LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

инспекции, поддерживаемые средствами наблюдения. На реакторах, использующих
МОКС топливо, сборки со свежим МОКС топливом должны быть охвачены мерами со
хранения и наблюдения с момента поступления на реактор до загрузки в активную зону,
с тем чтобы обеспечить максимальную эффективность достижения трехмесячного па
раметра своевременности обнаружения. Цель своевременности обнаружения для сбо
рок со свежим МОКС топливом может быть достигнута либо посредством объявленных

64 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
ежеквартальных промежуточных инспекций, либо путем ежеквартальной оценки дистан
ционно передаваемых данных систем сохранения и наблюдения. Для поддержания не
прерывности информации о ядерном топливе, находящемся в активной зоне реактора,
при перегрузке топлива используется наблюдение, а в периоды между перегрузками
корпус реактора опечатан. Признавая эволюционный характер развития комплексных
гарантий, САГСИ рекомендовала Агентству принять для осуществления этот подход к
применению комплексных гарантий для легководных реакторов. Как и в случаях других
типов установок, Агентство будет постоянно рассматривать предложенный подход с
учетом накопления практического опыта, оценки действенности и наличия надежной
технологии. По мере накопления этого опыта и завершения дальнейших оценок подход
будет необходимым образом адаптироваться в целях дальнейшей оптимизации дейст
венности и эффективности гарантий.


Исследовательские реакторы
Типовой подход к применению комплексных гарантий для исследовательских реакторов
охватывает широкий спектр поставленных под гарантии исследовательских реакторов в
отношении конструкции установок, уровня мощности и количеств ядерного материала
на установке. Проверка физической инвентаризации должна выполняться ежегодно, за
исключением реакторов с небольшими количествами ядерного материала. Такие реак
торы будут отбираться на выборочной основе для проверки проведения физической ин




З
вентаризации. Подход включает также небольшое число необъявленных инспекций. На
мощных исследовательских реакторах, способных производить одно или более «значи




И
мого количества» плутония в год посредством незаявленного облучения (т.е. с мощнос




Л
тью более 25 МВт (тепл.)), должна проводиться одна дополнительная необъявленная
инспекция в год на каждом таком реакторе. Для установок с более чем одним «значи




А
мым количеством» необлученного высокообогащенного урана предусмотрены два раз




Н
личных пути достижения одномесячного параметра своевременности обнаружения для
этого материала – запланированные ежемесячные инспекции или использование мер




А
сохранения и наблюдения с дистанционной передачей данных для свежего топлива в
сочетании с 3—4 необъявленными инспекциями в год.


Реакторы с перегрузкой на мощности
Типовой подход к применению комплексных гарантий для реакторов с перегрузкой на
мощности типа CANDU включает ежегодную проверку физической инвентаризации,
продолжение использования по соображениям эффективности затрат, автономных мо
ниторов потока для проверки выгрузки топлива из активной зоны и применение мер со
хранения и наблюдения в бассейнах для хранения отработанного топлива, а также не
большое число промежуточных инспекций на выборочной основе. В целях эффективной
проверки значительного числа передач отработанного топлива в сухое хранилище раз
рабатываются новые подходы. Они предусматривают более широкое участие ГСУК опе
ратора установки в целях оказания Агентству помощи при проверке наряду с использо
ванием системы «почтовых ящиков» для предоставления информации о таких переда
чах, необходимой для проведения необъявленных инспекций. САГСИ выразила мнение,
что в принципе подход обеспечивает разумную основу для достижения цели комплекс
ных гарантий по оптимизации действенности и эффективности контроля, однако необ
ходимо дополнительно определить и продемонстрировать важные практические детали
подхода в отношении передач облученного топлива в сухое хранилище.


Установки по хранению отработанного топлива
Типовой подход к применению комплексных гарантий для установок по хранению отра
ботанного топлива предусматривает ежегодную проверку физической инвентаризации

65
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
и небольшое число промежуточных инспекций на случайной основе. Поскольку большая
часть инвентарного количества ядерного материала на таких установках находится в
статических условиях под печатями Агентства, промежуточные инспекции не нужно де
лать необъявленными. Дополнительную экономию инспекционных усилий Агентства на
местах обеспечивает использование автономных мониторов для проверки поступлений
отработанного топлива.


Установки по конверсии природного и низкообогащенного урана
и по изготовлению топлива
Типовой подход к применению комплексных гарантий для установок по конверсии при
родного и низкообогащенного урана и по изготовлению топлива включает проверку фи
зической инвентаризации с уменьшенным объемом деятельности и проведение неболь
шого числа (1—3 в год в зависимости от конкретных условий на установке) инспекций на
выборочной основе с краткосрочным, менее одной недели, уведомлением. Эти инспек
ции должны проводиться в сочетании с системой «почтовых ящиков» для предоставле
ния информации о запланированной программе эксплуатации установки и обновленных
данных учета. Использование таких инспекций позволяет проводить эффективную про
верку поступлений и отправлений ядерного материала на установку, а также обнаружи
вать «заимствования» ядерного материала между установками в целях сокрытия пере
ключения. Таким образом, действенность гарантий на установках этого типа повышает
ся по сравнению с нынешними подходами, не предусматривающими инспекций с крат
косрочным уведомлением.


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Важной частью концептуальной основы комплексных гарантий является предоставле
ние персоналу Агентства, ответственному за осуществление укрепленных и комплекс
ных гарантий, руководящих материалов в отношении процедур гарантий, обеспечиваю
щих действенность, последовательность и отсутствие дискриминации на каждом этапе
процесса их разработки и осуществления. Разработаны руководящие принципы для та
ких процедур, как подготовка необходимых выводов в связи с осуществлением гаран
тий, рассмотрение и оценка информации и осуществление дополнительного доступа.
Секретариатом также разработаны Руководящие материалы по проведению необъяв
ленных обычных инспекций в соответствии с пунктом 84 Документа INFCIRC/153. Прове
дение таких инспекций без предварительного уведомления, когда это, возможно, укре
пило бы, с учетом их непредсказуемости для государства и оператора установки, воз
можности Агентства подтверждать отсутствие незаявленной деятельности на установ
ке, а также отсутствие переключения заявленного ядерного материала. Расширенное
использование таких инспекций также могло бы привести к экономии затрат для Агент
ства. Вместе с тем признается, что проведение необъявленных инспекций может не ока
заться возможным во всех государствах или эффективным в отношении всех видов де
ятельности. Поэтому в Руководящих принципах изложены условия, при которых необъ
явленные инспекции могут быть возможны и действенны.
Сотрудничество между Агентством и ГСУК является важным элементом современных
гарантий, и оно становится еще более важным при комплексных гарантиях. Поэтому
разрабатываются руководящие принципы в целях определения потенциальных облас
тей расширенного сотрудничества с ГСУК, таких как своевременное предоставление
высокоточных данных, необходимых для поддержки новых подходов к применению га
рантий, и осуществление совместных видов деятельности. При осуществлении таких
видов деятельности необходимо тщательно сохранять способность Агентства форми
ровать свои собственные независимые выводы.

66 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
КРИТЕРИИ, ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНЫХ ГАРАНТИЙ И ИНФОРМИРОВАНИЕ


Критерии
Применение комплексных гарантий для государства основывается на гибком подходе,
базирующемся на общих принципах и целях, типовых подходах для установок, адапти
рованных с учетом специфических особенностей и характеристик государств, и на вспо
могательных руководящих принципах для подготовки выводов по гарантиям и для осу
ществления конкретных процедур гарантий. Однако для того, чтобы осуществлять такие
подходы к применению комплексных гарантий и оценивать их результаты согласован
ным образом, требуются также более конкретные критерии как на уровне установок, так
и на уровне государства.
На уровне установок, поскольку учет ядерного материала является фундаментальной
мерой комплексных гарантий, сохраняется необходимость того, чтобы критерии вклю
чали, например, изучение учетных документов и отчетов, проверку фактически налично
го количества материала и оценку баланса материала. В целях обеспечения преемст
венности и согласованности формулировок и формата разработка критериев для ком
плексных гарантий для типов установок основывается на разработанных типовых подхо
дах и учитывает опыт, накопленный Агентством в области осуществления и оценки тра
диционных гарантий.




З
На уровне государства критерии для комплексных гарантий учитывают факторы, связан




И
ные с деятельностью по проверке ядерного материала, не являющейся специфической
для индивидуальных установок, например, согласование данных о передачах ядерного




Л
материала. Кроме того, в них содержатся более широкие требования, например, свя




А
занные с обновлением и рассмотрением докладов об оценке ядерной деятельности в
государствах.




Н
А
Оценка результатов комплексных гарантий и информирование о них
Подход к информированию в рамках комплексных гарантий предусматривает непре
рывную оценку всей соответствующей информации и деятельности, а также, как это де
лается в настоящее время, ежегодную оценку показателей осуществления гарантий.
При этом принимаются во внимание результаты всей деятельности по гарантиям, про
водимой в соответствии с подходом к применению комплексных гарантий для государ
ства, и выполнения последующих мероприятий по устранению аномалий, вопросов и
несоответствий, возникших по результатам постоянного рассмотрения и оценки всей
имеющейся у Агентства информации. Результаты этой оценки ежегодно документиру
ются в докладе об оценке ядерной деятельности в государстве, содержащем выводы и
при необходимости рекомендации относительно дальнейших действий. Доклады об
суждаются междепартаментским Комитетом Агентства по рассмотрению информации и
составляют основу для выводов в связи с применением гарантий.
В рамках комплексных гарантий будет продолжено информирование отдельных госу
дарств о деятельности в соответствии с соглашениями о гарантиях и дополнительными
протоколами. По соглашениям о гарантиях Агентство подготавливает заявления о ре
зультатах инспекций и выводах, сделанных в результате осуществляемой им деятельно
сти по проверке на каждой установке на протяжении периода баланса материала. В со
ответствии с положениями Дополнительного протокола Агентство подготавливает заяв
ление о деятельности, осуществленной во время дополнительного доступа, о результа
тах деятельности по разрешению вопросов или несоответствий и о выводах, извлечен
ных из деятельности Агентства в связи с Дополнительным протоколом.
О результатах оценки гарантий ежегодно сообщается в Докладе об осуществлении га
рантий. Доклад содержит ежегодное заявление об осуществлении гарантий, в котором

67
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
представлены сделанные выводы по гарантиям и подробно сообщается о действеннос
ти гарантий и показателях их осуществления.


СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ
Концептуальная основа комплексных гарантий была разработана Агентством с исполь
зованием помощи и рекомендаций экспертов из нескольких государств членов и при
участии САГСИ. Хотя концептуальная основа в настоящее время завершена, элементы
этой основы будут дополнительно разрабатываться или уточняться с учетом накоплен
ного опыта осуществления, дальнейшей оценки и имеющейся технологии. Поэтому сле
дующий этап будет заключаться в переходе к осуществлению комплексных гарантий в
отдельных государствах. Руководящие принципы и подходы будут использованы совме
стно с опытом первоначального осуществления в целях разработки подходов к приме
нению комплексных гарантий для других государств, являющихся кандидатами на их
осуществление.
На фоне этого прогресса темпы вступления в силу дополнительных протоколов по
прежнему остаются невысокими и ограничивают действенное и эффективное осуществ
ление гарантий, что вызывает беспокойство.
По состоянию на 15 мая 2003 г. дополнительные протоколы к соглашениям о гарантиях
подписаны 78 странами, в 33 из которых вступили в силу. Но цифры не должны вводить
в заблуждение: из 33 стран с действующими протоколами примерно половина – страны,
в которых нет значительной ядерной деятельности. Дополнительные протоколы вступи
ли в силу в таких крупных странах, как Япония и Канада, однако ни Агентство, ни сами
страны еще не готовы к применению комплексных гарантий. Постоянно откладывается
ратификация дополнительных протоколов в странах Европейского союза.
Как сообщено в Докладе об осуществлении гарантий за 2001 г., только для 9 стран
Агентство сделало необходимые выводы об отсутствии переключения заявленного
ядерного материала и об отсутствии незаявленного ядерного материала и деятельнос
ти в этих странах. Это – Австралия, Хорватия, Гана, Ватикан, Иордания, Монако, Новая
Зеландия, Норвегия и Узбекистан. Однако на данный момент только в двух странах – Ав
стралии (с января 2001 г.) и Норвегии (с октября 2002 г.) – применяются комплексные
гарантии. Для остальных стран необходимые выводы еще не сделаны. Требуется повы
шенное внимание мирового сообщества к задаче ускорения вступления в силу Дополни
тельного протокола в большем числе государств, к чему неизменно призывают участни
ки ежегодных Генеральных конференций МАГАТЭ.




68 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ:
Дмитрий
Ковчегин ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?




Летом 2001 г. в России вступил в силу ряд законов, которые, по заявлениям руководите
лей отечественной атомной промышленности, устранили единственное серьезное пре
пятствие на пути значительных финансовых средств, которые должны были поступить в
Россию в качестве оплаты за услуги по обращению с облученным ядерным топливом




З
(ОЯТ) иностранных АЭС. Эти средства также могли бы быть использованы на нужды эко
логического, экономического и социального оздоровления регионов, которые в наи




И
большей мере пострадали в ходе реализации военной ядерной программы Советского
Союза. Прошло почти два года, однако Минатом до сих пор не может похвастаться




Л
сколько нибудь значимыми успехами в завоевании мирового рынка ОЯТ. Более того,




А
как заявил глава Минатома А.Ю. Румянцев, переговоры с потенциальными поставщика
ми ОЯТ в Россию займут несколько лет после начала действия принятого законодатель




Н
ства1. Исходя из складывающейся ситуации можно предположить, что начало масштаб
ного импорта иностранного ОЯТ может еще более затянуться, а спектр предлагаемых




А
услуг существенным образом измениться. Целью данной статьи является анализ факто
ров, влияющих на ввоз ОЯТ в Россию.


МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОБРАЩЕНИЯ С ОЯТ
В настоящее время рассматриваются два основных пути обращения с ОЯТ энергетиче
ских реакторов, определяемых существующими концепциями закрытого или открытого
ядерного топливного цикла (ЯТЦ):

? закрытый ЯТЦ: переработка ОЯТ, целью которой является возврат в топливный
цикл делящихся компонентов топлива – урана и плутония, выделение ряда полез
ных продуктов деления, а также минимизация отходов, направляемых на оконча
тельное захоронение;

? открытый ЯТЦ: прямое окончательное захоронение ОЯТ в устойчивых геологиче
ских формациях.
На сегодняшний день в подавляющем большинстве стран мира, эксплуатирующих атом
ные электростанции, проблема безопасного и экономически выгодного обращения с
ОЯТ в промышленных масштабах окончательно не решена. К числу этих стран можно от
нести даже обладающих высокоразвитой ядерной промышленностью США и Японию.
Некоторые страны на политическом уровне приняли решения о собственной модели
ЯТЦ, однако реализация этих планов далека от завершения, а в некоторых случаях даже
нельзя говорить о том, что концепции, одобренные сегодня, не изменятся в будущем
под влиянием технических, экологических, экономических или политических факторов.

69
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
К настоящему моменту в мире перерабатывается лишь небольшая часть производимо
го ОЯТ, а также не открыто ни одного окончательного геологического хранилища. По
оценке Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), по состоянию на ко
нец 2000 г. в мире должно было быть наработано более 200 тыс. т ОЯТ, из которых бо
лее 150 тыс. т – на временном хранении2. Таким образом, в мировой атомной промыш
ленности сложилась позиция молчаливого согласия относительно того, что до тех пор,
пока не выработаны окончательные решения относительно обращения с ОЯТ, его вре
менное (30–50 лет) хранение является наиболее подходящим вариантом3.
Между тем, в ближайшей перспективе дальнейшее развитие и даже сохранение нынешних
позиций атомной энергетики все в большей степени будет зависеть от окончательного ре
шения проблемы ОЯТ. Временное хранение ОЯТ в основном осуществляется в пристанци
онных хранилищах, которые изначально не были рассчитаны на долговременное хранение
и, как следствие, имеют достаточно ограниченные возможности. Такое положение рано
или поздно приведет к неспособности пристанционных хранилищ принимать плановые
объемы ОЯТ, а также к невозможности выгрузить активную зону реактора целиком в слу
чае чрезвычайной ситуации. Это, в свою очередь, может привести к остановке АЭС. Так,
например, в США большинство пристанционных хранилищ потеряют способность к пол
ной выгрузке активной зоны реактора в течение ближайших десяти лет4. В Японии при су
ществующих объемах топлива, которое не направляется на переработку во Францию или
Великобританию, эта возможность будет исчерпана в ближайшие 3–4 года5. С похожими
трудностями сталкиваются Тайвань, Южная Корея, ряд стран Восточной Европы.
Процессы расширения существующих пристанционных и создания централизованных
хранилищ, как правило, сталкиваются с трудностями, вызванными опасениями в связи с
тем, что временное хранение, в конечном счете, станет постоянным и окончательным.
Таким образом, во многих случаях разрешение на расширение и создание новых мощ
ностей по временному хранению связывается обязательствами о прогрессе в оконча
тельном решении проблемы обращения с ОЯТ.
Децентрализованное хранение ОЯТ, преобладающее на настоящий момент, также не
сет существенную угрозу режиму нераспространения. Топливо, облученное в реакторе,
содержит определенное количество плутония, который может быть достаточно легко
выделен и использован при создании ядерного оружия6. ОЯТ, недавно выгруженное из
реактора, также обладает высокой радиоактивностью и может представлять значитель
ную опасность в случае террористического акта против ядерной установки, а также яв
ляется одним из наиболее подходящих материалов для создания радиологического
оружия (грязной бомбы). Таким образом, чем больше число объектов хранения ОЯТ,
тем более значительные средства должны вкладываться в обеспечение их физической
защиты. Также вызывает беспокойство тот факт, что страны, эксплуатирующие атомные
электростанции, могут использовать выгружаемое ОЯТ в скрытых программах по созда
нию ядерного оружия. Вывоз ОЯТ из стран, представляющих обеспокоенность, может
способствовать снижению риска распространения ОМУ.
Эти проблемы вынуждают операторов АЭС и производителей услуг в области ЯТЦ ис
кать решение в том числе в создании международных центров по обращению с ОЯТ.
Среди возможных услуг, которые могли бы предоставлять такие центры, следующие:
? прием ОЯТ на долговременное хранение с последующим возвратом в первона
чальном виде;
? прием ОЯТ на краткосрочное хранение, обусловленное требованиями техноло
гии, и его последующая переработка с возвратом выделенных урана, плутония и
радиоактивных отходов;
? переработка ОЯТ без возврата выделенных урана, плутония и радиоактивных от
ходов;
? прямое окончательное захоронение ОЯТ.

70 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОЯТ: ЕСТЬ ЛИ У РОССИИ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Идея международной кооперации в области ядерного топливного цикла не нова: еще в
середине 1970 х гг. исследование, проведенное в рамках Международной оценки ядер

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign