LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«предварительных консультациях» (выделено мной. – Р.Т.)
Но в то же время он был намерен как можно лучше укрепить по
зиции Великобритании в атомных делах и обеспечить самую на этот счет223.
тесную связь и сотрудничество в этих вопросах с Соединенными
Тем не менее надежды на продолжение англо американского
Штатами. Эттли опирался и на мнение военных: начальники
сотрудничества не оправдались, и очень скоро: спустя несколь
штабов заявили ему, что если не будет достигнуто международ
ко месяцев, летом 1946 г., вступил в силу закон Макмагона, за
ное соглашение по атомной проблеме, то нужно будет создать
прещавший передачу атомной информации кому бы то ни было,
собственное атомное оружие, что будет жизненно необходимо
включая и Великобританию. Договоренность Трумэна и Эттли о
для безопасности Британии. Комитет Бриджеса настоятельно
«полном и эффективном сотрудничестве», как пишет Гауинг,
рекомендовал ему добиваться продолжения соблюдения Кве
«не стоила бумаги, на которой она была написана»224.
бекского соглашения 1943 г.
C точки зрения Великобритании, основным недостатком докла
Эттли намеревался, продолжает Гауинг, заявить Трумэну, что
Великобритания, «естественно, заинтересована в развитии да Ачесона–Лилиенталя, появившегося в марте 1946 г., было его
атомной энергии как в качестве средства самообороны, так и в ошибочное положение о возможности «денатурировать» плуто
качестве источника промышленной мощи». Но все же он глав ний, т.е. превратить оружейный плутоний в материал, непри
ным образом был озабочен международными аспектами откры годный для военного использования, что выявилось очень ско
тия атомной энергии, однако же считая, как советовало ему его ро. В действительности англичане хорошо понимали, что мно
окружение, что в мире национальных государств каждая страна гие виды деятельности, связанные с производством атомной
в первую очередь должна заботиться о своих интересах, и он, ут энергии, на практике были «опасными» и, следовательно, по
верждает Гауинг, «стал проявлять все большее беспокойство по требовали бы контроля. Более того, если международный орган
поводу намерений России»222. будет обладать всеми урановыми рудниками в мире, то он станет
владельцем и большинства рудников, где добываются золото,
Однако текст Вашингтонской декларации США, Англии и Ка
олово, медная руда. И по этой причине, пишет М. Гауинг, бри
нады по вопросу о международном контроле и о передаче его на
танское правительство и Консультативный комитет по атомной
рассмотрение ООН был согласован без особых трудностей

222 223
Gowing Margaret assisted by Arnold Lorna. Independence and Deterrence. Текст «меморандума Гровса–Андерсона» см.: Ibid. P. 85–86.
224
P. 72–73. Ibid. P. 87.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
120 121
энергии не испытывали никакого восторга относительно амери И все же правительство в конце 1946 г. решило продолжать под
держивать американский план международного контроля, но бук
канских предложений.
вально спустя два месяца, – в январе следующего года им было
Но самую большую трудность представляли проблемы полити
принято решение приступить к созданию собственной атомной
ческого свойства, поскольку передача в руки международного бомбы. Какие обстоятельства предшествовали этому решению?
органа деятельности по развитию атомной энергии на практике
Премьер министр Эттли уже летом 1945 г. создал сверхсекрет
означала бы, что предприятия по ее производству создавались
ный комитет под кодовым названием «Gen 75» для руководства
бы во всех странах только по совету и с согласия других стран,
планированием и строительством объектов по производству
что было бы вторжением в суверенные дела государств. В анг
атомной бомбы228, а в начале января 1947 г. на заседании специ
лийском руководстве отлично понимали, что для Советского
ального правительственного комитета (участвовали Эттли, Бе
Союза (и не только для него) эти предложения были «положи
вин, лорд председатель совета Моррисон, министр обороны
тельно опасными».
Александер, министр по делам доминионов Аддисон и министр
Когда началась работа комиссии ООН и американскую делега снабжения Уилмот; военные руководители на это заседание
цию возглавил Барух, это привело англичан в уныние. Нобелев приглашены не были) принимается официальное решение о са
ский лауреат Дж. Чедвик, который возглавлял группу англий мостоятельном производстве атомного оружия (кодовое назва
ских ученых, участвовавших в Манхэттенском проекте, ирони ние «Gen 163»). Организационная сторона проекта, работы над
чески сравнивал Баруха с библейским пророком Моисеем, «ко которым в лабораториях Англии фактически не прерывались с
торый пытался предложить человечеству заповедь во имя своего довоенных времен, была возложена на маршала авиации Порта
спасения»225. А когда Барух выступил за отмену права вето в Со ла, а научная – на д ра У. Пенни. До своего ареста за шпионаж в
вете Безопасности, то это сделало перспективы сотрудничества пользу СССР в начале 1950 г. К. Фукс руководил Отделом теоре
в комиссии ООН «совершенно невозможными»226. тической физики атомного центра в Харуэлле.
Но два важных вопроса в отношениях между союзниками оста
Но английское правительство каких либо предложений или ини
вались неурегулированными: во первых, по Квебекскому согла
циатив в комиссии не выдвигало. К весне 1946 г., пишет Гауинг,
шению предусматривалось взаимное вето на применение атом
оно «все более и более стало опасаться каких либо планов кон
ного оружия, от чего США стремились избавиться; и, во вто
троля, которые могли бы нанести ущерб своей национальной бе
рых, сохранялся британский контроль над поставками в Амери
зопасности». Оно «лишь с неохотой поддержало американский
ку урана из Бельгийского Конго. Лишь в январе 1948 г. между
план создания международного органа». Это заметили в Вашинг
двумя странами было достигнуто неформальное соглашение,
тоне, и назначение английским представителем в комиссии сэра
известное как «Modus vivendi», согласно которому англичане от
А. Кадогана американцы считали «не внушающим воодушевле
казались от вето, в обмен на что США согласились делиться ин
ния выбором». «Американцы полагали, что Великобритания не
формацией о конструкции реакторов на природном уране. При
уделяет работе Комиссии ООН по атомной энергии того внима
этом американцы стали получать львиную долю конголезского
ния и не придает ей того значения, которого она заслуживает.
урана229.
И они правы. Сама идея международной инспекции ядерных
объектов приводила в ужас начальников штабов»227.
228 Обэтом советская разведка узнала через Клауса Фукса, в 1946 г. вернувшего
ся из США в Великобританию, гражданином которой он являлся (Феклисов
А.С. Подвиг Клауса Фукса. Военно исторический Журнал. 1990. № 12. С. 27).
225 Ibid. P. 90.
226 229 Rhodes Richard. Dark Sun. The Making of the Hydrogen Bomb. N.Y.: Simon &
Ibid.
227 Roberts Fred. 60 Years of Nuclear History. Britain’s Hidden Agenda. Charlbury, Schuster, 1995. P. 299–301; Трухановский В.Г. Английское ядерное оружие. Ис
Oxfordshire: Jon Carpenter Publishing, 1999. P. 34. торико политический аспект. М.: Международные отношения, 1985. C. 59.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
122 123
Год спустя администрация Трумэна в связи с предложением ан ским спорным вопросом теперь стал вопрос о том, следует ли
незамедлительно прекратить переговоры, или же продолжать
глийского правительства и по рекомендации специального ко
их из тактических соображений»234. Как указывалось выше, пе
митета под председательством госсекретаря Д. Ачесона (в коми
реговоры в Комиссии ООН по атомной энергии подошли к
тет входили министр обороны Л. Джонсон, председатель КАЭ
концу в мае 1948 г., а ее последнее официальное заседание со
Д. Лилиенталь и др.) предпринимает попытку возобновить ядер
стоялось в июле 1949 г.
ное сотрудничество с Англией, включая «полный обмен инфор
мацией об оружии»230. Однако это встречает решительное про
тиводействие влиятельных сенаторов А. Ванденберга, Б. Хикен
Отношение Франции к международному контролю
лупера, Б. Макмагона и др., которые выступили против «распро
дажи и раздачи британцам бесценных секретов»231. Окончатель
Французские ученые еще задолго до Второй мировой войны
ный удар по планам сотрудничества, надо полагать, нанес арест
внесли выдающийся вклад в развитие атомной науки. Достаточ
в Великобритании в феврале 1950 г. К. Фукса. То, что раскрытие
но назвать открытие И. и Ф. Жолио Кюри искусственной ра
разведывательной деятельности Фукса повлияло на дальнейшее
диоактивности в 1934 г., за что им была присуждена Нобелев
англо американское сотрудничество в атомной области, под
ская премия. Ф. Жолио Кюри первым установил возможность
твердил и Ачесон232.
создания ядерного реактора на природном уране с тяжелой во
дой в качестве замедлителя. Уже в 1939–1940 гг. Жолио Кюри
В этих условиях англичанам пришлось самостоятельно созда
вместе с Х. Хальбаном и Л. Коварски вел в Коллеж де Франс ра
вать бомбу, которую они успешно испытали 3 октября 1952 г. на
боты по проектированию такого реактора. Несколько позднее к
островах Монте Белло в Индийском океане, предоставленных
ним присоединился Ф. Перрен.
Великобритании Австралией для этой цели233.
После окончания войны Франция возобновляет работы по
Что же касается работы комиссии ООН, то после принятия ре
атомной энергии и с тех пор ведет их с большей последователь
шения о создании бомбы в начале 1947 г. поддержка британ
ностью. Уже в октябре 1945 г. Ш. де Голль создает Комиссариат
ским правительством «плана большинства» стала еще более
по атомной энергии, который существует и поныне. Первым ру
прохладной. Озабоченность по поводу атомного контроля, пи
ководителем комиссариата становится Ф. Жолио Кюри, кото
сала М. Гауинг, коренилась в общем беспокойстве за нацио
рый осуществил пуск тяжеловодного реактора в 1948 г. Между
нальную безопасность, а не происходила из опасений возмож
народный приоритет Франции в разработке такого типа реакто
ности войны с Россией. И когда в июне 1947 г. начальники
ра общепризнан.
штабов представили доклад о британской политике в области
обороны, основанной на возможности войны с Россией, Эттли В 1950 г., после подписания им Стокгольмского воззвания в
и его министр иностранных дел Бевин выразили свое неудо пользу запрещения атомного оружия, Ф. Жолио Кюри осво
вольствие, причем последний считал, что восстанавливающая бождают от руководства комиссариатом, и на его место назнача
ся Германия будет представлять более серьезную угрозу между ют Ф. Перрена. Именно в начале 1950 х гг. принимаются прин
народному миру. В этой обстановке «единственным практиче ципиальные решения по атомной проблеме – и политические, и
организационно технические. При решении вопроса о произ
водстве атомной бомбы, как отмечают французские историки,
«речь шла скорее о самообороне от своих союзников, чем о со
230 Acheson Dean. Present at the Creation. My Years at the State Department. N.Y.:
здании оружия против своих противников». «Атомный выбор
W.W. Norton & Co., 1969. P. 314.
231 Ibid. P. 319.
232 Ibid. P. 321.
233 По свидетельству Д. Ачесона, англичане в 1951 г. обратились с просьбой к
234 Gowing.
США провести испытание изготовленной ими бомбы, но получили отказ. P. 91–92.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
124 125
Франции был больше функцией соперничества между союзни просах контроля над атомной энергией право вето пяти посто
ками, чем диктовался угрозой со стороны противников»235. Пер янных членов Совета Безопасности ООН […]»236.
вый пятилетний план развития атомной энергии, предусматри
Французскую делегацию в комиссии ООН возглавил посол
вавший производство 50 кг плутония в год, был принят в 1952 г.
А. Пароди, представитель страны в ООН, его заместителем был
Поправка коммунистической фракции против проведения во
Ф. Жолио Кюри и советниками – физики П. Ожэ и Л. Ковар
енных исследований была отклонена подавляющим большинст
ски. Пароди в своем первом выступлении 25 июня 1946 г. сказал:
вом голосов в Национальном собрании (518 против 100).
«Я уполномочен заявить, что цели, которые правительст
Дальнейшим шагом было решение премьер министра П. Мен
во Франции поставило перед проводимыми ее учеными
дес Франса, принятое на заседании правительства 26 декабря
и инженерами исследованиями, носят исключительно
1954 г., о том, что Франция «сохраняет за собой военный выбор»
мирный характер. Мы стремимся к тому, чтобы все госу
(«option militaire»). Оно последовало за Парижскими соглаше
дарства мира как можно скорее поступили аналогичным
ниями, которые разрешали перевооружение ФРГ, запрещая, од
образом, именно в этих целях Франция с готовностью
нако, ей производство атомного и других видов оружия массово
подчинится режиму, который Организацией Объединен
го уничтожения на своей территории. Но окончательное реше
ных Наций будет признан наилучшим для обеспечения
ние о создании ядерного оружия было оформлено в конце
контроля над атомной энергией во всем мире»237.
1956 г., после Суэцкого кризиса, когда франко британское
вторжение в Египет было сорвано в результате параллельных де «Что же еще, – вопрошает Гольдшмидт, – он мог бы сказать,
маршей и угроз со стороны Советского Союза и США.
учитывая примитивный уровень французских усилий, ведь
Таким образом, к моменту начала рассмотрения планов между вопрос о военной программе был внесен в повестку дня лишь
народного контроля над атомной энергией в 1946 г. Франция через восемь лет». Франция, добавляет ученый, «благосклонно»
еще не приняла решения о создании своего атомного оружия. отнеслась к американскому плану и стремилась к выработке
И, по словам Б. Гольдшмидта, одного из руководящих работни компромиссного решения238.
ков Комиссариата по атомной энергии, доклад Ачесона–Лили
Однако с самого начала работы комиссии ООН французская де
енталя был воспринят в комиссариате как «фундаментальный
легация отстаивала необходимость сохранения права вето.
документ». Гольдшмидт писал, что хотя в комиссариате «хотели
На первом заседании первого подкомитета комиссии 2 июля
бы, чтобы американской секретности и атомной монополии
1946 г. Ф. Жолио Кюри внес на рассмотрение рабочий доку
США был положен конец, мы стремились ослабить утопические
мент, в котором, в частности, говорилось:
аспекты (этого доклада). Мы хорошо понимали, что русские не
смогут принять такой проект целиком, но что он, по нашему «Контролирующий орган.
мнению, представляет отправной пункт для переговоров, кото
А. Должен существовать специальный международный
рые должны были бы привести к успеху». Но назначение Баруха
орган по контролю, который будет создан Генеральной
на пост представителя США в Комиссии ООН по атомной энер
Ассамблеей.
гии изменило дело. «Тщеславность Баруха восставала против
внесения им (в ООН) плана, который не был разработан им са В. Этот орган отчитывается о своей контролирующей и
мим, […] и он добился согласия Трумэна на включение допол административной деятельности перед Советом Безо
нительного политического условия, которое отменяло бы в во

236 Goldschmidt Bertrand. Atomic Rivals. P. 313.
235La France et l’Atome. Etudes d’histoire nucleare. Sous la direction de Maurice 237 UN Atomic Energy Commission. Official Records. No. 3, June 25 1946. P. 37–38.
Vaisse. Bruxelle: Bruylant, 1994. P. 41–44. 238 Goldschmidt. P. 314–315.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
126 127
пасности и сообщает ему о нарушениях, обнаруженных В дальнейшем Франция, став в 1960 г. обладательницей атомно
им»239. го оружия, какой либо интерес к контролю (если этот интерес
вообще существовал) полностью утратила. Правда, в 1978 г. она
Когда к концу первой сессии комиссии, завершившейся 30 де
выступила на первой специальной сессии Генеральной Ассамб
кабря 1946 г., дело дошло до голосования по американскому
леи ООН с предложением о создании международного агентст
плану и он был принят при двух воздержавшихся (СССР и
ва спутников по контролю за разоружением, но было очевидно,
Польша), став теперь уже «планом большинства», Франция, пи
что такое предложение не может получить широкой междуна
шет Гольдшмидт, «опасаясь гнева Вашингтона, не посмела воз
родной поддержки, поскольку всем было ясно, что оно пресле
держаться, но выразила самые решительные резервации в отно
довало цель получить доступ к данным разведывательных спут
шении отмены права вето». Пароди заявил, что Франция соглас
ников, которыми в то время Франция не располагала. Француз
на с содержанием доклада комиссии Совету Безопасности, но
ское предложение, как и многие другие, не принятые делегаци
имеет оговорку в отношении формулировки о «праве вето». Он
ями, было включено только в перечень предложений, выдвину
предложил исключить из доклада содержащуюся в нем ссылку
тых на рассмотрение специальной сессии241.
на вето, поскольку это подразумевало бы изменение Устава
ООН. Француза поддержали представители Канады, Велико
британии и Австралии. Это вызвало резкий отклик Баруха, но и
Конец атомной монополии США
после его выступления английский представитель продолжал
поддерживать предложение Франции. Основной причиной прекращения работы Комиссии ООН по
атомной энергии был, разумеется, крах американской атомной
Делегация Франции занимала особую позицию и по вопросу о
монополии. Советский Союз произвел ядерный взрыв 29 авгус
времени прекращения изготовления оружия. Когда в первом
та 1949 г. (РДС 1)242.
подкомитете американский представитель Эберштадт заявил,
что это произойдет только после того, как будет установлен кон Первыми сообщили о нем 23 сентября американцы, англичане и
канадцы. Сообщение ТАСС о взрыве последовало только 25 сен
троль, Ф. Жолио Кюри возразил ему, сказав, что производство
оружия должно быть прекращено уже в ходе переговоров240. тября, т.е. спустя почти месяц после его проведения243.
Франция, тем не менее, вплоть до конца работы Комиссии ООН В советском сообщении об атомном взрыве утверждалось, что
по атомной энергии, во всяком случае публично, в целом поддер заявление Молотова от 6 ноября 1947 г. о том, что секрета атом
ной бомбы «давно уже не существует», означало, что Советский
живала американский план контроля. И когда Советский Союз в
Союз «имеет в своем распоряжении это оружие». В действитель
июне 1947 г. внес свои предложения по международному контро
ности первый промышленный атомный реактор для наработки
лю, Франция их отклонила вместе с Соединенными Штатами.
плутония в Челябинске 40 был пущен в эксплуатацию лишь в
И лишь много лет спустя Гольдшмидт, ставший управляющим от
Франции в Совете управляющих МАГАТЭ, в своих мемуарах се
товал на то, что тогда – в 1940 х гг. – были упущены возможнос
241 Заключительный документ специальной сессии Генеральной Ассамблеи
ти достижения согласия по контролю над атомным оружием.
ООН, посвященной разоружению, 30 июня 1978 г. Док. ООН A/Res./S 10/2.
Впрочем, он тут же добавлял, что в условиях недоверия, секрет 242 РДС расшифровывается как «реактивный двигатель С».
ности и взаимной подозрительности рассчитывать на реальное 243 Один из руководящих работников советской разведки П.А. Судоплатов пи

соглашение вряд ли было бы целесообразно. сал, что причина, по которой объявление об атомном взрыве вовремя сделано
не было и появилось только после американского сообщения о нем, заключа
лась в том, что «мы опасались превентивного ядерного удара США. По крайней
мере так мне говорил помощник Берии по атомным вопросам Сазыкин» (Судо
239 АВП РФ. Ф. 06, оп. 8, п. 7, д. 97, л. 26. платов П.А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М.: ТОО
240 Gard. P. 413. «Гея», 1996. С. 251).
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
128 129
июне 1948 г. Что касается высокообогащенного урана, то газо потом стало известно (а Сталин, видимо, был осведомлен об
диффузионный комбинат № 813 тоже только в 1948 г. получил этом ранее и, во всяком случае, мог предполагать подобное раз
уран с 75% ным обогащением, который затем поступал на до витие событий), Пентагон имел чрезвычайные планы нанесе
обогащение на завод № 418 (оба в Свердловской области), где ния атомного удара по Советскому Союзу, как только у США
был доведен методом электромагнитного разделения изотопов появился достаточный, с точки зрения военных, запас атомных
до более чем 90% го обогащения и использован во второй совет бомб.
ской бомбе (урановой) в 1951 г. (РДС 2)244.
К концу 1947 г. США, по оценкам историка американского атом
В сообщении ТАСС от 25 сентября делалась также попытка со ного проекта Р. Роудса, имели в боевой готовности 56 атомных
здать впечатление, будто произведенный 29 августа первый со бомб (50 плутониевых и 6 урановых), а ВВС – 35 бомбардиров
ветский атомный взрыв был не единственным ядерным испыта щиков В 29. Оперативный план «Halfmoon» («Полумесяц»), при
нием. В сообщении говорилось, что «в Советском Союзе, как нятый Объединенным комитетом начальников штабов в начале
известно, ведутся строительные работы больших масштабов – мая 1948 г., включал «атомное приложение» для ВВС под назва
строительство гидростанций, шахт, каналов, дорог, которые вы
нием «Harrow» («Борона»), которое предусматривало атомный
зывают необходимость больших взрывных работ с применением
удар по 20 советским городам, что «вызвало бы немедленный па
новейших технических средств. Поскольку эти взрывные рабо
ралич по крайней мере 50% советской промышленности»246. Со
ты происходили и происходят довольно часто в разных районах
вет национальной безопасности США официально принял, а
страны, то возможно, что это могло привлечь к себе внимание за
президент утвердил доктрину сдерживания через устрашение во
пределами Советского Союза».
время берлинского кризиса в ноябре 1948 г., постановив, что
Дело, конечно же, в том, что реальные запасы атомного оружия США должны «поднять уровень военной готовности, которая
США никак не были сопоставимы с теми, которыми располагал поддерживалась бы так долго, как это будет необходимо для
СССР. У Советского Союза были тогда лишь одна две атомные сдерживания советской агрессии»247.
бомбы, хотя велись работы и над другими боезарядами. Утверж
В этих условиях и после первого советского ядерного испытания
дают, что еще до испытания первой бомбы РДС 1 в различных
руководство страны проявляло осмотрительность и ориентирова
удаленных уголках страны были устроены взрывы обычных
ло представителей СССР на международных форумах воздержи
взрывчатых веществ большой мощности, призванные имитиро
ваться от каких либо резких высказываний. Так, когда А.Я. Вы
вать испытания атомного оружия. Это делалось для того, чтобы
шинский, выступая в Специальном политическом комитете Ге
убедить американских политиков в возможности нанесения
СССР ответного ядерного удара в случае атомного нападения. неральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1949 г., заявил, что Соеди
Раскрыть реальную дату испытания первого атомного заряда зна ненные Штаты могут допустить просчет в отношении количества
чило бы признать, что таких возможностей нет, и это, очевидно, атомных бомб в Советском Союзе, ему, по указанию секретаря
для советского руководства представлялось недопустимым245. ЦК Г.М. Маленкова, была направлена телеграмма, в которой об
ращалось внимание на то, что он «поступил неправильно»:
При всей неуклюжести сообщения ТАСС необходимо учиты
вать, что руководство СССР было в тот период действительно
озабочено возможностью превентивного ядерного удара. Как 246 Rhodes. Dark Sun. Р. 307, 321. Впрочем, эти бомбы, как пишет Роудс, не бы
ли в собранном виде, и потребовалось бы порядка 30 дней для приведения их в
состояние оперативной готовности, а для доставки их к цели бомбардировщи
244 Создание первой советской ядерной бомбы. С. 283–284. ками имелось лишь 20 подготовленных летных экипажей. Принятый в следую
245
Советский атомный проект. Конец атомной монополии. Как это было… / щем, 1949 г., план «Dropshot» предусматривал использование уже 300 атомных
Рук. авт. коллектива Е.А. Негин. Нижний Новгород: Изд во «Нижний Новго бомб против 100 советских городов.
247 Ibid. Р. 342.
род», 1995. С. 180–181.
Международный контроль над атомной энергией Рассмотрение в ООН планов международного контроля...
130 131
«Вам не следовало делать заявлений в таком воинствен советской территории с баз в Англии, французском Марокко, на
Аляске и в других регионах250.
ном тоне, особенно имея в виду, что это находится в про
тиворечии с данной Вам к Октябрьской годовщине ди
Существует и другая оценка советской атомной стратегии того
рективой о необходимости держаться в рамках разъясне
времени. Согласно этой оценке, если пользоваться принятой се
ния миролюбивого характера политики СССР. Вы долж
годня терминологией, можно, очевидно, говорить о том, что
ны избегать всего того, что на руку тем кругам в США и
Сталин разделял принцип ядерного сдерживания. Как считают
некоторых других странах, которые стоят за гонку воору
некоторые современные специалисты по ядерной стратегии, во
жений, запугивая население своих стран военной мощью
преки многочисленным заявлениям крупных советских воена
Советского Союза»248.
чальников о том, что Советский Союз победит США в атомной
войне, «ретроспективный анализ ядерной политики СССР поз
Характерно, однако, что после проведения Советским Союзом
воляет сделать вывод, что военно политическое руководство
второго испытания атомного оружия и появления в его арсена
Союза негласно придерживалось так называемой «стратегии вы
ле некоторого, хотя и скромного, запаса бомб тон высказыва
живания». Суть ее можно выразить следующим утверждением:
ний Сталина стал меняться. После взрыва в 1951 г. РДС 2 Ста
лин, отвечая на вопросы корреспондента Правды, в частности если вы втянете нас в войну, мы будем стремиться в ней выжить,
а в ядерной войне создадим неприемлемые для вас последствия.
заявил:
Другими словами – это известная западная концепция гаранти
«[...] Испытание атомных бомб различных калибров будет
рованного уничтожения в оборонительном варианте»251.
проводиться и впредь по плану обороны нашей страны от
нападения англо американского агрессивного блока [...].
Советские ученые о контроле над атомным оружием
Конечно, агрессоры хотят, чтобы Советский Союз был
безоружен в случае их нападения на него. Но Советский
Для составления более полного представления о том, как шел
Союз с этим не согласен и думает, что агрессора надо

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign