LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Во время войны в Персидском заливе нами были получены неопровержимые
доказательства того, что в планы Ирака входило не только производство химического
оружия, которое он применял против Ирана и собственного народа, но и приобретение
ядерного оружия и биологических агентов. За последние десять лет Северная Корея стала
главным в мире поставщиком баллистических ракет, при этом она проводила испытания
всё более мощных их образцов и разрабатывала собственный арсенал ОМУ. Другие
режимы-изгои также ищут пути приобретения ядерного, биологического и химического
оружия. Стремление этих государств приобрести такое оружие и его появление на
мировом рынке создает угрозу для всех стран.

Мы должны быть готовы остановить государства-изгои и их террористических
приспешников ещё до того, как они смогут угрожать оружием массового уничтожения
или применять его против Соединённых Штатов, наших союзников и друзей. В наших
ответных мерах нам нужно использовать весь потенциал укрепившихся альянсов, нового
партнёрства с бывшими противниками, новых методов применения вооружённых сил,
современной технологии, включая разработку эффективной системы противоракетной
обороны, и уделять более пристальное внимание сбору и анализу разведывательных
данных.

Наша всеобъемлющая стратегия по недопущению распространения ОМУ
включает в себя следующие элементы:

• Активные усилия по недопущению распространения. Мы должны применять
сдерживание и защищаться до того, как угроза станет реальной. Необходимо,
чтобы такие ключевые подразделения, которые занимаются выявлением угроз,
активной и пассивной обороной, а также противодействием, были включены в


Стратегия национальной безопасности 14
нашу программу модернизации обороны и в наши системы
внутригосударственной безопасности. Противодействие распространению
должно учитываться в нашей доктрине, при обучении и оснащении наших сил и
сил союзников, чтобы в любом конфликте обеспечить наше превосходство над
противником, обладающим ОМУ.

• Более активные усилия в области нераспространения, направленные на
недопущение приобретения государствами-изгоями и террористами
материалов, технологий и знаний, необходимых для производства оружия
массового уничтожения. Мы будем повышать эффективность нашей
дипломатии, контроля над вооружениями, многостороннего экспортного
контроля и помощи в снижении уровня угроз, что будет сдерживать
государства и террористов, стремящихся приобрести ОМУ, а в случае
необходимости, введём запрет на передачу технологий и материалов,
позволяющих создать такое оружие. Мы будем и дальше создавать коалиции с
тем, чтобы подкрепить эти усилия, и поощрять их более активное политическое
и финансовое содействие программам в области нераспространения и снижения
угроз. Достигнутая недавно в рамках Группы восьми договорённость о
направлении 20 млрд. долларов на нужды глобального партнёрства против
распространения представляет собой важный шаг вперёд.

• Эффективные меры по преодолению последствий применения ОМУ
террористами и враждебными государствами. Сведение к минимуму
последствий применения ОМУ против нашего народа будет способствовать
сдерживанию тех, у кого имеется такое оружие, и разубеждению тех, кто
стремится его приобрести, так как враги увидят, что таким путем они не
добьются желаемых результатов. Соединенные Штаты должны быть готовы к
тому, что им придется принимать меры по ликвидации последствий
применения ОМУ против наших сил за рубежом и оказывать помощь друзьям и
союзникам, если они подвергнутся нападению с применением такого оружия.

Нам потребовалось почти десять лет, чтобы осмыслить истинную природу этой
новой угрозы. Учитывая цели, которые преследуют государства-изгои и террористы,
Соединённые Штаты не могут исходить из того, что они будут предпринимать только
ответные действия, как это было раньше. Невозможность обеспечить сдерживание
потенциального агрессора, а также непосредственный характер сегодняшних угроз и
масштабы возможного ущерба, обусловленного выбором нашими противниками данного
вида оружия, не позволяют нам пойти по этому пути. Мы не можем допустить, чтобы
наши враги нанесли удар первыми.

• В период «холодной войны», в особенности после Кубинского кризиса, мы
имели дело с противником, заинтересованным в принципе в сохранении статус-
кво и непредрасположенным к риску. Сдерживание было эффективной
обороной. Однако сдерживание, основанное лишь угрозе возмездия, вряд ли
сможет остановить лидеров государств-изгоев, которые в большей мере готовы
идти на риск и ставить на карту жизнь своих людей и достояние своих стран.


Стратегия национальной безопасности 15
• В период «холодной войны» считалось, что оружие массового уничтожения
будет применяться в самую последнюю очередь, ибо тот, кто его применит, сам
окажется под угрозой уничтожения. Сегодня наши враги отдают предпочтение
оружию массового уничтожения. Для государств-изгоев такое оружие – это
средство запугивания и военной агрессии против своих соседей. Благодаря
такому оружию эти государства могут пытаться шантажировать Соединённые
Штаты и наших союзников, чтобы заставить нас отказаться от сдерживания или
отражения агрессивных действий государств-изгоев. Такие государства
считают, что это оружие дает им прекрасную возможность преодолеть
превосходство Соединённых Штатов в обычных вооружениях.

• Сдерживание в традиционном понимании бессильно перед врагом в лице
террористов, чья излюбленная тактика – это бессмысленные разрушения и
уничтожение ни в чем не повинных людей; их так называемые «бойцы»
стремятся стать мучениками после смерти, а в отсутствии государственной
принадлежности они видят свою главную защиту. Возникновение «смычки»
между государствами, спонсирующими терроризм, и теми, кто стремится к
приобретению ОМУ, вынуждает нас действовать.

На протяжении многих веков в международном праве признавалось, что для
принятия мер в порядке законной самообороны против сил, представляющих
непосредственную угрозу нападения, странам не требуется ждать, пока такое нападение
будет совершено. Правоведы и юристы-международники нередко обусловливали
законность упреждающих действий наличием непосредственной угрозы, чаще всего в
виде нескрываемой мобилизации армий, флотов и военно-воздушных сил в порядке
подготовки к нападению.

Нам необходимо пересмотреть концепцию непосредственной угрозы с учётом
возможностей и целей сегодняшних противников. В планы государств-изгоев и
террористов не входит нападать на нас с применением обычных вооружений. Им
известно, что такое нападение ничего не даст. Поэтому они делают ставку на акты террора
и, не исключено, - на применение оружия массового уничтожения, которое можно легко
спрятать, тайно доставить и применить без предупреждения.

Объектом такого нападения станут наши вооружённые силы и наше гражданское
население, что является грубым нарушением одной из главных норм законов ведения
войны. Как свидетельствуют данные о количестве погибших 11 сентября 2001года,
конкретная цель террористов - это массовые жертвы среди гражданского населения, а
число таких жертв будет несоизмеримо больше в случае приобретения и применения
террористами оружия массового уничтожения.

Соединённые Штаты давно уже не исключают возможность принятия
упреждающих мер для отражения достаточной угрозы нашей национальной безопасности.
Чем серьезней угроза, тем больше опасность бездействия - и тем больше оснований для
принятия упреждающих мер для самозащиты, даже если сохраняется неопределённость в


Стратегия национальной безопасности 16
отношении времени и места нападения противника. Чтобы не допустить или
предотвратить подобные враждебные действия наших противников, Соединённые Штаты
будут, при необходимости, принимать упреждающие меры.

Соединённые Штаты не будут применять силу для упреждения возникающей
угрозы во всех случаях, равно как и другие страны не должны использовать принимаемые
нами упреждающие меры как предлог для агрессии. И тем не менее в эпоху, когда враги
цивилизации открыто и активно стремятся к приобретению самых разрушительных в мире
технологий, Соединённые Штаты не могут безучастно наблюдать за тем, как зреет угроза.

Мы всегда будем действовать сознательно, взвешивая последствия
предпринимаемых нами мер. Для обеспечения таких возможных упреждающих мер мы
будем:

• создавать усовершенствованные, комплексные разведывательные структуры
для получения своевременной и точной информации об угрозах, где бы они не
возникали;

• осуществлять тесную координацию с союзниками для выработки общих
оценок наиболее опасных угроз; а также

• проводить дальнейшие преобразования в наших вооруженных силах для
обеспечения нашей способности проводить быстрые и точные операции с
целью достижения решающих результатов.

Цель наших действий всегда будет состоять в устранении конкретных угроз
Соединённым Штатам или нашим союзникам и друзьям. У наших действий всегда будут
ясные причины, сила - соразмерной, а цели - справедливыми.




Стратегия национальной безопасности 17
Стратегия национальной безопасности 18
__________________________________________________
VI. Положить начало новой эре
глобального экономического роста
путем развития свободных рынков и
свободной торговли.
« Если страны закрывают свои рынки, а возможности для преуспевания сосредоточены в
руках привилегированного меньшинства, то сколько бы ни выделялось помощи на цели
развития, всё равно её будет мало. Если же страны уважают свой народ, открывают
свои рынки, инвестируют средства в развитие здравоохранения и образования, тогда
каждый доллар в виде помощи, каждый доллар поступлений от торговли и внутреннего
капитала находит более эффективное применение».

Президент Дж. Буш
Монтеррей, Мексика
22 марта 2002года



Сильная мировая экономика способствует укреплению нашей национальной
безопасности, обеспечивая большее процветание и свободу в остальном мире.
Экономический рост, подкреплённый свободной торговлей и свободным рынком,
приводит к созданию новых рабочих мест и увеличению доходов. Он позволяет людям
вырваться из тисков нищеты, стимулирует экономические и правовые реформы и борьбу с
коррупцией, закрепляет традиции, присущие свободному обществу.

Мы будем способствовать экономическому росту и экономической свободе за
пределами Америки. Каждое правительство отвечает за выработку собственной
экономической политики и решение экономических задач. Мы будем использовать наши
экономические связи с другими странами для демонстрации преимуществ политики,
обеспечивающей более высокую производительность и устойчивый экономический рост,
в том числе:

• способствующей росту политики в области законодательства и
регулирования с целью создания благоприятных условий для инвестиций в
коммерческие предприятия, новаторства и предпринимательства;

• налоговой политики,- в особенности, снижения предельных налоговых
ставок,- что стимулирует заинтересованность в труде и инвестировании
каптала;


Стратегия национальной безопасности 19
• соблюдения законов и нетерпимости к коррупции с тем, чтобы у людей была
уверенность в том, что они смогут воспользоваться плодами своей
экономической деятельности;

• сильной финансовой системы, позволяющей использовать капитал с
наибольшей отдачей;

• разумной фискальной политики, обеспечивающей поддержку
предпринимательской деятельности;

• инвестиций в здравоохранение и образование, способствующих улучшению
качества жизни и повышению квалификации трудовых ресурсов и всего
населения; а также

• свободной торговли, которая открывает новые перспективы для роста и
способствует распространению технологий и идей, способствующих
повышению производительности и созданию больших возможностей для
преуспевания.

История ясно показала: рыночная,- а не командно-административная экономика,
которой управляет тяжелая рука правительства,- обеспечивает оптимальный путь к
процветанию и снижению нищеты. Политика, которая способствует дальнейшему
укреплению рыночных стимулов и рыночных институтов, подходит для всех стран –
промышленно развитых, «переходных» и развивающихся.

Возврат к высоким темпам экономического роста в Европе и в Японии имеет
жизненно важное значение для интересов национальной безопасности США. Мы хотим,
чтобы у наших союзников была сильная экономика, что отвечало бы как их собственным
интересам, так и интересам глобальной экономики и глобальной безопасности. Особенно
важное значение в этой связи приобретают усилия европейцев по устранению
структурных барьеров в экономике их стран, равно как и усилия Японии по борьбе с
дефляцией и решению проблемы непогашенных займов в японской банковской системе.
Мы намерены и впредь использовать наши регулярные консультации с Японией и нашими
европейскими партнёрами, в том числе в рамках Группы семи («Большой семерки») для
обсуждения принимаемых ими мер по обеспечению роста их экономики и содействию
более высоким показателям глобального экономического роста.

Укрепление стабильности в странах с переходной экономикой также имеет
важнейшее значение для глобального экономического роста. Для расширения
производственных возможностей их экономики нужны международные потоки
инвестиционного капитала. Такие потоки позволяют странам с переходной экономикой и
развивающимся странам осуществлять инвестиции, которые повышают уровень жизни и
уменьшают нищету. Нашей долгосрочной целью должно стать создание в мире таких
условий, при которых все страны будут иметь привлекательный для инвесторов



Стратегия национальной безопасности 20
кредитный рейтинг, обеспечивающий им выход на международные рынки капитала и
возможность инвестировать в своё будущее.

Мы твердо намерены проводить политику, которая будет способствовать
предоставлению странам с переходной экономикой доступа к более крупным потокам
капитала по более низким ценам. С этой целью мы будем продолжать реформы,
направленные на обеспечение большей предсказуемости наших финансовых рынков. Мы
будем активно работать с другими странами, Международным валютным фондом (МВФ)
и частным сектором над реализацией разработанного в этом году Плана действий Группы
семи по предотвращению финансовых кризисов, а при их возникновении - более
эффективному их урегулированию.

Лучший способ преодолеть финансовый кризис – это предотвратить его, и мы уже
обращались к МВФ с просьбой активизировать свои усилия в этом направлении. Мы
намерены и дальше взаимодействовать с МВФ в целях упорядочения условий выдачи
кредитов и переориентирования его кредитной стратегии на достижение экономического
роста путем проведения разумной фискальной и валютно-кредитной политики, а также
политики в области обменных курсов и политики в отношении финансового сектора.

Понятие «свободная торговля» возникло сначала как нравственный принцип до
того, как оно стало одной из основ экономической науки. Если вы можете произвести
продукт, который представляет ценность для других, вы должны иметь возможность
продать его покупателям. Если же другие производят продукт, который представляет
ценность для вас, вы должны иметь возможность его купить. В этом и состоит смысл
подлинной свободы – причем как для отдельно взятого человека, так и для целой страны –
это возможность зарабатывать себе на жизнь. В целях содействия развитию свободной
торговли Соединённые Штаты разработали всеобъемлющую стратегию:

• Не упускать глобальную инициативу. У новых переговоров по глобальной
торговле, которые начались при нашем содействии в ноябре 2001 года в Дохе,
далеко идущие задачи,- особенно в области сельского хозяйства,
промышленного производства и сферы услуг,- завершение которых
запланировано на 2005 год. Соединённые Штаты сыграли главную роль в
успешном завершении процесса вступления Китая и демократического Тайваня
во Всемирную торговую организацию. Мы поможем и России подготовиться к
вступлению в ВТО.

• Развивать региональные инициативы. Соединённые Штаты и другие
демократические государства Западного полушария договорились о создании к
2005 году Зоны свободной торговли в Северной и Южной Америке. В этом году
Соединённые Штаты будут выступать за проведение со своими партнёрами
переговоров об обеспечении доступа на рынки в таких секторах, как сельское
хозяйство, промышленные товары, услуги, инвестиции, а также
правительственные закупки. Мы намерены также предоставить более широкие
возможности самому бедному континенту - Африке, начиная с использования в
полном объеме системы преференций, предусмотренных Законом об


Стратегия национальной безопасности 21
экономическом росте и возможностях для Африки, с последующим переходом
к свободной торговле.

• Заключать двусторонние соглашения о свободной торговле. Опираясь на
опыт вступившего в силу в 2001 году соглашения о свободной торговле с
Иорданией, наша Администрация будет добиваться в этом году завершения
переговоров о подписании соглашений о свободной торговле с Чили и
Сингапуром. Наша цель - заключить торговые соглашения с группой развитых
и с развивающихся стран во всех регионах мира. На начальном этапе основное
внимание будет уделено Центральной Америке, Югу Африки, Марокко и
Австралии.

• Возобновить партнёрство между исполнительной властью и Конгрессом.
Успех торговой стратегии каждой администрации зависит от налаживания
продуктивного партнёрства с Конгрессом. После восьмилетнего перерыва наша
Администрация снова обеспечила себе поддержку большинства в Конгрессе по
вопросам либерализации торговли после утверждения Закона о полномочиях по
развитию торговли, а также других мер по открытию американского рынка для
развивающихся стран, предусмотренных в Законе о торговле 2002 года. Наша
Администрация будет добиваться утверждения Конгрессом новых
двусторонних, региональных и глобальных торговых соглашений, которые
будут заключаться на основании недавно принятого Закона о полномочиях по
развитию торговли.

• Поощрять связь между торговлей и развитием. Торговая политика поможет
развивающимся странам улучшить положение в области имущественных прав,
конкурентоспособности, соблюдения законов, инвестиций, распространения
знаний, обеспечения открытости их общества, эффективного распределения
ресурсов и региональной интеграции,- всего того, что обеспечивает рост,
новые возможности и доверие к развивающимся странам. Во исполнение
Закона об экономическом росте и возможностях для Африки Соединённые
Штаты предоставляют доступ на рынок США практически для всех товаров,
производимых в 35 странах Африки к югу от Сахары. Мы будем более активно
применять этот и аналогичный ему закон для стран Карибского бассейна и
будем продолжать работать с многосторонними и региональными
организациями с тем, чтобы более бедные страны могли воспользоваться этими
возможностями. Помимо доступа к американскому рынку, наиболее важной
областью, где пересекаются интересы торговли и борьбы с нищетой, является
здравоохранение. Мы добьёмся, чтобы правила ВТО в отношении
интеллектуальной собственности отличались достаточной гибкостью с тем,
чтобы обеспечивать развивающимся странам доступ к самым необходимым
медикаментам для лечения таких чрезвычайно опасных заболеваний, как
ВИЧ/СПИД, туберкулёз и малярия.

• Обеспечивать соблюдение торговых соглашений и законов по борьбе с
несправедливой практикой. Для торговли как таковой требуется, чтобы


Стратегия национальной безопасности 22
соблюдались законы, а для международной торговли требуется обеспечение
соблюдения заключенных соглашений. Наши важнейшие задачи в этой области
заключаются в урегулировании продолжающихся споров с Европейским
союзом, Канадой и Мексикой и принятии глобальных мер по пересмотру новых
технологических, научных и медицинских ограничений, которые создают
ненужные препятствия для экспорта фермерской продукции и внедрения более
совершенных методов ведения сельского хозяйства. Законы по борьбе с
несправедливой практикой нередко являются объектом злоупотреблений,
однако и международное сообщество должно также иметь возможность
реагировать на проявления обоснованной обеспокоенности в связи с
применением правительственных субсидий и демпинга. Нужно также выявлять
и пресекать случаи международного промышленного шпионажа, которые
подрывают справедливую конкуренцию.

• Помогать отечественным предприятиям и работающему населению
адаптироваться к новым условиям. Гарантии переходного периода, которые
раньше мы применяли в сельском хозяйстве, а в этом году применяем для того,
чтобы помочь американской сталелитейной промышленности, опираются на
прочную законодательную базу. Преимущества свободной торговли
реализуются постольку, поскольку соблюдается справедливая торговая
практика. Данные гарантии призваны обеспечить, чтобы преимущества
свободной торговли не предоставлялись за счёт американских рабочих. Помощь
в период перестройки торговых отношений позволит работающему населению
приспособиться к новой конъюнктуре и к динамике открытых рынков.

• Осуществлять меры по охране окружающей среды и охране труда.
Соединённые Штаты должны способствовать экономическому росту,
обеспечивая при этом как улучшение условий жизни, так и благосостояние для
все большего числа людей. Мы будем включать вопросы охраны труда и
окружающей среды в повестку дня переговоров, проходящих с участием США,
устанавливая здоровую «связь» между многосторонними экологическими
соглашениями и ВТО, и будем использовать возможности Международной
организации труда, программ торговых преференций и торговых переговоров
для улучшения условий труда в сочетании с большей свободой торговли.

• Повышать уровень энергетической безопасности. Мы будем укреплять
нашу собственную энергетическую безопасность и общее для всех
благосостояние глобальной экономики, взаимодействуя с нашими союзниками,
торговыми партнёрами и энергопроизводителями в интересах расширения
источников и видов поставляемых на мировой рынок энергоресурсов, особенно
в Западном полушарии, Африке, Центральной Азии и Каспийском регионе.
Вместе с нашими партнёрами мы будем продолжать также работы над
созданием более чистых и эффективных в энергетическом отношении
технологий.




Стратегия национальной безопасности 23
Экономический рост должен сопровождаться глобальными усилиями по
стабилизации концентраций парникового газа, образующихся в результате такого роста,

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign