LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вок текст, во многих отношениях близкий к его первоначальной
пространении ядерного оружия (ДНЯО), именно в соот
редакции, был единогласно одобрен.
ветствии с этим положением все ядерные державы добро
В принятом Уставе Агентство уполномочивается «устанавливать вольно согласились поставить под гарантии МАГАТЭ
и проводить в жизнь гарантии, имеющие своей целью обеспе свою гражданскую ядерную деятельность (или часть ее),
чить, чтобы специальные расщепляющиеся и иные материалы, а участники соглашений о зонах, свободных от ядерного
услуги, оборудование, технические сведения, предоставляемые оружия, приняли международные гарантии для контроля
Агентством или по его требованию, или под его наблюдением за обеспечением безъядерного статуса таких зон. В 1996 г.
или контролем, не были использованы таким образом, чтобы была достигнута договоренность между Россией, США и
способствовать какой либо военной цели, и распространять, по МАГАТЭ о добровольной постановке под международ
требованию сторон, применение этих гарантий на любые дву ный контроль расщепляющихся материалов оружейного
сторонние или многосторонние соглашения или, по требова происхождения (Трехсторонняя инициатива). Конкрет
нию того или иного государства, на любые виды деятельности
ные технические, правовые и финансовые аспекты кон
этого государства в области атомной энергии» (ст. III.А.5). На
троля МАГАТЭ были проработаны, о чем было объявлено
основе этого принципиального положения Устава в статье XII
в сентябре 2002 г.
излагается порядок осуществления гарантий.
США считали текст статьи о гарантиях минимальным, но при
Ограниченный и компромиссный характер предусмотренной
емлемым выходом, который был «предпочтительнее, чем ниче
Уставом МАГАТЭ системы гарантий, однако, является очевид
го», и рассчитывали в дальнейшем постепенно усиливать систе
ным. Контроль может быть установлен только при трех обстоя
му контроля311, что в действительности впоследствии и произо
тельствах:
шло. Советский Союз, удовлетворившись тем, что не все требо
1. Помощь государству получателю оказывается самим вания США были приняты и что ему удалось завоевать поддерж
Агентством. Эта помощь на практике носит чрезвычайно ку ряда развивающихся стран, также согласился на принятие
статьи XII.
310 Goldschmidt Bertrand. The Origins of the International Atomic Agency.
311 Clausen.
International Atomic Energy Agency: Personal Reflections. Vienna: IAEA, 1997. Р. 11. Р. 36–37.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
172 173
Большое место в дискуссиях на конференции занял вопрос о блюдением ДНЯО, договоров о зонах, свободных от атомного
взаимоотношениях между МАГАТЭ и ООН, в рассмотрении ко оружия, и других соглашений.
торого активность проявляла советская делегация. В Уставе
23 октября 1956 г. Устав МАГАТЭ был единогласно принят
МАГАТЭ была зафиксирована особая форма взаимоотношений
Нью Йоркской конференцией и вступил в силу 29 июля 1957 г.
между двумя организациями. Не будучи специализированным
учреждением ООН, Агентство имеет автономный статус в рам Основные цели Агентства, как они определены статьей II Устава,
ках «семьи ООН». состоят в содействии использованию атомной энергии в мирных
целях и в обеспечении того, чтобы это не способствовало «какой
Уставное положение об особом характере взаимоотношений
либо военной цели» (выделено мной. – Р.Т.). Функции МАГАТЭ за
между МАГАТЭ, ООН и ее Советом Безопасности было конкре
ключаются, в соответствии со статьей III, в том, чтобы: во пер
тизировано в соглашении между МАГАТЭ и ООН, заключен
вых, содействовать научно исследовательской работе, развитию
ном в 1957 г. Во многом благодаря усилиям Советского Союза
и применению атомной энергии в мирных целях; во вторых,
текст статьи IX этого соглашения был сформулирован следую
обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические
щим образом:
средства; в третьих, способствовать обмену научно технической
«Агентство сотрудничает с Советом Безопасности, пред информацией; в четвертых, поощрять обмен научными работ
ставляя ему по его требованию такие сведения и оказывая никами; в пятых, устанавливать гарантии; в шестых, устанавли
такую помощь, какие могут потребоваться при исполне вать нормы безопасности для охраны здоровья; и, в седьмых,
нии им своих обязанностей по поддержанию или восста приобретать или создавать любые установки, заводы и оборудо
новлению международного мира и безопасности»312. вание.
Именно это положение в дальнейшем послужит юридической МАГАТЭ явилось первой универсальной международной орга
основой для тесного сотрудничества между СБ и МАГАТЭ в де низацией, располагающей функциями контроля и инспекции
ле разоружения ядерного потенциала Ирака после войны в Пер на территории ее государств членов. Создание Агентства стало
сидском заливе в 1991 г. крупным шагом к институционализации международного кон
троля над атомной энергией.
В отношении другого важного аспекта деятельности МАГАТЭ –
его участия в контроле за ограничением ядерных вооружений и Система гарантий по Уставу МАГАТЭ. На основе Устава Секре
разоружением – в Уставе Агентства с общего согласия было за
тариат к маю 1959 г. подготовил документы об общих принципах
писано положение о том, что МАГАТЭ «проводит свою деятель
и о детальных процедурах гарантий. На сессии Совета управля
ность в соответствии с целями и принципами Организации Объ
ющих в июне–июле того же года советский представитель за
единенных Наций, направленными на укрепление мира и по
явил о своих возражениях, считая преждевременным и нецеле
ощрение международного сотрудничества, и в согласии с прово
сообразным на данной стадии учреждать систему контроля. Не
димой Организацией Объединенных Наций политикой содей
приняв никаких решений по существу вопроса, Совет решил пе
ствия установлению обусловленного гарантиями разоружения
ренести обсуждение на сентябрьскую сессию 1959 г.
во всем мире и в согласии с любыми международными соглаше
ниями, заключенными с соответствии с такой политикой» К этому времени стало ясно, что среди стран получателей еди
(ст. III.В.1). ной линии в отношении гарантий нет. Представители Индии,
Индонезии и ОАР (Египта) выступали против учреждения сис
Эта статья Устава в дальнейшей деятельности Агентства стала
темы гарантий, а Бразилия, Аргентина, Пакистан и некоторые
юридической основой для усилий Агентства по контролю за со
другие страны не проявляли четкой позиции по этому вопросу.
С оговорками они высказались в поддержку системы гарантий,
«рассчитывая, – по оценке МИД СССР, – на то, что американ
312 Док. МАГАТЭ INFCIRC/11.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
174 175
цы передадут со временем под контроль Агентства свои двусто Доклад комитета рассматривался Советом управляющих, и при
ронние соглашения и жесткий американский контроль, осуще постатейном обсуждении документа о гарантиях представителя
ствляемый по этим соглашениям, будет заменен международ ми СССР, Чехословакии и Болгарии был внесен ряд поправок,
ным контролем Агентства»313. ориентированных «на приведение системы гарантий и контроля
в соответствие с объемом и характером помощи», но за их при
Документ о гарантиях был в предварительной форме одобрен
нятие проголосовали только страны «советского блока» и Ин
Советом в сентябре 1959 г. В нем определялись типы предприя
дия. В январе 1961 г. Совет управляющих при прохладной под
тий, к которым должны применяться гарантии, виды помощи,
держке Франции и при пяти воздержавшихся (СССР, Чехосло
требующие гарантий, количества ядерных материалов, предо
вакия, Болгария, Индия и Шри Ланка) одобрил первый доку
ставление которых получателю не вызывает необходимости в ус
мент МАГАТЭ о гарантиях (INFCIRC/26).
тановлении гарантий, и т.д.
Изменение отношения СССР к гарантиям. В 1962 г. Агентство
Об отрицательном отношении Москвы к выработке системы га
приступило к практическому осуществлению гарантий в ряде
рантий на этом этапе свидетельствовало, в частности, предложе
стран – к инспектированию исследовательских реакторов не
ние Минсредмаша, сделанное в 1959 г., выступить в Совете уп
большой мощности. Но уже строились энергетические реакторы
равляющих с заявлением о «неудовлетворительной деятельнос
большой мощности, в частности в Японии, ФРГ и других стра
ти» МАГАТЭ и с требованием, чтобы Агентство «впредь до за
нах. США добровольно заключили соглашение с Агентством о
ключения соглашения о запрещении атомного оружия и уста
постановке под контроль крупного энергетического реактора
новления контроля за таким соглашением временно отказалось
Янки, чтобы дать возможность опробовать систему гарантий
от создания той жесткой системы контроля, которая предусмат
применительно к мощным реакторам. В этих условиях Совет уп
ривается Уставом Агентства, поскольку такой контроль являет
равляющих в феврале 1963 г. решил, что действующую систему
ся односторонним – распространяется лишь на страны получа
гарантий, принятую для реакторов малой мощности, следует
тели помощи от Агентства – и отпугивает страны члены Агент
распространить на реакторы любой мощности.
ства от использования такой помощи». Однако министр иност
ранных дел А.А. Громыко высказал возражения, и такое заявле
Была создана рабочая группа, в которой Советский Союз пона
ние против разработки системы гарантий сделано не было314.
чалу занимал неконструктивную позицию, поддерживая обст
Работа над гарантиями тем временем продолжалась. В январе рукционистскую линию Индии. Тем не менее в советской пози
1960 г. Совет управляющих рассмотрел процедуры применения ции по гарантиям уже намечались перемены. В июне 1963 г. Со
вет управляющих единодушно постановил распространить INF
гарантий к реакторам тепловой мощности менее 100 МВт, т.е. в
основном к исследовательским реакторам, образовав комитет CIRC/26 в предварительном порядке на более мощные реакто
под председательством Г. Рандерса (Норвегия) для детальной ры (INFCIRC/26/Rev.1), который предусматривал более жест
проработки процедур гарантий. кие условия контроля, включая доступ на установки в любое
время, и провести общий пересмотр всей системы гарантий. Уп
равляющий от СССР В.С. Емельянов впервые активно поддер
313 АВП РФ. Ф. 047, оп. 6, п. 117, д. 37, лл. 74–75. жал систему гарантий Агентства. Как писал управляющий от
314 Тамже. Оп. 5а, п. 108, д. 2, лл. 1–18. В Агентстве было сделано заявление ку
Франции Б. Гольдшмидт, Емельянов заявил перед изумленной
да более мягкое, но все же критическое в отношении гарантий, чем это предла
аудиторией, что «он всегда рассматривал применение гарантий в
гал Минсредмаш. Тогдашняя советская позиция по гарантиям отражала неод
нозначное отношение советского руководства к проблеме ядерного нераспро качестве наиболее важной задачи Агентства»315.
странения. С одной стороны, в Москве отдавали себе отчет в опасности распро
странения ядерных материалов и технологий, а с другой – в тот период активно
помогали КНР в создании промышленной инфраструктуры для производства
315 Goldschmidt
атомного оружия. Bertrand. Le Complexe Atomique. Paris: Fayard, 1980. Р. 404.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
176 177
В феврале 1964 г. Совет учредил рабочую группу под председатель и в пунктах между производственной зоной и зоной хранения,
причем контроль осуществлялся бы преимущественно с помо
ством Г. Рандерса для широкого пересмотра системы гарантий, и
щью приборов. Однако делегации СССР, США и Великобрита
при конструктивном сотрудничестве со стороны Советского Сою
нии выступили с возражениями, и предложение немецкого экс
за в 1964–1965 гг. группой была разработана и в феврале 1965 г.
перта было отклонено. Проект, подготовленный секретариатом,
принята Советом, а в сентябре того же года единодушно утвержде
был принят при минимальных поправках и в июне 1968 г. утверж
на Генеральной конференцией новая система гарантий, примени
мая к реакторам любой мощности (INFCIRC/66). ден Советом управляющих. В сводной форме документ о гаранти
ях получил индекс INFCIRC/66/Rev.2.
Изменение подхода Советского Союза к гарантиям, как отмечал
В таком виде указанная система гарантий Агентства действует и
американский специалист по ядерному нераспространению
сейчас применительно к отдельным атомным объектам, в отно
Л. Шайнмэн, «не только способствовало развитию политики
шении которых между Агентством и соответствующими страна
Агентства в отношении гарантий, но и прибавило легитимности
ми заключены соглашения о гарантиях.
системе гарантий Агентства [...]. Пересмотренная система со
ставила первую программу международных инспекций, взаимно Существовало немало предположений о том, что послужило
поддерживаемую и Востоком, и Западом. Эта солидарность причиной изменения Советским Союзом в 1963–1964 гг. своего
твердо сохраняется и сегодня»316. Это было написано в 1987 г., критического отношения к гарантиям в сторону активного
но данный вывод с полным основанием можно отнести и к на включения в работу по усовершенствованию и усилению систе
стоящему времени. мы гарантий Агентства. Так, управляющий от Франции
Б. Гольдшмидт высказывал предположение, что главной причи
После принятия документа о гарантиях в отношении реакторов
ной была наступившая после Карибского кризиса 1962 г. раз
любой мощности возник вопрос о распространении документа на
рядка в советско американских отношениях, которая подтолк
заводы по переработке ОЯТ. Советский Союз поддержал проведе
нула оба ведущих ядерных государства к заключению в 1963 г.
ние этой работы. Следующим этапом было распространение сис
Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе
темы гарантий на заводы по изготовлению ядерного топлива. В ра
ре, в космосе и под водой317. Шайнмэн также связывает сдвиги в
бочей группе МАГАТЭ, рассматривавшей этот вопрос в ноябре
советской позиции с заключением этого договора318.
1967 г., советская делегация решительно отстаивала необходи
мость строгого контроля, учитывая характер подвергаемых гаран Д. Фишер, многие годы успешно руководивший Отделом внеш
тиям объектов, и полностью поддержала проект документа, подго них сношений Агентства и отвечавший за заключение соглаше
товленного секретариатом Агентства. Она выступила против пред ний о гарантиях, придерживался мнения, что поворот в отноше
ложения ЮАР, поддержанного ФРГ, Японией и Индией, о том, нии СССР к гарантиям произошел по той причине, что Совет
чтобы гарантии распространялись не на сами заводы, а только на ский Союз «обжегся», помогая КНР создавать ядерное оружие,
ядерные материалы, находящиеся на них. Руководитель советской но в последний момент передумал из за опасений, как бы это ору
делегации Г.П. Аркадьев заявил, что предложение ЮАР расходит жие не было использовано против «самого благодетеля»319.
ся с ранее принятым документом о гарантиях в отношении заво
дов по переработке. Советскую позицию поддержали США, Чехо
317 Goldshmidt. Le Complexe Atomique. Р. 176.
словакия и Аргентина, и предложение ЮАР было отклонено.
318 Scheinman. Р. 37.
Эксперт от ФРГ В. Хефеле выступил с предложением, чтобы ин 319 Однако в дальнейшем Д. Фишер изменил свое мнение. В 1997 г. он писал:
спекции на заводах по изготовлению топлива осуществлялись «[...] Нет сомнения, что подоплекой перемены позиции была советская озабо
ченность по поводу Федеративной Республики Германии и ее развивающейся
только в «ключевых местах», т.е. на входе и выходе с предприятий
ядерной программы. Стало ясным, что более строгие международные гарантии
будут отвечать интересам Советского Союза, даже несмотря на то, что в 1963 г.
отнюдь не было уверенности, что гарантии МАГАТЭ когда либо будут приме
316
Scheinman Lawrence. The International Atomic Energy Agency and World няться в ФРГ». (Fischer David. History of the International Atomic Energy Agency.
Nuclear Order. Wash., D.C.: Resources for the Future, 1987. Р. 37. The First Forty Years. Vienna: IAEA, 1997. Р. 251–252).
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
178 179
В действительности причины перемены в подходе к гарантиям ру сутствовали. Если же сравнивать INFCIRC/66/Rev.2 с советски
ководства СССР лежали главным образом в том, что Москва в нача ми предложениями по международному контролю от 11 июня
ле 1960 х гг. стала проявлять все большую озабоченность ускорен 1947 г., то по своей идеологии документ МАГАТЭ был достаточ
ным развитием атомной энергетической промышленности ФРГ. но близок к этим предложениям.
В начале 1964 г. МИД СССР запрашивал Минсредмаш об име Разработка системы гарантий по ДНЯО. После вступления в си
ющихся у него данных относительно развития атомной энерге лу Договора о нераспространении ядерного оружия в 1970 г. воз
тики в Западной Германии. В ответе приводились детальные никла необходимость в создании новой системы гарантий. Если
сведения о количестве, мощности, типе, других характеристиках прежняя система гарантий (INFCIRC/66/Rev.2) применяется
германских исследовательских и энергетических реакторов. лишь в отношении конкретного материала и оборудования, то
Особое внимание было обращено на соглашение, заключенное договором о нераспространении (статья III) требуется обязатель
фирмой Siemens с Комиссариатом по атомной энергии Франции ная постановка под гарантии всей ядерной деятельности в неядер
о строительстве реакторов на природном уране с графитовым и ных государствах участниках ДНЯО с тем, чтобы «не допустить
тяжеловодным замедлителями320. переключения ядерной энергии с мирного применения на ядер
ное оружие или другие ядерные взрывные устройства». Договор
Ядерная деятельность ФРГ и других западноевропейских стран
стал дальнейшим шагом в развитии концепции международного
находилась вне контроля МАГАТЭ и под гарантиями только Ев
контроля над атомной энергией, не только охватив таким кон
ратома, к которому у Советского Союза тогда никакого доверия
тролем все неядерные государства участники ДНЯО, но и под
не было. В аналитическом материале «ФРГ и гарантии Еврато
толкнув также и ядерные державы к принятию принципа гаран
ма», подготовленном в МИД СССР в мае 1966 г., отмечалось, что
тий. При разработке новой системы необходимо было также учи
для ФРГ значение Евратома состоит в том, что он потенциально
тывать, что, если Устав Агентства не допускал использования
может открыть путь для налаживания производства ядерного
атомной энергии для «какой либо военной цели», то ДНЯО уста
оружия. «Даже при наличии формального запрещения производ
навливал запрет на производство неядерными государствами
ства ядерного оружия в ФРГ последняя может через свое участие
только ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств.
в Евратоме создать необходимую научно техническую и произ
водственную базу для перехода к военному производству»321. Система гарантий по договору была разработана в 1970–1971 гг.
специальным комитетом Совета управляющих МАГАТЭ при
Советский Союз не мог не испытывать озабоченности и в отно
тесном сотрудничестве СССР, США и Великобритании, кото
шении ряда других государств, в частности Японии, где также
рые добивались в комитете установления строгой системы во
быстро развивалась атомная деятельность.
преки противодействию ФРГ, Японии и некоторых других
Разумеется, общая эволюция международной обстановки после стран. Новая система, являющаяся всеобъемлющей (comprehen
разрешения Карибского кризиса 1962 г. в сторону смягчения на
sive), была утверждена Советом в виде типового проекта согла
пряженности между Советским Союзом и Соединенными Штата
шения о гарантиях между Агентством и неядерным государст
ми, заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении
вом участником ДНЯО (INFCIRC/153).
ядерных испытаний в трех средах также содействовали изменению
подхода СССР к гарантиям МАГАТЭ в положительную сторону. По соглашению государство обязуется информировать Агентст
во о ядерных материалах, которые оно импортирует или произ
Конечно, принятая в 1965 г. система гарантий мало чем напоми
водит внутри страны, и сообщать обо всех местах нахождения
нала «план Баруха», но все же некоторые его элементы там при
таких материалов, а инспекторы МАГАТЭ проводят независи
мую проверку и дают оценку «точности и полноты» (correctness
and completeness) заявлений государства относительно ядерных
320 АВП РФ. Ф. 047, оп. 10, п. 116, д. 42, лл. 85–87.
материалов и мест их нахождения.
321 Там же. Оп. 12, п. 131, д. 34, л. 68.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
180 181
Дополнительный протокол. События, имевшие место в мире в
Основным способом обеспечения гарантий является учет ядер
ных материалов, для чего государство создает и ведет националь начале 1990 х гг. (выявление тайной деятельности Ирака по со
ную систему учета и контроля. Меры Агентства по контролю до зданию ядерного оружия в 1991 г., свертывание ядерной про
ступа к ядерным материалам, например, использование печатей граммы в ЮАР в 1991–1992 гг., а также ставшая известной ин
на контейнерах и дверях (containment), а также наблюдение с по формация, связанная с ядерной деятельностью в КНДР), пока
мощью видеокамер и других устройств за ядерными материалами зали ошибочность предположения о том, что угрозы режиму не
и/или за маршрутами, по которым они проходят (surveillance), распространения ядерного оружия исходят лишь от тех, кто не
применяются для пополнения информации, полученной на ос является участником этого режима. Но что еще более важно, эти
нове практики учета материалов, и подтверждения ее неизмен события выявили, что система гарантий МАГАТЭ на основе
ности. Целью практики учета является своевременное установ ДНЯО, которая строится на учете лишь заявленной ядерной дея
ление количества ядерного материала, находящегося в ядерной тельности и предусматривает довольно ограниченные права до
установке, и изменений, которые могут в нем произойти. ступа к информации и площадкам, на деле не является ни доста
точно надежной, ни всеобъемлющей.
Инспекторы МАГАТЭ, обладающие необходимыми привилеги
ями и иммунитетами, периодически посещают установку с це Сложившаяся ситуация побудила МАГАТЭ предпринять ряд
лью проверки инвентарного количества ядерного материала и усилий по укреплению системы гарантий. Совет управляющих
его изменений, а также для определения правильности отчетов. подтвердил право на использование специальных инспекций
Проверка включает измерения ядерного материала на месте и (проводимых Агентством, если оно считает, что информация,
отбор проб для последующего анализа в Агентстве. предоставленная государством или полученная в результате
обычных инспекций, является недостаточной), а также принял
Результаты проверки и выводы, сделанные инспекторами,
решения относительно заблаговременного предоставления ин
Агентство направляет государству. Если данные свидетельству
формации о конструкции установок, находящихся в стадии
ют о том, что могло иметь место переключение ядерного мате
строительства или модернизации, о более широкой схеме отчет
риала на запрещенные цели, Генеральный директор должен
ности по импорту и экспорту ядерных материалов, а также по
представить доклад Совету управляющих о несоблюдении Уста
экспорту специального оборудования и неядерного материала.
ва. Если Совет приходит к выводу, что МАГАТЭ не в состоянии
проверить факт отсутствия переключения ядерного материала,
Процессу укрепления системы гарантий был дан новый импульс,
он должен представить доклад Совету Безопасности ООН для
когда в апреле 1993 г. Постоянная консультативная группа по
принятия соответствующих мер по Уставу ООН. Совет управля
применению гарантий при МАГАТЭ (SAGSI) представила на
ющих представлял такие доклады по двум странам – по Ираку в
рассмотрение Генерального директора Агентства доклад, содер
1991 г. и по КНДР в 1992 г., а также в последующие годы.
жащий рекомендации по повышению эффективности и в то же
Из всех неядерных государств участников ДНЯО 48 еще не вы время экономичности системы гарантий. В результате рассмот
полнили своих обязательств по заключению соглашений о га рения доклада Советом управляющих Агентства в июле 1993 г.
рантиях с Агентством. Впрочем, практически все эти государст была утверждена программа по созданию более эффективной и
ва не имеют ядерной деятельности, подлежащей гарантиям322. более экономичной системы гарантий, широко известная как
«Программа 93+2», которая была рассчитана на два года.
Программа предусматривала реформирование и внесение усо
322Подробнее о системе гарантий см.: Архангельский И.А., Ермаков С.В., Тол
ченков Д.Л., Хлебников Н.Н. Система международного контроля за мирным вершенствований по трем основным направлениям: повышение
использованием атомной энергии. М.: Энергоатомиздат, 1986; Бабаев Н.С.,
эффективности доступа МАГАТЭ к информации, облегчение
Адамов Е.О., Рыжов М.Н., Соболев И.А. МАГАТЭ. М.: Грин Лон, 1997; Fischer.
доступа Агентства к местам нахождения материала и рационали
P. 243–324.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
182 183
1) получение информации и доступ инспекторов ко всем аспек
зация и усовершенствование ряда административных мер, уско
там ядерного топливного цикла государств, от урановых руд
ряющих процесс назначения инспекторов.
ников до хранилищ урановых отходов, а также к любым другим
В результате реализации «Программы 93+2» в мае 1997 г. Совет местам нахождения, где имеется ядерный материал, предназ
управляющих принял типовой Дополнительный протокол, из наченный для неядерного использования;
данный Агентством под индексом INFCIRC/540, в качестве
2) получение информации об исследованиях и разработках, свя
стандарта для дополнительных протоколов к соглашениям о
занных с ядерным топливным циклом, и механизмы их ин
всеобъемлющих гарантиях по документу INFCIRC/153.
спектирования;
Этот протокол дал Агентству дополнительные полномочия и
3) получение информации о всех зданиях, находящихся на ядерной
важные новые средства повышения действенности и эффектив
площадке, и доступ к ним инспекторов с краткосрочным уве
ности осуществления гарантий. Он значительно повышает воз
домлением;
можности МАГАТЭ обнаруживать незаявленные ядерные мате
4) получение информации об изготовлении и экспорте чувстви
риалы и деятельность, предоставляя ему более широкие права
тельных технологий, связанной с ядерной деятельностью, и ме
доступа к информации, площадкам и другим местам нахожде
ханизмы инспекций в местах изготовления и импорта;
ния материала.
5) отбор проб окружающей среды за пределами заявленных мест
Теперь государства, присоединившиеся к Дополнительному
нахождения в тех случаях, когда МАГАТЭ считает это необхо
протоколу, берут на себя обязательства предоставлять более
димым;
полный объем информации о своей ядерной деятельности по
средством расширенного заявления о своих ядерных программах. 6) административные мероприятия, улучшающие процесс на
До этого времени государства члены МАГАТЭ представляли за значения инспекторов, выдачу многократных въездных виз
явления, которые включали только ядерные материалы и уста (необходимых для необъявленных инспекций) и доступ
новки, содержащие или могущие содержать заявленные ядер МАГАТЭ к современным средствам связи.
ные материалы, находящиеся на территории государства или
В целом эти меры существенно укрепляют международную сис
под его юрисдикцией или контролем. В расширенном заявле
тему гарантий. Теперь в отношении государств, присоединив
нии, в дополнение к этой информации, должны содержаться
шихся к Дополнительному протоколу, Агентство может делать
сведения о всех других видах ядерной деятельности государства.
выводы не только об отсутствии переключения ядерного мате
Эта информация должна включать описание всех процессов и риала с заявленной деятельности, но и об отсутствии незаявлен
местонахождение всех объектов, относящихся к ядерной дея ных ядерных материалов и ядерной деятельности в целом.
тельности (производство, исследования и разработки, обучение
Процедуры присоединения к Дополнительному протоколу яв
персонала и т.д.).
ляются такими же, как и для соглашений о гарантиях. По состо
У Агентства появилось больше возможностей проверить точ янию на январь 2003 г. Советом управляющих одобрены допол

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign