LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

СЕРИЯ ?ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ?




Справочник
по управлению
в области охраны
окружающей среды
Проблемы
Законы
Инструменты
Институты
ПРООН и РБЕС

Справочник по управлению
в области охраны
окружающей среды




Под редакцией
Андрея Штайнера, Генриеты Мартонаковой и Сузаны Гузиовой

Данная публикация издана в рамках Региональной программы по
управлению в области охраны окружающей среды Регионального бюро
ПРООН для стран Европы и СНГ в процессе подготовки к Конференции
Министров “Окружающая среда для Европы” в 2003 г. в Киеве
ПРООН – глобальная сеть ООН в области развития, содействующая реформам и
доступу стран к источникам знаний, опыта и ресурсов с целью повышения уровня
жизни людей во всем мире. Мы работаем в 166 странах мира и помогаем странам
самостоятельно находить и внедрять решения глобальных и национальных про-
блем в области развития. В развитии своих собственных способностей государ-
ства мира опираются на экспертов нашей организации и широкий круг партнеров.
Лидеры государств мира взяли на себя обязательство добиться выполнения целей
тысячелетия в области развития, включая основополагающую цель сокращения
уровня бедности вдвое к 2015 г. ПРООН объединяет и координирует усилия на
глобальном и национальном уровнях, направленные на достижение целей тыся-
челетия.


Мнения, представленные в данной публикации, являются исключительно мнени-
ями авторов и не отображают позицию ООН или ПРООН по рассматриваемым
вопросам.




Авторское право ? 2003
Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и Содружества
Независимых Государств

Перевод на русский язык: представительство ПРООН в Беларуси

Торговый номер: E.03.III.B.7
ISBN: 92-1-126155-4

Оригинал-макет: Сузана Чичелеова (Calder design community)
Печать и переплет: Миро Коллар & Стано Йендек (Renesance)

Напечатано в Братиславе, Словацкая Республика


2
БЛАГОДАРНОСТИ

Данная публикация была подготовлена при участии широкого круга авторов,
высокий профессионализм которых заслуживает особой благодарности и при-
знательности. Вместе с тем, подготовка окончательного текста издания была воз-
ложена на редакторский коллектив.


Перечень составителей
Адриана Рогарикова, консультант, Банска Быстрица; Анрей Штайнер, Региональное
бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Данка Тайлмейнерова, Academia
Istropolitana Nova, Святый Йур, Элеонора Фабианова, Государственный институт
здоровья, Банска Быстрица; Генриета Мартонакова, Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и СНГ, Братислава; Яна Захарова, Министерство окружающей
среды Словацкой Республики; Йен Хосак, Словацкий фонд гражданского общества,
Братислава; Джереми Алкорн, Региональный экологический центр для Центральной
и Восточной Европы, Братислава; Михал Седлачко, Региональное бюро ПРООН
для стран Европы и СНГ, Братислава; Михаил Димовски, Региональный экологи-
ческий центр для Центральной и Восточной Европы, Шентендре; Павол Мисига,
Миссия Словацкой Республики в Европейском Союзе, Брюссель; Ростислав
Врбенски, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Сара
Сандерс, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Сюзан
Легро, Региональное бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Братислава; Татьяна
Клуванкова, Институт прогнозирования, Словацкая Академия Наук, Братислава;
Вера Фечкова, Словацкий центр чистого производства, Братислава; Владимир
Гудек, Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы,
Братислава; Сузана Гузиова, консультант, Братислава.


Ценные комментарии и предложения по данной публикации были получены
от рецензентов: Бранко Босняковича, Университет Рейка, Хорватия; Джейкоба
Верксмана, Группа по экологически устойчивому развитию/Бюро политики в обла-
сти развития, ПРООН, Нью-Йорк, Яноша Злински, Региональный экологический
центр для Центральной и Восточной Европы, Шентендре; Татьяны Клуванковой,
Институт прогнозирования, Словацкая Академия Наук, Братислава; и Владимира
Гудека, Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы,
Братислава.


Особая благодарность Кристине Ирвин за корректуру.




3
ПРЕДИСЛОВИЕ

Процесс перехода к новым условиям открыл для стран Центральной и Восточной
Европы и новых независимых государств бывшего Советского Союза уникальную
возможность для интеграции интересов охраны окружающей среды в построение
нового демократического рыночного общества. Опыт последних 12 лет показывает,
что реформа экономики, политики и управления в области охраны окружающей
среды – это взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс. Развитие новой
политики и учреждений в области охраны окружающей среды, адаптированных
к демократическому рыночному обществу, имеет ключевое значение для повыше-
ния экологической эффективности стран с переходной экономикой и для успеш-
ности реформ в более широком смысле. Успешность реформирования экономики
во многом стимулировала улучшение состояния окружающей среды. Вместе с тем,
являясь ключевым условием достижения более качественной окружающей среды
в долгосрочном плане, экономические реформы, тем не менее, не являются его
единственной достаточной предпосылкой.
Достижение реального улучшения состояния окружающей среды в долгосрочном
плане определяется успехом создания эффективной системы управления на наци-
ональном и межнациональном уровнях. Во многих странах региона темпы созда-
ния эффективных учреждений и механизмов не соответствуют темпам рыночной
либерализации; плохо функционирующие государственные учреждения являются
основным барьером в реформировании всех секторов. Поэтому развитие инсти-
туциональных способностей как государственных органов, регулирующих сферу
охраны окружающей среды, так и тех специалистов, которые должны интегри-
ровать экологические интересы в свою деятельность, а также разработка новых
инструментов политики по-прежнему остается ключевой задачей. Существует
также потребность в реформировании управленческих систем, традиционно
опиравшихся на широкие полномочия и субъективность в принятии решений (во
многих административных процессах на всех уровнях такие системы породили
коррупцию). Для перехода к более эффективной экономике, созданию экономи-
ческих структур, которые оказывали бы менее пагубное воздействие на окружаю-
щую среду, а также, что немаловажно, для привлечения иностранных инвестиций
требуется разработка предсказуемых правил игры, в равной степени обязательных
для всех субъектов. В то же время, инвесторы должны соответствовать столь же
справедливым и хорошо контролируемым правилам поведения и нормативам воз-
действия на окружающую среду в своих собственных странах.




4
Данная публикация разрабатывалась в первую очередь для стран с переходной
экономикой. Она является ответом на многочисленные запросы представителей
правительства на всех уровнях, муниципалитетов, районных и областных советов
и организаций, а также отдельных людей, интересующихся вопросами охраны
окружающей среды. Данное издание не задумывалось как материал для экспертов
в области охраны окружающей среды, скорее для тех, кто принимает решения в
этой сфере, и также для тех, кто занимается обеспечением соответствия реализу-
ющихся решений принципам устойчивого развития. Стиль данной публикации,
язык и терминология, а также детальность информации были подобраны специ-
ально для этой категории читателей.
Вместе с тем, данное издание не было задумано как специальное, ни с чем не
связанное исследование. Публикация представляет собой элемент целостного
подхода Регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, направленного на
содействие странам в более эффективной интеграции интересов охраны окружаю-
щей среды в экономические системы, а также в решении социальных последствий
такой интеграции.
Данная публикация была бы не возможна без профессиональных усилий и энту-
зиазма координаторов разработки и основных вкладчиков в его структуру, под-
готовку материалов и редактирование, в связи с чем мы выражаем особую благо-
дарность г-же Генриете Мартонаковой и г-же Сузане Гузиове.



Андрей Штейнер
Главный технический советник
Региональная программа государственного управления ПРООН




5
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АБР Азиатский банк развития
ВВП валовой внутренний продукт
ВНП валовой национальный продукт
ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
ВСПУР Всемирный совет предпринимателей по устойчивому
развитию
ВСУР Всемирный саммит по устойчивому развитию
ГИО генетически измененные организмы
ГЭФ Глобальный экологический фонд
ЕАООС Европейское агентство по охране окружающей среды
ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития
ЕИБ Европейский инвестиционный банк
ЕИФ Европейский инвестиционный фонд
ЕС Европейский Союз
ЕЭБ Европейское экологическое бюро
ЕЭК ООН Европейская экономическая комиссия Организации
Объединенных Наций
ЗМТС “зеленое” материально-техническое снабжение
ИМП использование многооборотной продукции
ИМР Институт мировых ресурсов
ИСО Международная организация по стандартизации
ИЭМ инструменты экологического менеджмента
КППП комплексный подход к производству продукции
ЛОС летучие органические соединения
МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии
МБРР Международный банк реконструкции и развития
МГЭИК Межправительственная группа экспертов по изменению климата
МИРЭС Мировой энергетический совет
МКОРД Международная комиссия по охране р. Дунай
МПО межправительственная организация
МСОП Международный союз охраны природы
МФУ международные финансовые учреждения


6
МЧР механизм чистого развития
НАТО Организация Североатлантического договора
НДТ наилучшая доступная технология
НДТ-БЧЗ наилучшая доступная технология, не требующая чрезмерных затрат
НЛОС неметаллические летучие органические соединения
ННГ новые независимые государства
НПО неправительственная организация
ОБСЕ Организация безопасности и сотрудничества в Европе
ОВОС оценка воздействия на окружающую среду
ОЖЦ оценка жизненного цикла
ООН Организация Объединенных Наций
ООСНП Отдел по окружающей среде и населенным пунктам Европейской
экономической комиссии ООН
ОР/УР оценка риска / управление рисками (инструмент экологической
политики на уровне предприятия)
ОУР ООН Отдел Организации Объединенных Наций по устойчивому
развитию
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития
ОЭУ оперативный экологический учет
ПАУ полициклические ароматические углеводороды
ПВХ поливинилхлорид
ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций
ПХБ полихлорированные бифенилы
ПЭК показатели экологического качества
РВПЗ регистры выбросов и переносов загрязнителей
РЭЦ Региональный экологический центр для Центральной
и Восточной Европы
СНГ Сотружество независимых государств
СОВОС стратегическая оценка воздействия на окружающую среду
СР совместная реализация (механизм Киотского протокола)
СУОСП система управления окружающей средой (на предприятии)
ТВ торговля выбросами
ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация
Объединенных Наций
ХФУ хлорфторуглероды


7
ЦВЕ Центральная и Восточная Европа
ЧП чистое производство
ЭА экологический аудит
ЭИ экономические инструменты
ЭМ экологическая маркировка
ЭО экологическая отчетность
ЮНЕП Программа Организации Объединенных Наций
по окружающей среде
ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры
ЮНИДО Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
CAN Сеть неправительственных организаций по проблеме изменения
климата
CENN Сеть экологических НПО Кавказа
CIDA Канадское агентство международного развития
CITES Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
DEPA Датское агентство по охране окружающей среды
DfID Департамент международного развития Объединенного Королевства
INEM Всемирная федерация национальных ассоциаций экологического
менеджмента
IPPC комплексные меры по предотвращению и контролю за загрязнением
LIFE Финансовый инструмент в области охраны окружающей среды
SIDA Шведское агентство сотрудничества в области международного
развития
US EPA Агентство по охране окружающей среды США
USAID Агентство помощи для международного развития США
WEC Всемирный центр по окружающей среде
WWF Всемирный фонд дикой природы




8
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ | 15

Глава 1
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 21

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 24
1.1 Изменение климата | 24
Разрушение стратосферного озона | 27
1.2
Подкисление | 29
1.3
Тропосферный озон | 31
1.4
Утрата биологического разнообразия | 33
1.5
Управление пресноводными ресурсами | 36
1.6
Загрязнение морского пространства и береговых зон | 39
1.7
Деградация лесных ресурсов | 42
1.8
Деградация почв | 45
1.9
Oбращение с отходами | 48
1.10
Крупные аварии | 51
1.11
Опасность химического загрязнения | 53
1.12
Риски, связанные с генетически измененными организмами | 58
1.13
Риски, связанные с радиацией | 60
1.14
1.15 Городской стресс | 63

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕГРАДАЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 67
2.1 Здоровье и окружающая среда | 67
2.1.1 Отдельные вопросы санитарного
состояния окружающей среды | 68
2.2 Бедность и окружающая среда | 74
2.3 Безопасность и окружающая среда | 81
2.4 Экономика и окружающая среда | 89


Глава 2
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМКИ УПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 97

1. ДЕКЛАРАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 106

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ | 109

3. КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ МНОГОСТОРОННИХ
СОГЛАШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 114


9
3.1 Конвенция о доступе к информации, участию общественности
в процессе принятия решений и доступе к правосудию
по вопросам, касающимся окружающей среды
(Орхусская конвенция) | 114
3.2 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду
в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) | 117
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий | 120
3.3
Рамочная конвенция ООН об изменении климата | 122
3.4
3.5 Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха
на большие расстояния | 125
Венская конвенция об охране озонового слоя | 128
3.6
3.7 Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах,
которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание,
особенно в Африке | 130
Конвенция о биологическом разнообразии | 132
3.8
3.9 Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение, главным образом, в качестве
местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) | 136
3.10 Конвенция об охране дикой фауны и флоры природных
сред обитания в Европе (Бернская конвенция) | 139
3.11 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) | 142
3.12 Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных
(Боннская конвенция) | 143
Конвенция ООН по морскому праву | 146
3.13
Региональные морские конвенции | 148
3.14
3.15 Конвенция об охране и использовании трансграничных
водотоков и международных озер | 149
3.16 Конвенция о сотрудничестве в области охраны и устойчивого
использования реки Дунай | 152
3.17 Конвенция об охране всемирного культурного
и природного наследия | 155
3.18 Базельская конвенция о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением | 158
3.19 Роттердамская конвенция о процедуре заблаговременного
информированного согласия в международной торговле
некоторыми видами опасных химических веществ и пестицидов | 161
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях | 163
3.20

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign