LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

? критерии, оценка комплексных гарантий и информирование.

58 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
Сочетание этих элементов призвано обеспечить согласованность осуществления ком
плексных гарантий в государствах, имеющих схожие типы установок и топливных цик
лов. С другой стороны, эта основа обеспечивает также гибкость разработки, осуществ
ления и оценки комплексных гарантий, позволяющую учитывать специфические особен
ности и характеристики государств и тем самым достигать максимальной действеннос
ти и эффективности гарантий в каждом государстве.
Элементы концептуальной основы излагаются ниже. Важно отметить, что для каждого
элемента практический опыт, получаемый при осуществлении гарантий, и развитие тех
нологии гарантий могут привести к дальнейшим усовершенствованиям.


ОБЩАЯ ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНЫХ ГАРАНТИЙ
Концептуальная основа комплексных гарантий разработана исходя из их определения
комплексных гарантий: оптимальное сочетание всех мер гарантий, имеющихся в распо
ряжении Агентства в соответствии с соглашениями о всеобъемлющих гарантиях и до
полнительными протоколами, которое, в пределах имеющихся ресурсов, обеспечивает
достижение максимальной действенности и эффективности в осуществлении права и
обязанности Агентства, сформулированных в пункте 2 Документа INFCIRC/153
(Corrected), по обеспечению применения гарантий ко всему ядерному материалу во
всей мирной ядерной деятельности государства с целью проверки того, что такой мате
риал не переключен на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных ус




З
тройств. Для достижения этого общая цель осуществления мер, предусмотренных в со




И
глашениях о всеобъемлющих гарантиях и в дополнительных протоколах, состоит в обес
печении надежной уверенности в отсутствии переключения ядерного материала с заяв




Л
ленной деятельности и в отсутствии незаявленного ядерного материала и незаявленной




А
ядерной деятельности в государстве в целом. Такая уверенность основывается на выво
дах Агентства, которые оно делает по итогам осуществляемой им деятельности. В соот




Н
ветствии с комплексными гарантиями эта цель достигается посредством наиболее дей




А
ственного и эффективного сочетания имеющихся мер гарантий.
Важно отметить, что как вывод об отсутствии переключения заявленного ядерного ма
териала, так и вывод об отсутствии незаявленного ядерного материала и незаявленной
ядерной деятельности могут быть сделаны лишь при условии отсутствия каких либо
данных об обратном, однако основания для каждого из этих выводов различны. Первый
вывод основывается на проводимой Агентством проверке, в основном количественной,
информации о ядерном материале и конструкции ядерных установок, предоставленной
государством. Второй вывод основывается на качественной оценке разнообразной ин
формации о ядерной деятельности, либо заявленной самим государством, либо полу
ченной в результате деятельности Агентства, либо полученной из других источников.
Вместе с тем в обоих случаях отсутствие данных не доказывает с абсолютной достовер
ностью отсутствия переключения или отсутствия незаявленного ядерного материала
или незаявленной ядерной деятельности.
В соответствии с одними лишь соглашениями о всеобъемлющих гарантиях деятель
ность Агентства по проверке заявленного ядерного материала основывается на предпо
ложении, что незаявленная ядерная деятельность, необходимая для производства ма
териала, пригодного для использования в ядерном оружии, например, незаявленные
установки по переработке или обогащению, может оставаться необнаруженной. При
применении комплексных гарантий способность Агентства делать вывод об отсутствии
такой незаявленной деятельности в государстве в целом создает потенциальную воз
можность сокращения объема деятельности по проверке заявленного ядерного матери
ала, использование которого в ядерном оружии требует дальнейшей обработки, напри
мер, облученного топлива и обедненного, природного или низкообогащенного урана.
Комплексные гарантии не будут осуществляться в государстве до тех пор, пока не сде
ланы первоначальные выводы об отсутствии переключения заявленного ядерного мате

59
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
риала и об отсутствии незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной де
ятельности. Агентство будет ежегодно подтверждать эти выводы как в качестве само
стоятельной цели, так и в качестве условия дальнейшего осуществления комплексных
гарантий в этом государстве.


Недискриминация государств
Одна и та же общая цель и одни и те же основные принципы будут соблюдаться на не
дискриминационной основе во всех государствах, где осуществляются комплексные га
рантии. Этому будет способствовать использование типовых подходов к применению
комплексных гарантий для конкретных типов установок. Благодаря применению вспо
могательных руководящих принципов и критериев, разработанных для комплексных га
рантий, во всех государствах будут использоваться аналогичные процедуры. Однако в
целях оптимизации действенности и эффективности подход к применению комплексных
гарантий для отдельного государства будет учитывать, также на недискриминационной
основе, специфические особенности и характеристики этого государства и его ядерно
го топливного цикла.


Рассмотрение и оценка информации
Всеобъемлющее рассмотрение и оценка имеющейся в распоряжении Агентства инфор
мации о ядерной программе государства и его ядерной деятельности и деятельности,
связанной с ядерным топливным циклом, — это существенный шаг к подготовке вывода
об отсутствии незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельнос
ти, что является необходимым условием для начала и продолжения осуществления ком
плексных гарантий в том или ином государстве. Такое рассмотрение и анализ информа
ции способствуют также разработке подхода к применению комплексных гарантий для
государства, например, позволяя определить специфические для данного государства
особенности и характеристики, которые необходимо учитывать при выборе соответст
вующих мер гарантий. При осуществлении гарантий последующее рассмотрение и
оценка информации могут выявить необходимость принятия дополнительных мер поми
мо тех, которые предусмотрены в подходе к применению комплексных гарантий в госу
дарстве.


Пути приобретения
Производство ядерного материала, пригодного для использования в ядерном оружии,
включает ряд дискретных технологических шагов. Любая возможная последователь
ность операций для получения из исходного материала ядерного материала, пригодно
го для использования в ядерном оружии, называется путем приобретения. Пути приоб
ретения могут быть связаны с переключением заявленного ядерного материала на раз
личных стадиях ядерного топливного цикла, а также включать тайные возможности для
приобретения ядерного материала, пригодного для использования в оружии. В ком
плексных гарантиях все вероятные пути приобретения, с помощью которых государство
может попытаться приобрести ядерный материал для производства ядерного взрывно
го устройства, должны охватываться мерами гарантий. В отношении любого пути, в ко
тором присутствует как незаявленная деятельность, так и переключение с заявленной
ядерной деятельности, недостаточно осуществлять только меры для обнаружения неза
явленной деятельности, должны быть также осуществлены меры проверки заявленного
ядерного материала.

60 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
Учет ядерного материала
В комплексных гарантиях учет ядерного материала сохраняется в качестве основы для
подготовки вывода об отсутствии переключения заявленного ядерного материала. Учет
ядерного материала начинается с работы оператора по учету на установке, о которой
государство информирует Агентство в соответствии с его обязательствами по соглаше
нию о гарантиях. Эти обязательства, среди прочего, включают надлежащее и точное ве
дение учетных документов и своевременное предоставление данных в согласованном
формате, а также обеспечение соответствия качества измерений установленным стан
дартам. Агентство будет по прежнему проводить оценку сообщенной государством ин
формации об учете ядерного материала для определения ее точности и согласованнос
ти.
Проверка Агентством отчетов государств остается важным элементом комплексных га
рантий, хотя проверка типов ядерного материала, менее чувствительных с точки зрения
нераспространения ядерного оружия, будет проводиться менее интенсивно, чем в тра
диционных гарантиях. В целях оптимизации действенности и эффективности гарантий
рассматривается возможность более широкого использования статистических методов
и передовой технологии применения гарантий.


РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ ГАРАНТИЙ




З
ДЛЯ ГОСУДАРСТВА




И
В подходе к применению комплексных гарантий для государства предусматриваются
меры гарантий, которые будут применяться на каждой установке и месте нахождения




Л
вне установки в государстве, а также определяется общий уровень и направленность




А
деятельности, которая будет осуществляться в рамках дополнительного доступа. Цель
мер и деятельности состоит в том, чтобы Агентство могло сделать выводы об отсутствии




Н
переключения заявленного ядерного материала и об отсутствии незаявленного ядерно
го материала и незаявленной ядерной деятельности в государстве. Для действенного и




А
эффективного достижения этой цели специально для каждого государства разрабаты
вается подход к применению комплексных гарантий. Подготовлены руководящие прин
ципы для использования при разработке подходов на уровне государства. Разработка
такого подхода включает следующие элементы:
? учет специфических особенностей и характеристик государства;
? адаптация типовых подходов к применению комплексных гарантий для конкрет
ных установок;
? план обеспечения дополнительного доступа на площадки и в другие места нахож
дения ЯМ.
Подход к применению комплексных гарантий для каждого государства будет предметом
постоянного рассмотрения и оценки. По мере необходимости в него будут вноситься из
менения в целях учета новых установок, изменений в условиях эксплуатации действую
щих установок, опыта осуществления гарантий и усовершенствования технологии га
рантий.


Специфические особенности и характеристики государств
При оптимизации действенности и эффективности гарантий подход к применению ком
плексных гарантий для государства учитывает его специфические особенности и харак
теристики. Первая из этих особенностей и характеристик — это характер и масштабы
ядерного топливного цикла и связанной с ним деятельности государства, в том числе:
? структура ядерного топливного цикла от урановых рудников до ядерных отходов;

61
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
? количество и типы ядерных установок и связанная с ними деятельность, проводи
мая на ядерных площадках;
? характеристики установок, имеющие отношение к гарантиям;
? инвентарное количество и поток ядерного материала в установках и между уста
новками;
? научно исследовательские и опытно конструкторские работы, относящиеся к
ядерному топливному циклу;
? производство и экспорт чувствительных с точки зрения ядерной деятельности
оборудования и материалов;
? корреляция всей вышеперечисленной информации.
При разработке подхода к применению комплексных гарантий для государства установ
ки одного и того же типа, а также конкретные установки различных типов могут в целях
планирования инспекций объединяться в группы, с тем чтобы оптимизировать ресурсы,
необходимые для гарантий. Учитывается также возможность сокрытия переключения
заявленного ядерного материала посредством его замены аналогичным материалом с
другой установки в государстве (заимствование).
Второй в числе специфических особенностей и характеристик государства, которые не
обходимо учитывать, является возможность использования в этом государстве передо
вой технологии гарантий. Типовой дополнительный протокол включает положения, спо
собствующие использованию передовой технологии гарантий, например, при передаче
данных от автономных устройств для сохранения и наблюдения или для измерений
(статья 14.а). Поэтому при разработке подходов к применению гарантий на уровне госу
дарства рассматривается вопрос о том, какие технологии гарантий используются в на
стоящее время в государстве, а также каковы дальнейшие возможности уменьшения
общих потребностей в ресурсах для применения гарантий или повышения эффективно
сти затрат в свете специфических условий, имеющих место в государстве и на установ
ках.
В число других специфических особенностей и характеристик государств, которые не
обходимо учитывать, входят возможность эффективного использования в государстве
необъявленных инспекций и расширение сотрудничества между Агентством и государ
ственной или региональной системой учета и контроля ядерного материала (ГСУК).


Адаптация типовых подходов к применению комплексных гарантий
для конкретных установок
Важным шагом в разработке подхода к применению комплексных гарантий для государ
ства является адаптация типовых подходов к применению комплексных гарантий для ти
пов установок с учетом специфических особенностей и характеристик данного государ
ства, а также конструкции и рабочего режима каждой ядерной установки в этом государ
стве. Каждый типовой подход к применению комплексных гарантий на установках пре
дусматривает сравнимые по действенности альтернативные пути выполнения требова
ний гарантий. Например, один альтернативный путь может предусматривать использо
вание необъявленных инспекций, другой предполагать проведение объявленных ин
спекций в выбранные на случайной основе сроки при поддержке соответствующими ме
рами сохранения и наблюдения. При выборе Агентством того или иного конкретного
подхода проводится сравнительный анализ затрат для альтернативных вариантов. При
адаптации также учитывается опыт Агентства по осуществлению гарантий на конкрет
ной установке и опыт сотрудничества с ГСУК и оператором установки.

62 УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
Дополнительный доступ на площадки и в места нахождения ЯМ
Дополнительный доступ играет ключевую роль в процессе подготовки вывода об отсут
ствии незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности. Поэто
му подход к применению комплексных гарантий для государства включает раздел, со
держащий описание уровня и направленности деятельности Агентства в рамках допол
нительного доступа, которая должна осуществляться в государстве. В этом контексте все
площадки и места нахождения, указанные в заявлении государства в соответствии со
статьей 2 Дополнительного протокола, рассматриваются с точки зрения их отношения к
потенциальной незаявленной ядерной деятельности. На основе разработанных руково
дящих принципов проводится техническая оценка и выбор конкретных мест нахождения
для дополнительного доступа таким образом, чтобы шанс быть выбранными имели все
заявленные места нахождения ядерного материала или ядерной деятельности.


Типовые подходы к применению комплексных гарантий
для конкретных типов ядерных установок
Концептуальная основа включает типовые подходы к применению комплексных гаран
тий для типов ядерных установок. Технической целью гарантий на установках в соответ
ствии с пунктом 28 Документа INFCIRC/153 остается своевременное обнаружение пере
ключения значимых количеств ядерного материала с мирной ядерной деятельности на




З
производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств или на неизве
стные цели, а также сдерживание такого переключения в связи с риском раннего обна




И
ружения. Деятельность, требуемая для достижения этой технической цели для каждого




Л
типа установок, определена в типовом подходе к применению комплексных гарантий.
Эта деятельность также обеспечивает возможность обнаружения и, тем самым, сдержи




А
вания незаявленной деятельности на установках.




Н
Типовые подходы к применению комплексных гарантий на типах установок были разра




А
ботаны к настоящему времени для:
? легководных реакторов с использованием или без использования смешанного ок
сидного топлива;
? исследовательских реакторов;
? реакторов с перегрузкой на мощности;
? установок по хранению отработанного топлива;
? установок по конверсии природного и низкообогащенного урана и по изготовле
нию топлива.
Эти типы установок были рассмотрены в приоритетном порядке, поскольку они эксплу
атируются в ряде государств, являющихся в настоящее время кандидатами на осуще
ствление комплексных гарантий, и поскольку они представляют типы установок, на ко
торых наиболее велика возможность сокращения объема усилий по проверке заявлен
ного ядерного материала. Разработка типовых подходов к применению комплексных га
рантий для других типов установок продолжается. Будут рассмотрены все установки,
включенные в нынешние критерии гарантий. Типовые подходы к применению комплекс
ных гарантий для типов установок подлежат пересмотру и корректировкам в свете опы
та осуществления, дальнейшей оценки и развития технологии гарантий.
Типовые подходы к осуществлению комплексных гарантий для типов установок основы
ваются на предположении о том, что в отношении государства Агентство сделало выво
ды об отсутствии переключения заявленного ядерного материала и об отсутствии неза
явленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности. Ниже изложены
общие элементы этих типовых подходов к применению гарантий.

63
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
? В соответствии с основным принципом, согласно которому учет ядерного матери
ала сохраняется в качестве меры гарантий, имеющей фундаментальное значение,
нынешняя практика ежегодной оценки баланса материала будет продолжена для
всех типов ядерного материала с надлежащим использованием отбора установок
на случайной основе.
? Учитывая возросшую способность Агентства обнаруживать незаявленный ядер
ный материал и незаявленную ядерную деятельность, параметр своевременнос
ти обнаружения для облученного топлива после рассмотрения, проведенного По
стоянной консультативной группой по осуществлению гарантий – САГСИ (SAGSI),
увеличен с 3 месяцев до 1 года, в результате чего запланированные ежекварталь
ные инспекции не требуются. Для сборок со свежим смешанным МОКС топливом
параметр своевременности обнаружения увеличен с одного до трех месяцев, в
результате чего не требуются запланированные ежемесячные инспекции.
? Промежуточные инспекции, проводимые для повышения непредсказуемости на
выборочной основе, будут использоваться для обнаружения и сдерживания неза
явленной деятельности на установке и обеспечения возможности раннего обна
ружения переключения ядерного материала.
? Промежуточные инспекции на выборочной основе будут проводиться в необъяв
ленном режиме, когда это возможно и эффективно. Для тех случаев, когда усло
вия для необъявленных инспекций не могут быть выполнены или когда такие ин
спекции не являются эффективными с точки зрения затрат, в каждый типовой
подход для типа установок включены сопоставимые по действенности альтерна
тивные варианты для использования их Агентством.
? Требования проверки для менее чувствительных с точки зрения нераспростране
ния типов ядерного материала снижены по сравнению с традиционными гаранти
ями.
? Процедуры проверки для конкретных типов ядерного материала изменены таким
образом, чтобы Агентство имело возможность повторно устанавливать инвентар
ные количества этих материалов в пределах действующего традиционного крите
рия своевременности, если появляются свидетельства возможного переключе
ния или наличия незаявленного ядерного материала или незаявленной ядерной
деятельности.
? Для использования в специфических условиях включены процедуры, предусмат
ривающие расширенное сотрудничество с ГСУК.


Легководные реакторы
Типовой подход к применению комплексных гарантий для легководных реакторов вклю
чает ежегодную проверку фактически наличного количества материала и небольшое
число промежуточных инспекций, проводимых на выборочной основе. Промежуточные
инспекции на выборочной основе будут проводиться в необъявленном режиме в тех слу
чаях, когда это может быть сделано действенно и эффективно. В тех случаях, когда не
объявленные инспекции не могут быть использованы, для достижения тех же целей пре
дусматриваются альтернативные варианты, включающие объявленные промежуточные

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign