LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рона в конечном счете не создаст и не применит атомные
ющихся материалов в Международное агентство по атом
бомбы. В этом отношении в 1945 г. навсегда радикально
ной энергии». Мы ожидаем, что такое агентство было бы
изменилось существо проблемы вооружений»290.
создано под эгидой ООН[...]. Агентство по атомной энер
США, по мнению экспертов, втянулись в слишком жесткую по гии «взяло бы на себя ответственность за получение, хра
литику массированного ядерного возмездия, не оставив для се нение и защиту выделяемых в его распоряжение расщеп
бя возможности гибкого реагирования. Чтобы иметь бoльшую ляющихся и других материалов»292.
свободу выбора действий, требуется работа по информирова
Американский специалист по ядерному нераспространению
нию законодателей и общественности, для чего следовало бы
П. Клаузен так расценил план президента:
проводить политику «прямоты, откровенности» («a policy of can
«Как рассчитывал Эйзенхауэр, план «Атомы для мира» был
dor»). Группа рекомендовала, чтобы Соединенные Штаты по
главным образом средством возобновления американо со
могли другим странам понять ядерную опасность и тоже осо
знать свою ответственность в этом отношении.
291 Strauss Lewis. Men and Decisions. Garden City, NY: Doubleday and Co., 1962.
Р. 337, 357.
290 292 Текст приводится по: СRS Report for Congress. Compiled by Zachary S. Davis
Hewlett Richard G., Holl Jack M. Atoms for Peace and War. 1953–1961.
Eisenhower and the Atomic Energy Commission. Berkeley: University of California and Warren H. Donnelly. Congressional Research Service. The Library of Congress.
Press, 1989. Р. 42–43. Wash., D.C., December 18, 1990.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
158 159
ветского диалога по разоружению. Предлагавшаяся пере вил бы СССР, а также и другие страны в полностью зависимое
дача расщепляющегося материала была намеренно скром положение. Новое предложение было более приемлемо для
ным первым шагом, который искусно продвигал бы урегу СССР, особенно в условиях, когда быстро набирало темп распол
лирование трудно поддающихся решению проблем ин зание по миру атомных технологий. И советское руководство уви
спекции, строгого выполнения соглашений и международ дело в американском предложении это рациональное зерно.
ного контроля, обрекших на провал «план Баруха» и другие
Советско американские переговоры о создании МАГАТЭ. После
всеобъемлющие подходы. И в то же время в плане (Эйзен
смерти Сталина советское руководство было готово завязать ди
хауэра) присутствовал несомненный пропагандистский
алог с новой американской администрацией. К этому времени
аспект. Он был призван отвлечь внимание от более ради
обе державы овладели секретом водородной бомбы и испытали
кальных советских предложений по разоружению, при
этом для Москвы было бы политически рискованным де ее, к тому же с очень небольшим временным промежутком.
лом отвергнуть содержащиеся в нем привлекательные чер В двух испытаниях 1955 г. СССР первым в мире произвел сброс
ты. Кроме того, предлагаемые передачи (ядерных материа термоядерных бомб с самолета, США первое такое испытание
лов) имели бы символический характер и ни в коей мере не провели в 1956 г.295 Советский Союз достиг статуса самодоста
затронули бы военных возможностей – в особенности с точного ядерного государства, обладающего необходимыми
учетом того, что обе страны продолжали производить рас ядерными технологиями.
щепляющиеся материалы. И в самом деле, предложение
Это, несомненно, придавало советским руководителям чувство
совпало с массированным расширением военно промыш
уверенности в силах и возможностях молодой атомной промы
ленного комплекса США, и Эйзенхауэр прекрасно созна
шленности. В заявлении советского правительства от 21 декабря
вал, что если план будет осуществлен, он фактически уве
личит американское военное превосходство»293. 1953 г. относительно предложения о создании международного
атомного агентства и о передаче ему части ядерных материалов
По свидетельству современников, президент говорил своим со
обращалось внимание на то, что, во первых, «главная масса
ветникам:
атомных материалов по прежнему будет направляться на произ
«Предположим, США и Советы передадут в ООН на
водство атомных и водородных бомб» и что, во вторых, «пред
мирные цели по х кг расщепляющегося материала [...].
ложение президента Эйзенхауэра нисколько не ограничивает
Количество х могло бы быть установлено на уровне, ко
саму возможность использования атомного оружия». Тем не ме
торый мы могли бы легко выделить из наших запасов, но
нее выражалась готовность принять участие в переговорах о со
которому Советам было бы трудно соответствовать»294.
здании агентства, однако в ходе этих переговоров должно было
План Эйзенхауэра, таким образом, был противоречив и содержал быть одновременно рассмотрено следующее предложение:
как позитивные элементы, так и некоторый негатив. Но при всей
«Государства участники соглашения, руководствуясь
своей неоднозначности план «Атомы для мира», предусматривав
ший создание международного агентства по атомной энергии с стремлением к уменьшению международной напряжен
ограниченными полномочиями и ограниченным контролем, был ности, принимают на себя торжественное и безоговороч
шагом вперед в деле ограничения ядерного распространения.
При этом он выгодно отличался от «плана Баруха», который ста
295 ГончаровГ.А. Хронология основных событий истории создания водородной
бомбы в СССР и США. Доклад на международном симпозиуме «Наука и обще
293 Clausen Peter A. Nonproliferation and the National Interest. America’s Response ство. История советского атомного проекта (1940–1950 е годы)». Труды симпо
to the Spread of Nuclear Weapons. P. 30–31. зиума. Том 1. М.: ИздАТ, 1997. С. 251–252; тот же автор. Термоядерный проект
294 Цит. по: Bundy McGeorge. Danger and Survival. N.Y.: Random House, 1988. СССР: предыстория и десять лет пути к водородной бомбе. В сб.: История со
P. 290. ветского атомного проекта. С. 138–139.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
160 161
ное обязательство не применять атомного, водородного и Советская реакция была довольно жесткой. В памятной запис
ке, врученной Молотовым Даллесу в Женеве 27 апреля 1954 г.,
другого оружия массового уничтожения»296.
подтверждалась позиция СССР в пользу необходимости запре
Таким образом, советский ответ также содержал политико про щения применения атомного оружия и подчеркивалось, что без
пагандистский элемент, явно продиктованный стремлением ве достижения договоренности об этом «начавшиеся переговоры
сти переговоры с США о новом атомном органе в наступатель не могут дать должных результатов».
ном плане.
Американцы тоже решили «проявить характер» и приступили к
Первый диалог между В.М. Молотовым и госсекретарем США обсуждению планов создания атомного агентства без СССР – в
Д.Ф. Даллесом состоялся во время берлинского совещания ми кругу одних лишь западных стран, хотя сомнительно, что без
нистров иностранных дел великих держав в конце января – на второго ядерного государства учреждение такой организации
чале февраля 1954 г. В марте стороны приступили к перегово имело бы какой либо смысл. В неофициальной записке, вру
рам, в ходе которых Даллес вручил советскому послу в Вашинг ченной Д.Ф. Даллесом В.М. Молотову в Женеве 1 мая, государ
тоне Г.Н. Зарубину меморандум, содержащий «предваритель ственный секретарь сообщил, что «ввиду отсутствия интереса у
ные взгляды, поясняющие предложения о Международном Советского Союза к тому, чтобы в настоящее время продолжать
агентстве по атомной энергии». Агентство предлагалось учре рассмотрение этого предложения (о создании агентства), Со
дить «под эгидой ООН». Как оценивал МИД СССР, его роль единенные Штаты будут считать себя свободными в рассмотре
сводилась бы к получению поставок ядерных материалов от нии ими вопроса о создании такого агентства совместно с други
ми заинтересованными странами. Если же Советский Союз
стран членов, которые имеют запасы таких материалов, для це
впоследствии решит, что желает участвовать в таком обсужде
лей поощрения исследований и мирного использования атом
нии, Соединенные Штаты будут, конечно, приветствовать это
ной энергии. США были бы готовы сделать «в качестве пожерт
участие»298.
вования значительный первоначальный взнос». СССР сделал
бы «эквивалентное пожертвование». Агентство обладало бы не Обмен мнениями между обеими державами все же был продол
обходимыми полномочиями для «обеспечения того, чтобы вы жен. В советской записке Соединенным Штатам от 22 сентября
деленный расщепляющийся материал использовался в целях, 1954 г. была выражена готовность «в любое время возобновить
для которых он был выделен»297. переговоры для рассмотрения как предложения Советского пра
вительства, так и предложения правительства США». В записке
Советское правительство усмотрело в американских предложе
при этом впервые высказывалась готовность рассмотреть вопрос
ниях попытку США создать организацию подобно специализи
о гарантиях мирного применения ядерных материалов:
рованным учреждениям ООН, в которых американцы тогда без
раздельно господствовали. Руководство СССР на основе опыта «В меморандуме правительства США указывается, что
рассмотрения в ООН «плана Баруха» считало, что вопросы, от возможны такие формы мирного использования атомной
носящиеся к использованию атомной энергии, непременно энергии, при которых могут быть намечены пути, чтобы
должны находиться под неусыпным оком Совета Безопасности создать гарантию против утечки материалов из реакторов,
производящих энергию, и что, по мнению правительства
ООН как органа, несущего главную ответственность за поддер
США, имеются такие формы мирного использования,
жание международного мира и безопасности, органа, где вели
при которых вопрос о материалах, идущих на производст
кие державы, включая СССР, располагают правом вето.
во атомного оружия, не возникает. Советское правитель

296 К переговорам между правительством СССР и правительством США по
298 К переговорам между правительством СССР и правительством США по
атомной проблеме. М.: Госполитиздат, 1954. С. 14–22.
297 АВП РФ. Ф. 047, оп.1б, п.77в, д. 9, лл.10–12, 29–34. атомной проблеме. М.: Госполитиздат, 1954. С. 40–41.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
162 163
ство готово рассмотреть в ходе дальнейших переговоров «Неучастие СССР в проектируемом агентстве дало бы
соображения правительства США по данному вопро США возможность возглавить все это дело, определять
су»299. направление деятельности этого агентства по их усмотре
нию, устанавливать условия предоставления помощи раз
Новым важным элементом в советской записке было также за
личным государствам в области мирного применения
явление о том, что
атомной энергии и использовать связи с учеными круга
«Советское правительство разделяет мнение правительст ми других стран исключительно в своих интересах. Кроме
ва США относительно того, чтобы соответствующий того, неучастие СССР в указанном агентстве могло бы
международный орган докладывал Совету Безопасности быть использовано американской пропагандой для попы
и Генеральной Ассамблее о своей деятельности. Само со ток изобразить Советский Союз в качестве противника
бой разумеется, что в тех случаях, когда в связи с этим бу международного сотрудничества в этой области»301.
дут возникать вопросы, касающиеся безопасности тех
Проведение линии по созданию международного агентства в
или иных государств, необходимые решения должен при
конце концов возобладало, так как она отражала общую тенден
нимать именно Совет Безопасности, как орган, на кото
цию по налаживанию сотрудничества с Западом, складывавшую
рый возложена главная ответственность за поддержание
ся тогда в советском руководстве. Она объективно соответство
мира и международной безопасности»300.
вала и стремлению Советского Союза через международный
Трудное начало переговоров о создании агентства во многом атомный орган предотвратить возможность использования по
объяснялось происходившими в советском руководстве после мощи другим странам в атомной области в неблаговидных целях.
смерти И.В. Сталина сложными процессами: осмысливанием В июле 1955 г. была выражена готовность принять участие в мно
стратегического и политического значения атомного и водород госторонних переговорах. В памятной записке правительству
ного оружия, оценкой безопасности СССР в условиях развора США от 18 июля Советский Союз подчеркнул свою прежнюю
чивавшейся гонки ядерных вооружений. Министерство средне позицию, заявив, что вопросы развития международного атом
го машиностроения (нынешний Минатом), которое тогда воз ного сотрудничества находятся в прямой зависимости от реше
главлял В.А. Малышев, отрицательно относилось к плану «Ато ния проблемы запрещения атомного оружия, и изложил свои
мы для мира». Военные также высказывали возражения против принципиальные подходы к созданию МАГАТЭ. При этом было
участия в учреждении нового международного атомного органа. особо подчеркнуто, что Агентство должно быть создано в рамках
Начальник Генерального штаба маршал В.Д. Соколовский пи ООН и должно представлять доклады СБ и ГА ООН, когда любой
сал Молотову 18 сентября 1954 г., что с точки зрения военных из этих органов сделает соответствующий запрос. Расщепляю
интересов вступать в международный орган нецелесообразно, щиеся материалы и специальное оборудование будут предостав
поскольку СССР будет вынужден открыть членам этого органа ляться государствами, оказывающими помощь, непосредствен
данные о запасах атомного сырья, уровне атомного производст но государствам потребителям на основе заключенных при со
ва и пр. Советский же Союз во всяком случае получить новые действии Агентства соглашений между заинтересованными го
сведения вряд ли сможет. Он больше проиграет, чем выиграет. сударствами. Ответственность за хранение и использование по
лученных расщепляющихся материалов несет само государство
В МИД СССР существовало иное мнение, изложенное в запис
потребитель в соответствии с заключенным соглашением.
ке Отдела по делам ООН:
В связи с предложением США о проведении экспертами обеих
стран совместного изучения «проблемы, вытекающей из того,
299 К переговорам между правительством СССР и правительством США по
атомной проблеме. М.: Госполитиздат, 1954. С. 53–54.
300 Там же. 301 АВП РФ. Ф.047, оп. 1, п. 64, д. 4, л. 15.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
164 165
легированном положении. Агентство должно осуществлять дея
что само применение атомной энергии в мирных целях связано
тельность по оказанию помощи государствам таким образом,
с возможностью увеличения количества расщепляющихся мате
чтобы предоставление этой помощи не обусловливалось предъявле
риалов, которые служат основой для производства атомного
нием стране, получающей помощь, требований политического,
оружия», в памятной записке подтверждалось согласие на про
экономического или военного характера, как и иных требований,
ведение подобного совещания экспертов302. Таким образом, вы
не совместимых с суверенными правами государства.
ражалась готовность рассмотреть вопрос о контроле.
3. Контроль и инспекция использования государствами получаемой
Советский Союз высказал также намерение внести в Междуна
от Агентства помощи должны осуществляться с соблюдением су
родный фонд атомных материалов 50 кг расщепляющихся мате
веренных прав этих государств. (За этой формулировкой скрыва
риалов, как только будет достигнуто соглашение о создании
лось критическое отношение к гарантиям, которое советские
Агентства. (США объявили о внесении 100 кг расщепляющихся
представители отстаивали в процессе разработки Устава и в те
материалов осенью 1954 г., в июне 1955 г. заявили, что увеличат
чение первых лет деятельности Агентства.– Р.Т.)
свой взнос до 200 кг, а потом до 5000 кг. Англичане, со своей сто
роны, заявили о выделении 20 кг.) 4. Постоянные члены СБ ООН должны быть включены в Совет уп
равляющих Агентства в качестве постоянных членов.
Многосторонние переговоры о создании атомного Агентства.
Проект Устава Агентства, выработанный группой западных Советское правительство предложило созвать совещание экс
стран, был направлен правительством США Советскому Союзу пертов правительств наиболее заинтересованных государств
29 июля 1955 г. C советской точки зрения проект был далеко не (США, СССР, Чехословакии и тех стран, с которыми США ве
совершенным документом. В нем не предусматривалось уста ли переговоры о создании Агентства) для совместного рассмот
новление достаточно тесной связи между Агентством и ООН, а рения вопросов, связанных с выработкой Устава Агентства303.
структура Агентства не отличалась демократизмом. Тем не ме
По предложению США было условлено, что в августе 1955 г. со
нее советское правительство согласилось, чтобы проект с неко
стоятся предварительные технические переговоры по рассмот
торыми поправками был положен в основу выработки Устава.
рению гарантий (контроля) для создаваемого международного
В памятной записке правительству США от 3 октября 1955 г. со
атомного Агентства с участием, наряду с представителями США
ветское правительство сделало замечания по проекту Устава,
и СССР, делегаций Великобритании, Франции, Канады и Чехо
суть которых сводилась к следующему:
словакии. Делегацию СССР возглавлял директор Физического
1. Поскольку деятельность Агентства будет самым тесным обра института АН СССР академик Д.В. Скобельцын, американ
зом связана с использованием расщепляющихся материалов, необ скую – председатель Генерального консультативного комитета
ходимо предусмотреть в Уставе положение относительно кон КАЭ США И. Раби, английскую – Д. Кокрофт, французскую –
троля за расходованием поступающих в Агентство материалов с Ф. Перрен.
тем, чтобы не допустить их использования в военных целях. Для
Обе основные делегации прибыли на переговоры слабо подго
этого нужно обеспечить надлежащее наблюдение и контроль над
товленными. Американская сторона изложила на совещании
работой Агентства со стороны ООН.
общие принципы обеспечения физической сохранности и уста
2. Устав Агентства должен исходить из признания того принципа, новления процедур отчетности. Академик Скобельцын в основ
что ни одна страна или группа стран не будет находиться в приви ном ограничивался общими рассуждениями и больше задавал


302 МеждународнаяЖизнь. 1956. № 10. С.133. В журнале опубликована перепис 303 Международная Жизнь. 1956. № 10. С.133. В журнале опубликована перепис
ка между СССР и США по вопросам создания МАГАТЭ с ноября 1954 г. по сен ка между СССР и США по вопросам создания МАГАТЭ с ноября 1954 г. по сен
тябрь 1956 г. тябрь 1956 г. С. 143–144.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
166 167
вопросы, не выдвигая каких либо предложений. В коммюнике сторонами. Советский Союз, однако, ушел от этого вопроса, за
явив, что «к нему можно было бы вернуться после принятия Ус
по итогам встречи говорилось, что состоялся «полезный обмен
тава Агентства, с учетом работы конференции и после необходи
мнениями технического порядка» и что обсуждавшиеся пробле
мой ратификации Устава»306.
мы будут «дополнительно рассмотрены соответствующими пра
вительствами». В отчете госсекретарю США о результатах сове
В своей практике заключения двусторонних соглашений со
щания шести стран И. Раби писал, что позиция советской деле
странами «советского блока» и дружественными развивающи
гации на совещании «отражала стремление [...] советского пра
мися государствами СССР требовал, чтобы получатели давали
вительства к определенно открытым и основанным на сотруд юридически оформленные заверения, что помощь будет приме
ничестве взаимоотношениям с США. [...] Советский представи няться исключительно в мирных целях и что поставляемые обо
тель и его советники тщательно избегали прямой полемики с рудование, топливо и информация не будут передаваться другим
США, оставляя открытой дверь для соглашения в будущем, не государствам и их гражданам, но не выдвигал условия об уста
связывая, однако, себя принятием наших предложений»304. новлении гарантий на предоставляемых установках. Эти согла
шения, вместе с тем, содержали обязательства для стран полу
Администрация США начиная с 1955 г. разработала и стала осу
чателей о возвращении ОЯТ в СССР, чем в определенной степе
ществлять процедуры применения гарантий к своим двусторон
ни обеспечивалось, что эти страны не смогут выделять для себя
ним соглашениям в области мирного использования атомной
энергетический плутоний, накапливающийся в поставляемом
энергии. Процедуры гарантий были двух видов – для исследова
ядерном топливе. Наконец, как правило, советские специалис
тельских и для энергетических реакторов, при этом в отношении
ты наблюдали не только за поставкой, но и за эксплуатацией пе
последних применялся более жесткий контроль. Соглашения о
редаваемых ядерных установок, чтобы не допустить их переклю
поставках исследовательских реакторов предусматривали пере
чения на недозволенные цели.
дачу только несекретной информации и реакторного топлива ме
нее чем 20% ного обогащения. Соглашения о гарантиях для по Вашингтонское совещание и конференция в Нью Йорке по выра
ставок энергетических реакторов допускали передачу некоторой ботке Устава МАГАТЭ. С 27 февраля по 18 апреля 1956 г. в Ва
секретной информации и обогащенного топлива. При этом в шингтоне проходило совещание 12 стран по подготовке Устава
секретных приложениях к соглашениям содержались положения Агентства.
о физической защите и обращении с секретной информацией.
В директивах правительства советской делегации поручалось
Установки по обогащению и переработке облученного ядерного
исходить из того, что «проект Устава может быть положен в ос
топлива (ОЯТ) Соединенными Штатами не поставлялись305.
нову для выработки Устава» МАГАТЭ. При этом делегации
США обратились к советскому правительству с предложением «следует ограничиться необходимым минимумом поправок, на
изучить возможность применения к своим соглашениям о мир правленных на обеспечение прав и интересов Советского Сою
ном использовании атомной энергии гарантий, которые пред за. Наша позиция не должна дать повода для того, чтобы истол
полагалось установить по разрабатываемому Уставу МАГАТЭ, ковывать отношение Советского Союза к созданию Агентства
где это предусматривалось бы осуществлять на добровольной или к участию в Агентстве как отрицательное». В директивах,
основе, в порядке договоренности между соответствующими в частности, указывалось:
«При обсуждении вопроса о системе инспекций и контроля
не возражать против положений, предусмотренных в про
304 U.S. National Archives and Records Administration (U.S. NARA). General
Records of the Department of State. Special Assistant to the Secretary for Energy and екте Устава, но в эти положения внести дополнение, что
Outer Space. Records Relating to Atomic Energy Matters. Box 79.
305 Ozga Deborah Ann. The Principles of Nuclear Control. Thesis submitted in partial
fulfillment of requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Department of
306 Международная Жизнь. 1956. №10. С. 144–148.
Politics. University of Southampton. UK, May 2001. P. 88.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
168 169
проверка и контроль осуществляются с должным соблюде В итоге Вашингтонское совещание единогласно одобрило проект
нием суверенных прав государств и в рамках соглашений Устава. Заключительным этапом в создании Агентства стала Меж
между государствами и Агентством». (Здесь опять же за дународная конференция в Нью Йорке, проходившая с 20 сентя
бря по 23 октября 1956 г. и собравшая представителей 81 страны.
метно настороженное отношение к гарантиям, но более
конкретно это проявилось при выработке гарантий уже По проблеме гарантий, рассмотрение которой вызвало на Нью
после образования Агентства.) Йоркской конференции наиболее острую борьбу, США предла
гали, чтобы в Устав (ст. XII) были включены примерно те же ус
Делегация должна была также исходить из того, что с научно
ловия контроля и инспекции, которые предусматривались в
технической точки зрения заинтересованность СССР в созда
двусторонних соглашениях, заключавшихся США с другими
нии международного органа определялась возможностью полу
странами.
чать интересующую советских ученых информацию, которая
будет поступать в этот орган, и, кроме того, участие в нем даст К открытию конференции Советский Союз ужесточил свою по
возможность устанавливать контакты с научно техническими зицию по гарантиям. МИД и Минсредмаш внесли в ЦК КПСС
кадрами, имеющимися в этой области в других странах307. предложение изменить советскую позицию в отношении усло
вий контроля за использованием государствами полученной от
Директивы давали возможность советской делегации на Ва
Агентства атомной помощи в сторону смягчения этих условий,
шингтонском совещании проявлять гибкость: «При голосова
вплоть до исключения из проекта Устава положений об инспек
нии проекта Устава Агентства выступить с изложением основ
тировании государств, получающих атомную помощь. Сохраня
ных замечаний Советского Союза по проекту Устава, но голосо
лись бы лишь положения, предусматривающие обязательство
вать за принятие Устава даже в том случае, если эти замечания
государств предоставлять Агентству отчеты и доклады об ис
не будут приняты»308.
пользовании получаемой помощи. При этом в Москве исходили
Одним из важнейших на Вашингтонском совещании был во из того, что изменение позиции в отношении контроля в сторо
прос о взаимоотношениях между Агентством и ООН. Было со ну его смягчения найдет положительный отклик и встретит под
гласовано, что между двумя организациями будет установлена держку со стороны развивающихся стран, таких, как Индия,
тесная связь. Одними из наиболее спорных были вопросы о со Египет, Сирия, Индонезия и др.
ставе Совета управляющих и взаимоподчиненности создавае
В соответствии с директивами правительства советской делега
мых органов Агентства.
цией на Нью Йоркской конференции было заявлено, что она
При рассмотрении проблемы гарантий советская делегация, не «считает достаточной гарантией предусматриваемые в проекте
возражая в принципе против установления необходимой систе Устава обязательства государств не использовать получаемую от
мы инспекции и контроля, в то же время подчеркивала, что про Агентства помощь для производства ядерного оружия, а также
верка и контроль за использованием каким либо государством обязательства государств представлять отчеты и доклады об ис
помощи, получаемой от Агентства, должны осуществляться пользовании помощи, получаемой от Агентства»309.
лишь в той мере, в какой это необходимо, и при обязательном
И действительно, против американской позиции по контролю на
соблюдении суверенных прав таких государств. Делегация
конференции выступили делегации Индии, Индонезии, Цейло
СССР тесно сотрудничала с делегацией Индии в попытках осла
на (Шри Ланки), Египта, Ирана, Сирии, Афганистана, Филип
бить положения о гарантиях, предлагавшиеся США и Велико
пин, Ливана и ряда других стран. Особенно упорно против аме
британией.
риканских предложений по контролю выступала на конферен

307 АВП РФ. Ф. 06, оп. 15а, п. 24, д. 33, л. 52.
308 АВП 309 АВП
РФ. Ф. 047, оп. 2, п. 79, д. 18, лл. 7–11, 38–41. РФ. Ф. 047, оп. 6, п. 117, д. 37, лл. 69, 70.
Международный контроль над атомной энергией Системы контроля в области ядерных вооружений
170 171
ции делегация Индии. Франция также возражала против жестко ограниченный характер. Обещанные США, СССР и Ве
го контроля, считая его посягательством на национальный суве ликобританией многие сотни килограммов расщепляю
ренитет. Французский представитель Б. Гольдшмидт вспоминал: щихся материалов так и не были предоставлены членам
«Индия была лидером оппозиции очень строгому применению Агентства, за исключением незначительных количеств.
гарантий, и Франция, которую я представлял, поддержала ее,
2. Гарантии применяются к двусторонним (или многосто
предложив смягчить гарантии в отношении естественного урана
ронним) соглашениям о сотрудничестве. Установление
и настаивая на том, чтобы гарантии не были столь суровыми,
контроля зависит, следовательно, от требования государ
чтобы отпугивать будущих государств членов от обращения к
ства, предоставляющего помощь, и от согласия на это го
новому агентству за помощью»310.
сударства получателя.
В финале конференции, когда возникла угроза отклонения про
3. Государство само добровольно соглашается поставить
екта статьи XII или ее принятия очень небольшим числом голо
под гарантии свою ядерную деятельность. Этот вариант
сов, Франция и Швейцария предложили компромиссную по
некоторыми скептиками тогда считался гипотетическим
правку, которая с некоторыми изменениями была принята. По
и даже наивным, но во всяком случае безвредным. Одна
сле включения в статью еще некоторых смягчающих ее попра
ко в дальнейшем, после заключения Договора о нерас

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign