LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Л.С. ТАРОВА, Е.А. СЕРГЕЕВА, В.М. ДМИТРИЕВ,
А.В. БОЯРШИНОВ, В.Б. МИХАЙЛОВ, А.Б. МОЗЖУХИН

БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЗАЩИТА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть I




ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ
УДК 613.079.2
ББК У9(2)248я73
Б39


Рецензенты:
Кандидат технических наук, доцент
С.А. Нагорнов

Кандидат технических наук, доцент
Е.В. Хабарова




Б39 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учеб. пособие / Л.С. Тарова,
Е.А. Сергеева, В.М. Дмитриев,
А.В. Бояршинов, В.Б. Михайлов; А.Б. Мозжухин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Ч. 1.
64 с.

Учебное пособие содержит систематизированный материал по безопасности жизнедеятельно-
сти (БЖД) человека при взаимодействии с окружающей средой. В пособии изложены теоретиче-
ские основы БЖД; подробно описаны производственные опасности, микроклимат, характеристики
вредных веществ; даны рекомендации по расчету параметров защитных мероприятий; приведена
информация по безопасной эксплуатации электроустановок, сосудов под давлением и пожарной
профилактике на производстве.
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений всех специаль-
ностей.
УДК 613.079.2
ББК У9(2)248я73


? Л.С. Тарова, Е.А. Сергеева,
ISBN 5-8265-0295-9
В.М. Дмитриев, А.В. Бояршинов,
В.Б. Михайлов, А.Б. Мозжухин,
2004
? Тамбовский государственный
технический университет
(ТГТУ), 2004
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тамбовский государственный технический университет




Л.С. Тарова, Е.А. Сергеева, В.М. Дмитриев,
А.В. Бояршинов, В.Б. Михайлов, А.Б. Мозжухин



БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть I

Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного
пособия
Тамбов
Издательство ТГТУ
2004




Учебное издание

Тарова Людмила Сергеевна
Сергеева Елена Анатольевна
Дмитриев Вячеслав Михайлович
Бояршинов Анатолий Владимирович
Михайлов Валерий Борисович
Мозжухин Андрей Борисович


БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Учебное пособие

Редактор З.Г. Чернова
Компьютерное макетирование М.А. Филатовой


Подписано к печати 31.05.2004
Формат 60 ? 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная
Объем: 3,72 усл. печ. л.; 3,9 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 336М

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) представляет собой серьезную проблему со-
временности. Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и
погибают от опасностей природного, техногенного, антропогенного, экологического и социального ха-
рактера. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий,
аварий и катастроф. БЖД – это обязательная общепрофессиональная дисциплина, объединяющая тема-
тику наиболее безопасного взаимодействия человека с природной, производственной и бытовой средой
обитания, а также вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

Жизнедеятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направ-
ленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.
Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздей-
ствие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вред-
ным.
Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в ре-
зультате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. Человек в процессе деятельно-
сти постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой (см. рис. 1.1).




ЧЕЛОВЕК
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА



ПРИРОДНАЯ
ТЕХНОГЕННАЯ
Опасности,
БЫТОВАЯ
угрожающие
СОЦИАЛЬНАЯ
ЧЕЛОВЕКУ




Рис. 1.1 Модель процесса деятельности человека

Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека: природные факторы; при-
родные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере; техногенные аварии и катастро-
фы; ухудшенные факторы жизнедеятельности вследствие воздействия человека на природу; социаль-
ные, межнациональные, военные, религиозные конфликты; внутренняя среда человека; особые психи-
ческие состояния.
БЖД – это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоро-
вье и разрабатывающая методы и средства обеспечения безопасности.
Цели БЖД – уменьшение вероятности проявления опасностей или уменьшение риска, прогнозиро-
вание чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности к возможным стихийным бедствиям, авариям и
катастрофам, организация ликвидации их последствий. БЖД позволяет выработать идеологию безопас-
ности, формировать безопасное мышление и поведение.
В центре внимания БЖД – человек как самоцель развития общества, его здоровье и работоспособ-
ность.

1.1 Опасности. Аксиомы БЖД
Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты,
способные в определенных условиях вызывать нежелательные последствия, т.е. наносить ущерб здоро-
вью человека или угрожать его жизни.
По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические,
биологические, социальные.
По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические,
биологические, психофизиологические.
Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температура воздуха, влажность воздуха, подвижность
воздуха, барометрическое давление, освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрывчатые вещест-
ва, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, голо-
лед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, заболевания, инфразвук,
инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля,
микроорганизмы, медикаменты, молнии, монотонность, наводнение, неровные поверхности, непра-
вильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, острые предметы, отравление, ох-
лажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, ра-
диация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, статическое электричество, тайфун, туман, ударная
волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле и дру-
гие.
Опасности угрожают не только лично человеку, но и обществу и государству. Профилактика опас-
ностей – это актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема.
Всем опасностям присущи четыре общие характеристики: вероятностный характер (случайность);
потенциальность (скрытость); перманентность (постоянство, непрерывность); тотальность (всеобщ-
ность).
В зависимости от вызываемых последствий опасности условно делят на вредные и опасные факто-
ры.
Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, сниже-
нию работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и
др.).
Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опас-
ности, взрыв, яды и др.)
Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействия проходят трансформацию от полезного к
вредному и наоборот, например медикаменты, шум, электрический ток и т.д.
Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с опреде-
ленной степенью вероятности.
Существуют аксиомы БЖД:
• любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;
• любая деятельность потенциально опасна для человека;
• ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;
• безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности, не исклю-
чающей, однако, существования объекта.

1.2 Основные положения теории риска

Риск – это частота реализации опасностей, отношение числа неблагоприятных последствий n для
человека к их возможному числу N за определенный период времени.
Риск отдельного человека определяется зависимостью
n
, %. (1.1)
R=
N
Различают общий риск без деления на социальные группы и социальный (групповой) риск. Общий
риск рассматривают также по различным сферам деятельности. Определяя риск, указывают класс по-
следствий: получение травмы, заболевания, летального исхода.
Для профессиональной деятельности выделают четыре категории безопасности в зависимости от
риска гибели человека:
I – условно безопасная, R < 10-4;
II – относительно безопасная, R = 10-4 …10-3;
III – опасная, R = 10-3 …10-2;
IV – особо опасная, R > 10-2.
Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на дан-
ном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска».
Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе техниче-
ские, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между
уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени.
При увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасности риск снижается,
но может возрасти риск в социальной сфере, так как будет ощущаться нехватка средств на медицин-
скую помощь, на охрану и на оздоровление населения.
Суммарный риск Rсум имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в тех-
ническую и социальную сферы. Эта величина принимается за приемлемый риск.
Во многих странах общим «приемлемым» риском гибели человека считается величина 10-6 в год, а
пренебрежимо малым риском, к которому должно стремиться человечество, является величина 10-8 за
год.
Используя понятие приемлемого риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопас-
ности человеческой жизни, необходимость проведения мероприятий по безопасности, реализуя схему:
затраты на безопасность – уменьшение риска.
Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: совер-
шенствование систем; подготовка и обучение персонала; применение организационных мероприятий;
применение технических средств защиты и средств индивидуальной защиты; экономические методы
(страхование, компенсации и др.).

1.3 Системный анализ безопасности

Любой объект или явление может быть представлен как системное образование. БЖД рассматрива-
ет системы, одним из элементов которых является человек. Цель системного анализа безопасности со-
стоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, таких как ава-
рии, пожары, взрывы и другие и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероят-
ность их возникновения. Для того, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных
для человека событий, используют метод системного анализа и элементы логики.
Любая опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, есть след-
ствие другой причины и т.д. Причины и опасности образуют сложные цепные структуры, которые на-
зываются: «дерево» причин опасности, «дерево» событий, «дерево» вероятности проявлений опасности,
«дерево» отказов технических систем и т.д.
Вероятность Р(А) любого события А определяется неравенством
0 ? P ( A) ? 1 . (1.2)
Если вероятность равняется 1, это означает, что событие А достоверно; если вероятность равняется
0, это означает, что событие А невозможно.
Для определения вероятности событий используются логические операторы:
• оператор «И»: перед тем, как произойдет событие А, должны произойти оба события В и С. Ве-
роятность совершения события А равна произведению вероятностей В и С;
• оператор «ИЛИ»: для того, чтобы произошло событие А, должно произойти или событие В, или
событие С, или оба события вместе. Вероятность совершения события А равна сумме вероятностей В и
С;
• оператор «НЕ»: независимые события А и А1 имеют два взаимно исключающих друг друга исхо-
да. Сумма вероятностей событий А и А1 равна единице.
Для определения вероятности возникновения опасной ситуации производится анализ различных
предпосылок; с помощью логических операторов строится «дерево» событий; определяется вероятность
каждой из причин возникновения опасной ситуации и взаимосвязь между этими причинами. Вычисля-
ется вероятность возникновения опасной ситуации.
1.4 Принципы, методы и средства обеспечения БЖД

Принципы обеспечения БЖД по признаку реализации делят на четыре группы: методологические;
медико-гигиенические; организационные; технические.
Методологические принципы определяют направление поиска решений для обеспечения безопас-
ности. К ним относятся принципы: cистемности (любое явление или объект рассматривается как эле-
мент системы); информации (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализации и опо-
вещения (звуковая или световая сигнализация); классификации (объекты в зависимости от степени
опасности делятся на классы и группы).
Медико-гигиенические принципы: контроль состояния здоровья человека; профилактика заболе-
ваний; методы лечения; восстановление после заболеваний; установление нормативных показателей для
вредных факторов. Устанавливаются нормы микроклимата, предельно допустимые концентрации вред-
ных веществ в воздухе, допустимые уровни шума и вибрации, предельные значения показателей элек-
тромагнитного поля, допустимые величины освещенности, нормы переноса тяжестей и др.
Организационные принципы: надзор за выполнением требований и нормативов по безопасности и
обеспечению жизнедеятельности; контроль безопасности жизнедеятельности; защита человека «време-
нем», что предполагает сокращение длительности нахождения человека в опасной зоне, установление
сокращенного рабочего дня на вредных производствах и перерывов в работе.
Технические принципы: изоляции (теплоизолирующие, звукоизолирующие конструкции, электро-
изоляция, виброизоляторы); экранирования (экраны от звуковых волн, от электромагнитных излуче-
ний); поглощения (звукопоглощающие и вибропоглощающие материалы); фильтрации (фильтры, за-
держивающие вредные вещества); разбавления (уменьшение концентраций вредных веществ до норма-
тивных значений); слабого звена (предохранители, разрывные мембраны); отвода энергии в безопасное
русло (защитное заземление).
Методы обеспечения БЖД заключаются в адаптации человека к окружающей среде и реализуют
возможности профессионального отбора и психологического воздействия. Применяют средства дистан-
ционного управления, автоматизации, роботизации, устранения опасности.
Средства обеспечения БЖД делят на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивиду-
альной защиты (СИЗ).

1.5 Управление БЖД

Управление БЖД – организованное воздействие на систему «человек-среда» с целью обеспечения
безопасности для человека с заданной степенью вероятности. Управлять БЖД – значит, осознанно пе-
реводить объект из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное).
При построении схемы управления (см. рис. 1.2) должны соблюдаться условия экономической и
технической целесообразности:
• управляющая система начинает функционировать по плану или заданию на основе нормативно-
правовых требований;
• управляющая система по каналам прямой связи (КПС) оказывает воздействие на управляемую
систему;
• объект среды делится на элементы, строится «дерево» причин возникновения опасных ситуаций,
разрабатываются средства защиты человека;
• производится обучение и инструктаж человека;
• по каналам обратной связи (КОС) управляющая система получает информацию от управляемой
системы и корректирует свои действия;
• осуществляется внутренний контроль за работой управляемой системы;
• производится внешний контроль надзорными организациями;
Внешняя информация

• выдается План
внешняя информация о работе системы.
Управляющая система
Внутренний контроль
Рис. 1.2 Схема управления БЖД
КПС Управляемая система КОС


Человек Среда( объект )


Анализ
Обучение человека
объекта
Внешний контроль надзорных организаций
1.6 Психология БЖД

Антропогенные опасности инициируются человеком и обусловлены свойствами его нервной систе-
мы, психологическим статусом и психическим состоянием. Психические процессы контролируют регу-
ляцию поведения человека, благодаря чему обеспечивается адаптация организма к окружающей среде и
возможность жизнедеятельности.
Свойства нервной системы человека, влияющие на ориентацию человека в опасных ситуациях, –
это динамичность, характеризующая скорость протекания психических процессов (темп деятельности,
скорость обучения, скорость принятия решений); подвижность – скорость смены процессов возбужде-
ния и торможения; продуктивность в стрессе – быстрота принятия решений в критических условиях;
лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Психологический статус человека определяется его темпераментом. Различают четыре типа темпе-
рамента:
• сангвиник – характеризуется высокой динамичностью; живой, подвижный, легко и быстро обу-
чаемый, продуктивен в стрессе, не расположен к монотонной деятельности;
• холерик – напорист, активен, неуравновешен и конфликтен; нервная система отличаются высо-
кой подвижностью; может принимать поспешные необдуманные решения и создавать опасные ситуа-
ции;
• меланхолик – легко раним, мнителен, нерешителен; нервная система отличается низкой подвижно-
стью; в стрессе он недостаточно продуктивен;
• флегматик – отличается низкой подвижностью и динамичностью нервной системы; его непро-
дуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.
Психическое состояние отражает уровень психической активности, обусловленной функциональ-
ным состоянием мозга. Виды психических состояний: гиперактивность, ровное состояние, депрессия.
Выделяется группа особых психических состояний: пароксизмальные; психогенные изменения на-
строения; связанные с приемом активных средств. Пароксизмальные состояния – это группа таких рас-
стройств как эпилепсия, обмороки и др. Подобные заболевания могут вызывать губительные последст-
вия при деятельности, связанной с повышенным риском. Психогенные изменения настроения (аффек-
тивные состояния) сопровождаются ухудшением самоконтроля, эмоциональным сужением объема соз-
нания. Лица, склонные к таким состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма.
При употреблении наркотических веществ и алкоголя замедляется реакция, снижается чувство осто-
рожности, повышается вероятность ошибки.
Существуют психологические методы повышения безопасности: воспитание, пропаганда, поощре-
ние, вознаграждение – имеют мотивационную направленность воздействия; обучение, инструктаж –
ориентировочную; профессиональный отбор, медицинский контроль – исполнительную.

2 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА

Целью производственной санитарии является создание системы организационных мероприятий и
технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных про-
изводственных факторов различной физической природы и направленных на обеспечение нормальных
условий труда. К производственной санитарии относятся гигиена труда ? область профилактической
медицины, изучающая условия сохранения здоровья на производстве и санитарная техника ? устрой-
ства и мероприятия технического характера, направленные на обеспечение человеку благоприятных ус-
ловий труда и компенсации воздействия производственных опасностей.
2.1 Производственный микроклимат

Микроклимат оценивают сочетанием четырех факторов: температура воздуха tв, °С; скорость дви-
жения воздуха wв, м/с; относительная влажность ?, %; радиационная температура излучающих поверх-
ностей tрад, °С.
Организм человека постоянно находится в состоянии теплообмена с окружающей средой. Вследст-
вие белкового, углеводного и жирового обмена в организме вырабатывается тепло (теплопродукция) Qт,
количество которого зависит от рода деятельности и интенсивности выполняемой работы. Это тепло для
спокойного состояния человека составляет 80…100 Вт.
Теплопродукция организма отдается в окружающую среду посредством конвекции, излучением те-
пла и испарением влаги с поверхности кожи.
Тепло, передающееся конвекцией, определяется формулой
Qк = ? F (tт ? tв ) , (2.1)
где ? – коэффициент теплоотдачи, который зависит от скорости движения воздуха, Вт/м2 К; F – пло-

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign