LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сков флота22.
Полученный опыт был практически сразу востребован индийскими кораблестроителями
и моряками. По сообщениям западных источников, индийцам были переданы чертежи
корпуса лодки, а также систем навигации23. На этой основе было решено продолжить
разработку и постройку собственной атомной подводной лодки. О важности данного
проекта говорит и назначение куратором данного проекта моряка в звании вице адми
рала. По западным данным, в начале 1990 х гг. программа ВТК имела высочайший при
оритет даже над проектом создания национального авианосца24. НИОКР по ВТК развер
нулись в нескольких научно исследовательских центрах Индии: Нью Дели, Хайдабараде
и Визиге.
Первоначальные предположения о виде корабля были такими: Россия оказывает по
мощь в создании корпуса, Индия самостоятельно разрабатывает лодочный реактор. Пе
ред установкой в корпус лодки реактор должен был быть испытан на берегу. Водоизме
щение корабля должно было составить 2500 т (видимо, речь идет о надводном водоиз

104 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
мещении. – А.Ф.), планируемая дата закладки – 1997 г.25 Но, скорее всего, работа огра
ничилась заготовкой корпусных конструкций и закупкой некоторых единиц оборудова
ния. Очевидно, что в период с 1997 по 2000–2002 гг. программа ВТК практически не раз
вивалась, за исключением испытаний ряда боевых систем будущей АПЛ. Так, для испы
таний радара Рани ГАС Пачендрийа была задействована устаревшая ДЭПЛ Каранж
(проект И641К – код НАТО Фокстрот)26.
По всей вероятности, это было связано с тем, что в этот период приоритет получила
программа расширения ядерного арсенала, и все ресурсы были брошены на нее. Кро
ме того, именно в это время индийский ВМФ стал выполнять обширные программы по
строительству новых кораблей. Так, в 2000 г. индийский флот пополнился новой россий
ской дизель электрической подводной лодкой (ДЭПЛ) класса Кило, в 1997 г. был подпи
сан контракт на сумму в 1 млрд долл. на строительство в России трех фрегатов, в 1998 г.
было принято решение о модернизации существующего флота ДЭПЛ типа Кило.
В середине 1999 г. появились сообщения о том, что Индия приступила к практическому
воплощению проекта ВТК. Косвенным свидетельством этого послужило назначение
бывшего командира Чакры, а в 1999 г. уже вице адмирала Р.Н. Ганеша руководителем
проекта ВТК. При этом отмечалось, что на пути реализации встретилось много препят
ствий, что привело к отдалению срока закладки. Именно в этом году водоизмещение
лодки по проекту, по данным западных источников, достигло уже 6 тыс. т27.
Лодка предположительно должна быть оснащена крылатыми ракетами, запускаемыми




З
из восьми вертикальных ПУ (как на Чакре или строящейся российской АПЛ Северод




И
винск). По мнению ряда экспертов, лодка будет представлять собой продолжение про
екта 670. Официальная дата закладки ВТК была запланирована на 2002 г., спуск – на




Л
2007 г. соответственно28. По первоначальному плану предусматривалась дальнейшая




А
закладка еще четырех лодок подобного типа29.




Н
По западным оценкам, ВТК имеет следующие кораблестроительные характеристики30:




А
водоизмещение: 5500–6500 т,
длина: 100 м,
ширина: 15 м,
осадка: 9 м.
Энергетическая установка:
тип – атомная
один водо водяной реактор – тепловой мощностью 150–190 МВт;
Паропроизводящая установка:
паротурбинная установка мощностью 47 000 л.с. 70 МВт;
один гребной вал, один семилопастный винт;
скорость хода: надводная – 12–15 узлов, подводная – 30–34 узла;
глубина погружения: 300 м;
вооружение: 6 533 мм торпедных аппаратов; возможно – 8 ПУ для КР; боекомплект –
торпеды, крылатые ракеты, мины общим количеством 30 единиц.
Следует сделать комментарий к приведенным цифрам: вызывает сомнение мощность
реактора 150–190 МВт, а также весьма интересна и мощность турбины – 47 000 л.с. Эти

105
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
цифры практически полностью совпадают с характеристиками реактора и турбины рос
сийских АПЛ 971 го проекта. При этом скорость хода также практически совпадает. Но
подводное водоизмещение российской АПЛ (12 770 т) практически в два раза больше,
чем разрабатываемой индийской, и при сопоставимых характеристиках ГЭУ у них оди
наковые скорости хода. Видимо, это формальное следствие «российского следа» в ин
дийских разработках, о котором часто упоминалось в СМИ во второй половине 1990 х
гг. Так, например, утверждалось, что реактор ВТК будет таким же, как и на строящейся в
России новейшей АПЛ 885 го проекта Северодвинск31. Это представляется маловеро
ятным, так как на тот момент реактор на Северодвинск установлен не был, да и вряд ли
индийская сторона рискнула бы устанавливать на ВТК «сырое» оборудование при том,
что в наличии были хорошо отработанные на проектах 671 и 971 типы лодочных реакто
ров.
Однако если эти оценки соответствуют действительности, то тогда полностью отпадают
предположения о предназначении лодки – с такими скоростями лодка может быть либо
многоцелевой, либо оснащенной противокорабельными ракетами (ПЛАРК). Дело в том,
что для носителей БРПЛ скорость имеет ограничение, так как при возрастании скорости
хода резко увеличивается шумность корабля. В этом случае она легко может быть пере
хвачена и уничтожена даже устаревшими АПЛ типа Хан ВМС Китая и ДЭПЛ типа Агоста
ВМС Пакистана, не говоря уже о АПЛ ВМС США.
Но сроки ввода в строй даже головного корабля могут быть сорваны, так как до сих пор
не ясна ситуация с лодочным реактором. Предполагалось, что реактор будет заключен
в 600 тонную титановую капсулу диаметром 10 м, которая, в свою очередь, будет уста
новлена в корпусе строящейся лодки32. Проект строительства и испытания реактора был
окружен завесой секретности и, по сообщениям прессы, назывался «Проект 1402»33. По
некоторым сведениям, лодочный водо водяной реактор тепловой мощностью от 150 до
190 МВт прошел испытания на наземном стенде в испытательном центре Калапакам34.
Но существует ряд свидетельств, согласно которым испытания реактора в 1995 г. закон
чились неудачно из за конструктивных и производственных недоработок35. Соответст
венно, испытания под водой, запланированные на 1996 г., были отложены36. Но, соглас
но некоторым источникам, уже в 1999 г. все необходимые доводочные работы на реак
торе были завершены37. По оценкам западных экспертов, в реактор загружается уран
20% обогащения, как на советских лодках второго поколения38 (напомню, что ко второ
му поколению относится и 670 й проект. – А.Ф.). Однако наиболее вероятным кажется
сценарий, согласно которому Индии все таки не удалось разработать действующий об
разец именно лодочного реактора. На это также указывает и непростая история разра
ботки реактора. Работы над ним начались в 1975 г. в атомном исследовательском цент
ре в Мумбаи. Первоначально исследовалось три возможных варианта лодочного реак
тора, но в 1976 г. отказались от первого из них, в 1979 г. – от второго, и в 1981 г. – от тре
тьего. В этой связи интересно отметить, что один из разработчиков судовых реакторов
– капитан (соответствует званию капитана 2 го ранга в российском ВМФ) К.С. Рао – был
арестован по подозрению в передаче США чертежей реактора и заключен в тюрьму на
20 месяцев. Впоследствии он был оправдан, так как выяснилось, что чертежи реактора
уже не являлись секретными, а те бумаги, которые капитан привез в США, представля
ли собой тезисы его докторской диссертации.
Но даже если не брать в расчет сложностей при доводке реакторной установки, реалис
тичность планов по постройке первой индийской АПЛ в указанные сроки вызывает со
мнения. Во первых, существует уверенность в неспособности национальных верфей вы
полнить столь сложный заказ. Для справки укажем, что постройка первой индийской лод
ки Шалки проекта 209 на национальной верфи продолжалась с 1984 по 1992 гг., вторая
лодка строилась быстрее: с 1989 по 1994 г. При этом следует помнить о том, что эти лод
ки фактически собирались в Индии из германских комплектующих. Для сравнения можно
привести и срок постройки в КНР первой АПЛ типа Хан: заложена в 1967 г., спущена на
воду в 1970 г., достроена в 1974 г., но фактически ввод в строй затянулся до 1980 г.! Ос
тавшиеся АПЛ этой серии строились в КНР намного быстрее (срок постройки последова
тельно уменьшался с 6 лет – АПЛ № 402 – до трех лет – АПЛ № 405). Маловероятно, что

106 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
уровень индийского судостроения превосходит китайский середины 1970 х – начала
1980 х гг., и возможное российское участие принципиально картины не меняет.
Кроме технологических трудностей, с которыми столкнулись разработчики и строители
АПЛ, существуют и весьма серьезные финансовые ограничения. На основе открытых
данных вырисовывается следующая картина: в течение ближайшего десятилетия ин
дийский ВМФ планирует закупить два авианосца, один – собственной постройки (под
названием «корабль противовоздушной обороны», срок сдачи флоту – 2010 г.), второй –
российский Адмирал Горшков с авиакрылом (приблизительная стоимость контракта
только по Адмиралу Горшкову составляет до 2 млрд долл.), ДЭПЛ проекта 75 (фактиче
ски, французская ДЭПЛ Скорпен). По этому проекту планируется построить 24 ДЭПЛ до
2025 г., 3 ракетных эсминца проекта 15 Бангалор, 5 фрегатов проектов 16А Брахмапут
ра и 17 Нилгири, а также несколько менее крупных кораблей. Только приблизительный
подсчет показывает, что общая стоимость только указанных кораблей составит в общей
сложности никак не меньше 10 млрд долл. Кроме того, планируется модернизация су
ществующих кораблей, морской авиации и наземной инфраструктуры.
В этой связи, учитывая тот факт, что на ВМС в 2001–2002 гг. выделено 91,38 млрд рупий
(примерно 1,9 млрд долл.), Индии может просто объективно не хватить средств на про
грамму ВТК. По различным оценкам, к середине 1996 г. на программу ВТК Индия истра
тила 285,7 млн. долл., а стоимость головной АПЛ должна составить 714,3 млн долл.39 Та
ким образом, для того, чтобы ввести в строй лодку к 2007 г. при закладке ее в 2002 г. не




З
обходимо ежегодно выделять 20% ее стоимости, или 140 млн долл., что составляет чуть
меньше 8% всего бюджета ВМФ в 2002 г. и 14% от ежегодной программы закупок и НИ




И
ОКР. Таким образом, кажется маловероятным, что при запланированных сроках корабль




Л
удастся ввести в строй; в свете обширных программ по закупкам военно морских воору
жений стоимость строительства ВТК представляется серьезным испытанием для бюд




А
жета ВМФ Индии.




Н
Интересно сравнить затраты на ВТК с зарубежными аналогами, а также примерно оце




А
нить стоимость всей серии. Надо признать, что, при всей условности приведенных
цифр, они укладываются в среднюю стоимость АПЛ в мире. Так, стоимость китайской
АПЛ Хан составила 850 млн долл., российской АПЛ проекта 671 РТМ – 1 млрд долл., аме
риканской АПЛ типа Los Angeles – 850 млн долл.40 Лодки четвертого поколения уже на
много дороже – стоимость американской Sea Wolf приблизилась к 2,5 млрд долл., а рос
сийской Северодвинск – к 2 млрд соответственно41. Очевидно, что при серийном стро
ительстве стоимость каждой последующей лодки будет уменьшаться, но и в этом случае
вся серия может «потянуть» на 2,5–3 млрд долл. И это не считая затрат на разработку во
оружения и строительства береговой инфраструктуры.
Представляется, что у Индии существует несколько вариантов для того, чтобы соотнес
ти желания с возможностями. Первый вариант состоит в отказе от некоторых программ.
Так, в настоящее время среди руководства ВМС существует оппозиция покупке Адмира
ла Горшкова. В случае отказа от его покупки флот получает необходимые 2 млрд долл.
для строительства серии или постройки головного корабля. Но авианосец намного бо
лее универсальный корабль, чем даже многоцелевая АПЛ, а в случае с Адмиралом Гор
шковым планируемого авиакрыла будет вполне достаточно для завоевания господства
в воздухе над прибрежной полосой Пакистана и нанесения ударов по его наземным це
лям – возможности морской модификации МиГ 29 это позволяют. Не лишним будет на
помнить, что в советских ВВС МиГ 29 (МиГ 29К) были способны нести тактический
ядерный боеприпас42. А МиГ 29К намного лучше приспособлен для работы по «земле»,
чем ранние модификации «двадцать девятого».
В этой связи будет показательна судьба контракта по Адмиралу Горшкову: видимо, его
подписание значительно отодвинет сроки создания ВТК, по крайней мере, до конца ны
нешнего десятилетия. Соответственно, отказ от этой сделки будет, возможно, означать
победу «подводников» над сторонниками авианосного флота.

107
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Вторым вариантом представляется увеличение доли ВМФ в структуре военных расхо
дов Индии. Но в 1990 е гг. доля ВМФ оставалась стабильной и держалась на уровне
11,8–12,9% от расходов Министерства обороны (за исключением 1998 г., когда бюджет
ные ассигнования на флот выросли до 14,5% от национальных военных расходов). При
этом руководству флота удалось довести долю закупок и НИОКР до 50% от флотского
бюджета (в армии это соотношение составляет 82:18)43. Видимо, в ближайшее время
сумма, выделяемая флотом на НИОКР и закупки, будет в районе 1,1–1,2 млрд долл. еже
годно (в 2000 г. – 942 млн долл., в 2001 г. – 1,029 млрд, в 2002 г. – 1,086 млрд долл. со
ответственно)44. В этой связи сложно представить, что флоту удастся увеличить свою от
носительную долю в военных расходах, так как у ВВС и армии также существуют весьма
амбициозные планы по перевооружению и модернизации.
Возможный выход состоит в увеличении доли военного бюджета от ВВП с соответству
ющим ростом абсолютных цифр по всем родам войск, но это исследование выходит за
рамки данной статьи.


СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕЙ АПЛ
Основной ударной системой, разрабатываемой Индией для размещения на ВТК, скорее
всего, является ракета Сагарика («Океаническая»). Наиболее вероятно то, что она явля
ется крылатой ракетой морского базирования (КРМБ)45, хотя ряд источников указывает
на то, что Сагарика относится к баллистическим ракетам подводных лодок (БРПЛ)46. Су
ществует также мнение, что под общим названием Сагарика существует как КРМБ, так
и БРПЛ47. Однако американские спецслужбы упорно настаивают на том, что Сагарика
все таки является баллистической ракетой подводных лодок48. По американским дан
ным, ракета оснащена твердотопливным двигателем, дальность стрельбы БРПЛ состав
ляет 370 км49. Также сообщалось, что в качестве носителей ракет могут быть использо
ваны ДЭПЛ типа Кило50. Предположение не лишено смысла, так как советский ВМФ по
шел именно таким путем, когда принял на вооружение свои первые подводные лодки с
баллистическими ракетами проекта В 611 и АВ 611, которые были переоборудованы из
торпедных ДЭПЛ проекта 611.
Согласно некоторым индийским источникам, Сагарика предназначена для поражения
целей на берегу51. Работы над ней начались в 1992 г. Организацией по авиакосмическим
исследованиям Индии (Aeronautical Development Establishment (ADE)), после того, как в
1990 г. индийским флотом были выработаны требования к крылатой ракете морского ба
зирования52. Предполагалось, что НИОКР по КРМБ будут завершены к 2000 г. и она сра
зу же будет запущена в серию53. Дальность полета ракеты, по различным оценкам, со
ставляет от 300 до 1000 км54. Однако в ходе разработки системы индийские разработчи
ки столкнулись с неготовностью носителя (ВТК) и сложностью обеспечения подводного
старта. Существует большая вероятность того, что для решения возникших проблем ин
дийская сторона обратилась за помощью к России. Это не осталось незамеченным для
США; так, 27 апреля 1998 г. газета New York Times сообщила, что Россия оказывает по
мощь Индии в разработке ракеты с подводным стартом и дальностью полета 320 км, что
является нарушением Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), который
ограничивает распространение ракет и связанных с ними технологий, предназначенных
для создания систем, способных нести груз весом 500 кг на расстояние не более 300 км,
а также систем, предназначенных для доставки к цели оружия массового поражения55.
Утверждалось также, что состояние проекта Сагарика тесно связано с развитием про
граммы ВТК, которая на тот момент находилась «на самом раннем этапе»56. Однако эти
заявления вызвали резкую реакцию российских властей, которые отрицали какие либо
нарушения в Режиме контроля за ракетными технологиями в ходе совместного сотрудни
чества57. Заявлялось, что Россия не имеет доступа к программам разработки индийских
ракет в целом58. В этой связи интересно заявление начальника Штаба индийского ВМФ
адмирала Бхавата, сделанное им в ходе пресс конференции 30 ноября 1998 г. о том, что
«Сагарика – это плод воображения интернет изданий», а также и то, что «индийский ВМФ
не разрабатывает ни одного проекта под названием Сагарика»59. Однако американская

108 ПУТЬ ИНДИИ К ОБЛАДАНИЮ АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ФЛОТОМ
сторона не приняла всех этих объяснений, и до сих пор руководство США считает, что
Россия продолжает оказывать помощь в разработке этой ракеты60.
Как бы то ни было, очевидно, что ракета с подводным стартом разрабатывается в Ин
дии. Несмотря на довольно большое количество публикаций, в которых говорится о Са
гарике как о БРПЛ, хотелось бы высказать ряд доводов в пользу того, что данная систе
ма является все таки КРМБ. Так, известно, что обеспечение подводного старта БРПЛ
является весьма сложной технической задачей. Так, в ходе испытаний в 1987–1988 гг.
американской БРПЛ Trident II из 15 запусков только 11 были успешными, в то время как
один «частично успешный», два «неудачных», а одну ракету подорвали в воздухе61. По
добный результат заставил разработчиков серьезно заняться безопасностью ракеты62.
И это несмотря на более чем двадцатилетний опыт разработки и эксплуатации БРПЛ
американскими ВМС.
Кроме того, нет никаких свидетельств того, что Индия собирается строить или переобо
рудовать свои ДЭПЛ для испытаний БРПЛ. Опыт СССР, Китая и Франции показывает,
что для окончательной отработки ракетных систем морского базирования выделялась
специальная подводная лодка (Китай в 1959 г. получил из СССР ракетную подводную
лодку проекта 629, которая в дальнейшем служила для испытаний БРПЛ Цзюлан, CSS
N 3. – А.Ф.) Лодку, несущую БРПЛ, спутать с каким либо другим кораблем практически
невозможно, в то время как КРМБ спокойно вписываются в корпус даже относительно
небольшой ДЭПЛ типа 209. К тому же новейшие КРМБ позволяют производить запуск из




З
торпедных аппаратов.




И
Наконец, точность ракет. Известно, что точность КРМБ намного выше, чем у БРПЛ. А




Л
КРМБ, оснащенная системой наведения с помощью глобальной системы спутникового
наведения – американской GPS или российской Глобальной навигационной спутнико




А
вой системы (ГЛОНАСС), имеет практически «ювелирную» точность. В этой связи небе




Н
зынтересным является тот факт, что Индия активно интересуется российской системой
ГЛОНАСС, а Россия проявляет заинтересованность в совместном с Индией ее исполь




А
зовании.
Однако если в случае с Сагарикой определенности все таки нет, то в отношении второ
го проекта индийского ВМФ, жидкостной ракеты Дануш («Радуга»), существуют факти
ческие подтверждения. По мнению американских экспертов, ракета Дануш представля
ет собой морской вариант баллистической ракеты сухопутного базирования Притхви
(альтернативное название ракеты – Притхви III)63. Интересно, что некоторые специали
сты на Западе полагают, что Дануш представляет собой «ракету береговой обороны»64.
Отличий от сухопутного варианта несколько. Одно из них заключается в стабилизации
пуска с качающейся корабельной платформы65. Предполагаемая дальность стрельбы
составляет 250–350 км, забрасываемая масса – 1000 кг (по другим данным, 500 кг66),
носителем является либо надводный корабль, либо подводная лодка67. Планировалось
установить ракеты на корабли в январе 1999 г.68, но фактически это удалось сделать го
дом позже. ВМС планировали заказать 100 ракет данного типа69. 11 апреля 2000 г. ин
дийский ВМФ провел испытание этой ракеты в Бенгальском заливе. Пуск был произве
ден с подкрепленной вертолетной площадки корабля Субхандра, моряки оценили его
как «частично успешный»70. По заявлению независимых военных экспертов, запуск ока
зался неудачным, так как ракета упала в 25–30 км от корабля носителя71.
Сложно сказать, планируется ли эта ракета к установке на подводные лодки (хотя неко
торые индийские эксперты полагают, что Дануш будет развернута на «специальной ра
кетной подводной лодке»)72. Скорее всего нет, но сама идея надводного носителя вы
глядит довольно оригинально. Очевидно, что такие носители будут весьма уязвимы для
воздействия со стороны морских и воздушных сил противника в возможном конфликте
с КНР или США. Правда, в случае столкновения с Пакистаном Индии удастся их надеж
но прикрыть. Соотношения сил на море и в воздухе это позволяют. Видимо, основной
замысел индийцев в этом и состоит – вывести носители из под возможного первого

109
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
удара со стороны Пакистана. Получается индийский «особый» путь в деле повышения
мобильности и скрытости своих ядерных сил.
В дальнейшем для испытаний КРМБ и БРПЛ Индия построила специальный испытатель
ный стенд – пусковую установку П 78 (Проект 78). Он позволяет имитировать различные
ситуации пуска крылатых и баллистических ракет. Стенд был сдан флоту примерно в ап
реле 2001 г., а уже в сентябре того же года планировался пуск первой ракеты Сагарика73.
В июне того же года индийский флот также провел испытания П 78. Стенд был погружен
на 10 метровую глубину74. Однако официальные власти отказались давать какие либо
комментарии, так что результаты остались неизвестны75.
Таким образом, Индия развивает программу ракет морского базирования, способных
действовать исключительно по берегу. Видимо, характеристики стоящих на вооружении
ВМС Индии ПКР не удовлетворительны для нанесения ударов по суше. Косвенно это
подтвердил начальник Штаба ВМФ Индии адмирал С. Кумар. В интервью газете India
Today он заявил, что «крылатые ракеты необходимы флоту для нанесения ударов по бе
регу»76.
В принципе, это предположение вполне имеет право на жизнь, так как противокорабель
ные ракеты морского базирования (ПКР) Индия уже имеет на вооружении, либо их раз
работка находится на весьма высокой стадии. К ним относятся ПКР PJ 10 Брамос и се
мейство ПКР 3М 54Е (SS N 27) Клаб.
Ракета Клаб более известна под именем Альфа. Ракета разработана Машиностроитель
ным конструкторским бюро (МКБ) «Новатор» (г. Екатеринбург) на основе стратегичес
кой крылатой ракеты морского базирования РК 55 Гранат. Корабельный вариант раке
ты имеет три ступени. Стартовая ступень обеспечивает старт и разгон ракеты, снабже
на твердотопливным однокамерным ракетным двигателем, аналогичным двигателю
крылатой ракеты Гранат. Вторая ступень обеспечивает полет на основном участке тра

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign