LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

которые необходимо удерживать на уровне, не допускающем опасного вмешательства
человека в глобальный климат. В целом же, наша задача - сократить американские
выбросы парникового газа пропорционально масштабам нашей экономики, уменьшив их в
пересчёте на единицу экономической активности на 18 процентов за десятилетний период
до 2012 года. Наша стратегия по достижению этой цели будет состоять в следующем:

• соблюдать наши обязательства по базовой Рамочной конвенции ООН в
области международного сотрудничества;

• заключить соглашения с важнейшими отраслями промышленности о
сокращении выбросов наиболее сильнодействующих парниковых газов и
предоставить компаниям льготы с правом передачи, если они смогут доказать,
что действительно осуществили реальные сокращения;

• разработать более совершенные стандарты в области измерения и
регистрации сокращаемых эмиссий;

• развивать производство возобновляемых энергоносителей и технологию
чистого сгорания угля, а также атомную энергетику, которая не вызывает
эмиссии парникового газа, при одновременном улучшении показателей расхода
топлива американских автомобилей и грузовиков;

• увеличить ассигнования на научные исследования и новые природоохранные
технологии до 4,5 млрд. долларов, что представляет собой самую крупную в
мире сумму средств, выделяемую на борьбу с климатическими изменениями, и
что на 700 млн. долларов больше, чем в прошлом году; а также

• помогать развивающимся странам, прежде всего таким крупным эмитентам
парниковых газов, как Китай и Индия с тем, чтобы они располагали средствами
и ресурсами для участия в этой работе и смогли продвигаться по пути более
«чистого» и оптимального роста.




Стратегия национальной безопасности 24
__________________________________________________
VII. Расширять круг стран, вставших
на путь развития, способствуя
достижению большей открытости их
обществ и созданию инфраструктуры
демократии.

«Во Второй мировой войне мы сражались за то, чтобы сделать наш мир более
безопасным, затем мы занялись его восстановлением. Сегодня мы ведем войну за то,
чтобы избавить наш мир от террора, но при этом мы также должны стремиться к
тому, чтобы в нем жилось лучше всем его гражданам».

Президент Дж. Буш
Вашингтон, О. К. (Межамериканский банк развития)
14 марта 2002 года



Мир, в котором одни живут в комфорте и достатке, а половина человечества
существует менее, чем на два доллара в день, не может быть ни справедливым, ни
стабильным. Распространить набирающие силу тенденции в области развития и
открывающиеся возможности для процветания на все беднейшие слои населения нашей
планеты - это моральный долг и одна из главных задач внешней политики США.

Огромная помощь, десятилетиями выделявшаяся на цели развития, так и не смогла
обеспечить экономический рост в беднейших из стран. Хуже того, помощь развитию
нередко использовалась в качестве своеобразной подпорки для несостоятельной
политики, что приводило к затягиванию назревших реформ и увековечению нищеты.
Результативность помощи, как правило, исчисляется в долларах, потраченных донорами, а
не в показателях роста экономики и снижения нищеты в странах-получателях. Все это
показывает, что данная стратегия закончилась провалом.

Вместе с другими странами Соединённые Штаты пытаются исправить это
положение. На Конференции ООН по финансированию развития в Монтеррее нам удалось
сформировать новый консенсус относительно того, что цели помощи, равно как и
стратегии их достижения, нуждаются в пересмотре.




Стратегия национальной безопасности 25
Цель нашей Администрации - помочь раскрыть созидательный потенциал людей во
всех странах. Устойчивый рост и снижение нищеты невозможны без правильной
национальной политики. Тем правительствам, которые действительно изменили свой
политический курс, мы предоставим значительные объемы дополнительной помощи.
Соединённые Штаты и другие развитые страны должны поставить перед собой
масштабную и конкретную задачу: в течение десяти лет удвоить объем экономического
производства в беднейших странах мира.

Для решения этой задачи правительство Соединённых Штатов будет осуществлять
следующие основные стратегии:

• Выделять ресурсы для оказания помощи тем странам, которые провели у
себя реформы. Мы предполагаем увеличить на 50 процентов объем основных
ресурсов помощи в целях развития, выделяемой Соединёнными Штатами.
Сохранив наши действующие программы, в том числе в области гуманитарной
помощи, единственным критерием предоставления которой служит
потребность в такой помощи, мы зачислим миллиарды долларов в виде
дополнительных средств на новый Счёт задач тысячелетия, предназначенный
для проектов в странах, правительства которых правят справедливо,
инвестируют средства в свой народ и поощряют экономическую свободу.
Правительства должны вести борьбу с коррупцией, уважать основные права
человека, обеспечивать соблюдение законов, инвестировать средства в
здравоохранение и образование, проводить ответственную экономическую
политику и содействовать предпринимательству. Счёт задач тысячелетия будет
своеобразным поощрением для тех, кто продемонстрировал реальные
изменения в политике, и одновременно стимулом для тех, кому еще предстоит
осуществить реформы.

• Повысить эффективность содействия Всемирного банка и других банков
развития повышению уровня жизни. Соединённые Штаты поддерживают
всеобъемлющую программы реформ, направленных на повышение
эффективности Всемирного банка и других многосторонних банков развития в
улучшении условий жизни бедных слоев населения всех стран. Мы
«переломили» тенденцию к уменьшению наших взносов, и предполагаем
увеличить на 18 процентов взнос США в бюджеты Международной ассоциации
развития (МАР),- которая является фондом Всемирного банка для самых
беднейших стран,- и Фонда развития Африки. Решающее значение для
повышения уровня жизни и снижения нищеты в мире имеет ускоренный рост
производительности, в особенности в наиболее бедных странах. Мы будем
продолжать добиваться того, чтобы многосторонние банки развития уделяли
больше внимания мерам по повышению производительности в экономике,
таким как совершенствование системы образования и здравоохранения,
укрепление законности и развитие частного сектора. Каждый проект, каждый
кредит, каждый грант следует оценивать по тому, насколько они смогут
способствовать повышению темпов роста производительности в
развивающихся странах.


Стратегия национальной безопасности 26
• Добиваться внедрения измеряемых показателей результативности с тем,
чтобы помощь в целях развития реально способствовала улучшению жизни
беднейших слоев населения планеты. Когда мы говорим об экономическом
развитии, то на самом деле главным его показателем служит то, что больше
детей получают теперь хорошее образование, больше людей имеют доступ к
здравоохранению и чистой воде, и больше работников могут найти работу и
обеспечить лучшее будущее для своих семей. Наш моральный долг - оценивать
успех нашей помощи развитию по тому, приносит она результаты или нет.
Поэтому мы будем продолжать требовать, чтобы наша собственная помощь
развитию, равно как и помощь, предоставляемая по линии многосторонних
банков развития, расходовалась на поддающиеся количественному измерению
цели, причем с конкретными промежуточными показателями их выполнения.
Благодаря настойчивости США, в новом соглашении о пополнении ресурсов
МАР будет предусмотрена система мониторинга и оценки для измерения
достигнутых результатов в странах-получателях. Впервые доноры получат
возможность обусловливать выплату части своих взносов в МАР достижением
реальных результатов в области развития. США уже начали применять такое
условие к части своего взноса в МАР. Мы будем добиваться, чтобы Всемирный
банк и другие многосторонние банки развития не останавливались на
достигнутом с тем, чтобы вопросы результативности постоянно находились в
центре внимания банков, чем бы они ни занимались.

• Увеличить размеры помощи в целях развития, предоставляемой в виде
грантов, а не займов. Более широкое применение «результативных» грантов -
это наилучший способ помочь бедным странам осуществить продуктивные
инвестиции, прежде всего в социальную сферу, не увеличивая при этом бремя
их задолженности. По инициативе США в подписанном недавно соглашении с
МАР предусматривается значительное увеличение доли финансирования в виде
грантов для беднейших стран на цели образования, борьбы с ВИЧ/СПИД,
здравоохранения, питания, водоснабжения, санитарии и удовлетворения других
потребностей населения. Наша цель – в том, чтобы, развивая этот позитивный
опыт, добиваться более широкого применения грантов и другими
многосторонними банками развития. Мы будем также добиваться, чтобы
университеты, благотворительные организации и частный сектор, со своей
стороны, поддержали усилия правительств и использовали гранты для
финансирования тех проектов в области развития, которые приносят реальные
результаты.

• Сделать общества открытыми для торговли и инвестиций. Торговля и
инвестиции – это подлинные движущие силы экономического роста. Даже при
увеличении объемов правительственной помощи основными источниками
финансирования развития должны оставаться торговый, собственный капитал и
иностранные инвестиции. Эффективная стратегия предполагает, что нужно
постараться увеличить и эти потоки. Содействие созданию свободных рынков




Стратегия национальной безопасности 27
и обеспечению свободы торговли - это важнейшие задачи нашей стратегии
национальной безопасности.

• Стабилизировать ситуацию в области здравоохранения. Кризис системы
здравоохранения в бедных странах приобрёл огромные масштабы. В тех
странах, где бушуют эпидемии и пандемии, такие как ВИЧ/СПИД, малярия и
туберкулёз, будет сохраняться угроза росту и развитию до тех пор, пока не
будет остановлено распространение этих заболеваний. Помощь из развитого
мира нужна, но от нее будет польза лишь в том случае, если она будет
использоваться строго по назначению: на нужды профилактических программ и
для создания эффективной инфраструктуры здравоохранения на местах.
Соединённые Штаты решительно поддержали учреждённый Генеральным
секретарём ООН Кофи Аннаном новый глобальный фонд по ВИЧ/СПИДу,
одной из главных задач которого является сочетание мер профилактического
характера с широкой стратегией в области лечения и ухода за больными.
Соединённые Штаты уже сегодня выделяют на эти цели такие финансовые
средства, которые как минимум в два раза больше, чем взнос второго по
величине после нас крупнейшего донора. Если глобальный фонд оправдает
возложенные на него надежды, мы будем готовы ещё больше увеличить наш
взнос.

• Больше внимания образованию. Грамотность и приобретение знаний – это
основы демократии и развития. Доля средств Всемирного банка, выделяемых
им на цели образования, составляет всего семь процентов. Эта доля должны
быть больше. Соединённые Штаты увеличат объем своей собственной помощи
на нужды образования как минимум на 20 процентов, уделив при этом основное
внимание улучшению ситуации в области начального образования и
подготовки преподавателей в Африке. Соединённые Штаты смогут также
обеспечить доступ к информационным технологиям для этих стран, во многих
из которых системы образования оказались разрушены в результате эпидемии
ВИЧ/СПИД.

• Продолжать оказывать помощь в развитии сельского хозяйства. Новые
технологии, включая биотехнологию, открывают огромные возможности для
увеличения урожайности в развивающихся странах при использовании
меньшего количества пестицидов и воды. Опираясь на научно обоснованные
данные, Соединённые Штаты должны помочь сделать эти передовые методы
ведения сельского хозяйства достоянием 800 миллионов людей, включая 300
миллионов детей, которые по-прежнему страдают от голода и неполноценного
питания.




Стратегия национальной безопасности 28
__________________________________________________
VIII. Разрабатывать планы совместных
действий с другими главными
центрами глобального влияния

«Со времени становления в XVII веке национальных государств у нас не было еще такой
прекрасной возможности, как сегодня, чтобы построить мир, где великие державы
участвовали бы в мирном состязании друг с другом, а не готовились к войне».

Президент Дж. Буш
Вест Пойнт, штат Нью-Йорк
1 июня 2002года



Америка будет претворять в жизнь свои стратегии путём создания коалиций –
причем настолько широких, насколько это будет целесообразно с практической точки
зрения – в составе стран, которые в состоянии и готовы содействовать установлению
баланса сил в пользу свободы. Для эффективного выполнения роли лидера в коалиции
нужно чётко определить приоритеты, с пониманием относиться к интересам других и
последовательно консультироваться с партнёрами, не показывая при этом своего
превосходства.

Соединённые Штаты не смогут добиться серьезных, имеющих непреходящее
значение результатов без прочного сотрудничества с их союзниками и друзьями в Канаде
и Европе. Кроме того, в Европе находятся две самые могущественные и дееспособные в
мире международные организации: Организация Североатлантического договора (НАТО),
которая с момента своего создания была главной опорой трансатлантической и
внутриевропейской безопасности, и Европейский союз (ЕС), наш партнёр в обеспечении
открытости мировой торговли.

Теракты 11 сентября стали одновременно нападением и на НАТО: она сама
признала этот факт, впервые сославшись на закрепленное в Статье V положение о
самообороне. Главная миссия НАТО – коллективная оборона трансатлантического союза
демократических государств - остаётся без изменений, но чтобы успешно ее выполнять ее
в новых условиях, НАТО необходимо создать новые структуры и обрести новые боевые
возможности. НАТО должна быть в состоянии в любой момент развернуть в сжатые сроки
высокомобильные, специально обученные подразделения, когда это может потребоваться
для отражения угрозы любому из членов союза.



Стратегия национальной безопасности 29
Союз должен быть в состоянии действовать везде, где возникает угроза нашим
интересам, как путем создания коалиций на основании собственного мандата, так и путем
предоставления контингентов войск в коалиции, которые формируются для выполнения
конкретных миссий. Для этого нам нужно:

• принимать в члены НАТО те демократические страны, которые готовы и в
состоянии взять на себя часть ответственности за защиту и продвижение наших
общих интересов;

• обеспечить, чтобы в вооружённых силах стран НАТО были
соответствующие войсковые контингенты для выделения в состав коалиций;

• совершенствовать процесс планирования с тем, чтобы эти контингенты
могли составить боеспособную многонациональную группировку;

• использовать технологические достижения и фактор «экономии за счет
укрупнения масштабов» при финансировании оборонных мероприятий с тем,
чтобы трансформировать вооружённые силы НАТО, обеспечив их
превосходство над потенциальными агрессорами и меньшую уязвимость нас
самих;

• упорядочить и увеличить гибкость командных структур с учётом новых
оперативных задач и связанных с этим потребностей в области подготовки
кадров, интеграции и поиска оптимальных вариантов новой конфигурации сил;
а также

• сохранить способность взаимодействовать друг с другом и совместно решать
боевые задачи как союзники, даже когда мы будем принимать необходимые
меры по трансформации и модернизации наших сил.

При успешном проведении НАТО таких преобразований возникнет партнёрство,
которое будет иметь такое же принципиально важное значение для безопасности и
интересов её государств-членов, как и в период «холодной войны». Мы сохраним единое
понимание угроз нашим обществам и повысим нашу способность принимать совместные
меры по защите наших стран и их интересов. В тоже время, мы приветствуем усилия
наших европейских союзников по формированию более самостоятельной позиции ЕС по
вопросам внешней и оборонной политики и обязуемся тесно консультироваться с ними, с
тем чтобы эти тенденции способствовали укреплению НАТО. Мы не имеем права
упускать такую возможность, чтобы лучше подготовить семью трансатлантических
демократий к решению предстоящих задач.

Теракты 11 сентября придали новую динамику союзам Америки в Азии.
Австралия, сославшись на положения Договора об АНЗЮС, заявила, что теракты 11
сентября расцениваются как нападение и на саму Австралию, предоставив вслед за эти
историческим решением один из самых лучших в мире боевых контингентов для участия
в операции «Несокрушимая свобода». Япония и Республика Корея, в считанные недели


Стратегия национальной безопасности 30
после террористического нападения, смогли организовать беспрецедентные по своим
масштабам операции по тыловому обеспечению. Мы вышли на новый уровень
сотрудничества в борьбе с терроризмом с нашими партнёрами по союзам -Таиландом и
Филиппинами - и получили неоценимую помощь от таких близких друзей, как Сингапур и
Новая Зеландия.

Война с терроризмом доказала, что союзы Америки в Азии не только служат
основой регионального мира и стабильности, но и обладают достаточной гибкостью и
готовы к решению новых задач. В целях укрепления наших союзов и отношений с
нашими друзьями в Азии мы будем:

• исходить из того, что Япония будет и дальше укреплять свою роль лидера в
региональных и глобальных делах на основе наших общих интересов, общих
ценностей и тесного сотрудничества в области обороны и дипломатии;

• взаимодействовать с Южной Кореей, чтобы внимательно следить за
развитием ситуации на Севере и одновременно готовиться к тому, что нашему
союзу придется вносить свой вклад в обеспечение стабильности в регионе на
более широкой основе и в течение продолжительного времени;

• развивать опыт полувекового сотрудничества в рамках союза США-
Австралия по мере того, как совместными усилиями мы будем добиваться
решения региональных и глобальных проблем,- как мы это уже неоднократно
делали, начиная со сражения в Коралловом море и кончая операцией в Тора
Бора;

• сохранять военное присутствие в регионе в таком объеме, который отражал
бы наши обязательства перед союзниками, наши потребности, наши
технологические достижения и сложившуюся стратегическую обстановку; а
также

• укреплять стабильность, которую обеспечивают эти союзы, и, совместно с
такими организациями, как АСЕАН и Азиатско-тихоокеанский форум
экономического сотрудничества, разрабатывать комплекс региональных и
двусторонних стратегий, чтобы регулировать происходящий в этом
динамичном регионе процесс перемен.

Мы внимательно следим за тем, чтобы не возрождались старые стереотипы
противоборства великих держав. Несколько стран, которые потенциально могут считаться
великими державами, переживают в настоящее время переходный период – в первую
очередь, это - Россия, Индия и Китай. Развитие событий в последнее время во всех трех
этих странах дает основания надеяться, что в отношении основополагающих принципов
постепенно складывается по-настоящему глобальный консенсус.

Что касается России, то с ней мы уже строим новые стратегические отношения,
исходя из главной реальности XXI века: Соединённые Штаты и Россия перестали быть


Стратегия национальной безопасности 31
стратегическими противниками. Подписание Московского договора о стратегических
сокращениях символизирует собой эту новую реальность и отражает коренные изменения
в российском мышлении, что открывает перспективы для установления продуктивных,
долгосрочных взаимоотношений с Евро-Атлантическим сообществом и Соединёнными
Штатами. Высшие руководители России реально оценивают нынешнее слабое состояние
своей страны и то, что требуется сделать, – как в области внутренней, так и внешней
политики, – чтобы его изменить. Они всё больше начинают понимать, что подходы
времён «холодной войны» не отвечают их национальным интересам и что российские и
американские стратегические интересы во многих областях совпадают.

Соединённые Штаты стремятся использовать в своей политике этот поворот в
российском мышлении, чтобы переориентировать наши отношения на уже появившиеся и
возможные новые общие интересы и задачи. Мы продолжаем расширять наше и без того
достаточно обширное сотрудничество в глобальной войне с терроризмом. В интересах
развития выгодных отношений в области двусторонней торговли и инвестиций мы
содействуем вступлению России во Всемирную торговую организацию, не снижая при
этом требований, которые предъявляются к остальным кандидатам. В целях углубления
сотрудничества по вопросам безопасности между Россией, нашими европейскими
союзниками и нашей страной мы учредили Совет НАТО-Россия. Мы будем по-прежнему
поддерживать независимость и стабильность государств бывшего Советского Союза,
будучи убеждёнными в том, что процветающее и стабильное окружение будет
способствовать укреплению настроя России на интеграцию в Евро-атлантическое
сообщество.

В тоже время мы реалистически оцениваем те разногласия, которые все еще
разделяют нас и Россию, равно как и то, сколько потребуется времени и сил, чтобы
установить с ней прочные отношения стратегического партнёрства. Сохраняющееся в
высших российских эшелонах власти недоверие к нашим стремлениям и политике
тормозит процесс улучшения наших отношений. Непоследовательность в отношении
России к основополагающим ценностям свободного рынка и демократии, а также ее
сомнительная репутация в вопросах предотвращения распространения оружия массового
уничтожения по-прежнему вызывают серьезную озабоченность. Именно в силу слабости
самой России ограничиваются возможности для сотрудничества с ней. Тем не менее,
сегодня эти возможности неизмеримо больше, чем еще несколько лет – не говоря уже о
десятилетиях - назад.

Соединённые Штаты приступили к преобразованию своих двусторонних
отношений с Индией, исходя из убежденности в том, что интересы США требуют с
Индией прочных отношений. Мы – две крупнейшие демократические державы,

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign