LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

приверженные политической свободе, охраняемой представительным правительством.
Индия тоже движется и в направлении большей экономической свободы. У нас имеется
общая заинтересованность в обеспечении свободных торговых потоков, в том числе по
важнейшим морским маршрутам Индийского океана. И наконец, у нас имеются общие
интересы в борьбе с терроризмом и в создании стратегически стабильной Азии.




Стратегия национальной безопасности 32
Конечно, разногласия остаются, в том числе в связи с разработкой Индией ядерных
и ракетных программ, а также темпами проведения в Индии экономических реформ. Но
если в прошлом эта обеспокоенность могла доминировать в нашем отношении к Индии,
то сегодня мы воспринимаем Индию как растущую мировую державу, с которой у нас
общие стратегические интересы. Развивая прочное партнёрство с Индией, мы сможем
лучше всего преодолеть любые разногласия и строить динамичное будущее.

Отношения Соединённых Штатов с Китаем являются важной частью нашей
стратегии по содействию стабильности, миру и процветанию в Азиатско-тихоокеанском
регионе. Мы приветствуем становление сильного, мирного и процветающего Китая.
Развитие демократии в Китае имеет решающее значение для построения такого будущего.
Однако спустя четверть века после того, как начался процесс освобождения от наихудших
черт коммунистического наследия, руководители Китая до сих пор не приняли решений
по целому ряду других принципиально важных вопросов, определяющих характер этого
государства. Стремясь создать мощный арсенал современных вооружений, который
может представлять угрозу для его соседей в Азиатско-тихоокеанском регионе, Китай
идет старым путём, что в конечном итоге будет мешать его собственным стремлениям к
национальному величию. Со временем Китай поймет, что единственным источником
такого величия является социальная и политическая свобода.

Соединённые Штаты стремятся к конструктивным отношениям с переживающим
период перемен Китаем. Мы уже успешно сотрудничаем там, где наши интересы
совпадают, в том числе в ведущейся войне с терроризмом и в содействии стабильности на
Корейском полуострове. Аналогичным образом, мы сверяли свои позиции по вопросу о
будущем Афганистана и начали всеобъемлющий диалог о противодействии терроризму и
другим проблемам переходного периода. Общие угрозы здоровью людей и окружающей
среде, такие как распространение ВИЧ/СПИДа, требуют, чтобы совместными усилиями
мы стремились улучшить благополучие наших граждан.

Участие Китая в усилиях по устранению транснациональных угроз потребует,
чтобы он проявлял большую открытость в области информации, содействовал развитию
гражданского общества и укреплял индивидуальных права человека. Китай встал на путь,
ведущий к политической открытости, предоставив своим гражданам многочисленные
личные свободы и организовав в деревнях выборы в органы местного управления, но при
этом по-прежнему остается верным однопартийной системе правления у себя в стране,
при которой вся власть сосредоточена в руках Коммунистической партии. Но чтобы в
этой стране по-настоящему учитывались нужды и чаяния ее граждан, сделать предстоит
ещё очень многое. Китай сможет полностью раскрыть свой потенциал только в том
случае, если он предоставит китайскому народу свободу мысли, собраний и
вероисповедания.

На наши важные торговые отношения с Китаем благоприятно повлияет его
вступление во Всемирную торговую организацию, ибо это откроет новые возможности
для экспорта а, в конечном итоге, создаст дополнительные рабочие места для
американских фермеров, рабочих и компаний. Китай – наш четвёртый крупнейший
торговый партнёр с ежегодным совокупным товарооборотом более 100 миллиардов



Стратегия национальной безопасности 33
долларов. Под воздействием рыночных принципов и предъявляемых ВТО требований к
транспарентности и отчётности Китай будет вынужден двигаться в направлении большей
открытости и соблюдения законов, что будет способствовать созданию основных
гарантий прав как в области торговли, так и для его граждан. Имеются, однако, и другие
области, где у нас существуют глубокие разногласия. Одна из них - это наша поддержка
права Тайваня на самооборону в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем.
Другая – права человека. Мы ожидаем, что Китай будет выполнять свои обязательства в
области нераспространения. Мы будем преодолевать разногласия там, где они имеются,
но не будем давать им становиться препятствием для сотрудничества там, где у нас
имеется согласие.

События 11 сентября 2001года коренным образом изменили контекст отношений
между Соединёнными Штатами и другими главными центрами глобального влияния и
открыли обширные новые возможности. Вместе с нашими давними союзниками в Европе
и Азии, а также с руководителями России, Индии и Китая нам нужно разрабатывать
активные планы сотрудничества, чтобы эти отношения не утратили динамику и
продуктивность.

Эти задачи стоят перед всеми правительственными структурами Соединённых
Штатов. Мы можем развить полезные традиции диалога, спокойного обсуждения,
трезвого анализа и совместных действий. В долгосрочном плане именно эти методы
ведения политики будут обеспечивать верховенство наших общих принципов и
возможности для достижения прогресса.




Стратегия национальной безопасности 34
__________________________________________________
IX. Трансформировать американские
институты в области национальной
безопасности с учетом задач и
возможностей XXI века
«Террористы нанесли удар по символам процветания Америки. Но источник этого
процветания цел и невредим. Залог процветания Америки в упорном труде,
созидательности и предприимчивости нашего народа».

Президент Дж. Буш
Вашингтон, О. К. (Совместная сессия Конгресса)
20 сентября 2001 года

Основные американские институты в области национальной безопасности
создавались в другое время и для решения других задач. Все они нуждаются в
преобразовании.

Сегодня нужно вновь подтвердить существенно важную роль военного могущества
Америки. Мы должны построить и поддерживать такую оборону, которая будет
неприступна для любого противника. Главная задача наших вооружённых сил – защищать
Соединённые Штаты. Для эффективного решения этой задачи наши вооружённые силы
должны:

• служить гарантом безопасности для наших союзников и друзей;

• не допускать соперничества в военной области в будущем;

• сдерживать угрозы интересам США, нашим союзникам и друзьям; а также

• наносить решающее поражение любому противнику, если сдерживание не
принесет ожидаемых результатов.

Могущество вооружённых сил Соединённых Штатов, которому нет равных, и их
передовое базирование обеспечили сохранение мира в некоторых жизненно важных в
стратегическом отношении регионах планеты. Однако, угрозы и враги, которым мы
должны противостоять, изменились, следовательно, должны измениться наши
вооруженные силы. Вооруженные силы, которые были выстроены, чтобы сдерживать
огромные армии противников в эпоху «холодной войны», необходимо перестроить,



Стратегия национальной безопасности 35
уделив при этом особое внимание тому, каким образом будет действовать потенциальный
противник, а не тому, где и когда может вспыхнуть война. Свои силы мы намерены
направить на решение целого комплекса оперативных задач.

Присутствие американских сил за рубежом - одно из самых ярких проявлений
приверженности США выполнению своих обязательств перед союзниками и друзьями.
Своей готовностью применить силу, чтобы защитить самих себя и других, Соединённые
Штаты демонстрируют решимость поддерживать баланс сил в пользу свободы. Чтобы
успешно преодолевать непредсказуемость в действиях противника и выполнять стоящие
перед нами многочисленные задачи в области безопасности, Соединённым Штатам
потребуются базы и места дислокации в Западной Европе и Северо-Восточной Азии и за
их пределами, равно как и договоренности о временном доступе для развертывания
американских сил в районах, расположенных на большом удалении от США.

До начала войны в Афганистане этому району не придавалось большого значения
при планировании возможных крупных операций. Тем не менее, очень скоро нам
пришлось действовать по всей территории этой удалённой страны -вдоль и поперек - с
применением всех видов вооружённых сил. Мы должны быть готовы к проведению
подобных операций в будущем, наращивая такие наши возможности в таких областях, как
усовершенствованное дистанционное зондирование, нанесение высоко точных ударов по
целям, находящимся на большом удалении, применение трансформированных высоко
маневренных подразделений и экспедиционных сил. Этот обширный арсенал военных
ресурсов должен также включать способность оборонять свою территорию, вести
информационно-пропагандистские операции, обеспечивать доступ США к отдалённым
театрам военных действий, а также защищать важнейшие объекты инфраструктуры США
и наши средства в космическом пространстве.

Преобразования в вооружённых силах будут осуществляться на основе
апробирования новых подходов к ведению боевых действий, отработки совместных
операций, использования преимуществ США в разведывательной области и максимально
широкого внедрения достижений науки и техники. Нам также необходимо изменить
порядок работы Министерства обороны, прежде всего в области распределения
финансовых ресурсов, набора и удержания на службе профессиональных кадров. И
наконец, наряду с поддержанием боеготовности в краткосрочной перспективе и
способности вести войну с терроризмом, нашей главной целью должно быть обеспечение
для Президента более широкого выбора вариантов военных решений для пресечения
агрессии или давления в любых формах на Соединённые Штаты, наших союзников или
друзей.

Из истории нам известно, что сдерживание не всегда бывает эффективным, а из
нашего опыта мы знаем, что на некоторых врагов сдерживание вообще не действует.
Соединённые Штаты должны и будут поддерживать такую боевую мощь, которая
обеспечит поражение любых попыток любого противника – в лице государств, так и
негосударственных субъектов - навязать свою волю Соединённым Штатам, нашим
союзникам или друзьям. Мы будем поддерживать наши силы на уровне, достаточном для
выполнения наших обязательств и для защиты свободы. Наши силы должны обладать



Стратегия национальной безопасности 36
такой военной мощью, чтобы у потенциального противника не возникало желания
наращивать свой военный потенциал в надежде превзойти Соединённые Штаты в военной
мощи или сравняться с ними.

Разведка - и наш подход к ее применению - это наша первая линия обороны от
террористов и от угрозы со стороны враждебных государств. Задуманные в первую
очередь для решения задач по сбору огромного объема информации о таком крупном и
находившемся без движения объекте, как Советский блок, сегодня органы разведки
вынуждены заниматься отслеживанием куда более сложных и трудно различимых
объектов.

Мы должны преобразовать имеющийся и создать новый ресурс в области разведки,
чтобы она изменялась вместе с изменяющимся характером этих угроз. Разведывательную
деятельность необходимо соответствующим образом интегрировать в единый комплекс с
нашими оборонными и правоохранительными системами и координировать с нашими
союзниками и друзьями. Мы должны защищать имеющийся у нас разведывательный
ресурс с тем, чтобы наши враги не располагали сведениями о том, где лучше всего
нанести внезапный удар. Те, кто хочет причинить нам зло, стремятся использовать фактор
внезапности, чтобы снизить эффективность наших превентивных и ответных действий и
причинить нам максимальный ущерб.

Мы должны укреплять имеющиеся у наших разведывательных органов
возможности в области своевременного оповещения об угрозах и анализа информации,
чтобы они обеспечивали комплексную оценку возникающих угроз для целей
национальной и внутригосударственной безопасности. Поскольку угрозы, создаваемые
иностранными правительствами и группами лиц, могут материализовываться внутри
Соединённых Штатов, мы должны также обеспечить надлежащий обмен информацией
между разведывательными и правоохранительными органами.

Меры в этой области будут включать, в том числе:

• предоставление больших полномочий директору Центрального
разведывательного управления для руководства работой по развитию ресурса
органов закордонной разведки нашей страны и их практических деятельностью;

• создание новой нормативной базы, устанавливающей порядок деятельности
разведывательных органов по своевременному оповещению об угрозах, которая
обеспечивала бы беспрепятственное прохождение сигнала оповещения по всем
инстанциям по всему спектру угроз, представляющих опасность для нашей
страны и ее союзников;

• дальнейшая разработка новых методов сбора информации для сохранения
нашего преимущества в разведывательной области;




Стратегия национальной безопасности 37
• инвестирование средств в будущие ресурсы и обеспечение их защиты путем
принятия более энергичных мер по предотвращению утечки информации о
разведывательных ресурсах; а также

• сбор информации о возможных готовящихся терактах всеми
правительственными структурами с последующим анализом всех сведений из
всех источников.

Поскольку для защиты интересов Америки правительство Соединённых Штатов
опирается на вооружённые силы, то для взаимодействия с другими странами оно должно
опираться на дипломатию. Мы выделим Государственному департаменту финансовые
средства в объеме, достаточном для обеспечения успеха американской дипломатии.
Госдепартамент - это ведущая организация, которая отвечает за наши двусторонние
отношения с другими правительствами. С наступлением новой эпохи сотрудники
Госдепартамента и его структур должны быть в состоянии столь же профессионально
вести дела с неправительственными организациями и международными учреждениями.
Его сотрудники, в основном обладающие познаниями в области международной
политики, должны осваивать сложные вопросы внутригосударственного управления в
различных странах мира, в том числе в таких областях, как здравоохранение, образование,
охрана общественного порядка, судебная система и публичная дипломатия.

Наши дипломаты работают на передовых рубежах сложных переговоров,
гражданских войн и других гуманитарных катастроф. Поскольку теперь мы лучше
понимаем, что включают в себя потребности в гуманитарной помощи, мы должны быть в
состоянии оказать помощь в создании полицейских сил, судебных систем, законов,
правительственных структур на местах и в провинциях, а также избирательных систем.
Для выполнения этих задач необходимо эффективное международное сотрудничество,
подкреплённое готовностью Америки играть свою роль.

Точно также, как нашим дипломатическим институтам нужно адаптироваться,
чтобы мы могли протянуть руку помощи другим народам, нам самим нужно найти иной,
более всеобъемлющий подход к общественной информации, чтобы помочь народам всего
мира лучше узнать и понять Америку. Война с терроризмом – это не столкновение
цивилизаций. Но она показала, что имеет место столкновение внутри цивилизации -
борьба за будущее мусульманского мира. Это - борьба идей, а в этом Америка обязана
преуспеть.

Мы предпримем необходимые меры, чтобы выполнению наших обязательств по
обеспечению глобальной безопасности и защиты американских граждан не мешали
возможные расследования, дознания или судебные обвинения со стороны
Международного уголовного суда (МУС), юрисдикция которого не распространяется на
американцев и которую мы не признаём. Вместе с другими странами мы будем
добиваться, чтобы в наших военных операциях и в сотрудничестве не возникало
осложнений, используя для этого такие механизмы, как многосторонние и двусторонние
соглашения, которые оградят граждан США от МУС. Мы будем строго соблюдать Закон о




Стратегия национальной безопасности 38
защите американских военных и гражданских служащих, положения которого призваны
обеспечивать и укреплять защиту личного состава и официальных лиц США.

В будущем году и в последующие годы нам предстоит принять принципиальные
решения, чтобы обеспечить выделение в нужном объеме правительственных
ассигнований на национальную безопасность и их правильное распределение. Чтобы
одержать победу в этой войне, правительству Соединённых Штатов нужно укрепить свою
оборону. У нас дома наша самая главная задача – защитить нашу родину для
американского народа.

Сегодня всё больше стирается грань между внутренними и внешними делами. В
эпоху глобализации события за пределами Америки острее воспринимаются внутри
страны. Наше общество должно быть открытым для людей, идей и товаров из всех стран
мира. То, что нам всего дороже – наша свобода, наши города, наши транспортные
системы и современная жизнь – уязвимо для терроризма. Эта уязвимость будет еще долго
сохраняться после того, как мы привлечём к ответственности виновных в нападениях 11
сентября. Через какое-то время самые обычные люди могут получить доступ к средствам
уничтожения, которые до сегодняшнего дня были лишь в распоряжении армий, флотов и
эскадрилий. Таковы новые условия, в которых мы теперь живем. Но мы научимся жить в
этих новых условиях и все равно будем процветать, несмотря ни на что.

Играя роль лидера, мы будем уважать ценности, мнения и интересы наших друзей
и партнёров. И тем не менее, мы будем готовы действовать в одиночку, когда того
потребуют наши интересы и наша особая ответственность. Когда у нас будут возникать
разногласия по в частным вопросам, мы будем откровенно объяснять, что нас не
устраивает, и будем искать приемлемые альтернативы. Мы не будем допускать, чтобы
такие разногласия вставали на пути нашей решимости обеспечить - вместе с нашими
союзниками и друзьями – реализацию наших общих основополагающих интересов и
ценностей.

В конечном итоге, основа могущества Америки – у нас дома, в США. Эта основа -
в способностях нашего народа, в динамичности нашей экономики и в прочности наших
институтов. У многоликого, современного общества есть неотъемлемая, амбициозная,
предпринимательская энергия. Сила наша зависит от того, на что мы тратим эту энергию.
С этого и начинается наша национальная безопасность.




Стратегия национальной безопасности 39
Стратегия
национальной безопасности
Соединенных Штатов Америки
сентябрь 2002 года

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign