LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ной инициативой, либо инспирировано сверху или выдвинуто им с учетом уже ва на имя Громыко, настоял на снятии Скобельцына с поста представителя
известных ему настроений руководства. Среди коллег ученого существует мне СССР в Научно консультативном комитете при Генеральном секретаре ООН с
ние (в частности, его высказал в беседе с автором академик В.Л. Гинзбург), что мотивировкой, что он «абсолютно не разбирается в атомных делах» и «не стре
Скобельцын не отличался смелостью и инициативностью в постановке вопро мится к получению знаний в области атомной энергии» (АВП РФ. Ф. 047,. оп. 3,
сов, тем более политических. п. 89, д. 31, л. 51).
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
106 107
заключении конвенции по запрещению атомного оружия но и на проведение специальных обследований «в случаях воз
никновения подозрений о нарушении».
и проектом предложения об основных положениях орга
низации международного контроля. Кроме того, – гово
В предложениях по контролю предусматривалось, что государ
рилось в докладной министру, – переработанный проект
ства, подписавшие конвенцию о запрещении атомного оружия,
содержит в более развернутом виде положения об обязан
«должны иметь право проводить без ограничений научно иссле
ностях и правах контрольного органа»202.
довательскую работу в области атомной энергии, направленную
на изыскание способов использования ее в мирных целях»
В архиве МИД имеется также письмо Генерального штаба Во
(п. 8 b). В то же время и международная комиссия должна иметь
оруженных сил СССР от 28 мая 1947 г. о согласии с этими пред
возможность проводить научно исследовательскую деятель
ложениями министра вооруженных сил Н.А. Булганина203.
ность «в области изыскания способов использования атомной
Советские предложения, внесенные на рассмотрение Комиссии
энергии для мирных целей» (п. 8с)204.
по атомной энергии 11 июня 1947 г., предусматривали весьма ши
Внося эти предложения, Советский Союз продолжал настаивать
рокие функции по инспекции и контролю, не затрагивающие, од
на первоочередном принятии конвенции о запрещении и уничто
нако, научно исследовательские работы. В дополнение и в разви
жении атомного оружия, и только после этого должна была быть
тие предложения СССР от 19 июня 1946 г. относительно заключе
заключена конвенция по контролю и инспекциям, обеспечиваю
ния конвенции о запрещении атомного оружия предлагалось уч
щая соблюдение конвенции о запрещении этого оружия.
редить в рамках Совета Безопасности Международную контроль
ную комиссию, которая будет периодически осуществлять ин Советский представитель А.А. Громыко, правда, имел дополни
спектирование предприятий, добывающих атомное сырье и про тельное указание, согласованное с министром вооруженных сил
изводящих такого рода материалы и энергию. Н.А. Булганиным: «Если [...] партнеры будут настаивать на том,
чтобы конвенция о контроле была заключена раньше конвен
Функции комиссии были детально конкретизированы. Она
ции о запрещении атомного оружия, то в качестве второй нашей
имела бы право: инспектировать деятельность предприятий, до
позиции можете предложить одновременное (выделено мной. –
бывающих атомное сырье и атомную энергию; проверять налич
Р.Т.) заключение и вступление в силу обеих конвенций»205.
ные запасы атомного сырья, материалов и полуфабрикатов; изу
чать производственные операции в объеме, необходимом для Советские предложения по контролю оказались, однако, запоз
контроля; проводить «специальные обследования в случаях воз далым шагом. Как сообщал в Париж на следующий день после
никновения подозрения о нарушении конвенции о запрещении их внесения в комиссию ООН научный советник французской
атомного оружия» и т.д. Комиссия имела бы право доступа на делегации Б. Гольдшмидт,
любое предприятие по добыче, производству и хранению атом
«план был новой уступкой Советов, и если бы он был вне
ного сырья и материалов, а также по эксплуатации атомной
сен на год раньше, то оказал бы большое влияние [...].
энергии; ознакомления с производственными операциями на
Я не думаю, что общее соглашение по этой (атомной)
предприятиях атомной энергии; проведения взвешивания, про
проблеме когда либо может быть достигнуто, но шанс на
меривания и различного рода анализов; истребования от прави
его достижение увеличился с одного из 10 тысяч до одно
тельств и проверки различного рода сведений и отчетов и т.п.
В новом документе, таким образом, содержалось согласие
СССР не только на инспектирование заявленных предприятий,

204 Док. ООН АЕС/31/Rev.1. Приводится по: Сборник предложений СССР,
202 АВП РФ. Ф. 047, оп. 2, п. 4, д. 22, лл. 48–52. УССР и БССР. С. 13–15.
203 Там же. Лл. 75–80. 205 АВП РФ. Ф. 047, оп. 2, п. 4, д. 210, лл. 79–80.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
108 109
го из 50, а поскольку это все же шанс избежать войны, оно Как следует из предложений Советского Союза по международ
ному контролю от 11 июня и дополнительных разъяснений от
заслуживает серьезного изучения»206.
5 сентября 1947 г., они в некоторых аспектах предвосхищали по
В сентябре 1947 г. Советский Союз сделал новый шаг навстречу ложения системы гарантий Международного агентства по атом
западным странам по проблеме контроля. Отвечая на письмо ной энергии, которые были приняты в 1960–1970 х гг.
представителя Великобритании от 11 августа, советский пред
Вместе с тем в ответах А.А. Громыко было вновь подчеркнуто,
ставитель Громыко направил дополнительные пояснения пози
что по санкциям любые решения может принимать, согласно
ции СССР по контролю. В связи с предлагаемыми периодичес
Уставу ООН, только Совет Безопасности, т.е. при соблюдении
кими инспекциями было уточнено, что «периодичность инспек
принципа единогласия постоянных членов Совета.
ций не обязательно должна означать проведение инспекций че
рез правильные, заранее установленные промежутки времени. Советские предложения по контролю были официально откло
Инспекция может проводиться в зависимости от надобности по нены Соединенными Штатами в апреле 1948 г. с мотивировкой,
решению Международной контрольной комиссии». что они не предусматривали достаточного, с точки зрения США,
контроля и к тому же деятельность предлагавшейся СССР кон
Относительно специальных обследований советским предста
трольной комиссии подпадала бы под вето постоянных членов
вителем было разъяснено, что они проводятся в случаях возник
Совета Безопасности ООН.
новения подозрений о нарушении государствами обязательств
Cоветская сторона к этому времени также пришла к выводу, что
по конвенции о запрещении атомного оружия.
переговоры зашли в полный тупик. 24 февраля 1948 г. руководи
«Основаниями для подозрений могут быть:
тели Отдела по делам ООН МИД С.А. Виноградов и А.А. Рощин
в записке на имя заместителя министра А.Я. Вышинского пред
1) сообщения одного или нескольких правительств;
ложили, чтобы советские представители в комиссии ООН при
2) заключения самой Международной комиссии. Основа держивались следующей позиции:
нием для заключения последней могут быть:
«Не проявлять активности с внесением каких либо новых
а) несоответствие между наличием ядерного горючего предложений, настаивая на наших предложениях, вне
и данными отчетности; сенных 19 июня 1946 г. и 11 июня 1947 г.
b) cообщения инспекторов». Можно было бы в порядке известной уступки с нашей
стороны в вопросе о контроле над атомной энергией со
В ответ на вопрос о возможности инспекции незаявленных
гласиться на одновременное заключение конвенции о за
предприятий было сообщено, что «нормально инспекторы будут
прещении атомного оружия и о контроле над атомной
посещать только заявленные предприятия. Что же касается не
энергией, однако считаем существующую в настоящее
заявленных предприятий (тайная деятельность), то этот вопрос
время обстановку для такой уступки неподходящей».
покрывается ответом на предыдущий вопрос», иными словами,
при наличии перечисленных выше условий допускается ин Вышинский наложил на эту записку положительную резолю
спекция незаявленных объектов207. цию208.
Эта позиция была доведена и до сведения общественности.
23 мая 1948 г. было опубликовано сообщение ТАСС, в котором
206 Goldschmidt Bertrand. A Forerunner of the Non Proliferation Treaty? The Soviet подчеркивалось, что «только при наличии решения о запреще
1947 Proposals, Unpublished paper prepared for Niels Bohr Centennial in the
University of Copenhagen, September 27–29, 1985. Р. 9. (Личный архив автора).
207 Док. AEC/31/Rev.1. Приводится по: Сборник предложений СССР, УССР и
208 АВП
БССР. С. 16–18. РФ. Ф. 047, оп. 3, п. 10, д. 23, л. 6.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
110 111
нии атомного оружия есть смысл в установлении международ нии вооружений, советская делегация внесет в Совет Бе
зопасности конкретный план сокращения вооружений.
ного контроля, чтобы обеспечить действительное проведение в
жизнь этого решения». б) Одной из частей этого плана несомненно должна быть
глава, трактующая вопрос о контроле над выполнением
Одновременно советской делегации было дано указание воздер
всеми членами ООН будущей конвенции по сокращению
жаться от постановки вопроса об одновременном заключении
вооружений.
двух конвенций – по запрещению атомного оружия и по кон
в) Самая форма и методы контроля над сокращением во
тролю209.
оружений теснейшим образом зависят от конкретного
В период работы Комиссии ООН по атомной энергии имела ме плана сокращения вооружений и методов этого сокраще
сто еще одна попытка со стороны некоторых советских экспер ния. В качестве примера можно указать на то обстоятель
тов продвинуть вопрос о контроле за запрещением атомного ство, что сокращение вооружений при помощи сокраще
оружия, а также и сокращением обычных вооружений. ния военных бюджетов вызовет одну систему контроля, в
то время как прямое сокращение численности армии бу
Когда делегация СССР внесла на рассмотрение Генеральной
дет требовать другую форму контроля и, наконец, запре
Ассамблеи ООН 29 октября 1946 г. проект резолюции о всеоб
щение или ограничение каких либо отдельных видов во
щем сокращении и регулировании вооружений, в нем упомина
оружений потребует особую форму контроля.
ния о контроле не содержалось210. Но уже 1 ноября, т.е. на сле
г) Исходя из вышеизложенного очевидно, что до обсуж
дующий день после того, как Сталин публично заявил о необхо
дения и принятия конкретного плана сокращения воору
димости международного контроля, заместитель члена делега
жений невозможно говорить о какой либо конкретной
ции на сессии ГА ООН Б.Е. Штейн направил на имя В.М. Мо
форме контроля».
лотова докладную записку, в которой, в частности, говорилось:
К записке Б.Е. Штейна прилагались «Предварительные сообра
«Ввиду того, [...] что в американской печати упоминается
жения о плане международного контроля всеобщего сокраще
об отсутствии в нашем предложении ссылки на контроль,
ния вооружений» и «Проект плана организации международно
а также ввиду позиции, занятой советской делегацией по
го контрольного органа», который создавался бы в качестве ор
вопросу о контроле над атомной энергией (при рассмот
гана Совета Безопасности и действовал бы «по директивам Со
рении советского предложения о сокращении вооруже
вета Безопасности». Одной из функций учреждаемой Междуна
ний), было бы желательно в ходе дискуссии в первой ко
родной контрольной комиссии было бы «наблюдение, контроль
миссии (сделать) специальное выступление по вопросу о
и общее согласование порядка выполнения всеобщего сокраще
контроле над сокращением вооружений.
ния вооружений, в том числе уничтожения имеющегося запаса
[...] Такое выступление могло бы содержать в себе следу атомных бомб, запрещения производства атомного оружия и ис
ющие тезисы: пользования атомной энергии в военных целях».
а) Советская делегация внесла предложение по сокраще
Создавались бы и национальные контрольные комиссии. Члена
нию вооружений. Если Генеральная Ассамблея, на что
ми Международной и национальных комиссий «не могут быть ли
надеется советская делегация, одобрит в принципе совет
ца, являющиеся владельцами и крупными акционерами военно
ское предложение и, согласно этому предложению, пору
промышленных предприятий, в том числе и предприятий, связан
чит Совету Безопасности заняться вопросом о сокраще
ных с производством атомного вооружения [...]». «Для эффективно
го выполнения своих обязанностей по контролю за сокращением
вооружения, уничтожения запасов атомных бомб, запрещения про
209 Тимербаев. С. 56.
изводства атомного оружия и использования атомной энергии в воен
210 Док. ООН A/BUR/42.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
112 113
ных целях Международная контрольная комиссия должна распола «контролю над предприятиями придавалось большее значение
гать полной информацией от Государств членов Наций о состоянии на практике». Это свое предложение он мотивировал тем, что
своих вооруженных сил и боевых средств, включая все их современные «если мы будем противиться контролю над сырьем, американцы
элементы, в том числе и всех основных видов вооружения, пригод используют нашу позицию для срыва контроля производства
(заводов)». Он также предложил, чтобы международному органу
ных для массового уничтожения [...]». Международная комиссия
было предоставлено право «управления» атомными предприя
«должна иметь доступ к обследованию тех отраслей государствен
тиями. Громыко писал: «Необходимо добиваться включения в
ной, общественной или частной деятельности, которые связаны с
конвенцию положения об установлении международного уп
проведением сокращения вооружения, производством атомного
равления существующими предприятиями сразу же по заключе
оружия и использованием атомной энергии в военных целях».
нии соответствующей конвенции, а в противном случае не да
Предварительные соображения и план организации международ
вать согласия на принятие положения об управлении»213.
ного контрольного органа подписаны экспертами советской деле
гации Васильевым, Богденко и Шараповым211.
Просуществовав около трех лет, Комиссия ООН по атомной
энергии прекратила свою практическую деятельность в 1948 г., а
Записка Б.Е. Штейна была принята во внимание руководством
формально завершила свое существование в 1949 г. (ее послед
делегации. Уже 28 ноября 1946 г. советская делегация на Гене
нее заседание состоялось 29 июля). США во время IV сессии Ге
ральной Ассамблее внесла дополнительное предложение к свое
неральной Ассамблеи ООН настояли на прекращении работы
му проекту резолюции о всеобщем сокращении и регулирова
Комиссии по атомной энергии, деятельность которой потеряла
нии вооружений, в котором предлагалось предусмотреть созда
всякий смысл, хотя советская дипломатия в политических целях
ние специальных органов инспекции, для чего образовать ко
и продолжала настаивать на продолжении работы Комиссии и
миссию по контролю за выполнением решения о сокращении
даже вносила предложения на этот счет, сознавая, конечно, их
вооружений и комиссию по контролю за выполнением решения
неприемлемость для другой стороны.
о запрещении использования атомной энергии в военных целях.
Спустя несколько дней оно было включено в сводное предложе
После прекращения работы Комиссии по атомной энергии Ге
ние СССР относительно всеобщего сокращения вооружений212.
неральная Ассамблея предложила пяти постоянным членам Со
Советское предложение на сессии Генеральной Ассамблеи ши
вета Безопасности и Канаде провести консультации относитель
рокой поддержки, однако, не получило.
но дальнейшей работы над проблемой международного контро
ля над атомной энергией. Консультации проходили с августа
Советская делегация в Комиссии ООН по атомной энергии
1949 по январь 1950 г., но оказались безрезультатными.
стремилась найти развязки и по некоторым другим аспектам об
суждавшихся вопросов международного контроля. Как указыва В ходе сессии ГА ООН 1949 г. ее председатель К. Ромуло (Филип
лось, США стремились к тому, чтобы с самого начала устано пины) 3 ноября предпринял попытку стимулировать развитие
вить контроль над сырьем, в то время как Советский Союз по этих консультаций и конфиденциально предложил шести госу
понятным причинам был заинтересован в том, чтобы прежде дарствам некоторые соображения о том, на каких идеях они мог
всего поставить под контроль атомные предприятия. В начале ли бы сосредоточить свое внимание:
1947 г. Громыко попытался найти компромисс, направив в
«1) возможность установления кратковременного атомно
Москву предложение «пойти на одновременный контроль над
го перемирия вместе с системой инспекции;
сырьем и предприятиями», добиваясь в то же время, чтобы
2) возможность временного запрещения использования
атомного оружия с достаточными гарантиями;
211 АВП РФ. Ф. 06, оп. 8 г, п. 101, д. 91, лл. 1–8. Формулировки, относящиеся к
атомному оружию и контролю над ним, выделены авторами цитируемых доку
ментов.
212 Док. ООН А/С.1/83, A/C.1/78 и A/C/78/Add.1. 213 АВП РФ. Ф. 047, оп. 2, п. 4, д. 22, лл. 1–3.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
114 115
3) возможность дальнейших компромиссов между плана США. Франция проявляла несколько большую независи
ми большинства и меньшинства по контролю над атомной мость, но не пыталась повернуть спор на путь, который
помог бы завязать целенаправленные переговоры»217.
энергией;
4) возможность нового подхода к основным проблемам Cпустя некоторое время, после появления у США и СССР водо
контроля»214. родного оружия, среди американских ученых и официальных
деятелей вновь возродилась идея возвращения к плану междуна
По предложению МИД от 25 ноября, подписанному А.А. Громы
родного контроля над атомной энергией.
ко и утвержденному И.В. Сталиным, председателю Ассамблеи
было сообщено в ответ, что советская делегация «согласна с Вами По свидетельству председателя Объединенного комитета кон
относительно необходимости продолжить поиски соглашения» гресса по атомной энергии, а позднее первого Генерального ди
по вопросу о запрещении атомного оружия и установления меж ректора МАГАТЭ С. Коула, осенью 1953 г. Э. Теллер выступил с
дународного контроля над атомной энергией215. Ромуло инфор предложением договориться об установлении международного
мировал Генеральную Ассамблею о своих предложениях шести контроля с теми государствами, которые поддерживали «план
государствам и о ситуации на консультациях 20 декабря 1949 г.216 Ачесона–Лилиенталя». Он считал, что Советский Союз «под
давлением мирового общественного мнения» в конечном счете
Советский Союз прекратил свое участие в консультациях шести
пойдет на такой шаг. Председатель КАЭ Л. Страус, которому
стран в связи с тем, что его требование о передаче Китайской
Коул передал мнение Теллера, поддержал эту идею. Однако
Народной Республике, образованной в октябре 1949 г., ее закон
предложение ученого не получило развития218, а вскоре Эйзен
ного места в ООН не было принято Соединенными Штатами и
хауэр выступил в ООН с планом «Атомы для мира», который
другими западными державами.
привел к созданию МАГАТЭ (см. третью главу).
Мировая общественность довольно сурово оценила действия в В 1954 г. государственный секретарь Дж.Ф. Даллес в меморанду
комиссии ООН обеих ядерных держав. Характерным в этом от ме Эйзенхауэру высказал аналогичную идею. Он писал:
ношении было мнение А. Мюрдаль, которую мы уже цитирова
«Увеличивающаяся разрушительная мощь ядерного ору
ли выше. В своей книге «Игра в разоружение. Как США и Рос
жия и приближение к эффективному атомному паритету
сия ведут гонку вооружений», изданной в 1976 г., она писала:
создают ситуацию, когда всеобщая война будет угрожать
«Возможность поставить ядерное оружие под междуна уничтожением западной цивилизации и советского режи
родный контроль была потеряна с самого начала. Зная ма и когда национальных задач невозможно будет до
сейчас, как развивались события в ходе последующих де стичь путем всемирной войны, даже если в ней будет
сятилетий, мы должны считать это трагедией. Даже до то одержана военная победа. [...] Aтомная мощь слишком
го, как комиссия приступила к работе, гонка ядерных во разрушительна, чтобы дать ее использовать в военных це
оружений уже началась и продолжалась, не утихая [...]. лях какому либо государству».
Если бросить взгляд назад, то поражаешься, как другие
Даллес высказался за то, чтобы «ее использование в интересах
члены ООН позволили этому случиться. Спор в Комис
безопасности было интернационализировано», и предложил пе
сии ООН по атомной энергии шел между двумя основны
редать контроль над атомной энергией Совету Безопасности
ми державами. Британия вела себя как верный сторонник
ООН, в котором, однако, не было бы права вето. «Если Совет

214 АВП РФ. Ф. 047. оп. 22а, п. 3, д. 26, лл. 32–35.
215 217
Там же. Myrdal Alva. Р. 76–77.
216 Yearbook of the United Nations. 1948–49. Department of Public Information. 218
Scheinman Lawrence. The International Atomic Energy Agency and World
United Nations, Lake Success, NY, 1950. P. 361. Nuclear Order. Wash., D.C.: Resources for the Future, 1987. Р. 61.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
116 117
ский Союз был бы готов отказаться от права вето, то группа большой тройкой (США, Великобритания и Россия) или боль
шой пятеркой (плюс к ним – Франция и Китай). Члены комите
стран (поддерживающих американское предложение) передала
та пришли к выводу, что никакое соглашение не сможет ограни
бы ответственность Совету Безопасности». Эйзенхауэр назвал
чить свободу какой либо из великих держав производить атом
идею Даллеса «интересной», но и она развития не получила, хо
ное оружие (каков дар предвидения!). Поэтому они высказали
тя госсекретарь США и в дальнейшем к ней возвращался219.
предложение, чтобы все государства были свободны произво
дить бомбы, но чтобы их применение было запрещено конвен
цией, и если какая либо держава применит бомбу, все другие
Великобритания и «план Баруха»
участники конвенции объявят ей войну и применят это оружие
Изучением вопроса о международном контроле над атомной против нарушителя. В соответствии с устанавливаемым режи
энергией английское руководство вплотную занялось в 1945 г. мом коллективного возмездия и сдерживания будет проводить
Консультативный комитет, возглавлявшийся членом кабинета ся полный обмен фундаментальной, но не промышленной ин
Дж. Андерсоном, рассмотрел различные методы контроля: со формацией. Члены комитета также высказались за то, что любое
глашение о неприменении атомного оружия; соглашение о пе предложение, сделанное другими странами, о разделе сырьевых
редаче центральному органу всей научно технической инфор материалов, которые США и Великобритания приобрели по
мации по атомной энергии; контроль Организации Объединен секретному соглашению, могло бы состояться в обмен на предо
ных Наций над сырьевыми материалами; сосредоточение моно ставление значительных преимуществ221.
полии по производству активных материалов в руках органа, со
Однако Эттли расценил эти предложения как «опасно иллюзор
здаваемого ООН. Комитет пришел к заключению, что при лю
ные и нереалистические». Предположим, между Америкой и
бой схеме политические сложности будут слишком велики без
Россией разразится война, станут ли они бороться до конца,
международной инспекции, которая, в свою очередь, будет не
не прибегая к ядерному оружию? А если какая нибудь держава,
работоспособной и неприемлемой для национального общест
находясь в смертельной опасности, применит бомбу, то Брита
венного мнения220.
ния должна будет присоединиться к тем, кто прибегнет к воз
В связи с этим незадолго до конференции в Вашингтоне лидеров мездию, даже если во всех других отношениях она будет считать
США, Англии и Канады, которая состоялась в ноябре 1945 г., ее правой? «Какое британское правительство, ввиду уязвимости
был создан комитет под председательством секретаря британ Лондона, возьмет на себя смелость принять обязательство всту
ского комитета Э. Бриджеса, чтобы еще раз рассмотреть пробле пить в атомную войну против агрессора, который перед своим
му контроля и проанализировать три возможные формы согла поражением сможет разрушить Лондон?» Более того, сказал
шения о контроле: запрет на производство бомб всеми государ Эттли, невозможно будет определить, кто именно применил
ствами; согласие на их производство только одной международ атомную бомбу и кто является виновником, и тем самым эффект
ной организацией; согласие на производство атомного оружия неотвратимости немедленного контрнападения будет сведен к
минимуму. Он писал, что в атомной войне «тот, кто наносит
первый удар, вооружен вдвойне».
219 Smith Gerard C. Take Nuclear Weapons into Custody. Bulletin of the Atomic
Эттли, пишет М. Гауинг, вынужден был вернуться, таким обра
Scientists. December 1990. Р. 12; McNamara Robert S. The Changing Nature of
зом, к простой истине: безнадежно пытаться ограничить приме
Global Security and Its Impact on South Asia. Address to the Indian Defense Policy
нение ядерного оружия, если государства не откажутся от своих
Forum, New Dehli, November 1992, Washington Council on Non Proliferation.
P. 7–8. Оба автора ссылаются на: Gaddis John Lewis. The Unexpected John Foster сугубо национальных интересов и не станут безусловно доби
Dulles In: Immerman Richard H. (ed.). John Foster Dulles and Diplomacy of the
Cold War. Princeton: Princeton University Press, 1990. Р. 47–78.
220 Gowing Margaret assisted by Arnold Lorna. Independence and Deterrence. Britain
221 Gowing Margaret assisted by Arnold Lorna. Independence and Deterrence.
and Atomic Energy, 1945–1952. Vol. I. Policy Making. L. and Basingstoke:
Macmillan, 1974. P. 70. P. 70–71.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
118 119
ваться установления таких международных отношений, при ко (см. первый раздел настоящей главы). После рассмотрения про
торых война будет полностью исключена из жизни человечест блем англо американского сотрудничества в атомной области
ва. Уезжая в Вашингтон, он решил поддержать принцип приме Дж. Андерсон и Л. Гровс подписали меморандум относительно
нения Организацией Объединенных Наций принудительных дальнейшей деятельности Объединенного политического ко
мер по обеспечению международного мира и безопасности, митета (Combined Policy Committee), созданного еще на Кве
не ограничивать развитие атомной энергии ввиду невозможнос бекской конференции в 1943 г. В этом документе говорилось о
ти эффективного контроля и не вести дело к заключению специ намерении продолжить военное сотрудничество, но в том, что
альной конвенции, регулирующей применение атомного ору касается «разработки, конструирования, строительства и экс
жия для пресечения агрессии, ибо контроль, считал британский плуатации предприятий», такое сотрудничество было признано
премьер, невозможен без взаимного доверия. Он ехал в амери лишь «желательным в принципе». А в отношении применения
канскую столицу на встречу с Трумэном и канадским премьером атомного оружия, в отличие от Квебекской декларации, где пре
с этими мыслями и будучи убежденным в том, что Россия через дусматривалось принятие решений по такому вопросу на осно
несколько лет создаст атомное оружие. ве согласия, в Вашингтонской декларации говорилось только о

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign