LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Jardine L.J., Halsey W.G., Smith C.F. Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage
26

and Geologic Disposal in Russia. Lawrence Livermore National Laboratory, UCRL JC 137265. 2000,
January 31.

87
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Liu Tony D.S., Wu Ruey Yan. Spent Fuel Management and Regulation in Taiwan. Atomic Energy
27

Council, Fuel Cycle and Material Administration. 2001, November 29. Доступно на
http://www.fcma.aec.gov.tw/english/spent%20fuel.pdf.
Radwaste Management Policy. Доступно на http://www.fcma.aec.gov.tw/english/policy.pdf.
28


Tony D.S. Liu, Ruey Yan Wu. Op. cit.
29


Ibid.
30


В соответствии с планом к 2016 г. планируется принять решение о выборе места захоронения.
31


Yu Tzu Chiu. AEC rejects Taipower waste plan. Taipei Times. 2002, May 30.
32


Hibbs Mark. KEPCO, Taipower Will Not Rush Decisions on Spent Fuel Storage. Nuclear Fuel. 2000,
33

May 15. Цит. по: Interim Storage of Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term
Approach to Spent Fuel Management. Op.cit.
Yu Tzu Chiu. Taipower denies deal on waste. Taipei Times. 2001, November 06.
34


Нетреба Петр. Жорес Алферов будет регулировать движение. Коммерсант. 2001, 12 июля.
35


Скосырев Владимир. Тайвань рукоплещет Госдуме. Время МН. 2001, 14 июня.
36


См. например: Snyder Charles. Russia, US fail to resolve Taiwan’s nuclear waste issue. Taipei Times.
37

2002, May 11.
Song Myung Jae. Update on Radioactive Waste and Spent Fuel Management in Korea. Excerpts from
38

a technical paper presented at the Canadian Nuclear Society Conference, Ontario, Canada. June 2 5,
2002. (Myung Jae Song is the general manager of the Research & Development office of the Nuclear
Environment Technology Institute at Korea Hydro and Nuclear Power Company, Ltd. in charge of all R&D
in the area of spent fuel management.)
Оценка основана на планах южнокорейского правительства по развитию атомной энергетики,
39

принятых в конце 1990 х гг.
Jungmin Kang. Evaluation of Additional Spent Fuel Storage Requirements in Korea Through the Year
40

2030. PU/CEES Report No. 312. 1999, January . Разброс в оценках вызван возможным изменением
выгорания используемого топлива.
Jungmin Kang. Alternatives for Additional Spent Fuel Storage in South Asia. Science and Global
41

Security. 2002, Vol. 10, No.3. September–December.
Ibid.
42


Nuclear Energy Activities in Korea: Nuclear Fuel Supply and Radioactive Waste Management. Ministry
43

of Science and Technology. Available at http://www.most.go.kr/nuclear e/body1.html#6.
Song Myung Jae. Op. cit.
44


Ibid.
45


Nuclear Energy Activities in Korea... at http://www.most.go.kr/nuclear e/body1.html#6.
46


Ibid.
47


Hai suk Lee. Nuclear Waste Plant Still Homeless. JoongAng Ilbo. 2001, June 19.
48


Kang Jungmin. Alternatives for Additional Spent Fuel Storage in South Asia. Science and Global
49

Security Volume 10, No.3. September December 2002.
Nuclear Power in Japan. http://www.world nuclear.org/info/inf79.htm. December 2002.
50


Interim Storage of Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term Approach to
51

Spent Fuel Management. Op.cit. PP. 23 24


88 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Ibid.
52


The Earth, People & Energy: TEPCO Environmental Action Report 2002. August 2002. Available at
53

http://www.tepco.co.jp/plant sit env/environment/02pdf e/2002e.pdf.
Interim Storage of Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term Approach to
54

Spent Fuel Management. Op.cit. P.43.
Высокоактивные отходы.
55


Current Status of JNFL Facilities. http://www.jnfl.co.jp/english/status/index.html. 2002, October 31.
56


Japan Nuclear Fuel Limited: History. http://www.jnfl.co.jp/english/corporate/history.html.
57


Press Release Concerning Changes in the Completion Schedule for Ongoing Rokkasho Reprocessing
58

Plant Construction. http://www.jnfl.co.jp/english/press/presse99/pr990426.html. 1999, April 26.
Крупнейшая энергетическая компания Японии, «Tokyo Electric Power Co» признала факт сокры
59

тия информации о серьезных нарушениях безопасной эксплуатации трех своих атомных станций
в префектурах Ниигата и Фукусима. http://www.nuclear.ru/news/full.html?id=230. 2002, 30 августа.
Муниципалитет японского г. Касивадзаки официально отозвал предварительное согласие на
60

использование MOКС топлива на АЭС «Касивадзаки Карива», уведомив об этом в письменном
виде компанию TEPCO. http://www.nuclear.ru/news/full.html?id=291. 2002, 19 сентября.




З
Takahashi K. Spent Fuel Treatment in Japan in: Status and Trends in Spent Fuel Reprocessing.
61

Proceedings of an Advisory Group Meeting Held in Vienna, 7 10 September 1998. IAEA TECDOC 1103.




И
1999, August.




Л
Переписка с Мэтью Банном. Октябрь 2002.
62




А
US Atomic Energy Act of 1954
63




Н
Из данного списка исключены требования, предъявляемые к государствам, не обладающим
64




А
ядерным оружием.
McGoldrick Fred. Proposals for an International Spent Fuel Facility: U.S. Law and Policy. Presentation
65

to the Carnegie International Non Proliferation Conference, Washington. 2000, March 16.
Bunn Matthew. «Prospects for Russian Spent Fuel Import – Insights From the Harvard Tokyo Study and
66

Beyond». Presentation to Institute for Nuclear Materials Management Spent Fuel Management Seminar,
Washington DC. 2002, January 9–11.
US Says Iran Uses Bushehr Reactor For Nuclear Weapons. Agence France Presse. 2003, February 1.
67


Хлопков Антон. Иранская ядерная программа в российско американских отношениях. Научные
68

Записки ПИР Центра. 2002, №18, апрель.
US Says Iran Uses Bushehr Reactor For Nuclear Weapons. Agence France Presse. February 1, 2003.
69


См. например.: Ferreira Marques Clara. Russia’s top nuclear exporter said last week it would seek
70

fresh contracts with Iran, brushing aside U.S. fears that the reactors could be used to develop nuclear
weapons. Reuters. 2002, February 3.
Кирсанов Дмитрий. США выступают за то, чтобы российское содействие Ирану в области ядер
71

ной энергетики ограничилось постройкой лишь одного реактора. ИТАР ТАСС. 2002, 24 января.
Корнышева Алена. Российский министр атомной энергии провел переговоры в Иране. Коммер
72

сант. 2002, 23 декабря.
Айнхорн Роберт, Сэймур Гэри. Необходимость возобновления американо российского сотруд
73

ничества с целью предотвращения создания иранской бомбы. Ядерный Контроль. №4, 2002, май
июнь. С.4.
Там же.
74




89
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Хлопков Антон. Цит. соч.
75


Айнхорн Роберт, Сэймур Гэри. Цит. соч.
76


Statement by H.E. Reza Aghazadeh, Vice President of the Islamic Republic of Iran and President of the
77

Atomic Energy Organization Of Iran, at the 46th General Conference of the International Atomic Energy
Agency Vienna. 2002, 16 September.
Иванов Андрей. США нашли у Ирана новые ядерные объекты. Коммерсант. 2002, 16 декабря.
78


Зыгарь Михаил. Обогащенный Иран. Коммерсант. 2003, 12 февраля.
79


Говорухин В.: «Развивать собственный ЯТЦ, имея один недостроенный блок, экономически аб
80

солютно неоправданно». Nuclear.Ru. 2003, 10 февраля.
Постановление от 24 июля 2002 г. № 556 «О заключении Долгосрочной программы развития
81

торговли, экономического, промышленного и научно технического сотрудничества между Рос
сийской Федерацией и Исламской Республикой Иран на период до 2012 года». Пресс центр Пра
вительства РФ. 2002, 26 июля.
Корнышева Алена. ОЯТ из США вместо иранского реактора. Коммерсант. 2002, 17 сентября.
82


Bunn Matthew. «Prospects for Russian Spent Fuel Import – Insights From the Harvard Tokyo Study and
83

Beyond». Presentation to Institute for Nuclear Materials Management Spent Fuel Management Seminar,
Washington DC. 2002, January 9–11.




90 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
НЕСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРО:
Юрий
Подгорных ВОЗМОЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ
Евгений
Сиротинин




О нестратегической европейской противоракетной обороне (НЕПРО) активно заговори




З
ли после выступления президента Российской Федерации В.В. Путина во время его




И
официального визита в Италию в июле 2000 г. В политическом плане это выступление
носило исключительно важное значение, так как после многочисленных заявлений США




Л
о том, что возможны ракетные удары со стороны «стран изгоев», таких, как Северная
Корея, Иран и Ирак, Европа получила, по сути дела, признание этого факта и от России




А
и ощутила свою незащищенность.




Н
А
НА ПУТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
После выступления президента В.В. Путина в Италии бывшим министром обороны РФ
И.Д. Сергеевым были выдвинуты предложения о возможных направлениях сотрудниче
ства России и европейских стран в области создания нестратегической европейской
ПРО, а в феврале 2001 г. Москва передала Генеральному секретарю Североатлантиче
ского альянса Дж. Робертсону конкретные предложения по созданию в Европе нестра
тегической европейской ПРО, которые приобрели уже некоторые параметры для обсуж
дения. В соответствии с этими предложениями на первом этапе предполагается со
звать экспертное совещание квалифицированных специалистов и оценить в принципе,
существует ли угроза ударов нестратегических баллистических ракет (НБР) по европей
ским государствам. На втором этапе – разработать концептуальную модель парирова
ния или нейтрализации этих угроз политическими или другими мирными средствами.
На третьем этапе – создать элементы противоракетной системы, в основу которых по
ложить мобильные зенитно ракетные комплексы С 300ПМУ2, С 400, С 300ВМ, разме
щенные на ракетоопасных направлениях, для прикрытия важнейших объектов.
Таким образом, важнейшими составляющими приведенных предложений являются
совместная оценка существующих и возможных угроз ракетных ударов с помощью
НБР по европейским государствам, разработка концепций нестратегической евро
пейской ПРО и мероприятий по снижению угроз ракетного нападения.
Наличие угроз применения ракетного оружия определяется главным образом двумя
факторами: существованием межгосударственных противоречий, приводящих к воз
никновению очагов напряженности, и наличием этого оружия у государств в различных
регионах. Особенно остро на современном этапе межгосударственные противоречия
проявляются на Ближнем и Среднем Востоке, на юге Центральной Азии и на Корейском

91
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
полуострове. Эти противоречия привели к практически не прекращающемуся уже мно
гие десятилетия конфликту между Израилем и Палестиной, в разрешении которого на
стороне Израиля активное участие принимали США и некоторые другие страны НАТО, а
палестинскую сторону поддерживает большинство государств, входящих в Лигу араб
ских стран.
Такая ситуация является определенным источником противостояния между арабскими
странами и значительным числом стран, входящих в НАТО, а следовательно, и потенци
альным источником угроз для ряда европейских стран. В зависимости от той позиции,
которую будет занимать Россия, эта угроза может распространиться и на нас.
В связи с проведенной военной операцией против Ирака возникла крайне сложная
ситуация. Несмотря на относительно быструю смену правящего иракского режима,
глубинные противоречия между странами НАТО, США и Лигой арабских государств не
исчезли, а, напротив, обострились. Государства Арабского мира осознали свою
уязвимость. В связи с этим возникла определенноая угроза преследования рядом стран
Ближнего востока намерений укрепить свои арсеналы НБР. Фактором, в определенной
мере снижающим эту угрозу, является отсутствие твердого единства среди арабских
стран.
Продолжают оставаться весьма острыми противоречия между Ираном и США, между
Ираном и некоторыми европейскими странами.
Источниками определенных специфических угроз могут быть длительное время сущест
вующие индо пакистанский и индо китайский конфликты, а также противостояние Се
верной и Южной Кореи, в котором обеспечение военной безопасности Южной Кореи
взяли на себя США. Эти очаги напряженности могут представлять косвенную угрозу для
европейских стран, так как, создавая ракетное оружие для решения своих региональных
интересов, они могут использовать его против экспедиционных сил, в том числе сил
ООН, привлекаемых для ликвидации конфликтов, или продавать его странам, которые
могут использовать это оружие против стран НАТО.
Вторым важным фактором является наличие достаточно большого арсенала НБР у раз
личных государств и их достаточно высокие тактико технические характеристики (ТТХ).
Судя по многочисленным заявлениям политических и военных деятелей США, основную
угрозу применения НБР представляют Северная Корея, Иран и Ирак. В настоящее вре
мя 32 страны, не считая пяти ядерных держав, имеют БР или технологии их производст
ва1. Из них 27 стран имеют баллистические ракеты с дальностью стрельбы до 1000 км, в
том числе 22 страны имеют ракеты Scud или аналогичные им с дальностью стрельбы
меньше 300 км, 6 стран (Саудовская Аравия, Индия, Пакистан, Израиль, Иран и Север
ная Корея) имеют ракеты средней дальности.
Анализ взаимного расположения стран Европы и стран, которые могут представлять для
них угрозу нанесения ударов НБР, а также основных ТТХ этих ракет, позволяет сделать
ряд выводов. Удаление восточных и западных границ Европы от Северной Кореи состав
ляет, соответственно, около 5 и 10 тыс. км. Минимальное удаление Ирана от границ Рос
сии составляет порядка 800 км, Ирака – около 950 км.
Минимальное удаление территории Алжира, Туниса, Ливии и Египта от европейских

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign