LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ность и полноту данных расширенных заявлений, а также не нительные протоколы с 74 государствами, его подписали 67,
только возможные факты переключения заявленного материа включая все ядерные. Но только для 29 государств, включая од
ла, но и наличие незаявленного материала или деятельности, так но ядерное (Китай), Дополнительный протокол уже вступил в
как значительно расширилась возможность доступа инспекто силу. Россия и США протокол еще не ратифицировали. Страны
ров МАГАТЭ к местам, где может находиться подобный матери Европейского Союза приняли решение об одновременном вве
ал. Основные меры, предусматриваемые Дополнительным про дении в действие протокола на своих территориях. По данным
токолом, состоят в следующем: МАГАТЭ, из членов Союза следующие страны по состоянию на
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
184 185
январь 2003 г. не завершили внутренних процедур по вступле государств. Главный же положительный момент заключается в
нию в силу протокола: Великобритания, Дания, Ирландия, Ита том, что практически все страны согласны с тем, что систему га
лия, Люксембург и Франция. рантий МАГАТЭ – как основной контролирующий элемент ре
жима нераспространения ядерного оружия – необходимо эф
Из вышеизложенного видно, что количество стран, в которых уже
фективно укреплять.
применяется Дополнительный протокол, пока что довольно не
велико. Темпы присоединения государств к протоколу оставляют Вопрос, который волнует специалистов и более широкие круги
желать лучшего, поэтому в последнее время Секретариат общественности, – сможет ли укрепленная система гарантий
МАГАТЭ предпринимает активные усилия по его продвижению. обеспечить полную уверенность мирового сообщества в том, что
В 2001 г. Секретариат разработал план действий, призванный со государства, подписавшие Дополнительный протокол, выпол
действовать более активному присоединению стран к протоколу. няют свои обязательства по нераспространению ядерного ору
По этому плану Агентство разделило все государства на государ жия и по использованию ядерной энергии в мирных целях. Для
ства со значительной ядерной деятельностью (группа 1) и госу этого в первую очередь необходимо, чтобы Дополнительный
дарства с незначительной ядерной деятельностью (группа 2). По протокол подписали как можно больше государств, реализуя
следним было предложено подписать так называемый «Протокол тем самым потенциал укрепленной системы гарантий.
малых количеств» (Small Quantities Protocol), по которому многие
После принятия типового Дополнительного протокола Агентст
положения типового Дополнительного протокола не применяют
во продолжает работу над усовершенствованием системы гаран
ся (до тех пор, пока государство принадлежит к группе 2).
тий. С 1998 г. МАГАТЭ приступило к программе разработки ин
Среди причин не столь быстрого, как ожидалось, увеличения
тегрированных гарантий «integrated safeguards»323, которая на
числа государств, принявших Дополнительный протокол, спе
правлена на оптимизацию системы гарантий с учетом новых
циалисты называют следующие: во первых, сказывается отсут
мер, предусмотренных Дополнительным протоколом, с целью
ствие энтузиазма у таких стран, как, например, Соединенные
достижения максимальной эффективности и действенности в
Штаты, в отношении международных договоров в области огра
пределах выделенных ресурсов. В частности, если Агентство бу
ничения вооружений, разоружения и нераспространения; во
дет убеждено в отсутствии незаявленных установок по перера
вторых, нежелание стран ближневосточного региона (пока при
ботке отработанного ядерного топлива, то принятые в настоя
соединилась только Иордания) подписывать протокол до тех
щее время требования к контролю такого топлива могут быть су
пор, пока к нему не присоединится Израиль, а ведь именно со
щественно снижены. Подобная оптимизация может быть прове
бытия в этом регионе подтолкнули начать процесс укрепления
дена и в отношении других категорий ядерного материала, не
системы гарантий МАГАТЭ; в третьих, отмечают, что во время
являющихся критическими с точки зрения ядерного нераспро
Конференции по рассмотрению действия ДНЯО 2000 г. и в ходе
странения. Высвобождающиеся таким образом ресурсы могут
подготовки к такой конференции 2005 г. Дополнительному про
быть направлены на применение международных гарантий в от
токолу не уделялось и не уделяется достаточного внимания, этот
ношении все возрастающих количеств подлежащего гарантиям
вопрос был отодвинут на задний план дискуссиями о выполне
ядерного материала. Интегрированные гарантии могут осуще
нии ядерными державами ст. VI ДНЯО относительно достиже
ствляться только в государствах, где вступили в силу как согла
ния полного ядерного разоружения.
шение о всеобъемлющих гарантиях, так и Дополнительный про
Несмотря на определенную озабоченность, которую вызывает
токол. В марте 2002 г. Совет управляющих МАГАТЭ одобрил
довольно медленный процесс присоединения государств к До
полнительному протоколу, этот процесс все же идет, и Агентст
во предпринимает довольно ощутимые усилия по его продвиже 323 В официальных документах МАГАТЭ на русском языке употребляют термин
нию. Сейчас многое зависит от политической воли конкретных «комплексные гарантии», что, на наш взгляд, является неудачным переводом.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
186 187
«концептуальные рамки интегрированных гарантий», основан таких реакторах, строившихся в ряде социалистических стран, а
также в Финляндии.
ные на изложенных принципах.
Для содействия получению согласия на принятие гарантий в от
Агентство в последнее время расширяет свою деятельность по
ношении всей ядерной деятельности неядерных государств,
улучшению контроля за радиоактивными источниками, исходя
особенно индустриально развитых, в ходе переговоров по ста
из того, что они потенциально могут быть использованы в каче
тье III ДНЯО возникла необходимость во встречных шагах со
стве радиологического оружия. Принят Кодекс поведения по
стороны ядерных держав. Некоторые неядерные страны (Ин
безопасности и сохранности радиоактивных источников. По
дия, Бразилия, Швейцария, Швеция, Нигерия, Эфиопия) вы
оценке МАГАТЭ, подобные источники используются на 20 ты
ступали с весьма радикальных позиций, предлагая, чтобы гаран
сячах установок – главным образом медицинских и промыш тии на «недискриминационной» основе применялись и в ядер
ленных. При этом, как считают в Агентстве, более чем 100 госу ных государствах. Другие неядерные страны (ФРГ, Япония,
дарств не осуществляют за этими источниками элементарного Италия, Бельгия), не выдвигая столь далеко идущих требова
контроля и многие из этих источников являются бесхозными. ний, утверждали, что, открывая свои реакторы и другие ядерные
установки для инспекций международными контролерами, они
Добровольная постановка под гарантии установок в ядерных госу
тем самым оказываются в невыгодном с точки зрения промыш
дарствах. В начале 1960 х гг. Соединенные Штаты, а затем Ве
ленной и коммерческой конкуренции положении.
ликобритания добровольно поставили под гарантии Агентства
Как отмечал председатель КАЭ США Г. Сиборг,
некоторое количество своих гражданских ядерных установок с
тем, чтобы таким образом содействовать процессу принятия га «чаще всего в качестве конкурента назывался Советский
рантий другими государствами. Союз, но нам было ясно, что они на деле были более озабо
чены конкуренцией со стороны Соединенных Штатов, од
В тот период Советский Союз возражал против установления
нако дипломатично умалчивали об этом. Мы пытались от
контроля МАГАТЭ над ядерными объектами на своей террито
ветить на их жалобы тем, что инспекторы МАГАТЭ будут
рии, считая это неприемлемым «без осуществления разоруже иметь инструкции не вмешиваться в эксплуатацию реакто
ния»324. В ноябре 1966 г. директор отдела Департамента гаран ров. Однако убедительно подать этот аргумент было труд
тий Агентства С. Накиченович (Югославия) обратился к совет но [...]. Как мне представляется, аргументы относительно
скому представителю в Вене с предложением провести на Ново коммерческих невыгод, возможно, были несколько наду
воронежской АЭС разработку практических методов и процедур манными и на деле предназначались для того, чтобы зака
применения гарантий в отношении водо водяных реакторов. муфлировать сопротивление основным положениям
При этом «работа будет носить только научно исследователь ДНЯО. В некоторых промышленно развитых странах тре
ский характер и никоим образом не связывается с постановкой бование об отказе от ядерного оружия на неопределенное
под гарантии установок, на основе которых такие процедуры время было серьезной внутренней политической пробле
разрабатываются»325. Положительный ответ советской стороны мой. Однако для любой из них признать это было не впол
был дан в июне 1967 г.326 В дальнейшем на Нововоронежской не респектабельно. Но, с другой стороны, было совершен
но респектабельно утверждать, что предлагаемые положе
АЭС проходила разработка процедур гарантий для энергетичес
ния о гарантиях угрожают поставить законное развитие их
ких реакторов типа ВВЭР 440, регулярно проводились курсы по
промышленности в невыгодное положение»327.
подготовке инспекторов Агентства для применения гарантий на

324 АВП РФ. Ф. 047, оп. 10, п. 116, д. 42, лл. 81–82 и п. 128, д. 9, лл. 124–129.
325 АВП 327 Seaborg Glenn T. with Loeb Benjamin S. Stemming the Tide. Arms Control in the
РФ. П. 128, д. 9, лл. 124–129.
326 Там же. Оп. 13, п. 135 д. 7, л. 84. Johnson Years. Lexington (MA), Toronto: Lexington Books, 1986. Р. 297.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
188 189
В ходе переговоров по ДНЯО представитель США в Комитете ных материалов, а также заводы по обогащению, плюс еще 3 ус
по разоружению У. Фостер предложил такой выход: США пре тановки, в которых под гарантиями имелось некоторое количе
доставят МАГАТЭ возможность применять гарантии ко всей ство ядерных материалов329.
американской гражданской ядерной деятельности, но при усло
Трехсторонняя инициатива РФ, США и МАГАТЭ. В последние
вии, что, во первых, такое предложение будет сделано только
годы Россия и США предпринимают усилия по добровольной
после того, как станет ясно, что оно существенно облегчит при
постановке под контроль МАГАТЭ расщепляющихся материа
нятие статьи III ДНЯО, и, во вторых, оно будет реализовано
лов оружейного происхождения, высвобождаемых из ядерных
только после вступления в силу этого договора, и что договор бу
оружейных программ. В 1996 г. Россия, США и Агентство дого
дет предусматривать обязательные гарантии в неядерных госу
ворились создать прототип системы проверки с целью обеспече
дарствах. Американское предложение было официально объяв
ния того, чтобы материал оружейного происхождения, выводи
лено президентом Л. Джонсоном 2 декабря 1967 г. Вскоре анало
мый из «оборонных программ», не использовался для каких ли
гичное заявление сделал в Комитете восемнадцати представи
бо военных целей. Международная проверка будет основывать
тель Великобритании328.
ся на принципе информационных барьеров, что позволит между
С советской стороны тогда каких либо заявлений не делалось. народным инспекторам получать необходимые сведения для то
Советский Союз довольно долго оттягивал постановку под га го, чтобы гарантировать надежность и независимость контроля.
рантии Агентства своих атомных установок на добровольной ос В то же время не будет доступа к секретной информации, что
нове. Когда СССР дал такое согласие, то, в отличие от США и обеспечит соблюдение ядерными государствами статьи I ДНЯО.
Великобритании, он одобрил принятие гарантий МАГАТЭ в от
На встрече министров РФ и США и Генерального директора
ношении не всей своей гражданской ядерной деятельности, а
МАГАТЭ в Вене 16 сентября 2002 г. было констатировано, что
только нескольких десятков ядерных установок, поскольку в
трехсторонняя рабочая группа свою задачу по рассмотрению тех
СССР гражданский и военный секторы атомной отрасли исто
нических, правовых и финансовых вопросов, связанных с уста
рически не были разделены и в ряде случаев, например на граж
новлением контроля, выполнила, в результате чего продемонст
данских научно исследовательских реакторах, проводились за
рированы практические подходы к реализации такого контроля.
крытые военные исследования.
Техническим экспертам поручено незамедлительно приступить к
Соответствующие соглашения с МАГАТЭ о гарантиях вступили обсуждению дальнейшего сотрудничества в трехстороннем фор
в силу: с Великобританией – в 1978 г., с Соединенными Штата мате. Министры и Генеральный директор Агентства договори
ми – в 1980 г., с Францией – в 1981 г., с Советским Союзом – в лись рассмотреть результаты этой работы в сентябре 2003 г.330
1985 г. и с Китаем – в 1989 г.
В своем выступлении на генконференции Агентства 16 сентября
Практически деятельность Агентства по применению гарантий 2002 г. министр РФ по атомной энергии А.Ю. Румянцев заявил,
в государствах, располагающих ядерным оружием, ограничива что, как показывает анализ результатов консультаций, проводи
ется небольшим количеством ядерных установок ввиду скром мых в рамках Трехсторонней инициативы, достигнут достаточ
ных финансовых возможностей МАГАТЭ. Тем не менее добро ный уровень проработки технических, правовых и финансовых
вольные действия этих государств способствовали отклонению аспектов контроля МАГАТЭ над избыточным оружейным рас
или во всяком случае смягчению утверждений некоторых не щепляющимся материалом. Предполагается продолжить кон
ядерных стран, что ДНЯО носит дискриминационный характер. сультации в трехстороннем формате в контексте реализации по
В 2001 г. под гарантиями во всех пяти ядерных государствах на ложений соглашения между Российской Федерацией и Соеди
ходились 12 атомных установок, в основном хранилища ядер

329 Док. МАГАТЭ GC(46)/2. C. 141.
328 Док. 330
ENDC/PV.353. Press Release IAEA 2002/13, 16 September 2002.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
190 191
ненными Штатами об утилизации плутония, заявленного как можно с полным основанием говорить о том, что международ
плутоний, не являющийся более необходимым для целей оборо ный контроль над атомной энергией в значительной степени
уже существует, постоянно расширяется и имеет неплохие пер
ны, подписанного в сентябре 2000 г. Целью этих консультаций
российская сторона считает разработку проекта соответствую спективы для дальнейшего развития. МАГАТЭ за 45 лет сущест
щего соглашения с МАГАТЭ, позволяющего ему осуществлять вования зарекомендовало себя как достаточно надежная все
меры проверок утилизируемого плутония, заявленного как не мирная организация, которая не стоит на месте, неизменно со
являющийся более необходимым для целей обороны. Со своей вершенствуя свой инструментарий международного контроля.
стороны, министр энергетики США С. Абрахам в выступлении Неслучайно членский состав Агентства постоянно растет, всту
на сессии Агентства предложил созвать международную конфе пающие в него новые члены отдают себе полный отчет в том, что
ренцию для дальнейшего продвижения Трехсторонней инициа развитие атомной энергии невозможно без применения гаран
тивы в рамках мирового сообщества. тий для недопущения ее использования в недозволенных целях.
МАГАТЭ – бесспорный институциональный фундамент между
Гарантии в неядерных странах, не являющихся участниками ДНЯО.
народного режима ядерного нераспространения.
Наряду с неядерными государствами участниками ДНЯО, имею
щими соглашения о гарантиях на основе INFCIRC/153, и ядерны Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков. Эти междуна
ми государствами, заключившими на добровольной основе согла родные механизмы, определяющие материалы, оборудование и
шения с МАГАТЭ о постановке под гарантии части своей мирной технологии, подлежащие экспортному контролю, и регулирую
ядерной деятельности, неядерные страны, не присоединившиеся щие его нормы, являются важной составляющей режима ядер
к ДНЯО, также заключили соглашения с Агентством о приме ного нераспространения и содействуют обеспечению междуна
нении гарантий к некоторым своим установкам по документу родного контроля над атомной энергией.
INFCIRC/66/Rev.2. Как правило, это делалось по требованию го
Международная система контроля над ядерным экспортом в це
сударств поставщиков. Такие соглашения заключены с Индией, в
лях нераспространения основывается на пункте 2 статьи III
том числе о строительстве АЭС в Куданкуламе при содействии
ДНЯО, согласно которой каждое из государств участников
России, с Пакистаном и Израилем. Однако в этих государствах со
ДНЯО «обязуется не предоставлять: а) исходного или специаль
глашениями охватывается лишь небольшое число установок, име
ного расщепляющегося материала или б) оборудования или мате
ющих гражданское назначение.
риала, специально предназначенного или подготовленного для
Общий объем деятельности МАГАТЭ по гарантиям. По состоянию обработки, использования или производства специального рас
на конец 2001 г. Агентство имело 225 действующих соглашений о щепляющегося материала любому государству, не обладающему
гарантиях со 141 государством. Всего под контролем Агентства по ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или
всем соглашениям о гарантиях, включая установки в ядерных го специальный материал не распространяются гарантии» МАГАТЭ.
сударствах, находились более 900 установок и 117 162 «значимых
Исходя из данной статьи, совместными усилиями промышлен
количеств» материалов в различном виде: выделенный плутоний,
но развитых стран был создан режим контроля над ядерным экс
высокообогащенный уран (ВОУ), низкообогащенный уран
портом, реализуемый через национальные законодательства
(НОУ), облученное ядерное топливо (ОЯТ) и т.п.331
этих государств на основе международных договоренностей, до
Хотя это сравнительно небольшая доля всего ядерного материа
стигнутых в рамках Комитета Цангера и Группы ядерных по
ла, накопленного в мире с начала атомной эры, тем не менее
ставщиков (ГЯП).
Необходимость формирования международной системы кон
331Док. МАГАТЭ GC(46)/2. C. 140–141. троля за ядерным экспортом была обусловлена как международ
Под «значимыми количествами» («significant quantities») понимаются материа
но политическими, так и экономическими факторами. Перво
лы прямого назначения: 8 кг по плутонию, 8 кг по урану 233 и 25 кг по урану
начальным толчком стал факт проведения в 1974 г. Индией, не
235 с обогащением 20 и более процентов.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
192 193
входящей в ДНЯО, испытания ядерного взрывного устройства, уверенная в надежности обязательств США по ее обороне, доби
причем существенное содействие ей было оказано из за рубежа, лась приобретения технологии переработки у Франции. Ирак, в
прежде всего Канадой, поставившей реактор CIRUS без требова ответ на угрозы со стороны Израиля и Ирана, ускорил работы по
ния о гарантиях. Для государств, которые стали позитивно отно получению возможности как обогащения урана, так и перера
ситься к проблемам ядерного нераспространения после подпи ботки плутония.
сания ДНЯО, индийский взрыв послужил явственным сиг
Эти события, наряду с неосмотрительной политикой в области
налом, что предстоит еще много работы по усилению режима
экспорта, проводимой государствами ядерными поставщика
нераспространения. Вторым важным событием, оказавшим
ми (например, в 1975 г. ФРГ заключила контракт с Бразилией
воздействие на стремление ряда государств скоординировать
на поставку технологии, охватывающей весь ядерный топлив
усилия, стало многократное увеличение цен на нефть в
ный цикл), вынудили ведущие государства экспортеры заду
1973–1978 гг. В этих условиях ядерная энергетика стала заман
маться о неотложных мерах по упрочению контроля за ядерным
чивой альтернативой нефтяной. Поскольку многие эксперты
экспортом.
полагали, что уран является относительно редким элементом, то
в качестве наиболее вероятной перспективы стали рассматри Решительные шаги были предприняты в США в период адми
ваться ядерные реакторы с плутониевым топливным циклом. нистрации Дж. Картера (1977–1981 гг.). Соединенные Штаты
МАГАТЭ предсказывало, что к концу 1980 х гг. плутониевое заявили, что не будут далее перерабатывать ОЯТ либо экспорти
топливо будет использоваться примерно в 40 государствах332. ровать технологии обогащения и переработки. В 1978 г. Кон
Проблема контроля за большими количествами выделенного гресс США принял Закон о ядерном нераспространении, фак
плутония, который пригоден и для военных целей, представля тически вводящий норму полноохватных гарантий, которая се
лась серьезным испытанием для режима ядерного нераспрост годня стала международно признанной составляющей системы
ранения. экспортного контроля. Однако в 1970 е гг. она не получила еще
широкой поддержки в мире. Решение проблем экспортного
По мере того как все возрастающее число государств стало про
контроля можно было найти только на пути международного со
являть интерес к переработке топлива и выделению плутония,
трудничества, и соответствующие усилия предпринимались уже
появилась озабоченность, что предприятия по переработке топ
с начала 1970 х гг.
лива, даже находясь под гарантиями МАГАТЭ, могут переклю
Названный по имени его первого председателя К. Цангера Ко
чить находящийся под гарантиями плутоний для изготовления
митет Цангера был создан в 1971 г., чтобы достичь общей дого
ядерного оружия в относительно короткий период, предостав
ляя мировому сообществу слишком мало времени для организа воренности экспортеров членов ДНЯО относительно взаимо
ции эффективного воздействия. Так, Пакистан, подталкивае приемлемого определения того, что составляет «оборудование
мый проведенным Индией в 1974 г. испытанием, активизировал или материал, специально предназначенные или подготовлен
попытки приобрести во Франции завод по переработке ОЯТ и ные для обработки, использования или производства специаль
осуществить секретную программу по обогащению урана. Тай ного расщепляющегося материала», в целях соблюдения обяза
вань, желая укрепить свои позиции в противостоянии с КНР, тельств по статье III.2 ДНЯО на основе добросовестной коммер
обратился к Франции с заявкой на покупку технологии перера ческой конкуренции.
ботки ОЯТ и к Великобритании с заявкой на переработку его
В итоге в августе 1974 г. государствами поставщиками были со
ОЯТ. Южная Корея, опасавшаяся своего северного соседа и не
гласованы два меморандума: Меморандум А, охватывающий
экспорт «исходного и специального расщепляющегося материа
ла» (подпункт «а» статьи III.2), и Меморандум В – экспорт «обо
332 Этот прогноз, однако, не сбылся. На практике смешанное уран
плутониевое
рудования или материала, специально предназначенного или
топливо используют только несколько стран, главным образом Франция, Бель
подготовленного для обработки, использования или производ
гия и Швейцария.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
194 195
ства специального расщепляющегося материала» (подпункт «b» Цангера и расширив его за счет таких чувствительных техноло
той же статьи). В совокупности они составили Исходный список гий, как производство тяжелой воды, обогащение урана, перера
(Trigger List), т.е. перечень предметов, экспорт которых должен ботка ОЯТ.
контролироваться путем постановки их под гарантии. Были так Участники ГЯП согласились на ряд серьезных дополнительных
же согласованы Пояснения (Clarifications) к Исходному списку, ограничений и гарантий. В частности, товары, импортируемые
в которых содержались более детальные характеристики ядер неядерными государствами, не должны использоваться для про
ного оборудования. изводства каких либо ядерных взрывных устройств, в том числе
для ядерных взрывов в мирных целях. Важным положением ста
Что касается применения гарантий к поставляемым экспортера
ло применение гарантий МАГАТЭ не только при экспорте ядер
ми материалам или оборудованию, то достигнутыми договорен
ного материала и оборудования, но и при вывозе ядерных техно
ностями предусматривалось, что при поставках в неядерные
логий, по крайней мере таких, которые будут сочтены критич
страны, не являющиеся участниками ДНЯО, правительство
ными с точки зрения нераспространения. Это положение позво
экспортер: а) будет требовать от получателя в качестве условия
ляло ввести контроль над возможным копированием установок
поставки, что исходные или специальные расщепляющиеся ма
по производству тяжелой воды, обогащению урана и переработ
териалы не должны переключаться на ядерное оружие или дру
ке ОЯТ, исходя из имевшегося опыта, когда, в частности, Индия
гие ядерные взрывные устройства и b) должно удостовериться в
получила плутоний для ядерных взрывных устройств с реактора,
том, что к таким поставляемым материалам применяются гаран
скопированного с того, который был получен от Канады.
тии по соглашению с Агентством и в соответствии с его систе
мой гарантий. Руководящие принципы требуют таких же заверений в случае
реэкспорта, как и при прямой поставке; кроме того, должно
Рекомендации Комитета Цангера имели определенные недостат
быть получено согласие ядерного экспортера на подобную сдел
ки. Прежде всего, эти рекомендации привязаны к ДНЯО. Фран
ку. Было введено требование обеспечения надежной физичес
ция, один из крупнейших ядерных экспортеров, в 1970 е гг. еще
кой защиты предметов ядерного экспорта от хищений и дивер
не являлась участницей ДНЯО. Вместе с тем она поставила реак
сий и определены уровни такой защиты в зависимости от чувст
тор Ираку и передала технологию переработки ОЯТ Южной Ко
вительности материала с точки зрения риска распространения.
рее и Пакистану.
11 января 1978 г. участники ГЯП (к тому времени их насчитыва
После произведенного Индией испытания 1974 г. страны по
лось 15) направили в МАГАТЭ письма, к которым прилагался
ставщики ядерных технологий пришли к выводу о необходимо
текст Руководящих принципов для ядерного экспорта.
сти выработать новые международные нормы контроля над
МАГАТЭ распространило их как свой официальный документ
ядерным экспортом. Кроме того, был нужен механизм, напря
(INFCIRC/254) в целях информирования всех государств чле
мую не привязанный к ДНЯО, что дало бы возможность стра
нов Агентства.
нам, не присоединившимся к Договору, участвовать в многосто
роннем режиме контроля над ядерным экспортом. ГЯП, вместе с тем, на первом этапе своей деятельности не смог
ла решить ряд важных вопросов, что сказывалось на эффектив
По инициативе США, СССР и Великобритании начиная с 1975 г.
ности режима. Среди проблем, которые ставились в ходе встреч
в Лондоне проходили переговоры этих стран совместно с Фран
ГЯП и которые не удалось тогда решить, был вопрос о полно
цией, Канадой, ФРГ и Японией, составивших первоначальную
охватных гарантиях. Отрицательная позиция Франции и ФРГ,
основу Группы ядерных поставщиков (ГЯП), по выработке единых
отговорки Японии, Италии и Швейцарии не позволили вклю
правил регулирования ядерного экспорта.
чить требование о распространении гарантий МАГАТЭ на всю
В 1977 г. ГЯП единогласно приняла Руководящие принципы для ядерную деятельность любых государств получателей, не обла
дающих ядерным оружием. Советский Союз, активно поддер
ядерного экспорта, взяв за основу Исходный список Комитета
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
196 197
жавший полноохватные гарантии вместе с Великобританией, Война в Персидском заливе подтолкнула промышленно разви
тые страны к переосмыслению политики экспортного контроля,
Канадой и восточноевропейскими странами, не стал вводить
и 27 членов ГЯП после почти 14 летнего перерыва начали рабо
данное требование в свое внутреннее законодательство, мотиви
ту над совершенствованием этого режима. Встреча в апреле
руя это необходимостью достижения общеобязательной догово
1992 г. в Варшаве ознаменовала новый этап в эволюции много
ренности между всеми основными ядерными поставщиками.
стороннего режима ядерного экспортного контроля. Во встрече
Изменение позиции США в 1978, Японии в 1989 и ФРГ в 1990 гг. принимала активное участие Россия, взявшая на себя междуна
открыло дорогу для согласованных действий в этой области. родные обязательства Советского Союза в области ядерного не
распространения.
Другой проблемой, требовавшей решения на многосторонней
основе, стал контроль за экспортом оборудования и материалов Приложения к Руководящим принципам для ядерного контроля
двойного использования, а также соответствующей технологии, были обновлены и гармонизированы с Исходным списком, об
применяемых в ядерных целях. Поскольку речь шла о значи новленным участниками Комитета Цангера после 1978 г. Были
тельном расширении контроля над предметами экспорта по приняты три новых важных документа, касающихся экспорта

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign