LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

АЭС. После отказа Украины от участия в Бушерском проекте американской стороной




А
были благополучно забыты свои обещания, и в результате прямые убытки предприятия
составили 5,1 млн долл. (Именно такая сумма была затрачена на разработку турбины.)




Н
Всего в результате отказа от участия в бушерском проекте «Турбоатом» не получил око




А
ло 40 млн долл.29 Украина ждала компенсации со стороны США в течение четырех лет и
в результате в ходе визита президента Ирана М. Хатами в Киев договорилась о возоб
новлении сотрудничества в ядерной сфере. В начале 2003 г. на площадке строительст
ва Бушерской АЭС доля украинских специалистов составляла 40%30.
Накануне саммита президентов в Москве в мае 2002 г. глава Совета по оборонной поли
тике при Министерстве обороны США Р. Перл предложил списать долги России, унас
ледованные ею от СССР, в обмен на ее отказ от сотрудничества с Ираном в ядерной об
ласти31. Учитывая, что объем обязательств России перед США по советскому долгу со
ставляет около 3 млрд долл., подобное предложение само по себе вряд ли может заин
тересовать Москву – стоимость одного реактора составляет около 1 млрд долл., а Иран
планирует построить семь.
Более того, представляется целесообразным уделить внимание расширению
экономического сотрудничества с Ираном для преодоления негативных послед
ствий снижения уровня доверия между двумя странами, вызванное появлением
информации о строительстве чувствительных ядерных объектов в Иране, а также интен
сификацией российско американского сотрудничества.
Неслучайно Концепция внешней политики РФ рассматривает Иран в качестве одного из
основных ее партнеров в мусульманском мире. Партнерские отношения с Ираном – это
во многом решение проблем радикальных исламских движений на Кавказе. Для России,
в которой проживает более 20 млн человек, традиционно исповедующих ислам, ценна
поддержка ее анититеррористических действий в Чечне со стороны такой авторитетной
в исламском мире державы, как Иран. Позиция Тегерана сыграла во многом позитивную
роль в решении таджикской проблемы и урегулировании карабахского конфликта. Не
стоит забывать и о позитивной роли Ирана в противодействии распространению вахха
бизма из Афганистана на соседние страны. В этой связи сохранение партнерских отно

53
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
шений с Ираном на дальнейшую перспективу и развитие торгово экономических отно
шений чрезвычайно важно для России.
С 1995 по 2002 г. товарооборот двух стран вырос в пять раз и достиг отметки в 1 млрд
долл. Однако прирост торговли в основном осуществлялся за счет поступлений, связан
ных с реализацией крупномасштабных проектов, в частности расширения теплоэлект
ростанций, построенных ранее при техническом содействии СССР в Исфахане и Ахвазе,
и строительства атомной электростанции в Бушере. Также свой вклад в увеличение объ
ема торговли внесли поставки военной техники из России, которые были разморожены
после подписания межправительственного Протокола об урегулировании взаимных фи
нансовых обязательств в декабре 1995 г.32 Сегодня оба источника практически исчерпа
ны, а контрактов на реализацию новых крупномасштабных проектов пока не подписано,
включая контракт на строительство второго энергоблока в Бушере.
Не стоит отказываться и от сотрудничества в области обычных оборонительных воору
жений. На сегодняшний день Иран является третьим крупнейшим покупателем россий
ского оружия после Индии и Китая, несмотря на то, что Россия проявляет серьезную
сдержанность при продаже военной техники, поставляя лишь небольшую часть номенк
латуры из списка, запрашиваемого Тегераном. В первую очередь это те вооружения, ко
торые не могут представлять потенциальной угрозы для России и быть использованы
международными террористами. Подобные контракты по прежнему крайне важны для
российских оборонных предприятий. Так, недавний контракт на поставку 300 БМП 2
стоимостью порядка 60 млн долл. в Иран должен стать «спасательным кругом» для «Кур
ганмашзавода», который закончил 2001 г. с убытком около 7 млн долл. и продолжал не
сти убытки в 2002 г.33
Можно предположить, что военная операция США и Великобритании в Ираке приведет
иранских лидеров к мысли о необходимости масштабных закупок более технологичного
российского вооружения и к выделению дополнительных средств на осуществление за
купок. В этом случае России скорее придется проявить дополнительную сдержанность,
в том числе дабы не обострить отношения с США, которые рассматривают усиление во
енной мощи Ирана в качестве угрозы национальным интересам страны. По словам пре
зидента России В.В. Путина, в отношениях с Ираном «есть определенное своеобразие,
которое заключается в необходимости учета озабоченностей мирового сообщества,
связанных с проблемой безопасности. Мы как страна, являющаяся членом Совета Безо
пасности ООН, членом «Большой восьмерки», должны учитывать эти озабоченности, но
[…] не забывать и про свои национальные интересы»34.
По всей вероятности, в случае с Ираном России необходимо придерживаться именно
прагматичного подхода, основанного на развитии взаимовыгодных торгово экономиче
ских и военно технических связей. Но в то же время следует с пониманием относиться к
опасениям стран Запада в отношении дальнейших путей развития внутриполитической
обстановки в Иране, тем более учитывая хрупкий политический баланс в стране и ре
зультаты выборов народных представителей в исламские советы городов и населенных
пунктов, прошедших в Иране в феврале 2003 г., на которых впервые за последние шесть
лет сторонники президента М. Хатами потерпели поражение. Отношения двух стран в
дальнейшем скорее всего стоит рассматривать как «настороженное сотрудничество».


Примечания
Более подробно см. Хлопков Антон. Иранская ядерная программа в российско американских от
1

ношениях. Научные Записки ПИР Центра. 2002. № 18, 48 с.
По словам президента ОАЭИ Р.Г. Амроллахи, залежи урана в меньших количествах обнаружены
2

также в провинциях Исфахан, Азербайджан, Хорастан, Систан и Балуджистан.
Официальный сайт Организации по атомной энергии Ирана. http://www.aeoi.org.ir.
3




54 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
Расчеты приведены на официальном сайте Организации по атомной энергии Ирана
4

http://www.aeoi.org.ir.
Achieving Nuclear Fuel Production Technology in Iran, a Great Scientific Achievement: Official. IRNA.
5

2003, February 11.
Eisenstadt Michael. Iran’s Nuclear Program: Gathering Dust Or Gaining Steam? Policywatch. 2003,
6

February 3.
Дворкин Владимир, Щербаков Александр. Северокорейские ракетные мечты. Вопросы Безопас
7

ности, 2003, март, № 2.
Traynor Ian. UN alarm at Iran’s nuclear programme. Guardian. 2003, March 18.
8


Warrick Joby. Kessler Glenn. Iran’s Nuclear Program Speeds Ahead. Washington Post. 2003, March 10.
9


Планы Ирана по развитию атомной энергетики предусматривают строительство семи атомных
10

энергоблоков мощностью 1,000 МВт каждый к 2021 г.
Albright David. Hinderstein Corey. The Iranian Gas Centrifuge Uranium Enrichment Plant at Natanz:
11

Drawing from Commercial Satellite Images. Paper published by Institute for Science and International
Security (ISIS), 2003, 14 March.
Новый вызов после холодной войны: распространение оружия массового уничтожения. Откры
12

тый доклад СВР за 1993 г.




З
Официальный сайт Организации по атомной энергии Ирана. http://www.aeoi.org.ir.
13




И
Л
«Unclassified Report to Congress on the Acquisition of Technology Relating to Weapons of Mass
14

Destruction and Advanced Conventional Munitions, 1 January Through 30 June 1999»,




А
http://www.nti.org/db/china/engdocs/cia0200.htm.




Н
Hughes Paul. Iran Says Its Enriched Uranium Plant Under Way. Reuters. 2003, February 10.
15




А
Соломатин Герман. Минатом РФ: Иран не располагает возможностями создания собственного
16

ураново топливного цикла. ИТАР ТАСС. 2003, 11 февраля.
Дворкин Владимир. Состояние и перспективы развития ракетного вооружения в странах треть
17

его мира в период до 2015 года. Ядерный Контроль. 2002. №1, январь–февраль. С. 44.
Iran Seeks Nuclear Know how, not Atomic Weapons. IRNA. 2003, February 10.
18


По состоянию на 25 марта 2003 г. Дополнительный протокол подписали 69 государств, Советом
19

управляющих одобрены Дополнительные протоколы с 78 государствами, для 30 государств до
полнительный протокол уже вступил в силу, включая лишь одну ближневосточную страну – Иорда
нию.
Moaveni Azadeh. Iran Pledges Transparency in Its Nuclear Development. Los Angeles Times. 2003,
20

February 23.
Кожухарь Сергей, Красников Никита. Георгий Мамедов указал на важность скорейшего подпи
21

сания Ираном Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. ИТАР ТАСС.
2003, 14 марта.
Совместное российско иранское заявление. Департамент информации и печати МИД РФ.
22

www.mid.ru. 2003, 12 марта.
Иран готов дать гарантии МАГАТЭ. Коммерсант. 2003, 17 марта.
23


Минатом: РФ будет поставлять ядерное топливо в Иран, но считает необходимым контроль
24

МАГАТЭ за ядерным топливным циклом в этой стране. ИТАР ТАСС. 2003, 22 апреля.
Дворкин Владимир, Щербаков Александр. Северокорейские ракетные мечты. Вопросы Безо
25

пасности. 2003. № 2 март.

55
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
Выступление президента Российской Федерации В.В. Путина и ответы на вопросы в ходе сов
26

местной пресс конференции по итогам переговоров с президентом Соединенных Штатов Амери
ки Дж. Бушем 24 мая 2002 г.
По словам заместителя госсекретаря США Дж. Вулфа, «учитывая собственный опыт, нам труд
27

но поверить в существование в России настолько жесткой системы экспортного контроля, что ни
одному лицу или организации не удается оказывать содействие Ирану в ядерной или ракетной
сфере. Это делают и американцы. Мы их преследуем и наказываем». Кирсанов Дмитрий. США на
деются на прогресс при обсуждении с Россией вопросов ее сотрудничества с Ираном до майских
встреч Буша и Путина. ИТАР ТАСС. 2002, 17 апреля.
Патрушев Н.П. Тезисы выступления директора Федеральной службы безопасности России на
28

встрече с главными редакторами российских средств массовой информации 18 декабря 2001 г. в
информационном агентстве ИТАР ТАСС. http://www.fsb.ru/smi/liders/patrush6.html.
Хлопков Антон. Иранская ядерная программа в российско американских отношениях. Научные
29

Записки ПИР Центра. 2002, №18. С. 13.
Стоит иметь в виду, что участие украинских специалистов в строительстве Бушерской АЭС
30

оформлено контрактом между Россией, как подрядчиком, с одной стороны, и Украиной, как суб
подрядчиком, с другой.
Бабасян Наталия. Долги в обмен на Иран. Известия. 2002, 16 мая.
31


Цуканов В.П. О некоторых факторах формирования российско иранского товарооборота. Мате
32

риалы шестого заседания российско иранского «круглого стола». Москва, 15–16 февраля 2001 г.
Никольский Алексей. Россия вооружает Иран. Ведомости. 2003, 12 февраля.
33


Сажин В.И. Россия и Иран: Партнерство или стратегический союз?. В сб. Россия на Ближнем
34

Востоке: цели, задачи, возможности. М.,Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 2001. С.
204.




56 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРАНТИЙ МАГАТЭ
Вячеслав
Пушкарев




В начале 1990 х гг. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) разверну
ло широкую программу работ по укреплению системы гарантий нераспространения
атомного оружия, включая повышение действенности международного контроля и сни
жение расходов на их осуществление. Начавшись с рассмотрения отдельных техничес




З
ких и юридических аспектов гарантий, таких как получение и использование информа




И
ции о конструкции ядерных установок, использование специальных инспекций и получе
ние дополнительной информации от стран о международных передачах ядерных мате




Л
риалов и ядерного оборудования, исследовательские работы расширились до пересмо




А
тра всех основных элементов системы гарантий и условий их применения, включая тех
нические средства и методы, используемые для проверки ядерных материалов (так на




Н
зываемая «Программа 93+2», завершенная в 1995 г.).




А
Наиболее значительным итогом этих исследований можно считать разработку и после
дующее одобрение в мае 1997 г. Советом Управляющих МАГАТЭ Типового протокола,
дополнительного к соглашению между государством и МАГАТЭ о применении гарантий
(INFCIRC/540). Дополнительный протокол значительно расширил возможности
Агентства в отношении получения информации о ядерной деятельности в государстве,
доступа инспекторов к местам ее осуществления и использования ими современных
технических средств контроля. Вместе с тем с самого начала обсуждения Дополнитель
ного протокола подразумевалось, что новые элементы контроля не будут механически
накладываться на ранее существующие в традиционных гарантиях, а позволят оптими
зировать процедуры и меры контроля, сохранив или даже повысив действенность кон
троля и снизив расходы на его осуществление. Такая задача была поставлена перед
разработчиками так называемых «комплексных гарантий», которые должны осуществ
ляться в государствах, ратифицировавших соглашения с МАГАТЭ о применении гаран
тий по Договору о нераспространении ядерного оружия, включая Дополнительный про
токол, при соблюдении необходимых технических условий.
Данная работа была подготовлена для ознакомления российских специалистов по не
распространению ядерного оружия и ядерному контролю с последними разработками в
области комплексных гарантий, в частности, их концептуальной основы, а также с теку
щим положением дел с принятием государствами Дополнительного протокола к согла
шениям о гарантиях и переходом к комплексным гарантиям. При написании широко ис
пользовался документ GOV/2002/8 «Концептуальная основа комплексных гарантий»,
представленный Секретариатом МАГАТЭ для обсуждения на Совете управляющих в
марте 2002 г., в подготовке которого автор принимал участие, являясь сотрудником Се
кретариата.

57
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
НОВАЯ СИТУАЦИЯ
Факты, вскрывшиеся после войны в Персидском заливе в начале 1990 х гг., показали,
что система проверки МАГАТЭ, которая сфокусирована на заявленной ядерной деятель
ности и предусматривает ограниченные права доступа к информации и ядерным уста
новкам (а именно так работает существующая система гарантий, основанная на Догово
ре о нераспространении ядерного оружия – INFCIRC/153), не является достаточно на
дежной. Сложившаяся новая ситуация побудила международное сообщество принять
ряд мер по укреплению этой системы. Разработанные в этой связи меры, в частности,
отраженные в Типовом дополнительном протоколе, дают Агентству дополнительные
полномочия и важные новые средства повышения действенности и эффективности га
рантий. Дополнительный протокол существенно повышает способность МАГАТЭ обна
руживать незаявленные ядерные материалы и незаявленную ядерную деятельность,
предоставляя ему более широкие права доступа к информации, площадкам, на которых
находятся ядерные установки, и другим местам нахождения ядерного материала. В от
ношении государств, имеющих соглашение о всеобъемлющих гарантиях и вступивший
в силу Дополнительный протокол, Агентство в настоящее время получило возможность
в соответствии с укрепленной системой гарантий делать заключения с высокой степе
нью уверенности не только в отношении отсутствия переключения заявленного ядерно
го материала (т.е. выполнять задачу гарантий, осуществляемых в рамках одного лишь
соглашения о всеобъемлющих гарантиях), но и в отношении отсутствия незаявленного
ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности в государстве в целом.
Цель комплексных гарантий – обеспечить наиболее эффективный механизм реализа
ции полной действенности укрепленной системы гарантий. Предусмотренные в Типо
вом дополнительном протоколе меры никогда не предполагалось рассматривать лишь в
качестве нового «слоя» деятельности в дополнение к гарантиям, осуществляемым в со
ответствии с документом INFCIRC/153 (Corrected) и ранее принятыми мерами по укреп
лению гарантий. Новые меры контроля должны быть «интегрированы» в уже осуществ
ляемые процедуры гарантий с тем, чтобы с учетом дополнительной уверенности, кото
рая достигается при применении Дополнительного протокола, избежать возложения
неоправданного бремени на государства и операторов установок и обеспечить макси
мальную эффективность в пределах имеющихся ограниченых ресурсов. Поэтому при
разработке подходов к применению комплексных гарантий в полной мере учитывались
соображения обеспечения действенности и эффективности.
В настоящее время Секретариат завершил определение и описание элементов, состав
ляющих концептуальную основу комплексных гарантий, которая и будет представлена
ниже.


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА КОМПЛЕКСНЫХ ГАРАНТИЙ
Термин «концептуальная основа» используется Секретариатом Агентства для описания
комплекса концепций, подходов, руководящих принципов и критериев, которые приме
няются при разработке, осуществлении и оценке комплексных гарантий. Концептуаль
ная основа включает следующие элементы:
? общая цель и основные принципы комплексных гарантий;
? подход к применению комплексных гарантий для государства;
? типовые подходы к применению комплексных гарантий для конкретных типов
ядерных установок;
? вспомогательные руководящие принципы для подготовки выводов в связи с осу
ществлением гарантий в государстве и для выполнения конкретных процедур по
гарантиям;

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign