LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ектории. Третья ступень – боевая, служит для преодоления на сверхзвуковой скорости
(до М=3) системы ПВО противника. Дальность полета ракеты – 200–250 км, вес боевой
части – 200 кг (по другим данным, в зависимости от модификации дальность может со
ставить 300 км, а масса БЧ – до 300 кг77)78.
Известна модификация последней ракеты, которую можно запускать с подводных лодок
– Клаб С. На данный момент ею оснащены две индийские дизель электрические под
водные лодки проекта 877 ЭКМ Кило и одна проходит соответствующую модернизацию
в Северодвинске79. Более того, по словам С. Кумара, бывшего начальника Штаба ВМС
Индии, «ракета данного типа обладает непревзойденной точностью и разрушительной
мощью. Клаб заряжается в торпедные аппараты подводной лодки и оттуда способна по
разить как морские, так и наземные цели»80.
Принятие на вооружение этих ракет (которых, к слову, нет на вооружении даже россий
ского флота), сразу придало ВМС Индии новые возможности, так как впервые появилась
возможность запускать крылатые ракеты скрытно из под воды, при этом исчезает пре
имущество Пакистана, который первым принял на вооружение ПКР Гарпун.
Ракеты Брамос (название образовано от названий рек: Брахмапутра и Москва) скорее
всего также могут «прописаться» на борту ВТК или арендованных российских лодок. Ра
кета данной системы разработана на основе ракеты ПКР Оникс/Яхонт 3М 55, и предус
матривается возможность ее запуска с надводных, подводных и наземных носителей.
Видимо, для лодочного варианта ракеты будут использованы российские наработки по
теме П 800 Болид (ракета для подводного пуска). Все варианты ракет используют один
и тот же Транспортно пусковой контейнер (ТПК), в котором они без проверок могут хра
ниться до трех лет. ПКР данного типа эффективно действует при нанесении ударов по
кораблям противника, причем в системе наведения используются системы искусствен
ного интеллекта.

110 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
Дальность стрельбы достигает 300 км при полете по комбинированной траектории и 120
км при полете только по низковысотной траектории81. Ракета оснащена автономной
инерциальной системой управления с системой навигации и радиолокационной голо
вкой самонаведения82. При этом ракета способна поражать не только корабли, но и ра
диоконтрастные наземные объекты, такие, как нефтяные базы83. К слову сказать, у ин
дийцев уже есть опыт боевого применения ПКР против берега: в 1971 г. индийские ра
кетные катера проекта 205 нанесли удар ПКР П 15 по нефтяным резервуарам в Карачи.
В 1998 г. было создано совместное российско индийское предприятие по разработке и
производству данных ракет. Индийскую сторону в СП представляет Организация обо
ронных исследований и разработок министерства обороны Индии (DRDO, Defense
Research Development Organization), а российскую – ФГУП НПО Машиностроения (г. Ре
утов). Планируется, что при серийном производстве ракет работы будут примерно по
ровну распределены между российскими и индийскими контрагентами. Индийские спе
циалисты разрабатывают систему управления, а также программное обеспечение. В хо
де серийного производства, которое, как предполагается, начнется в конце 2003 г., по
ловина компонентов для сборки ракет будет поступать с НПО «Стрела» (Оренбург), а ос
тальные (как, например, электроника) будут предоставлены индийскими субподрядчи
ками. Мощности заводов позволяют выпускать до 200 ракет ежегодно84. Предусматри
вается, что закупаемые Индией вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения
(ДРЛО) Ка 31 будут «подсвечивать» им цели85.
Интересно, что среди основных целей для новой ПКР индийский ВМФ рассматривает как




З
пакистанские ДЭПЛ, оснащенные ПКР Гарпун, так и китайские корабли, вооруженные




И
ПКР Москит86 (речь идет о двух китайских эсминцах типа Современный, которые вошли в
строй в 1999–2000 гг. В январе 2002 г. Китай подписал с Россией контракт на постройку




Л
еще двух подобных кораблей. – А.Ф.), хотя противокорабельной ракете будет сложно по




А
разить подводную лодку, когда та находится в базе. В данном случае точность Брамоса
будет невысока, так как она не оснащена системой коррекции по электронным картам




Н
местности (подобно американскому Томагавку или советской/российской РК 55).




А
ЛИЗИНГ РОССИЙСКИХ АПЛ
Проект аренды российских АПЛ неразрывно связан с программами разработки ВТК.
Причем интересно проследить закономерность: в случае «пробуксовки» национальной
программы Индия обращается за помощью к России, что, в общем, и неудивительно, так
как альтернативы российскому опыту просто нет. Причем следует отметить, что во всех
случаях речь шла о многоцелевых АПЛ 971 го проекта (код НАТО – Акула II или Улучшен
ная Акула), несколько корпусов которых были не достроены и оставались на стапелях
российских судостроительных верфей. В середине 1990 х гг., когда вопрос об аренде
российских АПЛ стал обсуждаться в СМИ, в России, на стапелях Северного машиност
роительного предприятия (Севмаша) находились в разных степенях готовности 3 корпу
са лодок 971 го проекта: К 335 (заводской номер 835, с 22.02.1993 г. переименована в
Гепард), К 337 (заводской номер 836, с 25.01.1994 г. переименована в Кугуар) и К 333
(заводской номер 837, с 01.02.1995 г. переименована в Рысь). В Комсомольске на Аму
ре, на Амурском судостроительном заводе, в незавершенном состоянии находилась
АПЛ Нерпа (заводской номер 518, первоначальное наименование корабля К 152, новое
название получено 13.04.1993 г.).
Из этих четырех лодок только Гепард на данный момент вошел в состав российского
ВМФ 4 декабря 2001 г. Видимо, в период начала переговоров с Индией лодка находи
лась в наибольшей степени готовности и однозначно планировалось ее вступление в со
став Северного флота. Следовательно, возможные переговоры могли касаться только
одной «комсомольской» лодки и двух северодвинских.
Примечательно одно обстоятельство – в середине 1990 х гг., когда финансирование
ВПК достигло критической отметки, региональные власти всеми силами пытались по

111
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
мочь «своим» оборонным предприятиям. Так, 11 марта 1997 г. в ходе пресс конферен
ции губернатор Архангельской области А.А. Ефремов обратился к правительству Рос
сийской Федерации с просьбой рассмотреть возможность экспорта АПЛ. Реакция пра
вительства осталось неизвестной87.
Интерес Индии к этим лодкам очевиден: на данный момент лодки 971 го проекта явля
ются самыми современными АПЛ российского флота и соответствуют лучшим мировым
стандартам. А Кугуар, Рысь и Нерпу относят на Западе к так называемому «проекту Аку
ла II», который по некоторым параметрам (например, шумности) превосходит наиболее
современные американские АПЛ типа Improved Los Angeles и практически соответству
ет лодке четвертого поколения Sea Wolf. К тому же, за исключением строящейся лодки
четвертого поколения 885 го проекта Северодвинск, эти три лодки были единственны
ми многоцелевыми АПЛ, находящимися на российских верфях.
Предположительно, начало новому этапу в российско индийских переговорах было по
ложено в 1999 г., когда 15 сентября того же года в Санкт Петербурге прошла встреча
российской и индийской военно морских делегаций, возглавляемых главнокомандую
щим ВМФ России адмиралом В.И Куроедовым и командующим ВМФ Индии адмиралом
С. Кумаром. По сообщениям российской прессы, среди прочих вопросов обсуждалась
возможность передачи Индии российской АПЛ. Однако Министерство обороны РФ за
явило свое опровержение88. Скорее всего, эта встреча была лишь «пробным шаром»,
так как после нее упоминания о возможной аренде исчезают из российских и индийских
СМИ. Интересно, что ряд источников в доказательство факта сотрудничества между
Россией и Индией на данном этапе приводит следующие аргументы: в 1997 г. в Севе
родвинске была замечена группа индийских подводников, которые, по официальным
заявлениям, прибыли для участия в ремонтных работах по модернизации ДЭПЛ Кило.
Офицеры поселились на острове Ягры, на котором расположен судоремонтный завод
«Звездочка», и проживали там более года, что превышает разумные сроки модерниза
ции ДЭПЛ. А на противоположном берегу находится Севмаш, где строятся атомные под
водные лодки проектов 971, 949, 855 и 955. На основании столь длительного прожива
ния индийцев напротив верфи и был сделан вывод, что сотрудничество между Россией
и Индией в области атомного подводного судостроения активно продвигается89.
В дальнейшем, летом 1998 г., индийская военная делегация посетила базу российских
многоцелевых АПЛ на Северном флоте, в ходе которой был замечен интерес индийской
стороны к АПЛ 971 го проекта, и в ноябре того же года на заседании Комиссии по дву
стороннему сотрудничеству индийцы подняли вопрос о закупке двух подобных лодок90.
Новый всплеск внимания к проблеме лизинга российских АПЛ приходится на конец
2000 г., после подписания между Индией и Россией Декларации о стратегическом со
трудничестве. Более того, в феврале 2001 г. российские корабли под флагом главкома
ВМС В.И. Куроедова посетили Индию, что сразу дало повод предположить, что в ходе
встреч с индийской стороной обсуждался и вопрос об аренде АПЛ.
И действительно, спустя полгода в зарубежной прессе появились сообщения о том, что
в октябре 2001 г. примерно 40 индийских моряков отправились в трехмесячную коман
дировку в Россию с целью пройти ознакомление с АПЛ неназванного типа. Причем со
общалось, что в ходе учебного курса должны были быть выполнены имитационные пус
ки ракет с ядерной БЧ, что, видимо, не соответствует действительности91. В этой связи
интересно количество индийцев – 40 человек, что точь в точь соответствует численнос
ти экипажа АПЛ Акула II.
Но если о возможных переговорах В.И. Куроедова в Индии можно только гадать, то спу
стя год главком однозначно высказался по этому вопросу в ходе посещения верфи в
Комсомольске на Амуре в январе 2002 г., в ходе которого адмирал заявил о готовности
России сдать в аренду Индии две АПЛ92. Предполагалось, что Индия финансирует дост
ройку двух АПЛ на российских верфях, Россия обучает четыре индийских экипажа, а
первая лодка планируется к передаче в 2004 г.93 Контракт должен был быть подписан с
государственной компанией «Рособоронэкспорт». Работы должны были начаться толь

112 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
ко после перевода Индией 100 млн долл.94 Однако индийская сторона в лице начальни
ка Штаба ВМФ адмирала М. Сингха не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть данную
информацию95. При этом, по словам заместителя директора «Рособоронэкспорта» В.М.
Комардина, Индия «высказала желание» взять АПЛ в аренду96. По мнению индийских во
енно морских экспертов, цель данной сделки состояла «в поддержании навыков преды
дущего экипажа (видимо, Чакры. – А.Ф.), а также передачи опыта новой команде»97. В
зарубежных СМИ также прозвучала и приблизительная сумма ежегодных арендных вы
плат: 25 млн долл.98
Наиболее вероятным кандидатом для возможной сделки оказывалась Нерпа, так как ее
готовность на декабрь 2001 г. оценивалась в 80%99. Но, по словам директора ОАО
«Амурский судостроительный завод» Н.Г. Повзыка, «лодка строится по заказу россий
ского ВМФ, есть соответствующий договор с Главным управлением кораблестроения.
Работает военная приемка, мы сдаем поэтапно, что положено… А будет мне объявлен
другой заказчик, названы другие условия – тогда и будем разговаривать»100. К слову ска
зать, такая высокая готовность подразумевает, что реактор в лодку уже установлен, по
этому маловероятно, что Нерпа будет поставлена потенциальному заказчику без него.
Действительно, в ходе визита И.И. Клебанова в Дели 8 февраля 2002 г., по итогам кото
рого был подписан Протокол о военном сотрудничестве, тема АПЛ, по видимому, не
поднималась. По крайней мере, обе стороны не сделали каких либо заявлений на этот
счет, хотя накануне визита в СМИ циркулировало большое количество спекуляций по
данному вопросу. Предполагалось, что контракт по АПЛ будет подписан101. Более того,




З
в конце февраля в индийской прессе появились сведения о том, что индийский экипаж




И
уже в течение года проходит обучение в России, включая выходы в море на проекте
971102. Скорее всего, вопрос был на время отложен, так как Протокол подразумевает по




Л
ставку в Индию четырех бомбардировщиков Ту 22М3, тяжелого авианесущего крейсера




А
Адмирал флота Советского Союза Горшков, истребителей палубного базирования
МиГ 29К, вертолетов Ка 31 и другой техники. Соответственно, даже оглашенные проек




Н
ты весьма «затратные», поэтому вполне может оказаться, что на все просто не хватит




А
средств.
Однако в середине 2002 г. у индийского руководства, видимо, возникли некоторые со
мнения в реализуемости данного проекта. Свое подтверждение это нашло в заявлении
сопредседателя индо российского форума по безопасности, издателя журнала India
Defense Review Б. Верма, в котором он, ссылаясь на источник в Минобороны Индии, по
лагает, что все слухи, связанные с арендой АПЛ, являются «обычной игрой журналис
тов»103. По словам эксперта, «существующая национальная ядерная программа в воен
ной сфере предусматривает создание ядерной триады: морской, воздушной и назем
ной. Морская, естественно, подразумевает наличие атомных подводных лодок. Где их
Индия может приобрести, кроме как в России? Из этого умозаключения и исходит прес
са, публикуя информацию о якобы планируемых закупках атомных подводных лодок»104.
Причина этого заявления может заключаться и в другом: в начале 2003 г. в Россию пла
нировался визит министра обороны Индии Дж. Фернандеса, в ходе которого ожидалось
подписание ряда крупных контрактов, в том числе и по морским вооружениям. Не ис
ключено, что готовились переговоры и по АПЛ. Учитывая отсутствие заинтересованнос
ти в подобной сделке со стороны индийского ВПК, который обоснованно полагает, что
средства, потраченные на аренду российских АПЛ, не будут направлены на строитель
ство ВТК, можно предположить, что подобные «утечки» могли быть организованы ин
дийскими оборонщиками. Хотя нельзя полностью отвергать и другой вариант: в пред
дверии визита Дж. Фернандеса в Россию в январе 2003 г. и в связи с высоким уровнем
ожиданий по поводу подписания контрактов было решено слегка успокоить обществен
ное мнение, особенно учитывая большое количество публикаций в индийской прессе в
начале года.
Однако прорыва не произошло. Январский визит не принес сенсаций – не был подписан
не только виртуальный контракт по АПЛ, но и ряд других контрактов, которые обсужда

113
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
лись на самом высоком уровне и были весьма неплохо проработаны. Здесь, как нам ка
жется, стоит высказать ряд соображений, которые могут объяснить сложившуюся ситу
ацию.
Говоря о передаче Индии двух новейших АПЛ, не стоит забывать и о позиции российско
го ВМФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время значительно
меньше стало появляться свидетельств, характеризующих бедственное положение
флота, старение кораблей, нехватку топлива и т.д. Наоборот, флот активно модернизи
рует и вводит в строй надводные корабли и подводные лодки (за последние два года
флот пополнился 1 АПЛ, 1 сторожевым кораблем (СКР), тральщиком. – А.Ф.), а также за
кладываются новые корабли – корвет Стерегущий проекта 20380; достраивается ДЭПЛ
Санкт Петербург проекта 677, СКР Ярослав Мудрый и Новик.
В этой связи АПЛ проектов 971, особенно Нерпа, находящаяся в высокой степени готов
ности, кажутся весьма реальными кандидатами на достройку для российского ВМФ.
Причина проста: минимальный уровень состава подводной части ВМФ определен: это
50–55 многоцелевых АПЛ105. При нынешнем уровне финансирования эти планы кажутся
нереалистичными, поэтому ВМФ сделал акцент на достройку, ремонт и модернизацию
и решил лишь в 2004–2005 гг. начать закладку кораблей новых проектов. В настоящее
время в составе флота насчитывается 25 многоцелевых АПЛ (14 проекта 971, 8 проекта
671 РТМ и РТМК, 2 проекта 945А и 1 проекта 945, а также 1 проекта 667АТ). Как уже бы
ло отмечено выше, в постройке находятся 3 АПЛ 971 го проекта и одна (по другим дан
ным – две) АПЛ проекта 885. Учитывая то обстоятельство, что АПЛ проектов 671 и 667АТ,
вероятнее всего, в ближайшие годы будут окончательно выведены из состава ВМФ, к
2010 г. в составе флота, весьма вероятно, останется 17 АПЛ проектов 971 и 945 (пост
ройки до 2002 г.) и максимально 4–5 новых кораблей проектов 971 и 855, введенных в
строй уже в XXI веке.
При этом из этого числа стоит, видимо, исключить одну лодку проекта 971, так как в на
чале 2002 г. появилась информация о том, что для формирования корпуса атомного
подводного ракетоносца 4 го поколения проекта 955 Юрий Долгорукий были использо
ваны секции АПЛ предыдущего поколения – проектов 971 и 949А106, а еще раньше появ
лялись сообщения о том, что Юрий Долгорукий будет оснащен АЭУ, аналогичной АПЛ
971 го проекта107. В данном случае «аналогичной» вполне может означать «с лодки про
екта 971», так как достройке ПЛАРБ отдается явный приоритет перед другими заказами.
Скорее всего, речь идет о заказе 837 Рысь (заложен 31 августа 1993 г.), так как этот ко
рабль был заложен на год позже Кугуара (заказ 836). Следовательно, и степень готовно
сти ниже.
Таким образом, на стапелях в России остается всего две недостроенных лодки проекта
971. Фактически у флота не остается выбора: вводить их в строй все равно придется, так
как, учитывая сложившуюся практику, вероятно, к 2004–2006 гг. предстоит вывести из
состава АПЛ проектов 671 (за исключением трех–четырех постройки 1990 х гг.), а у ло
док 971 го проекта постройки 1980 х гг. (а это шесть кораблей) подойдет срок средне
го ремонта. Таким образом, плавать будет практически не на чем.
В этой связи представляется возможным такой сценарий. На самом деле речь идет не о
сдаче в аренду АПЛ 971 го проекта, а о лодке предыдущего проекта 671 РТМ (код НАТО
– Виктор III). По мнению специалистов, лодки данного проекта постройки имеют очень
близкие характеристики с АПЛ типа Акула, при этом они компактнее и резервы для мо
дернизации еще не исчерпаны. Немаловажным является и то обстоятельство, что пере
дача не самых современных АПЛ вызовет значительно меньший резонанс в США и КНР.
При этом боевые возможности лодок данного проекта будут превосходить таковые у
строящихся китайских АПЛ проекта 094. И, наконец, еще одно немаловажное обстоя
тельство: лодки проекта 671 оснащены таким же типом реактора, как ПЛАРК проекта 670
Чакра, эксплуатировавшейся индийским ВМФ, следовательно, освоение его будет уп
рощено (наверняка остались инструкции, методические пособия, вероятно, даже и ЗИП
и т.д. с Чакры).

114 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
Наиболее вероятными кандидатами кажутся АПЛ с Северного флота Б 388, Б 138
(с 05.05.2000 г. – Обнинск), Б 414 (с 18.09.1996 г. – Даниил Московский) и Б 448
(с 10.04.1995 г. – Тамбов), как самые новые по срокам вхождения в состав флота (соот
ветственно 1988, 1990, 1990, 1992 гг.).
Это предположение подтверждается и некоторыми западными источниками. По их дан
ным, в 2001 г. переговоры между Индией и Россией велись именно по лодкам проекта
671 РТМ, РТМК108.
Еще одним фактором, который может играть против передачи Индии новых АПЛ, явля
ется явное намерение России предложить Индии ДЭПЛ проекта 677 Амур 1650 разра
ботки ЦКБ «Рубин». Предполагается, что Дели приобретет лицензию на строительство
шести подводных лодок данного типа (это план максимум)109. Кстати, одна из лодок
данного проекта строится на ФГУП «Адмиралтейские верфи» для «иностранного заказ
чика». В случае успешного подписания контракта по АПЛ возможный контракт по ДЭПЛ
однозначно не будет заключен. Напротив, успешное продвижение ДЭПЛ данного типа
на индийский рынок может принести средства для достройки АПЛ, причем значительно
большие, чем в случае лизинга двух лодок 971 го проекта (в некоторых отечественных
СМИ высказывалось предположение о том, что средства, полученные от сдачи в аренду
АПЛ Акула, пойдут на финансирование достройки АПЛ 885 го проекта)110.




З
МЕСТО АПЛ В СТРУКТУРЕ ИНДИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ




И
В свете вышеизложенного возникает вопрос: в каком качестве Индия рассматривает




Л
АПЛ, чем вызваны подобные усилия, предпринимаемые на протяжении последних поч
ти тридцати лет?




А
Как уже было отмечено выше, побудительным моментом, вызвавшим к жизни програм




Н
му национальной АПЛ, стало желание иметь серьезный аргумент против ВМФ США. В




А
Индии хорошо запомнили ситуацию 1971 г., когда в Бенгальский залив вошла авианос
ная группа ВМС США, состоящая из атомного авианосца Enterprise, десантного корабля
Tripoli, четырех эсминцев и АПЛ, и индийскому флоту ей было просто нечего противопо
ставить.
Со временем акценты сместились, и на первый план стала выходить концепция ядерно
го сдерживания в свете развития Пакистаном своей ядерной программы. Осознавая
уязвимость своих ядерных сил, в первую очередь оперативно тактических ракет и бал
листических ракет средней дальности, а также невысокие характеристики разрабатыва
емых и выпускаемых ракетных систем, Индия рассматривала АПЛ как надежное средст
во ответного удара и ядерного сдерживания. Видимо, в конце 1980 х гг. в качестве при
оритетного рассматривался проект ПЛАРБ или ПЛАРК, так как ВМС основных противни
ков – КНР и Пакистана – не обладали возможностями организовать эффективную про
тиволодочную оборону (ПЛО). В принципе, оба этих государства не обладают эффек
тивными силами ПЛО и сейчас, но, принимая во внимание усилия КНР по всемерному
развитию своего флота, можно предположить, что к 2010–2015 гг. ВМС КНР обеспечат
надежную защиту, по крайней мере, 200 мильной экономической зоны, а также получат
в свое распоряжение эффективные средства для действий непосредственно в водах
противника. Таким образом, единственной причиной могут быть опасения индийцев в
отношении усиления китайского ВМФ в свете предпринимаемых Китаем усилий по об
новлению своего подводного флота: наряду с продолжением строительства ДЭПЛ, КНР
планирует построить многоцелевые АПЛ проекта 093, с характеристиками, близкими к
российским АПЛ проекта 671 РТМ (по сообщениям зарубежных СМИ, одна лодка зало
жена в 1997 г.)111, а также ПЛАРБ проекта 094. Для противодействия как существующим,
так и перспективным китайским АПЛ наилучшим вариантом видится именно многоцеле
вая АПЛ. А предполагаемый лизинг российской АПЛ проекта 671 РТМ также весьма ор
ганично вписывается в эту гипотезу – для противодействия американскому ВМФ одной

115
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
или даже двух АПЛ проекта 971 явно недостаточно, но служить противовесом китайским
АПЛ они вполне способны.
ВМС Пакистана, начиная с 1990 х гг., представляли для Индии намного меньшую опас
ность. Так, к началу XXI века пакистанские ВМС обладали только двумя современными
ДЭПЛ типа Agosta 90 постройки 1990 х гг., еще одна лодка этого проекта строилась, а
также в составе флота числились 2 ДЭПЛ Agosta постройки 1970 х гг. и 4 устаревших
ДЭПЛ Daphne. Очевидно, что никакой угрозы индийским ВМС они не представляют, так
как по состоянию на 2000 г. индийский подводный флот насчитывал 16 ДЭПЛ, из них 14
современных типа Кило и проекта 209/1500, а в свете проектов по приобретению новей
ших французских или российских ДЭПЛ это превосходство еще больше усилится. Кро

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign