LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

С 1991 г. идет процесс совершенствования природоохранного законодательства в соответствии с суверенным статусом страны. При поддержке зарубежных фондов в нем принимают участие общественные организации. Часть законопроектов предварительно проходит через Президентский совет по правовой реформе.
Страна присоединилась ко многим международным соглашениям по охране природы. Присоединение к остальным, касающимся интересов Кыргызской Республики, не имеет принципиальных препятствий.
Большинство законопроектов по охране природы подготавливается Министерством охраны окружающей среды. После обсуждений и согласований они проходят процедуру утверждения в Парламенте республики.
Развивается практика межгосударственного сотрудничества в области охраны природы. Заключен ряд соответствующих соглашений с государствами Центральной Азии (за исключением Туркмении).

2.6.2 Существующее законодательство, имеющее отношение к сохранению биологического разнообразия

Система экологического законодательства Кыргызской Республики, имеющая прямое отношение к биоразнообразию, включает в себя более 10 законов и 70 подзаконных актов, т.е. нормативных правовых актов органов исполнительной ветви власти. Ими регулируется широкий круг отношений, связанных с биоразнообразием:
* установлен порядок пользования природными ресурсами, в т.ч. растительным и животным миром;
* определены редкие и исчезающие виды животного и растительного мира, добыча которых запрещается;
* установлены правила любительской и промысловой охоты и рыболовства;
* установлены виды деятельности (охота, рыболовство, сбор лекарственных трав и т.д.), для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии);
* созданы особо охраняемые природные территории с различными правовыми режимами (национальные природные парки, заповедники, заказники и т. д.);
* установлены требования, связанные с охраной природы, которые необходимо соблюдать при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
* установлены виды экологических правонарушений и преступлений, меры ответственности за их совершение и порядок привлечения к ответственности;
* установлены правила возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями природе, в т.ч. растительному и животному миру.

Из нормативно-правовых актов следует указать: Законы "Об охране природы" (1991), "Об особо охраняемых природных территориях" (1994), "Об охране и использовании животного мира" (1981), "Об охране атмосферного воздуха" (1981), "О воде" (1994), "О карантине растений" (1996), "О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции о биологическом разнообразии" (1996), "О рыбном хозяйстве" (1997), "О недрах" (1997), "О лицензировании" (1997), Лесной кодекс, 1993 (с изменениями и дополнениями 1997), Уголовный кодекс, 1997 (гл. 26, статьи 265-279), Кодекс "Об административной ответственности", 1984 (в редакции 1996 г. глава 7, ст. 48-85), Гражданский кодекс, 1996 (1 часть), 1997 (2 часть); Постановления Правительства: "Об утверждении национального плана Кыргызской Республики по охране окружающей cреды" (№ 43 от 26.09.96 г.), "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе Кыргызской Республики"; землепользование: Земельный кодекс Кыргызской Республики, закон "О земельной реформе", Указ Президента "О национальном земельном фонде Кыргызской Республики" и др.
Природоохранное законодательство Кыргызской Республики в настоящее время активно реформируется и перестраивается, адаптируясь к новым экономическим отношениям. В стадии утверждения находится закон по охране животного мира и разрабатывается закон об охране растительного мира. Улучшилось нормативное обеспечение привлечения нарушителей к ответственности в Уголовном и Административном кодексах Кыргызстана.
Вместе с тем, принимаемые нормативные основы быстро устаревают и приходится ежегодно вносить дополнения и изменения. В общем комплексе нормативных актов по биоразнообразию в республике к настоящему времени действуют старые законы, также как и по Красной книге и охране животного мира.
Несмотря на то, что принят "Закон об особо охраняемых природных территориях", все же нормативное обеспечение статуса ООПТ остается недостаточным. Многие трудности в организации сети и функционировании территорий особой охраны обусловлены отсутствием в земельном законодательстве особой природоохранной категории земель. Природно-заповедному фонду должен быть придан особый статус.
В условиях жесткого кризиса возникает необходимость в выработке новых типов по режиму охраны и пользованию территорий, охраны мест обитания редких и исчезающих видов и их воспроизводству. Требуется коренная перестройка природоохранной системы, адаптированной к насущным запросам местного населения.
Срочно необходимы разработка и утверждение законодательного комплекса по сохранению биоразнообразия, а также повышение эффективности существующей нормативной базы в этой области и ее применения на местах, так как в условиях инфляции и обнищания населения, в тяжелых социальных условиях законы перестают действовать. Требуется реформа всей нормативной базы и адаптирование ее к современной ситуации.
В Кыргызской Республике существуют законодательные акты, регулирующие отношения в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, земле- и водопользования и некоторых других, которые не имеют прямого отношения к биоразнообразию, но оказывают воздействие на биологические ресурсы. Например:
* лесное законодательство относит все леса на территории Кыргызской Республики к первой группе лесов, т.е. запрещает их промышленную рубку с целью получения древесины, что является благоприятным фактором для сохранения биоразнообразия, поскольку горные леса играют большую водорегулирующую и почвозащитную роль;
* земельное законодательство Кыргызской Республики регулирует земельные отношения и направлено на создание условий для охраны и рационального использования земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения окружающей среды;
* законодательство о рыбном хозяйстве обязывает рыбохозяйствующие субъекты обеспечить охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции рыб;
* законодательство о воде обязывает водопользователей проводить рыбоохранные мероприятия, обеспечивать соблюдение на водных объектах и водохозяйственных сооружениях минимально допустимого уровня расходов воды, соответствующих экологическим, рыбоохранным и иным нормам. Межправительственное соглашение стран Центральной Азии по распределению поверхностных и подземных вод определяет, что республика может использовать 24% объема речного стока из ежегодного стока, поэтому объемы водных ресурсов, которыми может пользоваться Кыргызская Республика, ограничены;
* законодательство о местном самоуправлении и местной госадминистрации уполномочивает местные администрации осуществлять контроль за исполнением законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, обязывает их разрабатывать программы по улучшению состояния окружающей среды на подведомственных территориях и претворять их в жизнь.

В Кыргызской Республике всегда придавалось важное значение участию в международных конвенциях, выполнению общепризнанных норм и принципов международного права в сфере охраны окружающей среды.
Первым международным соглашением в области охраны окружающей среды, которое подписала и ратифицировала Кыргызская Республика в качестве субъекта международного права, явилось соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды стран СНГ. Оно было подписано в июне 1992 г. в Москве. Этим соглашением определяются основные принципы и сферы сотрудничества между странами СНГ, создан межгосударственный экологический Совет и его рабочий орган - Секретариат (местонахождение - г.Минск).
Вторым международным соглашением, подписанным и ратифицированным Кыргызской Республикой, является Соглашение о совместных действиях по спасению Аральского моря, созданы рабочие органы по осуществлению соглашения.
В 1995 г. в Кыргызской Республике при содействии Всемирного Банка был разработан Национальный План действий по охране окружающей среды, в котором одним из приоритетов было закреплено присоединение к международным конвенциям по охране окружающей среды.
Реализацией этого положения явилось присоединение Кыргызской Республики в феврале 1996 г. к Базельской конвенции по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.).
В июле 1996 г. Кыргызская Республика присоединилась (ратифицировала) к Конвенции по биологическому разнообразию (1992 г.). В развитие положений данной Конвенции разработан трансграничный проект Глобального Экологического Фонда по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, в котором, кроме Кыргызстана, участвуют Казахстан и Узбекистан.
Правительством республики рассматривается вопрос о присоединении Кыргызстана к другим конвенциям, имеющим отношение к сохранению биоразнообразия: Рамсарской Конвенции по водно-болотным угодьям, имеющим международное значение в качестве местообитания для водоплавающих птиц (1973), Вашингтонской Конвенции по торговле редкими и исчезающими видами животных и растений (CITES) (1973), Боннской Конвенции по мигрирующим видам птиц. Однако, из-за различных вопросов процедурного и финансового характера присоединение к этим конвенциям Кыргызстана пока не было осуществлено. Важное значение для сохранения биоразнообразия имеют региональные соглашения, подписанные главами четырех центральноазиатских стран (Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана) в марте 1998 г. "О сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия западного Тянь-Шаня", "О сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования".

2.6.3 Заключение

Создание системы правовой защиты биологического разнообразия в Кыргызской Республике не завершено. Имеющаяся правовая база включает основные необходимые законы, однако механизмы их реализации не отработаны. Поэтому многие статьи законов практически не применяются. Вместе с тем, в том случае, если все существующие законы будут исполняться, нет полной гарантии сохранности естественных экосистем и биоразнообразия. Как таковые, они не являются объектами закона. Указанное положение стало следствием ограниченного подхода к формированию системы природоохранного законодательства. Они учитывают в большей степени интересы министерств и ведомств, нежели непосредственно интересы охраны природы. Научная экологическая их обоснованность очень низка. Преобладает направленность на защиту окружающей среды, борьбу с загрязнениями. Разрушение целых экосистем, уничтожение видов, имеющие необратимые и несравненно более серьезные экологические последствия, не получают адекватной правовой оценки. Нет никаких правовых ограничений на дальнейшее "освоение" естественных экосистем, которые фактически рассматриваются как потенциальный пустой полигон для хозяйственной деятельности. Правовые нормы не защищают эффективно незаменимо важную функцию естественных экосистем и биоразнообразия - стабилизировать среду обитания, пригодную для жизни человека.

2.7 Финансовые средства, направляемые на биоразнообразие

2.7.1 Введение

Нынешний переходный период в развитии экономики Кыргызской Республики отражается на состоянии биоразнообразия и охраны природы.
Финансовые ресурсы, направляемые на охрану биоразнообразия, выделяются республиканским бюджетом в объеме 6394,965 тыс. сомов, что составляет 0,02% от ВНП. Часть финансовых затрат заповедников покрываются за счет Республиканского фонда охраны природы (61,9 тыс. сомов). Однако это составляет незначительную часть. Небольшие денежные средства, получаемые от хозяйственной деятельности ООПТ, идут на поддержку внутренних потребностей ООПТ. В настоящее время, к сожалению, нельзя привести примеры частных инвестиций, которые внесли бы свой вклад в сохранение биоразнообразия.

2.7.2 Обзор информации

Фактически все бюджетные средства, выделяемые заповедникам, тратятся на выплату окладов и заработной платы. При этом заработная плата персонала не достигает даже прожиточного минимума. Работа по поддержанию инфраструктуры не проводится. Служебные помещения, лаборатории, музеи, транспортные средства и другое оборудование приходят в упадок, и все это в условиях, когда многие охраняемые природные территории становятся практически беззащитными. У многих директоров заповедников и национальных парков нет опыта и специальной подготовки в области управления охраняемыми природными территориями. Очень мало сотрудников в заповедниках и природных парках имеют высшее специальное образование. Егеря и лесники имеют, в лучшем случае, общее среднее образование.
Комплексные, лесные и ботанические заказники охраняются лесниками тех лесхозов, на территориях которых они располагаются. 10 охотничьих заказников имеют в штате в среднем по 1-2 егеря на охраняемую территорию. Зарплата их очень низка. Они финансируются из местных бюджетов.


Таблица 2.7.2.1

Финансирование заповедников, парков и других охраняемых
территорий в 1997 г. (в % от ВНП)


Заповедники
Штат
Бюджет
(тыс. сом.)
в % от ВНП
(30438000 тыс. сом)
Нарынский
31
304,6
Иссык-Кульский
47
418,0
Беш-Аральский
35
318,0
Каратал-Жапырыкский
37
364,1
Сары-Челекский
66
510,1
Сарычат-Эрташский
25
381,9
Всего:
241
2296,7
0,00075%


Природные парки
Штат
Бюджет
(тыс. сом.)
в % от ВНП
Кыргызский национальный
парк "Ала-Арча"

22

300
Каракольский природный
парк

35

134,2
Кеминский национальный парк
68
2500,0

Беш-Ташский природный парк
27
379,7
Природный парк
"Карашоро"
27
379,0
Природный парк
"Кыргыз-Ата"
29
92,165

Всего:
208
3785,065
0,012%
Заказники
87
313,2
Всего по ООПТ:
536
6394,965
0,02%


Таблица 2.7.2.2

Количество штата на гектар охраняемых территорий


ООПТ
Количество
Площадь
(тыс.га)
Штат
(ед.)
Бюджет
(тыс.сом.)
Заповедники
6
250,5
241
2296,7
Природные парки
6
213,9
208
3785,0
Заказники
71
312,9
87
313,2
Всего:
83
777,3
536
6394,9


Затрат на единицу площади (га) - 8,3 сом./га. На одну штатную единицу приходится 1450 га охраняемой площади.
Система охраны растительного и животного мира включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных последствий эффективного развития экономики.
Нерациональная хозяйственная деятельность наносит огромный ущерб окружающей cреде. В этой связи эффективное решение комплекса вопросов охраны природных ресурсов и устранение негативных последствий должно быть заложено в политику ценообразования. Она основана на обеспечении финансирования мероприятий по охране природных ресурсов и частичному восстановлению потерь в природной среде, ликвидации экологических последствий и ущерба.
При использовании нормативов за прямое пользование ресурсами животного мира предусматривается увеличение базовых нормативов пользования (нижняя ставка норматива платежей, складывающаяся из учета 1/3 прибыли охотничьего хозяйства, состояния популяций, цены на добытую продукцию, затраты на зоотехнические мероприятия). При этом учитывается доступность (удаленность), редкость, цели использования, а также предоставление права (лицензии) иностранным гражданам и т.д., и базовая ставка может быть увеличена от 50 до 500%.
При применении платы за косвенное пользование ресурсами животного мира предусматриваются меры, позволяющие восстановить или оценить ущерб, приносимый полным изъятием или уничтожением угодий: в таком случае в норматив включается вся стоимость животного мира. В ставках платежей за растительные (лекарственные ресурсы) учитываются распространенность, запасы сырья, количество, сезонность, удаленность, трудоемкость, медицинская эффективность, заготавливаемая часть растения (корни, семена, листья, цветы, древесина).
По характеру проявлений убытки могут быть прямыми (гибель рыб) и косвенными (скрытыми), которые могут проявиться через значительный промежуток времени после установления факта нарушений. В связи с невозможностью определения полных последствий ущерба, неопределенности сроков их проявления, множественности информации и специфичности оценка убытков принимается по приведенным затратам, необходимым для устранения отрицательных последствий.
В погоне за экономическими выгодами пользователи природных ресурсов при производственной деятельности не в полной мере учитывают все виды последствий ущерба, наносимого окружающей cреде. Поэтому целесообразно было бы включать в полные затраты и выгоды от добычи биологических ресурсов стоимость мероприятий, направленных на устранение прямых и косвенных убытков длительного характера.
Для того, чтобы политика ценообразования учитывала весь ущерб, причиненный окружающей среде, растительному и животному миру, необходима разработка экономического механизма, стимулирующего все хозяйствующие субъекты к снижению экологического ущерба. Экологически и экономически целесообразно введение в существующую налоговую систему льготных нормативов налогообложения для тех производителей, которые учитывают экологическую безопасность окружающей среды. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия в ходе хозяйственной деятельности, должны устанавливаться определенные льготы.


2.7.3 Заключение

Система охраны растительного и животного мира включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных последствий эффективного развития экономики.
Согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики № 269 от 7 июля 1995 г., нормативы платежей за пользование ресурсами животного мира предусматривают взимание платы как за прямое пользование (отстрел, отлов), так и за косвенное воздействие на состояние популяций ценнейших видов животных при различном пользовании угодьями-местообитаниями (распашка и прочие изменения ландшафта, вырубка и выжигание, пастьба скота).
В погоне за экономическими выгодами пользователи природных ресурсов при производственной деятельности не в полной мере учитывают все виды последствий ущерба, наносимого окружающей cреде.
Политика ценообразования не учитывает весь ущерб, причиненный окружающей cреде, растительному и животному миру. Размер взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, а также порубкой и повреждением деревьев и т.д., определяется таксами и нормативами в установленном порядке. С целью взыскания полной стоимости незаконно добытой биологической продукции размер ее определяется на основании существующих цен (таксами отпуска древесины на корню по рыночным ценам). Недостатком такого метода исчисления является то, что не учитываются косвенные затраты длительного периода, которые происходят в результате ущерба.
При добыче биологических ресурсов (например, сбор лекарственных трав) полные затраты (количественная оценка выгоды) должны сопоставляться с тем ущербом, который наносится при этом в отношении самих биологических ресурсов. При вырубке орехового дерева размер взысканий за ущерб, равный стоимости этого дерева, не покрывает тех затрат, которые включаются в посадку и выращивание такого дерева на протяжении нескольких десятков лет. Для оценки консервации биоразнообразия в плане экономических затрат и получаемой пользы необходима разработка соответствующего комплекса законодательных актов, учитывающих сопоставление экономической и экологической выгоды. При добыче биологических ресурсов полные затраты должны учитывать стоимость мероприятий, направленных на естественно устойчивое их воспроизводство. Экономика должна развиваться с учетом сохранения биоразнообразия и соответствовать нормам международной экологической безопасности.


2.8 Экономические и социальные вопросы

2.8.1 Введение

Сохранение биоразнообразия любой территории напрямую зависит от социально - экономических условий жизни, благосостояния и уровня грамотности населения. Реальные денежные доходы, получение населением в 1995 г. (с коррективой на индекс потребительских цен), по сравнению с 1994 г. сократились на 13,5 %, что привело к снижению уровня жизни населения. Например, по результатам обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики совместно с Институтом Штата Северной Каролины в рамках проекта "Сфера социальной защиты" в марте 1996 г., коэффициент жизни (соотношение доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных людей) составил 11,7.
В настоящее время в Кыргызстане процент бедных составляет более 80%. Отсутствие работы, средств к существованию, тяжелое экономическое положение, снижение уровня образования в сельской местности ведет к хищническому использованию природных ресурсов.
В свою очередь, от состояния биоразнообразия прямо или косвенно зависят все без исключения социально-экономические сектора страны. Прежде всего оно обеспечивает нормальное санитарно-гигиеническое состояние окружающей cреды, от которого зависит здоровье населения.
В сельскохозяйственном секторе пастбища представляют наибольшую кормовую ценность. В полеводстве, садоводстве и лесном хозяйстве наиболее устойчивые и безопасные меры борьбы с вредителями связаны с использованием естественных видов, ограничивающих их численность. Благополучие охотничьего и рыбного хозяйства напрямую зависит от благополучия объектов их промысла. То же самое можно сказать и о фармакологии, использующей дикорастущие лекарственные растения. Неисчерпаемый источник для генетических и селекционных работ - разнообразие диких предков культурных растений и видов, которые с успехом могут быть введены в культуру. Среди них орех грецкий, яблони, груши, алыча, абрикос, гранат, виноград, малина, смородина, тюльпаны, луки, эремурусы, другие декоративные цветы и кустарники. Многие народные промыслы связаны с использование продуктов живой природы.
Рекреационные, эстетические ресурсы ландшафтов, привлекающих туристов, во многом определяются естественным растительным и животным миром. Они представляют интерес не только на местном и региональном, но и на международном уровне для развития туристического и гостиничного бизнеса.

2.8.2 Экономическая ситуация и переходный период

В связи с переходом от плановой экономики к рыночной Кыргызская Республика переживает глубочайший экономический кризис. Большинство промышленных предприятий простаивает, вследствие чего без работы осталась значительная часть трудоспособного населения. Более половины населения проживает за чертой бедности.
Проведение экономической реформы, начавшейся по существу в 1993 г., было очень осложнено. Резкое сокращение производства в отраслях, ориентированных на рынки бывшего СССР, рикошетом бившие по остальным предприятиям, было в большинстве случаев неизбежно. Кроме того, отрицательно сказалось отсутствие системы подготовки руководителей нового типа (государственных и в частном секторе), способных работать в новых условиях.
Тем не менее, можно сказать, что к настоящему времени политика государства в области стабилизации и перехода к рыночной системе позволила добиться значительных успехов. Достигнута довольно устойчивая стабилизация, частная собственность и инициатива, свободный рынок господствует во многих отраслях хозяйства. Основной неудачей переходного периода можно считать резкое снижение доходов государственного бюджета как в абсолютном выражении, так и как доли национального дохода.
Главным итогом прошедшего периода было достижение стабилизации макроэкономических показателей. В последние годы наблюдается снижение уровня инфляции до 15% в год (при 87% в 1994 г.) и некоторый рост ВВП.
Дефицит бюджета сократился с 7,7% к ВВП в 1994 г. до 4,7% в 1997 г. Третий год повышается индекс человеческого развития (в 1995, 1996, 1997 гг. он составил соответственно: 0,628; 0,640 и 0,652; правда, в 1992 г. он составил 0,689). Однако, не может не вызывать определенной озабоченности тот факт, что улучшения на макроэкономическом уровне не привели к соответствующему улучшению уровня жизни большинства граждан страны. Напротив, наблюдается беспрецедентное в истории страны разрастание бедности. Она становится национальным бедствием и ставит под угрозу достижение целей переходного периода.
Рост макроэкономических показателей не смог обеспечить необходимых темпов роста индекса человеческого развития. В результате отставания по темпам, Кыргызская Республика переместилась в список стран, индексированных по этому показателю, с 89 места в 1992 г., 99 места в 1993 г. на 107 место в 1997 г.
Сравнительно новой для республики проблемой является и распространение внутренней миграции. Безработица в сельской местности вынудила молодежь переселяться из горных районов в города. Только за 1996-1997 гг. из южного Кыргызстана, по официальным данным, переместилось в северные районы республики 11600 человек. Численность внутренних мигрантов из сел Кыргызстана технически трудно установить: как правило, они не зарегистрированы, снимают частные квартиры или живут у родственников. Но в 1997 г. ситуация была в общем менее острой, чем это имело место в 1994-1996 гг.
Совершенно новой проблемой стала для республики проблема беженцев, связанная с нестабильной обстановкой в Таджикистане. Однако, в 1998 г. начался процесс репатриации таджикских беженцев. Проблемы беженцев и внутренней миграции увеличивают недостаточность обеспеченности жильем. Недостаток сети промышленных предприятий и рабочих мест в Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской, Ошской и Джалал-Абадской областях привели к дисбалансу в человеческом развитии, к депресии отдельных территорий, увеличили отток населения из этих мест в поисках работы в г.Бишкек. Бедность особенно поразила сельское население страны. Социологические исследования домохозяйств в рамках измерения уровня жизни населения показывают, что в категорию "бедных" вошли 37,5% хозяйств на севере республики и 65,7% - на юге. В Джалал -Абадской и Ошской областях более чем 64% и 66% домашних хозяйств относятся к категории бедных. Таласская область - самый сложный регион на севере республики, где степень бедности достигла 53,6%. Средний уровень бедности для Кыргызстана в целом составляет 49,2%. Бедность в большей степени явление сельское, чем городское: она охватывает 57,8% сельских семей и 38,9% городских семей.


2.8.3 Социальная ситуация (здравоохранение, строительство жилья, бедность, санитария и т. д.)

По имеющимся оценкам, состояние здоровья населения в настоящее время зависит от социально-экономических условий на 50-55%, окружающей cреды - на 20-25%, наследственности - на 18-20% и от уровня развития здравоохранения на 8-12%. Наблюдающееся вплоть до 1996 г. снижение предполагаемой продолжительности жизни совпадало по времени с ростом реальных ограничений доступа к услугам в сфере охраны здоровья и кризисным состоянием системы здравоохранения.
Эпидемиологическая ситуация в Кыргызстане имеет общие тенденции с другими странами региона. Для нее характерна распространенность заболеваний, свойственных как развивающимся, так и индустриально развитым странам. С одной стороны это относительно высокая детская и материнская смертность, резкий рост инфекционных заболеваний. С другой стороны, такие неинфекционные заболевания, как сердечно - сосудистые расстройства, новообразования также существенно влияют на общее состояние здоровья населения.
Наметившиеся в 1997 г. положительные изменения в динамике продолжительности жизни и смертности населения совпадают с экономической стабилизацией и началом преодоления социально-экономического кризиса первых лет независимости Кыргызстана. Однако последствия этого кризиса продолжают сказываться до сих пор.
Программа реформирования здравоохранения осуществляется с частичным опережением сроков в сфере обязательного медицинского страхования; снижение общих показателей состояния здоровья населения, наблюдавшееся в первые годы реформ, приостановлено. Основной причиной смертности продолжают оставаться неинфекционные заболевания; но следует с сожалением констатировать рост заболеваний сифилисом и туберкулезом, этих неизбежных спутников социального расслоения.
Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в республике вызывает большую озабоченность экологов и эпидемиологов. Города республики захламлены мусором и отходами. В республике нет и в данное время не сооружаются перерабатывающие предприятия, нет пунктов по сбору макулатуры и утильсырья. Упаковочный материал ввозимого импортного товара (бутыли от вин, соков, пластик, картонные упаковки) весь оседает в грудах мусора.
Существующие и вновь вводимые промышленные и строительные объекты не имеют удовлетворительных очистных сооружений, что приводит к загрязнению окружающей среды. Появившиеся мелкие собственники скота не в состоянии использовать отдаленные пастбища и вынуждены выпасать скот в окрестностях населенных пунктов, что приводит к резкому ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Проблема беженцев и внутренней миграции населения республики вызывают недостаточность обеспеченности жильем в г. Бишкек и Чуйской области, куда стекается их основная масса. Чуйская область и Бишкек исторически являются промышленно насыщенными регионами республики. Здесь были сконцентрированы практически все производственные мощности страны - машиностроительная, станкостроительная, приборостроительная промышленность, оборонные заводы. В данное время Бишкек является центром коммерции и основного обмена товарами.
Строительство жилья растет в основном в частном секторе за счет средств самих застройщиков. Строительство муниципальных и ведомственных домов приостановлено из-за отсутствия финансовых средств. Беженцы и мигранты, расселяющиеся в сельских районах республики, получают от государства землю и ссуду на застройку. Основным строительным материалом в селах являются саманные кирпичи из глины, шифер, доски. Большое количество домов строится методом "ашар" при помощи односельчан. Строительство жилья остро нуждающимся, оставшимся без крова после природных стихий, селей и оползней - другая проблема, требующая больших финансовых затрат государства. Особенно сильно пострадало население Сузакского района Джалал- Абадской области, где весной и в начале лета 1998 г. пошли сильные сели и оползни.

2.8.4 Связи биоразнообразия с социальной ситуацией

Кризис, переживаемый страной в переходный период, резко обострил проблемы, связанные с сохранением биоразнообразия. По некоторым показателям страна стала приобретать черты слаборазвитого государства. Во многих районах более половины потребности в энергии, необходимой для обогрева и приготовления пищи, удовлетворяется за счет древесно-кустарниковой растительности. Сбор полевых цветов в окрестностях некоторых населенных пунктов и возле оживленных автомобильных трасс приобретает местами большие масштабы. Подрываются запасы дикорастущих лекарственных растений. Участились коммерческие отловы змей, хищных птиц и других животных. Острый недостаток средств делает охрану природы во многих местах неэффективной. Особую опасность представляют горнорудные разработки. Насыщение страны частным автотранспортом делает угрозу неконтролируемого воздействия реальной. В последние годы практически повсюду большие площади естественных угодий, включая лесные и кустарниковые, выгорают в результате пожаров.

2.8.5 Заключение

Рост бедности и безработицы, низкий уровень социальной обеспеченности, уменьшение доли участия населения на уровне принятия решений и перераспределения собственности, высокий уровень заболеваемости - вот неполный перечень барьеров на пути построения нового Кыргызстана. Продвижение современного кыргызского общества в русле демократии и рыночной экономики обнаруживает следующие тенденции:
* структурное преобразование экономики отчасти приняло форму овала отечественной индустрии: произошла частичная деиндустриализация;
* происходят глубокие институциональные сдвиги: возникает частный и смешанный частно-государственный сектор, деятельность предприятий коммерциализируется;
* приватизация усиливает структурную напряженность секторов с разрывом хозяйственных связей;
* возникает сильнейшее расслоение населения с практическим размыванием среднего класса и опасной маргинализацией граждан.
Главными предпосылками сокращения бедности является подъем ключевых отраслей экономики, рост занятости и заработной платы в них и ускоренное развитие малого предпринимательства. Особое значение при этом имеет подъем аграрного сектора, где занято около половины населения. Уже наметились обнадеживающие тенденции. Факты говорят о том, что началось формирование здорового класса крестьян как фермеров, так и объединенных в той или иной форме кооперации.
В Стратегии устойчивого человеческого развития Кыргызской Республики экологические проблемы выделены отдельным направлением. Специфика экологических проблем и их место в обеспечении устойчивого человеческого развития определяет особую роль государства, местных общин в их решении. В новой ситуации государственные органы должны активно взаимодействовать с местным населением, с частным сектором, предпринимательскими структурами на местах, которые в рамках проекта должны улучшить свое социально-экономическое положение за счет развития мелкотоварного природосберегающего производства.

Вопросы справедливости

Одной из трех центральных идей Конвенции о биологическом разнообразии является "справедливое и равноправное разделение биологических ресурсов".
Понятие "социальная справедливость" предполагает, что биологические ресурсы принадлежат всему человечеству и, таким образом, всем членам общества, независимо от их положения, доступа к данным ресурсам или получаемой от них пользы. Справедливость, таким образом, описывает необходимость признания прав всех и каждого на генетические ресурсы, и в Конвенции о биологическом разнообразии говорится о том, что страны должны выработать способы, обеспечивающие использование биологических ресурсов многими, а не отдельными лицами. Кроме того, в Конвенции о биологическом разнообразии также признается необходимость справедливой компенсации местным общинам за изъятие биологических ресурсов в месте их проживания или обеспечения получения ими прямых выгод от использования данных ресурсов.
Например, если бы большая группа, состоящая из представителей разных стран, собирала образцы лекарственных растений в рамках исследования, связанного с разработкой конкретных лечебных средств, как можно бы обеспечить доступ и национальных правительств, и местных общин к конечным продуктам, полученным на базе "их" биоразнообразия? В других случаях, прямое изъятие биологических ресурсов может вызвать необходимость более широкого разделения выгод от данных ресурсов, признавая совместное право собственности на ресурсы, и то, что ценность связана с самими ресурсами, а не с только с процессом изъятия.



2.9 Анализ проблем

2.9.1 Введение

В данном разделе будет проанализирована информация о биологических ресурсах и факторах, оказывающих на них воздействие, в целях определения общей картины воздействий. Данные общие черты включают как ограничения, так и возможности сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. Процесс выявления ключевых факторов, оказывающих воздействие на биоразнообразие и реализацию программ по сохранению биоразнообразия, создают основу, позволяет определить приоритеты и оценить возможные действия, которые могут быть предприняты для улучшения существующего положения в области биоразнообразия.


Заинтересованные стороны и их взаимодействие с биоразнообразием

Широкий круг групп и лиц оказывают воздействие на биоразнообразие и сами подвергаются его воздействию. В их число входят лица, непосредственно использующие биоразнообразие (лесники, фермеры, охотники, мастера народных промыслов и другие), и те, кто занимается охраной окружающей cреды, а также те, кому биоразнообразие дорого как часть их культуры.
В действительности, все лица страны могут считаться заинтересованными сторонами по отношению к биоразнообразию. Любой человек тем или иным образом использует биологические ресурсы (будь это вода, древесина для постройки домов или собранные грибы), и большинство людей дорожит эстетическими ценностями природы. Кроме того, услуги, предоставляемые биоразнообразием (от защиты водосборных бассейнов до опыления растений), также имеют важное значение для всех.
Тем не менее, некоторые группы вовлечены в более непосредственное взаимодействие с биоразнообразием, чем другие. Но в любом случае, взаимоотношения с биоразнообразием редко являются простыми - любая группа взаимодействует с биоразнообразием несколькими способами: те же самые организации, которые непосредственно используют биологические ресурсы, могут в разных жизненных ситуациях подвергаться влиянию, вызванному изменениями в биоразнообразии, происходящими где-нибудь в другом месте. Например, сборщики лекарственных растений могут непосредственно использовать биоразнообразие, но одновременно с этим подвергаться негативному воздействию, вызванному сокращением лесных массивов высоко в горах, которое ведет к эрозии почв и повышает вероятность наводнения в их местности.
В общем, степень заинтересованности в биоразнообразии должна быть отражена в степени участия в процессе планирования. Те, кто более непосредственно связан с биоразнообразием (прямое использование и менее - косвенное), будут, скорее всего, и более непосредственно участвовать в процессе планирования деятельности по биоразнообразию.


2.9.2 Ключевое антропогенное влияние на биоразнообразие

Воздействие на биологическое разнообразие, связанное с человеческой деятельностью, можно подразделить на:
* прямое изъятие из природы,
* изменение местообитаний.

Прямое изъятие происходит при отстреле, отлове, сборе, преднамеренном или непреднамеренном уничтожении особей, принадлежащих тем или иным видам. Охота, рыболовство (в том числе и браконьерство) могут подорвать способность к нормальному воспризводству видов.
Значительная часть охотничьих видов сократилась в численности и по ареалу распространения из-за чрезмерного изъятия. Таковы красный и серый сурки - самые многочисленные в прежние времена виды пушных зверей. В целях ликвидации очагов чумы при интенсивном освоении высокогорья для горного дела, животноводства, размещения воинских контингентов в 50-60-е гг. было истреблено беспрецедентно большое количество этих грызунов - свыше миллиона. Последовавшее затем массовое уничтожение ради заготовок пушнины привело к полному исчезновению их на большой части прежнего ареала, а также резкому сокращению численности и потере способности к ее восстановлению на остальной части ареала.
Аналогичная ситуация сложилась и с другими пушными зверями, а также крупными копытными: горным бараном, горным козлом, кабаном, а еще раньше - с маралом. Последний вид ранее был широко распространен по лесам Тянь-Шаня. Теперь небольшая популяция сохранилась лишь на ограниченном участке ельников по реке Нарын. Кабана и фазана после полного истребления вновь завезли во многие районы из нескольких мест, где они еще сохранились.
Вырубка деревьев и кустарников стала причиной сокращения, а местами исчезновения массивов горных лесов и тугаев.
Перепромысел стал основной причиной резкого сокращения численности прежде массовых видов рыб. По отношению к озеру Иссык-Куль этот факт пытаются отнести за счет акклиматизированного судака, что представляется не вполне обоснованным.
Вследствие неумеренного сбора сокращаются ареалы и воспроизводство диких лекарственных растений и некоторых видов цветов, особенно в окрестностях крупных неселенных пунктов.
Повсеместно исчезают змеи и другие рептилии из-за невежественного стремления к их убийству или добыче для знахарского лечения.
И все же прямое изъятие угрожает существованию ограниченного числа видов. Более опасное антропогенное воздействие - изменение местообитаний, происходящее вследствие расширения зоны антропогенного ландшафта. При этом полностью разрушаются на этих территориях исходные естественные экосистемы, что ведет к гибели большинства обитавших в них видов. Речь идет о тысячах видов. В противоположность естественным, антропогенные экосистемы становятся очагами экологической дестабилизации.
Коренное изменение местообитаний, несовместимое с жизнью подавляющего большинства прежних обитателей, происходит при сельскохозяйственном, промышленном (в том числе горными разработками) освоении территорий, их отчуждении под населенные пункты, дороги, ирригационные и иные сооружения. Ими занято уже около 10% территории.
Частичное изменение местообитаний, вызванное деятельностью человека, связано с глобальными и локальными загрязнениями среды, селективным изъятием видов, изменением режима увлажнения, пожарами, снижением биомассы продуцентов, внедрением чуждых видов и т.п. Частичным изменениям подверглись в той или иной мере все естественные экосистемы. Например, значительная часть комплекса видов двукрылых (Diptera) почти повсеместно антропогенно обусловлена и связана с домашним скотом. Дикие растительноядные животные находятся в конкурентных отношениях с домашними. Почти поголовно зараженный скот насыщает среду возбудителями болезней и паразитами.
Сокращение численности диких травоядных сокращает кормовую базу хищных млекопитающих и птиц.
Широкое применение пестицидов, в том числе и в дикой природе при обработке лесов, истреблении сурков и прямокрылых привело к гибели большого количества беспозвоночных, а также сокращению числа и способности к воспроизводству хищных птиц.
Расстройство растительного покрова вследствие вырубок леса и перевыпаса ведет к потере плодородного слоя, достигающего десятков тонн с гектара. В результате деградируют целые сообщества.
Особую опасность в последнее время приобрели участившиеся пожары. Они могут стать причиной безвозвратной потери значительной части экосистем, в первую очередь - лесных.
Загрязнения существенно изменили фауну и флору нижнего и среднего течения рек, многих водоемов в зоне культурного ландшафта.
Постоянную опасность для хищных и ряда других птиц представляют высоковольтные линии электропередач. На них гибнет большее количество, чем от отстрела и отлова.
Следует отметить световое загрязнение, приводящее к массовой гибели многих насекомых, ведущих ночной образ жизни. На автомобильных шоссе круглые сутки гибнет значительное число летающих насекомых, а также ежи, змеи, молодняк птиц и другие животные, особенно в период миграций. Селективная гибель ночных летающих насекомых привела уже на значительной части территории к их заметному сокращению.

2.9.3 Ключевые факторы антропогенного воздействия на биоразнообразие

Оносительно высокая степень сохранности естественных экосистем связана с труднодоступностью, характерной для сильно расчлененного рельефа высоких гор. Другой причиной было относительно немногочисленное скотоводческое население и почти полное отсутствие автомобильных дорог и постоянных населенных пунктов на большей части территории страны вплоть до начала 20 века. Массовый переход кочевников к оседлости стал осуществляться лишь после 1921 года, когда советская власть начала проводить аграрно-земельную реформу, ликвидировав частную и родовую собственность на землю. Одновременно была проведена коллективизация. Колхозы стали функциональными аналогами аилов, которые прежде оптимально соответствовали кочевому образу жизни.
Переход к оседлости имел далеко идущие последствия для природной среды. Массовое строительство домов потребовало заготовок строительной древесины в горных лесах. Они усилились с развитием промышленности, транспорта, связи, электрификации. Большие объемы промышленных рубок леса проводились во время Второй мировой войны и после нее. В результате повсеместно нижняя граница леса поднялась на 100-200 м, не осталось ни одного массива, не пройденного рубками. Многие горные реки использовались для сплава. Площадь лесов сократилась более чем наполовину.
Расширение пахотных земель происходило в первую очередь за счет степных участков. Осушение и использование воды на орошение привело к исчезновению богатых жизнью пойменных зарослей, болот и озер в нижнем течении рек. Они также осушались и вырубались для расширения посевов.
Прямое уничтожение экосистем происходит при разработке полезных ископаемых, в результате чего десятки тысяч гектаров превращены в "лунный" пейзаж. Часть из них уходит на дно водохранилищ. Так, единственная в Кыргызстане колония серых цапель оказалась затопленной Токтогульским водохранилищем.
Увеличение сети автомобильных дорог сделало доступными практически все уголки страны. Выровненный рельеф высокогорных плато (сыртов) позволял передвигаться транспорту без дорог.
Чрезмерное количество скота на сокращающихся площадях пастбищ привело к полному изменению облика растительного покрова, где стали господствовать непоедаемые и ядовитые виды. Широко практиковался выпас скота в лесах. До 25% пастбищ было практически потеряно, поскольку нагрузки были превышены в 5-10 раз. Дикие копытные и другие крупные животные вытеснялись скотом и непосредственно истреблялись чабанами и другими лицами, осуществлявшими промысел на законных, а чаще - незаконных основаниях.
Кыргызстан в бывшем СССР находился по количеству скота (только овец более 10 миллионов) на 3-м месте после России и Казахстана. Последствия перевыпаса сказываются до сих пор.
Индустриализация привела к размещению в стране производств, не обеспеченных собственными ресурсами и производящих значительное количество загрязнений. Их остановка, с одной стороны, уменьшила загрязнение среды, но с другой стороны, поставила перед угрозой неконтролируемого распространения особо токсичных отходов, которые сейчас никем не охраняются и находятся на территории остановленных предприятий. Новые хозяева могут их тайно вывезти на свалку, не оборудованную для такого рода отходов. Вопрос о полигоне для захоронения особо токсичных отходов до сих пор не решается. Радиоактивные и особо токсичные отходы, представляющие угрозу всему живому, имеются во всех областях республики.
Плотность населения в регионах постоянного проживания достигает 100 и более человек на кв.км. Это для жестких континентальных условий является нагрузкой, превышающей экологическую устойчивость окружающей среды. Дестабилизирующее влияние перенаселенных предгорных равнин и межгорных долин прослеживается на остальной территории страны.

2.9.4 Обзор основных контекстуальных факторов

Ограничения внутреннего порядка вызваны крайней ограниченностью средств, которые страна может направить на охрану природы. Как показывает мировой опыт, достаточно большие затраты на эти цели, дающие ощутимый результат, могут позволить себе лишь страны с развитой экономикой. Кыргызстан только в 1997 г. начал постепенно выходить из глубокого кризиса, когда его валовой продукт упал более чем наполовину. В 1996 г. доход на душу населения составил всего 660 долларов США, или более чем в 40 раз ниже, чем в развитых странах.
Растет внешний долг. Время льготных кредитов завершается и сменяется периодом, когда их можно будет получать на более жестких условиях.
Между тем, улучшение экономических показателей происходит, в основном, не за счет оживления производственной сферы, а за счет горнодобывающей промышленности, представляющей серьезную угрозу экологическому благополучию страны, в т.ч. и биоразнообразию.
Освоение новых технологий и реализация конкретных проектов, связанных с сохранением биоразнообразия, потребует участия высококвалифицированных специалистов, которых в республике недостаточно, особенно на периферии, несмотря на относительно высокий уровень образованности и профессиональной подготовки. Сказывается информационная изоляция, острая нехватка специальной и учебной литературы. Потеряны связи с ведущими научными центрами за пределами страны.
Практически прекратилось финансирование научных исследований животного и растительного мира. Это снижает эффективность соответствующих проектов.
Недостаточно развиты экологическое обучение и экологическое сознание. Не сформирована экологическая воля. Нет доступной массовой литературы, особенно о природе Кыргызстана.
К внутренним ограничениям относится также несовершенство законодательства и правовой защиты природы. Недостаточно развита институциональная база охраны природы.
Нет законодательных ограничений на хозяйственное освоение естественных экосистем, приводящее к их разрушению.
В структуре принимаемых решений практически отсутствует экологическая составляющая. Низок уровень экологической грамотности лиц, принимающих решения.
Недостаточно взаимодействие государственных и негосударственных секторов, заинтересованность местных общин. Большинство последних поставлено на грань выживания.
Отсутствует развитая система экологического мониторинга, экологической экспертизы, в т.ч. общественной, экологического аудита. Это означает отсутствие обратной связи и недостоверность представлений об эффективности природоохранных действий.
Недостаточно отработаны механизмы доступа к необходимой информации, ответственность должностных лиц за ее утаивание и искажение. Нет прозрачности власти, публичного участия в обсуждении проектов, имеющих экологические последствия. Средства массовой информации не уделяют должного внимания освещению экологической ситуации и распространению положительного опыта.
Основные возможности опираются на природные и социальные факторы. Из природных, в первую очередь, следует указать высокую степень сохранности основных естественных экосистем. Несмотря на определенную антропогенную трансформацию, они в целом сохранили свой дикий тип и способность к самовозобновлению. Для их восстановления зачастую достаточно снятия чрезмерного антропогенного пресса, что не требует слишком больших затрат. Значительная часть природных территорий находится на достаточном удалении от населенных пунктов и доступ к ним, естественно, ограничен. Ликвидация излишней сети автомобильных дорог и более широкое использование гужевого транспорта в существенной степени оздоровит ситуацию без введения дополнительных ограничений и вложения средств. Институциональная и правовая база образуют основу для совершенствования охраны природы.
Почти поголовная грамотность населения позволяет вести эффективную работу по повышению экологического сознания и образования. При этом можно опираться на большое число дипломированных специалистов. Целенаправленное финансирование позволит оживить научные исследования в области биоразнообразия и соответствующую преподавательскую деятельность. Квалификация практиков позволяет внедрять передовую технологию как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.
Демократизация общественных отношений делает реальной перспективу плодотворного сотрудничества правительственных структур и неправительственных экологических организаций. Соответствующий начальный опыт уже имеется.
Большие резервы и в области международного сотрудничества. Оно уже в настоящее, довольно сложное для республики время, приносит ощутимые результаты.

2.9.5 Выявление ограничений и возможностей сохранения биоразнообразия

В предыдущих разделах (2.9.2 и 2.9.3) был проведен обзор основных воздействий на биоразнообразие и их причин, что показало важность принятия срочных мер по предотвращению продолжающегося ухудшения ситуации в области биоразнообразия. Это становится особенно очевидно тогда, когда происходит прямое уничтожение ценных биологических ресурсов и функций (например, сокращение количества деревьев может привести к повреждению водосборов и повысить риск возникновения селей и эрозии почв, а перевыпас скота - к ухудшению пастбищных угодий). Для того, чтобы можно было запланировать наиболее подходящие способы борьбы с подобной деградацией, необходимо обсудить, как следует проводить сохранение биоразнообразия, включая рассмотрение основных ограничений, а также сильных сторон и возможностей в области сохранения биоразнообразия.
В предыдущих разделах данного документа приводится подробный обзор современного положения в Кыргызской Республике. Благодаря данному обзору были выявлены основные проблемы и возможности, которые уместны в отношении ряда организаций. Обзор поможет также определить требования и ограничения по сохранению биоразнообразия. В некоторых случаях потребуется нейтрализовать отрицательные факторы, что явится частью плана действий, в то время как в других случаях это будет невозможно и деятельность по сохранению биоразнообразия необходимо будет планировать с учетом данных ограничений. Насколько возможно, деятельность по сохранению биоразнообразия должна основываться на существующих преимуществах и возможностях в целях получения максимальной пользы от нее для проведения будущей деятельности. Путем использования существующих преимуществ возможно будет преодолеть значительные ограничения.

Общие факторы, оказывающие воздействие на деятельность
по сохранению биоразнообразия

В настоящем перечне приводится ряд основных факторов, которые имеют общее межсекторальное значение в плане сохранения биоразнообразия. Некоторые из упоминаемых факторов можно считать ограничениями, другие - возможностями. Однако, некоторые из этих факторов показаны одновременно как существующие ограничения, так и потенциальные возможности.
Экономические и политические переходные процессы оказали воздействие на все аспекты сохранения биоразнообразия в регионе, в особенности повлияли на финансовые ресурсы и вызвали изменения политической системы. Эти процессы лежат в основе многих современных проблем, связанных с ухудшением состояния инфраструктуры и финансов, и могут подорвать экономическую и политическую стабильность. Переходные процессы в экономике привели к значительным изменениям в функционировании экономики и политической системы и в ожиданиях людей.
Отсутствие сильной ресурсной базы, на которой должна строиться экономика (например, незначительные природные ресурсы, отсутствие крупных отраслей промышленности), может привести к дальнейшему ухудшению экономической ситуации. Однако, такое положение может рассматриваться и как возможность, поскольку биоразнообразие представляет собой относительно важный экономический ресурс, и его разумное использование играет важную роль в оказании стране помощи в преодолении переходного периода и по его окончании.
Недостаточное развитие инфраструктуры и коммуникаций обусловлено особенностями горного рельефа страны. Для поддержания минимальных коммуникационных и транспортных систем в рабочем состоянии в горных условиях необходим высокий уровень эксплуатационных затрат, а экономические ограничения привели к ухудшению состояния данных систем. Недостаточная осведомленность о стране в международном сообществе является следствием физической изоляции и расположения страны в стороне от международных коммуникаций. Однако, расширение международных связей приводит к быстрому изменению ситуации.
Проблемы окружающей cреды существуют в данном регионе на протяжении длительного времени. Они появились в результате обширного загрязнения и чрезмерной эксплуатации ресурсов, и эффективное решение этих проблем может быть сложным делом. Кроме того, появляется все больше доказательств в пользу изменения климата в регионе (в результате глобального потепления и региональных изменений окружающей cреды, например, из-за Аральского моря). Вполне вероятным в обозримом будущем будет продолжение воздействий на окружающую cреду со стороны промышленных предприятий, учитывая сильную зависимость экономики страны от горнодобывающей промышленности и отсутствие других, менее разрушительных альтернатив экономического развития.
Институциональная база продолжает оставаться сильной, хотя и подрывается продолжающимися финансовыми трудностями, что приводит к снижению заработной платы, ухудшению служебной дисциплины и сложностям с наймом на работу и сохранением высококвалифицированных специалистов. В общем, открытая политическая система и высокий уровень грамотности создают потенциал для устойчивого развития и экономического роста. В дополнение к этому, увеличение числа неправительственных организаций и повышение их активности создают возможности использования способностей, знаний и навыков широкого круга лиц в стране.
Устойчивое развитие. В Кыргызской Республике существует очевидная связь между биологическими ресурсами и возможностями устойчивого экономического и социального развития.
Культурная ценность биоразнообразия в Кыргызской Республике очевидна, причем здесь признается значение традиционной практики его использования. Это создает хорошие возможности для укрепления общественной поддержки сохранения биоразнообразия. Однако, до настоящего времени до широкой публики, особенно в сельской местности, доходило мало информации о биоразнообразии, сокращении и ухудшении его состояния ввиду отсутствия конкретных программ по информированию общественности по данному вопросу и сложностей со связью.
Разветвленная система особо охраняемых природных территорий, которая уже существует, помогла в совокупности с горной и недоступной местностью защитить дикую природу при относительно низком уровне вложенных средств. Однако, действующая система заповедников должна быть изменена и приспособлена к изменяющейся социальной, политической и экономической ситуации.
Сильная исследовательская база продолжает оставаться положительным наследием, полученным от вложения средств в академические учреждения. По биоразнообразию страны опубликовано огромное количество материалов, хотя некоторая информация не является легкодоступной, или же не зарегистрирована в полном объеме. В настоящее время научные учреждения переживают общие для всех финансовые и организационные трудности. Тем не менее, существуют совершенно очевидные возможности непосредственного использования имеющихся или будущих исследований и укрепления таким образом управления деятельностью по биоразнообразию.
Сильная законодательная база для защиты ресурсов дикой природы уже существует. Это создает важную основу для начальной стадии сохранения биоразнообразия, и имеется также хороший потенциал дальнейшего развития законодательства. Тем не менее, имеют место и очевидные ограничения в том, в какой степени законодательство применяется и исполняется, что подрывает эффективность законодательной базы для охраны природы.
Хороший опыт в планировании и подготовке планов имеется в учреждениях. Однако, существует мало доказательств того, что данные планы были реализованы, особенно планы, предполагающие сотрудничество или партнерство между организациями или институтами.

2.9.6 Конкретные институциональные ограничения и возможности

При анализе современного положения в области биоразнообразия в Кыргызской Республике был выявлен ряд конкретных институциональных ограничений и возможностей. В таблице 2.9.6.1 изложены обобщение и сравнение данных ограничений и возможностей, как первый шаг в разработке реалистичных целей, стратегий и действий, учитывающих настоящую ситуацию, и принесли бы, таким образом, больший эффект.

Таблица 2.9.6.1
Конкретные институциональные и взаимосвязанные факторы, и обусловленные ими ограничения и возможности


Ограничения и трудности
Сильные стороны и возможности
Организационный потенциал для управления деятельностью по биоразнообразию
* Сократившиеся финансовые ресурсы и бюджет привели к сокращению потенциала государственных учреждений.
* Организационная инерция и историческое наследие привели к задержкам в адаптации к новой экономической и социальной ситуации.

* Сильная организационная база для осуществления управления деятельностью по биоразнообразию все еще существует.
* Имеются хорошие возможности привлечения внешних инвестиций для создания потенциала и тренинг-программ для совершенствования навыков и развития новых технологий.
Человеческие ресурсы для управления деятельностью по биоразнообразию
* Наблюдается низкая дисциплина в государственных учреждениях, органах местной власти и научных учреждениях в результате сокращения заработной платы в реальном выражении.
* Сокращение числа высокопрофес-сиональных специалистов в области управления деятельностью по биоразнообразию происходит из-за ограничения возможностей проведения тренингов и повышения квалификации в данной области.
* Существует ядро высококвалифицированных и преданных делу людей, несмотря на низкую заработную плату и тяжелые условия работы
Оборудование и материально-техническая база
* Крайне ограниченное вложение средств в оборудование и материально-техническую базу ведет к тому, что выделяемые ресурсы недостаточны для удовлетворения текущих и будущих потребностей
* Существует очевидная возможность улучшения ресурсной базы, даже при ограниченных объемах вложений



Ограничения и трудности
Сильные стороны и возможности
Опыт участия в международных проектах
* Существует недостаточный опыт реализации действий в условиях рыночной экономики или в соответствии с международными стандартами (например, в вопросах финансовой подотчетности, участия, управления циклом проекта и др.)
* Программы постоянно проводимых тренингов быстро укрепляют потенциал, который позволял бы отвечать требованиям международных проектов; укрепление потенциала будет происходить ускоренными темпами при знакомстве с такими методами работы
Передача информации
* Ограниченный обмен информацией привел к неэффективности и недостатку сотрудничества
* Наличие новых технологий увеличивает возможности обмена и передачи информации между лицами и организациями
Исследования
* Исследования обычно носили чисто академический характер и были мало связаны непосредственно с управлением деятельности по биоразнообразию
* Существует сильная исследовательская база, которую можно применять более эффективно в рамках целенаправленных исследовательских программ
Координация и партнерство
* Между государственными учреждениями и развивающимся сектором НПО наблюдается ограниченная координация и связь, особенно, в свете изменяющейся роли и ответственности данных учреждений.
* Существует мало примеров, демонстри-рующих опыт межсекторального сотруд-ничества (например, правительство - НПО, деловые круги - НПО)
* С ростом признания необходимости вовлечения заинтересованных сторон в управление биоразнообразием, улучшится и координация между государственными учреждениями и НПО.
* Развиваются возможности работы в партнерстве с растущим частным сектором и прямого вовлечения в управление биоразнообразием
Участие
* В планировании, управлении и устойчивом использовании природных ресурсов наблюдалось недостаточно широкое участие заинтересованных сторон
* Пилотные проекты планирования и управления деятельностью по биоразнообразию с привлечением широкого круга участников процесса привлекают внешнее финансирование.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign