LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 25
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• контроль должен быть всеобъемлющим, глобальным и
рождение интереса к концепции всеобщего международного
охватывать все страны и территории мира;
контроля над атомной энергией. Появляется все больше публи
• контроль должен распространяться на все звенья атом
каций, докладов независимых международных комиссий, заяв
ного топливного цикла, начиная с добычи сырья и
лений бывших военных и дипломатов, ученых и политических
вплоть до утилизации отработанных ядерных материа
деятелей в пользу возобновления работы по продвижению идеи
лов;
мира, свободного от ядерного оружия. И, пожалуй, ни в одном из
• контроль должен быть подлинно международным, что предложений о ликвидации ядерных арсеналов не высказывает
бы в его осуществлении участвовали все государства, и ся сомнения в том, что достижение этой цели возможно только
непременно государства, обладающие ядерным оружи на основе установления международного контроля над атомной
ем или имеющие технико производственные возмож энергией. Из этих заявлений, исследований и разработок по
ности для его изготовления; международному контролю и ядерному разоружению можно бы
ло бы выделить (в хронологическом порядке) следующие:
• создание некоторых атомных предприятий, например
по обогащению урана и выделению плутония, может • A Nuclear Weapon Free World. Desirable? Feasible?
иметь место только с согласия международного кон Pugwash Monograph. Ed. by Joseph Rotblat, Jack
трольного органа и с санкции Совета Безопасности Steinberger and Bhalchandra Udgaonkar. Executive Editor
ООН; Frank Blackaby. Boulder – San Franciscо – Oxford:
Westview Press, 1993, 280 рр. Имеется русское издание:
• контроль на наиболее чувствительных ядерных объек
Мир без ядерного оружия: насколько он желателен и
тах при необходимости должен обеспечиваться присут
осуществим?/Редакторы Дж. Ротблат, Дж. Стейнбер
ствием международного вооруженного персонала
гер, Б. Удгаонкар. Исп. редактор Ф. Блэкэби. Ред. рус
ООН;
ского издания О. Прилуцкий и С. Родионов. М.: Рос
• контроль должен быть построен таким образом, чтобы
сийский Пагуошский комитет, 1994. 218 с. (В 1996 г.
не допускать дальнейшего распространения знаний и
вышло в свет 2 е перераб. и доп. издание).
технологий, могущих способствовать возобновлению
• Спид Роджер. Международный контроль над ядерным
производства ядерного оружия и использованию ядер
оружием (Speed Roger D.. The International Control of
ных материалов во вред человечеству, особенно в тер
Nuclear Weapons. Center for International Security and
рористических целях;
Arms Control. Stanford University, June 1994. 59 pp.).
• контроль не должен препятствовать использованию
• Тимербаев Роланд. Перспективы установления между
атомной энергии в мирных целях на благо социально
народного контроля над атомной энергией: взгляд из
экономического прогресса; при этом должна быть пол
России (Timerbaev Roland. Prospects for International
ностью исключена возможность переключения ядер
Control of Nuclear Energy: A Russian Perspective. In:
ных материалов и технологий на недозволенные цели;
Kernwaffenverbreitung und Internationaler Systemwandel.
• контроль должен вводиться постепенно, поэтапно, по
Joachim Krause (Hrsg.). Baden Baden. Deutschland:
мере достижения договоренностей о все более глубоких
NOMOS Verlagsgesellschaft, 1994. P. 477–484).
сокращениях ядерных вооружений – вплоть до полной
контролируемой ликвидации всех видов ядерного ору • Доклад Канберрской комиссии об уничтожении ядер
ного оружия (Report of the Canberra Commission on the
жия.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
314 315
Elimination of Nuclear Weapons. Canberra. Australia: зы применения ядерного оружия и его уничтожения
National Capital Printers, August 1996. 120 pp.). (Security and Survival. The Case for a Nuclear Weapons
Convention. The Model Convention on the Prohibition of
• Заявление 61 отставных генералов и адмиралов из 17
the Development, Testing, Production, Stockpiling,
стран в пользу создания мира, свободного от ядерного
Transfer, Use and Threat of Use of Nuclear Weapons and
оружия от 5 декабря 1996 г. (Statement on Nuclear
Their Elimination. International Association of Lawyers
Weapons by International Generals and Admirals. Arms
Control Today, November/December 1996. P. 14–15 and Against Nuclear Arms, International Network of Engineers
and Scientists Against Proliferation, International
18)423.
Physicians for the Prevention of Nuclear War. Cambridge,
• Будущее политики США по ядерному оружию (The
MA: IPPNW, 1999).
Future of U.S. Nuclear Weapons Policy. Committee on
International Security and Arms Control. National • Мартин Дэвид и Рокар Мишель. Угроза ядерного ору
Academy of Sciences. Wash. – D.C.: National Academy жия не должна оставаться вечной (Martin David et
Press, 1997. 110 pp.). Rocard Michel. La menace des armes nucleaires ne dois pas
etre eternelle. Politique Etrangere, № 1, Printemps 2000.
• Ядерное оружие. Путь к нулю (Nuclear Weapons. The
P. 213–223).
Road to Zero. A Pugwash Monograph. Ed. by Joseph
Rotblat. Executive Editor Frank Blackaby. Boulder – • Шелл Джонатан. Безрассудство контроля над вооруже
Oxford: Westview Press, 1998. 331 рр. ниями (Schell Johnathan. The Folly of Arms Control.
Foreign Affairs, September/October 2000. P. 22–46)424.
• Шапер Аннет и Франк Катя. Мир, свободный от ядер
ного оружия, – поддается ли он верификации? (Schaper
• Глобальное уничтожение ядерного оружия. (Global
Annette and Frank Katja. A Nuclear Weapon Free World –
Elimination of Nuclear Weapons. Martin B. Kalinowski
Can It be Verified? Peace Research Institute Frankfurt.
(ed.). Baden Baden: NOMOS Verlagsgesellschaft, 2000.
PRIF Reports No. 53, November 1999. 76 pp.).
278 pp.).
• Перед лицом ядерной угрозы. План действий для 21 го
• Ядерное разоружение. Препятствия к запрещению
века. Доклад Токийского форума по ядерному нерас
ядерного оружия (Nuclear Disarmament. Obstacles to
пространению и разоружению (Facing Nuclear Dangers:
Banishing the Bomb. Josef Goldblat. (Ed.). L. and N.Y.: I.B.
An Action Plan for the 21st Century. The Report of the
Tauris & Co Ltd Publishers, 2000. 269 pp.).
Tokyo Forum for Nuclear Non Proliferation and
Disarmament. Tokyo, Japan: Institute of International • Орлов В.А., Тимербаев Р.М., Хлопков А.В. Проблемы
Affairs and Hiroshima Peace Institute, 1999. 68 pp.). ядерного нераспространения в российско американ
ских отношениях. История, возможности и перспекти
• Феоктистов Л.П. Оружие, которое себя исчерпало. М.:
Российский комитет ВМПЯВ, 1999. 248 с.
• Безопасность и выживание. Доводы в пользу заключе 424Статья Дж. Шелла, написанная с позиции аболициониста (так в западной
ния Конвенции о запрещении ядерного оружия. Типо литературе часто называют сторонников упразднения, уничтожения ядерного
оружия), вызвала несправедливо критическую, на наш взгляд, реакцию амери
вая конвенция о запрещении разработки, испытания,
канского журнала Arms Control Today, который в октябрьском номере за 2000 г.
производства, хранения, передачи, применения и угро обвинил автора в том, что он будто бы осуждает политику контроля над воору
жениями (р. 2). Внимательный и беспристрастный читатель заметит, что Шелл,
горячо и аргументированно выступая за ядерное разоружение, как раз в уста
423 От России заявление было подписано восемнадцатью отставными генерала новлении контроля над ядерными вооружениями видит путь к поэтапному до
ми и адмиралами, среди которых были А.И. Лебедь и Б.В. Громов. стижению мира, свободного от ядерного оружия.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
316 317
вы дальнейшего взаимодействия. М.: ПИР Центр по Аналогичное решение – и также на основе консенсуса – было
принято на Конференции по ДНЯО 2000 г. (так называемые
литических исследований, 2001. 328 с.
«13 шагов»).
• Шелл Джонатан, Форсберг Рэндалл и Кортрайт Дэвид.
Положить конец ядерной опасности: срочный призыв Следовало бы подчеркнуть, что в последние годы актуальность и
(Schell Jonathan, Forsberg Randall and Cortright David. неотложность проблемы ядерного разоружения еще больше воз
End the Nuclear Danger: an Urgent Call. Disarmament росла. Если в результате окончания холодной войны наметились
Diplomacy. July/August 2002. P. 49). определенно позитивные изменения в продвижении решения
этой проблемы, так сказать, в трансатлантическо евроазиатском
Поскольку настоящее исследование посвящено проблемам
пространстве, что выразилось, в частности, в заключении между
международного контроля над атомной энергией, мы намеренно
РФ и США в мае 2002 г. Договора о СНП, то параллельно с этим
не затрагиваем здесь такие вопросы, как, например, стоит ли
в Азии гонка ядерных вооружений, наоборот, все больше начина
вообще добиваться ядерного разоружения, какие временные
ет набирать силу. Причем если во времена холодной войны мир
рамки могут потребоваться для достижения этой цели, следует
имел дело с биполярным соревнованием между державами с бо
ли и дальше полагаться на ядерное сдерживание в качестве
лее или менее сравнимыми ядерными потенциалами, то здесь,
средства поддержания мира и обеспечения безопасности и т.д.
в Азии, налицо неравносторонний ядерный треугольник, да к то
По этим вопросам уже долгие годы не утихают споры между
му же еще с двумя очевидными асимметриями (Китай–Индия и
сторонниками и противниками ядерного оружия и ядерного
Индия–Пакистан), с собственными амбициями, территориаль
сдерживания, существует огромное количество литературы.
ными притязаниями, разными и даже диаметрально противопо
При этом важно, что число сторонников ядерного разоружения ложными менталитетами и резко выраженными понятиями о
неуклонно растет. престиже и международном статусе. Найти какой то способ ядер
ного урегулирования и примирения в этом случае будет намного
Ведь в принципиальном плане вопрос о необходимости ядерно
сложнее. Нельзя исключать и того, что треугольник может пре
го разоружения сомнений у подавляющего большинства челове
вратиться в ядерный четырехугольник (плюс Япония). В этих ус
чества сомнений не вызывает. На этот счет имеются решения
ловиях путь универсального и прямого (но, разумеется, поэтапно
ООН и других международных форумов, и даже международные
го) ядерного разоружения более соответствует реалиям геополи
обязательства, в частности такой важный международно право
тической обстановки как в данном регионе, так и в мире в целом.
вой инструмент, как Договор о нераспространении ядерного
оружия. На конференции участников этого договора, состояв При оценке перспектив роли ядерного фактора в будущем целе
шейся в 1995 г., где этот договор был продлен бессрочно, в каче сообразно учитывать взгляды многих военных стратегов относи
стве политического условия такого продления была на основе тельно того, что война в ее прежнем понимании с точки зрения
консенсуса подтверждена необходимость использования традиционного оружия, в том числе ядерного
(если его считать таковым), исторически себя изживает. Даль
«решительного продолжения всеми ядерными государст
нейшее широкомасштабное применение современного оружия
вами систематических и последовательных усилий для
вело бы к глобальной катастрофе, гибели цивилизации и среды
сокращения ядерного оружия на глобальном уровне с ко
обитания человечества. Мир, очевидно, вступает в эпоху таких
нечной целью ликвидации этого оружия, а также всеми
войн, где основную роль будет играть качественно новое оружие
государствами – усилий по достижению всеобщего и пол
следующих поколений, основанное на новейших информаци
ного разоружения под строгим и эффективным междуна
онных технологиях (высокоточное оружие, новые виды оружия
родным контролем»425.
на базе нанотехнологий, радиоэлектронное подавление, инфор
мационно психологическое и другие виды «несмертельного»
оружия, проведение специальных операций и т.д.).
425 NPT/CONF.1995/32 (Part I).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
318 319
С учетом сказанного выше представляется своевременным уже В этих условиях можно, очевидно, с достаточной долей уверенно
сти говорить о том, что тот конкретный единый план международ
на данном этапе прогностически подойти к вопросу о движении
ного контроля с единым органом, который обсуждался в Комис
к миру, свободному от ядерного оружия, и попытаться дать от
сии ООН по атомной энергии в 1940 е гг., к сегодняшней обста
вет на вопрос: каким мог бы быть такой мир с точки зрения его
новке и тем более в расчете на дальнейшее развитие событий в
построения, а также безопасного и надежного поддержания по
атомной сфере неприменим, и ныне следует рассматривать целе
средством адекватного международного контроля?
сообразность образования многофигурного механизма обеспече
Следует в первую очередь отдавать отчет в том – с учетом разви ния надежно контролируемого ядерного разоружения и поддер
тия военного и мирного атома, которое произошло со времени жания мира, свободного от ядерного оружия, но непременно на
появления первых планов международного контроля над атом ходящегося под единым надзором, контролем Совета Безопасно
ной энергией в 1940 х гг., – что мы имеем сегодня дело с гигант сти ООН как органа, несущего по Уставу «главную ответствен
ски разросшейся атомной инфраструктурой, охватившей десят ность за поддержание международного мира и безопасности» (на
ки государств (в списке стран, занимающихся «значительной пример, в виде какого то специального органа Совета Безопасно
ядерной деятельностью», который ведется Международным сти, о котором мы скажем ниже). Такой универсальный механизм
или комплекс мер международного контроля, который охватывал
агентством по атомной энергии, числится 70 государств426, и
бы все государства, мог бы состоять из следующих компонентов:
число их, несомненно, будет увеличиваться.
1. Для государств участников ДНЯО, не обладающих ядерным
Если в 1946 г., в период выдвижения американского «плана Ба
оружием, в качестве базовой действовала бы уже существующая
руха», лишь США имели ядерное оружие, да и то в количестве
система гарантий МАГАТЭ, основывающаяся на известном до
нескольких единиц427, то, по данным Bulletin of the Atomic
кументе INFCIRC/153, которая накопила более чем 30 летний
Scientists, только у пяти официально признаваемых ядерных дер
опыт достаточно успешного функционирования. Дополнитель
жав в 2000 г. насчитывалось 31 500 боезарядов428. В 1946 г. не бы
ный протокол 1997 г. (INFCIRC/540), позволяющий контроли
ло ни одной АЭС, и у США имелось лишь несколько промыш
ровать и необъявленную ядерную деятельность, должен будет
ленных реакторов для наработки оружейного плутония и заво
стать обязательной составной частью и нормой контроля в не
дов по обогащению урана. В настоящее же время в мире нахо
ядерных странах.
дятся в эксплуатации почти 440 энергоблоков, не считая многих
Но и этого, по всей видимости, будет недостаточно для обеспе
других атомных объектов – заводов по обогащению урана, изго
чения надлежащего контроля в условиях безъядерного мира.
товлению ядерного топлива, переработке облученного ядерного
Поэтому необходимо будет разработать некоторые дополни
топлива, хранилищ топлива и радиоактивных отходов, исследо
тельные меры, в частности для исключения возможности ис
вательских реакторов и т.д.
пользования в недозволенных целях накопленных запасов граж
данского (энергетического) плутония, который, как уже было
426 Док. МАГАТЭ GC(46)/2. С. 140. давно доказано, тоже может быть использован промышленно
427 В июне 1946 г. американские запасы атомных бомб составляли 9 единиц ти
развитыми странами для изготовления ядерного оружия. Суще
па Толстяк с плутониевой начинкой, но из за отсутствия нейтронных источни
ствует, в частности, лазерный метод обогащения энергетическо
ков только две из них могли быть приведены в состояние оперативной готовно
го плутония, с помощью которого можно превратить получае
сти. Через год – в 1947 г. – боезапас насчитывал 13 бомб (по другим данным
меньше). Но в конце 1949 г. США имели уже около 200 бомб (Rhodes Richard. мый на водо водяных реакторах плутоний в более пригодный
The Making of the Atomic Bomb. N.Y.: Simon & Schuster, 1986. P. 765, 769).
для использования в оружии.
428 The Bulletin of the Atomic Scientists. March April 2000. По данным этого журна
ла, всего за 55 лет атомной эры было произведено 128 060 ядерных боеприпасов:
По данным МАГАТЭ, всего на конец 1998 г. насчитывалось
70 тыс. в США, 55 тыс. в СССР/России, 1260 во Франции, 1200 в Великобрита
195,3 т выделенного гражданского плутония в хранилищах при за
нии, 600 в Китае.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
320 321
водах по переработке, на предприятиях по изготовлению топлива, не выйдет из договора и, заблаговременно подготовившись, не
в виде необлученного МОКС топлива и т.д. В том числе в Бель воспользуется своим плутонием для целей агрессии или угрозы
гии имелось 3,8 т, в Китае – 0, во Франции – 75,9 т, в Германии – агрессии.
6,6 т, в Японии – 4,9 т, в России – 30,9 т, в Швейцарии – менее
С учетом этого, возможно, нужно будет предусмотреть присут
50 кг, в Соединенном Королевстве – 69,1 т и в США – 4,6 т429. Эти
ствие вооруженного персонала ООН по решению Совета Безо
данные, основанные на заявлениях соответствующих государств,
пасности ООН в местах хранения запасов гражданского плуто
не дают, однако, полного представления о количествах плутония,
ния и изготовления смешанного уран плутониевого топлива,
которыми обладают эти страны, поскольку в ряде случаев плуто
используемого в атомных электростанциях.
ний, принадлежащий одной стране, находится на хранении в дру
Кроме того, необходимо будет учитывать то обстоятельство, что
гой. Так, значительная часть выделенного японского плутония
существуют некоторые страны, отказавшиеся от обладания и со
находится во Франции и Великобритании. Кроме того, в приве
здания ядерного оружия и присоединившиеся к ДНЯО, но в
денный список включены только девять стран, участвовавших в
свое время накопившие определенный опыт и знания в военной
разработке Руководящих принципов обращения с плутонием и
атомной области и, возможно, продолжающие сохранять и раз
представивших Агентству соответствующие данные о граждан
вивать экспертизу в этой сфере. К странам, имевшим военные
ском плутонии (Plutonium Management Guidelines).
ядерные программы, относятся ЮАР, Аргентина, Бразилия,
По другим оценкам, сделанным Д. Олбрайтом, директором аме
Швеция и ряд других. Не исключено, что могут потребоваться
риканского Института научных исследований в области между
дополнительные меры контроля для подобных государств.
народной безопасности (Institute for Science and International
2. Для восьми государств, обладающих ядерным оружием (Рос
Security), на конец 1998 г. складывалась следующая картина от
сии, США, Великобритании, Франции, Китая, а также Индии,
носительно запасов выделенного гражданского плутония: Со
Пакистана и Израиля), по всей видимости, следовало бы на пер
единенное Королевство – 59,8 т, Франция – 40,3 т, Бельгия –
˜2,8 т, Германия – ˜23 т, Япония – 29,3 т430, Швейцария – ˜1 т, вых этапах установить отдельные режимы контроля за мирной и
за военной ядерной деятельностью. Что касается мирной дея
Россия – 30,3 т, США – ˜4–5 т, Китай – 0, Индия – 0,7 т, Ни
тельности, то следует предусмотреть постановку всей граждан
дерланды – 1,2 т, Италия – ˜0,5 т, Швеция – 0,83 т, Испа
ской ядерной деятельности под такие же гарантии МАГАТЭ, как
ния – 0. Итого – 195 т. По прогнозам Д. Олбрайта, количество
и для неядерных государств, согласно пункту 1 выше. Это отно
плутония в 2003–2004 гг. возрастет до ˜240 т, но затем, очевид
силось бы к любым атомным установкам, включая и исследова
но, начнет постепенно снижаться по мере его использования в
энергетических реакторах в виде МОКС топлива431. тельские реакторы двойного назначения, существующим в не
которых государствах, как, например, в России, где историчес
Хотя энергетический плутоний в неядерных странах участницах
ки гражданский и военный секторы не были четко разделены.
ДНЯО находится под гарантиями МАГАТЭ, никто не может га
В соответствии с системой гарантий Агентства потребовалось
рантировать того, что в безъядерном мире какая нибудь страна
бы создание во всех ядерных странах национальных систем уче
та и контроля за ядерным материалом и представление Агентст
429 INFCIRC/549. ву инвентарных списков всего находящегося в этих государствах
430 По данным Института ядерного контроля (Nuclear Control Institute), в 2002 г.
ядерного материала с последующей проверкой инспекторами
Япония имела 38 т энергетического плутония, из которых 5 т находились в стра
МАГАТЭ в установленные сроки точности и полноты таких
не, а остальные во Франции и Великобритании.
списков. В связи с этим ядерные государства должны будут вос
(http:/www.nci.org/02NCI/04/mm jpu paper.htm).
431 Albright David. Civil Plutonium Inventories – Quantities and Uncertainties.
становить историю наработки расщепляющихся материалов,
Presentation at the Сonference «Civil Separated Plutonium Stocks – Planning for the
как это было сделано ЮАР в связи с ее решением о денуклеари
Future», Carnegie Endowment for International Peace, Wash., D.C. March 2000.
зации. Oпределенный опыт в отношении истории накопления
(http://www.isisonline.org/publications/civil_pu_conference/index.html).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
322 323
Но в дальнейшем должен быть разработан многосторонний дого
расщепляющихся материалов ядерной державой имеется в Ве
вор о ликвидации и утилизации всех ядерных боезарядов, вклю
ликобритании432.
чая и тактические, а также средств их доставки, предусмотрев в
3. Для тех же восьми ядерных государств предусмотреть между
то же время возможность конверсии баллистических ракет для
народный контроль с участием МАГАТЭ за высвобождающими
мирного использования космоса. Определенный опыт по кон
ся в процессе сокращений ядерными материалами оружейного
тролю за ликвидацией средств доставки ядерных боезарядов уже
происхождения на основе разработанных процедур в соответст
накоплен по договорам РСМД и СНВ 1, но для уничтожения са
вии с Трехсторонней инициативой России/США/МАГАТЭ. Та
мих боеголовок потребуется гораздо большая транспарентность
кой контроль должен соответствовать условиям статьи I ДНЯО
и более интрузивный контроль, о чем говорилось в предыдущем
и предусматривать установление так называемых информацион разделе настоящей главы, поэтому для реализации этого про
ных барьеров, которые позволяли бы международным инспекто цесса будет необходим и неизбежен поэтапный подход.
рам получать необходимую информацию для обеспечения на
На заключительном этапе потребуется установление строгого
дежности и независимости результатов контроля и необратимо
международного контроля, по видимому, с участием вооружен
сти разоруженческого процесса, исключая при этом доступ к се
ного персонала ООН за местами хранения и утилизации ядерных
кретной информации.
боезарядов, с сохранением такого контроля за хранилищами
Процесс ядерного разоружения для восьми перечисленных выше ядерных материалов оружейного происхождения на весьма дли
государств по необходимости будет проходить поэтапно и осуще тельный период до тех пор, пока такие материалы не будут надле
ствляться на основе договорных двусторонних или многосторон жащим образом утилизированы и не будут представлять никако
них юридически обязательных соглашений. В соответствии с име го риска ядерного распространения. Согласно экспертным оцен
ющимися решениями ООН и Конференции по разоружению (в кам по состоянию на конец 1999 г. имелось следующее количест
рамках которой уже согласован переговорный мандат для соответ во оружейного плутония и высокообогащенного урана (в тоннах):
ствующего специального комитета) первоначальным междуна
родным соглашением, как уже отмечалось в первом разделе насто Плутоний ВОУ
ящей главы, стали бы договор или конвенция о прекращении про Соединенные Штаты 100 635
изводства расщепляющихся материалов для ядерного оружия Российская Федерация 130 970
(ЗПРМ). Соединенное Королевство 7,6 15
Франция 5 24
Для начального этапа ядерных сокращений возможен и путь
Китай 4 20
принятия односторонних обязательств. Учитывая чрезвычайно
Итого 247 1664
важное значение вовлечения в процесс ядерных сокращений Израиль 0,51 ?
всех без исключения государств, располагающих ядерным и Индия 0,310 ?
взрывными устройствами, включая Индию, Пакистан и Изра Пакистан 0,005 0,690
иль, можно было бы пойти на то, чтобы поначалу они взяли на КНДР 0,03–0,04 –
себя односторонние обязательства. Однако, конечно, намного ЮАР – 0,4
предпочтительнее путь юридически обязывающих соглашений в Итого 0,86 1,09
духе того договора о сокращении стратегических наступатель 1665433
Общий итог 248
ных потенциалов, который был подписан президентами РФ и
США в мае 2002 г. и который предусматривает почти трехкрат
433Institute for Science and International Security (ISIS) Website: http://www.isis
ное сокращение таких потенциалов к 2012 г.
online.org/mapproject/supplements.html. По данным ISIS, в ЮАР, демонтиро
вавшей свои боезапасы и присоединившейся к ДНЯО в начале 1990 х гг., ВОУ
превращен в уран неоружейного качества. Ядерный материал находится под га
432 Confidence, Security and Verification. P. 9. рантиями МАГАТЭ.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
324 325

<< Пред. стр.

страница 25
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign