LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

По состоянию на конец 2001 г. южнокорейскими АЭС было наработано около
5400 тоннТМ ОЯТ – 2700 тоннТМ ОЯТ легководных реакторов и 2690 тоннТМ ОЯТ тяже
ловодных реакторов38. По приблизительным оценкам39 к 2020 г. будет наработано 9–10
тыс. тоннТМ ОЯТ легководных реакторов и 5,5–9 тыс. тоннТМ тяжеловодных реакто
ров40. На сегодняшний день все ОЯТ, выгружаемое из корейских АЭС, хранится в прире

76 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
акторных бассейнах выдержки, за исключением небольшого количества топлива тяже
ловодных реакторов CANDU, которое хранится в сухом хранилище41.
Создание геологического хранилища для окончательного захоронения ОЯТ планируется
не ранее 2030 г.42 Поэтому в соответствии с планом, утвержденным Комиссией по атом
ной энергии Южной Кореи в сентябре 1998 г., к 2016 г. должно быть сооружено центра
лизованное хранилище ОЯТ43. Предполагается, что до введения в строй централизован
ного хранилища все уже наработанное и нарабатываемое ОЯТ будет содержаться в при
реакторных хранилищах. Однако существующие на сегодняшний день возможности
этих хранилищ недостаточны и будут истощены до открытия централизованного храни
лища44. «Korea Hydro & Nuclear Power Co., Ltd.» (KHNP) – компания, являющаяся опера
тором всех АЭС в стране – предпринимает ряд мер с тем, чтобы увеличить существую
щие возможности приреактороного хранения. К этим мерам относятся45:
? повышение емкости существующих мокрых хранилищ – бассейнов выдержки;
? сооружение пристанционных сухих хранилищ (реакторы CANDU);
? перемещение ОЯТ между соседними реакторами на одной АЭС для увеличения
возможностей хранения ОЯТ более старых блоков;
? повышение выгорания и компании (времени между перегрузками) используемо
го топлива.




З
И
Также рассматривается возможность использования сухого хранения для топлива лег
ководных реакторов.




Л
А
В то же время, программа создания централизованного хранилища сталкивается с ря
дом проблем. Кроме хранилища ОЯТ, на том же объекте должно быть сооружено храни




Н
лище низко и среднеактивных отходов (НСАО), которое должно открыться в 2008 г.46 В
июне 2000 г. правительство обратилось к 46 отдаленным автономным округам, имею




А
щим прямой выход к морю, с предложением добровольно выступить с инициативой о
размещении хранилища на их территории. Окончательный выбор месторасположения
должен быть сделан к 2003 г., а все формальности, связанные с приобретением земли,
должны быть решены к 2005 г.47 В обмен на размещение на территории округа хранили
ща ОЯТ и НСАО правительство предложило субсидии на экономическое развитие окру
га в размере 232 млн долл. США.
Лишь в пяти округах значительная часть населения (около 50%) посредством сбора под
писей под петициями, направленными местным правительствам, изъявила желание
принять на хранение НСАО и ОЯТ. Однако даже в этих случаях желание населения не бы
ло поддержано местными властями48. Более того, представители местных правительств
заявляли, что они инициировали расследование для проверки обвинений некоторых ча
стных компаний, заинтересованных в строительстве хранилища, в попытках подкупа ме
стных жителей с целью увеличения поддержки программы. Так как расположение храни
лища до сих пор не было определено на добровольной основе, в феврале 2003 г. прави
тельство определило четыре наиболее подходящих площадки, которые в течение бли
жайшего года будут более подробно изучены. Окончательный выбор будет сделан в
пользу площадки, наиболее соответствующей всем критериям, однако в первую оче
редь эксперты оценят регионы, желающие разместить хранилище на своей территории.
Как видно, в ближайшее время в Южной Корее также могут возникнуть проблемы, свя
занные с обращением со значительными количествами накопленного ОЯТ. Представи
тели Минатома неоднократно отмечали, что Южная Корея может стать одним из основ
ных потребителей российских услуг на рынке ОЯТ. Однако пока никакой официальной
информации о деталях и принятии принципиального решения относительно российско
корейского сотрудничества обнародовано не было. Более того, некоторые эксперты от
мечают, что значительно более экономически выгодным решением по обращению с

77
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
ОЯТ до его захоронения является перераспределение топлива между хранилищами
разных АЭС, а в случае, если потребность в дополнительных мощностях возникнет, – со
оружение сухих хранилищ на АЭС49. В то же время, в силу определенных экономических
и политических обстоятельств нельзя исключать того, что южнокорейская атомная про
мышленность будет вынуждена прибегнуть к услугам России.
Япония. Атомная энергетика Японии является одной из наиболее развитых в мире. Так
же, как и в случае с Южной Кореей, одной из основных причин этого послужила зависи
мость страны от внешних энергетических ресурсов. На сегодняшний день в Японии дей
ствуют 54 реактора (52 легководных), 3 строятся и 12 планируются (все легководные) к
постройке с тем, чтобы вступить в строй до 2015 г.50
Официальная политика Японии заключается в создании замкнутого ЯТЦ, подразумева
ющего переработку ОЯТ. Однако программа создания собственного крупномасштабно
го производства по переработке ОЯТ испытывает серьезные затруднения, и планируе
мая дата введения завода в строй переносилась несколько раз.
По оценке на сентябрь 1999 г.51 в Японии было накоплено 14 620 тоннТМ ОЯТ. Из этого
количества 5630 тоннТМ было направлено в Европу на переработку, 940 тоннТМ было
направлено на пилотный завод по переработке ОЯТ в самой Японии и только 20 тоннТМ
находится на сооружаемом заводе по переработке ОЯТ в Роккасё. Остальное ОЯТ –
8000 тоннТМ – хранится на АЭС. При скорости накопления ОЯТ около 900 тоннТМ/год
емкости существующих хранилищ будут исчерпаны в течение 4–5 лет (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Хранилища ОЯТ в Японии по состоянию на сентябрь 1999 года

Установка ОЯТ на хранении, тоннТМ Емкость хранилища, тоннТМ
Томари 0220 0420
Онагава 0170 0370
Фукусима 1 0990 2100
Фукусима 2 1150 1360
Каси Кари 1200 1890
Хамаока 0620 0860
Сика 0030 0100
Михама 0230 0300
Такахама 0740 1100
Ои 0620 0840
Симанэ 0270 0390
Иката 0290 0530
Генкаи 2 0330 1060
Сендаи 0540 0700
Цуруга 0400 0650
Токаи 0200 0260
Всего 8000 12930

78 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Причины проблем в обращении с ОЯТ в Японии кроются в правовых и политических ас
пектах как изначально выбранной модели ЯТЦ, так и принципов выбора места располо
жения какого бы то ни было ядерного объекта.
С самого начала развития атомной энергетики в Японии в середине 1950 х гг. замкну
тый ЯТЦ являлся официально утвержденной политикой. Изначально предполагалось
быстрое развитие энергетики, основанной на реакторах бридерах, использующих в ка
честве топлива плутоний, выделяемый из ОЯТ. Таким образом, ОЯТ должно было хра
ниться на АЭС только в течение короткого периода после выгрузки из реактора в бас
сейнах выдержки, что привело к тому, что потребности в значительных возможностях по
хранению ОЯТ просто не закладывались при проектировании и строительстве АЭС. Это
было также подкреплено соответствующим законодательством52.
Впоследствии, когда реализация изначально предполагавшегося плана развития про
мышленной переработки ОЯТ не удалась, законодательство менялось в пользу более
длительного хранения. В частности, поправка к ядерному законодательству, принятая в
1999 г., разрешила хранение ОЯТ, хотя и не безусловное, за пределами реакторных хра
нилищ, фактически позволив создавать централизованные хранилища, что было запре
щено ранее. В январе 2001 г. по приглашению одного из муниципалитетов крупнейший
оператор АЭС в Японии, компания «Tokyo Electric Power Co.» (TEPCO), открыла регио
нальный офис с целью исследования возможности строительства первого в стране цен
трализованного хранилища ОЯТ емкостью 5000 тоннТМ, которое планируется ввести в




З
строй в 2010 г.53 Однако даже изменения в законодательстве в пользу продолжительно
го хранения ОЯТ не отменяют общего официального курса на замыкание ЯТЦ. Наобо




И
рот, некоторые положения фактически запрещают прямое захоронение ОЯТ54.




Л
В соответствии с законодательством операторы АЭС при подаче заявки на лицензиро




А
вание нового реактора должны определить, что они будут делать с образующимся ОЯТ,




Н
включая определение компании, с которой заключены контракты на переработку. Лю
бые новые операции, включая расширение и модернизацию хранилищ, перевозки ОЯТ




А
между АЭС и даже внутристанционные перевозки из хранилища одного реактора в хра
нилище другого, требуют лицензирования, что значительно уменьшает гибкость при об
ращении с ОЯТ.
Получение лицензии также невозможно без согласия губернатора префектуры, в кото
рой находится установка. Неформальные переговоры между компанией оператором и
заинтересованными представителями местного сообщества зачастую начинаются за
долго до начала официального процесса лицензирования. Ко времени подачи заявки на
лицензию компромисс, как правило, уже достигнут. Основной составляющей догово
ренности между компанией и местными властями является так называемое «Соглаше
ние о ядерной безопасности», которое, хотя и не является частью государственной нор
мативной базы, фактически предоставляет губернаторам право вето, хотя механизм его
реализации не определен. Таким образом, возможности обращения с ОЯТ также огра
ничены необходимостью достижения договоренности с местным населением.
Основным требованием местных властей для их согласия на осуществление тех или
иных действий, связанных с хранением ОЯТ, является условие временности хранения –
установка не должна в конце концов стать местом окончательного захоронения. Так,
компании «JNFL» для того, чтобы получить согласие на ввоз ОЯТ на хранение на установ
ку в Роккасё, потребовалось предоставить заверения в скором окончании строительст
ва и вводе в эксплуатацию завода по переработке. В Меморандуме о взаимопонимании,
подписанном в июле 1998 г. руководством компании и префектурой Аомори, в которой
находится предприятие по хранению и переработке, говорится: «[…] если проект в Рок
касё столкнется с серьезными затруднениями, все облученное ядерное топливо и ВАО55
будут удалены с объекта». Поставки ОЯТ на установку в Роккасё начались в декабре
2000 г. По состоянию на 31 августа 2002 г. в хранилище было завезено 779 тоннТМ ОЯТ,
а сооружение завода по его переработке было завершено на 89%56.

79
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Одним из основных элементов поощрения территорий, на которых находятся АЭС, явля
ются специальные налоги, введенные в соответствии с законодательством. Эти налоги
применяются к новым проектам, и их выплаты прекращаются при введении АЭС в экс
плуатацию. Однако данный налог только косвенным образом поощряет согласие мест
ных властей на увеличение возможностей хранения ОЯТ. На местном уровне применя
ются различные налоги на ядерное топливо. Так, например, в упомянутой выше префек
туре Аомори действует налог на обращение с ядерными материалами, величина которо
го достигает примерно 220 долл. США/кгТМ в год. В 2000 г. за счет поступлений от это
го налога, которым облагается установка Роккасё, префектура дополнительно получила
более 21 млн долл. США.
Однако в последние несколько лет на пути развития атомной энергетики в Японии в це
лом и проектов по обращению с ОЯТ в частности возникло серьезное препятствие. Во
многом успехи ядерной промышленности Японии были связаны с высоким уровнем до
верия в обществе. Но задержки в решении проблемы окончательного обращения с ОЯТ
– строительство завода по переработке в Роккасё началось в 1993 г.57, а изначальная да
та введения в строй неоднократно переносилась и сегодня планируется на июль
2005 г.58, а также инциденты на других ядерных объектах, которые сопровождались со
крытием информации со стороны их операторов и представителей государства, значи
тельно увеличили недоверие населения к ядерной промышленности. Это также создало
угрозу реализации проекта по сооружению первого в Японии централизованного храни
лища ОЯТ – TEPCO оказалась в центре скандала, когда в августе 2002 г. выяснилось, что
в 1980 е–1990 е гг. компания скрыла информацию о 29 серьезных нарушениях безопас
ной эксплуатации своих АЭС59.
Также возникли задержки в реализации программы использования МОКС топлива на
реакторах TEPCO60, что может непосредственно сказаться на планах по переработке
ОЯТ и обращению с ним в целом. В 1991 г. была принята политика ненакопления избыт
ка плутония в Японии: плутоний, который выделяется при переработке ОЯТ, должен ли
бо использоваться в МОКС топливе, либо оставаться на хранении в местах переработ
ки в Европе. Таким образом, в случае задержки начала широкомасштабного использо
вания МОКС топлива, которое и без недавнего скандала вызывает существенные спо
ры, политика ненакопления плутония будет ограничивать деятельность завода по пере
работке, способствуя увеличению количества ОЯТ, находящегося на временном хране
нии. Однако, даже если завод в Роккасё будет работать на полную мощность –
800 тоннТМ ОЯТ в год – это не решит проблемы целиком. Уже сейчас скорость накопле
ния ОЯТ составляет около 900 тоннТМ/год, а к 2010 г. по оценке правительства Японии
она может возрасти до 1400 тоннТМ/год.
Таким образом, даже при успешной реализации планов по переработке ОЯТ, его излиш
ки свыше возможностей завода в Роккасё будут накапливаться. Решение о второй про
мышленной установке по переработке ОЯТ и ее мощности планируется принять около
2010 г.61 В качестве решения планируется расширение возможностей сухого хранения
ОЯТ на станционных хранилищах или централизованных хранилищах вне АЭС. Однако,
учитывая приведенные выше трудности, связанные с требованиями получения согласия
местного населения, существует высокая вероятность того, что Япония может прибег
нуть к услугам зарубежных операторов по обращению с ОЯТ, в том числе к услугам рос
сийского Минатома.
В то же время, вариант экстерриториального обращения с ОЯТ также может создать оп
ределенные проблемы для японских операторов АЭС. Причем, прежде всего, это не во
просы цены или согласия США на экспорт топлива в Россию, а необходимость оконча
тельного решения проблемы обращения с ОЯТ именно внутри страны. Как неоднократно
заявляло японское правительство, приоритетом является замыкание ядерного топливно
го цикла с временным хранением ОЯТ в сухих хранилищах до создания полномасштаб
ных мощностей по переработке. Обсуждение возможности отправки ОЯТ за пределы
страны может создать у населения иллюзию легкого решения проблемы и тем самым ли
шить надежд на реализацию внутренней программы, требующей поддержки населения.

80 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Поэтому представители компаний операторов избегают вслух говорить о такой возмож
ности, но в ситуации, когда появится окончательная уверенность в возможности реали
зовать вариант, при котором они смогут навсегда избавиться от ОЯТ (что подразумевает
его окончательное размещение – с переработкой или без – на территории России или
другого государства), компании операторы с радостью воспользуются такой возможно
стью62. В целом, при определенной гибкости со стороны России и японских операторов,
достижение договоренности возможно, и нельзя исключать того, что Япония станет од
ним из основных клиентов Минатома на рынке услуг по обращению с ОЯТ.


ПОЗИЦИЯ США ОТНОСИТЕЛЬНО ВВОЗА ОЯТ В РОССИЮ
Возможности России по выходу на международный рынок услуг по обращению с ОЯТ
главным образом скованы необходимостью получения согласия США. Эта необходи
мость следует из положений американского законодательства в области атомной энер
гии, требующих выполнения определенных параметров сотрудничества с той страной, в
которую будет ввозиться топливо, находящееся под контролем США. В свою очередь,
готовность США оформить сотрудничество с Россией в ядерной области таким обра
зом, чтобы оно удовлетворяло требованиям американского законодательства, опреде
ляется рядом политических фактров.
Законодательной основой всей деятельности в области использования атомной энер




З
гии в США является Закон об атомной энергии63 1954 г. с изменениями и дополнениями,
принятыми впоследствии. Статья 54 Закона гласит, что США могут передавать ядерный




И
материал только стране, с которой существует соглашение о сотрудничестве, которое




Л
должно удовлетворять определенным требованиям, перечисленным в статье 123 Зако
на. Одно из требований, в частности, заключается в том, что никакой ядерный матери




А
ал, переданный в соответствии с действующим соглашением, или ядерный материал,
произведенный посредством использования переданного ядерного материала или обо




Н
рудования, не будет передан другой стороне без согласия Соединенных Штатов. Таким




А
образом, все страны, которые используют контролируемый США в соответствии с дан
ными положениями ядерный материал – а в их число входят Япония, Южная Корея и Тай
вань – должны будут добиться разрешения США на экспорт ОЯТ в Россию для его хра
нения, захоронения или переработки.
В свою очередь, в соответствии с этим же Законом, можно предположить, что наличие
подобного соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии
(далее – Соглашение) будет обязательным условием получения согласия США на ввоз
ОЯТ в Россию. Данное Соглашение должно будет соответствовать перечисленным в За
коне требованиям. Кроме уже упомянутого требования о получении согласия США на
реэкспорт, этот список включает64:
? заверение страны получателя в том, что к любому передаваемому ядерному ма
териалу или оборудованию, любому специальному ядерному материалу, исполь
зованному или произведенному с помощью поставленных ядерных материалов и
оборудования, применяются гарантии, оговоренные в соглашении о сотрудниче
стве. Формат гарантий, которые могут быть оговорены в Соглашении с Россией,
может включать требование обеспечения соответствующих современным усло
виям учета и контроля ядерных материалов, а также применение гарантий
МАГАТЭ к ввозимому ОЯТ и, как следствие, к установкам, на которых оно будет
храниться и перерабатываться. В соответствии со структурой и содержанием со
глашений о гарантиях, применяемых в связи с Договором о нераспространении
ядерного оружия, материал, передаваемый в государство, обладающее ядерным
оружием, не должен в обязательном порядке быть помещен под гарантии
МАГАТЭ. Однако США могут потребовать применения гарантий с целью большей
прозрачности проекта и предотвращения распространения ЯМ65;

81
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
? за исключением особо оговоренных случаев сотрудничества в области военных
применений атомной энергии, разрешенных президентом США, требуется заве
рение страны получателя о неиспользовании передаваемых материалов и обору
дования, а также их производных, для создания ЯВУ, для исследований, способ
ных привести к созданию ядерного оружия, или для других военных целей. Веро
ятнее всего, Россия не составит исключения, и требование неиспользования по
ставляемого ядерного материала в военных программах будет оговорено в Со
глашении;

? обеспечение адекватного уровня физической защиты передаваемых ядерных ма
териалов и оборудования, а также ядерных материалов, полученных посредством
их использования;

? за исключением особо оговоренных случаев сотрудничества в области военных
применений атомной энергии, разрешенных президентом США, налагается за
прет на обогащение, переработку и любое другое изменение формы или состава
ядерного материала без получения предварительного согласия со стороны США;

? за исключением особо оговоренных случаев сотрудничества в области военных
применений атомной энергии, разрешенных президентом США, требуются заве
рения сотрудничающей стороны, что плутоний, U 233 или уран с обогащением
более 20% по изотопу U 235, полученные от США или с помощью поставленных
США ядерных материалов и оборудования, будут храниться только на установках,
получивших предварительное одобрение США;

? за исключением особо оговоренных случаев сотрудничества в области военных
применений атомной энергии, разрешенных президентом США, требуются заве
рения сотрудничающей стороны в том, что любой специальный ядерный матери
ал или установка, произведенные или сооруженные сотрудничающей стороной с
помощью переданной ранее Соединенными Штатами чувствительной ядерной
технологии, будут подчиняться всем требованиям, оговоренным выше.
Относительно передач ОЯТ для хранения и переработки в соответствии со статьей 131
Закона также требуется подтверждение министра энергетики США о том, что такая пе
редача не будет противоречить общим интересам обороны и безопасности.
Наиболее чувствительными для России могут стать проблемы получения согласия США
на переработку ОЯТ, а также применения гарантий МАГАТЭ к ввозимому ОЯТ.
Администрация Б. Клинтона вела переговоры с Россией о двадцатилетнем моратории
на переработку ОЯТ, однако эти усилия не увенчались успехом до прихода к власти ад
министрации Дж. Буша, которая их не продолжила66. Однако, как уже отмечалось выше,
Россия может отказаться от переработки ОЯТ (по крайней мере в ближайшее время) по
причинам экономического характера, неразвитости инфраструктуры, а также в качестве
уступки в обмен на согласие США на ввоз ОЯТ из других стран. Достижение компромис
са по этому вопросу представляется возможным.
В случае, если для хранения и переработки иностранного ОЯТ будут использоваться вновь
создаваемые установки, предназначенные только для деятельности в рамках гражданско
го ядерного топливного цикла, применение к ним гарантий МАГАТЭ будет значительно бо
лее легкой задачей по сравнению с применением гарантий на уже существующих мощно
стях, которые в определенной степени вовлечены или были вовлечены ранее в решение

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign