LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ется договором только после его вступления в силу, а это значит,
вопросов, относящихся к этим областям.
что завершение создания инфраструктуры ИНМ во многом за
Оперативное руководство по ИНМ, пожалуй, является одним из висит от момента, который в настоящее время определить не
основных документов, которые должны быть подготовлены к возможно. Закупка полных комплектов инспекционного обору
вступлению договора в силу. Это естественно, поскольку дования и приведение в готовность других элементов инфраст
ИНМ – наиболее интрузивный элемент верификационного ме руктуры (складов, операционного центра) экономически целе
ханизма ДВЗЯИ. Насколько важное значение придается госу сообразны лишь непосредственно перед вступлением ДВЗЯИ
дарствами членами договора этому документу, видно из того, в силу. Поэтому ВТС планирует расходы на эти цели в размере
что Израиль, к примеру, поставил (во всяком случае на словах) 21–35 млн долл. отложить на неопределенное время. В ближай
свою ратификацию ДВЗЯИ в прямую зависимость от успешной шие же годы будет продолжаться разработка оперативного руко
разработки Оперативного руководства по ИНМ. В результате водства, подготовка потенциальных инспекторов, составление
полутора лет работы редакционной группы специалистов ряда документации для будущих инспекций, закупка опытных образ
государств (в основном ядерных держав) подготовлен первона цов оборудования для целей испытания и обучения.
чальный Проект переходящего текста руководства на основе на
Если говорить о двух других элементах верификационного меха
ционального вклада каждой из стран и наработок ВТС. В июне
низма – консультациях и разъяснениях и мерах укрепления дове
2001 г. началась следующая стадия, так называемая переговор
рия, то здесь перед ПК ОДВЗЯИ стоят весьма ограниченные за
ная, когда на основе упомянутого проекта уже в официальном
дачи. В положениях Договора достаточно подробно оговорено
формате представители государств членов договора согласовы
применение этих элементов, и практически не требуется разра
вают текст руководства. Начало этой работы показало, что со
ботка дополнительной документации. В отношении мер укреп
гласование проекта – весьма трудоемкий и длительный процесс,
ления доверия Комиссией были подготовлены стандартные
который займет не один год.
формуляры для осуществления добровольных уведомлений о
В области инспекционного оборудования составлены перечни и проведении крупных химических взрывов. Близка к заверше
спецификации инструментария для пассивной сейсмометрии, нию работа по согласованию ПК ОДВЗЯИ типовых форм за
гамма радиационных измерений, визуальных наблюдений. За просов и ответов для проведения консультаций и разъяснений.
куплены для испытаний образцы оборудования пассивной сейс
В целом, по оценке ВТС, механизм проверки соблюдения дого
мики. В принципе урегулированы вопросы по инфраструктуре
вора может быть создан в основном в 2006 или 2007 г. При уже
хранения и перемещения инспекционного оборудования.
выделенных в 1997–2001 гг. 255 млн долл. на эти цели в ближай
С 1998 г. ВТС проводит ознакомительные курсы обучения по шие четыре года потребуется около 391 млн долл. (капитальные
инвестиции, поддержание работы уже созданных компонентов
тенциальных инспекторов. Составлен и ведется реестр будущих
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
236 237
верификационного механизма, расходы на персонал ВТС, заня Как уже упоминалось, Россия выбрала для своей территории ва
риант так называемой «независимой» подсистемы ГСС для це
тый в этой сфере).
лей ДВЗЯИ. Это означает, что российская сторона взяла на себя
Россия вносит существенный вклад в создание верификационно
обязательство выполнить все работы по подключению ее объек
го механизма ДВЗЯИ. Это касается не только и не столько ее тов МСМ к МЦД в Вене через свой НЦД в Дубне. Задачей ВТС
взносов в бюджет ПК ОДВЗЯИ (регулярно и в полном объеме вы является обеспечение подключения российского НЦД к ГСС
плачиваемых). Российский сегмент механизма проверки ДВЗЯИ путем установки канала связи с венским МЦД. Такая работа бы
состоит из 31 станции МСМ (шесть сейсмостанций основной се ла проделана в 2000 г. ВТС поставил в российский НЦД обору
ти, 13 сейсмостанций вспомогательной сети, восемь радионук дование интерфейса и осуществил подключение к оптико воло
лидных станций и четыре инфразвуковых), центральной лабора конному каналу связи Москва–Вена.
тории радиационного контроля Минобороны, Национального
Другим направлением участия России в создании верификаци
центра данных в г. Дубна, а также российской независимой под
онного механизма ДВЗЯИ является привлечение российских
системы ГСС (оборудование, каналы связи), которая должна свя
организаций к проведению различных курсов подготовки спе
зать воедино объекты МСМ и НЦД России, обеспечить передачу
циалистов под эгидой ВТС, а также к участию в технических
данных в МЦД и получение данных и продуктов МЦД.
экспериментах по отработке механизма проверки и задейство
Работы по созданию российских объектов МСМ финансируют ванного в нем оборудования.
ся из бюджета ПК ОДВЗЯИ и осуществляются под эгидой ВТС,
Так, в соответствии с контрактом между НИИИТ и ВТС в июне
который заключает соответствующие контракты с российским
1999 г. в Дубне были проведены курсы ВТС для операторов объ
генеральным подрядчиком – НИИ импульсной техники Мин
ектов МСМ из стран Центральной и Восточной Европы. В ноя
атома (НИИИТ). Такая схема действует в отношении 23 россий
бре 2000 г. Российский федеральный ядерный центр ВНИИТФ
ских объектов МСМ. Что касается восьми сейсмостанций вспо
в Снежинске совместно с ВТС провел экспериментальные кур
могательной сети, находящихся в ведении Геофизической служ
сы обучения для потенциальных инспекторов.
бы Российской академии наук, то здесь ВТС напрямую сотруд
С 2000 г. ВТС проводит эксперимент по сравнительной оценке
ничает с РАН.
аппаратуры регистрации радиоактивных благородных газов, в
Создание объектов МСМ на территории России началось во котором принимает участие Радиевый институт им. Хлопина
второй половине 1998 г., когда был осуществлен первый обмен РАН (Санкт Петербург). На цели эксперимента ВТС выделил
письмами между российской стороной и ВТС, заложивший ос российскому институту 206 тыс. долл. Российская аппаратура по
нову для осуществления этой деятельности в России и заключе обнаружению радиоактивных благородных газов проходит ус
ния секретариатом соответствующих контрактов с НИИИТ. пешное тестирование на радионуклидной станции в Рио де
В 1999 г. был снова произведен обмен письмами, в результате че Жанейро (Бразилия). В декабре 2000 г. был также заключен кон
го охвачен комплекс работ по строительству и модернизации тракт между ВТС и НИИИТ на калибровку российских сейсми
всех российских объектов МСМ. ческих станций в Европейской части России.
Были проведены обследования площадок для размещения 29 из В последнее время ситуация вокруг ДВЗЯИ и его судьбы вызы
31 российского объекта МСМ. Заключены контракты, осуще вает все большую обеспокоенность у сторонников договора. Во
ствляется строительство семи станций МСМ (две сейсмические, многом это связано с отказом в 1999 г. Сената США ратифици
три инфразвуковые и две радионуклидные), работы по созда ровать Договор, негативной позицией администрации Дж. Буша
нию которых планируется завершить в 2004 г. Согласованы с в отношении ДВЗЯИ. Во время сенатских слушаний по ДВЗЯИ,
ВТС и находятся в процессе подготовки контракты для начала среди прочего, прозвучала резкая критика в адрес создаваемого
по договору верификационного механизма. Ее суть сводилась к
работ по установке еще восьми станций.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
238 239
тому, что механизм проверки не эффективен, не способен обна НАН по международной безопасности и контролю над вооруже
руживать все возможные, в том числе скрытые маломощные ниями (CISAC). В его состав входили бывшие директора атом
ядерные испытания, а значит не может служить сдерживающим ных лабораторий – Г. Эгню (Лос Аламос), А. Нарат (Сандия),
фактором для потенциальных нарушителей. А. Тривелпис (Окридж), а также Р. Гарвин, С. Кини, В. Паноф
ски и др.
В докладе специального советника президента Б. Клинтона по
вопросам ДВЗЯИ, бывшего руководителя Объединенного ко Комитет пришел к следующим выводам:
митета начальников штабов генерала Дж. Шаликашвили, кото
• Все основные технические проблемы, выдвинутые при
рый был опубликован в январе 2001 г., эти тезисы весьма аргу
отказе Сената ратифицировать ДВЗЯИ, поддаются уре
ментированно опровергаются. Шаликашвили, опираясь на мне
гулированию. Возможности контроля за соблюдением
ние заинтересованных ведомств США, показал, что создаваемая
договора шире, чем принято считать.
МСМ будет существенно дополнять национальные технические
средства мониторинга США, особенно по таким регионам, как • Верификационный механизм, предусматриваемый до
Китай и Центральная Азия. А их комбинирование существенно говором, надежен и позволяет обнаруживать подзем
понижает порог обнаружения возможных нарушений ДВЗЯИ. ные испытания мощностью до 0,1 килотонны (100 т), а
Кроме того, как отмечает генерал, правильное и своевременное в некоторых районах (например, на Новой Земле) – до
применение ИНМ поможет устранить имеющиеся сомнения в 0,01 кт (10 т). При попытках скрытого проведения под
отношении соблюдения ДВЗЯИ. Дж. Шаликашвили также
земных взрывов (например, путем «декаплинга» или
предлагает продумать систему мер одностороннего или двусто
маскирования его под химический) невозможно без ри
роннего порядка в отношении транспарентности и укрепления
ска обнаружения произвести взрыв мощностью более
доверия в том, что касается деятельности на существующих
1–2 кт. С высокой степенью точности обнаруживаются
ядерных полигонах369. Следует отметить, что за такую же идею
и идентифицируются атмосферные взрывы мощностью
активно выступает исполнительный секретарь ПК ОДВЗЯИ
500 т в Северном полушарии и свыше 1 кт во всем мире.
В. Хоффман, который полагает, что определенную роль в реше
Под водой обнаруживаются взрывы мощностью
нии этого вопроса мог бы сыграть и он сам. В начале 2000 г.
0,001 кт (1 т). Испытания мощностью в 1 кт обнаружи
Хоффман посетил с ознакомительными визитами закрытый
ваются с большой уверенностью в высоких слоях атмо
французами полигон на атолле Муруроа и испытательный поли
сферы и в космическом пространстве на расстоянии
гон США в Неваде. Он заявил о намерении продолжить такие
100 млн км от Земли.
посещения, отметив, что это демонстрирует открытость и при
верженность ДВЗЯИ соответствующих государств. На наш • Испытания меньшей мощности, которые могли бы
взгляд, следовало бы предусмотреть возможность приглашения проводиться скрытно, технически трудноосуществимы
Хоффмана посетить Новоземельский испытательный полигон. и дали бы ограниченные результаты. Скрытно могли бы
провести испытания только пять ядерных держав, на
По рекомендации генерала Шаликашвили Национальная ака
копивших большой опыт, но такие взрывы не увеличат
демия наук (НАН) США провела техническое изучение пробле
мы и в июле 2002 г. опубликовала доклад «Технические вопро в существенной мере их возможности в области созда
сы, относящиеся к Договору о всеобъемлющем запрещении ния новых образцов ядерного оружия.
ядерных испытаний». Комитет НАН по подготовке доклада воз
• Ядерные государства, не обладающие таким опытом, не
главил член академии Д. Холдрен – председатель Комитета
смогли бы провести испытания ниже упомянутого по
рога без помощи государства, имеющего бoльший опыт
их осуществления.
369 www.state.gov/www/global/arms/ctbtpage/ctbt_report.html
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
240 241
• Договор устанавливает барьер на пути самостоятельной ма для вступления договора в силу, он ратифицирован лишь
31 государством, включая Россию, Великобританию и Фран
разработки эффективного и компактного оружия, ос
цию. Китай, как и Соединенные Штаты, договор не ратифици
нованного на реакции расщепления, а также разработ
ровал. Процесс его вступления в силу явно замедлился.
ки термоядерного оружия любого типа. Он также ста
вит преграду развитию новых конструкций более опыт В этих условиях не может не вызывать тревоги тот факт, что в
ными ядерными государствами. последнее время в Подготовительной комиссии делаются по
пытки под тем или иным предлогом фактически вести дело к пе
• «Наихудший сценарий при отсутствии режима ДВЗЯИ
ресмотру некоторых положений ДВЗЯИ (особенно по вопросам
создает гораздо бoльшую угрозу интересам безопаснос
ИНМ). В августе 2001 г. США объявили, что, продолжая поддер
ти США – ввиду появления более эффективного ору
живать работу по созданию МСМ, они более не будут финанси
жия в руках бoльшего числа противников – чем наихуд
ровать и участвовать в деятельности по ИНМ. В этой связи они
ший сценарий скрытых испытаний в условиях такого
в одностороннем порядке сократили свой взнос в ВТС на 2002 г.
режима при тех ограничениях, которые создаются сис
на 770 тыс. долл. Взнос на 2003 г. также будет сокращен пример
темой мониторинга».
но на 5%371. Представителями администрации Дж. Буша неод
• «США располагают техническими возможностями для нократно делались заявления о необходимости проведения ра
поддержания уверенности в безопасности и надежнос бот по подготовке Невадского полигона к возможному возоб
ти существующих запасов ядерного оружия в условиях новлению испытаний. Все пять ядерных государств, а также Ин
ДВЗЯИ при условии наличия адекватных ресурсов для дия и Пакистан пока что соблюдают объявленный ими морато
оружейного комплекса Министерства энергетики и при рий на ядерные взрывы372.
должной целевой направленности в решении этой зада
Россия продолжает твердо поддерживать договор. На состояв
чи» (Stockpile Stewardship Program – SSP). Если возник
шейся в ноябре 2001 г. в Нью Йорке конференции участников
нут непредвиденные проблемы с поддержанием запаса,
ДВЗЯИ по ускорению вступления его в силу выступивший от
считают авторы доклада, США будут иметь право выхо
делегации РФ маршал И.Д. Сергеев заявил, что «беспрецедент
да из договора.
ный в истории уровень создаваемого в рамках ДВЗЯИ междуна
• «Для Соединенных Штатов и других стран будущий родного механизма контроля и имеющиеся современные наци
мир, в котором не будет ДВЗЯИ, был бы более опас ональные средства мониторинга позволяют с уверенностью го
ным, чем мир сегодняшний»370. ворить о невозможности скрыть любые нарушения договора».
В качестве укрепления мер доверия после вступления в силу
Доклад Национальной академии наук США содержит, таким
ДВЗЯИ Россия готова предложить, в первую очередь США, рас
образом, весьма авторитетные научно технические аргументы в
смотреть возможность выработки дополнительных мер контро
пользу вступления ДВЗЯИ в силу.
К январю 2003 г. 167 государств подписали ДВЗЯИ и 97 ратифи
цировали. Но из 44 государств, ратификация которых необходи 371 Kimball Daryl. Executive Director, Arms Control Association. Presentation for the
VERTIC Seminar on «CTBT Verification: Achievements and Opportunities». March
18, 2002. Vienna International Center, Vienna. Austria (www.armscontrol.org).
372 Подробнее о системе контроля по ДВЗЯИ и современном статусе создания
370 Technical Issues Related to the Comprehensive Nuclear Test Ban Treaty. МСМ см.: Контроль над вооружениями. Справочник. М.: ПИР Центр полити
Committee on Technical Issues Related to Ratification of the Comprehensive Nuclear ческих исследований, 2001. С. 84–95; Слипченко В.С., Рожков О.В. Верифика
Test Ban Treaty. National Academy of Sciences. Wash., D.C.: National Academy ционный механизм Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испыта
ний. Ядерный Контроль. Том 7. № 4, июль август 2001. С. 25–36; Ежегодный до
Press, 2002. Cпонсорами доклада были Министерство энергетики США, Госде
партамент, Корпорация Карнеги Нью Йорка, Фонд Макартуров и Фонд Уиль клад: 2001 год. Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъ
яма и Флоры Хьюлетов. емлющем запрещении ядерных испытаний. Вена, 2002.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
242 243
ля на ядерных полигонах, которые идут значительно дальше тре выработка соответствующих процедур относительно контроля
за сокращением и уничтожением ядерного оружия как такового.
бований договора. К этим мерам могли бы относиться «обмен
Данный вопрос, а также некоторые конкретные соображения на
геологическими данными, результатами некоторых экспери
этот счет рассматриваются в четвертой главе.
ментов, установка дополнительных датчиков и другие меры»373.
Отдельные соглашения – такие, как Договор 1972 г. об ограниче
нии систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), пре
кративший свое существование в июне 2002 г. после односто
роннего выхода из него США, не предусматривая инспекций на
Контроль по двусторонним соглашениям
местах, устанавливал, что каждая из сторон «использует имею
между СССР/Россией и США об ограничении щиеся в ее распоряжении национальные технические средства
и сокращении стратегических вооружений контроля таким образом, чтобы это соответствовало общеприз
нанным принципам международного права». При этом стороны
Заключенные в течение последних тридцати лет двусторонние
обязались «не чинить помех национальным техническим сред
соглашения между СССР/Россией и Соединенными Штатами
ствам контроля» и, более того, «не применять преднамеренные
об ограничении и сокращении стратегических наступательных и
меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля на
оборонительных вооружений также содержат положения о ме
циональными техническими средствами» (ст. XII). Под нацио
рах транспарентности, доверия и контроля, необходимых для
нальными техническими средствами контроля (НТС) понима
того, чтобы стороны имели уверенность в том, что соглашения
ются главным образом средства космического слежения.
надлежащим образом соблюдаются. Эти договоренности, одна
Кроме того, Договор по ПРО (ст. XIII) предусматривал создание
ко, предусматривают транспарентность и контроль только в от
ношении носителей ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегиче Постоянной консультативной комиссии, в рамках которой сто
роны, в частности, могли на добровольной основе обмениваться
ских бомбардировщиков), непосредственно практически не за
информацией «для обеспечения уверенности в выполнении при
трагивая само ядерное оружие. На данном этапе это обеспечива
нятых обязательств», рассматривать вопросы, «связанные с не
ет выполнение соглашений, но в дальнейшем, при более ради
преднамеренными помехами» НТС, согласовывать процедуры и
кальных сокращениях стратегических вооружений, потребуется
сроки уничтожения или демонтажа систем ПРО и др.
Таким образом, этот договор содержал определенные и доста
Новости. 2001, 12 ноября.
373 РИА
точные положения по обеспечению его соблюдения. Однако
Следует отметить, что, как не раз заявляли официальные лица США и РФ, на
прекращение действия Договора освобождает США от обяза
полигонах обеих стран проводятся так называемые «субкритические» (гидроди
тельств по нему, в том числе от обязательства не чинить препят
намические) эксперименты в интересах обеспечения безопасности и надежно
сти существующего ядерного оружия, в ходе которых, как разъяснил министр ствий наблюдению из космоса и не применять меры маскиров
РФ по атомной энергии А.Ю. Румянцев, происходит сдавливание стенок маке
ки в том, что касается систем противоракетной обороны. Обяза
та ядерного взрывного устройства с целью обжатия плутония без возникнове
тельство не чинить помех НТС остается за Соединенными Шта
ния цепной реакции (ИТАР ТАСС. 2002, 28 июня).
Не может, вместе с тем, не вызывать озабоченности тот факт, что со стороны тами теперь лишь по действующему Договору СНВ 1.
официальных лиц США не раз делались заявления о планах разработки новых
В связи с прекращением действия Договора по ПРО становится
видов ядерного оружия, в частности глубоко проникающего в землю ядерного
взрывного устройства (Robust Nuclear Earth Penetrator – RNEP) для уничтоже актуальной проблема возможного размещения оружия в космо
ния подземных целей, на что предлагается выделить в бюджете 2003 г. 15,5 млн.
се и организации контроля за его неразмещением.
долл. (U.S. News &World Report, July 22, 2002) и о необходимости принятия мер
по подготовке Невадского полигона к возможному возобновлению испытаний. В прошлом СССР и США испытывали противоспутниковые
Со стороны российских официальных лиц, очевидно в качестве ответного ша
средства (американское сокращение ASAT) наземного и воздуш
га, также делались заявления о «теоретической возможности» возобновления
ного базирования, но позднее отказались от развития соответст
ядерных испытаний.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
244 245
вующих технологий. Договор по ПРО (ст. V) запрещал создание, но правовой договоренности о предотвращении размещения
оружия в космическом пространстве, применения силы или уг
испытание и развертывание систем и компонентов космического
розы силой в отношении космических объектов».
базирования. Но сейчас, после одностороннего выхода США из
Договора по ПРО, они свободны от подобного обязательства и
В том, что касается механизма контроля и осуществления мер
могут испытывать и развертывать SBIRS Low (Space Based Infra
укрепления доверия в космосе, в российско китайском предло
Red, Low earth orbits) – ключевые компоненты систем НПРО и
жении предусматривается, что участники договора обнародуют
ПРО театра военных действий. Развитие этих средств идет с от
свои космические программы, будут объявлять о местах запус
ставанием от графика, и их будущее пока неизвестно374, но, тем не
ков и размерах своих космических пусковых площадок, собст
менее, вопрос о предотвращении размещения оружия в космосе,
венности и параметрах объектов, запускаемых в космическое
или, пользуясь американской терминологией, о запрещении «ве
пространство, и уведомлять о пусковой деятельности. При этом
понизации» (weaponization) космоса приобретает актуальность. будет создана исполнительная организация, в функции которой
будет входить:
На сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 сентября 2001 г. ми
нистр иностранных дел РФ И.С. Иванов выступил в пользу «все • принятие к рассмотрению обращений участников в
объемлющей договоренности о неразмещении оружия в космо связи с возникшим подозрением в нарушении договора
се, неприменении силы или угрозы силой в отношении космиче каким либо участником;
ских объектов», состоящей из следующих ключевых элементов:
• рассмотрение вопросов, касающихся выполнения при
• «использование космического пространства в соответ нятых участниками обязательств;
ствии с международным правом в интересах поддержа
• организация и проведение консультаций с участниками
ния мира и безопасности;
в целях урегулирования возникшего подозрения в нару
• обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли лю шении договора;
бые объекты с любыми видами оружия, не устанавли
• принятие необходимых мер по прекращению наруше
вать такое оружие на небесных телах и не размещать та
ния договора376.
кое оружие в космическом пространстве каким либо
иным образом; Соединенные Штаты до настоящего времени негативно реаги
ровали на российско китайское предложение. Впрочем, идея
• обязательство не прибегать к применению силы или уг
укрепления мер доверия в космосе, по мнению некоторых экс
розе ее применения в отношении космических объек
пертов, может иметь определенные перспективы, особенно с
тов;
учетом того, что широкомасштабное использование космичес
• установление механизма контроля за выполнением та кого пространства служит интересам всего человечества, да и
кой договоренности на основе мер доверия и открытос какие либо противоправные действия со стороны какого либо
ти в космической сфере»375. государства в отношении космических объектов неизбежно чре
ваты ответными действиями со стороны других государств.
В июне 2002 г. делегации России, Китая и некоторых других
стран внесли на рассмотрение Конференции по разоружению Существует также вариант решения проблемы неразмещения
рабочий документ «Возможные элементы будущей международ оружия в космосе, основанный на действующем Договоре о
принципах деятельности государств по исследованию и исполь
зованию космического пространства 1967 г., который устанав
374 Rhinelander John. Strategic Stability and Arms Control After the ABM Treaty.
Presentation at Pugwash Meeting 274 «Impending Challenges to Strategic Stability:
Constraining the Nuclear Threat». Moscow, 8–11 July 2002.
375 Док. ООН A/56/PV.7. C. 5. 376 Док. CD/1679.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
246 247
ливает запрет на вывод на орбиту вокруг Земли объектов с ядер ем мер сокращения ядерных вооружений и разоружения.
В Москве стали сознавать, что контроль нужен не только нашим
ным оружием и другими видами оружия массового уничтожения
контрагентам, но и нам самим для того, чтобы быть уверенными
(ст. IV). Американские юристы международники Дж. Банн и
Дж. Райнлендер выступают с идеей расширительного толкования в том, что соглашения полностью выполняются и другими их
участниками, в данном случае Соединенными Штатами. Таким
этого договора, которое распространялось бы на любые виды
образом и советская, и американская стороны пришли к обоюд
противоспутникового оружия.
ному пониманию необходимости разработки эффективных мер
Они ссылаются при этом на статью I Договора, согласно кото
контроля, которые давали бы максимальную взаимную уверен
рой исследование и использование космического пространства
ность в осуществлении договоренностей, что, естественно, тре
осуществляются «на благо и в интересах всех стран», и на ста
бовало больших усилий с обеих сторон и проходило не всегда
тью IX, в соответствии с которой, «если какое либо государство
гладко и ко взаимному удовлетворению, но все же приводило к
участник Договора имеет основания полагать, что деятельность
необходимым результатам.
или эксперимент, запланированные этим государством участ
Одним из важных факторов принятия Советским Союзом и Со
ником Договора или гражданами этого государства участника
единенными Штатами на данном этапе интрузивного контроля
Договора в космическом пространстве […], создадут потенци
явилось то, что обе стороны к этому времени полностью убеди
ально вредные помехи деятельности других государств участни
лись в надежности своего сдерживающего потенциала, которая
ков Договора в деле мирного исследования и использования ко
обеспечивалась стратегическими наступательными вооружения
смического пространства […], то оно должно провести соответ
ми, иными словами, гарантированным взаимным уничтожением.
ствующие международные консультации, прежде чем присту
Именно это обстоятельство, в дополнение к другим политичес
пить к такой деятельности или эксперименту». Такое толкова
ким и военным составляющим общей геостратегической обста
ние могло бы быть закреплено резолюцией Генеральной Ассам
новки середины 1980 х гг., позволило приступить к решению про
блеи ООН, а в случае расхождений в ООН можно было бы за
блемы контроля в ракетно ядерной области на основе обоюдного
просить консультативное заключение Международного Суда377.

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign