LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сравнению с Исходным списком, односторонние меры госу товаров и технологий двойного использования, применяемых в
ядерной области: перечень последних, Руководящие принципы
дарств поставщиков могли иметь негативные экономические
и Меморандум о взаимопонимании по процедурным вопросам.
последствия. С большим трудом участники ГЯП пришли в даль
Государство, подписавшее Меморандум, обязывалось обмени
нейшем к согласию по поводу создания многостороннего меха
ваться информацией и уведомлять партнеров о предоставлен
низма контроля за экспортом продукции двойного использова
ных и неутвержденных лицензиях. Члены ГЯП также приняли
ния, применяемой в ядерной области. Слабым звеном было от
правило, согласно которому, хотя окончательное решение о вы
сутствие механизма обмена информацией и постоянных кон
даче лицензии принимает каждое государство исходя из собст
сультаций между участниками ГЯП.
венного понимания проблемы, все участники обязуются не раз
К 1990 м гг. стали слишком очевидны недочеты режима контро решать экспорт без предварительной консультации с правитель
ля над ядерным экспортом. Интернационализация научно тех ством страны, по определенным причинам запретившей экс
нических знаний привела к резкому увеличению числа постав порт данного товара или технологии.
щиков критических технологий. Страны, тайно работавшие над
Было также решено образовать контактный пункт для обмена
военными ядерными программами, сменили тактику закупок:
информацией относительно поставок предметов двойного ис
если ранее они предпочитали строительство ядерного объекта
пользования, каковым стала миссия Японии при МАГАТЭ в Ве
«под ключ», то теперь закупали отдельные товары и технологии не. Страны члены ГЯП информируют других членов об имею
двойного использования через посредников и интегрировали щихся у них сведениях относительно того, что какая либо орга
эти «узлы» в свою ядерную инфраструктуру. Существовало мно низация или фирма осуществляет поставки в нарушение имею
го обходных путей для размещения заказов на продукцию, под щихся международных договоренностей.
лежащую экспортному контролю.
На той же встрече в Варшаве было принято заявление о полно
Так, до операции «Буря в пустыне» Ирак систематически вводил охватных гарантиях (full scope safeguards) как обязательном ус
в заблуждение иностранных поставщиков и их правительства ловии ядерных поставок в любое неядерное государство. Пере
относительно конечных получателей закупленных товаров. Ши дача ядерных установок, оборудования, компонентов, материа
рокие рамки иракской программы впоследствии стали побуди ла и технологии, упомянутых в экспортном Исходном списке
тельным мотивом при принятии решения об ужесточении про Руководящих принципов для ядерных передач, не должна разре
шаться неядерному государству, если оно не ввело в действие
цедур и контрольных мер МАГАТЭ.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
198 199
соглашение с МАГАТЭ, требующее применения гарантий в от 1,66 до 2,6 %. Однако большинство членов ГЯП, включая США,
ношении всего исходного и специального расщепляющегося ма оспаривают обоснованность приводимого российской стороной
довода, что поставка топлива вызвана необходимостью обеспе
териала в его нынешней и будущей мирной ядерной деятельно
чения безопасности этой АЭС333. Аргументированное мнение
сти. Передача может быть разрешена лишь в исключительных
случаях, когда она считается весьма важной для безопасной экс членов ГЯП разделяют и некоторые российские эксперты.
плуатации существующих установок и если в отношении по
Принятие нового члена ГЯП осуществляется на основе консен
следних применяются гарантии. Поставщики должны предо
суса. При рассмотрении вопроса о членстве принимаются в рас
ставлять информацию и при необходимости проводить консуль чет следующие факторы:
тации, когда они намереваются разрешить такие поставки.
1) способность поставлять предметы (в том числе путем транзи
27 марта 1992 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ, кото та), включенные в приложения к Руководящим принципам
рый установил, что экспорт из России ядерных материалов, тех ГЯП;
нологий, оборудования, установок и специальных неядерных
2) приверженность Руководящим принципам ГЯП и осуществ
материалов, предназначенных для их обработки, использования
ление действий в соответствии с ними;
или производства, в любое неядерное государство может осуще
ствляться только при условии постановки всей ядерной деятель 3) наличие юридически обязательной национальной системы
ности этого государства под гарантии МАГАТЭ. Таким образом, экспортного контроля, реализующей приверженность дейст
в национальном российском законодательстве был кодифици виям в соответствии с Руководящими принципами;
рован принцип полноохватных гарантий. Это помогло прийти к
4) присоединение к ДНЯО, договорам Тлателолко, Пелиндаба,
консенсусу по данному вопросу и принять соответствующее за
Раротонга, Бангкокскому договору или другому аналогично
явление в рамках ГЯП. При этом было согласовано, что подоб
му международному соглашению о ядерном нераспростране
ная политика не применяется к существовавшим на тот момент
нии, а также полное выполнение обязательств по таким дого
соглашениям и контрактам.
ворам;
Решение о введении принципа полноохватных гарантий не име
5) поддержка международных усилий по нераспространению
ет обратной силы и, таким образом, не распространяется, в ча
ОМУ и средств его доставки.
стности, на соглашение между Россией (тогда СССР) и Индией
1988 г. о строительстве АЭС в Куданкуламе при соответствую ГЯП проводит ежегодные пленарные заседания. В дополнение к
щих гарантиях МАГАТЭ. ним ГЯП имеет рабочие группы, а также, как указывалось, кон
тактный пункт по вопросам режима двойного использования.
В то же время Руководящие принципы ядерного экспорта, при
Участниками ГЯП являются 40 государств, и Европейская ко
нятые в ГЯП, допускают в исключительных случаях экспорт в
миссия является постоянным наблюдателем. Россия поставила
неядерные государства, не поставившие всю свою деятельность
вопрос о привлечении к работе Группы стран неучастниц, раз
под контроль Агентства, для обеспечения безопасности эксплуа
витых в ядерном отношении и являющихся потенциальными
тации уже действующих ядерных установок, находящихся под
ядерными поставщиками (Китай, Индия, Пакистан, Израиль и
гарантиями МАГАТЭ. В России соответствующее положение
было закреплено указом президента В.В. Путина от 6 мая 2000 г.
Основываясь на этом принципе ГЯП, введенном в действие в 333Подробнее о российско индийском сотрудничестве в области мирного ис
Российской Федерации упомянутым указом президента, Россия пользования атомной энергии см.: Федченко В.Г. Российско индийские отно
шения в ядерной области и вопросы экспортного контроля. В сб.: Научные За
поставила в 2000 г. для АЭС Тарапур в Индии, построенной еще
писки ПИР Центра. № 17. Тимербаев Роланд, Шилин Александр и Федченко
в 1960 х гг. Соединенными Штатами и находящейся под гаран Виталий. Проблемы распространения и нераспространения в Южной Азии: со
тиями Агентства, около 58 т диоксида урана с обогащением от стояние и перспективы. М.: ПИР Центр, 2001. С. 61–82.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
200 201
др.), но эта идея пока поддержки в ГЯП не получила. На своих ше Австрия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испа
ния, Португалия, Финляндия и Швеция.
последних пленарных заседаниях, состоявшихся в 2001 и
2002 гг. в Аспене (штат Колорадо, США) и Праге, Председателю
Основной задачей Евратома является содействие созданию и
ГЯП, который ротируется на ежегодной основе, поручено про развитию ядерной промышленности, совместное проведение
должать контакты с нечленами Группы, такими, как Китай, исследовательских работ, обмен научно технической информа
Египет, Индия, Индонезия, Иран, Малайзия, Мексика, Пакис цией, создание общего рынка оборудования и сырья. Но при
тан, Израиль в целях укрепления глобального режима нераспро этом должно обеспечиваться условие, что сырье, исходные и
странения, в том числе путем усиления применения мер экс специальные расщепляющиеся материалы «не будут переклю
портного контроля334. чаться на иные цели, чем те, для которых они предназначены».
Принятые ГЯП договоренности о нормах ядерного экспорта из Основными органами Евратома являются: Европейский парла
даны в виде документов МАГАТЭ INFCIRC/254/Rev.5/Part мент, Совет министров, Комиссия европейских сообществ, Ге
1(corrected) и Rev.4/Part 2. ГЯП и Комитет Цангера335 постоянно неральный директорат по энергии Директорат по гарантиям,
работают над совершенствованием списков ядерных предметов осуществляющий гарантии в странах Евратома и имеющий свой
и предметов двойного использования с учетом развития соот инспекционный аппарат. Существуют также Агентство Еврато
ветствующих технологий336. Договоренности о контроле за ма по снабжению, в задачу которого входит обеспечение сырьем
ядерным экспортом – важный элемент международного кон и ядерным топливом, а также совместные научно исследова
троля над атомной энергией. тельские центры в Испре (Италия), Карлсруэ (Германия), Гееле
(Бельгия) и Петтене (Нидерланды). В Испре находится постоян
ный секретариат Европейской ассоциации по исследованию га
Региональные системы гарантий рантий и их развитию (European Safeguards Research and
Development Association). Система гарантий Евратома во мно
Наряду с универсальными организациями – МАГАТЭ, ГЯП и
гом сходна с гарантиями МАГАТЭ, а в некоторых отношениях
Комитетом Цангера – существуют и региональные организа
является даже более эффективной, однако она распространяет
ции, имеющие свои системы гарантий и контроля.
ся только на определенную группу стран участниц. Гарантиями
Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии) – наи охвачена и гражданская атомная деятельность ядерных держав –
более ранняя по времени образования региональная организа Великобритании и Франции.
ция. Она была создана по Римскому договору 1957 г., который
При разработке ДНЯО в 1966–1968 гг. участники Евратома,
вступил в силу 1 января 1958 г. Первоначальными членами были
поддерживаемые Соединенными Штатами, настаивали на том,
шесть государств – Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды,
чтобы в этих странах применялись гарантии Евратома, а не
Франция и ФРГ. Сейчас в Евратом входят 15 государств членов
МАГАТЭ. Это на многие месяцы затянуло достижение согласия
Европейского союза (ЕС), и в дополнение к перечисленным вы по статье III о контроле, поскольку Советский Союз и ряд дру
гих государств справедливо и обоснованно требовали примене
ния единых международных гарантий Агентства для всех без ис
334 Nuclear Suppliers Group Plenary Meeting, 16–17 May 2002, Cernin Palace,
ключения неядерных государств участников ДНЯО.
Prague. Press Statement (www.nuclearsuppliersgroup.org).
335 Комитет сейчас насчитывает 35 членов, включая КНР. Это единственный
Следует отметить, что среди некоторых американских специали
международный механизм экспортного контроля, в который входит Китай.
стов, в особенности связанных с работой МАГАТЭ, создание Ев
336 Подробнее о ГЯП и Комитете Цангера см.: Тимербаев Р.М. Группа ядерных
поставщиков: история создания. М.: ПИР Центр, 2000; Ядерное нераспростра ратома и особенно проблема взаимоотношений между системами
нение. Том I. М.: ПИР Центр, 2002. С. 335–353; 2nd NSG International Seminar
гарантий обеих организаций вызывали серьезные опасения. Пер
on the Role of Export Controls in Nuclear Non Proliferation. 8–9 April 1999. United
вый Генеральный директор МАГАТЭ американец С. Коул даже
Nations Headquarters. N.Y.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
202 203
Контроль за соблюдением соглашений о зонах, свободных от ядер
направил президенту Д. Эйзенхауэру 15 мая 1958 г. конфиденци
ного оружия (ЗСЯО). ДНЯО признает право любой группы госу
альное письмо, в котором высказал озабоченность в связи с тем,
дарств заключать «региональные договоры с целью обеспечения
что планируемое соглашение о сотрудничестве между Евратомом
полного (выделено мной. – Р.Т.) отсутствия ядерного оружия на
и Агентством в странах Евратома предусматривает, как он выра
их соответствующих территориях». На основе проведенного
зился, «самоинспекцию». Коул указал, что такой шаг «будет
Конференцией по разоружению в 1975 г. «Всеобъемлющего ис
иметь серьезные последствия для Агентства», и настоятельно
следования по вопросу о зонах, свободных от ядерного оружия»
призвал принять меры к тому, чтобы «гарантии и учет (ядерных
Генеральная Ассамблея ООН приняла определение понятия та
материалов) в Евратоме были возложены на Агентство»337. 21 ян
кой зоны, которое предусматривает учреждение «международ
варя 1959 г. Коул пишет еще одно письмо Эйзенхауэру с требова
ной системы проверки и контроля для обеспечения гарантии
нием, чтобы была создана «единообразная и универсально при
выполнения обязательств», взятых на себя участниками зоны340.
менимая система гарантий»338. Обращения Коула даже к амери
канскому президенту действия не возымели. Страны Евратома К настоящему времени образованы зоны, свободные от ядерно
создали собственную систему гарантий, и на их территориях МА го оружия, в Латинской Америке (Договор Тлателолко от 14 фе
ГАТЭ гарантий в тот период не применяло. враля 1967 г.), в южной части Тихого океана (Договор Раротон
га от 6 августа 1985 г.), в Юго Восточной Азии (Бангкокский до
На переговорах по ДНЯО по инициативе советской стороны в
говор от 15 декабря 1995 г.) и в Африке (Договор Пелиндаба от
конечном счете было решено, что Евратом заключит с МАГАТЭ
11 апреля 1996 г.). В целом они охватывают около 100 госу
многостороннее соглашение о гарантиях Агентства в странах
дарств. Ведутся переговоры о создании безъядерной зоны в Цен
Евратома339.
тральной Азии.
На практике инспекторы Евратома осуществляют свою деятель
Каждый из этих договоров содержит положения о проверке и
ность под наблюдением инспекторов МАГАТЭ или одновре
контроле за соблюдением принятых на себя участниками зон
менно с ними, однако совместная деятельность приводила к
обязательств. По первоначальному тексту Договора Тлателолко
значительному дублированию и излишним расходам. В связи с
предусматривалось проведение соответствующих инспекций, в
этим был принят «новый подход к партнерству» между МАГАТЭ
том числе и специальных, как Международным агентством по
и Евратомом, основанный на принципе «одна задача, один че
атомной энергии, так и ОПАНАЛ – организацией стран участ
ловек», и 28 апреля 1992 г. между двумя организациями заключе
ниц зоны, однако позднее в договор была внесена поправка,
но соглашение о партнерстве, что привело к существенному
вступившая в силу в 2000 г., которая оставила за МАГАТЭ ис
снижению объема инспекционной деятельности Агентства в
ключительное право на проведение специальных инспекций.
странах Евратома без ослабления эффективности независимого Участники Договора имеют соглашения с Агентством о гаранти
контроля со стороны МАГАТЭ за ядерной деятельностью стран ях. В октябре 2002 г. Куба ратифицировала Договор Тлателолко.
Евратома. Предполагается дальнейшее расширение сотрудниче Таким образом, завершилось вступление в силу этого договора в
ства между МАГАТЭ и Евратомом в целях повышения эффек полном объеме.
тивности и экономичности гарантий.
Договор Раротонга, наряду с применением гарантий МАГАТЭ,
предусматривает создание контрольной системы, включающей
представление докладов, обмен информацией, проведение
337 National Security Archive and Chadwyck Healey (NSA). Sterling Cole to the
President. May 15, 1958. Nuclear Non Proiliferation File, No. 00419. консультаций, процедуры подачи жалоб и осуществление спе
338 NSA. Sterling Cole to Dwight D. Eisenhower, President of the United States,
January 21, 1959. Nuclear Non Proliferation File. No. 00518.
339 Подробнее об этом см.: Тимербаев Р.М. Россия и ядерное нераспростране
340
ние. С. 188. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3472В(XXX) от 11 декабря 1975 г.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
204 205
циальных инспекций (ст. 8 и Приложение 4). Каких либо све развитии ядерных программ, начавшимся еще в 1950 е гг., кото
дений о применении статьи 8 в средствах массовой информа рое было направлено на предотвращение доминирования ка
ции не появлялось. кой либо одной страны в регионе. В перспективе эти програм
мы могли бы привести к возникновению ситуации ядерного
Бангкокский договор также содержит положения о гарантиях и
сдерживания на субконтинентальном уровне. По мнению спе
проверке, сходные с Договором Раротонга, однако в полную си
циалистов, лихорадочное соперничество в создании «парал
лу он не вступил ввиду того, что ядерные государства воздержи
лельных» атомных проектов было прекращено не столько в силу
ваются от присоединения к протоколу, распространяющему по
международного давления или каких либо договоренностей в
ложения Договора на «исключительные экономические зоны»,
области ядерного нераспространения, сколько из за истощения
которые, как правило, простираются на 200 морских миль за
экономических возможностей сторон341.
пределы береговой черты, что эти страны считают противореча
щим свободе судоходства в открытом море. С начала 1990 х гг. стал развиваться процесс аргентино бразиль
ского сближения, который существенно снизил уровень военно
Договор Пелиндаба предусматривает применение всеобъемлющих
политической напряженности между двумя странами. В июле
гарантий МАГАТЭ, а также создание Африканской комиссии по
1991 г. президентами Аргентины К. Менемом и Бразилии Ф.К. де
ядерной энергии, которая будет иметь право получать отчеты го
Мелло было подписано Гвадалахарское соглашение, в соответст
сударств участников о соблюдении положений Договора, рас
вии с которым было создано АБАКК. В дальнейшем было заклю
сматривать жалобы сторон и проводить инспекции. При этом,
чено четырехстороннее соглашение между Аргентиной, Брази
в соответствии с Приложением IV к Договору, «каждый участник
лией, АБАКК и МАГАТЭ, подписанное в 1991 г. и вступившее в
должен предоставить миссии инспекторов полный и свободный
силу в марте 1994 г. Пакет соглашений, включающий двусторон
доступ ко всей информации и местам на своей территории, кото
ние обязательства, содержит более жесткие условия по контро
рые могут быть сочтены инспекторами необходимыми для осу
лю, чем ДНЯО и система гарантий МАГАТЭ.
ществления инспекции». Договор в силу еще не вступил.
Основным органом АБАКК является Комиссия, состоящая из
Кроме того, существует Договор об Антарктике 1959 г., который
двух членов от каждой страны. Секретариат, находящийся в Рио
установил, что Антарктика используется только в мирных целях,
де Жанейро, состоит из 9 членов, в том числе из секретаря и за
там запрещены любые мероприятия военного характера, в том
местителя секретаря (одного аргентинца и одного бразильца, ко
числе проведение ядерных взрывов и удаление радиоактивных
торые ежегодно поочередно меняются местами). Этот орган осу
материалов. В Договоре имеются положения о контроле. Каждая
ществляет гарантии на 75 установках, ими охвачены все ядерные
сторона, участвующая в совещаниях по Договору, имеет право
материалы обеих стран. Секретариат располагает 10 технически
назначать наблюдателей для проведения любой инспекции, при
ми экспертами и 70 инспекторами, имеет 14 лабораторий. За де
этом устанавливается «полная свобода доступа в любое время в
сять лет существования АБАКК инспекторы провели 1200 ин
любой район или все районы Антарктики» (ст. VII). Такие ин
спекций (4400 человеко дней инспекций) 75 ядерных установок.
спекции время от времени проводятся наблюдателями от различ
АБАКК действует в тесном сотрудничестве с МАГАТЭ. Ожида
ных государств, в том числе и российскими представителями.
ется, что АБАКК и Агентство разработают Руководящие прин
Как видим, региональные соглашения по ядерному разоруже ципы совместной инспекционной деятельности, а в дальней
нию также содержат далеко идущие положения о международ шем – договоренность о партнерстве в этой области342.
ном контроле над атомной энергией.
АБАКК. Необходимость создания Бразильско аргентинского 341
Ядерное нераспространение. Том I. С. 201.
агентства по контролю и наблюдению (АБАКК) была вызвана 342Заявление секретаря АБАКК К. Э. Паласиоса на 46 й сессии Генеральной
многолетним соперничеством между Аргентиной и Бразилией в конференции МАГАТЭ (16–20 сентября 2002 г.).
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
206 207
Можно констатировать, таким образом, что имеет место поступа всякую ядерную деятельность, за исключением применения
изотопов для медицинских, сельскохозяйственных и промыш
тельное развитие международного контроля над атомной энерги
ленных целей, до тех пор, пока СБ не решит, что Ирак полно
ей не только на общемировом, но и на региональном уровне.
Опыт двустороннего контроля в рамках АБАКК мог бы быть ис стью выполняет резолюцию 687, а МАГАТЭ не придет к такому
же заключению относительно соглашения Ирака о гарантиях с
пользован такими соперничающими государствами, как Индия и
Агентством.
Пакистан, а также КНДР и Южная Корея. Между двумя первыми
в 1988 г. было заключено Соглашение о ненападении на атомные
Под наблюдением инспекторского аппарата ЮНСКОМ и
объекты, вступившее в силу в 1991 г. С января 1992 г. Индия и Па
Агентства решение об уничтожении, изъятии и обезвреживании
кистан обмениваются списками установок гражданского назна
ядерного потенциала было выполнено. Был также установлен
чения, однако они недоверчиво относятся к этим спискам. Уста
порядок постоянного наблюдения и контроля за выполнением
новление определенной транспарентности помогло бы устране
решений ООН. В секретариате Агентства в апреле 1991 г. была
нию взаимных подозрений. В начале 1992 г. была подписана и
создана Специальная группа по Ираку (IAEA Iraq Action Team).
вступила в силу совместная декларация о денуклеаризации Ко
С 1991 по 1998 г. МАГАТЭ осуществляло инспекционную дея
рейского полуострова, которая, в частности, предусматривает от
тельность, при этом начиная с августа 1994 г. было проведено
каз от установок по переработке ОЯТ и обогащению урана. Дек
более 1500 инспекций в рамках постоянного наблюдения, боль
ларация содержит положения о создании Совместной контроль
шинство из которых имели место без предварительного уведом
ной комиссии и о взаимном проведении инспекций атомных ус
ления. В докладе Генерального директора МАГАТЭ Совету Бе
тановок, однако эти положения до сих пор не реализованы.
зопасности от 8 октября 1997 г. содержался всеобъемлющий от
чет об инспекционной деятельности Агентства в Ираке343.
К сфере регионального контроля следует отнести также дейст
вия мирового сообщества по установлению мер специального
К декабрю 1998 г., как писал бывший руководитель спецгруппы
международного контроля за уничтожением ядерного и других
Агентства по Ираку Г. Диллон, МАГАТЭ имело полную уверен
видов оружия массового уничтожения в таких странах, как Ирак
ность в том, что Ирак не произвел ядерного оружия, самостоя
и КНДР.
тельно наработал и получил всего лишь несколько граммов при
годного для оружия ВОУ или выделенного плутония, не получал
Ирак. После поражения иракских войск, вторгшихся в августе
такой материал со стороны и не располагал физическими воз
1990 г. в Кувейт, от многонациональных сил, действовавших по
можностями для производства таких количеств пригодного для
мандату ООН, и выявления тайной деятельности Ирака по со
оружия ядерного материала, которые имели бы какое либо
зданию ядерного оружия в нарушение его обязательств по
практическое значение344.
ДНЯО Совет Безопасности ООН принял резолюцию 687 от 3 ап
реля 1991 г., в соответствии с которой весь потенциал Ирака в Однако ввиду разногласий, возникших в отношениях США с
области ОМУ и средств его доставки должен был быть уничто Ираком, деятельность ЮНСКОМ в декабре 1998 г. была прекра
жен под контролем ООН и (в том, что касается ядерной деятель щена и резолюцией СБ 1284 (1999) была учреждена новая спец
ности) МАГАТЭ. Для этого была создана Специальная комис комиссия по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке –
сия СБ – ЮНСКОМ (UNSCOM), при этом МАГАТЭ было по ЮНМОВИК (UNMOVIC). Новая спецкомиссия к своей ин
ручено в сотрудничестве с комиссией разработать и осуществить спекционной деятельности в течение ряда лет приступить не
«уничтожение, изъятие и обезвреживание» ядерных объектов, а
в дальнейшем разработать и осуществить план «постоянного на
блюдения и контроля за соблюдением» Ираком решения ООН. 343Док. ООН S/1997/779.
344 Dillon Garry. The IAEA Iraq Action Team Record: Activities and Findings. In:
Позднее – 15 августа 1991 г. – Совет Безопасности принял резо Iraq. A New Approach. Carnegie Endowment for International Peace, August 2002.
люцию 707, согласно которой потребовал от Ирака прекратить P. 37–44.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
208 209
могла, и Агентство также было лишено возможности выполнять казал, что имело место неоднократное выделение плутония. По
некоторым данным, КНДР могла накопить количество плуто
свои функции, вытекающие из решений ООН.
ния, достаточное для изготовления до двух ядерных взрывных
В 2000, 2001 и 2002 гг. инспекторам Агентства, в соответствии с
устройств, и иметь еще 25–30 кг в ОЯТ345. В начале 1993 г.
Соглашением о гарантиях с Ираком, была предоставлена воз
МАГАТЭ запросило специальную инспекцию двух незаявлен
можность провести проверку фактически наличного количества
ных объектов. В ответ руководство КНДР заявило о начале про
ядерного материала, находящегося в Тувайте (обедненного,
цесса выхода из ДНЯО и прекратило членство в МАГАТЭ.
природного и низкообогащенного урана). Однако ввиду отказа
Возник серьезный кризис в отношениях между Северной Коре
руководства Ирака допустить инспекционную деятельность по
ей и международным сообществом, в который вмешалась адми
решениям СБ ООН, в последних ежегодных докладах МАГАТЭ
нистрация США. Россия в разрешении этого кризиса практи
об осуществлении гарантий (Safeguards Implementation Reports)
ческого участия не принимала. Наконец, в октябре 1994 г. после
констатируется, что с декабря 1998 г. Агентство не имело воз
длительных консультаций КНДР и США подписали «Рамочную
можности осуществлять в Ираке свою деятельность в соответст
договоренность» (Agreed Framework), в соответствии с которой
вии с мандатом Совета Безопасности.
КНДР взяла на себя обязательства по замораживанию своей
8 ноября 2002 г. Совет Безопасности единогласно принял новую ядерной деятельности под наблюдением МАГАТЭ и сохранила
резолюцию по Ираку – 1441 (2002), в которой обязал Ирак при свое участие в ДНЯО. Со своей стороны, США обязались при
нять инспекторов ЮНМОВИК и МАГАТЭ фактически под угро нять меры по строительству в КНДР легководных реакторов об
зой администрации Дж. Буша силового свержения режима щей мощностью 2000 МВт и по поставке 500 тыс. т мазута в год.
С. Хусейна. С согласия правительства Ирака еще более интрузив При этом, «когда будет в основном завершено строительство
ные, чем прежде, международные инспекции по мандату Совета комплекса на легководных реакторах, но до поставки основных

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign