LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

во новых расщепляющихся материалов, оставив более масштаб ны стать государства, не входящие в ДНЯО (Индия, Пакистан и
ные вопросы на будущее? С точки зрения России, США, Вели Израиль).
кобритании и Франции более предпочтительным является, ес
Определенную трудность в ходе переговоров может представ
тественно, второй вариант. Но для Пакистана, Египта и ряда
лять разграничение плутония и высокообогащенного урана
других стран он малоприемлем.
(ВОУ), используемых для производства оружия, топлива реак
В пользу любой из этих точек зрения можно выдвинуть солид торов атомных подводных лодок и для энергетических целей.
ные аргументы. Прогресс по ЗПРМ является столь медленным Помимо обеспечения транспарентности и контроля за исполь
прежде всего потому, что мировому сообществу приходится зованием этих материалов, возможно, придется установить бо
«ощупью», путем проб и ошибок искать именно то уникальное лее дробные и, возможно, вводимые поэтапно градации для обо
сочетание мнений и интересов, которое позволило бы в конце гащенного урана с тем, чтобы различить оружейный и энергети
концов вступить в серьезные переговоры и согласовать соответ ческий уран (уран с обогащением свыше 20% считается ВОУ), а
ствующий договор. Если в ядерной области между Россией и также оружейный и энергетический плутоний. Это тем более
Соединенными Штатами после окончания холодной войны в важно, что высокообогащенные расщепляющиеся материалы
последнее время стали выстраиваться новые стратегические от также используются в качестве топлива в ядерных реакторах
ношения, позволяющие шаг за шагом достигать определенных АПЛ и надводных судов – как военных, так и гражданских.
договоренностей, то азиатские ядерные государства еще не на
Проведенный в Женеве в мае 1998 г. по инициативе Японии тех
шли какого то общеприемлемого ядерного модуса вивенди и по
нический семинар показал, что необходимость контроля над
ка не проявляют готовности присоединиться к общему процес
энергетическими и предназначенными для АПЛ расщепляющи
су снижения ядерной угрозы. Некоторые из них считают, что
мися материалами является наиболее сложным элементом с
они пойдут своим особым путем при решении ядерных проблем.
точки зрения его осуществления. Известно, что ряд неядерных
В стороне продолжает оставаться и Израиль, который находится
государств, в частности Япония, накопили значительные коли
в сложном положении в условиях нынешнего резкого обостре
чества энергетического плутония, который, как известно, при
ния ближневосточного кризиса.
определенных инженерных решениях может быть использован
Касаясь возможного содержания будущего договора по ЗПРМ, а и для оружейных целей391. Выступая с инициативой проведения
также объема и процедур контроля за его соблюдением, можно
технического семинара, японцы определенно стремились про
предположить, что он скорее всего вначале установит запрет
демонстрировать свои мирные намерения в отношении посто
только на производство расщепляющихся материалов для ядер
янно увеличивающихся запасов гражданского плутония. Хотя
ного оружия, но не затронет — во всяком случае первоначаль
на семинаре не предполагалось выработать какие либо полити
но — существующих запасов таких материалов. Ограничения в
ческие решения, определенный интерес вызвало предложение
отношении накопленных запасов ядерных материалов и кон
Австралии о разработке «рамочного соглашения», которое пре
троль за соблюдением таких ограничений, судя по всему, будут
дусматривало бы поэтапный подход к проблеме и для начала
вводиться в действие постепенно, если вообще удастся об этом
декларировало бы общие цели, не устанавливая юридических
договориться в рамках договора, а не в виде первоначальных од
носторонних скоординированных шагов. Одновременно будет,
очевидно, установлен запрет на передачу и прием оружейных 391Следует также учитывать, что существует возможность создания ториевого
расщепляющихся материалов (по аналогии с запретом переда топливного цикла, который мог бы быть использован для получения оружейно
вать и принимать ядерные взрывные устройства, содержащимся го материала (U 233).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
276 277
обязательств. В дальнейшем предполагалось бы заключение места хранения расщепляющихся материалов и их производст
во. Вряд ли можно ожидать проведения инспекций на всех мес
юридически обязывающих соглашений.
тах хранения до тех пор, пока договор по ЗПРМ не будет расши
В конце января 1999 г. в Женеве состоялся еще один семинар по
рен за счет включения существующих запасов. Определенный
ЗПРМ, в котором участвовали представители государств участ
опыт контроля уже накоплен в рамках действующих российско
ников Конференции по разоружению и эксперты этих стран, а американских договоренностей по сокращению ракетно ядер
также МАГАТЭ. Российский эксперт на этом семинаре выска ных вооружений. Россия и США разрабатывают совместно с
зал мнение о том, что возможны два основных варианта по сфе МАГАТЭ методы контроля над расщепляющимися материала
ре охвата договора: договор охватывал бы все ядерные материа ми, выводимыми из военной сферы (Трехсторонняя инициати
лы и установки или же был бы более сфокусированным, распро ва РФ, США и МАГАТЭ – см. третью главу).
страняющимся только на наиболее чувствительные установки
Потребуется также исключить возможность обхода договора за
по производству расщепляющихся материалов – заводы по пе
счет переключения расщепляющихся материалов оружейного
реработке ОЯТ и по обогащению. Первый вариант был бы весь
или близкого к этому качества с разрешенных гражданских нужд
ма дорогостоящим и привел бы к увеличению расходов на гаран
на военные. Риск такого переключения, позволяющий быстро
тии МАГАТЭ примерно в три раза. Кроме того, и отдельным го
увеличить запасы оружейных материалов в случае выхода из до
сударствам пришлось бы пойти на огромные дополнительные
говора, может существенно возрасти на этапе, когда количество
расходы, так как, например, в России все бывшие заводы по
оружейного плутония и ВОУ сократится: тогда даже незначи
производству оружейных материалов не были приспособлены
тельное переключение такого рода будет представлять сущест
для осуществления на них гарантий. К тому же в России воен
венную опасность393.
ный и гражданский ядерные секторы традиционно были взаи
мосвязаны. Второй вариант является более прагматичным и Наибольшую трудность будет представлять проблема госу
предпочтительным. Он предусматривал бы контроль только над дарств, которые де факто располагают как ядерным оружием,
всеми заводами по обогащению и выделению плутония392. так и некоторыми запасами расщепляющихся материалов. Со
глашаясь на применение гарантий МАГАТЭ к своим объектам,
В ходе переговоров по ЗПРМ потребуется договориться о при
эти страны фактически присоединяются к режиму нераспрост
менении принципа универсальности к разному статусу госу
ранения ядерного оружия. Однако применение к ним тех же мер
дарств участников будущего договора по ЗПРМ с точки зрения
контроля, что и к ядерным государствам, может означать по су
контроля. Если для неядерных государств участников ДНЯО
ти признание такого их статуса, хотя с этим, по видимому, при
контроль явно будет основываться прежде всего на всеобъемлю
дется смириться. Это, в сущности, предопределено тем, что Ре
щих гарантиях МАГАТЭ с обязательным применением приня
золюция ООН 1993 г. подчеркивает недискриминационный и
того в 1997 г. Дополнительного протокола о гарантиях (см.
универсально применимый характер будущего договора. Впро
первый раздел второй главы), то в отношении некоторых ядер
чем, так или иначе, придется учитывать, что ядерные державы,
ных государств, в частности России, придется учитывать тот
факт, что их ядерный комплекс формировался как смешанный
военно гражданский и что ядерные государства, во всяком слу 393 Стопроцентный контроль на практике вряд ли возможен, и договоры, как
чае на начальных этапах, сохранят запасы ранее произведенных правило, негласно исходят из критерия «существенного нарушения», т.е. тако
расщепляющихся материалов для военных целей. Это означает, го, которое способно повлиять на уровень безопасности других участников до
говора. В настоящее время можно не беспокоиться о возможном переключении
что контролировать, очевидно, можно будет только заявленные
плутония США или Россией из гражданской в военную программу, поскольку
количество оружейного плутония и без того избыточно, и обе стороны заинте
ресованы в его сокращении и уже в принципе договорились об этом. Однако в
392
Rybachenkov V.I. Some Reflexions on Fissile Material Cut off Treaty (FMCT). будущем, когда оружейные запасы сократятся, такое переключение может
CD Workshop on FMCT. Geneva, January 25–26, 1999. (Личный архив автора). представлять опасность.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
278 279
во всяком случае на первых этапах, будут твердо добиваться, ности, связанной с ядерным оружием (что требуется статьей I
чтобы их особый статус был должным образом учтен. ДНЯО), при осуществлении международного контроля, а также
и коммерческих секретов потребуется выработка процедур «уп
Контроль за ЗПРМ. Не входя на данном этапе в подробности рас
равляемого доступа» (т.е. ограниченного, но достаточного для
смотрения конкретных деталей и процедур контроля, а также
целей контроля) к соответствующим установкам и другим мес
возможных расходов на осуществление будущего договора о
там, куда будут направляться инспекции, и использования
ЗПРМ (на этот счет имеется полезная литература394), следует от
принципа информационных барьеров, обеспечивающих неинтру
метить, что его разработчикам придется учитывать такие аспек
зивность контроля.
ты, как определение степени обогащения урана, подлежащего
ограничениям по договору; изотопный состав плутония; наличие Следует отметить, что МАГАТЭ уже имеет достаточно широкий
или отсутствие полного топливного цикла; масштабы имеющих опыт и обладает технической базой и кадрами специалистов для
ся «значимых количеств» делящегося материала; своевремен контроля за ЗПРМ. В частности, с 1989 г. осуществляется Шес
ность обнаружения нарушений; наличие различных установок тисторонний обогатительный проект (Hexapartite Enrichment
по обогащению урана и переработке облученного топлива и мно Project), в соответствии с которым под гарантии МАГАТЭ по
гое другое. Особое внимание нужно будет уделить тритию, кото ставлены все газоцентрифужные обогатительные предприятия
рый, не являясь ядерным материалом, используется в оружии, Германии, Нидерландов, Японии, США, Великобритании и
причем его период полураспада составляет всего около 12 лет. Австралии.
Необходимо будет тщательно взвесить достаточность нынешней Что касается институциональных решений проблемы ЗПРМ, то
системы гарантий МАГАТЭ (как она прописана в документах наиболее целесообразным представляется возложение на
INFCIRC/153 и INFCIRC/540), а также вопрос, в какой степени МАГАТЭ функций международного органа по контролю за со
эта система должна быть применима к государствам, обладаю блюдением соответствующего договора. Агентство имеет более
щим ядерным оружием. Договор должен будет также допускать чем 40 летний опыт применения гарантий не только во всех не
использование национальных технических средств контроля и ядерных государствах – и участниках, и неучастниках ДНЯО –
обязательство не чинить препятствий таким средствам контро но и в ядерных государствах, которые заключили добровольные
ля. Учитывая необходимость обеспечения соблюдения секрет соглашения о постановке под гарантии МАГАТЭ своей граж
данской ядерной деятельности.
Среди некоторых специалистов существует ошибочное пред
394Cм., например: Paine E. Christopher, Cohran Thomas B. Practical Interim Steps
Toward Nuclear Weapons Elimination and a Fissile Material Control Regime for ставление, что проблема разоружения не свойственна МАГАТЭ
Nuclear Weapon States. Canberra Commission on the Elimination of Nuclear
по его Уставу. Однако придание Агентству новых функций в об
Weapons. Background Papers, August 1996. P. 99–108; Schaper Annette. A Treaty on
ласти ограничения ядерных вооружений вполне соответствует
the Cutoff of Fissile Material for Nuclear Weapons – What to Cover? How to Verify.
Frankfurt: Peace Research Institute Frankfurt. PRIF Reports No. 48, July 1997; Уставу. Он предусматривает, что Агентство «проводит свою дея
Schaper Annette. Principles of the Verification for a Future Fissile Material Cut Off
тельность в соответствии с целями и принципами Организации
Treaty (FMCT). PRIF Reports No. 58, January 2001; Shea Thomas. Reconciling
Объединенных Наций, направленными на укрепление мира и
IAEA Safeguards Requirements in a Treaty Banning the Production of Fissile Material
поощрение международного сотрудничества, и в согласии с
for Use in Nuclear Weapons or Other Nuclear Explosive Devices. UNIDIR
Disarmament Forum. Vol. 2. 1999. P. 57; De Klerk Piet. Verification: Technical проводимой Организацией Объединенных Наций политикой
Dimensions and Costs. Presentation at the seminar on «Breaking Ground on a Fissile
содействия установлению обусловленного гарантиями разору
Material Cut Off Treaty». Munich, 23–25 July 1999; Walker William and Berkhout
жения во всем мире, и в согласии с любыми соглашениями, за
Frans. Fissile Material Stocks: Characteristics, Measures and Policy Options. UNI
DIR, 1999; Тимербаев Р.М. К новому соглашению по ограничению ядерных во ключенными в соответствии с такой политикой» (ст. III.В.1).
оружений (о переговорах о запрещении производства расщепляющихся мате
В этой связи представляется важным, что Агентство имеет эф
риалов для ядерного оружия). Ядерный Контроль. Том 43, № 1, январь февраль,
фективно работающий контрольно исполнительный орган –
1999. С. 4–10.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
280 281
Совет управляющих, который зарекомендовал себя с самой луч прекратить производство делящихся материалов, если это сде
шей стороны, в том числе и как международный механизм по лают Пакистан и Китай396.
соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия
Определенным, хотя и скромным шагом в направлении транс
после его вступления в силу в 1970 г.395
парентности и осмотрительного обращения с гражданским плу
До вступления в силу договора о ЗПРМ в рамках Агентства сле тонием явилось согласование в декабре 1997 г. Руководящих
довало бы создать Подготовительную комиссию для осуществ принципов обращения с плутонием, опубликованных в виде до
ления необходимых начальных мероприятий и выработки кон кумента МАГАТЭ INFCIRC/549 в марте 1998 г. Наряду со всеми
кретных процедур контроля в рамках договора с тем, чтобы они ядерными державами в согласовании Принципов участвовали
могли быть задействованы, как только он вступит в силу. Пере Бельгия, Германия, Швейцария и Япония. Принципы регули
дача всех функций контроля уже существующей организации – руют обращение с выделенным плутонием и необлученным плу
МАГАТЭ – безусловно, позволит сэкономить немало средств на тонием в виде МОКС топлива. Стороны также договорились об
реализацию договора о ЗПРМ. уровнях физической защиты, системе учета и контроля плуто
ния, регулярной проверке отчетности и ежегодном предоставле
Определенные шаги на добровольной и односторонней, а в некото
нии информации об инвентарных количествах гражданского
рых случаях и на согласованной основе в направлении прекраще
плутония и об оценках количества плутония, содержащегося в
ния наработки и даже сокращения количества имеющихся ору
отработавшем топливе гражданских реакторов.
жейных ядерных материалов уже предпринимаются некоторы
ми ядерными державами. США, Великобритания и Франция в В 1993 г. между Россией и США было заключено соглашение
начале 1990 х гг. прекратили производство таких материалов. о продаже Соединенным Штатам в течение 20 лет, т.е. до 2013 г.,
Россия поступила аналогичным образом. Три реактора двойно 500 т ВОУ, переработанного на российских предприятиях в низ
го назначения (для производства плутония и снабжения элект кообогащенный уран, для использования на американских
роэнергией близлежащих городов) пока продолжают функцио АЭС. По состоянию на октябрь 2002 г. Россия поставила свыше
нировать в Северске (Томск 7) и Железногорске (Красноярск 4000 т НОУ, полученного из более чем 150 т ВОУ, на сумму
26), однако нарабатываемый ими плутоний остается в форме ок 3,5 млрд долл.397
сида, не входит в гособоронзаказ и не направляется на произ
По соглашению между Минатомом РФ и Министерством энер
водство оружия. Осуществляется программа создания замещаю
гетики США американские представители «имеют право на
щих энергомощностей, в соответствии с которой при финансо
транспарентность», что позволяет США убедиться в том, что
вой помощи Соединенных Штатов будут построены электро
низкообогащенный уран получается из высокообогащенного
станции на органическом топливе с вводом их в строй в
делящегося материала, извлеченного из оружия. Представители
2005–2006 гг.
США (до 4 чел.) на постоянной основе имеют возможность ре
Китай официальных заявлений о прекращении производства гулярно посещать завод в Новоуральске, где производится раз
расщепляющихся материалов не делал. Пакистан также никогда бавление ВОУ, и контролировать определение степени обога
всерьез не рассматривал возможность введения моратория на щения в центральной заводской лаборатории. США могут также
производство расщепляющихся материалов. Индия также не
объявляла мораторий, более того, она даже расширяет их произ
водство. Правительство этой страны отклонило предложение
Feinstein Lee. Avoiding Another Close Call in South Asia. Arms Control Today.
396
July/August 2002.
397 Получаемый за счет поставок из России НОУ позволяет вырабатывать до
395Совет управляющих состоит из 35 членов. В 1999 г. Генеральная конферен 10% общего потребления электроэнергии в США (Nuclear.ru. 4 октября 2002).
ция МАГАТЭ приняла поправку к Уставу, расширяющую состав Совета до В начале 2003 г. Минатом РФ обявил, что в ядерное топливо превращено более
43 членов, однако эта поправка в силу еще не вступила. 170 т ВОУ.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
282 283
до шести раз в год направлять на пятидневный срок своих пред ки рекомендаций о совместных усилиях по исследованию и раз
работке передовых технологий ядерного реактора и топливного
ставителей на три других завода, где производится разбавление
высокообогащенного урана (на НПО Маяк, в Северск и Желез цикла, устойчивых с точки зрения нераспространения.
ногорск). Со своей стороны, российские представители имеют
Наконец, как уже отмечалось в третьей главе, на саммите «Боль
право посещать газодиффузионный завод в Портсмуте (штат
шой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) в июне 2002 г. его уча
Огайо), куда поступает НОУ из России. Наблюдатели РФ могут
стники согласились ассигновать до 20 млрд долл. в течение сле
также периодически посещать пять американских заводов, где
дующих десяти лет на «проекты сотрудничества, первоначально
из НОУ изготавливаются топливные сборки, для ознакомления
в России, для решения вопросов нераспространения, разоруже
с документацией о распределении сборок по коммерческим
ния, борьбы с терроризмом и обеспечения ядерной безопаснос
АЭС США398.
ти». Среди первоочередных задач – уничтожение химического
оружия, утилизация списанных ядерных подводных лодок, а так
Другим важным вопросом является строительство хранилищ
же избыточных оружейных расщепляющихся материалов и тру
для выводимых из военных программ избыточных оружейных
доустройство бывших ученых оружейников. Участники встречи
делящихся материалов в России и США. Минатом РФ заверша
призвали активизировать усилия по утилизации запасов расщеп
ет строительство крупного хранилища таких материалов на
НПО Маяк в Челябинской области, которое финансируется ляющихся материалов, определенных как более не требуемые
для целей обороны. При этом «потребуются взаимно согласован
совместно Россией и США. Предполагается, что первая очередь
ные меры и процедуры эффективного мониторинга, аудита и
хранилища, предназначенная для хранения 25 т плутония, из
транспарентности в целях обеспечения соответствия совместных
влеченного из боезарядов, будет введена в строй в 2003 г., при
усилий согласованным задачам (включая, при необходимости, нео
чем в его конструкцию уже сейчас закладываются элементы, не
братимость) и подтверждения эффективности работы, установ
обходимые для международного мониторинга399.
ления отчетности за расходуемые средства и предоставления адек
В 2000 г. между Россией и Соединенными Штатами было заклю
ватного доступа доноров на объекты» (выделено мной. – Р.Т.).
чено соглашение об утилизации плутония, заявленного как не
Таким образом, при оказании содействия России в указанных
являющийся более необходимым для целей обороны, согласно
областях определенная транспарентность должна будет иметь
которому каждая страна выведет из оборонных программ и ути
место.
лизирует в течение 20 лет по 34 т плутония. Стороны решили,
что весь утилизируемый плутоний будет переведен в МОКС
топливо для использования на атомных электростанциях. Со
Транспарентность и контроль за сокращением
глашение предусматривает мониторинг и инспекции в отноше
и уничтожением ядерного оружия
нии утилизируемого плутония (ст. VII и Приложение «Монито
ринг и инспекции»). Установление контроля за сокращением и уничтожением ядер
ного оружия – одна из самых сложных задач как технического,
В мае 2002 г. во время саммита в Москве президенты РФ и США
так и политического характера. Цель контроля, в сущности, од
приняли решение о создании совместных экспертных групп для
на – дать сторонам соглашения уверенность в том, что оно вы
изучения мер по увеличению количества подлежащего ликвида
полняется в степени, достаточной для обеспечения националь
ции расщепляющегося материала для целей оружия и подготов
ной безопасности сторон. Контроль вряд ли может быть абсо
лютным, стопроцентным, но он может и должен быть адекват
ным, отвечающим задаче обеспечения соблюдения соглашений.
398 Ifft Edward M. Verifying nuclear arms control and disarmament. In: VERTIC
Yearbook 2001. P. 34–35.
Транспарентность – термин, получивший широкое распростра
399 Рыбаченков В.И. О российских подходах к обращению с избыточным плуто
нение в течение последних 5–10 лет, означает открытость, про
нием. Ядерное Распространение. Выпуск 42. Январь март 2002. С. 56.
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
284 285
зрачность. Чем больше прозрачность, тем менее интрузивными, последние два три года тоже стали заниматься изучением во
назойливыми и дорогостоящими могут быть инспекции на месте просов транспарентности и контроля.
и другие способы контроля. Масштабы транспарентности зави
Некоторые разработки в области контроля проводились и про
сят от охвата, объема и характера соглашения. Например, Дого
водятся на двустороннем российско американском уровне, так
вор по ПРО, прекративший свое существование в июне 2002 г.,
что было бы неправильно считать, что мы имеем дело с cовер
предусматривал верификацию с помощью национальных техни
шенно «не вспаханным полем». И тем не менее впереди огром
ческих средств контроля, то есть спутников слежения, без каких
ная работа, темпы осуществления которой зависят прежде всего
либо инспекций на месте. И для данного договора такой кон
от политической воли и предвидения участвующих сторон.
троль считался вполне адекватным. В то же время для бессрочно
Как уже указывалось в третьей главе, соблюдение договоренно
го Договора о РСМД, установившего полный запрет на целую
стей о сокращении стратегических ядерных вооружений до на
категорию ракетно ядерных вооружений, потребовался весьма
стоящего времени осуществляется прежде всего путем контроля
интрузивный контроль, который продолжается и после ликвида
за носителями ядерного оружия, который реализуется посредст
ции всех носителей, подлежавших уничтожению.
вом национальных технических средств контроля и инспекций
Что же касается соглашения (соглашений) о сокращении и тем
на местах процессов уничтожения или переоборудования носи
более полном уничтожении ядерного оружия, то потребуется го
телей и внешним наблюдением за заводами по производству
раздо более широкая транспарентность и более интрузивная ве
баллистических ракет.
рификация. Вполне возможно, что если ко времени приближе
ния к конечной цели такого соглашения между его сторонами Необходимо, вместе с тем, отметить, что и в России, и в США,
еще не будет достигнуто должной степени взаимного доверия а также в Великобритании уже осуществляется демонтаж снима
(а транспарентность и контроль должны будут способствовать емых с вооружения ядерных боезарядов. По данным на 1998 г.
повышению уровня доверия), то пришлось бы установить такой в России было демонтировано 11 000 стратегических и тактиче
международный режим соблюдения соглашения, который ских боезарядов и ожидало демонтажа 6300. В США было де
включал бы присутствие по решению Совета Безопасности монтировано 10 512 боезарядов и ожидало демонтажа 1500400.
ООН международного вооруженного персонала на тех атомных Есть все основания полагать, что и после 1998 г. процесс демон
объектах, которые представляли бы наибольшую опасность с тажа продолжается401. Однако этот демонтаж проводится без ка
точки зрения возобновления производства ядерного оружия. кого либо взаимного и тем более международного контроля.
И еще одно предварительное замечание. К режиму транспарент Если обратиться к истории исследования проблемы транспарент
ности и верификации необходимо заблаговременно быть гото ности ядерного оружия, то первая попытка была предпринята
выми, особенно с учетом связанных с этим весьма сложных про
блем технического и политического характера. Процесс сокра
Bulletin of the Atomic Scientists. July–August 1998; Diakov Anatoly. Presentation at
400
щения ракетно ядерных вооружений набирает силу: за послед
the RANSAC Workshop, April 1998; Дьяков А.С. Доклад на семинаре в ПИР
ние 10–15 лет заключено несколько соглашений на этот счет. Центре «Ратификация Договора СНВ 3 и перспективы выработки и заключе
Если Россия не подготовится должным образом к решению про ния Договора СНВ 3» 8 октября 1998 г., основные положения которого опубли
кованы в Независимом Военном Обозрении. № 34. 1998, 11–17 сентября; U.S.
блем транспарентности и контроля, то есть опасность того, что в
Department of Energy Albuquerque Operations Office, Response to a FOIA request,
последний момент придется давать согласие на те процедуры, March 8, 1998.
которые разрабатываются другими странами. К сожалению, по 401 По мнению некоторых специалистов, РФ и США демонтируют по 1500 ядер
ных боезарядов в год (Bukharin Oleg and Luongo Kenneth. U.S.– Russian Warhead
добные случаи в прошлом имели место. В Соединенных Штатах
Dismantlement Transparency: The Status, Problems, and Proposals. Princeton
уже на протяжении нескольких лет ведется интенсивная прора University’s Center for Energy and Environmental Studies (CEES) Report No. 314,
ботка вопросов контроля. И неслучайно в Великобритании за April 1999. P. 8).
Международный контроль над атомной энергией Перспективы установления международного контроля...
286 287
еще в 1989 г., когда по инициативе академика Е.П. Велихова и с шихся в 1994–1995 гг. обсуждений между официальными пред
согласия советского правительства американская неправитель ставителями США и России мер транспарентности и необрати
ственная организация – Совет по охране естественных ресурсов мости ликвидации ядерных боезарядов будущих соглашений о
(Natural Resources Defense Council) – провела замеры гамма и сокращении ядерных вооружений.
нейтронного излучения, выделяемого ядерной боеголовкой на
По его мнению, был достигнут существенный прогресс в области
судне Слава в Черном море.
идентификации характера возникающих проблем и путей нахож
В 1992 г. между Россией и Украиной было подписано Соглаше дения их решений. Со времени рассмотрения «плана Баруха» в
ние о процедурах транспортировки ядерных боезапасов с терри 1940 х гг., отметил Дж. Гудби, это было первое двустороннее об
тории Украины на центральные предзаводские базы в целях их суждение существа указанных проблем. В США в конце 1960 х гг.
демонтажа и уничтожения. Согласно соглашению Украина по Агентство по контролю над вооружениями и разоружению
лучила право направлять группы представителей из трех человек (АКВР) провело весьма интенсивное исследование проблемы
на заводы по серийному производству оружия в Россию для на транспарентности демонтажа боезарядов, включая и полевые
блюдения за процессом демонтажа боеголовок, прибывающих с
эксперименты. Дж. Гудби обратил внимание на то, что после до
Украины. Украинские представители могли контролировать
стижения трехсторонней договоренности между РФ, США и Ук
шаг за шагом разборку боезапасов на составные части и их лик
раиной в 1994 г. относительно демонтажа вывозимых из Украины
видацию, а также извлечение и разборку ядерного заряда, но не
ядерных вооружений украинские представители получили воз
наблюдали за демонтажом физического пакета. При этом в При

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign