьмерки» – уничтожение химическо




Б
го оружия, утилизация списанных атомных подводных лодок, а также расщепляющихся




О
материалов и трудоустройство бывших ученых оружейников. А так как подавляющая
часть объектов, связанных с производством и хранением оружия массового уничтожения
(ОМУ), находится на территории России, то практически вся сумма предназначалась на
шей стране. Эти средства планировалось выделять в течение 10 лет, причем это реше
ние интересно еще и тем, что финансовые расходы должны были быть равномерно поде
лены между США, являющимися основным донором программ разоружения в России и
странах СНГ в 1990 е гг., ведущими странами Евросоюза, а также Японией и Канадой,
участие которых в финансировании программ по уничтожению ОМУ в предшествующий
период было скромнее. В этой связи интерес представляет изучение сотрудничества в
области программ Совместного уменьшения угрозы (СУУ) России и Франции, так как
Франция и Германия являются ведущими государствами Евросоюза по размерам своего
политического и экономического потенциала, а Франция еще и постоянным членом (на
ряду с Великобританией) Совета Безопасности ООН. Франция также обладает необходи

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign