LINEBURG


страница 1
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

IAO?IUA CAIENEE IE?-OAIO?A 1 (22) • 2003




I A O E I I A E U I A ? E AE I A A E U I A ?

AACIIANIINOU
Р.М. ТИМЕРБАЕВ

IA?AOIA?IAIUE
EIIO?IEU IAA AOIIIIE
YIA?AEAE
Первоначальные планы.
Существующие системы контроля за ограничением
и сокращением ядерных вооружений.
Дальнейшие перспективы




Москва



Издательство «Права человека»
2003
НАУЧНЫЕ ЗАПИСКИ ПИР ЦЕНТРА:
НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Москва, март 2003 г.
Выходят три раза в год
Издаются с января 1996 г.
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Содержание
Свидетельство о регистрации № 017536 от 30 апреля 1998 г.
Редакционная коллегия:
Литературный редактор:
Ильдар Ахтамзян
Дмитрий Евстафьев Екатерина Мышева
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Корректор:
Андрей Загорский
Евгений Маслин Маргарита Крючкова
Глава первая
Бухгалтерия:
Владимир Орлов
Возникновение концепции международного контроля
Роланд Тимербаев Вячеслав Зайцев
над атомной энергией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Юрий Федоров
Осознание опасности военно политических
• Издание предназначено для специалистов и широкого круга читателей,
включая политиков, дипломатов, военных, ученых, преподавателей и последствий открытия атомной энергии . . . . . . . . . . . . . . . 11
учащихся высших учебных заведений, серьезно интересующихся про
Идея установления международного контроля
блемами ограничения, сокращения и уничтожения ядерных воору
жений. над атомной энергией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
• Материалы «Научных Записок» не могут быть воспроизведены полно
Начало атомной эры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
стью либо частично в печатном, электронном или ином виде без пись
менного разрешения Издателя.
Попытки некоторых политиков и ученых США
• ПИР Центр приветствует направление рукописей в редакцию. Пожа
содействовать установлению советско американского
луйста, предварительно запрашивайте описание требований, предъявля
емых нами к рукописям (высылаются по почте, электронной почте или контакта по атомной проблеме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
факсу). Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Советский атомный проект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Издатель: ПИР Центр политических исследований
Глава вторая
Андрей Загорский, член Совета ПИР Центра
Владимир Мау, член Совета ПИР Центра Рассмотрение в ООН планов международного контроля
Евгений Маслин, член Совета ПИР Центра
над атомной энергией в 1940 х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Владимир Орлов, директор и член Совета ПИР Центра
Юрий Рыжов, член Совета ПИР Центра
Создание Комиссии ООН по атомной энергии . . . . . . . . . 69
Роланд Тимербаев, председатель Совета ПИР Центра
Юрий Федоров, член Совета ПИР Центра Американский план контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Дмитрий Якушкин, член Совета ПИР Центра
Предложение СССР о запрещении атомного оружия . . . . 88
Подписано в печать 31 марта 2003 г.
Работа Комиссии ООН по атомной энергии . . . . . . . . . . . . 99
© ПИР Центр, 2003
Великобритания и «план Баруха» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Адрес редакции: Россия, 123001, Москва, Трехпрудный пер.,
д. 9, стр. 1Б, офис 011
Отношение Франции к международному контролю . . . . 123
Телефон: +7 095 234 0525 (многоканальный)
Факс: +7 095 234 9558
Конец атомной монополии США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Интернет сайт: www.pircenter.org
Электронная почта: timerbaev@pircenter.org (письма редактору номера) Советские ученые о контроле над атомным оружием . . . 131
orlov@pircenter.org (письма директору)
Международный контроль над атомной энергией
4
Глава третья
Существующие системы контроля в области
ядерных вооружений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Система гарантий МАГАТЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Региональные системы гарантий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Международный контроль за запрещением
ядерных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Предисловие
Контроль по двусторонним соглашениям
между СССР/Россией и США об ограничении
и сокращении стратегических вооружений . . . . . . . . . . . . 242
Практическая деятельность в области Международный контроль за соблюдением соглашений по огра
транспарентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 ничению и сокращению ядерных вооружений – важнейший,
Глава четвертая сложнейший и в то же время совершенно необходимый, неотъ
емлемый компонент процесса разоружения. Без адекватного
Дальнейшие перспективы установления международного
контроля за сокращением и уничтожением контроля разоружения быть не может. Это доказывает вся более
ядерного оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 чем полувековая история международных переговоров по ядер
ной проблеме.
Контроль за запрещением производства
расщепляющихся материалов для ядерного В своей профессиональной карьере в качестве участника пере
оружия (ЗПРМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 говоров по ядерному разоружению мне пришлось принимать
участие в выработке взаимоприемлемых договоренностей о
Транспарентность и контроль за cокращением
принципах, мерах и процедурах контроля по различным аспек
и уничтожением ядерного оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
там проблемы разоружения и использования атомной энергии
Международный контроль при создании мира,
исключительно в мирных целях. Накопленный многолетний
свободного от ядерного оружия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
опыт и исследовательская работа позволили мне в 1982 г. защи
тить докторскую диссертацию на тему «Проблемы контроля на
переговорах об ограничении вооружений и разоружении:
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
1960–1980 гг.», на основе которой была издана монография
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 «Контроль за ограничением вооружений и разоружением» (М.:
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Международные отношения, 1983). Судя по всему, это было
первое в Советском Союзе иcследование, специально посвя
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
щенное проблеме контроля за разоружением.
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
И после этого мне приходилось заниматься проблемами контро
ля, в частности в качестве представителя СССР/России при
Международном агентстве по атомной энергии (1988–1992 гг.),
а после выхода в отставку в 1992 г. я полностью посвятил себя
научной и преподавательской деятельности в этой области.
Международный контроль над атомной энергией Предисловие
6 7
В упомянутой диссертационной работе анализировался подход ет чрезвычайную сложность решения многих вопросов, относя
щихся к международному контролю.
СССР к международному контролю в тот период, когда отноше
ние к нему характеризовалось по меньшей мере подозрительно В настоящей работе исследуется контроль в атомной области, но
стью и сдержанностью по целому ряду объективных и субъек опыт, накопленный в этой сфере в течение многих десятилетий,
тивных причин, но в дальнейшем, с приходом политики гласно бесценен для соглашений по ограничению и ликвидации воору
сти и особенно начала других, более кардинальных перемен в жений и в других военных областях. Многие элементы атомного
социально политическом развитии нашего государства, в под контроля были успешно использованы при разработке соглаше
ходе СССР/России к международному контролю произошли ний в области химического оружия, обычных вооружений и др.
принципиальные изменения. Сегодня можно с полным основа
В заголовке настоящей работы и по ходу всего исследования ис
нием говорить о том, что как российская военно политическая
пользуется термин международный контроль над атомной энерги
и научная элита, так и широкая общественность в целом смот
ей, впервые пущенный в оборот учеными ядерщиками (Н. Бо
рят на контроль не только как на вынужденную меру, но и как на
ром, Л. Сцилардом, Р. Оппенгеймером и др.), принимавшими
необходимую составляющую и неотъемлемую часть любых со
участие в разработке атомного оружия в начале 1940 х гг. Под
глашений по сокращению вооружений, в том числе и в первую
ним понималась система международных мер, направленных на
очередь ядерных.
контролируемое исключение использования открытия внутриядер
ной энергии как орудия войны и во вред человечеству. Уже тогда
Растет понимание того, что международный контроль и обеспе
чение национальной безопасности государства – неотделимы многим ученым было ясно, что атомная энергия может дать че
друг от друга. Более того, контроль необходим не только для то ловеку огромные возможности для ускорения социально эко
го, чтобы иметь уверенность в том, что другая сторона соблюда номического прогресса, но она же может привести и к гибели
современной цивилизации. Это – злободневная тема и в сего
ет соглашения, ибо у сторон соглашений не может не быть заин
дняшнем мире. Недопущение распространения ядерного ору
тересованности в том, чтобы и другие стороны были столь же
жия, предотвращение использования энергии атома в качестве
уверены в этом. Контроль и национальная безопасность – не
средства мегатерроризма – одна из наиболее неотложных задач,
раздельны. Если другая сторона не будет убеждена в том, что ее
стоящих перед человечеством. Поэтому международный кон
контрагенты не соблюдают соглашение, это поставит под во
троль над атомной энергией столь же актуален сегодня, как и на
прос выполнение соглашения всеми его участниками. Кон
заре атомной эры.
троль, вызываемый к жизни в результате недоверия между госу
дарствами, становится непосредственным и эффективным спо За время, прошедшее с появления первоначальных планов кон
собом укрепления взаимного доверия и тем самым создает все троля, в мире произошли коренные изменения в понимании
более благоприятные условия для дальнейшего движения в на сущности контроля, политических возможностей, а также тех
правлении построения более безопасного мира, а в перспективе нических и институциональных методов его осуществления.
и мира, свободного от ядерного оружия. Но вместе с тем, при Накоплен огромный опыт реализации ряда заключенных за ис
всей его неизбежной интрузивности, контроль не может пося текший период соглашений в области ограничения и сокраще
гать на «святая святых», на то, что составляет государственную ния ядерных вооружений. Перед человечеством появились пер
тайну государств участников соглашений. Международный спективы еще более радикальных сокращений ядерных потен
контроль должен обеспечивать и нераспространение чувстви циалов. Но все еще остается, возможно, даже усиливается угро
тельных технологий и знаний, чтобы предотвратить возникно за использования атомной энергии во вред человеку. Поэтому
вение новых государств, обладающих оружием массового унич требуется новое, отвечающее сегодняшним реалиям осмысле
тожения, как и не допустить их использования негосударствен ние пройденного пути, а также анализ и оценка перспектив
дальнейшего развития международного контроля над атомной
ными группами или отдельными лицами. Все это предопределя
Международный контроль над атомной энергией
8
энергией во имя того, чтобы это великое открытие человеческо
го гения служило только для блага мира и процветания мирово
го сообщества и никогда не использовалось как орудие разруше
ния. Этой задаче и посвящено настоящее исследование.
Проделанная мною работа была бы невозможна без содействия и
помощи со стороны многих моих коллег – своими воспоминани
ями, добрыми советами, практической помощью, ценными кон
кретными замечаниями и предложениями. Искренняя благодар
ность за это О.А. Бухарину, А.Н. Верещаге, Р. Геттемюллер,
Глава первая
В.Л. Гинзбургу, Анат. А. Громыко, Г. Джорджу, А.С. Дьякову,
А.И. Зобову, Д.А. Ковчегину, В.И. Медведеву, Е.В. Мясникову,
Возникновение концепции
В.А. Орлову, О.В. Рожкову, П.Е. Рубинину, В.И. Рыбаченкову,
международного контроля
В.С. Слипченко, Н.Н. Сокову, У. Уокеру, В.Н. Федорову,
В.Г. Федченко, И. Факон, В.В. Шустову. над атомной энергией
Глубокая признательность всем, кто помог мне облегчить до
ступ к архивным материалам, документации, научной литерату
ре, электронным источникам информации – Е.В. Белевич,
Ю.И. Власовой, Н.В. Кочкину, Т.К. Матрёничевой, Н.П. Моз Как возникла идея установления международного контроля над
жухиной, Л.И. Семичастновой, П.В. Стегнию. атомной энергией в целях сокращения и последующего уничто
жения ядерного оружия1 – вопрос не только исторического, но
Настоящее исследование не было бы возможно без повседнев
и практического значения. Планы международного контроля
ной и заинтересованной помощи со стороны ПИР Центра по
появились свыше полувека тому назад одновременно и даже еще
литических исследований и всех его сотрудников.
до того, как это оружие было создано. И на всем протяжении
атомной эры вокруг проблемы атомного оружия и контроля над
Автор этим оружием ведутся горячие споры. На гонку ядерных воору
жений были израсходованы многие триллионы долларов, в ней
участвовали тысячи лучших умов планеты, но и на борьбу с ней
тоже были затрачены огромные усилия многих тысяч людей и
немалые расходы. Гонка этих вооружений, особенно в период
холодной войны, а также после ее окончания, втягивание в нее
новых стран неизменно вызывали и продолжают вызывать за
конные опасения за судьбы цивилизации.

1 Необходимо уточнить, что понятие «международный контроль над атомной
энергией» употребляется в настоящем исследовании в том его понимании, ко
торое было изначально принято в английском языке (international control of
atomic energy) при возникновении этого понятия в 1940 х гг. Контроль – это не
только открытость (транспарентность), наблюдение, надзор, мониторинг, про
верка, инспекция на месте, но также и регулирование, ограничение, управле
ние.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
10 11
Как показывает более чем полувековой опыт, если и осуществи ренностях об ограничении ядерных вооружений и, возможно,
еще могут и в дальнейшем послужить во благо контролируемого
мо избавление человечества от ядерной угрозы, то это возможно
разоружения. И сейчас, когда две основные ядерные державы –
только при непременном условии установления международно
Соединенные Штаты и Россия – вот уже не менее двух десятков
го контроля, адекватного достигнутым договоренностям отно
лет сокращают свои ядерные арсеналы, причем все более уско
сительно тех или иных решений по атомной проблеме. Люди
ренными темпами, возникает естественный вопрос, не следует
еще не научились полностью доверять друг другу – и научатся ли
ли вновь вернуться к переосмыслению, а возможно, и повторно
когда нибудь? И поэтому закономерно, что все соглашения по
му рассмотрению тех планов международного контроля или их
ограничению и сокращению вооружений, которые к настояще
отдельных элементов, которые выдвигались и обсуждались бо
му времени были достигнуты, основаны на твердом фундаменте
лее полувека тому назад. Важно также проанализировать на ос
международного контроля. Если и есть несколько соглашений,
нове накопленного опыта и сегодняшних знаний мотивы и це
которые прямо не предусматривают такого контроля (напри
ли, которыми руководствовались их авторы, а также достоинст
мер, Договор 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в атмо
ва и недостатки этих планов, и выявить те их подходы и конкрет
сфере, под водой и в космосе), то сторонами определенно под
ные положения, которые могут быть применимы к нынешним
разумевается, что их выполнение контролируется так называе
и, возможно, к будущим условиям.
мыми «национальными техническими средствами контроля»,
т.е. с помощью сейсмического мониторинга, забора в воздухе Полезно также вновь вернуться к вопросу о том, как формиро
радиоактивных проб, наблюдения с помощью разведыватель валась и развивалась политика различных государств – в первую
ных спутников или других имеющихся в распоряжении госу очередь ядерных – в отношении установления международного
дарств собственных возможностей2, и эти средства способны контроля над атомной энергией. В ходе определения отношения
этих государств к контролю над атомной энергией проходил
обеспечить если не стопроцентный, то во всяком случае доста
процесс выработки атомной политики в более широком контек
точный для каждой из сторон контроль.
сте ядерной стратегии в целом, а также подходов к ограничению
Планы установления международного контроля над атомной ядерных вооружений и ядерному нераспространению. Для того
энергией в целях уничтожения атомного оружия единственной в же, чтобы четко представить себе картину того, как развивался
тот период ядерной державы – Соединенных Штатов – и недо этот процесс, важно уяснить, как происходило становление под
пущения появления этого оружия у других государств, как будет хода к атомной проблематике и к атомной дипломатии прежде
показано в настоящем исследовании на основании архивных всего Соединенных Штатов, которые стали первой по времени
документов, воспоминаний современников и имеющейся лите ядерной державой, что в конечном счете повлекло за собой уста
ратуры, тогда реализовать не удалось. Но они серьезно рассмат новление нового геополитического порядка на международной
ривались в специально учрежденной Организацией Объединен арене после Второй мировой войны.
ных Наций Комиссии по атомной энергии. Даже беглое озна
комление с этими планами свидетельствует о том, что они име
ли немало весьма обоснованных положений, которые позже на Осознание опасности военно политических
шли свое отражение в многочисленных заключенных догово последствий открытия атомной энергии
Еще до того как ядерное оружие было создано, а широкомас
штабные работы по его производству в США только разворачи
2При этом обычно оговаривается, что стороны используют национальные тех
вались, в международной группе ученых, которая участвовала в
нические средства контроля (НТС) таким образом, чтобы это соответствовало
общепризнанным принципам международного права (т.е., в частности, без этих работах в Англии и США, а также и cреди части представи
применения методов шпионажа или наблюдения, которые нарушали бы суве
телей руководства этих стран стали задумываться над тем, какую
ренные права государств); при этом стороны обязуются не чинить помех НТС
роль ядерное оружие будет играть в послевоенном мире. Ретро
других сторон соглашения.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
12 13
спективно можно говорить о двух основных тенденциях, кото ном этапе англичане, первыми осознавшие реальное значение
рые тогда формировались. нового открытия, пытались скрыть возможность создания атом
ного оружия даже от США. Определяющими для формирования
С одной стороны, значительная часть ученых и некоторые круп
такой позиции были меморандум эмигрировавших в Англию не
ные американские и английские администраторы видели в новом
мецкого ученого Р. Пайерлса и австрийского О. Фриша, кото
оружии небывалой доселе разрушительной силы потенциальное
рые впервые доказали практическую возможность создания
«яблоко раздора», которое неизбежно вызовет усиление соперни
бомбы на базе урана 235 (апрель 1940 г.), и доклад Комитета
чества между государствами и губительную гонку атомных воору
МОД (MAUD3 Committee) в составе крупных ученых, в котором
жений, а потому нужно попытаться найти способ поставить его,
британскому правительству было направлено заключение, где
как только оно появится, под надежный международный кон
говорилось, что «предложение о создании урановой бомбы осу
троль. Но для установления такого контроля неизбежно при
ществимо и может привести к решающим результатам в войне»,
шлось бы поделиться секретами атомного производства – во вся
что атомную бомбу можно создать за два три года и рекомендо
ком случае, с союзниками по антигитлеровской коалиции.
валось «дать работам высочайший приоритет и расширить их
С другой стороны, в правительственных и военно промышлен масштабы, чтобы получить оружие в возможно кратчайший
ных кругах США и Англии существовали более могущественные срок» (июль 1941 г.)4.
силы, которые считали, что новое оружие может быть использо
Доклад Комитета МОД попал на стол личному советнику Чер
вано в качестве решающего инструмента силы, влияния и прести
чилля по науке лорду Черуэллу (проф. Ф. Линдеману), который
жа в мире, и поэтому следует не допустить раскрытия секретов о
считал, что обладание производством урана 235 позволит «дик
работах над атомным оружием и попытаться воспрепятствовать
товать условия остальной части мира», – писала М. Гауинг,
или, во всяком случае, максимально отдалить возможность появ
официальный архивист и историк британского управления по
ления его у других государств, в первую очередь у Советского Со
атомной энергии. «Как бы сильно я ни доверял своему соседу и
юза, но не только у него. К этому нельзя не добавить, что в даль
ни полагался на него, – считал Черуэлл, – я очень неохотно пол
нейшем, когда в США практически завершались работы над со
ностью положился бы на его благорасположение и поэтому не
зданием атомной бомбы, в которых участвовала и группа англий
стал бы просить американцев предпринять это дело – я бы про
ских ученых, американское руководство стало тормозить, а после
сто продолжал обмениваться информацией и приступил бы к
ее создания и применения вообще прекратило передачу атомной
производству здесь (выделено мной. – Р.Т.), не поднимая перед
информации даже своему ближайшему союзнику – Англии.
ними вопроса, займутся ли они этим или нет»5. Черчилль, как
Такой подход в своем дальнейшем развитии, собственно говоря, замечает советник президента Дж. Кеннеди по национальной
и лег в основу политики, которая впоследствии, уже на более по
безопасности М. Банди в своем исследовании «Опасность и вы
зднем этапе, когда в число обладателей ядерного оружия вошли
живание», в течение некоторого времени разделял взгляды сво
крупнейшие мировые державы, в том числе СССР, стала назы
его советника по науке Черуэлла и крупнейшего английского
ваться политикой недопущения дальнейшего распространения
физика Дж. Чедвика, который также считал, что весь проект
ядерного оружия.
должен быть осуществлен в Англии. Однако вскоре стало ясно,
Cекретные работы над атомной бомбой поначалу стремились что из за угрозы немецких бомбежек и при отсутствии должной
скрывать даже от военных союзников, в первую очередь от
СССР, хотя в ходе войны с гитлеровской Германией между ни
ми довольно широко развивалось военное сотрудничество во 3 Для зашифровки комитета было использовано имя английской гувернантки,
жившей в семье Н. Бора.
многих областях новейшей военной техники (радары, современ 4 Gowing Margaret. Britain and Atomic Energy, 1939–1945. L.: Macmillan, 1964.
ные средства связи, танки и авиация, ракетная артиллерия и P. 398.
т.п.). Читателю будет любопытно узнать, что на самом началь 5 Ibid. Р. 96–97.
Международный контроль над атомной энергией Возникновение концепции международного контроля...
14 15
промышленной и энергетической инфраструктуры работы при 1941 г. Но американский проект вскоре обогнал британский, и
американцы больше не нуждались, да и не хотели британской
дется перевести в США, «хотя политически более привлекатель
помощи». Англичане «пришли в отчаяние: они самостоятельно
ным местом была бы Канада»6.
не могли идти дальше и были отрезаны от американских зна
Что касается США, то там многие члены правительства сразу же ний»9.
стали рассчитывать на длительное монопольное владение ядер
В этот период, а именно 5 августа 1942 г., член военного кабине
ным оружием, преследуя при этом далеко идущие военно поли
та Черчилля Дж. Андерсон пишет В. Бушу, руководителю аме
тические цели. Характерным в этом отношении является изве
риканского Управления научных исследований и разработок
стное высказывание руководителя Манхэттенского проекта7
(Office of Scientific Research and Development – OSRD10), письмо

страница 1
(всего 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign