LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

можность наблюдать за процессом демонтажа ядерных боеголо
ложении к соглашению предусматривалось, что все наблюдате
вок. С другой стороны, американские представители осуществля
ли должны назначаться из числа лиц, уже имеющих опыт прак
ли наблюдение на предприятии в России, где производилось пре
тической работы с ядерными боезапасами402.
вращение ВОУ в НОУ для последующего направления в США
14 января 1994 г. президенты Б. Клинтон и Б.Н. Ельцин согласи в соответствии с соглашением по ВОУ–НОУ 1993 г.403
лись учредить совместную рабочую группу для рассмотрения
Совместная рабочая группа для рассмотрения мер транспарент
мер по обеспечению транспарентности и необратимости про
ности и необратимости в процессе сокращения ядерного ору
цесса сокращения ядерного оружия, включая возможность по
жия, созданная по соглашению между президентами Б. Клинто
становки части расщепляющихся материалов под гарантии
ном и Б.Н. Ельциным в январе 1994 г., уже в мае того же года до
МАГАТЭ, при этом особое внимание должно уделяться матери
стигла согласия относительно:
алам, высвобождаемым в процессе ядерного разоружения, а так
же мерам по обеспечению того, что эти материалы не будут ис
a) рассмотрения возможных способов взаимных инспек
пользованы вновь для ядерного оружия.
ций хранилищ, содержащих плутоний и ВОУ, извле
На проходившем в Кембридже (штат Массачусетс, США) ченные из ядерного оружия;
2–6 февраля 1998 г. семинаре, организованном Программой
b) рассмотрения возможных способов объявления всех
изучения вопросов безопасности Массачусетского технологиче
запасов и мест хранения ВОУ, гражданского и военно
ского института и Центром по изучению проблем разоружения,
го плутония;
энергетики и экологии при МФТИ, Дж. Гудби, возглавлявший
американскую делегацию на заседаниях этой совместной рабо
чей группы, поделился своими выводами относительно состояв 403Режим транспарентности по соглашению ВОУ–НОУ, в ходе которого осу
ществляется проверка того, что конверсия ВОУ в НОУ производится из урана
оружейного происхождения, характеризуется специалистами в качестве наибо
лее успешного примера транспарентности, достигнутого к настоящему време
402 Bukharin and Luongo. P. 16 and 27. ни (Ibid. P. 9).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
288 289
с) определения возможных способов того, как сделать не нутых результатах в работе на следующем саммите. Во время ра
боты группы Дж. Гудби передал представителям российского
обратимым процессом передачу расщепляющихся ма
МИДа, Министерства обороны и Минатома рабочий материал
териалов с военных на невоенные цели.
по транспарентности и необратимости. Правительство США, по
Указанные функции рабочей группы были расширены на сам
словам Дж. Гудби, исходило из целей:
мите двух держав в сентябре 1994 г., когда президенты России и
• повышения доверия в интересах улучшения представ
США согласились:
ления сторон о размерах запасов ядерного оружия и
• обменяться детальной информацией на очередном за
расщепляющихся материалов каждой стороны и объе
седании комиссии Гора–Черномырдина о суммарных
ма сокращения этих запасов;
запасах ядерных боезарядов и расщепляющихся мате
• повышения доверия к тому, что сокращения необрати
риалов и о состоянии ядерной безопасности. Стороны
мы и, в особенности, что делящиеся материалы, объяв
согласились разработать процесс обмена такой инфор
ленные избыточными для военных нужд, не использу
мацией на регулярной основе;
ются для изготовления нового ядерного оружия;
• поручить совместной рабочей группе рассмотреть к
• повышения у каждой стороны доверия относительно
марту 1995 г. дополнительные меры по укреплению до
того, что ядерное оружие и расщепляющиеся материа
верия и повышению транспарентности и необратимос
лы находятся в безопасности, а также предоставления
ти процесса сокращения ядерного оружия.
информации и усиления открытости, необходимых для
Перед саммитом заместитель государственного секретаря Л. Дэ
укрепления взаимного сотрудничества во имя достиже
вис и заместитель министра иностранных дел Г.Э. Мамедов по
ния этих целей;
ручили совместной рабочей группе начиная с марта 1995 г.:
• повышения доверия со стороны общественности, зако
• определить возможные способы того, как сделать не
нодателей и международного сообщества к процессу
обратимой передачу расщепляющихся материалов с во
сокращения ядерных вооружений, поддержки взаим
енных на невоенные цели;
ных усилий в деле расширения и укрепления режима
нераспространения, ратификации и осуществления до
• рассмотреть возможные способы обмена данных о за
говоров СНВ и рассмотрения дальнейших мер по огра
пасах расщепляющихся материалов, извлеченных из
ничению вооружений.
демонтированных боезарядов;
Для достижения этих целей США предполагали создание режима
• изучить возможные способы взаимных инспекций хра
транспарентности и необратимости, который включал бы обмен
нилищ, содержащих плутоний и ВОУ, извлеченные из
детальной информацией о суммарных запасах ядерного оружия и
ядерного оружия;
запасах расщепляющихся материалов; взаимные инспекции для
• заняться проблемой специальных гарантий, относя
подтверждения количеств ВОУ и плутония, извлеченных из ядер
щихся к прекращению производства расщепляющихся
ного оружия; совместную договоренность о мониторинге боего
материалов, и возможностью применения специальных
ловок, объявленных избыточными и ожидающими демонтажа;
методов постановки под гарантии МАГАТЭ расщепля
кооперативные меры для подтверждения и уточнения взаимных
ющихся материалов, высвобождаемых в результате
заявлений о запасах расщепляющихся материалов, включая огра
процесса разоружения.
ниченное число выборочных проверок в местах хранения деля
По сообщению Дж. Гудби на упомянутом семинаре в Кембрид щихся материалов, но не распространяющихся на ядерные мате
же, совместная рабочая группа должна была доложить о достиг риалы в оружии, в топливе для атомных судов и в местах изготов
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
290 291
ления топлива для атомных судов; обмен материалами по исто сти, на что российская сторона сделала особый упор на встрече
в Москве в апреле 1995 г. Дж. Гудби, тем не менее, считает, что в
рии производства расщепляющихся материалов, а также визиты
1994–1995 гг. был достигнут существенный прогресс в деле рас
на предприятия по производству таких материалов.
смотрения вопросов транспарентности.
16 марта 1994 г. министр энергетики США Х. О’Лири и министр
Но остались нерешенными две важные проблемы в области
по атомной энергии В.Н. Михайлов согласились приступить к
транспарентности и необратимости – договоренность об обме
работе по проведению взаимных инспекций в отношении плу
не данными о запасах ядерного оружия и расщепляющихся ма
тония, извлеченного из демонтированного ядерного оружия. На
териалах (по этому вопросу США передали России проект со
встрече в Москве в мае 1994 г. стороны договорились об ознако
глашения, который так никогда и не стал предметом обсужде
мительных поездках в Роки Флэтс (Rocky Flats) и Томск 7 для
ния) и вопрос о последовательном контроле («chain of custody»).
осмотра соответствующего оборудования и разработки коорди
Такой контроль по согласованию может быть полным или огра
нированных методов измерения при том условии, что процеду
ниченным, то есть в зависимости от договоренности предусмат
ры и оборудование не должны раскрывать чувствительные дан
ривать мониторинг всей цепочки следования боеголовок, объ
ные о конструкции ядерного оружия и его компонентов. По сло
явленных избыточными и подлежащих сокращению, начиная с
вам Дж. Гудби, американская сторона также предложила подго
их снятия с носителя оружия и вплоть до доставки расщепляю
товить соглашение об общем режиме подтверждения запасов
щихся материалов в места хранения, либо исключать какие то
расщепляющихся материалов после демонтажа ядерного ору
звенья цепочки, например стадию демонтажа боеголовки.
жия и выступила с идеей о том, чтобы в дальнейшем был изучен
вопрос о ВОУ, извлеченном из оружия. В совместном заявлении президентов России и США по итогам
встречи в Москве 10 мая 1995 г. утверждалось, что стороны прове
Во время ознакомительной поездки российских специалистов в
дут переговоры по достижению соглашения, задачей которого бу
Роки Флэтс, штат Колорадо, в июле 1994 г. США продемонст
дет повышение уровня транспарентности и необратимости со
рировали с помощью собственного оборудования методы изме
кращений ядерного оружия. Этим заявлением декларировалось,
рения для:
что основными элементами предполагаемого соглашения будут:
• подтверждения или неподтверждения наличия плуто
• обмен информацией на регулярной основе по общим
ния в контейнере для хранения, основанного на анали
запасам ядерных боеголовок, накопленным запасам
зе спектра гамма излучения;
расщепляющихся материалов и их сохранности и безо
• подтверждения или неподтверждения наличия порого пасности;
вой массы плутония, основанного на скорости счета
• установление взаимного контроля за хранилищами
нейтронов;
расщепляющихся материалов, высвобожденных при
• приблизительной оценки массы плутония, основанной демонтаже ликвидированных боеголовок и объявлен
на скорости счета нейтронов внутри контейнера для ных избыточными для нужд обороны;
хранения, который был объявлен Соединенными Шта
• другие совместные меры, необходимые для повышения
тами как содержащий плутоний;
доверия при взаимном обмене информацией по накоп
• подтверждения формы сферы из неизлучающего мате ленным запасам расщепляющихся материалов.
риала внутри контейнера для хранения, основанного на
После этого, однако, российское правительство осенью 1995 г.
методе радиографии.
решило, что переговоры будут продолжены на уровне минис
После ознакомительной поездки американских специалистов в терств иностранных дел и что они будут проходить в Женеве или
Томск 7 на первый план вышли вопросы обеспечения секретно Хельсинки на регулярной основе в более формальной обстанов
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
292 293
ке. Вашингтон дал на это согласие, и первый раунд переговоров ниторинга выводимых из военных программ ядерных материа
был назначен на ноябрь 1995 г. в Женеве, но незадолго до его на лов оружейного происхождения может быть с пользой примене
чала российская сторона сообщила, что она еще не готова к пе на при контроле за отдельными этапами процесса ликвидации
реговорам, так как ожидает получения инструкций. Наконец, в самого ядерного оружия, однако она, разумеется, не сможет
январе 1996 г. посольство России в Вашингтоне информировало обеспечить реализацию всей этой задачи.
госдепартамент, что в Москве происходит пересмотр политики
Следующим шагом явилось совместное заявление президентов
по транспарентности и переговоры не могут быть возобновлены
России и США 21 марта 1997 г. в Хельсинки о параметрах буду
до его завершения. На этом данный этап обсуждения вопросов
щих сокращений ядерных вооружений, согласно которому сто
транспарентности и необратимости закончился.
роны обязались приступить к переговорам по соглашению
С 1996 г., как уже отмечалось, между представителями России, СНВ 3 после вступления в силу Договора СНВ 2. При этом но
США и секретариатом МАГАТЭ ведется разработка системы вое соглашение включало бы «меры, касающиеся транспарент
проверки делящихся материалов оружейного происхождения, ности имеющихся в наличии стратегических ядерных боеголовок и
выводимых из оборонных программ, и подготовки типового со их уничтожения, а также любые другие совместно согласованные
глашения и соответствующих технических приложений к нему с меры с тем, чтобы способствовать необратимости глубоких со
тем, чтобы обеспечить необратимость этого процесса (Трехсто кращений, включая предотвращение быстрого наращивания коли
ронняя инициатива). Имеется в виду, как было официально чества боезарядов» (выделено мной. – Р.Т.). Однако какого ли
объявлено обеими сторонами в сентябре 2001 г. во время сессии
бо продолжения эта договоренность не имела, поскольку пере
Генеральной конференции Агентства, что проверка в соответст
говоры о соглашении СНВ 3 так и не были начаты, а в мае
вии с Трехсторонней инициативой будет осуществляться в мес
2002 г. был заключен новый договор о сокращении стратегичес
тах хранения ядерных материалов на комбинате Маяк в РФ и в
ких потенциалов, контроль за соблюдением которого будет ос
соответствующих хранилищах США – Savannah River K Area
новываться на верификации уничтожения исключительно но
Material Storage Facility и The Lynchburg Babcock and Wilcox
сителей ядерного оружия, а не самого этого оружия в соответст
Uranium Downblending Facilty. В настоящее время в Линчбурге
вии с процедурами, предусматриваемыми по Договору СНВ 1.
ВОУ на хранении не находится. Агентство уже в течение некото
рого времени проводит инспекции избыточного плутония и США, тем не менее, в начале 2000 г., т.е. при демократической
ВОУ в хранилищах в Окридже, Роки Флэтс и Хэнфорде. администрации Б. Клинтона, вновь попытались реанимировать
межправительственное обсуждение транспарентности, передав
В ходе осуществления Трехсторонней инициативы специалис
российской стороне в Женеве Протокол о боеголовках (Warhead
тами США и России был разработан метод так называемых «ин
Protocol), основные положения которого сводились к следую
формационных барьеров», который позволил бы международ
щим последовательным шагам:
ным инспекторам делать во время мониторинга надежные и не
зависимые заключения, достаточные для целей контроля, не • обмен информацией о наличии боеголовок по их раз
имея в то же время доступа к закрытой информации относитель личным категориям без проверки инвентарных запа
но конструкции и других параметров оружия, из которых оно сов; при этом такой обмен осуществлялся бы поэтапно;
изготовлено, его неядерных компонентов и изотопного состава
• подтверждение наличия контейнеров на складах, что
оружейных ядерных материалов.
сводилось бы к допуску представителей другой стороны
Как уже указывалось, основная работа по урегулированию во
на склады для проверки числа контейнеров;
просов транспарентности и контроля в рамках Трехсторонней
• мониторинг демонтажа, также на основе постепенного
инициативы завершена, и тремя сторонами теперь будут рассма
триваться пути ее реализации. Система транспарентности и мо расширения количества демонтируемых устройств;
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
294 295
• применение метода информационных барьеров, сходного В Лос Аламосской лаборатории разработаны два новых подхода
к контролю за демонтажом ядерных боеголовок – комплексная
с тем, который был разработан для Трехсторонней ини
система слежения на предприятии и система прозрачности хра
циативы РФ/США/МАГАТЭ.
нилища. При этом предусматривается, что инспектируемая сто
Были сообщения о том, что американская сторона предложила рона будет обеспечивать и обслуживать контролирующие техно
изучить вопросы безопасности и транспарентности складов, логии. Технические характеристики оборудования и получаемая
предназначенных для ядерных боеприпасов стратегических информация должны надежно проверяться инспектирующей
бомбардировщиков. стороной. Присутствие инспекторов и помехи работе предприя
тий сводятся к минимуму. Обе системы были протестированы
Российская сторона, однако, пока не проявила интереса к воз
на заводе «Пантекс» (Pantex) в штате Техас404.
обновлению межправительственной дискуссии по транспарент
Достаточно высоким уровнем обеспечения идентификации
ности.
ядерных материалов обладают разнообразные радиоэтикетки
Вместе с тем, продолжаются контакты и сотрудничество между разработки лаборатории Сандиа, Тихоокеанской национальной
ядерными лабораториями РФ и США, которые были начаты еще лаборатории (PNNL), ВНИИЭФ, а также целые системы, со
в середине 1990 х гг. 16 декабря 1994 г. стороны заключили меж зданные на их основе, которые предназначены для контроля со
правительственное Соглашение по обмену технической инфор хранности делящихся материалов.
мацией в области сохранности и безопасности ядерных боепри
Разработано множество разнообразных по сложности пломб,
пасов (Warhead Safety and Security Exchange Agreement – WSSX).
предназначенных для той же цели контроля сохранности деля
В 2000 г. действие соглашения о сотрудничестве лабораторий
щихся материалов. Проведена работа по оценке уязвимости
было продлено на пять лет – до 1 июня 2005 г. Сотрудничество
пломб405.
регулируется специальным комитетом ответственных предста
Результаты разработок в области транспарентности регулярно
вителей Минатома и Минобороны РФ и Министерств энергети
обсуждаются на конференциях и семинарах, в частности на еже
ки и обороны США. Работа ведется по 14 направлениям и вклю
годных конференциях Института обращения с ядерными мате
чает в себя вопросы транспарентности и мониторинга. Прово
риалами (Institute of Nuclear Materials Management – INMM).
дятся семинары и рабочие встречи специалистов соответствую
щих лабораторий обеих стран, в том числе в Сарове и Снежин При разработке проблем международного контроля за сокраще
нием и уничтожением ядерного оружия требуется учет различ
ске, на которых, как правило, рассматриваются демонстрацион
ных факторов, затрагивающих чувствительные аспекты нацио
ные сценарии и модели контроля. Однако в течение последних
нальной безопасности участвующих государств, при этом в пер
двух лет какого либо прогресса в реализации соглашения не от
вую очередь важно будет иметь в виду следующие:
мечалось.
• специфика производства ядерного оружия, сборки и
Следовало бы, вместе с тем, выделить ряд уже осуществленных
демонтажа ядерного оружия такова, что при уничтоже
разработок. В частности, заслуживает внимания методика иден
нии любого числа боезарядов контролем будет по необ
тификации делящихся материалов, разработанная Окриджской
национальной лабораторией (Nuclear Materials Identification
System – NMIS), которая в настоящее время адаптируется для 404 Гердс Эрик Р., Джонстон Роджер Дж. и Дойл Джеймс Е. Предлагаемый под
российских условий. Работы по ее внедрению проводятся в Рос ход к контролю за демонтажом ядерных боеголовок. Наука и Всеобщая Безопас
ность. Том 9. № 2. 2001. С. 18–30.
сии, в частности во ВНИИЭФ, и включают в себя освоение ме 405 Джонстон Роджер Дж. (Лаборатория Лос Аламос). Пломбы с индикацией
тодики, совместные эксперименты, модификацию и разработку вмешательства для ядерного разоружения и обращения с опасными отходами.
российского варианта. Наука и Всеобщая Безопасность. Том 9. № 2. 2001. С. 9–17.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
296 297
ходимости охвачен весь жизненный цикл оружейного • подготовка к транспортировке на предприятие по раз
борке;
производства. Поэтому потребуется решить вопрос о
том, можно ли будет осуществлять контроль за некото • транспортировка;
рым или значительным сокращением ядерных боезаря
• демонтаж боевых частей и разборка ядерных зарядов с
дов без постановки под международный контроль всего
извлечением деталей, содержащих оружейные делящи
ядерного оружейного комплекса;
еся материалы, и помещением их в контейнеры;
• если речь пойдет о подлинно международном контроле,
• транспортировка контейнеров с оружейными деталями
т.е. о контроле со стороны международного органа (на
в хранилище для временного хранения;
пример, МАГАТЭ или специально созданной организа
ции), в котором представлены многие государства, в • хранение;
том числе неядерные – а на этом неядерные страны
• транспортировка контейнеров с оружейными деталями
безусловно будут настаивать – процесс осуществления
на предприятие по переработке ядерных деталей в не
контроля может привести к раскрытию информации об
секретные формы;
оружии, что вступало бы в противоречие с обязательст
вами ядерных государств по нераспространению (ст. I • транспортировка контейнеров с переработанными ма
териалами к месту постоянного хранения;
ДНЯО). Ядерные государства и сами заинтересованы в
сокрытии друг от друга информации о конструкции и • хранение контейнеров с переработанными материала
других параметрах оружия, хотя основные принципы ми;
устройства оружия достаточно широко известны;
• окончательная утилизация оружейных делящихся мате
• необходимо будет учитывать исторически сложившую риалов406.
ся асимметрию оружейных комплексов различных
Как видно из приведенного перечня, контроль за ликвидацией
ядерных государств, а также то обстоятельство, что
боеголовок потребует значительно больших усилий, нежели
жизненный ресурс, например, российских ядерных
процесс уничтожения носителей по действующим сейчас дву
боезарядов значительно меньше американских и, соот
сторонним соглашениям между Россией и США. Ядерная бое
ветственно, ядерный оружейный комплекс является
головка не может быть уничтожена методом подрыва, разрезана
более крупным. При многостороннем ядерном разору
или еще каким либо методом разделена на части, как это дела
жении проблема асимметрии может стать еще более
ется с носителями ядерного оружия. Процесс ликвидации ядер
труднопреодолимой – в зависимости, конечно, от ре
ной боеголовки включает несколько стадий: разборку неядер
альной ситуации в оружейных комплексах и, главное,
ных компонентов, удаление и разборку первичного ядерного уз
от политической воли участвующих государств.
ла, а в случае двухступенчатой боеголовки удаление и разборку
Основные этапы контроля. Коснемся теперь некоторых вопро термоядерного узла. Затем производится демонтаж первичного
заряда, который начинается с удаления системы поддержания
сов контроля сокращаемых и уничтожаемых ядерных боеприпа
микроклимата, разборки и удаления элементов системы детона
сов, не входя в технические подробности этого процесса, по
ции ядерного заряда и разборки узлов корпуса крепления цент
скольку такого рода детали выходят за рамки настоящего иссле
рального заряда («pit»). Детали этого заряда, изготовленные из
дования. Жизненный цикл боеприпасов с точки зрения контро
ля включает следующие основные этапы:
• снятие с носителя и транспортировка на ремонтно тех 406Дьяков А.С. Сокращение ядерных вооружений и вопросы транспарентнос
ническую базу; ти. Ядерный Контроль. Том 47. № 5. Сентябрь октябрь 1999. С. 40–41.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
298 299
расщепляющихся материалов, снимаются и помещаются в спе и дислоцирования, а также всех расщепляющихся и неядерных
материалов, пригодных для изготовления оружия, и последую
циальные контейнеры. Затем производится разборка термо
щей проверки достоверности предоставленной информации,
ядерного узла, и все детали из ядерных материалов также поме
подобно тому, как это делается МАГАТЭ в отношении всей под
щаются в контейнеры. Делящиеся материалы в виде деталей
лежащей гарантиям ядерной деятельности неядерных госу
боезарядов содержатся в специальных хранилищах, располо
дарств в соответствии с их обязательствами по ДНЯО.
женных на территории предприятий, которые осуществляют
сборку и разборку боезарядов, или отдельно от них. Договоренность о сокращении и уничтожении ядерного оружия
должна будет включать:
Естественно, что контроль за ликвидацией ядерных боеголовок
методом прямого наблюдения ведет к раскрытию весьма секрет • обмен сведениями об истории производства расщепля
ной информации об их конструкции. Такую информацию со ющихся материалов с предоставлением операторских
ставляют общий вес боеголовки, вес содержащихся в ней рас данных о работе промышленных реакторов, радиохи
щепляющихся материалов, конфигурация, размер и вес деталей мических производств и заводов по производству плу
из расщепляющихся материалов, их изотопный состав. Отсю тония и урана в металлическом виде;
да – необходимость применения метода информационных барье
• обмен данными по общему количеству, типам, времени
ров. Судя по всему, потребуется разработка такого метода не
производства и времени разборки ядерных боеголовок,
только для контроля расщепляющихся материалов оружейного
количестве боеголовок, установленных на носителях,
происхождения, но и самих ядерных боезарядов различных ти
количестве расщепляющихся материалов и боеголовок,
пов и их компонентов, в том числе неядерных.
находящихся в резерве;
Еще одним существенным обстоятельством, усложняющим осу • установление контроля за боеголовками, предназна
ществление контроля за ликвидацией боеголовок, является то, ченными для ликвидации. Контрольная процедура
что как правило демонтаж ядерных боеголовок ведется на тех же могла бы начинаться с опечатывания контейнеров, в

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign