LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

предприятиях, где производилась их сборка. Поддержание оста которые помещены снятые с носителей и предназна
ющегося в строю ядерного оружия требует периодической заме ченные для ликвидации боеголовки. Страна владелец
ны отслуживших свой срок боеголовок и, следовательно, их про боеголовок предоставляет контейнеры инспекторам
изводства. Таким образом, через ворота предприятия могут про другой стороны, которые их опечатывают без права ин
ходить боеголовки одного и того же типа, только в разных на спекции содержимого контейнера;
правлениях. Одни из них будут предназначены для ликвидации,
• установление контроля на предприятиях по демонтажу
а другие будут направляться в воинские части. Наконец, снимае
боеголовок. Процедура контроля должна включать как
мые с уничтожаемых носителей ядерные боеголовки могут быть
проверку сохранности поступающих на разборку боего
использованы в других оружейных системах. Необходимо будет
ловок в опломбированных контейнерах, так и контроль
учитывать, как уже указывалось, и неизбежную асимметрию
типа и количества расщепляющихся материалов, вы
между оружейными комплексами различных ядерных госу
свобожденных в процессе демонтажа и вывозимых с за
дарств – как официально признаваемых, так и не признаваемых.
вода на хранение.
В совокупности все эти обстоятельства значительно затрудняют
Осуществление на практике перечисленных мер позволит сто
контроль за ликвидацией сокращаемых боеголовок, что делает не
ронам соглашения получить тот опыт сотрудничества, который
обходимой разработку принципиально новых методов контроля.
может быть в дальнейшем использован для создания более пол
Совершенно очевидно, что любое соглашение о ликвидации ной системы контроля на последующих этапах сокращения
ядерного оружия потребует предоставления всей информации о ядерного оружия. Одновременно международному сообществу
наличии ядерных боезарядов, местах их производства, хранения должны быть представлены убедительные доказательства не
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
300 301
уклонного продвижения сторон соглашения по пути сокраще • обмен данными по количеству расщепляющихся мате
ния и полного уничтожения ядерного оружия. Наряду со страте риалов, высвобождаемых для оборонных нужд в резуль
гическими ядерными вооружениями соглашение должно будет, тате осуществляемых сокращений ядерных арсеналов;
естественно, охватывать и тактическое ядерное оружие.
• обмен информацией о том, какие типы боеголовок под
Очевидно, что система мер контроля за уничтожением ядерных лежат ликвидации и в какой последовательности, об их
боеголовок должна быть построена иначе, чем система контроля количестве, серийных номерах и местах хранения. Од
за уничтожением носителей. По изложенным выше причинам не новременно сюда же включается информация по уже
посредственная верификация инспекторами одной стороны лик уничтоженным боеголовкам;
видации боеголовок другой стороны исключается. Следователь
• установление международного (очевидно, под эгидой
но, процедура контроля должна быть организована таким обра
МАГАТЭ) контроля за хранилищами высвобождаемых
зом, чтобы гарантировать надежную сохранность всей сущест
расщепляющихся материалов и их утилизацией. Ин
венной конструкторской информации той стороны, которая яв
спекторы неинтрузивными методами проверяют содер
ляется собственником боеголовки. Одновременно такая процеду
жимое контейнеров при их поступлении в хранилище
ра должна предоставлять другой стороне достаточно надежные
гарантии того, что боеголовки действительно уничтожаются. контролируемой стороны с целью определения количе
ства содержащихся в них оружейного урана или плуто
Необходимо сразу подчеркнуть, что при данных ограничениях
ния. Они также периодически проводят проверку нали
построить такую систему контроля за ликвидацией боеголовок,
чия контейнеров и их целостности в процессе хране
которая бы со 100% ной гарантией подтверждала выполнение до
ния. При вывозе контейнеров из хранилища для утили
говорных обязательств, вряд ли было бы возможно. На этот слу
зации содержащихся в них деталей ядерных зарядов ин
чай на заключительном этапе ликвидации ядерного оружия, оче
спекторы проводят аналогичную процедуру контроля и
видно, следовало бы рассмотреть дополнительные меры, полно
устанавливают на контейнерах контрольные метки
стью исключающие угрозу применения остающегося не уничто
(пломбы). По этим меткам контролируется идентич
женным ядерного оружия, вплоть до размещения в соответствую
ность контейнеров и сохранность их содержимого при
щих местах международных полицейских сил ООН, о чем речь
ввозе на территорию предприятия, которое осуществ
пойдет в заключительном разделе настоящей главы. Междуна
ляет конверсию. Необходимо отметить, что для ору
родный персонал ООН также должен будет работать с учетом не
обходимости применения метода информационных барьеров, дабы жейного урана методика контроля всех дальнейших
избежать распространения ядерных технологий в нарушение операций по его конверсии в низкообогащенный уран
ДНЯО. отработана и внедрена407.
В условиях, когда стороны возможного соглашения обладают
сотнями или тысячами боеголовок, представляется, что строить 407U.S./Russian Joint Commission on Economic and Technological Cooperation.
систему контроля за сокращением и ликвидацией ядерных бое Report of the Energy Policy Committee – Nuclear. February 1997.
Весьма интересные и заслуживающие внимания соображения о последова
головок следует постепенно, шаг за шагом.
тельности этапов установления транспарентности и мониторинга предлагают
По видимому, начальный этап внедрения контроля за ликвида О.А. Бухарин из Принстонского университета и Дж. Дойл из Лос Аламосской
лаборатории. По их мнению, последовательность должна быть такой: 1) монито
цией боеголовок должен включать в себя следующие мероприя
ринг носителей, 2) мониторинг снятия боеголовок с ракет, 3) мониторинг хране
тия: ния боеголовок, 4) мониторинг транспортировки боеголовок в места демонтажа
и, наконец, 5) мониторинг демонтажа боеголовок (Bukharin Oleg and Doyle
• обмен данными об общих количествах оружейного ура James. Transparency and Predictability Measures for U.S. and Russian Strategic Arms
на и плутония, наработанных к дате обмена; Reductions. Nonproliferation Review. Summer 2002. Vol. 9, No 2. P. 82–100).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
302 303
Все эти вопросы неоднократно обсуждались на различных рос дачей которого является исключительно демонтаж уничтожае
сийско американских переговорах, и по некоторым из них до мых боеголовок. Контроль периметра и входных ворот этих
стигнуто понимание на рабочем уровне. Как полагают некоторые предприятий, контроль за перемещением закрытых контейне
российские эксперты, разработанные к настоящему времени рос ров в его пределах, а также периодическая инспекция помеще
сийскими и американскими специалистами в рамках программы ний предприятия до и после проведения демонтажа способны
межлабораторного сотрудничества технические методы позволя обеспечить высокую степень уверенности в том, что вывозимые
ют осуществлять контроль на протяжении всего цикла. Однако в с территории предприятия контейнеры содержат делящийся ма
реальном процессе некоторые из этапов могут отсутствовать. териал из демонтированных боеголовок. Дополнительной ме
рой может служить контролируемое уничтожение корпусов бое
Особое место в цикле занимает контроль демонтажа ядерных бое
головок и других неядерных компонентов408.
зарядов. Его проведение требует выполнения двух противоречи
вых требований. С одной стороны, контроль должен с высоким Следует, вместе с тем, отметить, что определенным сдерживаю
уровнем уверенности подтверждать, что ликвидации подвергся щим фактором для России являются большие финансовые за
реальный заряд, с другой стороны, быть неинтрузивным, т. е. ис траты на проведение контрольных мероприятий. Их внедрение
ключить предоставление информации о конструкции заряда кон потребует существенной перестройки серийных предприятий,
тролирующей стороне. Хотя второе условие исключает возмож баз хранения и обслуживания, а также транспортировки ядер
ность прямого контроля процесса демонтажа боеприпаса, тем не ных боезарядов. В условиях ограниченных финансовых возмож
менее, первое условие также может быть удовлетворено. Иденти ностей, когда на поддержание своего оружейного ядерного ком
фикация боеголовок в момент отстыковки от носителя, напри плекса Россия сегодня расходует гораздо меньший объем
мер, посредством регистрации ее неинтрузивного радиационного средств, чем США выделяют для своего, закрытость является ес
паспорта и контроль этого паспорта при входе на предприятие по
тественной мерой, увеличивающей гарантии безопасности на
разборке в сочетании с такими мерами, как маркировка и плом
случай неблагоприятного развития событий409.
бирование контейнеров, используемых для перевозки боезаря
Что касается вопроса о контроле за сокращением ядерного ору
дов, способны гарантировать высокий уровень уверенности в
жия на пути к его ликвидации, то, по всей вероятности, потре
том, что именно конкретный, снятый с носителя или извлечен
ный из арсенала боезаряд поступил на предприятие по разборке. буется решить проблему выделения специальных установок
для целей международного контроля за сокращаемыми бое
В последующем задача контроля будет состоять в подтвержде
припасами. В настоящее время ни в одном ядерном государст
нии двух фактов: во первых, того, что контейнеры, вывозимые с
ве таких специально приспособленных установок нет. В этой
предприятия по демонтажу и направляемые в хранилище, дей
связи можно было бы рассмотреть следующую возможность.
ствительно содержат оружейные делящиеся материалы: во вто
В России принято решение о закрытии в 2003 г. двух из четы
рых, того, что эти материалы действительно извлечены из де
рех заводов по сборке/разборке ядерного оружия – «Старт» в
монтированного боезаряда. Методы гамма спектроскопии, поз
Заречном (бывший Пенза 19) и «Авангард» в Сарове410. Либо
воляющие достаточно надежно определять оружейное качество
делящихся материалов, апробированы специалистами двух
стран в совместных экспериментах, и их использование не
Дьяков. С. 41; Гердс, Джонстон и Дойл. Наука и Всеобщая Безопасность.
408
должно встретить трудностей технического плана. Что же каса Том 9. № 2. 2001. С. 18–30.
ется гарантий того, что делящиеся материалы, содержащиеся в 409 Дьяков. С. 42; Bukharin Oleg and Doyle James. Verification of the Shutdown or
контейнерах, в действительности были извлечены из уничто Converted Status of Excess Warhead Production Capacity: Technology Options and
Policy Issues. (Accepted for Publication in Science and Global Security, May 2002).
женных боезарядов, то они могут быть получены за счет опреде
Журнал издается на русском языке под названием Наука и Всеобщая Безопас
ленной организации демонтажа боезарядов и контрольных про ность.
цедур. Проще всего это можно реализовать на предприятии, за 410 Bukharin and Luongo. P. 6.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
304 305
тот, либо другой из них могли бы быть использованы для осу ше, предлагают следующие варианты мониторинга, которые
ществления только демонтажа боезарядов и последующего могли бы использоваться и в комбинации: мониторинг ликвида
международного последовательного контроля (chain of cus ции предприятия; постоянный мониторинг по периметру пред
tody) вплоть до доставки боезарядов в специальных контейне приятия (по примеру инспекции по Договору о РСМД); мони
рах и размещения в долговременном хранилище на комбинате торинг окружающей среды; наблюдение из космоса и по Дого
Маяк в Челябинской области. Аналогичным образом США вору об открытом небе; инспекции на месте; дистанционный
могли бы производить такие же операции под международным мониторинг (с использованием опыта МАГАТЭ по дистанцион
контролем, например на установке по сборке ядерных уст ному наблюдению за операциями по хранению плутония и пере
ройств, расположенной на Невадском полигоне (Device работке ОЯТ); инспекции по краткосрочному уведомлению
Assembly Facility – DAF)411, которую, однако, пришлось бы со (также по примеру Договора о РСМД). По мнению авторов это
ответствующим образом переоборудовать, поскольку в настоя го исследования, следует разработать специальные методы мо
щее время она для этой цели не подготовлена. По мнению аме ниторинга для предприятий по сборке/разборке ядерных бое
риканского специалиста Э. Иффта, много лет занимающегося припасов, которые после прекращения на них работ с ядерным
проблемами контроля и инспекций, наиболее подходящим ме оружием могут продолжать изготовлять неядерные компоненты
стом был бы завод «Пантекс»412. ядерного оружия или быть переоборудованы для закрытых воен
ных работ с обычным оружием. К этой категории они, в частно
В Великобритании также имеются два объекта – Алдермастон
сти, относят предприятие «Авангард» в Сарове.
(Aldermaston) и Бергфилд (Burghfield)413. Собственно, это фак
тически два отделения одного комплекса: Алдермастон являет Определенная работа по изучению методов контроля за сокраще
ся научно исследовательским центром, где производятся ком нием и ликвидацией ядерного оружия проводится также в Велико
поненты ядерных боеприпасов, тогда как в Бергфилде осуще британии. В 1998 г. при представлении в Палату общин Страте
ствляется серийная сборка боезарядов. Существуют планы гической доктрины (Strategic Defence Review) государственный
строительства сборочного предприятия в Алдермастоне, после министр по обороне заявил, что Великобритания обладает экс
чего Бергфилд был бы закрыт. Так или иначе, одно из предпри пертизой в области мониторинга расщепляющихся материалов
ятий могло бы быть задействовано для контроля за сокращени и ядерных испытаний и теперь планируется разработать спосо
ем ядерных боезарядов. бы проверки сокращения ядерного оружия. Он сказал, что такое
исследование будет проведено Организацией по атомному ору
Во Франции сейчас функционирует одно предприятие по сбор
жию (Atomic Weapons Establishment – AWE) в Алдермастоне.
ке боезарядов (Ile Longue/Finistere), но в прошлом существовали
В результате в 2000 г. был выпущен первый доклад по этому во
еще три предприятия. Имеются сведения, что в Китае действует
просу: «Надежность, безопасность и контроль»415. Само появле
одно предприятие и существуют еще три, однако неизвестно,
функционируют ли они в настоящее время. В Израиле имеется ние такого рода исследования не может не свидетельствовать о
одно подземное предприятие414. том, что в Великобритании начали задумываться над перспекти
вой достижения соглашения о сокращении запасов ядерного
О.А. Бухарин и Дж. Дойл в исследовании, подготовленном для
оружия и, во всяком случае, о возможности начала переговоров
журнала Science and Global Security, на которое мы ссылались вы
по этой проблеме. Как известно, до сих пор Великобритания ук
лонялась от выполнения своего обязательства по статье VI
411 Bukharin and Luongo. P. 6.
412 Ifft. P. 39.
413 Сhalmers Malcolm and Walker William. Uncharted Waters. The UK, Nuclear
415 Confidence, Security & Verification. The Challenge of Global Nuclear Weapons
Weapons and the Scottish Question. East Lothian, Scotland: Tuckwell Press, 2001. P. 51.
414 Bukharin and Doyle. Arms Control. Atomic Weapons Establishment: Media & Publishing Group, 2000.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
306 307
ДНЯО об участии в переговорах по ядерному разоружению, При этом в докладе подчеркивается, что по мере сокращения за
предпочитая действовать в одностороннем порядке416. пасов ядерных боеголовок и «приближения их к нулю» контроль
должен становиться все более строгим и интрузивным. Обраща
В указанном британском докладе делается вывод о том, что для
ется внимание на необходимость учета политических факторов,
установления «строгого глобального режима контроля за сокра
что важно для установления необходимого доверия между госу
щением ядерных боезарядов» необходимо осуществить следую
дарствами. Тем не менее стопроцентная уверенность в надежно
щие меры:
сти режима контроля не может быть гарантирована, хотя «при
• боезаряды не должны пополнять существующие запасы емлемая надежность» контроля достижима419.
выше согласованного уровня (учет);
В опубликованном в 2001 г. обзоре проводимых в Алдермастоне
• должен быть установлен адекватный последовательный
работ по исследованию проблем контроля, подготовленном со
контроль (chain of custody) для боезарядов, направляе
трудниками Атомного центра Г. Джорджем и М. Леем, подчерки
мых на демонтаж (установление происхождения боеза
вается необходимость универсальности применения междуна
рядов);
родного контроля, а именно: Великобритания будет участвовать в
• боезаряды, поступающие на демонтаж, должны быть
мерах контроля «только тогда, когда все государства, потенциаль
должным образом идентифицированы, с тем чтобы их
но де юре или де факто (в зависимости от политических сообра
подлинность была подтверждена;
жений) располагающие ядерным оружием, будут также в нем уча
• демонтаж по возможности должен быть необратимым
ствовать». Первыми стадиями в процессе установления контроля
(утилизация)417.
должны быть транспарентность (поскольку она, полагают анг
Наиболее сложным и важным компонентом этого процесса авто лийские специалисты, облегчит процесс переговоров по контро
ры доклада считают идентификацию и подтверждение подлинно лю) и учет (accountability). Исследования в Алдермастоне и Берг
сти данного конкретного боезаряда. «Решение о том, является ли филде проводятся с использованием боеголовок ракет Chevaline,
предлагаемая для сокращения боеголовка той, которая таковой выводимых из вооружений. Отчет о проделанной работе должен
объявлена участвующим государством, будет одним из самых быть представлен Министерству обороны Великобритании в
критических аспектов любого соглашения»418. В докладе предла
2003 г. В обзоре содержится призыв к другим странам приступить
гаются различные методы подтверждения подлинности, включая
к аналогичным исследованиям «в качестве подготовки к много
радиометрические, отмечается необходимость разработки мето
сторонней транспарентности и мерам доверия и к обсуждению
дов информационных барьеров для обеспечения нераспростране
потенциальных режимов проверки»420. На состоявшейся в апреле
ния, а также предлагаются различные методы контроля в зависи
2002 г. сессии Подготовительного комитета Конференции по
мости от типа ядерного боезаряда (плутониевого, уранового, сме
ДНЯО 2005 г. представитель Великобритании заявил, что в 2005 г.
шанного уран плутониевого, двухступенчатого водородного).
будет представлена информация о проводимой работе для оказа
ния содействия установлению международного контроля, «по
скольку это будет иметь жизненно важное значение для подлин
416 К настоящему времени Великобритания, отказавшись от воздушного ком
понента ядерных сил, располагает только морским – четырьмя атомными под но глобального ядерного разоружения»421.
лодками типа Vanguard с общим числом 160 боеголовок на ракетах Trident II и 25
боеголовками в резерве (SIPRI Yearbook 2002. Oxford: Oxford University Press,
2002. P. 545). По мнению отдельных специалистов, одной из причин возникше
419
го интереса к вопросам контроля может являться проблема Шотландии, где Confidence, Security & Verification. P. 9 and 21.
420
в последнее время заметно усиливается тенденция к обретению независимости, George J. Garry and Ley Martin D. Nuclear warhead arms control research at
а между тем все ядерные силы Великобритании базируются именно в Шотлан AWE. VERTIC Yearbook 2001. P. 189–206.
421 Автор выражает признательность Г. Джорджу за полученную информацию о
дии (в устье реки Клайд недалеко от Глазго).
417 Confidence, Security & Verification. P. 4. работах в Великобритании в области контроля и о планах публикации результа
418 Ibid. P. 11. тов исследований.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
308 309
По данным некоторых французских источников, во Франции Ликвидация ядерного оружия неизбежно потребует поэтапного
подхода, и соответствующие этапы сокращений должны быть
исследования по транспарентности и контролю за уничтожени
тщательно и заблаговременно проработаны. Но очевидно и то,
ем ядерного оружия не проводятся. Данных по Китаю не имеет
что все заранее предусмотреть будет невозможно. Поэтому воз
ся, но известно, что представители КНР на международных фо
никнет необходимость в создании соответствующей подготови
румах, в частности на Конференции по ДНЯО 2000 г., резко
тельной комиссии или иного международного механизма, кото
критически выступали против формулировок заключительного
рый до вступления в силу будущего соглашения или соглашений
документа, относящихся к транспарентности.
будет заниматься разработкой детальных процедур международ
***
ного контроля, как это сейчас имеет место с ДВЗЯИ и, очевид
но, будет предусмотрено при заключении Договора о ЗПРМ.
Рассмотрение перечисленных в данном разделе настоящего ис
Что касается того основного международного механизма по
следования мер и предложений по контролю на международном
обеспечению соблюдения соглашения о сокращении и ликвида
уровне давно назрело, тем более что уже накоплен немалый опыт
ции ядерного оружия, который должен быть учрежден, то тут
в этой области. Целесообразно не только продолжить обсуждение
возможны варианты, в том числе создание специальной между
этих вопросов на двустороннем межправительственном россий
народной организации (типа ОДВЗЯИ) или возложение этих
ско американском уровне (которое, к сожалению, в последнее
функций на МАГАТЭ, что, однако, потребует внесения измене
время замедлилось), но и постепенно вовлечь в дискуссию другие
ний в Устав Агентства.
ядерные государства. Хотелось бы надеяться, что заключение в
мае 2002 г. нового Договора о сокращении стратегических потен
циалов между РФ и США и решения последнего саммита «Боль
Международный контроль при создании мира,
шой восьмерки» в Канаде дадут дополнительный импульс про
движению вперед в вопросах транспарентности и контроля. свободного от ядерного оружия
Опыт сотрудничества, накопленный к настоящему времени, не С самого начала атомной эры, и даже до того как она наступила,
должен быть утрачен, в дальнейшем он может быть использован до первого испытательного атомного взрыва в июле 1945 г., пе
для создания всеобъемлющей системы контроля на последующих редовые умы того времени, в первую очередь ученые физики,
этапах сокращения и ликвидации ядерного оружия. Междуна стали обдумывать и обсуждать идею создания мира, в котором
родный контроль над атомной энергией является делом дорого не было бы ядерного оружия и атомная энергия использовалась
стоящим, но он стоит того, чтобы мировое сообщество загодя раз бы исключительно в мирных целях. Уже в 1943–1944 гг. была
рабатывало научные и технические методы и процедуры контро высказана мысль о целесообразности установления междуна
ля. Хотя точных сведений о расходах в мире на эти цели не имеет родного контроля над атомной энергией с целью недопущения
ся, по данным Центра исследований, обучения и информации по гонки ядерных вооружений и последующего полного уничтоже
верификации (Verification Research, Training and Information ния ядерного оружия как единственно реального, хотя и чрезвы
Centre – VERTIC), они составляют сейчас порядка 2 млрд долл. чайно сложного способа достижения безъядерного мира.
в год. Львиная доля этой суммы приходится на Соединенные
Как отмечалось в первой главе, эту идею выдвинули Н. Бор,
Штаты422. Международному сообществу должны быть предостав
Л. Сцилард, Р. Оппенгеймер и некоторые другие физики ядер
лены убедительные доказательства практической возможности
щики. Они высказывали глубокую озабоченность относительно
осуществления и неуклонного продвижения по пути к полному
перспективы послевоенных разногласий между государствами
уничтожению ядерного оружия.
по атомной проблеме и потенциальной опасности, которую не
сет в себе наступающая атомная эра. Ученые предупреждали,
что временное преимущество, которое может возникнуть в ре
422 Milne Tom. Global Spending on Nuclear Disarmament Work. VERTIC Research
зультате успешного создания атомной бомбы, может быть «пе
Reports. No. 3, April 2002. P. 43.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
310 311
ревешено вечной угрозой человеческому обществу» и что поэто Но ни американские, ни советские предложения не отличались
му вопрос об установлении международного контроля за ис реалистичностью. Шанс был упущен, и в итоге мир оказался
пользованием атомных материалов требует «самого неотложно ввергнутым в изнурительную и взрывоопасную гонку ядерных
го внимания». Они выступали за то, чтобы информировать со вооружений.
юзников по антигитлеровской коалиции об американском
И все же было бы ошибочным полагать, что обсуждение в
атомном проекте, включая Советский Союз, с тем чтобы избе
1940 е гг. планов установления международного контроля над
жать в дальнейшем гонки ядерных вооружений и заложить ос
атомной энергией прошло впустую. Сама идея международного
нову для послевоенного сотрудничества. Ими подчеркивалось,
контроля в дальнейшем – хотя и в сильно урезанном виде – во
что только «открытый мир» позволит создать надлежащую среду
плотилась в международном органе по атомной энергии, со
для установления международного контроля.
зданном в 1950 е гг., – МАГАТЭ, во всем глобальном режиме
Идея международного контроля получила свое развитие в «докла ядерного нераспространения, состоящего из широкой системы
де Ачесона–Лилиенталя», предусматривавшем учреждение меж международных механизмов и национальных мер, основанных
дународного органа по развитию атомной энергии, обладающего
на принципах контроля. Идея международного контроля
широчайшими правами, вплоть до распоряжения мировыми за
1940 х гг. в определенной мере лежит в основе тех принципов и
пасами урана и тория на правах владения или лизинга и осуществ
процедур контроля, на которых базируются меры по соблюде
ления их добычи. Однако в дальнейшем правительство США вне
нию двусторонних и многосторонних соглашений по ограниче
сло два радикальных изменения в «план Ачесона–Лилиенталя»:
нию и сокращению ядерных вооружений, заключенных в тече
во первых, на деятельность международного органа не будет рас
ние последних десятилетий.
пространяться правило единогласия постоянных членов Совета
Безопасности (право вето) и, во вторых, этот орган будет обла Как уже было показано в предыдущих главах, из действующих
дать полномочиями принятия принудительных мер против воз международных механизмов контроля особо выделяются систе
можных нарушителей, т.е. действовать фактически в обход Сове ма гарантий МАГАТЭ для отдельных ядерных объектов 1965 г.
та Безопасности, который по Уставу ООН является тем междуна (INFCIRC/66/Rev.2), система гарантий для всей ядерной дея
родным механизмом, который располагает такими полномочия тельности неядерных государств участников ДНЯО 1971 г.
ми. Именно эти дополнительно выдвинутые требования в значи (INFCIRC/153), Дополнительный протокол к соглашениям о
тельной мере и привели к тому, что «план Баруха» не получил
гарантиях 1997 г. (INFCIRC/540), контрольные системы за со
поддержки в ООН ни со стороны СССР, ни, как позднее выясни
блюдением Договоров РСМД 1987 г. и СНВ 1 1991 г. Создается
лось, со стороны Великобритании и Франции.
международная система мониторинга и инспекций на местах
В противовес американскому плану Советский Союз внес в Ко для обеспечения соблюдения ДВЗЯИ. Завершилась разработка
миссию ООН проект конвенции о запрещении и уничтожении подходов к международному контролю над ядерными материа
всех запасов готовой и незаконченной продукции атомного ору лами оружейного происхождения России и США, которые мог
жия. Что касается контроля, то предложения по этому вопросу ли бы быть использованы и для контроля над высвобождаемыми
были представлены Советским Союзом только через год – в ию в результате разоружения такого рода материалами других ядер
не 1947 г., причем эти предложения намеренно не затрагивали ных государств (так называемая «Трехсторонняя инициатива
научно исследовательские работы в атомной области, которые России/США/МАГАТЭ»).
тогда в СССР широко разворачивались. Соглашаясь на кон
За годы, прошедшие с появления первых планов международно
троль, Советский Союз настаивал, однако, на том, чтобы внача
го контроля над атомной энергией, на основе этих планов и их
ле была заключена конвенция о запрещении и уничтожении
последующего развития и с учетом накопленного опыта сфор
атомного оружия и лишь после нее – конвенция о международ
ном контроле. мировались следующие основные принципы контроля, которые
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
312 313
могли бы быть применимы к условиям достижения и поддержа По многим из этих основных принципов уже разработаны и
применяются конкретные процедуры контроля.
ния безъядерного мира:
После окончания холодной войны наблюдается заметное воз

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign