LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

техническими экспертами большинства стран эти методы были низм должен быть готов к эксплуатации к моменту вступления
признаны избыточными, поскольку их добавление к упомяну ДВЗЯИ в силу. Однако сам этот момент не определен конкрет
тым технологиям МСМ не вносило существенных изменений в ными сроками, поскольку зависит только от выполнения уста
возможности контрольного механизма по обнаружению нару новленного договором условия – ратификации договора 44 го
шений договора. В то же время эти две технологии – весьма до сударствами (конкретный список приведен в тексте Договора),
рогостоящие, их включение привело бы к значительному удоро обладающими потенциалом создания ядерного оружия. В целях
жанию всего верификационного механизма. Тем не менее в осуществления положений ДВЗЯИ, включая проверку его со
окончательном тексте ДВЗЯИ имеется положение, предполага блюдения, предусмотрено создание в Вене Организации по
ющее в будущем возможность добавления в механизм проверки ДВЗЯИ, которая и должна обеспечивать применение и эксплуа
новых технологий мониторинга, в том числе спутникового на тацию верификационного механизма.
блюдения и ЭМИ, после изучения их потенциала с точки зрения
После открытия ДВЗЯИ для подписания 24 сентября 1996 г. в
повышения эффективности и экономичности всей верифика
Нью Йорке на встрече государств, подписавших Договор, был
ционной системы ДВЗЯИ.
принят 19 ноября 1996 г. документ об учреждении Подготови
При определении состава и конфигурации основной технической тельной комиссии Организации по ДВЗЯИ (ПК ОДВЗЯИ).
части механизма проверки – МСМ – России удалось добиться В соответствии с ним основной задачей комиссии, которая бу
решения вопроса о так называемой «равной прозрачности» суще дет существовать до вступления договора в силу, является созда
ствующих ядерных полигонов для технических средств МСМ. Де ние и временная эксплуатация механизма контроля. Фактичес
ло в том, что исторически, за годы ядерных испытаний, полигон ки свою работу ПК ОДВЗЯИ и ее Временный технический сек
на Новой Земле оказался лучше «пристрелен» многочисленными ретариат (ВТС) начали с марта 1997 г.
сейсмостанциями в Скандинавии, которые дают в высокой сте
Для того чтобы понять сложность, объем и уникальность задач в
пени достоверные с низким порогом обнаружения данные. Не
области создания верификационного механизма, а также объек
вадский же полигон имелась возможность контролировать толь
тивно оценить конкретные результаты, достигнутые на этом на
ко с помощью телесейсмики, что в сочетании с геологическими
правлении к настоящему времени, рассмотрим основные эле
условиями этого места приводило к значительно меньшей про
менты механизма проверки, их взаимодействие, как это предус
зрачности полигона. В итоге эти доводы были приняты в расчет,
матривается положениями ДВЗЯИ.
и в состав МСМ были включены станции (в частности, американ
ская сейсмостанция Майна), обеспечивающие соблюдение прин Технической основой верификационного режима договора яв
ляется Международная система мониторинга (МСМ). Как ука
ципа равной транспарентности полигонов.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
224 225
зывалось выше, она включает 321 станцию четырех типов –
сейсмические, радионуклидные, гидроакустические, инфразву
ковые, расположенные более чем в 90 странах мира, а также в
Антарктиде364.




Международный центр данных (г. Вена)
Основной технологией МСМ является сеть сейсмических стан
ций. Она состоит из 50 основных сейсмостанций и 120 вспомо
гательных, которые регистрируют сейсмические волны, возни




радионуклидные лаборатории
кающие в результате движения земной поверхности, в том чис
ле из за подземных ядерных испытаний. Станции основной се




инфразвуковые станции
ти – это по большей части сейсмогруппы, в состав каждой из ко




Рис.1. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
торых входят до 20 сейсмодатчиков. Основные сейсмостанции
должны непрерывно передавать данные в МЦД в режиме, близ
ком к реальному времени. Предполагается, хотя это и не записа
но в договоре, что основная сейсмосеть должна обнаруживать
подземные ядерные взрывы мощностью от одной килотонны и
выше, проведенные без применения технологий сокрытия. На
значение вспомогательных сейсмостанций – уточнение данных,
полученных станциями основной сети, в отношении места и ха
рактера зарегистрированного сомнительного явления. Данные




Ў

˜
?
со вспомогательных станций направляются в МЦД только по




Международная система мониторинга
его запросу, хотя сами они должны работать в постоянном режи
ме. Исходя из этой задачи, вспомогательные станции были ото
браны в основном из числа существующих, для которых либо не
требуется, либо нужна минимальная модернизация. Что касает
ся объектов основной сейсмической сети, то более половины из
них к моменту создания ПК ОДВЗЯИ не существовало вообще,
либо требовало существенной модернизации.
Радионуклидную сеть МСМ составляют 80 станций, которые




гидроакустические станции
способны обнаруживать и измерять радиоактивные частицы,




радионуклидные станции
остающиеся в атмосфере в результате проведения воздушных




сейсмические станции
ядерных взрывов или подземных испытаний с выходом продук
тов взрыва на поверхность. Половина из этого числа станций
должна быть также оборудована приборами для обнаружения
радиоактивных благородных газов, таких, как аргон 37, ксенон
133, криптон 85, которые могут просачиваться в атмосферу по
сле проведения подземных ядерных взрывов. Предполагается,
что первоначальный анализ проводится на самих радионуклид




T?
?^
364 Статья IV, раздел В; Протокол, часть I; Приложение 1 к Протоколу.




¦
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
226 227
ных станциях, результаты измерений за сутки ежедневно пере кая сеть в принципе позволяет обнаружить и определить место с
даются в МЦД. Если возникает необходимость более углублен точностью до 1 тыс. кв. км любого ядерного взрыва мощностью
ного анализа, например при обнаружении характерных радио даже менее одной килотонны, произведенного в любом месте
нуклидов, то для этого договором предусмотрены 16 специаль мирового океана.
ных лабораторий, в которые могут направляться образцы филь
Вся информация, получаемая объектами МСМ, направляется в
тров, полученные на той или иной радионуклидной станции.
МЦД, где она интегрируется, проходит автоматическую обра
Основное предназначение радионуклидной сети – определить
ботку с помощью специальных программ, а также дополнитель
природу происхождения (ядерный взрыв или нет) сомнительно
ный анализ экспертами Центра. Смысл такой обработки заклю
го явления, обнаруженного средствами других технологий мо
чается в том, чтобы выделить из огромной массы данных мони
ниторинга. Вместе с тем радионуклидная сеть МСМ обладает
торинга те явления и события, параметры которых схожи с ядер
способностью регистрации атмосферных ядерных взрывов
ным взрывом. Результаты этой работы отражаются в бюллете
мощностью менее одной килотонны и в определенной степени
нях, выпускаемых МЦД. Все государства члены имеют равное
их локализации в зависимости от возможности смоделировать
право безвозмездно получать из МЦД как необработанные дан
процесс переноса воздушных масс. Несмотря на то, что станции
ные (объемом, как правило, до 100 мб/сутки), так и стандартный
радиологического контроля существуют во многих странах ми
набор его продуктов. Кроме того, МЦД может производить по
ра, объекты радионуклидной сети МСМ в основном приходится
просьбе государства участника специальную обработку данных
создавать заново с учетом специфики задач мониторинга ядер
по заданным им параметрам, но уже за дополнительную плату.
ных испытаний.
По смыслу договора, задача технического секретариата и его
Наименее развитой технологией МСМ к моменту подписания МЦД – обеспечить получение бесперебойной и достоверной
ДВЗЯИ являлась инфразвуковая сеть. Ограниченный опыт ее технической информации по всем явлениям, схожим с ядерны
применения имелся лишь у ядерных держав, да и он в основном ми испытаниями и зарегистрированным средствами верифика
относился к 1950–1960 м гг. – периоду многочисленных испы ционного механизма. Окончательное же решение, является ли
таний в атмосфере. Договором предусматривается создание 60 то или иное явление ядерным взрывом, остается за государства
инфразвуковых станций, способных регистрировать низкочас ми участниками.
тотные колебания в атмосфере по всему земному шару. В прин
Помимо станций МСМ, договором предусмотрена возможность
ципе инфразвуковая станция может обнаружить и определить с
направления данных в МЦД с так называемых «сотрудничающих
точностью 1–10 тыс. кв. м место проведения в атмосфере ядер
национальных объектов», которые по сути могут быть такими же
ного взрыва мощностью от одной килотонны и более на рассто
станциями, использующими любую из четырех технологий мони
янии до нескольких тысяч км.
торинга ДВЗЯИ, но не включенными в состав МСМ. Такие объек
Для обнаружения подводных ядерных взрывов, а также взрывов,
ты предлагаются государством участником добровольно, соору
проводимых на низкой высоте над поверхностью океана, в со
жаются и эксплуатируются за его счет, должны соответствовать
став МСМ включены 11 гидроакустических станций. Шесть из
всем техническим требованиям, предъявляемым к МСМ. Данные
них располагаются в Южном полушарии и представляют собой
с «сотрудничающих национальных объектов» могут существенно
размещенные под водой гидрофоны, которые кабелем соедине
дополнять информацию, получаемую средствами МСМ.
ны с регистрирующим оборудованием, установленным на участ
ке суши (в основном это острова). Еще пять станций являются Наиболее интрузивным элементом верификационного механиз
так называемыми Т фазными станциями, располагающимися ма являются инспекции на месте (ИНМ)365 в районе, где есть ос
на побережье островов в Северном полушарии. Они регистриру
ют поверхностные сейсмические волны, возникающие от удара
гидроакустической волны о грунт, дно океана. Гидроакустичес 365 Статья IV, раздел D; Протокол, часть II.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
228 229
нования полагать, что произошло явление, схожее с ядерным ний относительно возможного нарушения договора. При этом
государства, в отношении которых возникли подозрения, обяза
взрывом. Единственная цель инспекции на месте, согласно До
ны предоставлять в определенные договором сроки необходи
говору, состоит в прояснении того, действительно ли был произ
мые разъяснения в случае направления им соответствующего за
веден испытательный взрыв ядерного оружия или любой другой
проса. Также и гендиректор обязан предоставить всю имеющу
ядерный взрыв. Запрос на инспекцию на месте может основы
юся в его распоряжении информацию для разъяснения вопро
ваться не только на данных МСМ, но и на информации, полу
сов соблюдения ДВЗЯИ.
ченной от национальных технических средств контроля. Реше
ние о начале инспекции принимается после рассмотрения за Верификационный механизм ДВЗЯИ включает факультатив
проса Исполнительным советом будущей ОДВЗЯИ, если за него ный, но тем не менее важный элемент – меры укрепления доверия
проголосует не менее 31 из 51 члена Совета. Инспектируемое го в отношении крупных взрывов с применением обычных взрыв
сударство не имеет права отказать принять инспекцию, если та чатых веществ. Дело в том, что во многих странах мира в различ
кое решение уже принято. Район инспекции ограничивается ных целях, в основном при горнорудных разработках, ежегодно
площадью в 1 тыс. кв. км. Состав инспекционной группы не дол проводятся крупные взрывы с использованием химических
жен превышать 40 человек. Генеральный директор назначает ин взрывчатых веществ. Характер сейсмических сигналов от таких
спекторов из числа лиц, внесенных в специальный список. Этот взрывов зачастую трудно отличить от ядерного испытания. Во
список формируется после вступления договора в силу из канди избежание неопределенности и возможных необоснованных за
датур, предложенных государствами участниками, и сотрудни просов на инспекции государствам участникам предлагается на
ков секретариата, выдвинутых Генеральным директором. Сама добровольной основе предоставлять заранее сведения (мощ
инспекция состоит из нескольких этапов (общая продолжитель ность, место, цель) по крупным, свыше 300 т эквивалента ТНТ,
ность – до 130 дней), на каждом из которых предусмотрено при химическим взрывам. В некоторых случаях предусматривается
менение различных технологий и методик, таких, как облеты также приглашение представителей технического секретариата
района инспекции, измерения радиоактивности, сейсмоизмере на место проведения подобных взрывов.
ния, геофизические работы. Допускается даже бурение для полу
Таковы в основных чертах элементы верификационного меха
чения образцов грунта, которые могли бы подтвердить факт про
низма, которые создаются Подготовительной комиссией
ведения ядерного взрыва. Имеется в виду, что инспекции на ме
ОДВЗЯИ. Очевидно, что это – разноплановая и объемная зада
сте должны применяться в исключительных случаях. Во избежа
ча, требующая организации и привлечения значительных фи
ние злоупотребления правом на запрос ИНМ предусматривает
нансовых и материальных ресурсов во многих странах мира.
ся, что государство, которое ее запросило, возмещает все расхо
В 1997 г. в распоряжении Подготовительной комиссии ничего,
ды по проведению инспекции, в случае если по ее результатам не
кроме текста ДВЗЯИ и разрозненных национальных техничес
подтверждается факт нарушения ДВЗЯИ.
ких элементов, не везде и не всегда использовавшихся для целей
Механизм консультаций и разъяснений366 является отдельным контроля ядерных испытаний, не было.
элементом режима проверки ДВЗЯИ и призван служить допол
Неопределенность со вступлением в силу ДВЗЯИ, а следова
нительным фактором, снижающим число необоснованных за
тельно, отсутствие конкретных сроков, к которым необходимо
просов на инспекцию. В частности, поощряется до направления
завершить создание его верификационного механизма, предо
запроса на инспекцию проведение государствами участниками
пределили практически с первых дней работы ПК ОДВЗЯИ не
консультаций напрямую или через технический секретариат и
затихающую по сей день дискуссию между ее членами относи
Исполнительный совет ОДВЗЯИ с целью разъяснения подозре
тельно темпов создания такого механизма и, соответственно,
уровня финансирования связанных с этим работ, которые со
ставляют более 80% ежегодного бюджета Комиссии.
366 Статья IV, раздел С.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
230 231
Западные страны (европейские, Канада, Австралия, до послед ния до вступления ДВЗЯИ в силу верификационного механиз
него времени США и другие) настаивают на ускоренных темпах ма, если его прямые функции не могут применяться в этот пери
строительства механизма проверки и готовы поддерживать еже од, и можно ли оправдать поддержание такого дорогостоящего
годный рост бюджета на эти цели. Они утверждают, что функци механизма его тестированием в ожидании выполнения условия
онирующий де факто верификационный механизм будет весо вступления договора в силу? На балансе этих двух подходов и
мым аргументом, доказывающим готовность ДВЗЯИ к приме строится сейчас работа Комиссии и ее секретариата в области
нению, продемонстрирует эффективность самого режима про строительства механизма проверки.
верки (естественно, без задействования инспекций на месте) и
Как уже упоминалось, наиболее объемной, технически и органи
явится, таким образом, дополнительным стимулом политичес
зационно сложной является работа по созданию МСМ. Процесс
кого воздействия на те страны, которые пока воздерживаются от
создания объектов МСМ можно разбить на три этапа: первый –
подписания или ратификации Договора. Эта аргументация со
обследование предполагаемого места сооружения станции МСМ;
стороны многих государств усилилась после отказа в 1999 г. Се
второй – проектирование и строительные работы на площадке,
ната США ратифицировать ДВЗЯИ, когда в ходе сенатских слу
закупка и установка оборудования; третий – тестирование и сер
шаний прозвучала резкая критика договора в связи с неэффек
тификация. В соответствии с договором все эти работы должны
тивностью механизма контроля за его выполнением.
финансироваться из бюджета ПК ОДВЗЯИ и осуществляться
В то же время большинство развивающихся стран настаивают на ВТС и его подрядчиками. Исключение составляют случаи, когда
более взвешенном и прагматичном подходе к созданию меха такие работы осуществляются самим государством за счет его на
низма контроля с учетом реальных перспектив вступления циональных средств либо с последующей компенсацией путем
ДВЗЯИ в силу. Такая позиция предусматривает постепенное на соответствующего уменьшения взносов этих государств в бюджет
ращивание усилий и расходов на формирование режима провер Комиссии. Эксплуатация станций МСМ также должна финанси
ки. Кроме того, необходимо учитывать возможности относи роваться за счет Организации (за исключением вспомогательных
тельно небольшого ВТС (около 300 человек в настоящее время) сейсмостанций). В то же время все объекты МСМ в соответствии
по освоению выделяемых средств на строительство механизма с ДВЗЯИ должны являться собственностью государства, на терри
проверки, значительные трудности юридического и организа тории которого они размещаются, что предполагает определен
ционного характера, которые приходится решать многим стра ные обязательства с его стороны по обеспечению беспрепятствен
нам в связи с сооружением объектов МСМ. Близкие к этой по ного создания и функционирования объектов МСМ.
зиции занимают Китай, Япония, Россия.
Еще в мае 1997 г. Подготовительная комиссия одобрила проект
Сохраняющаяся неопределенность перспектив вступления в си типового двустороннего соглашения между комиссией и госу
лу ДВЗЯИ делает с каждым годом все более актуальным вопрос дарствами членами договора относительно работ по созданию,
определения статуса, функций, а значит, и приемлемых для всех модернизации и функционированию объектов МСМ до вступ
государств членов объемов финансирования верификационно ления ДВЗЯИ в силу, и такие соглашения с рядом стран были за
го механизма в подготовительный период, до вступления дого ключены. Основная сложность здесь состоит в том, что законо
вора в силу. Сейчас, по истечении более шести лет после откры дательство многих стран не признает ПК ОДВЗЯИ в качестве
тия ДВЗЯИ для подписания, становится все более очевидным, полноправной международной организации до вступления до
что вполне вероятна ситуация, когда этот механизм будет готов говора в силу. Отсюда возникают проблемы с освобождением
до того, как договор вступит в силу. В самом тексте ДВЗЯИ об комиссии и ВТС от налогов и прочих сборов за ввозимое обору
этом ничего не говорится, документ об учреждении ПК дование и предоставляемые услуги, а также с предоставлением
ОДВЗЯИ лишь упоминает, что комиссии поручается временная привилегий и иммунитетов персоналу секретариата. В этих ус
эксплуатация верификационного механизма. Это, естественно, ловиях ВТС был избран прагматический путь – проведение со
не отвечает на вопросы, в чем заключается смысл существова ответствующих работ на основе обмена письмами с государства
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
232 233
ми членами комиссии. Эти документы предусматривают мень разработанная этим консорциумом и ВТС, предполагает, что с
ший объем обязательств сторон по сравнению с типовым согла каждой станции МСМ информация будет передаваться по спут
шением и в то же время позволяют осуществлять всю необходи никовым каналам в МЦД и обратно. Кроме того, каналами свя
мую деятельность по созданию станций МСМ. зи (спутниковыми или наземными), с помощью которых будет
осуществляться двусторонняя передача информации между ни
К настоящему времени обследования площадок размещения объ
ми и МЦД, будут оборудованы национальные центры данных
ектов МСМ проведены по более чем 280 станциям (т. е. почти
(НЦД) государств членов договора. Ряд государств (всего семь,
90%), полностью возведены 135 станций, еще 104 находятся в
в том числе Россия) в соответствии с положениями договора вы
процессе строительства или по ним ведутся переговоры о заклю
брали вариант, при котором информация с объектов МСМ, рас
чении контрактов на строительство367. Из сооруженных станций
положенных на их территории, направляется в НЦД, а затем уже
около 25 сертифицированы ВТС на предмет соответствия техни
ческим требованиям, утвержденным комиссией для объектов в МЦД. В связи с тем, что такой вариант не покрывается базовой
МСМ, и уже передают данные в МЦД. В целом на создание МСМ топологией, таким государствам было предложено создавать
свои независимые подсистемы связи, которые бы подключались
в 1997–2002 гг. уже потрачено 161,2 млн долл. и потребуется еще
около 110 млн долл. для завершения ее строительства. к ГСС через НЦД. В этом случае организация финансирует
только канал связи МЦД с НЦД, а также выплачивает государ
Наибольшую степень готовности имеет МЦД. Он полностью
ству ежегодную компенсацию из расчета создания на его терри
укомплектован компьютерным оборудованием, практически за
тории сегмента базовой топологии ГСС, то есть не покрывая
вершена установка последней версии программного обеспече
расходов на создание и эксплуатацию дополнительных каналов
ния, которая позволит автоматически обрабатывать и интегри
связи станций МСМ с НЦД. Для регулирования отношений го
ровать данные по всем четырем технологиям мониторинга.
сударства члена, выбравшего вариант независимой подсистемы
С 2000 г. начался выпуск продуктов МЦД (бюллетеней) и их рас
пространение, наряду с необработанными данными, государст ГСС, и ПК ОДВЗЯИ Комиссия в 2000 г. утвердила проект типо
вам членам комиссии. Ожидается, что в 2003 г. МЦД будет готов вого соглашения. К настоящему времени четыре из семи госу
дарств, имеющих независимые подсистемы ГСС, заключили та
к полномасштабным предэксплуатационным испытаниям. За
вершение создания МСМ планируется на 2007 г.368 кие соглашения (Россия пока не заключила). Что касается со
здания самой ГСС, то сейчас уже полностью функционируют
Практически сразу же после начала работ по МСМ и МЦД воз
все спутниковые каналы, три региональных узла связи, через
никла необходимость выделения вопроса о системе связи в от
которые распределяется вся информация, направляемая в МЦД
дельную задачу. Учитывая, что МСМ носит глобальный харак
и из него, установлено 87 терминалов спутниковой связи на объ
тер, появилась потребность создания надежной глобальной сис
ектах МСМ и в НЦД. В целом создание ГСС тесно связано со
темы связи (ГСС), которая обеспечивала бы оперативную пере
строительством МСМ, ее готовность будет определяться завер
дачу данных с каждого объекта МСМ в МЦД, обратную связь
МЦД со станциями для осуществления контроля их функцио шением строительства МСМ в целом.
нального состояния, а также передачу продуктов и данных МЦД
Задачи, стоящие перед ПК ОДВЗЯИ в области инспекций на мес
государствам в их национальные центры данных. В 1998 г. ВТС
те (ИНМ) в период до вступления договора в силу, можно свес
заключил контракт на создание ГСС с консорциумом HOT
ти к следующим:
Telecommunications сроком на 10 лет. Базовая топология ГСС,
• разработка оперативного руководства по ИНМ, а также
другой документации, охватывающей все юридические,
367 Statement by the Executive Secretary of the Preparatory Commission of the
технические и административные процедуры подготов
CTBTO at the 46th session of the IAEA General Conference, 18 September 2002.
ки и проведения инспекций;
368 Ibid.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
234 235
• разработка перечня, согласование спецификаций, при инспекторов. В 2000 г. в России были проведены первые экспе
риментальные курсы обучения потенциальных инспекторов. Их
обретение и испытание инспекционного оборудования;
цель – дать начало процессу подготовки специалистов по кон
• разработка программы подготовки инспекторов и ее
кретным технологиям проведения ИНМ. Вторые подобные кур
реализация.
сы были проведены осенью 2001 г. во Франции. Большой вклад
Деятельность Комиссии осуществляется одновременно по всем в развитие понимания процесса ИНМ, разработки конкретных
этим направлениям. Уже в начале работы комиссии стало ясно, процедур ИНМ, которые должны быть отражены в Оператив
что технологии ИНМ не столь хорошо отработаны, как в облас ном руководстве, вносят проводимые ВТС полевые экспери
ти МСМ. Был организован специальный семинар (проводив менты по ИНМ и имитационные учения.
шийся несколько раз) по методологии, технологиям и оборудо
Следует иметь в виду, что осуществление ИНМ предусматрива
ванию для ИНМ, который обеспечил эффективное решение

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign