LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

преуспеет в этом в достаточной степени, чтобы угрожать ведение постоянных геологоразведочных работ для определения
нам»144. новых месторождений, с тем чтобы орган имел наиболее полные
знания относительно геологии этих материалов в мире». При
Цитируя меморандум Гровса, американский исследователь
этом международный орган осуществлял бы их добычу. (Это
Р. Норрис справедливо замечает, что директор Манхэттенского
предложение, как отмечали и американские исследователи, вело
проекта стал одним из первых адвокатов превентивной войны в
бы к тому, что международный орган имел бы право проводить
гонке атомных вооружений.
геологическую разведку по всему миру в поисках урановых руд.
В докладе Ачесона–Лилиенталя были названы три основные «Таким образом, – как замечает американский исследователь
причины, требующие установления международного контроля: Р. Гард, – Советский Союз был бы открыт для инспекции и шпи
открытие атомной энергии предоставило в распоряжение чело онажа с самого начала осуществления соглашения»)145. Указан

144 145
U.S. NARA. FRUS. 1946. Vol. I. Р. 1197–1203. Gard. P. 391.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
80 81
ное требование было наиболее болезненным и неприемлемым на–Лилиенталя такие ученые, как Э. Теллер и Г. Юри (нобелев
для суверенных государств, на что обратили внимание и в Моск ский лауреат, открывший дейтерий), публично высказали мне
ве, и в Париже, и, очевидно, в других столицах. ние, что перспективы превращения расщепляющихся материа
лов в «безопасные» являются преувеличением146. Л. Гровс также
По промышленным предприятиям. Строительство и эксплуатация
не верил в так называемое «денатурирование» урана, считая это
атомных реакторов и заводов по разделению изотопов (типа
«пустой мечтой», о чем информировал военного министра
хэнфордских и окриджских).
Р. Паттерсона147.
Научно исследовательская деятельность. Международный орган
Авторы доклада подчеркивали, что для того, чтобы быть на деле
осуществляет такую деятельность в том числе и в отношении
эффективным для обеспечения безопасности, план «не должен
атомных взрывных устройств, поскольку «исследования в обла
сти атомных взрывных устройств, возможно, выявят побочные быть полностью негативистским, не должен подавлять и носить
результаты, которые окажутся полезными для мирной деятель полицейский характер». «Мы имеем дело не просто с военной
ности». Однако международный орган не должен сдерживать, а, или научной проблемой, а с проблемой, требующей мудрого го
наоборот, «должен энергично поощрять исследования на наци сударственного управления и учета человеческого фактора».
ональном и частном уровне». Если контрольная организация бу «В организационном отношении план поэтому должен отли
дет заниматься не только принуждением, но и иметь функции чаться гибкостью, и его объем мог бы быть как легко расширен,
развития научных исследований в целях созидания, то это ста так и сужен». Впрочем, на деле он был весьма далек от этого.
нет «весьма весомым» фактором.
В сопроводительном письме на имя госсекретаря Бирнса члены
Лицензирование. Международный орган, располагая собствен комитета Ачесона указывали на важность принятия «принципи
ностью на урановые и ториевые рудники и на производимые
альных решений высшей политики». Одно из таких решений бу
расщепляющиеся материалы, выдает лицензии на их использо
дет касаться вопроса о том, «в течение какого периода времени
вание.
Соединенные Штаты будут продолжать производство бомб. План
Инспекционная деятельность. Будет занимать «существенное мес не требует, чтобы США прекратили такое производство после
то» в работе международного органа, дабы избегать «переключе внесения плана или начала деятельности международного органа
ния и уклонения». Развитие атомной энергии и контроль за ее ис (выделено мной. – Р.Т.). На каком то этапе осуществления пла
пользованием должны быть «нераздельными» функциями. на это потребуется». Ачесон исходил из того, что полное осуще
Обращение в ООН, в частности в Совет Безопасности, будет осу ствление плана потребует 5–6 лет148.
ществляться по решению международного органа. Возможно, По свидетельству Дж. Хершберга, конструктивную роль в разра
будет желательно участие вооруженного персонала ООН для ох
ботке плана играл Конэнт. Он добивался, чтобы план «имел
раны атомных предприятий.
шанс быть принятым русскими», и считал, что «установление
План базировался на целесообразности различения безопасной и добрых отношений с Россией еще не является полностью безна
опасной деятельности в области атомной энергии. И тут он со дежным делом»149.
держал весьма сомнительное, более того – ошибочное положе
ние о возможности «денатурирования» урана 235 и плутония,
т.е. превращения их в ядерные материалы, непригодные для 146 Gard. P. 326.
оружейных целей, но полезные для мирных. Современная наука 147 Norris. P. 480–481.
148 Hewlett Richard G. and Anderson, Jr. Oscar E. A History of the United States
и технология позволяет и тот, и другой материал вновь возвра
Atomic Energy Commission. The New World, 1939/1946. University Park, PA: The
щать в состояние, способное иметь военное применение. Нуж Pennsylvania State University Press, 1962. Р. 548.
но сказать, что уже вскоре после появления доклада Ачесо 149 Hershberg. Р. 265–266.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
82 83
1946 г.»152. Баруху удалось договориться о кардинальных изме
Однако дальнейшие события приняли иной оборот. Уже в день
представления доклада Бирнсу последний сообщил Ачесону, нениях в «плане Ачесона–Лилиенталя» с Госдепартаментом и
что Трумэн выбрал известного банкира Б. Баруха своим пред президентом буквально за несколько часов, без какой либо про
ставителем в Комиссии ООН по атомной энергии с поручением, работки в соответствующих государственных ведомствах и без
согласования с американскими союзниками153.
чтобы тот, как выразился один американский исследователь,
«продал план остальному миру».
Коренным образом измененный американский план поэтапно
Ачесон и Лилиенталь «были в ужасе». Ачесон пытался убедить го установления международного контроля (получивший назва
госсекретаря Бирнса не делать этого назначения, а Лилиенталь ние «план Баруха») был внесен Соединенными Штатами на пер
писал в своем дневнике: «Мне стало дурно. Нам нужен был мо вом заседании Комиссии ООН 14 июня 1946 г.
лодой (Баруху исполнилось 75 лет.– Р.Т.), энергичный и не тще
Выступая в комиссии, Барух, изложив американский план, c
славный человек, с тем чтобы русские почувствовали, что он не
особой решительностью подчеркнул, что
будет стремиться загнать их в угол и не будет безразлично отно
ситься к международному сотрудничеству. У Баруха эти свойст производство атомных бомб прекратится только тогда,
ва полностью отсутствовали»150. Американская научная общест «когда будет согласована и введена в эффективную экс
венность также возражала против назначения Баруха151. плуатацию адекватная система контроля над атомной
энергией, включающая отказ от бомбы как оружия, и ус
Барух начал с того, что убедил Трумэна внести два радикальных
тановлено заслуженное наказание за нарушения правил
изменения в «план Ачесона–Лилиенталя»: во первых, на дея
контроля, которые будут заклеймены как международные
тельность международного контрольного органа не будет рас
преступления». В соглашении будут установлены наказа
пространяться правило единогласия постоянных членов Совета
ния за: «1) незаконное владение или применение атомной
Безопасности (право вето), и, во вторых, этот орган будет обла
бомбы; 2) незаконное владение или выделение атомных
дать полномочиями по принятию принудительных мер против
материалов, пригодных для использования в атомной
возможных нарушителей в обход Совета Безопасности, который
бомбе; 3) захват любого завода или иной собственности,
по Уставу ООН несет «главную ответственность за поддержание
принадлежащих Органу или действующих по его лицен
международного мира и безопасности» и «при исполнении его
зии; 4) умышленное вмешательство в деятельность Орга
обязанностей, вытекающих из этой ответственности», действует
на; создание или эксплуатация опасных проектов в нару
от имени членов Организации (ст. 24).
шение или при отсутствии лицензии, выданной Между
Как пишут американские исследователи Р. Хьюлетт и О. Андер народным контрольным органом».
сон, «Барух считал введение наказаний условием sine qua non. Он «Вопрос о наказании, – продолжал Барух, – самая сердце
отлично понимал, что это может поставить Соединенные Шта вина нашей нынешней системы безопасности. И следует
ты «в противоречие с правом вето», так как в качестве конечно тут же признать, что этот вопрос прямо затрагивает право
го наказания может оказаться необходимой война. Это означало вето, содержащееся в Уставе ООН в том, что касается обла
изменение структуры ООН или создание контрольного органа в сти атомной энергии».
обход ООН». Барух представил президенту меморандум с изло
«[…] Я хочу очень четко сказать, что меня беспокоит пра
жением своих радикальных поправок к «плану Ачесона–Лили
во вето только в том, что касается этой конкретной про
енталя». Поправки Баруха были одобрены Трумэном: «Изло
блемы. Не должно быть вето для защиты тех, кто наруша
женные общие принципы одобряются. Г.С. Трумэн. 7 июня

150 Chace 152 Hewlett
James. Acheson. Р. 127. and Anderson, Jr. Р. 573–574.
151 153
Gard. P. 356. Gard. P. 546.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
84 85
ет торжественно взятые на себя обязательства не разраба руководитель проекта по созданию атомной бомбы, подхо
тывать атомную энергию для целей разрушения»154. дил к тем, с кем был знаком, и радостно сообщал им, что
русские никогда не примут план Баруха. А поскольку Аме
После заявления американского представителя стало совершен
рика не согласится ни на какой другой, одна Америка в те
но очевидно, что план в том виде, как он был предложен Бару
чение длительного времени будет владеть ядерным оружи
хом, не будет приемлем ни для Советского Союза, ни для других
ем. Генерал Гровс был уверен, что Советы не смогут со
государств. Не будучи реалистичным, он, собственно говоря, и
здать ядерное оружие менее чем за 10 или 20 лет»158.
не был рассчитан на серьезный диалог. Сам Ачесон, вскоре став
ший государственным секретарем США, считал, что выдвину Р. Оппенгеймер, по свидетельству Д. Лилиенталя, вошел в со
тые Барухом условия были «обречены на неизбежный провал». став делегации США в комиссии ООН, чтобы довести до ее по
«Незамедлительное, быстрое и безусловное наказание» наруши нимания фактическую сторону дела. Но с великим разочарова
телей, провозглашенное Барухом в своем выступлении в комис нием он обнаружил, что мало что может сделать в этом отноше
сии ООН, означало бы «войну», как сказал сам Барух американ нии. По его мнению, проблема частично состояла в том, что Ба
скому президенту155. рух и его команда просто не понимали плана, а также «озабочен
ность Баруха по поводу “наказания” и “вето” наделала много
Конэнт, несмотря на публичное приглашение Баруха и уговоры
вреда, так что было мало обсуждения или даже вообще не было
Бирнса, отказался войти в состав делегации США в комиссии
обсуждения существа плана».
ООН. В письме Баруху накануне начала переговоров он предре
кал, что все дело закончится катастрофическим провалом: Но не меньше беспокойства вызывало у Оппенгеймера то, что
ему не с кем было вести разговор с другой стороны. «Громыко, –
«Этот план – [...] в высшей степени опасный курс дейст
утверждал в своих дневниках Лилиенталь, – не имел никаких
вий, если мы не готовы вести превентивную войну (про
полномочий для переговоров, а лица, которые могли бы иметь
тив России). А после того, как мы выиграем войну, то что
полномочия, не были известны, никто не мог установить с ними
тогда?»156
диалог и никто не мог быть уверен, что эти лица знали из первых
Даже Трумэн позднее признавался своему госсекретарю, что, рук, о чем вообще идет речь»159.
выбрав Баруха, он совершил «самую серьезную ошибку, кото
Д. Раск, госсекретарь США при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне,
рую когда либо делал»157.
считал, что
По воспоминаниям известного австралийского ученого М. Оли
«по “плану Баруха” мы, по видимому, требовали от Сове
фанта, который был научным советником делегации Австралии
тов слишком многого [...]. Наши предложения по “плану
и присутствовал на заседании комиссии ООН при оглашении
Баруха” и международному контролю шли дальше того,
«плана Баруха», «многие не американцы увидели в нем попытку
на что мы, американцы, вероятно, сами дали бы согласие,
установления Pax Americana, где Соединенные Штаты будут
если бы оказались в положении русских. Лучшая провер
единственным обладателем ядерного оружия».
ка любой идеи – проверить, соответствует ли она взаим
«В то время в ООН, – продолжает Олифант, – не практи ным интересам. Если бы Советы первыми разработали и
ковался одновременный перевод. В ходе длинного перево применили ядерное оружие и внесли бы точно такое же
да речи Баруха на другие языки генерал Л. Гровс, военный предложение прежде, чем мы сами раскрыли бы секрет


Oliphant Mark. Three Men and the Bomb. Bulletin of the Atomic Scientists. 1989.
154 158
UN Atomic Energy Commission. Official Records. No. 1, 14 June 1946. P. 8–9.
155 Chace. After Hiroshima. Р.141. March. Р. 41.
156 Hershberg. Р. 269–271. 159 Lilienthal David E. The Journals of David E. Lilienthal. Vol. 2. N.Y.: Harper &
157 Ibid. Р. 141–142. Row, 1964. Р. 69–70. Цит. по: Bundy. Danger and Survival. Р. 170.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
86 87
Affairs. Кеннан на базе анализа советских идеологических устано
бомбы, очень маловероятно, чтобы президент Трумэн или
вок, которые зиждятся на «непримиримости капитализма и со
Конгресс приняли его. Хотя я сожалею, что мы не доби
циализма» и «неизбежности победы коммунизма во всемирном
лись установления международного контроля в 1940 х гг.,
масштабе», делал вывод о необходимости сдерживания «совет
мы не можем позволить себе проявлять ханжество в отно
шении советской непримиримости»160. ского давления» путем «умелого и бдительного применения мер
противодействия» и о целесообразности рассматривать Совет
Р. Оппенгеймер считал, что предложения Баруха, в случае их
ский Союз «в обозримом будущем в качестве соперника, а не
принятия русскими, «означали бы отказ от прошлой советской
партнера на политической арене». В то же время Кеннан писал о
политики и в определенной мере от основ советской политичес
возможности и желательности оказания влияния на внутриполи
кой теории», что было бы нереально161.
тическое развитие в Советском Союзе163.
А вот мнение о «плане Баруха» американского дипломата и ис
Шведский министр по разоружению А. Мюрдаль так характери
торика Б. Бечхофера, который в 1950 е гг. в составе делегаций
зовала политический курс США в тот период, когда складывал
США принимал участие в переговорах о разоружении:
ся американский подход к контролю над атомными вооружени
«Содержавшийся в “плане Баруха” подход к вето внес по ями: «[...] “[П]лан Баруха” формировался в то время, когда
сторонний и ненужный элемент в переговорный процесс, внешняя политика США развивалась в сторону более национа
позволивший Советскому Союзу занять позицию, благо листической realpolitik»164.
даря которой он получил существенную поддержку за
Уже в тот день, когда резолюция о создании Комиссии по атом
пределами своего блока.
ной энергии принималась Генеральной Ассамблеей ООН, Пен
Позиция Баруха в отношении вето является экстремаль
тагон объявил о плане проведения ядерных испытаний на атол
ным примером его изоляции от генеральной линии внеш
ле Бикини в Тихом океане, а через две недели после внесения
ней политики США»162.
«плана Баруха» в комиссию ООН началась серия испытаний, на
которые были приглашены и иностранные наблюдатели, в том
Конечно, по большому счету стратегической подоплекой «плана
числе советские165. А тем временем в штабе ВВС США уже вы
Баруха» служил складывающийся новый послевоенный курс
нашивались идеи использования атомного оружия в качестве
США в отношении Советского Союза, который в дальнейшем
средства сдерживания через устрашение (deterrence). По мне
получил название «политики сдерживания» СССР («policy of
нию начальника штаба ВВС генерала К. Лемэя, угроза возмез
containment»). Официально Трумэн провозгласил ее в своем по
дия, подготовка к возмездию были бы достаточны для того, что
слании Конгрессу в марте 1947 г. («доктрина Трумэна»).
бы предупредить нападение на США166.
Идеологической основой этой политики стали соображения, вы
сказанные Дж. Кеннаном, советником посольства США в Совет
ском Союзе, позднее руководителем отдела внешнеполитичес 163 ForeignAffairs. 1947. July. Р. 566–582.
кого планирования Госдепартамента, а в дальнейшем крупным 164 Myrdal Alva. The Game of Disarmament. How the United States and Russia Run
историком, в его известной «длинной» телеграмме, отправлен the Arms Race. Nottingham, UK: Spokesman, 1980. Р. 73.
165 Cortright David. The Coming of Incrementalism. Bulletin of the Atomic Scientists.
ной из Москвы в феврале 1946 г. и впоследствии, в июле 1947 г.,
1996. March/April. Р. 34. На эти испытания были приглашены по два наблюда
опубликованной в виде статьи за подписью «X» в журнале Foreign теля от стран членов Совета Безопасности ООН. От СССР участвовали физик
ядерщик М.Г. Мещеряков и профессор С.П. Александров. Отчет Мещерякова
и отснятый кинофильм были использованы при создании Семипалатинского
160 Rusk.As I Saw It. Р. 139. полигона. Ученый принимал участие в подготовке и проведении первого совет
161 Beckman R.L. Nuclear Non Proliferation. Congress and the Control of Peaceful ского атомного взрыва. (Круглов А.К. Как создавалась атомная промышлен
Nuclear Activities. Boulder, CO: Westview Press, 1985. Р. 30. ность в СССР. М.: ЦНИИатоминформ, 1995. С. 152).
162 Bechhoefer Bernhard G. Postwar Negotiations for Arms Control. Wash., D.C.: The 166 Rhodes Richard. The Making of the Atomic Bomb. N.Y.: Simon & Schuster, 1986.
Brookings Institution, 1961. Р. 60. P. 228.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
88 89
пока оставаясь в тени170. Выступая 6 ноября 1945 г. на торжест
Показательно также, что именно в это время Конгресс США
одобрил закон Макмагона 1946 г. (Atomic Energy Act of 1946), ко венном собрании в Москве, Молотов заявил:
торый имел далекоидущие международные последствия. «Он
«[...] Надо сказать об открытии атомной энергии и об
отражал чисто националистический подход к атомной энергии,
атомной бомбе, применение которой в войне с Японией
закрепив политику «секретности и отказа» («secrecy and denial»)
показало ее громадную разрушительную силу. Атомная
и определив в качестве «закрытых сведений» любую информа
энергия еще не испытана, однако, на предмет преду
цию, относящуюся к производству или использованию расщеп
преждения агрессии или на предмет охраны мира. С дру
ляющихся материалов»167. Запреты, вводимые законом Макма
гой стороны, в настоящее время не может быть техниче
гона, распространялись как на военные, так и на мирные приме
ских секретов большого масштаба, которые могли бы ос
нения. «[...] До тех пор пока Конгресс не объявит, что эффектив
таться достоянием какой либо одной страны или какой
ные и готовые к осуществлению международные гарантии не бу
либо одной узкой группы стран. Поэтому открытие атом
дут установлены, – говорилось в законе, – не должно быть об
ной энергии не должно бы поощрять ни увлечений на
мена информацией с другими государствами в отношении при
счет использования этого открытия во внешнеполитиче
менения атомной энергии для промышленных целей»168. Закон
ской игре сил, ни беспечности насчет будущего миролю
учреждал Комиссию по атомной энергии (КАЭ), устанавливая
бивых народов»171.
политический контроль над атомным производством, что вы
звало отрицательную реакцию американских военных, в осо
В выступлении Молотова был определенный намек на то, что в
бенности генерала Гровса.
Советском Союзе идет работа над раскрытием атомных секре
4 января 1947 г. Б. Барух подал в отставку с поста представителя тов, и в то же время можно было почувствовать даже элемент
США в атомной комиссии ООН, и, как пишут американские ис предупреждения обладателям атомной монополии, правда, еще
торики Дж. и Г. Колко, Трумэн, «очевидно, испытал чувство об довольно завуалированный и осторожный.
легчения по этому поводу, как и по поводу того, что завершилась
Первое официальное выступление самого Сталина было еще бо
безуспешная пропагандистская кампания»169.
лее осмотрительным, но все же проникнутым стремлением все
лить определенную уверенность в сознание советских людей в
условиях монопольного владения Соединенными Штатами
Предложение СССР о запрещении атомного оружия
ядерным оружием. Однако советский руководитель явно избе
А как формировался подход руководства СССР к рассмотрению гал касаться внешнеполитического аспекта. Он ограничился
атомной проблемы в ООН и как вообще развивалась советская
ядерная политика в условиях американской атомной монопо
лии и предпринимавшихся тогда в СССР интенсивных усилий Еще до выступления Молотова в журнале Новое Время были опубликованы
170
первые статьи относительно атомной бомбы – за подписью М. Рубинштейна
по созданию атомного оружия?
(1 сентября 1945 г.) и полковника Толченова (1 ноября 1945 г.). Хотя эти статьи
содержали лишь обзор и анализ сообщений иностранной прессы об атомной
Сталин поручил Молотову сделать первое официальное заявле
бомбе, в них уже был задан определенный тон для ориентировки советской об
ние по атомному вопросу, пустить, так сказать, «пробный шар», щественности. Так, в заметке Толченова говорилось: «[...] Ни одно из вновь
изобретенных средств нападения или защиты никогда не оставалось надолго
достоянием какого либо одного государства. В зарубежной печати высказыва
167 Clausen Peter A. Nonproliferation and the National Interest. America’s Response ется трезвая мысль о том, что в настоящее время наука и промышленность во
to the Spread of Nuclear Weapons. N.Y.: Harper Collins College Publishers, 1993. всех крупных странах находятся на таком уровне, что каким бы производствен
Р. 14–15. ным секретом ни владела одна из стран, он неизбежно будет вскоре раскрыт и
168 Раздел 10(1) Закона Макмагона. Цит. по: Clausen. Р. 15. другими. В последнее время многие виднейшие ученые высказались по этому
169 Kolko Joyce and Gabriel. The Limits of Power. The World and United States поводу, и все они единодушно пришли к такому мнению».
171 Известия. 1945, 7 ноября.
Foreign Policy. N.Y.: Harper & Row, 1972. Р. 109.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
90 91
следующим высказыванием в своем выступлении перед избира Советская делегация, прибывшая на сессию комиссии ООН,
телями 9 февраля 1946 г.: не имела в своем багаже конкретных предложений по существу
атомной проблемы. Однако, когда стало очевидно, что США
«Я не сомневаюсь, что если окажем должную помощь на
предполагают внести предложение о международном кон
шим ученым, они сумеют не только догнать, но и пре
троле, в Москве было решено выступить с проектом конвен
взойти в ближайшее время достижения науки за предела
ции о запрещении и уничтожении атомного оружия. Как рас
ми нашей страны»172.
сказывал видный советский дипломат А.А. Рощин, после вне
Впрочем, вскоре после этого Сталин резко обрушился на Чер сения делегацией США «плана Баруха» Молотов поручил От
чилля за его выступление в США в г. Фултоне, штат Миссури, делу по делам ООН МИД подготовить проект такой конвен
5 марта 1946 г., в котором тот бросил крылатую фразу о «желез
ции, что и было сделано при сотрудничестве с Договорно пра
ном занавесе», опустившемся над Европой. «Черчилль стоит те
вовым отделом (в работе над проектом участвовал известный
перь на позиции поджигателей войны. И Черчилль здесь не оди
юрист международник И.С. Перетерский). Молотов, по сло
нок – у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соеди
вам Рощина, внес некоторые поправки в проект и представил
ненных Штатах Америки», – заявил советский руководитель
его Сталину, который в тот же день одобрил проект. Документ
корреспонденту Правды173.
был срочно отправлен в Нью Йорк и внесен на рассмотрение
Но Черчилль к этому времени уже не занимал официального по комиссии175.
ста, уступив на выборах лейбористскому правительству Эттли.
Основные положения проекта конвенции сводились к следую
Конечно, отношение Черчилля к Советскому Союзу было хоро
шо известно Сталину, который не раз встречался с ним в период щему:
Второй мировой войны. В приватных беседах, в частности со
1) запрещение производства и применения атомного ору
своим личным врачом лордом Ч. Мораном, бывший премьер от
жия при каких бы то ни было обстоятельствах;
крыто высказывался за то, чтобы нанести по Советскому Союзу
упреждающий удар до того, как он обзаведется своим ядерным 2) уничтожение в трехмесячный срок всех запасов гото
оружием: вой и незаконченной продукции атомного оружия;
«Мы не должны дожидаться, пока Россия будет готова 3) признание того, что нарушение данных положений яв
(создать такое оружие). Я думаю, ей потребуется для этих ляется тягчайшим международным преступлением про
бомб 8 лет, говорил он. Америка знает, что 52% машино
тив человечества;
строительной промышленности размещено в Москве, а
она может быть стерта с лица земли одной единственной
бомбой»174.
В обстановке нараставшей напряженности отношений с Запа 175Рощин А.А. Дома и за рубежом. (Неопубликованная рукопись воспомина
дом Советский Союз уже на втором заседании комиссии ООН – ний). С. 139. Рукопись была любезно предоставлена автору вдовой А.А. Рощи
на О.А. Рощиной. Рощин, полагаясь только на свою память, допустил, однако,
19 июня 1946 г. – внес проект конвенции о запрещении ядерно
небольшую неточность. Поручение подготовить проект конвенции было дано
го оружия. ему до внесения «плана Баруха», поскольку, как следует из архивных докумен
тов, Молотов направил Сталину на утверждение этот проект, как и проект до
кумента об организации работы комиссии, 13 июня, и Сталин утвердил оба до
172 Известия.1946, 10 февраля. кумента в тот же день; решение Политбюро ЦК ВКП(б) также было оформле
173 Правда.
1946, 14 марта. но 13 июня, тогда как американский план был внесен в комиссию, как уже ука
174 Moran Сharles. Churchill: The 1940–1965 Struggle for Survival. Boston, 1966. зывалось, 14 июня (АВП РФ. Ф. 06, оп. 8, п. 7, д. 99, лл. 3–9; Тимербаев Р.М.
Р. 337–338. Цит.по: Berezhkov. Оrigins of the Cold War... Р. 12. Россия и ядерное нераспространение. 1945–1968. М.: Наука, 1999. С. 46).
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
92 93
4) суровые санкции за нарушение данных положений на б) над использованием источников сырья, идущего на произ
основе законов, которые будут изданы договаривающи водство атомной энергии;
мися государствами176.
в) над использованием различного рода установок, агрегатов,
Одновременно советская делегация внесла предложение об ор аппаратуры и механизмов, предназначаемых для получения и

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign