LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Между США и Россией имеется межправительственное согла их реакторы работают на обогащенном уране. Система гаран
тий МАГАТЭ (документ INFCIRC/153, пункт 14) предусмат
шение об утилизации каждым государством по 34 т оружейного
ривает определенные положения на этот счет, однако, воз
плутония. Стороны намерены переработать плутоний в МОКС
можно, придется эти положения усилить, чтобы полностью
топливо для последующего сжигания в энергетических реакто
закрыть какие либо лазейки для неразрешенного использова
рах. По договоренности между двумя странами и при содейст
ния ВОУ.
вии США на Урале сооружается хранилище для плутония, вы
свобождаемого из военной программы. В Великобритании пра
6. Особые меры контроля должны быть приняты в отношении
вительственной программы по утилизации оружейных и граж
ядерных научных центров и лабораторий, занимающихся в на
данских расщепляющихся материалов не имеется434. По всей
стоящее время конструированием и поддержанием боеготовно
видимости, и в двух других официально признанных ядерных
сти и надежности ядерного оружия (таких, как ВНИИЭФ,
государствах таких программ также нет.
ВНИИТФ, ВНИИ автоматики, Лос Аламосская лаборатория,
Ливерморская лаборатория, лаборатория Сандия, соответству
Кроме того, потребуются соответствующие меры контроля в от
ющие ядерные научные центры во Франции, Китае, Индии,
ношении высокообогащенного урана, как находящегося на хра
Пакистане, Израиле). Такие особые меры контроля потребуют
нении, так и используемого в атомных подводных лодках. Меж
ся и на предприятиях, производящих монтаж и демонтаж ядер
ду РФ и США, как указывалось, имеется соглашение о продаже
ных боезарядов. Необходимый международный контроль дол
Россией американцам 500 т ВОУ в разбавленном виде для снаб
жен быть установлен и в научно исследовательских центрах,
жения топливом АЭС.
связанных с созданием носителей ядерного оружия. Возможно,
5. Необходимо будет полностью реализовать существующую уже
и в данном случае нужно будет рассмотреть целесообразность
25 лет международную программу по замене высокообогащен
присутствия на подобных объектах вооруженного персонала
ного урана на низкообогащенный (т.е. ниже 20% по U 235) в ка
ООН.
честве загрузки исследовательских и экспериментальных реак
7. При производстве ядерного оружия используются многочис
торов (Reduced Enrichment for Research and Test Reactors –
ленные неядерные технологии, а также мощные обычные
RERTR). Около 350 таких действующих или остановленных ре
взрывчатые вещества. Именно поэтому государства, входящие в
акторов существуют в 58 странах435.
Группу ядерных поставщиков (ГЯП), в 1992 г. разработали меры
Потребует адекватного решения и проблема ядерного топлива
экспортного контроля и в этой области – Руководящие принци
для атомных подводных лодок и атомных двигателей граждан
пы для передачи имеющих отношение к ядерной деятельности
ских судов, в частности ледоколов, которые нашли широкое
оборудования, материалов, программного обеспечения и соот
применение в России. Атомные подлодки стратегического на
ветствующей технологии двойного использования и согласова
значения, т.е. несущие баллистические ракеты с ядерными
ли список такого оборудования, материалов и технологии
боеголовками, в условиях безъядерного мира будут ликвиди
(INFIRC/254/Rev.4/Part.2).
рованы или переоборудованы для разрешенных целей, но дру
В условиях мира, свободного от ядерного оружия, потребуется
гие субмарины, не имеющие носителей ядерного оружия, и,
введение контроля за некоторыми видами неядерной деятель
конечно, гражданские атомные суда сохранятся. Как правило,
ности, имеющей возможное отношение к разработке и созда
нию ядерного оружия как в ядерных, так и неядерных государст
вах. Научные сотрудники ВНИИТФ в рамках проекта МНТЦ
434
Chalmers and Walker. P. 152.
435
Bunn Matthew, Holdren John P., Wier Anthony. Securing Nuclear Weapons and «Технические проблемы обеспечения международной стабиль
Materials: Seven Steps for Immediate Action. Project for Managing the Atom. Belfer
ности в условиях безъядерного мира» предложили некоторые
Center for Science and International Affairs. John F. Kennedy School of Government.
методы контроля за неядерной деятельностью, в частности со
Harvard University. Cambridge, MA, May 2002.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
326 327
здание специального аналитического центра по контролю не участвуют США и Канада). Такой режим должен быть распрост
ранен и на другие государства мира. Следовало бы также обду
ядерных установок двойного использования, располагающего
мать целесообразность использования для контроля беспилот
правом проведения инспекций, и введение системы монито
ных самолетов.
ринга неядерных площадок и объектов, где возможна деятель
ность по разработке ядерного оружия436. Разумеется, каждое государство имело бы право пользоваться
национальными техническими средствами контроля, при этом
8. Должен быть введен в силу ДВЗЯИ, для чего необходима ра
должно быть гарантировано, что этим средствам контроля не
тификация Договора всеми 44 государствами, перечисленными
должно чиниться каких либо помех.
в Приложении 2 к договору, включая Соединенные Штаты, Ки
тай, Индию, Пакистан, Израиль, КНДР и другие государства437. 10. На соответствующем этапе, когда процесс ядерного разору
Контроль за соблюдением договора будет осуществляться, как жения достаточно продвинется, при Совете Безопасности ООН
это предусмотрено договором, Организацией по ДВЗЯИ, нахо целесообразно создать специальную комиссию или какой либо
дящейся, как и МАГАТЭ, в Вене, что позволит лучше координи другой соответствующий орган по обеспечению соблюдения
ровать деятельность обеих организаций в условиях решения всех соглашений по ядерному разоружению. Комиссия должна
проблемы ЗПРМ и принятия других мер, ведущих к созданию будет располагать по решению СБ весьма широкими полномо
безъядерного мира. чиями, в том числе правом иметь вооруженный персонал ООН
для соблюдения обязательств по ядерному разоружению, вклю
В развитие обязательств по этому договору необходимо будет за
чая обеспечение сохранности ядерных материалов, которые мо
крыть и ликвидировать под соответствующим международным
гут быть использованы для возобновления производства ядер
контролем существующие испытательные полигоны (Невад
ного оружия и других ядерных взрывных устройств, и обеспече
ский, Ново Земельский, Лобнорский, Похранский и Чагай
ния необратимости процесса разоружения438.
ский). При этом можно будет использовать опыт ликвидации
Семипалатинского полигона в Казахстане. Само собой разуме Определенный опыт создания подобных комиссий уже имеется
ется, что ко времени полной ликвидации ядерного оружия (комиссии Совета Безопасности по разоружению Ирака –
должны быть запрещены и так называемые «субкритические UNSCOM и UNMOVIC). Следует также использовать богатый
ядерные эксперименты», допускаемые по ДВЗЯИ. опыт миротворческих операций ООН с использованием воору
женных формирований, предоставляемых государствами чле
9. Для международного контроля в условиях безъядерного мира
нами ООН. Конечно, потребуется специальная подготовка та
следует использовать спутники слежения, для чего можно было
бы создать специальный координационный центр, в который
стекалась бы информация, поступающая с национальных спут 438Существует и идея создания ядерных сил ООН под эгидой Совета Безопас
ников. Следовало бы также рассмотреть целесообразность ис ности в качестве промежуточного шага к безъядерному миру, которую высказы
вали, в частности, председатель Российского Пагуошского комитета, ныне по
пользования Договора по открытому небу 1992 г., который уста
койный академик В.И. Гольданский (Известия. 1991, 8 ноября), Роджер Спид в
навливает режим открытого неба для проведения наблюдатель исследовании, выпущенном Стэнфордским университетом (Speed Roger.
ных полетов над территориями государств, входящих в Органи Р. 31–36), Комитет по международной безопасности и контролю над вооруже
зацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (в ней также ниями Национальной академии наук США (The Future of U.S. Nuclear Weapons
Policy. Р. 94–95). Мы не разделяем это предложение, полагая, что более целесо
образно идти непосредственно, но, разумеется, поэтапно, под надлежащим
международным контролем, к миру, свободному от ядерного оружия. Акад.
436 Рубаненко Н.Ф., Чернокун С.П. (ВНИИТФ). Неядерные признаки деятель Л.П. Феоктистов также отрицательно относился к идее создания международ
ности по разработке ядерного оружия. Доклад по проекту МНТЦ № 656, пред ных ядерных сил, справедливо считая, что эксплуатация такого сложного уст
ставленный на семинаре в Москве 12 июля 2002 г. ройства, как ядерный заряд, требует навыков, знаний, обновления таких зна
437 К настоящему времени (2002 г.) из этих 44 государств только 31, включая ний. В результате оружие может остаться принадлежностью некоторых стран, и
даже одной страны (Феоктистов. С. 192–194).
Россию, Великобританию и Францию, ратифицировало ДВЗЯИ.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
328 329
ких формирований для осуществления тех специфических первоначальных постоянных членов, которые являются и офи
функций, которые будут возложены на них для обеспечения циально признанными государствами, обладающими ядерным
контроля за ликвидацией ядерного оружия. оружием. При этом, в случае расширения состава Совета и
включения в него дополнительных постоянных членов, нынеш
Для того чтобы Совет Безопасности ООН мог эффективно вы
ние постоянные члены взяли бы на себя торжественное обяза
полнять свою роль высшего международного органа по контро
тельство применять его лишь в тех исключительных случаях, ко
лю за осуществлением ядерного разоружения и по обеспечению
торые могли бы привести к катастрофическим последствиям для
необратимости разоруженческого процесса, необходимо суще
человечества. Новые постоянные члены, по всей вероятности,
ственно повысить его авторитет и придать ему более представи
потребуют уравнения в правах с уже существующими, и этот во
тельный характер. Эффективность деятельности и авторитет
прос должен быть всесторонне рассмотрен. Но, учитывая ту
ность Совета во многом будет зависеть от согласованности дей
роль, которую продолжают играть в сегодняшнем мире те пять
ствий его нынешних постоянных членов, в первую очередь Со
держав, которые изначально стали обладателями права вето и
единенных Штатов, России и Китая, так как очевидно, что без
являются официально признанными ядерными державами,
согласия между ними никакое ядерное разоружение вообще не
больше доводов в пользу того, чтобы этим правом располагали
может быть осуществлено. Хотелось бы надеяться, что новые
только нынешние постоянные члены.
глобальные вызовы безопасности, такие, как угроза терроризма
с использованием оружия массового уничтожения и опасность В обстановке, когда Соединенные Штаты предпочитают в дан
распространения такого оружия, дадут новый импульс усилиям ный исторический момент больше полагаться на свои односто
государств в направлении принятия коллективных мер по под ронние действия по поддержанию безопасности, иногда созда
держанию международного мира и безопасности через Органи вая на одноразовой основе коалиции государств в этих целях,
зацию Объединенных Наций. ООН переживает не лучшие времена. Но вряд ли кто либо возь
мется оспаривать тот факт, что всемирная организация основа
Что касается придания Совету более представительного характе
на на единственно возможном принципе в мире, базирующем
ра, то давно назрел вопрос о расширении его членского состава.
ся на существовании суверенных наций государств, – на согла
Необходимо, прежде всего, увеличить число его постоянных чле
сии и коллективных действиях основных государств, без кото
нов. По нашему мнению, целесообразно ввести в состав Совета
рых поддержание международного мира и безопасности просто
Безопасности в качестве постоянных членов пять государств –
невозможно. Не стоит забывать, что этот подход был предложен
Германию, Японию, Индию, одну страну Африки и одно государ
ство Латинской Америки. Для большей представительности сле при создании ООН во время Второй мировой войны Ф. Руз
дует также расширить количество избираемых членов Совета с 10 вельтом при полной поддержке И.В. Сталина и У. Черчилля.
до 15. Таким образом состав Совета Безопасности имел бы 25 чле Поэтому представляется очевидным, что когда дело дойдет до
нов, что адекватнее отражало бы общий членский состав ООН, ядерного разоружения, этот принцип будет полностью востре
который насчитывает сейчас 191 государство439. бован.
Что касается права вето постоянных членов Совета Безопаснос Образование международного механизма обеспечения ядерного
ти, то, на наш взгляд, следовало бы сохранить его только для разоружения на сегодняшний день, разумеется, не является са
мым насущным вопросом. Прежде всего необходима коллектив
ная воля для того, чтобы начать и завершить путь радикальных
439Международное агентство по атомной энергии, которое также должно будет ядерных сокращений. Но к созданию такого механизма необхо
играть значительную роль в осуществлении контроля за ядерной деятельностью
димо исподволь готовиться.
государств в процессе разоружения, в 1999 г. приняло решение о расширении со
става Совета управляющих с 35 до 43 членов (при общем числе членов 134 и пред
11. Нельзя исключать, что по мере сокращения ядерных арсена
стоящем, в связи с решениями сессии МАГАТЭ 2002 г., расширении до 137). Ис
лов фактор ядерных вооружений, уменьшающихся в своих коли
полнительный совет Организации по ДВЗЯИ будет насчитывать 51 члена.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
330 331
чествах в процессе движения к безъядерному миру, мог бы при акты, предусматривающие создание мира, свободного от ядер
обрести большее значение в качестве средства решения военны ного оружия, должны будут также содержать необходимые по
ложения, обеспечивающие постоянное поддержание во всем ми
ми средствами конфликтов и противоречий между государства
ми. С учетом этого следовало бы рассмотреть целесообразность ре режима ядерного нераспространения.
создания всемирной системы противоракетной обороны при на
В частности, в целях предотвращения ядерного терроризма нуж
учно техническом сотрудничестве государств, располагающих
но будет создать глобальный режим физической защиты и обес
соответствующими технологиями, прежде всего США и России.
печения надежной сохранности ядерных материалов, которые
Подобная всемирная система ПРО, на наш взгляд, тоже должна
будут использоваться в мирных целях, для чего потребуется зна
быть создана под эгидой Совета Безопасности ООН.
чительно укрепить действующую Конвенцию о физической за
12. Соблюдению условий безъядерного мира содействовало бы щите ядерного материала 1980 г. и разрабатываемую новую, уси
широкое использование общественного контроля. Пагуошские ленную конвенцию о физической защите ядерного материала и
конференции по науке и мировым проблемам (Pugwash ядерных установок, придать им универсальный характер, вклю
Conferences on Science and World Affairs) уже не один год высту чая положения об обязательности норм физзащиты для всех го
пают за такой общественный контроль. На сегодняшний день сударств, причем не только при международных перевозках, но
достижение некоторого успеха приходится в основном на долю и при перемещениях и хранении внутри страны.
неправительственных экологических организаций, прилагаю
14. Ядерное разоружение в своей совокупности (проведение пе
щих усилия по защите окружающей среды, но и они сталкива
реговоров, разработка и осуществление контроля, функциони
ются с трудностями в ряде стран, не исключая и Россию440.
рование международного контрольного механизма, ликвидация
Однако в условиях мира, свободного от ядерного оружия, многие или переоборудование оружия и средств его доставки, расходы
«секреты» станут пережитком прошлого, сохранится только задача на переподготовку и социально экономическое обустройство
обеспечения нераспространения ядерных знаний, технологий и высвобождающегося военного персонала, восстановление эко
материалов, которые могли бы стать объектом интереса со стороны логически загрязненной окружающей среды и т.п.) будет до
террористов или иных злоумышленников. Поэтому появятся ши вольно дорогостоящим процессом, и тем, кому придется иметь
рокие возможности для вовлечения общественных организаций и дело с решением этой проблемы, придется все это учитывать. Не
отдельных граждан в поддержание статуса безъядерного мира. подлежит, однако, сомнению, что такие расходы не идут ни в ка
кое сравнение с тем ущербом, который может быть нанесен при
13. Осуществление ядерного разоружения отнюдь не снимало
менением ядерного оружия даже в ограниченном размере, и
бы задачу поддержания и укрепления универсального режима
объемами тех средств, которые тратятся на ядерные, ракетные и
ядерного нераспространения, поскольку даже в случае ликвида
другие вооружения.
ции всего без исключения ядерного оружия оставались бы ядер
ные материалы, используемые для мирных задач, таких, как В подтверждение приведем только некоторые данные, лежащие
атомная энергетика, но которые могли бы быть при соответству на поверхности. Один индийский специалист подсчитал, что
ющей переработке приспособлены и для запрещенных целей. применение 15 килотонной ядерной бомбы против Мумбая
Сохранялись бы также технологии и оставались бы специалис (Бомбея) приведет к единовременной гибели от 200 до 800 тыс.
ты – носители знаний в области конструирования и изготовле человек441. Общие военные расходы в мире составляют порядка
ния ядерного оружия. Поэтому любые международно правовые

441Ramana M.V. Bombing Bombay? Effects of Nuclear Weapons and a Case Study of
440 См. основательную обзорную статью на тему общественного контроля: Meier a Hypothetical Explosion. Security Study Program. Center for International Studies.
Oliver and Tenner Clare. Non governmental monitoring of international agreements. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology. (httr://www.fas.org/nuke/
In: VERTIC Yearbook 2001. L.: VERTIC, 2001. P. 207–227. guide/india/target/primer/bombay.pdf).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
332 333
800 млрд долл. Между тем МАГАТЭ расходует на гарантии всего Как представляется, Россия могла бы проявить инициативу в
этом отношении, высказавшись за то, чтобы совместить рассмо
лишь менее 90 млн долл. в год, включая и внебюджетные средст
трение проблемы ядерного разоружения с одним из ближайших
ва. Конечно, восстановление окружающей среды от последствий
саммитов «Большой восьмерки» по текущим международным
производства ядерного оружия потребует колоссальных расходов
политическим и экономическим вопросам.
(в 1995 г. Генеральное счетное управление США подсчитало, что
только для Соединенных Штатов это обойдется в 300 млрд, а воз Мы отдаем себе отчет в том, что некоторые из положений, кото
можно, и в один триллион долл.), но эти расходы так или иначе рые высказаны в этом исследовании, неизбежно носят предпо
понадобятся, поскольку восстановление окружающей среды не ложительный характер и время будет постоянно вносить кор
обходимо даже и без соглашений о разоружении442. рективы в те представления о путях достижения сокращения и
ликвидации ядерных вооружений, которые на сегодняшний
15. Совместное заявление ядерных держав об их намерении от день в общих чертах могут выглядеть логичными. Очевидно и то,
казаться от ядерного сдерживания и об их твердой привержен что в данном исследовании мы не смогли охватить все вопросы,
ности полной ликвидации ядерного оружия не в качестве какой которые возникают в связи с ликвидацией ядерного оружия. Од
то отдаленной цели, что они беспрестанно акцентируют в своих нако, на наш взгляд, важно и даже необходимо попытаться со
индивидуальных или коллективных декларациях и даже в юри ставить хотя бы самое общее представление о том, как на сего
дически обязывающих соглашениях (в частности, в ДНЯО), а в дняшний день могли бы выглядеть контуры мира, в котором не
качестве практически разрешимой задачи, уже само по себе яви было бы ядерного оружия. Это нужно сделать прежде всего для
того, чтобы яснее видеть, каким должен быть международный
лось бы принципиально новым фактором для начала процесса
контроль, обеспечивающий соблюдение мира и безопасности в
реализации цели создания мира, свободного от ядерного ору
условиях отсутствия ядерного оружия и продолжающегося раз
жия. Для этого следовало бы провести специальный саммит пя
вития мирного использования атомной энергии и в каком на
ти ядерных держав (другой вариант – «Большой восьмерки») и
правлении следовало бы дальше вести работу над созданием и
пригласить на него представителей Индии, Пакистана, Израиля
установлением такого контроля.
и некоторых других государств (в частности, Германии и Япо
нии), а также в качестве наблюдателей – Генерального секрета
ря ООН и Генерального директора МАГАТЭ.
На такой встрече следовало бы определить порядок подготовки
всех необходимых юридических документов, требуемых для вы
работки условий и путей построения мира, свободного от ядер
ного оружия, и образовать соответствующие группы правитель
ственных и технических экспертов. Было бы важно привлечь к
этой работе в той или иной форме и представителей междуна
родных и национальных неправительственных организаций,
которые уже в течение многих лет исследуют данную проблему и
выработали немало практических предложений на этот счет.


442
Полезную работу на эту тему опубликовал в 2002 г. Институт ООН по иссле
дованию проблем разоружения (UNIDIR): Willett Susan. Costs of Disarmament –
Rethinking the Price Tag: A Methodological Inquiry into the Costs and Benefits of
Arms Control (UNIDIR/2002/5).
Заключение 335
ватного ответа, а также рост опасности международного терро
ризма, что в особо трагической форме проявилось в сентябре
2001 г. во время нападения на Всемирный торговый центр в
Нью Йорке. Соединенные Штаты, первыми ставшие обладате
лями ядерного оружия, первыми же испытали на себе иллюзор
ность того, что ядерное оружие действительно может служить
надежным средством сдерживания против нападения на страну
международных террористов или каких либо других сил.
Заключение
Другим существенным обстоятельством, заставляющим всерьез
задуматься о тщетности расчета на всесильность ядерного ору
жия как средства обеспечения безопасности, является угроза ис
пользования ядерных материалов, накопленных в огромных ко
События, развивающиеся в мире в конце ХХ – начале XXI в., со
личествах во многих государствах за более чем пятидесятилет
здают благоприятные условия для пересмотра роли ядерного фак
нюю историю атомной эры, в качестве «грязной бомбы» – ра
тора в быстро меняющейся международной обстановке, для даль
диологического оружия, опасность нападений на атомные элек
нейшего наращивания усилий по продвижению к миру, свобод
тростанции и даже возможность создания террористами прими
ному от ядерного оружия, и – соответственно – к поступательно
тивного ядерного взрывного устройства для осуществления сво
му воплощению в жизнь концепции и практики международного
их преступных целей. Угроза ядерного терроризма – еще один
контроля над атомной энергией.
весомый аргумент в пользу полного отказа от ядерного оружия.
Прежде всего, это окончание многолетнего идеологического и
В настоящем исследовании мы попытались показать, что хотя
политического противостояния между Соединенными Штатами
первоначальные обсуждения в 1940 х гг. концепции установле
и Советским Союзом/Россией и их союзниками, завершение
ния международного контроля над атомной энергией успеха не
холодной войны и усиливающаяся тенденция к всесторонней
имели по ряду объективных и субъективных причин, о чем, ко
интеграции государств в мировом сообществе наций в интересах
нечно, сейчас можно только сожалеть, сама она в принципе бы
ускорения социально экономического прогресса человечества.
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Шта ла здравой и в целом рациональной. Более того, за многие деся
тами о сокращении стратегических наступательных потенциа тилетия, что прошли с тех пор, по ряду направлений ограниче
лов от 24 мая 2002 г. формально закрепил факт окончания хо ния ядерных вооружений некоторые из обсуждавшихся тогда
лодной войны и положил начало процессу построения новых принципов и методов контроля были реализованы на междуна
стратегических отношений между державами, а также в более родном или двустороннем (СССР/Россия – США) уровне. Уси
широком международном контексте, включая перспективу от лиями правительств и их экспертов в ходе переговоров были со
каза от военных доктрин, построенных на принципе ядерного гласованы и многие другие способы и процедуры международ
сдерживания, и возможность ускорения движения к миру, сво ного контроля. Немалую роль в проведении исследований и осу
бодному от ядерного оружия. ществлении разработок в данной сфере играли и играют много
численные международные и национальные неправительствен
Еще одним фактором, подталкивающим к форсированию со
ные организации. Культура транспарентности и контроля до
кращения ядерных вооружений, укреплению международного
статочно глубоко проникла в ткань международного общения, и
режима ядерного нераспространения и усилению ядерной безо
этот процесс продолжает неуклонно развиваться. Тем самым со
пасности, является возникновение в последнее время новых уг
здана солидная база для продолжения и наращивания усилий в
роз и вызовов мирному существованию человечества, на кото
этой области.
рые обладание ядерным оружием не дает и не может дать адек
Международный контроль над атомной энергией Заключение
336 337
Многолетний опыт показывает, что сложность разработки мер оружения. Ядерные амбиции – этого исключать нельзя – могут
контроля говорит в пользу заблаговременной подготовки предло лелеять и некоторые другие государства, например Иран.
жений о методах и процедурах контроля, не дожидаясь того, ког Из общения с представителями перечисленных выше стран и
да правительства будут готовы приступить к переговорам и согла независимыми экспертами складывается убеждение, что в усло
сованию международных договоренностей о сокращении или виях наличия между ними многочисленных территориальных,
уничтожении тех или иных видов ядерных вооружений. Неподго этнических и религиозных конфликтов отношение к роли ядер
товленность к этому может оказаться причиной последующих ос ного оружия как средства решения таких споров в этих регионах
ложнений и даже негативных последствий для той или иной сто может быть иным, чем то, которое выработалось между государ
роны соглашения. Контроль неизбежно затрагивает интересы на ствами, обладающими ядерным оружием, на протяжении мно
циональной безопасности, и ее обеспечение требует кропотливой гих десятилетий. Кроме того, в данных регионах могут преобла
работы над изысканием таких способов контроля, которые, со дать и другие представления о ценности человеческой жизни. Да
здавая уверенность в выполнении соглашений их участниками, в и опыта общения с ядерным оружием, разработки ядерных док
то же время не наносили бы ущерба интересам государств. трин и понимания всех сложностей и тонкостей ядерного фак
тора и многих технических аспектов, относящихся к ядерному
Многое в развитии концепции международного контроля над
оружию, в этих странах гораздо меньше, чем там, где с этим ору
атомной энергией и в ее реализации на практике будет зависеть
жием политические, военные и научные руководители, а также
от политической обстановки, которая будет складываться в ми
многочисленные независимые эксперты имеют дело в течение
ре, а также и от вовлеченности в этот процесс широкой между
многих лет и где за эти годы они научились преодолевать кри
народной общественности. Международный контроль – это
прежде всего активная готовность к коллективным действиям, зисные ситуации, – а их было немало, – не обращаясь к реаль
ной угрозе применения ядерного оружия.
что по самой природе вещей должно исключать какие либо од
носторонние шаги, тем более в такой критической области с По мере более глубокого постижения сущности атомного ору
точки зрения обеспечения национальной безопасности, как жия на протяжении последних десятилетий, а также его места и
ядерные вооружения. Только время покажет, пойдут ли на это роли в человеческом обществе все больше людей начинают по
вообще, и если да, то как скоро крупные державы, прежде всего нимать, что провидческая идея Н. Бора, высказанная еще в пер

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign