LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

согласия допустить инспекцию на местах своих ядерных сил378.
Дальнейшие соглашения по стратегическим вооружениям тре
В этом отношении чрезвычайно показателен подписанный в де
бовали более интрузивных методов контроля, чем Договор по
кабре 1987 г. между СССР и США бессрочный Договор о ликви
ПРО, вплоть до проведения инспекций на местах. До середины
дации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), ко
1980 х гг. для позиции Советского Союза была характерна край
торый вступил в силу 1 июня 1988 г. Договор предусматривал
няя осмотрительность и даже подозрительность в отношении
ликвидацию целого класса ядерных вооружений – ракет сред
подобных мер контроля. В основе такого подхода были и общая
ней дальности (дальность которых превышает 1000 км, но не
закрытость советского общества, и мания секретности, и, нако
нец, стремление отдельных ведомств, связанных с обороной, из
бежать не только международного контроля, но и возможности 378 Эту мысль высказал и американский специалист по международному контро
приоткрыть завесу над своей деятельностью для внутреннего лю М. Крепон из вашингтонского Центра Г. Стимсона: «Принятие транспа
гражданского контроля, прежде всего с точки зрения обеспече рентности для уменьшения ядерной опасности обычно наступает […] после то
го, как государства, обладающие ядерным оружием, достигают уверенности в
ния охраны окружающей человека среды.
своем сдерживающем средстве. Соединенные Штаты и Советский Союз не при
В 1986–1987 гг. с политикой гласности пришли перемены и в нимали инспекции на местах своих ядерных сил до 1986 г., т.е. почти три деся
тилетия с тех пор, как впервые занялись решением этого вопроса» (Krepon
подходах СССР к международному контролю за осуществлени
Michael. Missile Defense and the Asian Cascade. In: The Impact of US Ballistic Missile
Defenses on Southern Asia. The Henry L. Stimson Center Report No. 46, July 2002. P.
66). Говоря о первоначальных попытках решения вопроса об инспекциях, Кре
377 Bunn George, Rhinelander John. Outer Space Treaty May Ban Strike Weapons. пон, конечно, имеет в виду рассмотрение в ООН планов международного кон
Letter to the Editor. Arms Control Today. Vol. 32. No 5. June 2002. P. 24. троля в 1940 х гг., т.е. за четыре десятилетия до середины 1980 х гг.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
248 249
превышает 5500 км) и их пусковых установок; ракет меньшей Механизм инспекционного контроля включал следующие эле
дальности (дальность которых равна или превышает 500 км, но менты: заблаговременное согласование списков инспекторов
не превышает 1000 км) и их пусковых установок; вспомогатель каждой стороны (не более 200 чел.), которые должны проводить
ных сооружений и вспомогательного оборудования; районов инспекции, а также списков летных экипажей (не более 200 чел.),
развертывания; ракетных операционных баз; ракетных вспомо которые должны доставлять инспекторов в пункты въезда инспек
гательных объектов. В состав договоренности, помимо самого тируемой стороны; предоставление инспектирующей стороной
договора, входят Меморандум об установлении исходных дан уведомления о намерении провести инспекцию за определенное
ных в связи с договором, Протокол о процедурах, регулирующих договором время до расчетного момента прибытия в инспектиру
переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под емую страну (для большинства видов инспекций – за 16 часов),
действие договора, Протокол об инспекциях в связи с догово причем инспектируемая сторона должна подтвердить получение
ром, Меморандум о договоренности относительно процедур де такого уведомления; предоставление инспектирующей и утверж
ятельности Специальной контрольной комиссии. дение инспектируемой стороной плана полета инспекционной
группы с последнего перед прибытием в инспектируемую страну
Договором были предусмотрены шесть видов инспекций: про
аэродрома взлета; прибытие инспекционной группы в пункт въез
верка исходных данных (на всех объектах, заявленных в Мемо
да в инспектируемую страну, прохождение таможенных процедур
рандуме об исходных данных); квотные (выборочные) инспек
и ее пребывание в нем на протяжении некоторого времени (для
ции заявленных объектов; инспекции процессов ликвидации
большинства видов инспекций – не более 24 часов), в течение ко
вооружений в местах ликвидации; инспекции по подтвержде
торого инспекционная группа должна объявить место инспекции,
нию факта ликвидации объекта; инспекции по подтверждению
которую она намерена провести; доставка инспектируемой сторо
факта завершения процесса ликвидации вооружений; инспек
ной инспекционной группы к месту проведения инспекции (как
ции проходных пунктов некоторых (в СССР – в г. Воткинске, в
правило, воздушным путем) за время не более 9 часов после объ
США – в г. Магна, штат Юта) бывших заводов по производству
явления инспекционной группой места проведения инспекции;
охватываемых договором ракет.
при этом через час после такого объявления инспектируемая сто
Проверка исходных данных проводилась в течение второго и
рона должна ввести запрет на все перемещения вооружений в ме
третьего месяцев после вступления договора в силу. Инспекции,
сте предстоящего проведения инспекции; проведение инспекции,
связанные с процессами ликвидации объектов и вооружений, –
которое по большинству видов инспекций ограничивается 24 ча
в течение трех лет после вступления договора в силу, т.е. в сро
сами, включая послеинспекционные процедуры по подписанию
ки, отведенные по договору для ликвидации охватываемых им
отчета об инспекции (продолжительность инспекций процессов
вооружений. Квотные инспекции – в течение 13 лет действия
ликвидации – две–три недели); доставка инспекционной группы
договора. Инспекции проходных пунктов заводов также осуще
в пункт въезда в страну с возможностью пребывания в нем до 24
ствлялись в течение 13 лет действия договора, причем на посто
часов; убытие инспекционной группы из страны.
янной основе. Инспекционные группы состояли из 10 человек,
за исключением групп для инспекций проходных пунктов заво Всего за 13 лет – к 31 мая 2001 г. – СССР/Россией было проведе
дов – в них включалось 30 инспекторов, которые ротировались но 272 инспекции на 31 объекте в США и пяти западноевропей
через определенное время. ских государствах – Бельгии, Великобритании, Германии, Ита
лии и Нидерландах; Соединенными Штатами – 548 инспекций
За исключением инспекций заводов на постоянной основе, каж
на 116 объектах Советского Союза/России. Дополнительно к это
дая сторона могла проводить 20 инспекций в год в первые три го
му каждая сторона обеспечила большое количество ротаций ин
да действия договора, 15 инспекций в год – в течение следующих
спекционных групп в местах постоянного наблюдения за завода
пяти лет и 10 инспекций в год – в течение последних пяти лет. Че
ми: в Воткинске – 226 и в Магне – 170. Бывший Советский Союз
рез 13 лет после вступления договора в силу – к 1 июня 2001 г. –
вся инспекционная деятельность была завершена. и Соединенные Штаты ликвидировали соответственно 1846 и 846
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
250 251
ракет. Общее же число ликвидированных элементов ракетных Согласованная для этого методика измерений основана на срав
нении результатов измерений эталонного и проверяемого бое
комплексов (ракет, пусковых установок, корпусов головных час
припаса, выполненных в разное время, но в идентичных услови
тей, транспортно пусковых контейнеров, транспортных средств,
ях. Основание для применения такой методики состояло в том,
стационарных сооружений для пусковых установок, установщи
что потоки быстрых нейтронов от головных частей ракетных
ков ракет, емкостей для топлива, учебных ракет и учебных пуско
комплексов Пионер и Тополь значительно различаются как по
вых установок) составило 6161 советских и 2371 американских.
уровню, так и по контурным рисункам. В дальнейшем такой ме
C точки зрения развития концепции и процедур международного
тодический подход получил общее наименование радиацион
контроля в ядерной области представляет cущественный интерес
ной, в данном случае «нейтронной паспортизации».
тот факт, что в процессе выполнения Договора о РСМД измеря
лись некоторые параметры ядерных боеприпасов (в составе носите Следует заметить, что эти измерения проводились без примене
ния каких либо информационных барьеров (например, нормиро
лей). Дело в том, что в некоторых местах развертывания ликвиди
руемых передвижных ракетных комплексов Пионер (SS 20) с го вания результатов измерений на максимальное или любое дру
гое измеренное значение).
ловной частью из трех боевых блоков вновь размещались ком
плексы Тополь с моноблочной головной частью. Ракетные ком Процедуры инспекций по Договору о РСМД (в части контроля
плексы такого типа не подпадали под действие Договора о РСМД, головных частей) включали в себя следующие основные элемен
однако их внешняя схожесть с комплексом Пионер позволила ты. Проведение эталонных измерений интенсивности потока
США выдвинуть требование о проведении эталонных радиацион быстрых нейтронов на двух ракетах Пионер и двух ракетах Тополь,
ных измерений головных частей указанных комплексов, резуль расположенных в пусковых контейнерах, находящихся в гори
таты которых были бы основой для их идентификации при ин зонтальном положении. Эталонные измерения проводились в 79
спекциях. При этом, поскольку США не находились в подобной точках на плоскости размером 4х4 м, расположенной под голов
ситуации и не имели на вооружении мобильных ракет, не подпа ной частью (горизонтальные измерения) и в 9 точках вдоль верх
дающих под действие Договора о РСМД, которые были бы сход ней границы цилиндрической части пускового контейнера (про
ны с их ракетным комплексом Pershing, необходимости в проведе дольные измерения). Измерения выполнялись инспектируемой
нии российской стороной аналогичных радиационных измере стороной на аппаратуре инспектирующей стороны. После про
ний американских ядерных боеприпасов не возникло. ведения эталонных измерений один из двух контейнеров опреде
ленного типа ракет вскрывался, и инспектирующая сторона мог
В качестве физической основы для радиационного контроля ядер
ла визуально убедиться, что в каждом пусковом контейнере на
ных боеприпасов в рамках Договора о РСМД было принято нали
ходится соответствующий тип ракеты. Подписанные обеими
чие у оружейного плутония собственного нейтронного излучения,
сторонами результаты эталонных измерений использовались в
которое может быть зафиксировано в непосредственной близости
качестве основы при проведении инспекций.
(R ˜1–3 м) от боеприпаса с помощью пассивных нейтронных из
мерений. Тем самым стороны соглашались, что все ядерные бое При проведении квотной инспекции объекта, на котором ранее
припасы на носителях, подпадающих под действие договора, обя размещались ракетные комплексы Пионер, а впоследствии То
поль, измерения потоков быстрых нейтронов производились в 10
зательно содержат компоненты, выполненные из оружейного
плутония. В качестве аппаратуры для измерения количества плу точках на горизонтальной плоскости и в четырех точках вдоль
тония были выбраны нейтронные радиометры – гелиевые счетчи верхней границы цилиндрической части пускового контейнера.
ки, размещенные в полиэтиленовом замедлителе. Такая аппарату Эти точки выбирались инспекционной группой из точек эталон
ра позволяет измерять интегральную интенсивность нейтронного ных измерений. Алгоритм принятия решения был следующим:
излучения за пределами боеприпаса, но не дает информации о если в ходе инспекции результат каждого измерения, полученно
го для конкретного пускового контейнера, отличается не более
спектральных или иных характеристиках этого излучения.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
252 253
чем на 50% от результата соответствующего эталонного радиаци 31 июля 1991 г. был подписан и 5 декабря 1994 г. вступил в силу
онного измерения на ракете Тополь, то такая ракета не рассматри Договор о сокращении и ограничении стратегических наступа
тельных вооружений (Договор СНВ 1). Он предусматривал со
вается как ракета, подпадающая под действие договора. В случае
кращение в течение семи лет стратегических наступательных во
если результаты инспекционных и эталонных измерений отлича
оружений до уровня 6000 ядерных боезарядов и 1600 единиц
ются более чем на 50%, данный пусковой контейнер открывается
средств доставки для каждой из сторон, т.е. примерно на
инспектируемой стороной, с тем чтобы инспектирующая сторона
35–40%.
могла убедиться путем визуального осмотра внутренней части,
что находящаяся внутри пускового контейнера ракета не являет Договор содержал и ряд других ограничений. Так, из 6000 боеза
ся ракетой, подпадающей под действие договора. В любом случае рядов не более 4900 могло быть развернуто на баллистических
после проведения радиационных измерений на всех пусковых ракетах, а из них не более 1100 на мобильных ракетах и не более
контейнерах в данном месте инспекции инспекционная группа 1540 на тяжелых МБР. Правила засчета баллистических ракет
выбирает один пусковой контейнер, который должен быть от исходят из того, что каждая пусковая установка определенного
крыт для визуального осмотра. типа считается содержащей ракету определенного типа, а за
каждым типом ракеты засчитывается определенное количество
Так радиационный контроль применительно к Договору о
боеголовок. Таким образом, общее количество боеголовок на
РСМД был впервые введен в практику международной инспек
баллистических ракетах можно узнать, подсчитав количество
ционной деятельности в качестве метода проверки соблюдения
пусковых установок.
соглашений в области ядерного оружия.
Договор СНВ 1 представляет собой весьма объемистый ком
Для осуществления инспекционной деятельности в Генераль
плекс документов, в который, помимо текста собственно дого
ном штабе ВС РФ была создана инспекционная служба при На
вора, входят Меморандум об установлении исходных данных,
циональном центре по уменьшению ядерной опасности. В Ми
Протокол о переоборудовании или ликвидации средств, подпа
нистерстве обороны США функционирует Агентство по сниже
дающих под действие договора, Протокол об инспекциях и дея
нию угрозы (Defense Threat Reduction Agency – DTRA), в рамках
тельности по непрерывному наблюдению в связи с договором,
которого имеется Управление по инспекциям на местах.
Протокол об уведомлениях, Протокол о забрасываемом весе
МБР и БРПЛ, Протокол о телеметрической информации, Про
Поскольку Договор является бессрочным, сохраняется Специ
токол о совместной комиссии по соблюдению и инспекциям и
альная контрольная комиссия, которая при необходимости мо
ряд других договоренностей и согласованных заявлений. Весь
жет собраться для рассмотрения вопросов, относящихся к со
этот комплекс документов составляет более 900 страниц.
блюдению принятых сторонами обязательств. Американские
инспекторы продолжают наблюдение за заводом в Воткинске, 4 декабря 2001 г., т.е. через семь лет после вступления СНВ 1 в
но уже в связи с Договором СНВ 1. Договор о РСМД имел бес силу, завершились предусматриваемые договором сокращения.
прецедентную по широте программу инспекций на местах, После этого он будет действовать еще восемь лет, если не будет
включающую и радиационные измерения, которая была успеш заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокра
но реализована379. щении и ограничении стратегических вооружений, или не будет
продлен или расторгнут. В течение периода, который последует
после первых семи лет, т.е. до декабря 2009 г., будут соблюдать
379Подробнее о системе контроля за соблюдением Договора о РСМД см.: Кон ся все те запреты и ограничения, а также контроль за их соблю
троль над вооружениями и военной деятельностью. Справочник. С. 45–60;
дением, которые предусмотрены Договором.
Медведев В.И. Уроки Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дально
сти. Ядерный Контроль. Том 6, № 4, июль август, 2000. С. 65–73; Ifft Edward M.
Система контроля за соблюдением Договора СНВ 1 гораздо
Verifying nuclear arms control and disarmament. In: VERTIC Yearbook 2001. L.:
сложнее, чем по Договору о РСМД. По последнему соглашению
2001. P. 26–27.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
254 255
инспекторам нужно было подтвердить ликвидацию и зафикси бомбардировщиках и т.д. Каждая сторона проводит ежегодно
ровать отсутствие данного класса вооружений, в то время как 25–30 инспекций.
СНВ 1 должен обеспечивать мониторинг ограничений и сокра
В рамках Договора СНВ 1 также предусматриваются некоторые
щений и, следовательно, иметь дело с разными количествами и
процедуры радиационного контроля. В частности, в отношении
техническими характеристиками стратегических наступатель
контейнеров с крылатыми ракетами большой дальности (КРВБ)
ных вооружений.
были определены радиационные меры проверки, которые отве
Поэтому принципиально новым элементом СНВ 1 являлась чали бы следующим условиям:
чрезвычайно масштабная система контроля, потребовавшая ог
• контейнер не содержит ядерную КРВБ большой даль
ромной работы. Возникавшие сложности зачастую были связа
ности (путем измерений на внешней поверхности кон
ны с асимметрией стратегических сил и различиями в практике
тейнера);
каждой из сторон. Так, например, американцы стремились уста
новить максимально жесткий контроль над мобильными назем • КРВБ, хранимая вне контейнера, не является ядерной
ными системами ракет, поскольку такими системами обладает КРВБ большой дальности;
только Советский Союз/Россия. Со своей стороны, советские
• содержимое контейнера, извлеченное из него, является
переговорщики прилагали максимум усилий, чтобы поставить
неядерным.
под строгий контроль воздушный и морской компоненты стра
тегических сил, по которым значительное преимущество имеют Были оговорены процедуры проверки, а также процедуры,
Соединенные Штаты. подтверждающие, что инспектируемая сторона не предприни
мает мер, маскирующих излучение. Последний факт подтверж
Большие трудности возникли при разработке положений Дого
дался путем использования калиброванного радиационного ис
вора и соответствующего протокола о телеметрической инфор
точника.
мации. Дело в том, что в ходе каждого летного испытания МБР
и БРПЛ сторона, проводящая испытание, производит бортовые
В рамках договора рассматривался также метод идентификации
измерения технических параметров и должна передавать в эфир
в составе РГЧ предметов, которые похожи на боеголовки, но не
телеметрическую информацию, получаемую в результате изме
являются ими. Для этой цели предлагалось использовать методы
рений. Такая информация, полученная другой стороной догово
регистрации нейтронных полей. Процедуры радиационного
ра, является важным средством контроля за его соблюдением в
контроля таких предметов в договоре не определены и находят
отношении МБР и БРПЛ. При разработке Договора нужно бы
ся в процессе согласования в Совместной комиссии по соблюде
ло согласовать процедуры, которые предотвращали бы предна
нию и инспекциям (СКСИ).
меренное или непреднамеренное сокрытие такой информации.
А поскольку каждая сторона обладала своей спецификой в про В 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ 2,
ведении испытаний и передаче телеметрической информации, предусматривавший сокращение стратегических наступатель
требовалось урегулировать эти различия. ных вооружений до уровня 3000–3500 ядерных боезарядов для
каждой из сторон. По договору для его осуществления должны
Договор предусматривает всесторонний обмен данными и мно
были использоваться положения о контроле Договора СНВ 1.
гочисленными уведомлениями, которые постоянно обновляют
Однако Договор 1993 г. в силу не вступил. Не получило развития
ся, с тем чтобы другая сторона точно знала, где и сколько нахо
и объявленное обеими сторонами в ходе саммита в Хельсинки в
дится ракет или тяжелых бомбардировщиков каждого типа.
марте 1997 г. намерение разработать Договор СНВ 3, который
Проводятся 13 различных видов инспекций, включая проверку
предусматривал бы снижение потолка стратегических наступа
числа ракет и тяжелых бомбардировщиков на каждом объекте,
количества боезарядов на баллистических ракетах и тяжелых тельных вооружений до 2000–2500 единиц. При этом президен
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
256 257
ты РФ и США согласились, что стороны также рассмотрят во шей экспертной проработке методов контроля в ядерной облас
просы, относящиеся к транспарентности ядерных материалов. ти было бы целесообразно учесть уже приобретенный опыт: воз
можно, что некоторые процедуры были излишними или, наобо
Вместо договоров СНВ 2 и СНВ 3 в Москве 24 мая 2002 г. был
рот, недостаточными для выполнения тех задач в сфере транспа
подписан Договор между РФ и США о сокращении стратегичес
рентности и контроля, которые могут возникнуть в будущем380.
ких наступательных потенциалов (Договор СНП), предусматри
вающий, что такие вооружения должны быть доведены до уров Кроме перечисленных двусторонних соглашений по ограниче
ня 1700–2200 боезарядов к концу 2012 г. Договор устанавливает нию и сокращению стратегических ядерных вооружений, сторо
(ст. II), что Договор о СНВ (так в нем именуется Договор ны в 1991–1992 гг. объявили о некоторых мерах по выводу и сокра
СНВ 1) «остается в силе в соответствии с его положениями». Та щению тактического ядерного оружия, однако эти важные и по
ким образом, после вступления в силу нового договора положе лезные меры осуществляются каждой стороной в одностороннем
ния о контроле и инспекциях, как и другие предусматриваемые порядке и не предусматривают какого либо контроля, если не
им ограничения, в том числе и радиационные измерения, о ко считать того, что стороны время от времени на добровольной ос
торых говорилось выше, должны применяться и к этому догово нове объявляют о проделанных в этой области шагах. Так, рос
ру. Однако Договор СНВ будет оставаться в силе до 4 декабря сийская делегация на состоявшейся в апреле 2002 г. сессии Под
2009 г., тогда как Договор СНП 2002 г. будет действовать до готовительного комитета Конференции по ДНЯО 2005 г. по
2012 г. Следовательно, сторонам в соответствующие сроки при дробно информировала членов Комитета о ходе реализации Фе
дется решать вопрос о том, как будет обеспечиваться контроль деральной целевой программы по ликвидации и утилизации
за соблюдением Договора СНП в оставшиеся годы. ядерных боеприпасов как стратегических, так и тактических во
оружений.
В Совместной декларации, подписанной президентами России
и США в тот же день, что и Договор о сокращении ядерных по Как представляется, в качестве дальнейшего шага следовало бы
тенциалов, говорится, что создается Консультативная группа по рассмотреть целесообразность применения некоторых мер
вопросам стратегической безопасности во главе с министрами транспарентности, в том числе согласованных по договорам о
иностранных дел и обороны, которая будет основным механиз РСМД и СНВ, в отношении возможных договоренностей отно
мом, при помощи которого стороны будут укреплять взаимное сительно ограничений или сокращений тактического ядерного
доверие, расширять транспарентность, обмениваться информа оружия.
цией и планами, а также обсуждать стратегические вопросы,
представляющие взаимный интерес. Эта группа, очевидно, и
должна будет со временем определить порядок обеспечения Практическая деятельность
контроля за соблюдением Договора СНП от 24 мая 2002 г. после в области транспарентности
истечения срока действия Договора СНВ в 2009 г. Хотелось бы
За последние десять лет между Россией и США накопился нема
выразить надежду, что эта двусторонняя Консультативная груп
лый опыт по осуществлению практической транспарентности381
па обратит пристальное внимание на вопросы транспарентнос
ти при уничтожении ядерного оружия – одну из наиболее слож в областях, имеющих отношение к безопасности, учету, сохран
ных проблем в области ядерного разоружения.
Из всего сказанного с очевидностью следует, что и по двусто 380 Автор выражает глубокую признательность В.И. Медведеву и А.Н. Верещаге
ронним российско американским соглашениям в области огра за неоценимую помощь, оказанную ему при подготовке настоящего раздела
монографии.
ничения и сокращения стратегических вооружений заложен 381 Некоторые специалисты, в частности Р. Геттемюллер из Фонда Карнеги за
крепкий фундамент на пути к дальнейшим мерам установления международный мир, предпочитают употреблять термин «естественная транс
международного контроля над атомной энергией. При дальней парентность» (natural transparency).
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
258 259
ности и утилизации избыточных ядерных материалов, ограни по их оценке, выделили на Программу СУУ порядка
чению и сокращению ядерных вооружений и к сотрудничеству в 7 млрд долл., в такой деятельности участвуют, в том
авиакосмической и других областях деятельности, которые числе в виде материальной помощи, и некоторые дру
прежде, во времена холодной войны, считались весьма чувстви гие государства – Япония, Германия и т.д. Со своей
тельными и потому закрытыми. В этот процесс вовлечены тыся стороны, Соединенные Штаты допускают российских
чи специалистов в обеих странах, мало помалу накапливается специалистов на некоторые аналогичные американ
опыт, а также вырабатываются менталитет и общая культура, ские объекты, хотя соответствующие меры по физичес
способствующие дальнейшему развитию транспарентности и кой защите и утилизации ядерных материалов США
мониторинга и, следовательно, повышению взаимного доверия, осуществляют самостоятельно и за свой счет.
которые в дальнейшем помогут в выработке и выполнении дого
• Как отмечалось в проведенном ПИР Центром исследо
воренностей о более глубоких сокращениях ядерных арсеналов
вании, «проблема доступа на объекты российского
и обеспечению верификации таких договоренностей. Эта прак
ядерно оружейного комплекса относится к одной из
тическая работа в области транспарентности не всегда регулиру
наиболее болезненных и трудноразрешимых проблем
ется межправительственными или межведомственными согла
российско американского сотрудничества» в реализа
шениями, а вытекает из практических потребностей взаимовы
ции программ содействия России по ликвидации «на
годного общения в новых условиях отношений между Россией и
следия холодной войны». Важно, говорится в этом ис
США. В то же время следует отметить, что не всегда это прохо
следовании, «до предела сузить зону противоречий».
дит гладко, так как частично все еще сохраняются стереотипы
«Но при этом необходимо, во первых, предоставить
закрытости, укоренившиеся в годы холодной войны.
России надежные гарантии нераспространения конфи
Назовем некоторые из практических мер транспарентности, ко денциальной информации, а во вторых, изучить во
торые уже довольно успешно применяются на практике: прос о косвенных мерах контроля за использованием
тех или иных конкретных видов оборудования, постав
• С начала 1990 х гг. осуществляется Программа совмест
ляемого из США»382.
ного уменьшения угрозы – СУУ (программа Нан
на–Лугара), которая содействует сокращению россий
• • В ходе встречи «Большой восьмерки» в Кананаскисе
ского ракетно ядерного арсенала, а также других видов
(Канада) в июне 2002 г. была достигнута договорен
оружия массового уничтожения, выводимых из воору
ность о Глобальном партнерстве в целях нераспростра
жений и уничтожаемых в соответствии с двусторонни
нения оружия и материалов массового уничтожения.
ми или многосторонними соглашениями (Договор о
Она предполагает выделение партнерами в течение бли
РСМД, Договор СНВ 1, Конвенция о запрещении и
жайших 10 лет до 20 млрд долл. на реализацию россий
уничтожении химического оружия и др.). Эта же Про
ских программ уничтожения химического оружия, ути
грамма направлена на обеспечение учета, контроля и
лизацию списанных атомных подводных лодок и ору
физической защиты делящихся материалов, утилиза
жейного плутония, а также для трудоустройства россий
цию стратегических атомных подводных лодок, улуч
ских ученых оружейников. В том же пакете решение о
шение подготовки персонала, отвечающего за ядерную
преобразовании рабочей группы «семерки» по ядерной
безопасность, строительство хранилищ для расщепля
безопасности в формат «восьмерки» с полноправным
ющихся материалов оружейного происхождения и реа
лизацию других мер в указанных и смежных областях.
В ходе осуществления Программы СУУ в России при
Сотрудничество во имя глобальной безопасности. Научные Записки ПИР
382
меняются определенные согласованные практические Центра, № 1 (19), 2002. / Под общей редакцией Ю.Е. Федорова. М.: ПИР
меры транспарентности. К настоящему времени США, Центр, 2002. С. 197–198.

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign