LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оборонных задач и появление на которых инспекторов Агентства может быть чувствитель
ным для России с точки зрения соблюдения государственной тайны.

82 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Эти проблемы могут быть относительно легко решены, если учесть, что предполагае
мый проект представляет интерес как с точки зрения международной безопасности, так
и с коммерческой точки зрения. Пример российско американского сотрудничества в
рамках сделки ВОУ–НОУ показывает, что наличие подобной взаимной заинтересован
ности способствует решению проблем, в том числе достаточно чувствительных для уча
ствующих сторон.
Кроме требований, следующих из американского законодательства, существует ряд
проблем политического характера, которые должны быть решены для того, чтобы США
дали согласие на ввоз ОЯТ в Россию.
Главным препятствием для развития российско американских взаимоотношений в
ядерной сфере остается проблема сотрудничества России с Ираном. По мнению США,
российско иранское сотрудничество, в частности сооружение Бушерской АЭС, способ
ствует развитию иранской программы создания ядерного оружия67. Вообще говоря,
проблема Ирана стала определяющей при решении вопросов сотрудничества России и
США в высокотехнологических областях начиная с середины 1990 х гг. и получила но
вый импульс после событий 11 сентября 2001 г.68
Американские участники прошедшей в сентябре 2002 г. в Москве представительской
конференции «Обращение с облученным ядерным топливом 2002: новые инициативы
России» отмечали, что проблема российско иранского сотрудничества является одним
из самых главных, если не единственным препятствием для согласия США. В последнее




З
время представители Госдепартамента США также прозрачно намекают на многомил




И
лиардные выгоды для России в случае отказа от сотрудничества с Ираном69.




Л
В то же время представители Минатома России продолжают настаивать на исключи
тельно мирном характере сотрудничества с Ираном и отсутствии угроз режиму нерас




А
пространения в случае поставки российских реакторов ВВЭР 100070. В данной ситуации




Н
вызывает недоумение не столько содержание аргументов российских атомщиков, кото
рые в основном справедливы, сколько упорное нежелание учитывать озабоченность




А
партнера, от которого во многом может зависеть благополучие отрасли в будущем. В
ситуации, когда требуется активный поиск возможного компромисса для достижения
соглашения о сотрудничестве в области атомной энергии, сторона, в наибольшей сте
пени заинтересованная в этом, проявляет полную пассивность.
Между тем, уже сами Соединенные Штаты демонстрируют готовность к компромиссу. В
последние месяцы категорическое отрицание какого либо сотрудничества с Ираном
сменилось заявлениями о допустимости сотрудничества в том случае, если оно ограни
чится только лишь одним реактором, а также одобрением достигнутой, но пока фор
мально не закрепленной, договоренности о возврате всего ОЯТ с Бушерской АЭС71. В
значительной мере такая позиция обусловлена тем, что «битва за Бушер 1» США факти
чески проиграна – при отсутствии каких либо форс мажорных обстоятельств реактор
будет введен в эксплуатацию в 2004 г.72 Более того, некоторые эксперты считают, что
даже попытки ограничить российско иранское сотрудничество лишь одним реактором
вряд ли осуществимы – ставки для России слишком высоки73. Однако также нельзя от
рицать и того, что создание международного центра по обращению с ОЯТ в России мог
ло бы по ряду причин быть выгодно США.
Заинтересованность США в решении проблем обращения с ОЯТ в Восточной Азии мо
жет быть обусловлена как экономическими соображениями, так и интересами безопас
ности. Япония, Южная Корея и Тайвань являются крупнейшими покупателями ядерного
топлива, производимого в США, и задержка решения проблемы обращения с ОЯТ мо
жет привести к снижению спроса по причине возможной остановки АЭС. Накопление
значительных объемов ОЯТ также повышает угрозу их возможного использования в во
енных программах, что становится особенно актуальным в свете развития кризиса во
круг ядерной программы Северной Кореи. Заинтересованность США выразилась в сов
местном проекте по изучению возможных вариантов обращения с ОЯТ, реализуемом

83
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
национальными лабораториями Министерства энергетики США совместно с учеными
из Японии, Южной Кореи, Тайваня и Китая.
В данном контексте представляется необходимым определить возможный формат до
говоренности по Ирану, который бы устроил обе стороны.
По мнению США, основная угроза российско иранского сотрудничества состоит не в
том, что Иран сможет использовать ОЯТ реактора ВВЭР с целью получения плутония,
пригодного для использования в ядерном оружии, а в том, что данное сотрудничество
может способствовать приобретению иранскими специалистами чувствительных зна
ний и технологий в области ЯТЦ, которые приведут к появлению в Иране возможностей
для производства компонентов ядерного взрывного устройства74. При соблюдении ряда
условий это позволит России рассчитывать на то, что согласие с США может быть до
стигнуто даже при заключении новых контрактов на строительство реакторов, о возмож
ности которых неоднократно заявляли представители Минатома.
Основными требованиями, выполнение которых Россия должна будет гарантировать,
являются:
? ограничение сотрудничества строительством энергетических реакторов и предо
ставлением соответствующих услуг по подготовке специалистов;
? возврат топлива, облученного в реакторе, по истечении обусловленного требова
ниями безопасности срока;
? присоединение и неукоснительное исполнение Ираном Дополнительного прото
кола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, предусматривающего значительное
расширение возможностей Агентства по контролю за ядерной деятельностью в
стране.
На официальном уровне Россия еще в середине 1990 х гг. отказалась от поставок в
Иран какого либо оборудования помимо АЭС75. Однако у администрации США до сих
пор остаются подозрения в том, что ряд российских организаций и исследовательских
институтов в нарушение режима экспортного контроля продолжает сотрудничество в
более чувствительных областях76. В этом случае России, кроме официальных заявлений
о рамках сотрудничества с Ираном необходимо продемонстрировать, что созданная на
законодательном уровне система экспортного контроля эффективно применяется в от
ношении производителей двойных технологий.
Представители Минатома России на протяжении уже достаточно длительного срока за
являют о том, что соглашение о возврате поставляемого топлива после его облучения в
реакторе достигнуто. Однако по состоянию на февраль 2003 г. необходимые документы
еще не были подписаны. Россия должна приложить все усилия к тому, чтобы в оставше
еся до завершения строительства АЭС время добиться оформления достигнутого со
глашения. В противном случае это может привести к серьезному обострению отноше
ний либо с США в случае начала поставок топлива без соглашения о возврате ОЯТ, ли
бо с Ираном в случае отказа от поставок.
В сентябре 2002 г. на Генеральной конференции МАГАТЭ представитель Ирана заявил о
намерении страны приобрести полный спектр предприятий ЯТЦ и значительно увели
чить мощности по производству ядерной энергии77. Эти намерения были недавно под
тверждены сообщениями о сооружении в Иране двух предприятий ЯТЦ78, а также заяв
лением президента Ирана М. Хатами79.
Позиция России по вопросу дальнейшего развития сотрудничества с Ираном в ядерной
области не определена. С одной стороны, российское «ядерное» руководство неодно
кратно заявляло об отсутствии намерения предоставить Ирану технологии ЯТЦ80. С дру
гой стороны, несмотря на утвержденную летом 2002 г. правительственную программу

84 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
долгосрочного сотрудничества с Ираном, подразумевающую возможность строитель
ства дополнительно еще пяти реакторов81, заявления о сотрудничестве в этой области
непоследовательны и, возможно, обусловлены идущим «торгом» с США. Последнее
обострение отношений произошло во время Генеральной конференции МАГАТЭ в сен
тябре 2002 г. – тогда, по некоторым сообщениям, на почве развивающегося российско
американского сотрудничества возникли слухи о серьезных противоречиях между Рос
сией и Ираном и о возможном прекращении строительства Бушерской АЭС82.
По иронии судьбы самое главное препятствие может в одночасье исчезнуть, если Иран
добьется быстрого прогресса на пути развития собственного ЯТЦ – это даст ему воз
можность полностью отказаться от услуг России в области поставок свежего топлива и
обращения с ОЯТ. Другой вариант подразумевает отказ Ирана от присоединения к До
полнительному протоколу к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ при дальнейшем разви
тии ЯТЦ – в данном случае Россия будет вынуждена отказаться от сотрудничества с Ира
ном с целью сохранения своей репутации в международном сообществе. Несмотря на
заявления о мирном характере ядерной программы Ирана и ее полной прозрачности, а
также сомнения в потенциале по созданию ЯТЦ, такого развития событий однозначно
исключать нельзя.
Существуют также дополнительные факторы, которые могут стать предметом «торга»
между США и Россией. Одни из них могут способствовать, а другие препятствовать до
стижению соглашения. Кроме упоминавшихся выше необходимости согласия США на




З
переработку ОЯТ и применения гарантий МАГАТЭ, к основным из них можно отнести




И
следующие:




Л
? приверженность международным стандартам ядерной безопасности при транс




А
портировке и обращении с ОЯТ, обеспечение высокого уровня физической защи




Н
ты, учета и контроля ядерных материалов, независимый и эффективный на
циональный орган регулирования безопасности при использовании атомной




А
энергии – Госатомнадзор;

? прозрачность распределения доходов от обращения с ОЯТ. Несмотря на приня
тый в России летом 2001 г. закон «О специальных экологических программах ре
абилитации радиационно загрязненных участков территории», в соответствии с
которым основные средства должны быть направлены на «обеспечение радиаци
онной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и
улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках тер
ритории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утили
зации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объек
тов», США могут выдвинуть требование о направлении некоторой части доходов
на решение проблем обеспечения безопасности ядерных материалов, трудоуст
ройство бывших сотрудников предприятий и институтов оружейного комплекса и
другие программы в области нераспространения. Вероятнее всего, США также
потребуют гарантий того, что полученные средства не расходуются на реализа
цию военных программ83;

? достижение соглашения с местным населением. США могут не пойти на соглаше
ние относительно ввоза в Россию иностранного ОЯТ в том случае, если при реа
лизации данного проекта не будут учтены интересы местного населения, а реше
ние о его реализации будет принято без предварительных консультаций с мест
ными органами власти и населением, на жизнь которого создаваемое предприя
тие по обращению с ОЯТ может оказать как положительное, так и негативное вли
яние.

85
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показывает, что существует высокая вероятность возникновения в
ближайшее время значительного спроса на российские услуги по обращению с облу
ченным ядерным топливом. Основными клиентами России могут стать страны Восточ
ной Азии – Япония, Южная Корея и Тайвань, которые в настоящий момент сталкиваются
со значительными политическими и экономическими препятствиями в реализации на
циональных программ по обращению с ОЯТ.
В то же время для повышения конкурентоспособности российского предложения на ми
ровом рынке может потребоваться пересмотр спектра предлагаемых услуг, что, в свою
очередь, может создать необходимость во внесении дополнительных изменений в су
ществующее законодательство. В настоящих условиях наиболее эффективным пред
ставляется вариант долгосрочного (30–50 лет) сухого хранения ОЯТ с сохранением воз
можности пересмотра условий заключенных контрактов.
Критически важную роль в решении вопроса о ввозе ОЯТ в Россию играют США, согла
сие которых потребуется для ввоза в Россию подавляющего количества топлива из
предполагаемых стран клиентов. Достижение соглашения с США будет зависеть в пер
вую очередь от выполнения ряда требований, прежде всего связанных с ядерной безо
пасностью и политикой США в области нераспространения.
В настоящее время главным препятствием для достижения соглашения между Россией
и США является российско иранское сотрудничество в ядерной сфере. Возможный
формат компромисса предполагает отказ России от сотрудничества с Ираном в облас
ти ядерного топливного цикла, возврат всего ОЯТ, выгружаемого из реакторов, а также
использование Россией своего влияния для обеспечения присоединения Ирана к До
полнительному протоколу к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.
Для достижения успеха в переговорах с США России необходимо отказаться от прева
лирующего сейчас в руководстве Минатома отрицания наличия угрозы безопасности
России со стороны российско иранского сотрудничества и перейти к более гибкому
(что, однако, не обязательно означает односторонние уступки со стороны России) и ак
тивному переговорному процессу, принимающему во внимание интересы безопаснос
ти партнера, от которого во многом зависит коммерческий успех предприятия. Данные
переговоры должны включать не только иранскую проблему, но так же учитывать весь
спектр преимуществ реализации проекта. В пользу России в этом случае играют значи
тельные выгоды проекта с точки зрения нераспространения, а также возможность ис
пользования части заработанных средств в целях повышения безопасности ядерных ма
териалов и трудоустройства бывших сотрудников ядерно оружейного комплекса.


Примечания
Балынина Мария. «Пока нет стран, желающих ввозить на территорию России отработанное ядер
1

ное топливо», – заявил министр атомной энергетики РФ. РИА Новости. 2001, 28 июня.
Survey of Wet and Dry Spent Fuel Storage, IAEA TECDOC 1100 (Vienna, Austria: International Atomic
2

Energy Agency, July 1999).
Для всеобъемлющего анализа всех аспектов временного хранения ОЯТ см.: Interim Storage of
3

Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term Approach to Spent Fuel
Management. Cambridge, MA: Managing the Atom Project, Harvard University, and Project on Socio
technics of Nuclear Energy. University of Tokyo, 2001.
Data on Spent Fuel Storage at Reactors in the United States. http://www.nrc.gov/OPA/drycask/sfda
4

ta.htm.
Interim Storage of Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term Approach to
5

Spent Fuel Management. Op.cit.


86 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Плутоний, содержащийся в ОЯТ энергетических реакторов, не соответствует требованиям,
6

предъявляемым к плутонию оружейного качества в странах, обладающих ядерным оружием, од
нако возможности создания из реакторного плутония примитивного ядерного взрывного устрой
ства отрицать нельзя.
ТЭО ФЗ РФ «О внесении поправок в статью 50 Закона РСФСР «О защите окружающей среды».
7


кгТМ – килограмм тяжелого металла (урана или плутония).
8


Interim Storage of Spent Nuclear Fuel: A Safe, Flexible, and Cost Effective Near Term Approach to
9

Spent Fuel Management. Op.cit.
Poneman Daniel. The Nonproliferation Implications of Regional Spent Fuel Storage. Presentation at
10

Waste Management Conference. Tucson, Arizona, March 4, 1999.
Компании, предоставляющие услуги по обращению с ОЯТ во Франции, Великобритании и Рос
11

сии, находятся в государственной собственности, что позволяет говорить о представительстве на
рынке стран, а не отдельных корпораций.
Russian Spent Fuel Management Initiative: Economic Realities. NAC Insight. February 2001. Available
12

at http://fueltrac.nacintl.com/pdf/SR_II0102.pdf.
Ibid.
13


Иванов Валентин. Проблемы реновации инфраструктуры, необходимой для реализации проек
14




З
тов ввоза в Россию зарубежного облученного топлива. Выступление на Международной конфе
ренции «Обращение с облученным ядерным топливом 2002: новые инициативы России», Москва,




И
8–12 сентября 2002.




Л
Короткевич Владимир, Кудрявцев Евгений. Безопасность и технология обращения с облучен
15




А
ным ядерным топливом в Российской Федерации. Бюллетень по Атомной Энергии. №12. 2002,
декабрь.




Н
http://mcc.atomlink.ru/Book/book2/book04.htm.
16




А
Короткевич Владимир, Кудрявцев Евгений. Цит. соч.
17


http://www.minatom.ru/activity/fuel/001.htm.
18


Иванов Валентин. Цит. соч.
19


«Зеленые» и Минатом России создадут рабочую группу для выработки предложений по ввозу в
20

Россию зарубежного ОЯТ. www.nuclear.ru. 2002, 20 декабря.
Коновалов Виталий и др. Физико технологические и правовые основания отнесения тепловыде
21

ляющих сборок для ядерных реакторов к непотребляемым вещам. Ядерный Контроль. 2000, №5.
сентябрь–октябрь.
Asia’s Nuclear Energy Growth. http://www.world nuclear.org/info/inf47.htm. July 2002.
22


Не включены единичные реакторы других типов, топливо которых не предполагается перераба
23

тывать.
Так, например, разрушительное землетрясение в сентябре 1999 г. нанесло значительный ущерб
24

промышленности Тайваня. Ядерным объектам не было нанесено существенного ущерба, но три
из четырех реакторов на севере острова были остановлены автоматикой и вновь запущены два
дня спустя.
Hsu Crystal. A Year in Review, 2001. Taiwan’s Top Stories: Number Seven – Nuclear Power. Taipei
25

Times. 2001, December 30.

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign