LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

крывшим до войны совместно с К.А. Петржаком явление само на. Руководителем лаборатории был назначен И.В. Курчатов.
произвольного деления ядер урана) и сведения, полученные раз
Однако в широких масштабах советский атомный проект раз
ведкой, главным образом от немецкого ученого антифашиста
вернулся лишь после атомной бомбардировки японских городов
К. Фукса – участника атомных исследований в Англии и США,
Хиросима и Нагасаки.
который осенью 1941 г. добровольно предложил передавать Со
ветскому Союзу данные об атомных работах на Западе118. Данные 20 августа 1945 г. Государственный Комитет Обороны СССР об
разведки в обобщенном виде были сформулированы для доклада разовал Специальный комитет под председательством Л.П. Бе
Сталину в записке Л.П. Берии, подготовленной в марте 1942 г., но рии и Первое главное управление при СНК СССР во главе с
Б.Л. Ванниковым для работ «по использованию внутриатомной
по непонятной причине направленной им Сталину и Молотову
энергии урана», а также «разработки и производства атомной
только 6 октября. Однако советский руководитель еще ранее –
бомбы»121.
28 сентября 1942 г. – подписал распоряжение ГОКО № 2352сс
«Об организации работ по урану»119. Вскоре после принятия этих постановлений, решительно уско
ривших атомные работы в Советском Союзе, состоялись первые
встречи руководителей внешнеполитических ведомств СССР и
117 Холлоуэй Дэвид. Некоторые соображения по ранним советскому, американ
США, на которых они обменялись первыми «пристрелочными
скому, британскому и германскому проектам. Сообщение, сделанное на Между
залпами» зарождающейся атомной дипломатии.
народном симпозиуме «Наука и общество. История советского атомного проек
та (1940–1950 е гг.)», Дубна 14–18 мая 1996 г. М.: ИздАТ, 1997. Т. 1. С. 554.
Уезжая в Лондон на Совет министров иностранных дел, откры
118 Феклисов А. За океаном и на острове. М.: ДЭМ, 1994. С. 144.
119 Создание первой советской ядерной бомбы. С. 41–42; Альтшуллер Л.В.,
вавшийся 11 сентября, Бирнс, по ироническому замечанию
Бриш А.А., Смирнов Ю.Н. На пути к первому советскому атомному испыта
нию. В сб.: История советского атомного проекта. Документы, воспоминания,
исследования. ИИЕТ РАН. Выпуск 2. СПб.: Изд во Русского Христианского
120 Создание
гуманитарного института, 2002. С. 17; Атомный проект СССР. Документы и ма первой советской ядерной бомбы. С. 45.
121
териалы. Том I. 1938–1945. / Под общ. ред. Л.Д. Рябева. М.: Наука. Физматлит, Текст постановления ГОКО см.: Атомный проект СССР. Том II. Книга 1.
1998. С. 269–270. 1945–1954. С. 11–14.
Международный контроль над атомной энергией
68
Стимсона, «походил на человека, державшего, так сказать, бом
бу в кармане брюк как мощное орудие для решения стоявших
проблем»122. Молотов тоже держал бомбу, но пока что только в
уме. Вопрос об атомной энергии формально в повестке дня Лон
донского СМИДа не стоял (он был посвящен послевоенному
урегулированию и подготовке мирных договоров с бывшими
вражескими государствами), но советский министр сам его за
трагивал, правда, только на дипломатических приемах, не раз
как бы в шутку задавая госсекретарю один и тот же вопрос: не
привез ли тот с собой «бомбу в кармане». По общему призна
нию, Молотов проводил на сентябрьском СМИДе жесткую ли
Глава вторая
нию, Бирнс отвечал ему тем же, и заседание Совета министров
завершилось практически безрезультатно.
Рассмотрение в ООН планов международного
Однако более осторожно в этот период держался с американски контроля над атомной энергией в 1940 х гг.
ми представителями И.В. Сталин. В беседе с послом США
А. Гарриманом 26 октября, как докладывал посол в Вашингтон,
советский руководитель, «несмотря на ряд резких высказыва
ний» в адрес администрации США, вел разговор в «спокойной и
Создание Комиссии ООН по атомной энергии
открытой манере». «У меня такое чувство, что он хотел бы ула
дить дела вместе с нами, но с большой подозрительностью отно
Взяв курс на передачу вопроса об установлении международно
сится к каждому нашему шагу, который он воспринимает как
го контроля над атомной энергией в Организацию Объединен
попытку оказать на него давление»123.
ных Наций, администрация США договорилась с правительст
Советское руководство, как следует из вышеизложенного вами Англии и Канады о принятии лидерами трех государств
эпизода, стремилось вести дело таким образом, чтобы США, об Г. Трумэном, К. Эттли и М. Кингом совместной декларации, в
ладая атомной монополией, не могли извлечь из нее политичес которой предлагалось создание Комиссии ООН по атомной
кой выгоды, пока Советский Союз отставал в развитии атомной энергии. Декларация была принята на совещании трех руково
энергии и создании бомбы. После пуска первого советского дителей в Вашингтоне 15 ноября 1945 г. При этом имелось в ви
атомного реактора в конце декабря 1946 г. атомный проект стал ду, что пять постоянных членов Совета Безопасности и Канада
быстро набирать темпы, и в августе 1949 г. в казахстанской сте возьмут на себя инициативу выступления с предложением на
пи было проведено первое испытание атомной бомбы – СССР этот счет на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, наме
стал второй атомной державой. чавшейся на январь 1946 г.
«4. [...] Мы в самом начале заявляем, – говорилось в дек
ларации лидеров трех стран, – о нашей готовности, в ка
честве нашего первого вклада, приступить к обмену ос
новной научной информацией и взаимному обмену уче
ными и научной литературой в мирных целях с любой
122 Дневники Стимсона, запись от 4 сентября 1945 г. Хранятся в Йельском уни
страной, которая в полной мере захочет ответить тем же.
верситете. Цит. по: Holloway. Р. 155.
123 U.S. NARA. General Records of the Department of State. Decimal File. 1945–49.
5. [...] В осуществление этой политики миру уже была
RG.59. Main File, 1945–49. Box 3428.711.61/10 2624. Harriman to Secretary of
предоставлена основная научная информация, необходи
State. 1945, Oct. 26. Цит. по: Мальков. С. 157.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
70 71
мая для развития применения атомной энергии в мирных комиссия вполне могла бы уделить свое внимание сначала
целях124. Наше намерение состоит в том, что со всей даль широкому обмену учеными и научной информацией и на
втором этапе – достижению полного ознакомления с есте
нейшей информацией такого характера, которая будет
ственными ресурсами сырьевых материалов»126.
время от времени появляться, поступали бы подобным же
образом.[...]
В трехсторонней декларации, таким образом, уже определялись
основные параметры позиции западных держав по атомной
6. [...] Мы не убеждены, что распространение специаль
энергии в ООН, а именно, – акцент делался на установление
ной информации относительно практического примене
контроля в рамках этой организации и на решение атомной про
ния атомной энергии до того, как будет возможно обеспе
блемы на поэтапной основе.
чить эффективные, основанные на взаимности и претво
ряемые в жизнь гарантии, приемлемые для всех стран,
Государственный секретарь Дж. Бирнс 23 ноября 1945 г. предло
поможет конструктивному решению проблемы атомной
жил, чтобы следующее заседание Совета министров иностран
бомбы. Наоборот, мы считаем, что это могло бы иметь об
ных дел состоялось в Москве. Он явно спешил как можно ско
ратный эффект. Мы готовы, однако, поделиться на базе
рее убедить советское правительство поддержать предложение
взаимности с другими Объединенными Нациями подроб
западных стран передать атомную проблему в ООН, чтобы тем
ной информацией относительно практического промыш
самым ослабить критическое восприятие широкими кругами
ленного применения атомной энергии, как только могут
международной общественности факта применения ядерного
быть созданы эффективно претворяемые в жизнь гаран
оружия против Японии.
тии против использования атомной энергии в разруши
тельных целях125. На московском заседании СМИДа 18 декабря 1945 г. Бирнс пе
редал Молотову и английскому министру иностранных дел Бе
7.[...] Мы придерживаемся мнения, что следует как мож
вину (который, как заявил на заседании госсекретарь, уже был
но скорее учредить Комиссию ООН для подготовки реко
знаком с документом) предложения США относительно учреж
мендаций для Организации. [...]
дения органа ООН по атомной проблеме. В конкретном плане
8. Работа комиссии должна проводиться по отдельным эта имелось в виду создание Комиссии ООН по атомной энергии.
пам, успешное завершение каждого из этих этапов будет При этом предлагалось, чтобы пять постоянных членов Совета
развивать необходимое доверие во всем мире до того, как Безопасности совместно с Канадой «взяли на себя инициативу
будет начат следующий этап. В частности, считается, что выступления с предложением в этом смысле» на первой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН в январе 1946 г.
124 Имеется в виду известный доклад Г. Смайса (Henry Smyth), опубликованный
Комиссия учреждалась бы Генеральной Ассамблеей в составе
американским правительством 12 августа 1945 г. В российской литературе его
всех членов Совета Безопасности, а также Канады, если послед
принято называть Докладом Смита.
125 По видимому, это первое упоминание термина «гарантии» – «safeguards», няя не является членом Совета, и представляла бы свои доклады
который в дальнейшем лег в основу американского плана международного кон членам ООН, Совету Безопасности и Экономическому и Соци
троля, а позднее – системы гарантий Международного агентства по атомной
альному Советам. В ее компетенцию входило бы внесение пред
энергии. По замыслу тех, кто ввел в употребление этот термин, он шире поня
ложений относительно: расширения обмена основной научной
тия международного контроля, которое обычно трактуется как проверка, вери
фикация, поскольку процесс осуществления гарантий включает не только про информацией в мирных целях; контроля над атомной энергией
верку и инспекции на месте, но и меры обеспечения соблюдения соглашения, для обеспечения ее использования исключительно в мирных це
вплоть до принятия «коррективных» мер создаваемым международным орга
ном и принудительных мер через Совет Безопасности ООН. Кроме того, что
также немаловажно, термин «гарантии» не имеет столь одиозной коннотации,
как «контроль», с чем некоторые страны, включая Советский Союз и Францию,
126 Department of State Bulletin. Vol. XIII, № 334. 1945, 18 November. Р. 781–782.
связывали тогда возможное вмешательство в свои внутренние дела.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
72 73
лях; изъятия из национальных вооружений атомного и других Быстро ознакомившись с советским проектом, Бирнс выразил
«удовлетворение сотрудничеством со стороны советского пра
видов оружия массового разрушения; эффективных гарантий в
вительства в этом серьезном вопросе» и сказал, что ему потребу
виде инспектирования и других способов защиты государств,
ется некоторое время для изучения советского текста129.
выполняющих условия соглашения, от опасностей, связанных с
нарушениями и уклонениями127. Уже на следующий день, 23 декабря, Бирнс внес пересмотрен
ный текст, который в немалой степени учитывал советское
Стремясь решить вопрос в ускоренном темпе, Бирнс и Бевин на
контрпредложение. США согласились с тем, чтобы комиссия
заседании СМИДа 20 декабря вновь вернулись к вопросу о со
представляла свои доклады Совету Безопасности, однако вы
здании комиссии, но Молотов заявил, что советская делегация
сказались против того, чтобы она состояла при Совете и работа
еще изучает предложение США. 22 декабря он объявил, что у не
ла под его руководством. Молотов настаивал на своем проекте.
го имеется встречный проект.
В ходе дальнейшего обсуждения Бевин, очевидно по предвари
тельной договоренности с Бирнсом (поскольку последний тут
«Коротко говоря, – сказал он на заседании 22 декабря, –
же его поддержал), предложил добавить, что Совет Безопаснос
суть вопроса заключается в том, что советская делегация
ти будет иметь полномочия давать комиссии указания по вопро
присоединяется к предложению американской делегации
сам, относящимся к безопасности130. Молотовым суть этого
о создании комиссии по атомной энергии. Советское
предложения была принята, и на следующем заседании 24 дека
правительство согласно также с тем, чтобы пять постоян
бря, после внесения некоторых дополнительных изменений и
ных членов Совета Безопасности, совместно с Канадой,
уточнений, проект резолюции был согласован. Было также ре
взяли на себя инициативу выступления с этим предложе
шено, что США, СССР и Англия обратятся к Франции и Китаю,
нием на первой Ассамблее Организации Объединенных
а Англия – к Канаде с предложением стать соавторами проекта
Наций в январе 1946 г.
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН131.
Советское правительство предлагает внести одно измене Из архивных документов и имеющейся литературы, основанной
ние в американское предложение. Советское правитель на воспоминаниях современников, с очевидностью следует, что
ство предлагает, чтобы учреждаемая Организацией Объе решение о создании Комиссии ООН по атомной энергии было
диненных Наций комиссия по атомной энергии была принято без сколько нибудь существенных споров. Предложе
подчинена Совету Безопасности. Это соответствует Уста ние Советского Союза относительно большей привязки комис
ву Объединенных Наций, поскольку на Совет Безопасно сии к Совету Безопасности, в котором действует право вето по
сти возложена главная ответственность за поддержание стоянных членов, не встретило серьезных возражений со сторо
международного мира и безопасности». ны западных держав. Все участники встречи, и особенно США,
были удовлетворены тем, что проблема атомной энергии пере
В предложенном Молотовым проекте прямо говорилось, что ко
дается на рассмотрение только что созданной международной
миссия «будет состоять при Совете Безопасности и работать под организации. Бирнс не скрывал своего удивления по поводу бы
его руководством»128. стро принятого решения. Русские, писал он, были неожиданно
приветливы и создавали «меньше трудностей по поводу предло
жения о создании комиссии по атомной энергии, чем я предпо
127 Архив внешней политики Российской Федерации (в дальнейшем – АВП
РФ). Ф. 0430, оп. 1, п. 1, д. 2, лл. 64, 68–71.
128 Именно такую позицию по отношению к предложению о создании комис
сии ООН советовал Молотову занять заместитель Народного комиссара по
129 АВП
иностранным делам М.М. Литвинов, который в это время практически уже был РФ. Ф. 0430, оп. 1, п. 1, д. 2, лл. 157, 166.
130 АВП
не у дел, в записке на имя Народного комиссара от 29 ноября 1945 г. (АВП РФ. РФ. Ф. 0430, оп. 1, п. 1, д. 2, лл. 167–179, 187–188.
131 Там же. Лл. 189–191, 199–200.
Ф. 06, оп. 8, п. 7, д. 91, лл. 1–3).
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
74 75
лагал»132. Другой участник московского совещания – Дж. Ко энергии. При этом он выразил надежду, что это открытие
будет иметь большое значение для будущего не как ору
нэнт был того же мнения: «К большому удивлению всех присут
дие войны, а в связи с техническими проблемами про
ствующих русские не спорили и не вступали в полемику», – пи
мышленности в мирное время»135.
сал он В. Бушу133.
Каких либо пояснений по поводу этой записки Бирнса в архиве
В тот период создалась ситуация эйфории по поводу учреждения
МИДа обнаружить не удалось; нет данных и о том, как поздрав
всемирной организации по поддержанию мира, и все же пред
ление было передано госсекретарю и почему это было сделано
ставляется, что главной предпосылкой и подоплекой столь быст
Сталиным напрямик, без предварительного ознакомления с
рого достижения согласия было общее для всех трех правительств
ним Молотова. Однако некоторый свет на это проливает иссле
понимание того, что передача вопроса в ООН никак не помешает
дование, опубликованное А. Уламом в 1989 г. – «Сталин как
национальным планам строительства и развития атомных инфра
личность и его эпоха» – и уже цитировавшиеся монографии
структур в их странах, а главное – производству атомного оружия.
Д. Холлоуэя и Дж. Хершберга.
Трудно не согласиться с мнением американского исследователя
Д. Холлоуэя, что Сталин и Молотов «вряд ли могли ожидать боль Дж. Конэнт участвовал в московском СМИДе в качестве науч
шой пользы от комиссии ООН»134. Тремя державами, по всей ве ного советника американского госсекретаря и надеялся позна
роятности, как раз и предполагалось, что дискуссии в ООН по во комиться с советскими учеными атомщиками и выступить с
просам атомной энергии будут даже удобными с точки зрения ка лекцией перед студентами МГУ по проблеме атомной энергии,
муфлирования их подлинных намерений относительно дальней но не получил разрешения от советского руководства (по другим
шего строительства своей атомной промышленности. данным, Молотов как будто сам предлагал Конэнту выступить
перед студенческой аудиторией, но это было воспринято как
В ходе московского СМИДа имел место любопытный эпизод,
любезность с его стороны, и только136). Как то во время дипло
приоткрывающий линию поведения Сталина в его отношениях
матического приема Молотов снова стал подшучивать над аме
с США по атомной проблеме. Если при первом официальном
риканцами, как он делал это в Лондоне, – на этот раз над Ко
известии от США об атомной бомбе, хотя и сообщенном в заву
нэнтом: не привез ли и тот в своем кармане атомную бомбу. Ста
алированной форме во время Потсдамской конференции, он
лин резко прервал наркома иностранных дел: не пристало шу
отреагировал на него весьма туманно и неопределенно, то те
тить над достижениями американской науки, и произнес тост в
перь, после того как в конце августа было принято чрезвычайное
честь научных успехов западных ученых. Он при этом сказал:
решение о скорейшем создании советской атомной бомбы, Ста
«Мы должны работать совместно, чтобы это великое открытие
лин уверенно и даже демонстративно заговорил о значении
было использовано для мирных целей»137.
атомной энергии.
По мнению Улама, с которым нельзя не согласиться, Сталин яв
В архиве МИД РФ хранится документ, переданный Бирнсом
но не хотел показать, что он каким то образом озабочен появле
Молотову 26 декабря:
нием у США атомного оружия138. В американской делегации су
«Генералиссимус Сталин послал через доктора Конэнта ществовало мнение, разделявшееся и Конэнтом, что Сталин, воз
свои самые сердечные поздравления американским уче
ным по случаю их достижений в деле получения атомной
135 АВП РФ. Ф. 0430, оп. 1, п. 2, д. 17, л. 8.
136 Gard Robert Gibbins, Jr. Arms Control Policy Formulation: 1945–1946. A thesis
132 ByrnesJames. All in One Lifetime. N.Y.: Harper & Bros, 1958. Р. 267–268. in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy.
Chace James. After Hiroshima. Sharing the Atom Bomb. Foreign Affairs. 1996.
133 Harvard University, June 1961. P. 249.
137 Hershberg James G. James B. Conant. Harvard to Hiroshima and the Making of the
Jan/Feb. Vol. 75. No 1. P. 137.
134 Holloway David. Stalin and the Bomb. The Soviet Union and Atomic Energy. Nuclear Age. N.Y.: Knopf, 1993. P. 255.
138 Ulam Adam. Stalin. The Man and his Era. Boston, 1989. P. 631–632.
1939–1956. New Heaven & L.: Yale University Press, 1994. P. 158.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
76 77
можно, инсценировал весь эпизод139. Cудя по всему, Сталин по ским Союзом, встала задача подготовки своих предложений к ее
заседаниям, исходя из тех рекомендаций, которые были приня
считал необходимым и в письменной форме зафиксировать свой
ты Генеральной Ассамблеей ООН.
подход к тому, что научные достижения в атомной области – де
ло важное, если они направлены на мирные цели. Не в послед
В США по решению государственного секретаря 7 января 1946 г.
нюю очередь Сталин, возможно, хотел создать перед западными был создан комитет «для изучения вопроса о контроле и гаран
странами впечатление, что широко разворачивавшиеся тогда в тиях», который возглавил Д. Ачесон. В него вошли В. Буш,
Советском Союзе работы по атомной проблеме, о чем те, по всей Дж. Конэнт, Л. Гровс и Дж. Макклой. При комитете была обра
вероятности, не могли не знать, преследуют «мирные цели». зована группа консультантов во главе с Д. Лилиенталем, кото
рый в период рузвельтовского «Нового курса» руководил строи
Резолюция Генеральной Ассамблеи была принята по предложе
тельством гидроэлектростанций на реке Теннесси, а позднее
нию шести государств – США, СССР, Англии, Франции, Китая
стал первым председателем Комиссии США по атомной энер
и Канады 24 января 1946 г. Это было первое по счету решение
гии. В группу консультантов вошли ученые, специалисты и про
ООН, и оно было принято единогласно. В компетенцию Комис
мышленники, в том числе научный руководитель Манхэттен
сии ООН по атомной энергии входила подготовка предложений:
ского проекта Р. Оппенгеймер, деятельность которого, по сви
«а) относительно распространения между всеми странами детельству Э. Теллера, сыграла ведущую творческую роль в раз
обмена основной научной информацией в мирных целях; работке американского плана. И Оппенгеймер «практически
сам подготовил предложения и убедил весь комитет в их эффек
b) относительно контроля над атомной энергией в объе
тивности»142.
ме, необходимом для обеспечения использования ее
только в мирных целях; План был единогласно одобрен всеми членами комитета, вклю
чая Л. Гровса (американские исследователи полагают, что по
с) относительно исключения из национальных вооруже
следний подписал его, считая, что русские никогда не согласят
ний атомного оружия и всех других основных видов во
ся на американское предложение), представлен госсекретарю
оружения, пригодных для массового уничтожения;
Бирнсу 16 и опубликован 28 марта 1945 г. В литературе его назы
d) относительно эффективных мер предосторожности140, вают «докладом (или планом) Ачесона–Лилиенталя» 143.
путем обследования и применения других методов для за
Но свою истинную позицию в отношении международного кон
щиты государств, соблюдающих соглашения, от возмож
троля Гровс изложил в конфиденциальном меморандуме члену
ных нарушений и уклонений»141.
делегации США в Комиссии ООН Дж. Хэнкоку, датированном
2 января 1946 г. Он допускал возможность достижения «удовле
Американский план контроля
После принятия Генеральной Ассамблеей ООН решения о со 142 Teller Edward. Revival of the Baruch Plan. (Unpublished memorandum prepared for
the Lawrence Livermore National Laboratory), January 29, 1992. Р. 1. (Личный архив
здании Комиссии ООН по атомной энергии перед членами ко
автора). Аналогичное свидетельство мы находим у Б. Гольдшмидта, француз
миссии, и прежде всего перед Соединенными Штатами и Совет ского ученого, который участвовал в качестве научного советника делегации
Франции в работе Комиссии ООН по атомной энергии в 1946–1947 гг.: «Рево
люционная философия (доклада Ачесона–Лилиенталя) обязана гению Р. Оп
139 Hershberg. P. 255. пенгеймера, который вдохновлял усилия группы специалистов, работавших над
140 В официальном русском тексте резолюции ГА ООН был использован термин этой проблемой» (Goldschmidt Bertrand. Atomic Rivals. A Candid Memoir of
«меры предосторожности», между тем как в английском оригинале употребля Rivalries among the Allies over the Bomb. New Brunswick and L.: Rutgers University
ется термин «safeguards» (гарантии). Таким образом, в лексикон ООН именно Press, 1990. P. 312).
143 A Report on the International Control of Atomic Energy, Department of State
тогда вошло это ныне общепринятое понятие.
141 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1(I) от 24 января 1946 г. Publication 2498. Wash., D.C. 1946. 16 March.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
78 79
творительных международных соглашений в отношении атом вечества «до сих пор не известное средство разрушения»; невоз
можно создать адекватную оборону против атомного оружия; ни
ной энергии, […] обеспечивающих неприменение атомных бомб
одно государство не может сохранить монополию на это оружие.
ни при каких обстоятельствах». Но такие соглашения, по мне
США располагают монополией, но «это преимущество исчез
нию Гровса, должны предусматривать получение полной ин
нет, и ситуация может измениться в обратную сторону». В до
формации в любое время относительно деятельности всех госу
кладе подчеркивалось, что хотя «сегодня США располагают мо
дарств в атомной области. Поэтому более вероятным результа
нополией на атомное оружие», такая монополия не может быть
том, с точки зрения Гровса, будет отсутствие соглашения, и в
«перманентной». «Международный контроль подразумевает
этом случае три основных государства станут обладателями
принятие с самого начала того факта, что наша монополия не
атомных бомб «в течение 15–20 или даже 5–10 лет».
может быть длительной».
«Если же развернется гонка атомных вооружений, – писал
В докладе подчеркивалось, что поскольку основы использова
Гровс, – […] то Соединенные Штаты должны будут во все
ния атома широко известны, «сердцевина сложностей пробле
времена сохранять абсолютное превосходство в атомном
мы – в соперничестве между государствами в развитии атомной
оружии, включая его количество, размеры и мощность,
энергии, которая легко может быть переключена на цели разру
эффективность, средства незамедлительного наступатель
шения». Отсюда – вывод о необходимости создания сильного
ного применения и обороны от атомного нападения. Мы
международного органа, который будет уполномочен осуществ
должны будем также иметь всемирную разведывательную
лять деятельность, связанную с атомным оружием, монопольно.
службу, которая во все времена полностью информирова
ла бы нас о любой деятельности других государств в атом План предусматривал учреждение международного Органа по
ной области и об их военных планах. […] развитию атомной энергии (Atomic Development Authority) в ка
честве одного из вспомогательных агентств OOН, в функции ко
Если быть подлинными реалистами, а не идеалистами,
торого входили бы:
каковыми мы, как представляется, являемся, нам не сле
дует допускать, чтобы какая либо иностранная держава, с В области сырьевых материалов. «Первой (выделено мной. – Р.Т.)
которой у нас нет прочных союзнических отношений и к задачей международного органа будет установление полного кон
которой нет абсолютного доверия, произвела или овладе троля над мировыми запасами урана и тория. Где бы эти матери
ла атомным оружием. Если такая страна приступит к со алы ни находились в пригодных для использования количествах,
зданию атомного оружия, нам следовало бы уничтожить международный орган должен владеть или контролировать их на
ее возможности производства оружия до того, как она основе эффективного лизинга. Одной из главных задач будет про

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign