LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

был «довольно воодушевлен своим разговором с Рузвельтом, на
му разрушительному соревнованию в мире. Поэтому бы
бросал черновик письма Капице в духе обсуждавшихся идей и
ло бы разумным вам и президенту еще раз рассмотреть
этот вопрос, и особенно вопрос о том, поделиться ли этим
секретом со Сталиным. Конечно, между вами должно 37 Public Record Office. L. Premier Files of Winston Churchill, 3/139. Цит. по: Bundy
быть полное доверие, прежде чем секрет будет раскрыт. McGeorge. Р. 125.
Но вопросу нельзя позволить затягиваться бесконечно. Niels. For an Open World. Bulletin of the Atomic Scientists. July 1950.
38 Bohr
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
28 29
был готов поехать в Россию». После этой беседы с Рузвельтом 1944 г. первому удалось уговорить американского президента
Н. Бор писал американскому президенту: усилить контроль за соблюдением атомных секретов. 18 сентяб
ря ими была подписана памятная записка, в которой, в частнос
«[...] Следует принять во внимание тот факт, что в резуль
ти, говорилось:
тате плодотворного международного научного сотрудни
чества принципы, на базе которых становится осуществи «[...] 3. Следует провести расследование деятельности
мым высвобождение в больших количествах энергии рас профессора Бора и предпринять шаги, чтобы убедиться,
щепленного ядра атома, во всяком случае, в основном что он не несет ответственности за утечку информации,
были известны еще до войны и являются, таким образом, особенно русским»40.
общим достижением физиков всего мира.
Как Черчиллю удалось заставить Рузвельта совершить такой
Известно также, что подготовительные работы предпри volte face, «покрыто мраком неизвестности», пишет американ
няты в различных странах, и хотя, кажется, можно счи ский историк П. Уайден. Сама эта памятная записка была обна
тать очевидным, что американо английские усилия опе ружена только после смерти Рузвельта, причем среди докумен
режают усилия других, любая информация об успехах в тов по военно морским делам, куда она попала, по видимому,
этой работе в США, какой бы скудной она ни была, ско по ошибке41.
рее всего вызовет форсирование подобных же усилий по
Однако друзья датского ученого – научный советник британ
всеместно. К счастью, ход войны устранил любую угрозу
ского премьера Черуэлл, член кабинета Андерсон, посол в США
военного использования целеустремленных усилий в
Галифакс и др. – взяли его под защиту. Черуэлл в присутствии
этой области со стороны Германии. Но следует, однако,
В. Буша разговаривал с Рузвельтом, и вопрос о преследовании
помнить, что после разгрома Германии все специальные
Бора был закрыт.
знания и технический опыт, накопленные в этой стране,
как можно предполагать, в равной мере станут достояни Активная позиция Н. Бора вызвала живой отклик среди ученых
ем всех великих держав победительниц. и многих администраторов. Как утверждает биограф Дж. Ко
нэнта Дж. Хершберг, американский ученый, независимо от Бо
В этих условиях личные связи между учеными, зародив
ра, еще в мае 1944 г. развивал сходные и даже более детальные
шиеся еще в годы предвоенного сотрудничества, могут,
соображения о международном контроле. В записке от 4 мая
по видимому, оказаться весьма полезными для выработ
1944 г., озаглавленной «Некоторые мысли о международном
ки (с соблюдением всех правил секретности) понимания
контроле над атомной энергией», американский ученый писал:
того, как высока будет ставка в случае, если ожидаемые
исследования в области атомной физики материализуют «1) Ассоциация государств для этой цели.
ся, а также для подготовки полноценного использования
2) Международная комиссия по атомной энергии в составе:
тех огромных выгод, которые может принести честное со
от Англии, США и России по 3 представителя и 6 пред
трудничество в практическом осуществлении эффектив
ставителей от других государств.
ных мер контроля»39.
3) Полная власть Комиссии над всеми работами по атом
Однако надежды Н. Бора, как писала Гауинг, «были грубо разве
ной энергии.
яны». На совещании между Черчиллем и Рузвельтом в сентябре


Коммунист. 1984. № 17. Подлинник хранится в документах Роберта Оппен
39 40 Цит.по: Sherwin. Р. 284.
41
геймера (Отдел рукописей Библиотеки Конгресса США). Публикация В.Л. Wyden Peter. Day One. Before Hiroshima and After. N.Y.: Simon and Schuster,
Малькова. 1984. P. 124.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
30 31
4) Лицензирование исследований и разработок во всех Хотя записка Конэнта осталась в его архиве и, по мнению Херш
берга, никому разослана не была, можно с большой долей уве
странах.
ренности предполагать, что содержащиеся в ней идеи были в
5) Финансирование исследований и разработок во всех дальнейшем использованы при подготовке в 1946 г. доклада Ко
странах. митета Ачесона–Лилиенталя, членом которого являлся Конэнт,
хотя основным автором доклада считается Р. Оппенгеймер.
6) Все результаты публикуются.
В июле 1944 г. консультант Металлургического проекта43
7) Инспектирование соответствующими агентами всех ла
З. Джефрис в письме на имя директора этого проекта и прези
бораторий, предприятий всех видов. Они должны дать
дента Чикагского университета А. Комптона предложил подго
присягу всю имеющуюся информацию рассматривать
товить доклад о перспективах развития атомной энергии в по
как конфиденциальную.
слевоенные годы. В результате в ноябре 1944 г. группой чикаг
8) Полная открытость информации о сырьевых материалах ских ученых был подготовлен доклад «Prospectus on Nucleonics»,
и потенциальном оружии. в котором говорилось о «катастрофических возможностях, тая
щихся в развитии ядерной энергии». Доклад заканчивался сле
9) Наличие наблюдателей и хранителей арсенала, который
дующим выводом:
должен быть размещен в Канаде, где будет минимальная
«Подытоживая, мы считаем, что неизбежное развитие
возможность хищения материалов.
ядерной энергии некоторыми, если не сказать, всеми го
10) Комиссия будет иметь собственную авиацию и между сударствами, ввиду ее потенциальных военных последст
народные войска численностью 10 000 человек, которые вий неумолимо говорит в пользу того, чтобы все государ
принесут присягу Комиссии пресекать захват материа ства приложили всяческие усилия к сотрудничеству уже
лов. сейчас в создании международной организации с поли
цейскими полномочиями, которая могла бы контролиро
11) Право доступа представителей Комиссии, независимо
вать по меньшей мере средства ведения ядерной вой
от того, существует ли состояние войны между теми или
ны»44.
иными государствами.
Аналогичным образом действовали и некоторые другие ученые.
12) Вмешательство в деятельность Комиссии со стороны
12 декабря 1944 г. А. Эйнштейн пишет Бору письмо, в котором,
правительства любого государства будет рассматривать
сетуя на то, что политики не осознают угрозы миру, проистека
ся как акт войны. ющей от атомной бомбы и потенциальной гонки атомных во
оружений, настойчиво призывает к тому, чтобы ученые совме
13) Право передавать любой материал, относящийся к
стно оказали давление на политических лидеров в пользу интер
атомной энергии, из одной страны в другую.
национализации ядерного оружия. Эйнштейн предложил, что
14) Выделение материалов осуществляется только по еди
ногласному решению Комиссии. Представители любо
го государства, отказывающиеся подчиниться реше 43 Часть Манхэттенского проекта, занимавшаяся в основном исследованием и
методами производства плутония. В Металлургической лаборатории были раз
нию, лишаются права голоса»42.
работаны проекты промышленных реакторов для наработки плутония, которые
были сооружены в Хэнфорде, штат Вашингтон.
44 Цит. по: Gard Robert Gibbins, Jr. Arms Control Policy Formulation and
42U.S. NARA, Wash., D.C. Box 9, folder 97, S 1, Bush–Conant Correspondence, Negotiation: 1945–1946. A thesis presented in partial fulfillment of the requirements
Office of Scientific Research and Development, Record Group 227. Цит.по: for the degree of Doctor of Philosophy in the subject of Political Economy and
Hershberg. Р. 757–758. Government. Harvard University, June 1961. P. 19.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
32 33
бы инициативу взяли на себя сам Бор, а также Комптон, Черу развитие военных применений (атомной энергии). Если
элл и русские ученые Капица и Иоффе45. Но, предупрежденный так будет продолжаться, то Россия, несомненно, тайно
друзьями о возможных негативных последствиях такой акции, пойдет тем же путем, а также, возможно, и некоторые
Бор решил проявить осторожность. 22 декабря он посетил Эйн другие страны, включая и наших поверженных врагов.
штейна в Принстоне и заверил его, что ответственные государ Мы не думаем, что можно рассчитывать на то, что кон
ственные деятели Америки и Англии полностью осознают опас троль над запасами (урана) в течение десятилетия поме
ности и возможности, создаваемые бомбой, после чего Эйн шает такому тайному развитию в других странах. В осо
штейн на своей идее настаивать не стал. бенности если будет создана супер супер бомба, посколь
ку запасы тяжелого водорода по существу безграничны, а
Над проблемами, поставленными Бором и другими учеными,
такие более редкие материалы, как уран и торий, будут
все больше стали задумываться политические деятели. В Англии
использоваться только в качестве детонаторов. Если ка
это уже упомянутые Андерсон, Галифакс и даже А. Иден, в Ва
кое либо другое государство, а не Великобритания и Со
шингтоне – директор Управления научных исследований и раз
единенные Штаты, первым создаст супер супер бомбу, то
работок В. Буш и его заместитель Конэнт, игравшие ключевую
мы окажемся в ужасном положении [...].
роль в Манхэттенском проекте. В письме на имя последнего
Буш писал, что проблемы последствий использования атомной В ответ на нестандартную ситуацию, создаваемую появ
энергии в качестве орудия разрушения после войны обсужда
лением этого нового средства, мы предлагаем установить
лись с президентом Рузвельтом еще в октябре 1941 г. Это, сооб
свободный обмен всей научной информацией по этому
щал Буш, беспокоило президента больше, чем угроза со стороны
вопросу под эгидой международного механизма, который
Германии46.
получил бы властные полномочия от той ассоциации на
19 сентября 1944 г. Буш и Конэнт направили военному минист ций, которая будет создана по окончании нынешней вой
ру Г. Стимсону письмо с настойчивой просьбой поставить перед ны. [...] Мы понимаем, что будет сильное сопротивление
президентом вопросы о выработке внутреннего законодательст этому шагу, но мы считаем, что опасности для будущего
ва по атомной энергии и о заключении соглашения, регулирую планеты достаточно велики, чтобы такая попытка была
щего отношения с Великобританией и Канадой по атомной оправдана»48.
проблеме. Рузвельт высказался за обмен атомной информацией
Энергичный Буш в феврале 1945 г. пишет и направляет в Белый
с Великобританией в послевоенный период47.
Дом еще один меморандум по вопросу о международном кон
Спустя короткое время Буш и Конэнт обсудили с Г. Стимсоном троле, в котором предлагает, чтобы в разрабатывавшемся тогда
вопрос о международном контроле и 30 сентября 1944 г. подго Уставе ООН было предусмотрено создание в рамках новой все
товили для него секретный меморандум о международных по мирной организации международного научного органа (United
следствиях создания атомной бомбы, где высказались за между Nations International Scientific Section), который взял бы на себя
народный контроль. В меморандуме Буша и Конэнта с порази обеспечение полного обмена информацией по всем научным
тельной для того времени дальновидностью подчеркивалось:
вопросам, которые касались бы военных применений. При этом
«[Д]ля Соединенных Штатов и Великобритании было бы имелось в виду, что эвентуально ООН возьмет в свои руки кон
крайне опасно продолжать в полной тайне дальнейшее троль над всеми наиболее разрушительными видами вооруже

45 Gowing. Niels Bohr… Р. 273–274.
46 48 U.S.
Rhodes. P. 377–379. NARA, Wash., D.C. Manhattan Engineer District Records, Harrison–Bundy
47 Gard. P. 22–23. Files, Folder No. 69. Цит. по: Sherwin. Р. 288.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
34 35
ний49. Существует предположение, что Рузвельт был ознаком тавший в годы войны в секретариате В.М. Молотова, писал, что
лен с этим предложением50. все разговоры в Ливадийском дворце прослушивались и докла
дывались Сталину54. По мнению Бережкова, Сталин, получав
Стимсон во многом разделял озабоченность ученых относитель
ший по линии советской разведки регулярную информацию о
но перспектив гонки вооружений и их идею международного
прогрессе Манхэттенского проекта, уже тогда заключил, что Ва
контроля и обращения к Советскому Союзу. 15 марта 1945 г.
шингтон и Лондон держали работы над бомбой в секрете, и, оче
Стимсон сказал Рузвельту, что предстоит сделать выбор между, с
видно, считал, что они намереваются использовать это оружие в
одной стороны, политикой секретности и англо американской
качестве средства давления на Советский Союз55.
монополией и, с другой, политикой международного контроля,
основанной на свободном обмене научной информацией51. Руз Тем временем Сцилард продолжал активную борьбу за решение
вельт выразил согласие, и Стимсон остался доволен разговором, политических аспектов атомной проблемы. 12 марта 1945 г.
но президент никаких действий не предпринял. Это была послед Сцилард завершает подготовку меморандума президенту Руз
няя встреча между президентом и военным министром52. вельту «Атомные бомбы и послевоенная позиция Соединенных
Штатов в мире», в котором предупреждает, что выбор, стоящий
Рузвельт до своей смерти, наступившей 12 апреля, так и не при
перед американскими стратегами, предельно ясен: заключить с
нял определенного решения на этот счет. Находясь под непре
русскими соглашение о контроле над вооружениями либо побе
станным воздействием противоборствующих сил, Рузвельт явно
дить их в гонке ядерных вооружений. Сцилард считает, что через
колебался. Он все больше задумывался над тем, не стоит ли по
шесть лет Россия сможет накопить достаточное количество рас
ставить советского союзника в известность относительно завер
щепляющегося материала, чтобы изготовить атомные бомбы
шающихся в США работ над созданием атомного оружия.
небольшого размера, которые могут быть скрыты в американ
Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в ходе Ял ских городах для последующего применения. Хуже того, пишет
тинской конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г., он, «после настоящей войны можно предположить, что окажет
во время встречи Рузвельта с Черчиллем в Ливадийском дворце ся возможным сбросить атомные бомбы на города Соединенных
(где находилась резиденция американского президента) Руз Штатов с очень больших расстояний посредством доставки их
вельт спросил английского премьер министра: «Не настал ли ракетами». Он предупреждает об опасности превентивной вой
момент информировать Сталина о бомбе?» Черчилль ответил ны. «Такая война может возникнуть в результате опасения, что
отрицательно, добавив, что такое предложение его просто «шо другая сторона может нанести первый удар, и сколько ни про
кировало»53. Рузвельт не стал настаивать. В.М. Бережков, рабо явили бы доброй воли оба государства, ее было бы недостаточ
но, чтобы предотвратить войну, если допустить возникновение
такой взрывоопасной ситуации». Только всемирная система
49 Hewlett Richard G. and Anderson Oscar E., Jr. A History of the United States
контроля может предотвратить такую опасность, система, вклю
Atomic Energy Commission. The New World, 1939/1946. University Park, PA: The
чающая Великобританию и Советский Союз. Путем разбавле
Pennsylvania State University Press, 1962. Р. 333.
ния и «денатурирования» расщепляющегося урана и плутония
К сожалению, эта интересная и полезная идея не получила дальнейшего разви
тия, и в Уставе ООН нет положений о контроле над оружием массового уничто (т.е. превращения их в непригодные для военного использова
жения, а о разоружении вообще упоминается весьма лаконично. Речь в нем
ния ядерные материалы) мировые державы смогли бы развивать
идет лишь о «регулировании вооружений» и о «возможном разоружении»
мирное применение ядерной энергии, свободное от угрозы, что
(статьи 26 и 47).
50 Gard. P. 25.
ядерное топливо может быть переключено на производство ору
51 Stimson Henry L. & Bundy McGeorge. On Active Service in Peace and War. N.Y.:
Random House, 1947. P. 615–616.
52 Wyden. P. 128.
53 Public Records Office. L.; Library of Congress, Wash., D.C. Сhurchill to Eden on 54 Сам Бережков в Ялте не был, но этот факт подтвердил в беседе с автором один
March 15, 1945, Premier 3, Record No.139/6. Цит. по: Berezhkov. Origins of the из присутствовавших на конференции сотрудников советской делегации.
55 Berezhkov. Р. 12.
Cold War... Р. 12.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
36 37
жия56. Однако очень скоро стало ясно, что идея «денатурирова и рекомендовать соответствующие коррективы в методах кон
троля. По рекомендации технического комитета организация
ния» оказалась ошибочной.
определяла бы условия, на основании которых будет разрешать
В последний военный год, еще до появления ядерного оружия,
ся промышленная эксплуатация источников атомной энергии,
Сцилард демонстрирует удивительный дар предвидения, пред
при надлежащих гарантиях недопущения образования из актив
сказав характер развития событий в послевоенный период, в том
ных материалов взрывных устройств57.
числе и предстоящую гонку вооружений, и холодную войну с ее
Можно предполагать, что соображения Бора были учтены в
взаимным ядерным сдерживанием.
дальнейшем при подготовке американских планов международ
Сцилард и на этот раз сомневался, что Рузвельт обратит внима
ного контроля. А на более позднем этапе эти мысли нашли оп
ние на его меморандум, и решил вновь обратиться за помощью ределенное отражение и при разработке Устава МАГАТЭ и его
к Эйнштейну. Он подготовил проект сопроводительного пись системы гарантий58.
ма, которое тот и подписал 25 марта 1945 г. Одновременно Сци
Упорная и дальновидная деятельность Бора в пользу установле
лард устанавливает контакт с женой президента Э. Рузвельт.
ния международного контроля была активно поддержана В. Бу
В начале апреля она дает согласие встретиться с ученым в Нью
шем. 25 апреля 1945 г. он пишет специальному помощнику
Йорке 8 мая, но 12 апреля Рузвельт умирает, и к власти приходит
Г. Стимсона Х. Банди:
новый президент – Г. Трумэн.
«Несколько дней назад меня посетил д р Бор. Вы хорошо
В марте 1945 г. Бор направил Рузвельту еще один меморандум,
знаете, что в недалеком прошлом при посредстве судьи
однако он попал на стол В. Бушу уже после смерти президента.
Ф. Франкфуртера он имел беседу с президентом Рузвель
В нем датский ученый поднимал вопросы, идущие уже дальше
том о международных аспектах нашего специального
предложения о целесообразности информирования русских об
проекта [...]. Его заинтересованность в этой стороне дела
атомной бомбе. Он писал, что в скором времени будут найдены
целиком продиктована сильнейшим убеждением, что
способы,
продуманный подход к международной политике в свете
«упрощающие методы производства активных материа этой проблемы является абсолютно необходимым усло
лов и усиливающие их эффективность в такой степени, вием для благоприятного развития цивилизации, с чем я
что это позволит любому государству, располагающему совершенно согласен».
крупными промышленными ресурсами, овладеть силами
Буш предложил создать специальный комитет для обсуждения
разрушения, превышающими всякое воображение. Ввиду
послевоенных проблем, связанных с появлением атомного ору
этого человечество окажется перед опасностью беспреце
жия, на который следовало бы пригласить Бора выступить с из
дентных масштабов, если в должное время не смогут быть
ложением своих взглядов59.
приняты меры для упреждения гибельного соперничества
в создании мощных вооружений и установления между В тот же день – 25 апреля – Стимсон впервые после смерти Руз
народного контроля за производством и применением вельта знакомил нового президента с ходом работ над атомной
разрушительных материалов».
Ученый предлагал создать постоянный комитет экспертов при 57 Gowing. Niels Bohr. Р. 275–276.
международной организации по поддержанию безопасности, 58 И в дальнейшем датский ученый продолжал предпринимать усилия по сдер
который будет вести учет новых научно технических открытий живанию гонки ядерных вооружений: в 1948 г. он обращался со своими предло
жениями к государственному секретарю США Дж. Маршаллу, в июне 1950 г.
направил открытое письмо в ООН, а в 1956 г. еще одно открытое письмо Гене
ральному секретарю ООН Д. Хаммаршельду.
56 Lanouette. 59 U.S. NARA. Harrison–Bundy Files. Цит. по: Мальков. С. 49–50.
Р. 260.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
38 39
бомбой (судя по многим американским источникам, Трумэн, торое могло бы начать производство этого вида оружия
будучи вице президентом, не знал об этих работах60). Основной через несколько лет, – это Россия.
акцент в беседе с новым президентом он сделал на политических
[...] Мир, принимая во внимание уровень морали и уро
последствиях создания атомного оружия и на опасности в буду
вень технической оснащенности, в случае если развитие
щем распространения этого оружия. Стимсон представил Тру
пойдет по этому пути, окажется заложником атомной
мэну меморандум, в котором, в частности, писал:
бомбы. Другими словами, современная цивилизация мо
«[...] Абсолютно очевидно, что мы не в состоянии сохра жет быть полностью уничтожена.
нить за собой эти преимущества (т.е. обладание секретом
[...] В свете наших сегодняшних подходов к данному роду
атомной бомбы. – Р.Т.) на неопределенное время, так
оружия вопрос о совладении им с другими странами,
как:
включая и условия такого совладения, если вопрос будет
а) различные исходные данные, связанные с открытием решен положительно, становится главным вопросом на
секрета атомной бомбы и ее производством, хорошо изве шей внешней политики. Следует также принять во вни
стны многим исследователям во многих странах [...]. мание, что наша руководящая роль в войне и в производ
стве этого оружия налагает на нас определенные мораль
b) хотя производство бомбы существующими сейчас ме
ные обязательства, от которых мы не можем уклониться
тодами требует огромных научных и промышленных уси
без того, чтобы не взять на себя очень серьезную ответст
лий, а также сырьевых ресурсов, которые не являются не
венность за любые катастрофические последствия».
исчерпаемыми, но находятся в основном в руках США и
Соединенного Королевства, очень вероятно, что в буду С удивительным проникновением в характер возможных по
щем более легкие и дешевые методы производства будут следствий появления к тому времени еще даже не испытанного
найдены учеными вместе с открытием более распростра атомного оружия Стимсон писал об опасности его распростра
ненных материалов. В результате весьма вероятно, что в нения. Он также отлично отдавал себе отчет в том, что проверка
дальнейшем бомба может быть изготовлена и малыми соглашения о международном контроле над атомной энергией
странами и даже отдельными группами или в более корот создаст колоссальные проблемы. Военный министр в своем ме
кий срок большой страной. морандуме далее указывал:
[...] В результате можно предсказать, что в будущем мы «Ни одна из систем контроля, которая рассматривалась
придем к такому положению, когда атомная бомба может прежде, не может быть признана адекватной нынешней
быть изготовлена тайно и использована внезапно и эф ситуации и способной эффективно контролировать воз
фективно с огромной разрушительной мощью злоумыш никшую опасность. Как внутри любой страны, так и в
ленно настроенной страной или группой стран против межгосударственных отношениях установление контроля
ничего не подозревающей страны или группы стран, над этим оружием натолкнется на величайшие трудности
пусть даже более крупных по своей территории или по ма и потребует таких далеко идущих прав на инспекцию и
териальным ресурсам. С помощью атомного оружия даже внутренний контроль, о которых мы ранее никогда и не
очень сильная, но не ожидающая нападения страна мо помышляли»61.
жет быть захвачена буквально в считанные дни значи
Судя по записи беседы, сделанной присутствовавшим на ней
тельно меньшей страной. Единственное государство, ко
генералом Л. Гровсом, Трумэн, видимо, никак не реагировал на

60 Holloway David. Stalin & the Bomb. The Soviet Union and Atomic Energy.
61
1939–1956. New Haven and L.: Yale University Press, 1994. P.120; Hershberg. P. 222. Stimson & Bundy. P. 635–636.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
40 41
соображения, высказанные Стимсоном относительно между Состоявшийся 28 мая разговор носил остро полемический ха
рактер. Американский историк Уайден его описывает так:
народного контроля, но полностью поддержал атомный проект
и производимые на него расходы62. Президент, вместе с тем, Сцилард: Россия, так же как и США, скоро может стать
поручил министру создать Временный комитет (Interim атомной державой.
Committee) и возглавить его, возложив на комитет «функцию
Бирнс: По данным генерала Гровса, Россия не имеет ура
давать президенту советы по различным вопросам, возникаю
на.
щим в связи с нашим предстоящим очевидным успехом в разра
Сцилард: Россия располагает урановыми рудниками Че
ботке атомного оружия». Однако Временный комитет, просу
ществовавший до окончания войны, так и не занялся пробле хословакии. Стоит обдумать предложение об отказе ис
пытать бомбу, что создаст у русских впечатление, будто
мой международного контроля, сосредоточив свое внимание
работы не увенчались успехом.
главным образом на вопросах применения атомного оружия.
В него, помимо Г. Стимсона и заместителя председателя Бирнс: Это приведет к тому, что Конгресс откажется фи
Дж. Гаррисона (специального помощника министра и прези нансировать ядерные исследования, результаты должны
дента New York Life Insurance Company), вошли заместитель ми быть очевидны для всех. Россия осуществляет свою экс
нистра ВМФ Р. Бард, В. Буш, Дж. Конэнт, президент Масса пансию в Восточной Европе, включая родину Сциларда –
чусетского технологического института К. Комптон, Дж. Бирнс Венгрию, и в этих условиях демонстрация бомбы и аме
в качестве личного представителя президента и др. При комите риканской военной мощи сделает Советы более управля
емыми.
те была образована Научно техническая группа (Scientific
Panel) в составе Р. Оппенгеймера, Э. Лоуренса, А. Комптона и Сцилард: Манипуляции с бомбой испугают Россию, пре
Э. Ферми. Генерал Гровс в качестве советника присутствовал вратят ее в нашего антагониста.
на всех заседаниях комитета.
Бирнс: Бомба поможет вытеснить Россию из Венгрии.
Тем временем Л. Сцилард стал добиваться встречи с новым аме

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign