LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ного топливного цикла, инициированной МАГАТЭ, пришло к выводу о целесообразнос
ти и преимуществах многонационального подхода к организации предприятий ЯТЦ.
Международные центры по обращению с ОЯТ обладают рядом преимуществ, которыми
обусловлена их привлекательность для возможных клиентов, стран, на территории кото
рых будут находиться эти центры, и мирового сообщества в целом. Этот факт
подтверждается тем, что операторы атомных электростанций готовы платить значитель
ные суммы за подобные услуги: по оценке бывшего первого заместителя министра по
атомной энергии России В. Иванова7 цена составляет от 300–600 долл. США за кгТМ8 при
временном хранении до 1200–2000 долл. США за кгТМ за вариант, при котором ОЯТ и РАО
не возвращаются клиенту. Ниже рассмотрены основные преимущества.
Эффективность масштабного производства и объединение усилий вместо их
дублирования. Цена хранения за единицу массы ОЯТ снижается при больших масшта
бах производства по сравнению с вариантом, когда каждый оператор или страна, обла
дающая малым числом АЭС или даже только исследовательскими установками, строит
отдельное предприятие по обращению с ОЯТ. Также имеет смысл объединение усилий
в области НИОКР, затраты на которые практически не зависят от мощности предполага
емого объекта. Это преимущество наиболее значительно проявляется в случае геологи
ческих захоронений, а также для предприятий по переработке ОЯТ9. Наиболее активно
развиваемые сейчас технологии временного сухого хранения характеризуются модуль




З
ностью, при которой цена за килограмм практически не изменяется даже при значитель




И
ном росте объемов хранимого ОЯТ.




Л
Возможность вывоза ОЯТ из стран, представляющих угрозу режиму нераспрост
ранения. Международные централизованные хранилища могут использоваться для




А
хранения ОЯТ, вывозимого из стран, вызывающих обеспокоенность с точки зрения ре




Н
жима нераспространения, а также из регионов, ситуация в которых нестабильна. В част
ности, руководители Минатома в своих заявлениях отмечали, что российско иранское




А
сотрудничество в области атомной энергетики будет развиваться только при условии
возврата ОЯТ, которое будет поставляться на АЭС в Бушере, в Россию.
Избежание накопления значительных запасов выделенного плутония. В странах,
которые придерживаются закрытой модели ЯТЦ, таких как Япония, и перерабатывают
ОЯТ с целью выделения плутония для его дальнейшего использования, возможности,
предоставляемые международными хранилищами, могут быть использованы для пре
дотвращения роста запасов выделенного плутония до тех пор, пока он не будет востре
бован в промышленных масштабах. На настоящий момент выделенный плутоний актив
но используется только во Франции, где значительное число АЭС потребляют содержа
щее плутоний МОКС топливо.
Финансирование решения неотложных проблем. Доходы, получаемые за счет пре
доставления услуг в области обращения с ОЯТ, могут быть направлены на обеспечение
безопасности ядерных материалов, экологическую реабилитацию, а также решение со
циально экономических проблем. Это является наиболее важным аргументом в пользу
возможного ввоза ОЯТ в Россию, которая испытывает значительную потребность в
средствах на решение обозначенных выше проблем.
Развитие мер доверия и транспарентности. Многосторонний проект потребует при
менения мер контроля с целью обеспечения сохранности ядерных материалов, а также
предотвращения их использования в военных целях. В существующей обстановке меры
контроля, скорее всего, не ограничатся применением стандартных гарантий МАГАТЭ,
основанных на учете и контроле ядерных материалов. С целью снижения риска распро
странения, вероятно, потребуется контроль обеспечения соответствующего уровня фи
зической защиты ядерных материалов (ЯМ), а также проверка невыделения плутония из
ОЯТ, принимаемого на хранение. Данные меры могут осуществляться как МАГАТЭ, так и
в рамках многостороннего соглашения, которое будет достигнуто участниками проекта.

71
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Обсуждаемый международный проект также может способствовать снижению напря
женности и установлению доверия путем вовлечения противостоящих держав в его осу
ществление10. Так, например, очевидно, что вывоз содержащего плутоний ОЯТ из Япо
нии и Тайваня будет способствовать снижению опасений Китая о развитии в этих стра
нах военных ядерных программ, а вывоз ОЯТ из Ирана в Россию на объект, который,
вполне возможно, будет подвержен определенному контролю со стороны США, может
помочь разрешению «иранской» проблемы в российско американских отношениях.
В случае если проект международного центра по обращению с ОЯТ будет реализован в
России для финансирования программ в области нераспространения и оздоровления
окружающей среды, также потребуется контроль за эффективным целевым расходова
нием привлеченных средств.
В то же время существует ряд недостатков, свойственных проектам международных
центров по обращению с ОЯТ, но они, как правило, не носят всеобъемлющего характе
ра и варьируются в зависимости от той или иной страны поставщика услуг и стран им
портеров ОЯТ. Основные из этих проблем будут обозначены ниже. Единственным об
щим недостатком, заслуживающим серьезного внимания, является значительное уве
личение объемов перевозок ядерных материалов и необходимость обеспечения их бе
зопасности в ходе транспортировки.
В настоящее время только три страны11 представлены на международном рынке услуг
по обращению с ОЯТ – Франция, Великобритания и Россия. Предприятия во Франции и
Великобритании, принадлежащие, соответственно, компаниям «COGEMA» и «BNFL», в
разное время предоставляли услуги по переработке ОЯТ АЭС странам Западной Евро
пы и Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань), а также ЮАР. Клиентами пред
приятий Минатома России, кроме отечественных АЭС являются традиционные партне
ры бывшего СССР в странах Восточной Европы, которые возвращают на хранение и пе
реработку топливо, поставленное ранее по межправительственным соглашениям с эти
ми странами.
Сейчас активно обсуждается возможное значительное увеличение доли России на меж
дународном рынке услуг в области обращения с ОЯТ, в том числе за счет традиционных
клиентов западных компаний – Японии, Южной Кореи и Тайваня. Это стало возможным в
результате изменения российского законодательства, которое теперь позволяет ввозить
ОЯТ зарубежных АЭС в Россию на временное хранение и переработку с последующим
возвратом продуктов переработки, а также по причине недостаточности спектра услуг,
предоставляемых «COGEMA» и «BNFL», с точки зрения операторов АЭС в странах Восточ
ной Азии. В частности, речь идет о возможности значительно более длительного хране
ния ОЯТ, чем это происходит сейчас в соответствии с используемыми технологиями.
В то же время эксперты отмечают, что, принимая во внимание сложившееся положение
на мировом рынке услуг по обращению с ОЯТ и существующую информацию о предпо
лагаемой цене услуг Минатома, предложение России может быть конкурентоспособно
только в случае окончательного разрешения проблемы обращения с ОЯТ для поставщи
ка, что возможно только в случае отсутствия возврата топлива и продуктов его перера
ботки. При определенных условиях вариант долгосрочного хранения также может удов
летворить предполагаемых клиентов12.
Однако существующее на данный момент российское законодательство не позволяет
оставлять на территории России ОЯТ и продукты его переработки, ввезенные из других
государств. В этой ситуации Минатом также может прибегнуть к схеме отложенного ре
шения – принимать топливо на долговременное хранение, что не противоречит законо
дательству, оставляя открытой возможность за дополнительную плату конвертировать
предложение в форму, предполагающую окончательное прямое захоронение ОЯТ или
переработку без возврата образовавшихся продуктов13. Это позволит привлечь возмож
ных клиентов, дополнительные средства для развития инфраструктуры, а также более
тщательно подойти к изменению законодательства и работе с общественностью.

72 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Более того, в последнее время в российском ядерном истеблишменте появились голо
са в поддержку долгосрочного (30–50 лет) хранения ОЯТ взамен его переработки по
причине экономической нецелесообразности переработки как российского, так и зару
бежного ОЯТ до появления нового поколения АЭС14. Этому также способствует отсутст
вие результатов по привлечению клиентов с помощью изначально предлагавшегося ва
рианта переработки после краткосрочной технологической выдержки с последующим
возвратом продуктов переработки.
Мощности, существующие в России на данный момент, недостаточны для реализации
широкомасштабной программы по обращению с зарубежным ОЯТ. Существующая в
России инфраструктура по обращению с ОЯТ включает завод РТ 1 на ПО «Маяк» в
г. Озерск Челябинской области, который может перерабатывать 400 тоннТМ ОЯТ реак
торов ВВЭР 440, а также сравнительно малое (порядка десятков тонн в год) количество
ОЯТ исследовательских реакторов, реакторов АПЛ и ледоколов и реакторов БН15, а так
же мокрое хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР 1000 на Горно химическом комбинате (ГХК)
емкостью 6000 тоннТМ16.
Концепция Минатома по обращению с ОЯТ энергетических, транспортных и исследова
тельских реакторов в России до 2020 г. предусматривает17:
? увеличение объемов действующего хранилища ОЯТ на ГХК до 9000 тонн;
? строительство сухого долговременного хранилища ОЯТ реакторов ВВЭР 1000 и




З
РБМК 1000 емкостью более 33 тыс. тоннТМ на ГХК и приобретение необходимо




И
го количества транспортных средств;




Л
? завершение строительства нового мокрого хранилища ОЯТ на ПО «Маяк» емкос
тью 1700 тоннТМ;




А
? модернизация действующего завода РТ 1 на ПО «Маяк» для переработки до




Н
150 тоннТМ/год ОЯТ реакторов ВВЭР 1000;




А
? строительство на ГХК завода по переработке ОЯТ РТ 2 мощностью
1500 тоннТМ/год18 с комплексом установок по кондиционированию и захороне
нию РАО.
Существенное увеличение операции по обращению с ОЯТ также потребует значитель
ной модернизации используемой транспортной инфраструктуры19.


ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЫНОК
К потенциальным клиентам России в области обращения с ОЯТ можно отнести практи
чески все страны, которые испытывают серьезные трудности с хранением топлива, вы
гружаемого с АЭС, кроме США. Летом 2002 г. президентом США было утверждено ре
шение об использовании хранилища «Yucca Mountain» для окончательного захоронения
ОЯТ американских АЭС. Проблему временного хранения операторы АЭС решают по
средством развития сети сухих пристанционных хранилищ. Таким образом, в список на
иболее вероятных клиентов входят Япония, Тайвань, Южная Корея, страны Восточной
Европы и бывшего СССР, а также Иран, для которого возврат ОЯТ в Россию будет обя
зательным условием поставки свежего топлива.
Восточная Европа и страны бывшего СССР. Страны Восточной Европы и бывшего
СССР являются традиционными партнерами России в области ядерной энергетики. По
давляющее большинство реакторов в этих странах было построено по проектам и при уча
стии России (СССР), предприятия Минатома также являются поставщиками свежего топ
лива. Емкость пристанционных хранилищ в этих странах ограничена, так как изначально
планировался и осуществлялся возврат топлива на переработку. После распада СССР
Россия начала предоставлять услуги по переработке ОЯТ по значительно более высоким

73
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
ценам, а российское законодательство требует возврата продуктов переработки ОЯТ в
страну импортер. Это привело к тому, что в настоящее время только Украина и Болгария
возвращают свое топливо в Россию в соответствии с заключенными ранее межправитель
ственными соглашениями для хранения. Также ведутся переговоры о возобновлении им
порта ОЯТ из Венгрии, в которую поставляется российское свежее ядерное топливо20.
В странах Восточной Европы и бывшего СССР (исключая Россию) в настоящее время дей
ствуют или готовятся к запуску 12 реакторов ВВЭР 1000 и 13 реакторов ВВЭР 440, постро
енных при непосредственном участии России (СССР), топливо на которые поставляется
предприятиями Минатома и которые могут составлять значительную часть рынка по пре
доставлению услуг по обращению с ОЯТ. Еще 12 реакторов (10 ВВЭР 440 и 2 ВВЭР 1000)
в Чехии и Словакии построены местными специалистами по российскому (советскому)
проекту. Поставки топлива частично осуществляются Минатомом, частично – американ
ской компанией «Westinghouse» (2 реактора ВВЭР 1000 на АЭС «Темелин» в Чехии).
После того, как Россия прекратила забирать топливо на окончательное захоронение, не
которые из стран Восточной Европы, в частности Чехия и Венгрия, пошли по пути стро
ительства хранилищ ОЯТ сухого типа, которые позволят решить проблему хранения ОЯТ
на ближайшие десятилетия. Однако решение об окончательном варианте обращения с
ОЯТ еще не принято, что предоставляет России шанс на развитие сотрудничества в этой
области. Перспектива развития отношений со странами Восточной Европы связана с
предоставлением комплексных услуг в области ЯТЦ, которые включали бы в себя по
ставку свежего топлива на условиях лизинга с последующим возвратом ОЯТ в Россию.
Это может позволить избежать законодательных ограничений, связанных с необходи
мостью возврата продуктов переработки в страну происхождения ОЯТ21, так как не про
исходит смены собственника топлива и оно может на законных основаниях оставаться
на территории России. Такой подход может быть экономически выгоден и Минатому как
поставщику, и потребителям топлива, что может укрепить пошатнувшиеся после распа
да СССР позиции России на традиционных рынках Восточной Европы.
Восточная Азия. Япония, Тайвань и Южная Корея рассматриваются в качестве одних из
наиболее вероятных клиентов России на международном рынке по обращению с ОЯТ, и
основные надежды Минатома связаны именно с ними. Эти три страны уже сейчас нахо
дятся среди лидеров по удельной доле ядерной энергетики в общем производстве
энергии: в Японии АЭС производят 34% всей электроэнергии, в Южной Корее – 39%, в
Тайване – 22%22. Более того, эти страны находятся среди лидеров по числу сооружае
мых и планируемых к постройке ядерных энергоблоков, что в настоящий момент неха
рактерно для стран с развитой экономикой. В Таблице 1 приведено количество легко
водных реакторов23, ОЯТ которых может стать объектом сотрудничества России со стра
нами Восточной Азии.

Таблица 1

Действующие, строящиеся и планируемые легководные реакторы в Японии,
Южной Корее и Тайване

Количество реакторов:
действующие строящиеся

Япония 52 3

Южная Корея 14 2

Тайвань 6 2
Источники:
IAEA Power Reactor Information System (http://www.iaea.org/programmes/a2/index.html),
Taiwan Power Company (http://www.taipower.com.tw/english/e_home.htm).

74 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Каждая из этих стран испытывает значительные проблемы с ОЯТ, выгружаемым с АЭС.
В ближайшей перспективе решение проблемы долговременного хранения и оконча
тельной утилизации ОЯТ станет одной из самых главных задач, которые предстоит ре
шить ядерной энергетике этих стран для того, чтобы сохранить сегодняшние позиции и
существующие темпы развития.
Тайвань. Тайвань изначально нельзя назвать благоприятной страной для развития
ядерной энергетики – это относительно небольшой остров с высокой сейсмической ак
тивностью24 и населением 22,5 млн человек. 4 из 6 действующих и два строящихся ре
актора находятся в наиболее плотно населенной северной части острова в непосредст
венной близости от Тайбэя – его столицы. Политическая система Тайваня также неста
бильна, более того, в настоящее время строительство четвертой АЭС является предме
том споров на высшем политческом уровне, а позиция руководства страны по этому во
просу неопределенна и подвержена периодическим изменениям25.
По оценке на начало 2000 г.26 на Тайване было наработано ОЯТ в количестве
2100 тоннТМ. Это количество ежегодно увеличивается на 120–150 тоннТМ, а при введе
нии в эксплуатацию двух новых реакторов скорость накопления ОЯТ возрастет до
175–200 тоннТМ/год. Общее количество ОЯТ к концу срока действия лицензий АЭС со
ставит 7500 тоннТМ.
ОЯТ действующих АЭС Тайваня хранится в приреакторных бассейнах выдержки. Несмо
тря на то, что эти хранилища были модернизированы с целью увеличения их вместимо




З
сти, их возможности на двух из трех действующих АЭС будут исчерпаны к 2007–2008 гг.




И
(см. Таблицу 2)27.




Л
Таблица 2




А
Реакторы АЭС Тайваня




Н
Реактор Дата ввода Вместимость, Загрузка Ежегодная Ожидаемая




А
в эксплуатацию ТВС по состоянию , ТВС выгрузка, дата
на 30 июня 2000 г. ТВС заполнения

Chinshan 1 1978 3083 1944 130 2008

Chinshan 2 1979 3083 1844 130 2009

Kuosheng 1 1981 4237 2628 220 2007

Kuosheng 2 1982 4237 2456 220 2008

Maanshan 1 1984 2151 0736 072 2025

Maanshan 2 1985 2159 0680 072 2026
В середине 1990 х гг. было принято решение о сооружении станционных сухих храни
лищ. Предполагается, что они будут введены в строй в 2004–2006 гг.
Принятая в сентябре 1997 г. «Политика по обращению с радиоактивными отходами» оп
ределяет основные принципы обращения с ОЯТ на Тайване на ближайшую перспективу28:
? улучшение возможностей временного хранения ОЯТ на станционных хранилищах;
? изучение возможности переработки ОЯТ за рубежом;
? разработка программы окончательного захоронения ОЯТ и ускорение программы
предварительных исследований в этой области.

75
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
В 1987 г. на Тайване был учрежден специальный фонд (Nuclear Backend Fund), целью ко
торого является финансирование программ послереакторной стадии ЯТЦ включая об
ращение с ОЯТ. Фонд формируется за счет поступлений от производства ядерной энер
гии, пропорциональных мощности АЭС. По состоянию на 2001 г. в фонде было накопле
но около 3 млрд долл. США29.
Еще в середине 1980 х гг. на Тайване была начата программа, направленная на реше
ние проблемы окончательного захоронения ОЯТ. Исследования первой стадии, завер
шившиеся в 1988 г., показали, что существует возможность окончательного захороне
ния ОЯТ в геологических формациях в определенных частях Тайваня. Была разработана
программа создания хранилища, включающая следующие этапы30:
1. Оценка потенциальных мест захоронения (1999–2007 гг.).
2. Детальное исследование и подтверждение надежности (2008–2018 гг.)31.
3. Разработка и лицензирование установки (2019–2023 гг.).
4. Сооружение хранилища (2024–2031 гг.).
Данная программа пока находится на самой ранней стадии своего осуществления, од
нако представляется, что ее реализация в дальнейшем будет испытывать серьезные за
труднения. Попытки «Taiwan Power Company» (TPC) реализовать сходный проект по со
зданию хранилища низкоактивных отходов встретили сопротивление местного населе
ния, обсуждались в парламенте, а также не были одобрены регулирующим органом –
Советом по атомной энергии32. Реализация планов по созданию временных сухих храни
лищ на АЭС также натолкнулась на серьезное препятствие – надежность контейнеров
американского производителя, которые были изначально выбраны для временного хра
нения ОЯТ, была подвергнута сомнению и существенным проверкам со стороны Комис
сии по ядерному регулированию США, мнение которой оказывает значительное влия
ние при рассмотрении аналогичных вопросов на Тайване. В итоге производитель кон
тейнеров отозвал свою заявку на лицензию из Комиссии по ядерному регулированию33.
Комплекс упомянутых выше проблем с реализацией проектов по обращению с ОЯТ на
Тайване подталкивает TPC искать решение за пределами государства. В качестве одно
го из наиболее вероятных вариантов рассматривается Россия. Руководство TPC отри
цает наличие каких либо договоренностей с Россией34, однако факт переговоров был
подтвержден Минатомом35. Возможная сделка широко обсуждается в местной прессе
начиная с лета 2001 г., когда были приняты законы, регулирующие ввоз ОЯТ в Россию.
Положительные итоги голосования в Госдуме были с одобрением встречены представи
телями TPC36. Существующий интерес также подтверждается тем вниманием, которое
было уделено переговорам о сотрудничестве в ядерной области между РФ и США в мае
2002 г.37 – все тайваньское ОЯТ находится под контролем США, и их согласие потребу
ется для развития сотрудничества между Россией и Тайванем.
Южная Корея. Как и большинство других стран региона, Южная Корея находится в
сильной зависимости от внешних поставок энергоносителей. Это стало одной из причин
того, что ядерная энергетика была определена в качестве одного из основных источни
ков энергии. В настоящее время в Южной Корее действуют 14 легководных реакторов
(два последних были введены в строй в 2002 г.) и 4 тяжеловодных (CANDU), 2 легковод
ных строятся и еще 8 находятся на разных стадиях планирования и подготовки к строи
тельству с тем, чтобы начать коммерческую эксплуатацию до 2015 г.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign