LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* быть как можно проще
* экономичны в плане требуемых ресурсов и персонала
* быть основаны с учетом вышеизложенных требований по принципу самофинансирования
* основываться на долгосрочных внутренне разработанных финансовых источниках


3.6.1 Управление и администрирование процессом реализации проекта

Управление и администрирование процессом реализации проекта будет проводиться отдельно от реализации специфичных видов деятельности.
Непосредственная реализация проекта будет осуществляться широким кругом организаций и агентств (организации-исполнители, см. 3.6.2). Однако, главной организацией по реализации СПДСБ будет Министерство охраны окружающей среды. Реализация СПДСБ будет поддержана за счет финансирования существующими и новыми финансовыми механизмами (3.6.3).

Предусматривается, что структура управления СПДСБ будет заниматься следующим:
* координировать деятельность по осуществлению СПДСБ (во избежание дублирования или повтора, а также подчеркивать взаимосвязь между видами деятельности)
* содействовать привлечению более широкого круга организаций к СПДСБ, включая потенциальных инвесторов
* содействовать оказанию непрерывной поддержки СПДСБ на самом высоком уровне (правительство и министерства)
* придавать мотивацию и ускорять деятельность организаций-исполнителей
* способствовать установлению контактов между потенциальными агентствами-исполнителями и подходящими финансовыми механизмами
* определять потребности и организовывать обеспечение специфического вклада в плане обучения и технической помощи по мере необходимости
* хранить информацию об осуществлении СПДСБ
* ежегодно рассматривать и оценивать ход СПДСБ
* приводить СПДСБ в соответствие с требованиями дня там, где необходимо, на основе ежегодного обзора
* распространять информацию о реализации СПДСБ как внутри страны, так и на международном уровне.


Предлагается организовать 4 ключевые группы, участвующие в процессе управления и администрирования реализации СПДСБ:

Координационная группа СПДСБ

Цель:
* действовать в качестве фокусирующего звена в процессе осуществления СПДСБ
Деятельность:
* мотивация и поддержка организаций-исполнителей в нахождении средств и осуществлении деятельности
* координировать и предлагать финансовые механизмы для СПДСБ
* содействовать установлению контактов между организациями-исполнителями и соответствующими финансовыми механизмами
* определять потребности и помогать в предоставлении обучения и технической помощи для поддержки реализации СПДСБ
* собирать и приводить в соответствие всю информацию о СПДСБ
* координировать данную информацию
* координировать все уровни планирования СПДСБ
* отслеживать и постоянно оценивать ход реализации СПДСБ совместно с Рабочей группой по оказанию технической помощи
* совместно с этой Группой готовить ежегодный обзор о ходе реализации СПДСБ и приводить, в случае необходимости, в соответствие план
* отчитываться перед соответствующими группами о ходе СПДСБ
* распространять и публиковать информацию о СПДСБ
* способствовать и расширять сотрудничество и обмен между всеми группами, участвующими в СПДСБ
Кто:
* физическое лицо или маленькая группа людей, обладающая навыками управления проектом, управления информацией. Они должны быть тесно связаны с основной организацией-исполнителем - МООС, но и быть в достаточной степени независимыми для того, чтобы предоставлять объективные оценки и проводить независимый мониторинг. (Важно, чтобы группа не участвовала в осуществлении деятельности, связанной с СПДСБ, либо эта деятельность была бы четко отделена от координирующей роли).

Наблюдательный комитет

Цель:
* обеспечивать поддержку проекта на самом высоком уровне, включая придание направленности и содействие проекту во всех секторах
Деятельность:
* регулярные (и необязательно частые) совещания по контролю за ходом реализации СПДСБ
* обеспечивать в индивидуальном порядке обратную связь с координационной группой
* повышать осведомленность о важности СПДСБ в разных секторах
* координировать различные виды деятельности и их развитие между секторами

Кто:
* высокопоставленные должностные лица (министры, директора и т.д.), уважаемые и заинтересованные лица, представляющие все крупные сектора, особенно правительство, деловые круги, НПО, академические институты и т.д.), которые выражают желание оказывать независимую поддержку (минуя совещания комитетов) проекту в виде:
а) консультаций, проведения экспертизы или направления процесса проекта;
б) содействовать проекту в рамках сектора, который они представляют. Они не будут участвовать в ежедневном руководстве или координировании проекта.

Рабочая группа по оказанию технической помощи

Цель:
* обеспечение непрерывного технического контроля за ходом реализации проекта и направление дальнейшего развития проекта
Деятельность:
* в сотрудничестве с координационной группой оценивать информацию о ходе деятельности и достигнутые результаты на непрерывной основе
* проводить оценку и отчитываться непосредственно перед Наблюдательным комитетом по техническим аспектам реализации проекта
* проводить ежегодную проверку хода реализации проекта, определяя завершенные виды работ, упущения, вынесенные уроки в ходе осуществления проекта
* ежегодно приводить в соответствие и определять приоритеты в рамках плана в зависимости от видов деятельности, вынесенных уроков, изменившейся ситуации.
Кто:
* в идеале данная Группа должна представлять нечто типа подразделения Наблюдательного комитета, в которое входили бы люди с наиболее подходящим опытом (в частности, ученые, менеджеры по биоразнообразию, представители средств массовой информации для информирования общественности), желающие и способные уделять больше времени эволюционным и оценочным процессам.

Технические специалисты

Цель:
* предоставить опыт и знания, необходимые координационной группе, особенно в плане создания фондов и технических аспектов осуществления СПДСБ.
Деятельность:
* сбор информации в заданной области
* независимый мониторинг и оценка осуществления СПДСБ в определенных областях
* предоставление общих обзоров и рекомендаций в определенных областях
* обеспечение непосредственого обучения необходимым видам деятельности, включая написание заявок на гранты и мониторинг в качестве поддержки координационной группы
Кто:
* несколько консультантов, работающих на основе краткосрочных, специфичных контрактов, которые в основном будут дополнять деятельность координационной группы по управлению проектом за счет своих навыков в специфичных областях, которыми в группах реализации проекта никто не обладает.

3.6.2 Организации-исполнители

Для обеспечения эффективного осуществления СПДСБ Координационной группе (3.6.1) будет необходимо эффективно поддерживать связь с основными организациями-исполнителями и группами, включая правительственные агентства, местные администрации, НПО, академические институты, различные общества.
Организации и группы, которые, скорее всего, будут непосредственно вовлечены в процесс осуществления проекта, приводятся ниже:

Организации-исполнители:
Учреждения, включая:
Правительственные агенства, включая:
Национальная академия наук
Министерство охраны окружающей среды
Биолого-почвенный институт
Госагентство по лесному хозяйству
Университеты
Министерство сельского и водного хозяйства
Технические колледжи
Госкомитет по туризму и спорту
Школы
Министерство финансов
Госкоминвест
Средства массовой информации, включая:
Аппарат Премьер-министра
Общенациональные и местные газеты
Национальное и местное телевидение
Местные власти, включая:
Национальное и местное радио
Области
Районы
Национальные и международные проекты,
Представители общественности
включая:
Проект защиты бассейна Аральского моря
Неправительственные организации в следующих сферах:
Швейцарский проект по развитию лесоводства
Экология
Проект развития биосферного заповедника
Охрана окружающей среды
"Иссык-Куль"
Развитие села
Проекты по сельскому хозяйству
Образование
Обзор состояния лесного сектора
Источники альтернативной энергии
Проект по Западному Тянь-Шаню
Международный сектор


Ключевым видом деятельности Координационной группы СПДСБ станет обеспечение обязательности выполнения определенных видов деятельности различными организациями, а также исключение повторного их выполнения. Подобная координация и интеграция деятельности будет основываться на четком распределении информации посредством механизма, созданного координационой группой. Учитывая трудности, связанные с наличием в настоящее время ресурсов и инвестициями в инфраструктуру, а также широкий круг обязанностей координационной группы СПДСБ, такое распределение информации должно, скорее всего, основываться на приемлемой на местах, недорогой технологии. Там, где единственная организация-исполнитель несет ответственность за определенный вид деятельности, либо реализация уже началась или планируется в рамках существующих проектов, распределение информации напрямую обеспечит координацию с другими, обособленными видами деятельности. Если осуществлением ряда схожих видов деятельности в рамках одного интегрированного проекта занимается несколько организаций, то координация видов деятельности приобретает еще больший смысл. В этом случае потребуются хорошие партнерские отношения и сотрудничество между различными организациями-исполнителями. В дальнейшем потребуется способность к созиданию на всех уровнях, чтобы оказать поддержку в создании таких партнерских отношений, а также в создании атмосферы, способствующей более тесному сотрудничеству между различными секторами и агентствами. Это также потребует инвестиций в инфраструктуру и информационные системы. Любая модель, разработанная для продвижения интегрированного подхода к управлению биоразнообразием, может быть применена во многих областях и вопросах. Предполагается, что Межсекторальный Комитет, осуществляющий контроль за выполнением СПДСБ, станет первой ступенькой на пути к интегрированному подходу в управлении.

3.6.3 Финансовые механизмы

Финансирование реализации СПДСБ будет частично осществляться из существующих источников. Однако, для осуществления обширной деятельности, запланированной на следующие 5 лет, необходим обзор действующих финансовых механизмов, а также обеспечение новых источников финансирования (см. 3.3.13). Эти меры обеспечат увеличение вложений и источников и позволят СПДСБ превратиться из четко разработанного плана в самоокупаемый процесс.

Координационная группа СПДСБ (см. 3.6.1) станет сосредоточием развития пересмотренных и обновленных финансовых механизмов, и также будет нести ответственность за координацию деятельности доноров и развитие связей между донорами и организациями-исполнителями. В течение первого года работы Координационной группе потребуется помощь извне для обеспечения создания финансовых механизмов и сетей. Необходимо также научить организации-исполнители способности обеспечить эффективное использование средств правительственными учреждениями, НПО, местными властями и общинами, имеющим доступ к ним.
Ниже приводится ряд возможных финансовых механизмов для осуществления СПДСБ.

Государственный бюджет
Со времени приобретения республикой независимости объем государственного бюджета значительно уменьшился, что сократило объемы финансирования министерств, включая ассигнования на зарплату. Предлагаемые виды деятельности в рамках СПДСБ, вкупе с другими организационными изменениями, вызовут необходимость пересмотреть бюджетные отчисления, скорее в сторону увеличения, чтобы адекватно отразить важность биоресурсов в свете непрерывного развития. Фундаментальная значимость биоресурсов для экономического и социального развития должна быть отражена за счет распределения прибыли на цели сохранения биоразнообразия и сопутствующие этому виды деятельности.

Фонд окружающей среды
Текущий обзор и усиление этого фонда даст возможность управлению стать более действенным и ответственным. Этот фонд может в будущем стать важным средством управления биоразнообразием и связанными с этим вопросами, которые финансируются за счет внутренних источников.
Областные бюджеты. Осуществление деятельности на местном уровне сделает возможным использование фондов областного уровня в целях сохранения биоразнообразия и будет способствовать постоянному инвестированию в использование биоресурсов.

Микрокредитование
С развитием программ по микрокредитованию появится возможность финансировать мелкомасштабные операции как в области сохранения биоразнообразия, так и в области экономики.

Небольшие гранты
Потребуются на начальном этапе, а в некоторых случаях - для поддержки инициатив на местах, и станет важным средством развития возможностей по защите окружающей среды на местах как в рамках общин, так и организаций.

Программы "Еда за работу" ("FOOD FOR WORK")
В качестве составной части плана занятости населения по снижению уровня бедности на местах акцент может быть сделан на планах восстановления местообитаний. Эта мера демонстрирует потенциал возможностей в плане занятости в области защиты окружающей Среды.

Фонды ликвидации последствий стихийных бедствий
Признание роли естественной вегетации в управлении водоемами и эрозии почвы, вероятнее всего, приведет к предотвращению угрозы наводнения и оползней. Подобные механизмы могли бы также обеспечить поддержку действиям, направленным на сохранение биоразнообразия, с долгосрочными выгодами.

Проекты, финансируемые донорами
Учитывая широкий спектр и эффективность деятельности в рамках СПДСБ, включая социальные вопросы, вопросы экономики, развития села и непосредственно сохранения биоразнообразия, существует масса возможностей тесного сотрудничества с различными местными и зарубежными донорами в области развития проектов. Важная начальная стадия потребует создания условий в рамках правительственных учреждений и НПО, чтобы помочь им в разработке концепций проекта, предложений, заявок на получение грантов, в управлении проектом в соответствии требованиям иностранных доноров.

Глобальный Экологический Фонд
Одна из основных целей Фонда - управление вопросами биоразнообразия, имеющими глобальное значение. Это дает возможность осуществлять проекты типа Проекта по Западному Тянь-Шаню. И для этих целей существует ряд механизмов финансирования (включая грантовые программы малых и средних размеров).

Потенциальные местные и международные донорские организации

На этой стадии предлагаемый список носит показательный, но не обязательный характер. В него включены организации, которые в настоящее время работают в Кыргызстане и могут оказать поддержку широкому кругу проектов: разных по масштабу, стоимости и направленности. При определении соответствующего источника финансирования конкретного проекта необходимо тщательно все обдумать.

Каунтерпарт Консорциум Фонд Сороса
Фонд "Евразия" ТАСИС
Фауна и Флора Интернэшнл ПРООН
Британский Фонд "Ноу-Хау" ЮСАИД
ФИНИДА Всемирный Банк
GTZ IUCN

Займы
В случае с международными займами важно, чтобы при подготовке заявки на получение займа четко прослеживалась связь между биоразнообразием и развитием Кыргызской Республики, которая должна быть отражена в соответствующих юридически оформленных соглашениях.

Частный сектор
По мере развития частного сектора и корпоративных интересов в Кыргызстане налицо возросший потенциал для развития партнерских отношений и спонсорства в поддержку усовершенствованного управления биоразнообразием.

Библиографический Список

1. Атлас Киргизской ССР. Природные условия и ресурсы - М.: ГУГК.- Т.1.-1987.
2. Алимбаева П.К., Гончарова А.В. Дикорастущие лекарственные растения в Киргизии (фармакогностические исследования). - Фрунзе: Кыргызстан, 1971.
3. Ассорина И.А. Горные цветы Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1977. - 77 с.
4. Биологические ресурсы Кыргызстана (Эколого-географические и природо-охранные аспекты). - Бишкек: Илим. 1992. - 148 с.
5. Вандышева В.И. Лекарственные растения Киргизии. - Фрунзе, 1963
6. Выходцев И.В. Растительность Тянь-Шане-Алайского горного сооружения. - Фрунзе: Илим, 1976.
7. Ган П.А. Леса Киргизии//Леса СССР. - Т.V. - М.: Наука, 1970.
8. Ган П.А., Джанаева В.М., Кунченко А.И. Деревья и кустарники Киргизии - Фрунзе: АН Кирг.ССР, 1959.
9. Головкова А.Г. Растительность Киргизии (рациональное использование и охрана). - Фрунзе: Илим, 1990. - 444 с.
10. Деза М.Н. Сорные растения Киргизии. Атлас-справочник. - Фрунзе: Кыргызстан, 1983.-152 с.
11. Еремченко В.К. Земноводные и пресмыкающиеся Киргизии//Известия АН Кирг.ССР 1987,, N 4. С.26-30.
12. Заповедники Средней Азии и Казахстана. - М.: Мысль, 1990. - 395 с.
13. Кадастр генетического фонда Кыргызстана. - Бишкек. - Т. 2-3. - 1996.
14. Камелин Р.В. Флорогенетический анализ естественной флоры горной Средней Азии. - Л.: Наука, 1973.
15. Каримова Б.К. Альгофлора водоемов юга Кыргызстана//Автореферат докторской дисс. Бишкек, КГНУ, 1996.
16. Красная книга Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1985.
17. Конвенция о биологическом разнообразии. - Рио-де-Жанейро: ПРООН по окружающей среде, 5 июня 1992.
18. Кулумбаева А.А. Фитопланктон озера Иссык-Куль. - Фрунзе: Илим, 1982.
19. Мосолова С.Н., Приходько С.Л. Биологическое разнообразие грибов Кыргызстана и их развитие. - Проблемы освоения гор. Бишкек: Илим, 1992. - Т. V. - С.167-174.
20. Национальный план по охране окружающей среды. - Бишкек, 1995.
21. Национальный план действий по гигиене окружающей среды Кыргызской Республики. - Бишкек, 1996.
22. Национальная стратегия устойчивого человеческого развития в Кыргызской Республике. - Бишкек, 1998.
23. Определитель растений Средней Азии. - АН Узбекской ССР. - Т.1-10. 1979-1989.
24. Отчет по проекту: Сохранение биоразнообразия в Кыргызстане. - Всемирный фонд охраны дикой природы WWF - International, 1996.
25. Пивнев И.А. Рыбы Киргизии. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990.
26. Природные лечебные ресурсы Кыргызской Республики. - Бишкек: Илим, 1993. - 438 с.
27. Проблемы изучения и сохранения биологического разнообразия. - Фрунзе: Илим, 1990.- 176 с.
28. Проблемы изучения и сохранения биологического разнообразия. - Бишкек: Илим, 1996.
29. Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня. - Бишкек: Илим, 1992. - 268 с.
30. Сборник нормативных актов Кыргызской Республики по охране окружающей среды. - Бишкек: МООС. - Вып. 1, 1997.
31. Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. Оперативная информация. Бишкек, 1997.
32. Статистический бюллетень национального информационного центра Кыргызской Республики. Т. 2-3, 1997.
33. Султанова Б.А., Лазьков Г.А., Лебедева Л.П., Ионов Р.Н. Предварительный список видов высших растений, подлежащих охране и включению в "Красную книгу Кыргызстана". - Наука и новые технологии. Бишкек, 1998. - № 2. - С. 119-127.
34. Тарбинский Ю.С. и др. Вредители сельскохозяйственных структур Киргизии и меры борьбы с ними. - Фрунзе: Кыргызстан, 1970. - 120 с.
35. Тарбинский Ю.С. Опыт расчета нормативов платы за использование природных ресурсов//Селевиния. - № 2. - 1995.
36. Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. - Л.: Наука, 1978.
37. Ткаченко В.И. Деревья и кустарники дикорастущей флоры Киргизии и их интродукция. - Фрунзе: Илим, 1972. - 347 с.
38. Токторалиев Б.А. Насекомые - ксилофаги лесов Кыргызстана//Автореф. докт.дисс. М.: МГУ, 1993.
39. Турдаков Ф.А. Рыбы Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1963.
40. Флора Киргизской ССР. - Фрунзе: АН Кирг.ССР. - Т. 1-11, 1952-1970.
41. Чичикин Ю.Н. Охотничье хозяйство Киргизии. - Фрунзе, 1967. - 134 с.
42. Шукуров Э.Дж. Птицы еловых лесов Тянь-Шаня. - Фрунзе: Илим, 1986. - 155 с.
43. Шукуров Э.Дж. Дикие млекопитающие Киргизии. - Фрунзе : Мектеп, 1989. - 176 с.
44. Шукуров Э.Дж. Опыт региональной оценки генофонда. Таксономический аспект.//Генетика и селекция в Киргизии. Фрунзе: Илим, 1990. - С.3-10.
45. Шукуров Э.Дж. Зоогеографическая карта. Природные условия и ресурсы Кыргызстана. ККИПР, ГУГК, 1990. Масштаб 1 : 500 000. 10 листов.
46. Шукуров Э.Дж. Эколого-географический очерк Иссык-Кульской котловины. - Фрунзе: Илим, 1990. - 36 с.
47. Шукуров Э.Дж. Природная и антропогенная среда Кыргызстана. - Бишкек: Илим. 1991.-125 с.
48. Шукуров Э.Дж. Зоогеографические основы охраны и рационального использования наземных позвоночных животных Кыргызстана//Автореферат докт. дисс. - Бишкек, 1992. - 34 с.
49. Шукуров Э.Дж., Тарбинский Ю.С. Биоразнообразие: какое оно?//Эхо науки./Изв. НАН КР. - 1995. - № 2. - С. 33-37.
50. Шукуров Э.Дж. Проблемы биоразнообразия в Кыргызстане//Изв. НАН КР. Эхо науки. Бишкек, 1997. - № 2-3. - С.89-92.
51. Экологические индикаторы. - Бишкек: НПООС, 1997.
52. Экологический Кыргызстан. - Бишкек, 1996, 145 с.
53. Эльчибаев А.А. Макромицеты севера Киргизии и их хозяйственное значение. - Фрунзе: Илим, 1968. - 96 с.
54. Яковлева И.Д. Пресмыкающиеся Киргизии. Фрунзе: Илим, 1964.
55. Янушевич А.И. и др. Птицы Киргизии. - Фрунзе: АН Кирг.ССР. - Т. 1-3, 1958-1960.
56. Янушевич А.И. и др. Млекопитающие Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1972.
57. Янушевич А.И., Тарбинский Ю.С. Животный мир Киргизии.-Фрунзе: Кыргызстан,1968.
58. Anon. 1998. Biodiversity Conservation in Central Asia. An analysis of biodiversity and current threats and initial investment portfolio. Almaty-Ashgabat-Bishkek-Dushanbe-Gland- Moscow-Washington. 111 pages.
59. Cohen, S., and Burgiel, S. W. (eds.) 1997. Exploring Biodiversity Indicators and Targets under the Convention on Biological Diversity. BIONET, Washington DC.
60. DETR. 1998. Planning for Biodiversity: Full workshop proceedings, Bristol UK, November 4-7, 1997. Department of the Environment, Transport and the Regions, London.
61. Ehrlich, P.R. & Ehrlich, A.H.1992. The value of biodiversity. Ambio 21:219-226.
62. Glowka, L. et al. 1994. A Guide to the Convention on Biological Diversity. IUCN, Gland.
63. Groombridge, B. (ed.). 1992. Global Biodiversity: Status of the Earth's Living Resources. World Conservation Monitoring Centre. Chapman and Hall, London.
64. Groombridge, B. & Jenkins, MD (Eds.) 1996. Assessing Biodiversity Status and Sustainability. WCMC Biodiversity series No 5. WCMC, Cambridge, UK.
65. Hagen, R. 1998. Draft Guide for Countries Preparing National Biodiversity Strategies and Action Plans. UNDP/GEF, New York.
66. Harrison, J, Heberlein, C, Denisov, N, & Shmurak, A (Eds). 1998. Streamlining and Harmonisation of Biodiversity Information and Reporting and Reporting in the NIS. WCMC and UNEP, Cambridge, UK.
67. IUCN/UNEP/WWF. 1991. Caring for the Earth: A Strategy for Sustainable Living. IUCN, Gland.
68. McNeely, J. A. 1986. Economics and Biological Diversity. IUCN, Gland, Switzerland.
69. Miller, K.R. and Lanou, S. M. 1995. National Biodiversity Planning: Guidelines Based on Early Experience around the World. WRI/IUCN/UNEP, Washington.
70. UNEP. 1993. Guidelines for Country Studies on Biological Diversity. UNEP, Nairobi.
71. World Resources Institute. 1993. Biodiversity Prospecting: Using Genetic Resources for Sustainable Development. World Resources Institute, Washington, D.C.
72. World Resources Institute (WRI), International Union for the Conservation of Nature (IUCN), and United Nations Environment Program (UNEP). 1992. Global Biodiversity Strategy. WRI, Washington, D.C.

Список терминов и сокращений

Аборигенный
местный, присущий данной территории вид
Акклиматизированный
вид, ввезенный человеком и прижившийся на новом месте
Антропогенный
произведенный или зависящий от деятельности человека
АО
акционерное общество
Ареал
район обитания вида, распространения биотического сообщества и т.п.
База данных
форма ввода, рубрикации и получения информации
Банк данных
совокупность информации по определенной тематике
Бенефициары
стороны, получающие выгоду
Биогеография
наука о географическом распространении организмов
Биомасса
общий вес живых организмов на определенной территории
Биоразнообразие, биологическое разнообразие
разнообразие видов (подвидов) и сообществ в мире или на отдельных участках планеты
Биосфера
часть земли, где обитают живые организмы
Биота
совокупность живых организмов какой-либо страны, территории
Биотехнология
направление технологии, использующее живые организмы и продукты их деятельности
Биотоп
характерное место жизнедеятельности экосистемы, сообщества, вида
Буферная зона
территория вокруг заповедника, где ограничивается хозяйственная и иная деятельность человека
ВБ
Всемирный Банк
Вид
биологический вид, основная форма существования подавляющего большинства живых организмов
ВНП
валовый национальный продукт
ВОЗ
Всемирная Организация Здоровья
ВУЗ
высшее учебное заведение
Генетический банк
хранилище генетического материала различных видов, сортов, пород и т.п.
ГИС
Географическая информационная система
Грант
безвозвратная ссуда на проведение определенной деятельности
ГЭФ
Глобальный Экологический Фонд
Донор
лицо или организация, финансирующая или иначе поддерживающее какую-либо деятельность
ЕС
Европейское сообщество
Заказник
охраняемая природная территория, допускающая ограниченную хозяйственную деятельность
Заповедник
охраняемая природная территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность
Зоогеография
наука о законах формирования фаун и распространении видов животных
Инвестиция
вклад финансовых средств
Институциональная база (основа)
наличные организации, учреждения, обеспечивающие определенную деятельность
Интродуцированный
вид, завезенный человеком в данную местность
Инфраструктура
совокупность вспомогательных структур (транспорт, связь и т.п.), способствующих успешной деятельности
КГНУ
Кыргызский Национальный Государственный Университет
Консервация
сохранение (природы, природных объектов)
КР
Кыргызская Республика
Красная книга
утвержденный список видов животных и растений, находящихся под угрозой вымирания
Кредит
финансовые средства, выдаваемые с условием возврата
Ландшафт
характерное сочетание природных (и антропогенных) объектов, устойчиво взаимодействующих на определенной территории
МАБ
программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера"
Местообитание
характерное место для вида или сообщества
Мониторинг
регулярное отслеживание состояния какого-нибудь объекта
МОНиК
Министерство образования, науки и культуры
МООС
Министерство охраны окружающей среды
МСОП
Международный союз охраны природы
НАН КР
Национальная Академия наук Кыргызской Республики
Население, животное население
совокупность особей одного или большего количества видов животных на определенной площади или в определенном местообитании (биотопе)
Национальный парк
особо охраняемая природная территория, в которой допускается ограниченная хозяйственная деятельность и контролируемое посещение, взятый под охрану государством
НПО
неправительственная (негосударственная) общественная организация
НПООС
Национальный план охраны окружающей среды
ОВОС
оценка воздействия на окружающую среду
Округ
биогеографическое выделение участка, относительно однородного по своей флоре(или фауне) на уровне родов (семейств)
ООПТ
особо охраняемая природная территория
Отряд
в систематике животных и растений уровень выше семейства
Памятник природы
компактное природное образование, взятое под особую охрану, разновидность ООПТ
ПДК
предельно допустимая концентрация
Питомник
место искусственного размножения видов
Подвид
в систематике уровень ниже вида
Популяция
устойчиво и самостоятельно воспроизводящаяся группа родственно близких особей вида
Пояс, вертикальный пояс
высотные пределы в горах, где сохраняются относительно однородные условия обитания для растений и животных
Природный парк
ООПТ с контролируемым режимом хозяйственной деятельности и посещений
Провинция
биогеографическое выделение территории, однородной по отношению к отдельным семействам
ПРООН
Программа развития Организации Объединенных Наций
Рекреация
деятельность, связанная с отдыхом и туризмом вне мест проживания
Род
в систематике уровень выше вида
Семейство
в систематике уровень выше рода
Сектор
отрасль хозяйства или деятельности

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign