LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 х т. М.: АПН, 1974. Т. 2.
С. 418. Р. 102.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
54 55
Второй мировой войне – своими планами применения атомно «[…] Если Советский Союз не будет добровольно привле
го оружия против Японии и самим фактом создания этого ору чен к участию на основе сотрудничества и доверия, то мы
жия не могло не породить у советского руководителя глубоких будем иметь англосаксонский блок, противостоящий Со
сомнений в послевоенной политике Соединенных Штатов и ветскому Союзу в обладании этим (атомным) оружием.
других западных держав в отношении СССР. Это решение США Такое положение почти неизбежно вызовет в СССР лихо
наложило отпечаток на многие события послевоенного периода радочную деятельность, направленную на создание бом
и в немалой степени способствовало возникновению гонки бы, что практически приведет к тайной гонке, которая
атомных вооружений. примет безысходный масштаб. По некоторым данным,
такая гонка, возможно, уже началась»94.
«Такое обращение, – продолжал Стимсон, – могло бы в
Попытки некоторых политиков и ученых США более конкретном плане повести к предложению о пре
содействовать установлению советско американского кращении нами работ над дальнейшим усовершенство
контакта по атомной проблеме ванием и производством бомбы в качестве оружия войны
при условии, что русские и британцы поступят аналогич
В Потсдаме, т.е. еще до применения атомного оружия против Япо
ным образом».
нии, Г. Стимсон подготовил меморандум президенту США «Раз
мышления об основных проблемах, стоящих перед нами», в кото Далее следует, как представляется, наиболее важная часть мемо
ром вновь подчеркнул мысль о том, что предотвращение «уничто рандума:
жения современного цивилизованного мира» зависит от установ
«Я считаю, возможно, самым главным из всех иных сообра
ления «успешного контроля над атомной энергией»92. После бом
жений, чтобы это обращение к России было сделано как
бардировок Хиросимы и Нагасаки, зная о последствиях примене
предложение США, поддержанное Великобританией, но
ния атомного оружия, и после капитуляции Японии Стимсон, со
прежде всего как предложение США. Действия какой либо
бираясь уже в отставку с поста военного министра, предпринял
международной группы государств, включающей множест
еще одну, и последнюю, попытку продвинуть решение вопроса о
во малых стран, которые не проявили потенциальной силы
международном контроле над атомной бомбой и договориться об
или ответственности в этой войне, не будут, по моему мне
этом в первую очередь напрямик с Советским Союзом.
нию, серьезно восприняты Советами […]. Я повторяю, что
Взяв краткосрочный отпуск, Стимсон при содействии своего за считаю это самым важным пунктом своей программы (вы
местителя Дж. Макклоя пишет широко известный теперь мемо делено мной. – Р.Т.)».
рандум на имя президента Трумэна от 11 сентября 1945 г. «Цент
В этом документе Стимсон поделился своим жизненным опытом:
ральная мысль Стимсона и Макклоя, – отмечает американский
историк Дж. Чейс, – сводилась к убеждению в том, что не одни «Главный урок, который я усвоил за свою долгую жизнь,
Соединенные Штаты владеют научными атомными секретами – состоит в том, что единственный способ сделать человека
они располагают только техническими возможностями произ достойным доверия, – это доверять ему, а самый верный
водства бомбы»93. Отталкиваясь от этой мысли, Стимсон настой способ сделать его не достойным доверия – не доверять
чиво призывал президента предпринять «прямое» обращение к ему и выказать ему это свое недоверие».
Советскому Союзу. Стимсон писал в своем меморандуме:
94Нельзя исключать, что Стимсон уже знал о только что вышедшем секретном
92 Gard. P. 93. постановлении, подписанном Сталиным 20 августа 1945 г., относительно ши
93 Chace James. Acheson. The Secretary of State Who Created the American World. рокого развертывания атомных работ в СССР. (См. о нем подробнее в
Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. P. 117. следующем разделе настоящей главы).
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
56 57
существа предмета»97. Заседание не привело к какому либо
«Мое мнение таково, что Советский Союз скорее отклик
окончательному решению, но Трумэн сделал первое заявление
нется на прямое и откровенное обращение Соединенных
по международному контролю, объявив: «Я уже решил, что
Штатов по этому поводу, чем на предложение в порядке
атомная энергия требует строгого контроля как внутри страны,
какого то общего международного плана или после яв
так и в международном масштабе»98. Президент попросил участ
ных или скрытых угроз или полуугроз в ходе наших пере
ников заседания в письменной форме изложить свое мнение.
говоров»95.
Ачесон направил президенту [25 сентября] секретный меморан
По некоторым свидетельствам, первоначальная реакция Трумэ
дум, в котором писал, что «политика секретности бесполезна и
на была как будто положительной. Однако его новый государст
опасна», поскольку «то, что нам известно, не есть секрет, кото
венный секретарь Дж. Бирнс был ярым сторонником сохране
рый мы могли бы сохранить только для себя». Далее в нем гово
ния американской атомной монополии. Но самая резкая оппо
рилось:
зиция плану Стимсона исходила от министра военно морского
флота (и будущего министра обороны) Дж. Форрестола, кото «(1) Ученые придерживаются практически единодушного
рый был сторонником использования атомного оружия в каче мнения, что теоретическая основа знаний (об атомной
стве инструмента американской послевоенной политики. Об энергии) сейчас широко известна; исследования заграни
суждение меморандума Стимсона состоялось 21 сентября, в цей могут приблизиться к нашему нынешнему уровню зна
день, когда ему исполнялось 78 лет, и это был его последний ний в сравнительно короткий срок; промышленные разра
день на посту военного министра: он уходил в отставку. ботки в иностранных государствах, например в Советском
Союзе, могут сравниться с нашим нынешним уровнем
Присутствовавший на заседании министр торговли Г. Уоллес в
приблизительно через пять лет; малоперспективно разра
своем публичном выступлении в 1950 г. рассказывал:
ботать эффективные средства обороны от бомбы. [...]
«Министр Стимсон заявил на заседании кабинета 21 сен
(4) Совместное развитие в настоящее время этого откры
тября 1945 г., что другие страны почти наверняка будут
тия вместе с Англией и Канадой должно восприниматься
иметь атомную бомбу к 1950 г. Я ему поверил. […] Однако
Советским Союзом как бесспорное свидетельство англо
творцы нашей высокой политики, ничего не понимая в
американских комбинаций, направленных против него.
науке, думали, что мы обладаем секретом, который смо
По мнению СССР, много и других доказательств этого.
жем использовать в мирное время как орудие в междуна
родных делах. Они не спрашивали себя, что будет с нашей (5) Невозможно представить, что такое могущественное и
внешней политикой, когда бомбой будут обладать две стремящееся к усилению своего могущества государство,
страны»96. как Советский Союз, не примет энергичные меры для ис
правления ситуации. Советское правительство должно
Заместитель госсекретаря Д. Ачесон (Бирнс был в Лондоне на
будет предпринять и предпримет все усилия к тому, что
СМИД – Совете министров иностранных дел, учрежденном на
бы восстановить ту утрату своей мощи, которая явилась
Потсдамской конференции для подготовки мирных договоров с
результатом этого открытия. Если мы попытаемся вести
бывшими вражескими государствами и решения других вопро
политику его отторжения, то в атмосфере подозрительно
сов послевоенного урегулирования) поддержал Стимсона, но,
сти и вражды оно будет действовать именно так, что при
как позднее писал в своих мемуарах, «обсуждение не дошло до
ведет к усугублению всех нынешних трудностей в отно

95 Stimson
& Bundy. Р. 645.
96 97 Acheson.
Цит. по: Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. P. 123.
98
М.: Олма Пресс, 2001. С. 56. Gard. P. 124.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
58 59
шениях между нами. Если мы объявим себя попечителя к чему может привести иная, чем он рекомендовал, политика в
отношении Советского Союза по атомной проблеме. Чейс счи
ми развития (этой энергии) на благо всего мира, то с точ
тает, что Ачесон стал в «моральном отношении последователем»
ки зрения русского менталитета это будет не что иное, как
Стимсона100. Сходной с Ачесоном точки зрения придерживался
открытая политика его отторжения.
В. Буш101.
(6) Как представляется, идет процесс углубления разно
Американские ученые, со своей стороны, также продолжали об
гласий с Советским Союзом по всем направлениям.
ращать внимание руководства страны на необходимость тща
И тем не менее я не вижу, почему основные интересы
тельного учета политических последствий применения атомно
двух наций должны вступать в конфликт. Долгосрочное
го оружия против Японии. Созданная Временным комитетом
взаимопонимание, основанное на твердости, откровен
Научно техническая группа в составе Э. Лоуренса, Р. Оппенгей
ности и взаимном признании основных интересов друг
мера, А. Комптона и Э. Ферми в начале сентября 1945 г., т.е. в
друга мне представляется невозможным, если англо аме
последние дни Второй мировой войны, подготовила предложе
риканцы будут проводить политику исключения России
ния о целесообразности радикального изменения государствен
из атомного развития. Если это окажется невозможным,
ной политики, явно выходя за пределы своих технических пол
то упорядоченного мира не будет, а наступит вооружен
номочий. Члены группы писали, что «результатом дальнейшей
ное перемирие.
работы над этими (атомными) проблемами станет появление
(7) Вопроса о том, стоит или не стоит пытаться иметь про оружия, и в количественном, и в качественном отношении бо
грамму взаимного обмена информацией и сотрудничест лее эффективного, чем имеющееся в настоящее время». При
ва с Советским Союзом, нельзя избежать путем внесения этом они отметили «весьма благоприятные […] технические пер
в Организацию Объединенных Наций предложений о спективы» разработки «супербомбы».
контроле. ООН не может действовать в этой области без
Ученые пришли к выводу, что не могут быть «разработаны и
соглашения между Соединенными Штатами, Соединен
предложены эффективные военные контрмеры против атомно
ным Королевством и СССР. Такое соглашение, если его
го оружия» и что они «придерживаются твердого мнения, что
нужно будет достичь, должно быть предпринято напря
никакие военные контрмеры не могут быть найдены». Они не
мую, а не путем дополнительных осложнений, если мы с
только «не в состоянии наметить программу, которая обеспечит
самого начала вовлечем еще пятьдесят или больше
нашему государству в течение ближайших десятилетий гегемо
стран.[...]»
нию в области атомного оружия», но и «в равной мере не спо
Ачесон рекомендовал предпринять обращение к Советскому собны гарантировать, что такая гегемония, если будет достигну
Союзу после обсуждения с англичанами, как это требуется име та, сможет защитить нас от самого страшного разрушения».
И поэтому возникает необходимость в радикальных политичес
ющимися с ними соглашениями, «с целью выработки програм
ких решениях:
мы взаимного обмена научной информацией и сотрудничества в
разработке атомной энергии»99. «Разработка в ближайшие годы более эффективного
атомного оружия, – говорилось в заключениях Научно
Мы позволили себе привести пространные выдержки из мемо
технической группы, – представляется самым естествен
рандума Ачесона, учитывая весьма трезвые и дальновидные
ным элементом любой государственной политики под
суждения заместителя госсекретаря, который хорошо понимал,


99 100 Chace.
National Security Archive (NSA). Wash., D.C. The Under Secretary of State. P. 119.
101
Memorandum Requested by the President. September 25, 1945. Nuclear Non NSA. Memorandum by the Director of the Office of Scientific Research and
Proliferation. No. 00003. Development. September 25, 1945. No. 00004.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
60 61
держания наших вооруженных сил на высоком уровне Л. Сцилард так же, как и прежде, продолжал отстаивать свои
мощи; тем не менее мы имеем серьезные сомнения в том, предложения о контроле. И после атомных бомбардировок Хи
что такое развитие в дальнейшем может способствовать в росимы и Нагасаки он подготовил еще один меморандум – под
существенной степени и на постоянной основе предот названием «Попытка определить платформу для наших бесед с
вращению войны. Мы считаем, что безопасность нашего членами американского сената и Палаты представителей», где
государства – в отличие от его способности нанести предлагалось образовать комиссию конгресса по атомной энер
ущерб вражескому государству – не может основываться гии, с членами которой могли бы связываться ученые103.
целиком или даже частично на его научно техническом
Он также вносит предложение президенту Чикагского универ
потенциале. Она может базироваться только на том, что
ситета Р. Хатчинсу созвать конференцию ученых для рассмотре
бы сделать будущие войны невозможными. Мы высказы
ния вопросов контроля над атомной энергией. Конференция
ваем единодушную и настоятельную рекомендацию пра
проходила с 19 по 21 сентября. В ней приняли участие около
вительству: несмотря на то, что мы пока не полностью ис
50 ученых и администраторов, в том числе бывший вице прези
пользовали технические возможности в этой области,
дент, министр торговли Г. Уоллес, председатель Управления ги
должны быть приняты все меры, осуществлены все необ
дросооружений в долине реки Теннесси Д. Лилиенталь (в даль
ходимые международные мероприятия для достижения
нейшем первый председатель Комиссии по атомной энергии
этой главной цели»102.
США). Основное сообщение сделал Сцилард104. Он заявил, что
Следует полагать, что эти выводы были сформулированы скорее Россия может создать бомбу через два с половиной года, а через
всего Оппенгеймером и поддержаны Комптоном и Ферми. Лоу шесть лет иметь достаточно бомб, чтобы уничтожить все города
ренс был очевидным сторонником наращивания американского Америки. За это время и США смогут произвести столько бомб,
атомного потенциала и буквально за два месяца до этого обра что можно было бы разрушить все крупные города мира. Сци
щения Научно технической группы к американской админист лард высказался за установление международного контроля, ко
рации советовал Временному комитету наращивать запасы торый включал бы инспектирование добывающей и производ
атомного оружия. Но после окончания войны Лоуренс, по ви ственной деятельности. США могли бы использовать в качестве
димому, все же стал более трезво сознавать важность междуна
рычага их положение единственной на тот момент страны, рас
родного подхода к атомной проблеме. Очевидно, именно поэто
полагающей бомбой, чтобы побудить Россию принять инспек
му он согласился поддержать сделанные группой выводы.
ции. В противном случае через три года разразится война. Но
Но попытка ученых успеха не имела. Через несколько дней по постоянный мир может быть достигнут только путем образова
сле капитуляции Японии Оппенгеймер сам отвез письмо в Ва ния мирового правительства. Если это вообще окажется воз
шингтон, чтобы вручить его Стимсону, но того в столице не ока можным, на его создание потребуется 15–20 или даже 30 лет.
залось. Оппенгеймер встретился с помощником Стимсона
Оценки Сциларда были подвергнуты сомнению, но И. Лангмю
Дж. Гаррисоном и с В. Бушем и узнал, что ситуация изменилась
ир из исследовательской лаборатории «General Electric», неза
к худшему. Трумэн уже отдал приказ (скорее всего, по предло
долго до того посетивший Советский Союз, заявил, что СССР
жению Бирнса и Гровса), запрещавший передавать кому бы то
располагает огромным потенциалом, а его наука пользуется бес
ни было сведения об атомной бомбе. Письмо ученых было пере
прецедентной среди остальных стран поддержкой со стороны
дано Бирнсу, который в ответ сообщил, что в «данной критиче
ской международной обстановке» необходимо полным ходом
продолжать Манхэттенский проект. 103Lanouette. Р. 282.
104Изложение его выступления и других высказываний основано на дневнико
вых записях, cделанных участвовавшим в конференции Г/ Сиборгом (Seaborg.
102 Rhodes. P. 751–752. Р. 61–65).
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
62 63
правительства. Он высказал предположение, что СССР догонит тории человечества, которые считают, что эти слова не
сбудутся и на этот раз. Но мы не можем так считать. Вся
США через пять лет, а через десять уйдет далеко вперед.
наша деятельность обязывает нас к тому, чтобы объеди
Сцилард сказал, что было бы неправильно заранее предугады
нить мир перед общей опасностью и в правовом, и в чело
вать, каким может быть ответ русских. Почему не спросить са
веческом отношении»106.
мого Сталина? Россия обычно поступает, руководствуясь свои
Объединенный комитет начальников штабов, со своей стороны,
ми интересами, и мир без атомного оружия наверняка будет ей
настойчиво высказывался за то, чтобы Соединенные Штаты
выгоден.
«сохранили в настоящее время все существующие секреты, ка
За Сцилардом осталось последнее слово на конференции: он сающиеся атомного оружия»107. В докладе, подготовленном спе
призвал «гарантировать неприкосновенность всем в мире уче циалистами по новому оружию для Объединенного комитета,
ным и инженерам, когда они будут информировать о нарушени говорилось, что «самым серьезным для нас последствием созда
ях согласованных договоренностей (относительно контроля над ния атомного оружия является то, что, окажись такое оружие в
вооружениями)». Он поставил вопрос о принятии «Акта о правах руках других государств, оно в огромной степени ослабит бе
ученых и инженеров» с тем, чтобы они стали «гарантами между зопасность континентальных Соединенных Штатов». В докладе
народных соглашений о контроле над атомной энергией»105. предлагалось «поддерживать высочайший уровень секретности
в отношении атомной бомбы и не передавать эти секреты ника
Оппенгеймер 16 октября 1945 г. покидал пост директора Лос Ала
кому государству или Организации Объединенных Наций»108.
мосской национальной лаборатории. По этому поводу в Лос Ала
мос приехал генерал Гровс, который от имени военного минист Бирнс также решительно выступил против раскрытия атомных
ра вручил ему специальную памятную грамоту с выражением бла секретов Советскому Союзу. Он был за то, чтобы передать атом
годарности за проделанную работу, а сотрудникам лаборатории – ную проблему в ООН, очевидно, рассчитывая, что в этой орга
памятные значки. Принимая грамоту, Оппенгеймер сказал: низации не придется делиться конкретной информацией об
атомном оружии и все дело можно будет потопить в бесконеч
«Мы надеемся, что в будущем мы будем гордиться ею и
ных дискуссиях. Как писал М. Банди, «для Бирнса, а также и для
тем, за что она была присуждена.
Трумэна идея комиссии ООН была способом двигаться вперед,
Сегодня же эту гордость сдерживает чувство глубокого избегая решения трудных вопросов»109.
беспокойства. Если атомные бомбы как новое оружие до
Трумэн поддержал Бирнса и военных. 3 октября 1945 г. он направ
полнят существующие арсеналы воюющего мира или ар
ляет послание Конгрессу с предложением принять внутреннее за
сеналы государств, готовящихся к войне, то придет вре
конодательство по контролю над атомной энергией. В послании
мя, когда человечество будет проклинать Лос Аламос и
он также впервые публично объявил о необходимости установле
то, что произошло в Хиросиме.
ния международного контроля, который позволил бы, «если это
Народы мира должны объединиться, иначе они погибнут. возможно», привести к отказу от применения и создания атомной
Прошедшая война, столь много опустошившая на плане бомбы. Вскоре в Конгрессе начались слушания по законопроекту,
те, дала это ясно понять. А атомная бомба донесла эту подготовленному администрацией и внесенному членом палаты
мысль до сознания всех людей. Люди говорили такие же
слова в прежние времена о других войнах, о другом ору
жии. Но они, эти слова, не возымели действия. Есть неко 106 Rhodes. P. 758.
107 NSA. Memorandum by William D. Leahy, Fleet Admiral, Commander in Chief of
торые люди, заблуждающиеся относительно смысла ис
the Army and Navy. 23 October 1945. No. 00006.
108 NSA. Overall Effect of Atomic Bomb on Warfare and Military Organization. Report
by the Joint Strategic Survey Committee. 30 October 1945, No. 00007.
105 109 Bundy McGeorge. Danger and Survival. P. 147.
Lanouette. Р. 283–284.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
64 65
представителей Мэем и сенатором Джонсоном (законопроект здания собственной, британской атомной бомбы. Он приводит
Мэя–Джонсона) о контроле над атомной энергией. Выступая на следующие слова английского премьер министра: «Я должен
слушаниях 18 октября, Р. Оппенгеймер заявил: сказать президенту, что мы, естественно, заинтересованы в раз
витии атомной энергии и в качестве средства самообороны, и в
«Мое убеждение – и, как я думаю, я говорю от имени всех
качестве источника промышленной мощи»114.
или почти всех ученых – состоит в том, что в будущем
наибольшую безопасность для нашего государства от Позднее Эттли вспоминал: «Все это время мы добивались неу
атомного оружия будет представлять установление меж клонного прогресса в исследовательской работе и в конструиро
дународного контроля над этим оружием»110. вании (бомбы) в Англии. И эти работы не испытывали затрудне
ний из за нехватки денег. Я стремился к полному сотрудничест
Что касается английского лейбористского правительства, то пер
ву с Соединенными Штатами, но не мог согласиться на то, что
воначально премьер министр Эттли считал, что в атомных делах
бы Англия оказалась в полной зависимости в этой области от
он, Трумэн и Сталин должны «совместно держать совет». Одна
своих друзей за океаном»115.
ко к ноябрю Великобритания уже была, во всяком случае мо
рально, готова к тому, чтобы приступить к созданию собствен
ной бомбы (хотя официально политическое решение было при
Советский атомный проект
нято позднее – в начале 1947 г.), и премьер министр также при
шел к выводу, что проблему атомной энергии следует направить Разрушение Хиросимы и Нагасаки американскими атомными
на рассмотрение в Организацию Объединенных Наций111. бомбами подтвердило имевшиеся в распоряжении советского ру
ководства данные, что США на деле обладают невиданной доселе
Предложение о передаче атомной проблемы в ООН было под
мощью – ядерным оружием. Это событие наглядно показало, что
держано правительством Эттли, хотя еще в августе британский
Соединенные Штаты в состоянии распоряжаться подобным ору
премьер считал, что единственным курсом, который давал бы
жием в качестве инструмента преобладающей силы и могут угро
надежду, были бы «совместные действия США, Соединенного
жать сохранению советского государства как великой державы, а
Королевства и России, основанные на действительно реальном
также препятствовать распространению коммунистического вли
подходе к делу». Его влиятельный министр иностранных дел Бе
яния в мире. Сталину и всему советскому руководству было ясно,
вин тоже первоначально (в октябре 1945 г.) был за то, чтобы пол
что Советский Союз должен как можно скорее положить конец
ностью допустить Россию к технологии производства атомной
монополии Соединенных Штатов на ядерное оружие и создать в
бомбы112. Как свидетельствует М. Гауинг, некоторые британ
противовес им свою собственную атомную бомбу.
ские министры предлагали, чтобы Англия играла роль посред
ника между США и СССР. Но в дальнейшем Эттли и Бевин ста
В последнее время появилась довольно много литературы, рас
ли выступать за то, чтобы занять «более жесткую» позицию в от
сказывающей на основе рассекреченных материалов о том, как
ношении Советского Союза113. Что же привело к изменению ан
начинались атомные работы в СССР116. Поэтому я ограничусь
глийского подхода к проблеме? М. Банди приходит к выводу,
что осенью 1945 г. в Лондоне созрела мысль о необходимости со
114 Bundy. P. 154–155.
115 Attlee Clement. As it Happened. N.Y., 1954. P. 288. Цит. по: Трухановский. С. 41.
110 116 См.: Создание первой советской ядерной бомбы. М.: Энергоатомиздат, 1995;
Цит. по: Gard. P. 161.
Chace James. Sharing the Atom Bomb. Foreign Affairs. January/February 1996.
111 Круглов А.К. Как создавалась атомная промышленность в СССР. М.: ЦНИИа
Р. 137. томинформ, 1995; Советский атомный проект. Конец атомной монополии. Как
112 Gowing Margaret assisted by Arnold Lorna. Independence and Deterrence. Britain это было... Нижний Новгород–Арзамас 16.: Изд во «Нижний Новгород», 1995;
and Atomic Energy, 1945–1952. Vol. I. Policy Making. L. and Basingstoke: Атомный проект СССР. Документы и материалы / Под общей редакцией
Macmillan, 1974. P. 69. Л.Д. Рябева. Том I, часть I и II, книги 1 и 2 . М.; Саров: Наука. Физматлит, 1998,
113 Ibid. 1999 и мн. др.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
66 67
здесь только некоторыми основными фактами, тем более что дан О том, как начиналась борьба за освоение атомной энергии, рас
сказывает заместитель председателя Совета народных комисса
ная тема выходит за рамки настоящего исследования.
ров СССР М.Г. Первухин в своих воспоминаниях, подготовлен
Ядерная физика в Советском Союзе сделала большие успехи еще
ных для Политбюро ЦК КПСС в 1967 г. В 1942 г. В.М. Молотов
до начала Второй мировой войны. В 1940 г. Я.Б. Зельдович и
пригласил его к себе и ознакомил со сведениями, полученными
Ю.Б. Харитон пришли, в принципе, к тем же выводам, которые от иностранных ученых. После их изучения Первухин предло
О. Фриш и Р. Пайерлс сформулировали в своем известном мемо жил Молотову пригласить группу специалистов для оценки этих
рандуме, подготовленном в начале апреля 1940 г.: имея десятики данных. По рекомендации директора Ленинградского физико
лограммовую массу урана 235, можно сделать бомбу огромной технического института А.Ф. Иоффе были вызваны молодые
разрушительной силы. Существует мнение, что расчеты Зельдо ученые И.В. Курчатов, А.И. Алиханов и И.К. Кикоин, которые
вича и Харитона были более точными, чем вычисления Фриша и дали положительную оценку достоверности полученных сведе
Пайерлса117. ний и подготовили письменное заключение с предложением ор
ганизовать широкие работы по ядерной физике120.
В тяжелые годы войны, а именно в 1942 году, были сделаны пер
вые шаги к началу работ по овладению атомной энергией. Толч 15 февраля 1943 г. было принято решение о создании Лаборато
ком к этому послужили предложения самих советских ученых рии № 2 АН СССР (известной также как лаборатория ЛИПАН) в
(в частности, известные письма, направленные советскому руко целях раскрытия путей овладения энергией деления ядер урана и
водству в 1941 и 1942 гг. физиком атомщиком Г.Н. Флеровым, от исследования возможности военного применения энергии ура

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign