LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

объектов производственного назначения. Работа выполняется в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1008 «О порядке проведения
государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной
документации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г. № 244
«Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в
Российской Федерации, СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и
сооружений». По рассматриваемым проектам выдавались заключения с предложениями и
замечаниями разработчикам для доработки и приведения проектной документации в соответствие
с требованиями нормативных документов.
Возросло по сравнению с предыдущим годом количество проектов, представленных на
экспертизу. В связи с ужесточением требований к проектам строительства и реконструкции
объектов наблюдается положительная тенденция по улучшению качества предоставляемых на
экспертизу материалов, в результате чего на доработку возвращается меньше проектов, чем в
предыдущие годы.
Новым направлением в деятельности государственной экспертизы условий труда стало
согласование перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на пенсионное
обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет для персонифицированного
учета в системе льготного пенсионного обеспечения, которое проводится на основе аттестации
рабочих мест по условиям труда. За 2004 г. такое согласование прошли, например, в Воронежской
области более 236 организаций различных отраслей экономики с числом льготников 6 689 человек
в соответствии со Списками № 1 и № 2.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Правилами
установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного
случая на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.04.2000 г. № 789, проводилась экспертиза условий
труда, работа в которых стала причиной наступления несчастного случая на производстве и
профессионального заболевания. Реализация положений указанных нормативных актов обязывает
организации представлять в учреждения медико-социальной экспертизы заключения
государственной экспертизы труда об условиях труда застрахованных, работа в которых
предшествовала травме и профзаболеванию. К примеру, в 2004 г. в Тюменской области было
64
подготовлено 190 заключений для учреждений медико-социальной экспертизы, в Республике
Бурятии – 212.
Органы государственной экспертизы условий труда в процессе своей деятельности активно
сотрудничали с органами надзора и контроля, Пенсионным фондом Российской Федерации,
Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии, муниципальными образованиями на территории
субъектов Российской Федерации и другими организациями.
В ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край и др.) были приняты
нормативные правовые акты, позволяющие ввести в органах по труду муниципальных
образований должности специалистов, которые могли бы выполнять отдельные функции
государственной экспертизы условий труда в организациях, находящихся на территории этих
муниципальных образований.
Одним из направлений деятельности государственной экспертизы условий труда является
подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в
соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Однако в
настоящее время органы ФСС России самостоятельно решают вопросы назначения скидок и
надбавок к страховым тарифам, установления класса профессионального риска без участия
государственной экспертизы условий труда. Необходимо усилить взаимодействие органов ФСС
России и государственной экспертизы условий труда в части учета результатов экспертизы
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и дальнейшей сертификации
работ по охране труда в процессе осуществления вышеуказанной деятельности.
65
7. Совершенствование законодательства в области охраны труда
Государственное управление охраной труда базируется в основном на нормативном
подходе, поскольку понятие «безопасные условия труда» связано с обязанностью выполнения
работодателем нормативных требований, содержащихся в Трудовом кодексе Российской
Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Нормативная правовая база постоянно совершенствуется федеральными органами
исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, являющееся правопреемником Минтруда России, осуществляет свои функции по
выработке нормативных правовых актов в области условий и охраны труда. Оно призвано
разрабатывать и представлять в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
касающиеся важнейших направлений совершенствования действующей системы формирования
безопасных условий и охраны труда.
В развитие базовых законодательных актов Российской Федерации, регулирующих
основополагающие аспекты охраны труда (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс
Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»)
действует система нормативных правовых актов, разрабатываемых в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативных правовых актах,
содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (от 23 мая 2000 г. № 399).
Постановление устанавливает, что в Российской Федерации действует система нормативных
правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Данная система включает в себя межотраслевые и отраслевые правила и типовые
инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции
по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию
и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.
В настоящее время в Российской Федерации действуют:
3 тыс. законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;
400 государственных стандартов по охране труда;
900 отраслевых стандартов;
150 межотраслевых санитарных и гигиенических правил и норм.
Осуществление административной реформы системы исполнительной власти в стране
потребовало соответствующих мер по совершенствованию законодательной и иной нормативной
правовой базы в области охраны и условий труда.
В течение 2004 года были приняты федеральные законы, касающиеся организации и
финансирования системы охраны труда в Российской Федерации:
66
№ 202-ФЗ от 29.12.2004 г. «О бюджете фонда социального страхования Российской
Федерации на 2005 год»;
№ 207-ФЗ от 29.12.2004 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год».
В 2005 году продолжена работа над проектом федерального закона «О внесении изменений
в законодательные акты, устанавливающие социальные гарантии медицинским работникам за
работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда»; доработан проект поправок
Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 329663-3 «О внесении
изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающий
прекращение избыточного государственного регулирования, исключение избыточных,
дублирующих и требующих существенного сокращения масштабов реализации функций,
осуществляемых федеральными органами исполнительной власти.
Готовится проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении
перечня должностей медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и
муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью».
Подготовлены приказы Минздравсоцразвития России:
«Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на
производстве» от 24.02.2005 г. № 160.
«О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на
производстве» от 15.04.2005 г. № 275 (зарегистрировано в Минюсте России 20 мая 2005 г. №
6609).
«Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных
категорий застрахованных в 2005 году» от 21 апреля 2005 г. № 290.
«Об утверждении Плана заказов Минздравсоцразвития России на проведение в 2005 году
научно-исследовательских работ по охране труда» от 7 июня 2005 г. № 391.
«О признании утратившим силу постановления Минтруда России от 8 декабря 1994 г.
№ 76» от 21 июня 2005 г. № 414 (об утверждении Примерного порядка выдачи разрешений на
обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий,
учреждений и организаций).
«Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2005 год по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение
которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24
июня 2005 г. № 420.
67
«Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в организациях сталелитейной
промышленности» от 6 июля 2005 г. № 442.
«Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в организациях нефтегазового
комплекса» от 6 июля 2005 г. № 443.
Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из
важнейших направлений деятельности является сближение законодательства России и стран ЕЭС,
в том числе и в области охраны труда.
В настоящее время в России выполнен большой объем работы в этом направлении. С 1
июля 2003 г. вступил в силу федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
призванный обеспечить гармонизацию российского законодательства с европейским. В рамках
требований этого федерального закона вводятся новые законодательные нормативные акты –
технические регламенты и национальные стандарты. Указанные нормативные акты содержат
требования к процессам эксплуатации, производства, реализации, транспортировки, хранения и
утилизации продукции и по своему содержанию близки к требованиям европейского
законодательства.
Согласно федеральному закону «О техническом регулировании» в период с 2004 по 2010
годы будет осуществлен переход с действующей в настоящее время в России законодательной
базы, где требования к процессам эксплуатации, производства, реализации, транспортировки,
хранения и утилизации продукции содержатся в разнообразных по своей структуре нормативных
правовых актах (ГОСТах, СНиПах, СанПиНах и т.п.), к единой системе технических регламентов
и национальных стандартов по аналогии с европейским законодательством.
На текущий момент в Минпромэнерго России, являющемся ведущим министерством в
области технического регулирования, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р Программа по разработке технических регламентов на
2004-2006 гг., где федеральные органы исполнительной власти совместно участвуют в разработке
первоочередных технических регламентов, среди которых можно выделить следующие:
«О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и о безопасном использовании
прилегающих к ним территорий»,
«Пожарная безопасность. Общие требования»,
68
«Об экологической безопасности»,
«О ядерной и радиационной безопасности»,
«О биологической безопасности» и ряд других, регламентирующих требования
безопасности в важнейших видах промышленного производства, сельского хозяйства и
транспорта.
В рамках этой программы Минздравсоцразвития России участвует в разработке почти всех
предусмотренных программой проектов технических регламентов. Указанная программа
разработки технических регламентов имеет гибкий принцип формирования, позволяющий учесть
все замечания и предложения федеральных министерств и ведомств, как по перечню проектов
технических регламентов, так и по срокам их разработки и составу федеральных органов
исполнительной власти, участвующих в разработке проектов технических регламентов.
В настоящее время в области технического регулирования приняты законодательные акты,
регламентирующие процедуры рассмотрения и принятия проектов технических регламентов. При
разработке технических заданий на проекты технических регламентов первоочередной важности
серьезное внимание должно уделяться отражению в них требований охраны труда, что может
быть реализовано либо в виде раздела «Охрана труда» в техническом задании с появлением
аналогичного раздела в проекте технического регламента, либо принятием общего технического
регламента по охране труда. Оба варианта находятся в стадии проработки с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти (Минпромэнерго России, Роструд, Росздрав и
т.п.).
В рамках Федерального закона «О техническом регулировании» в 2005 г. Минпромэнерго
России завершает работу по внесению изменений в Программу разработки технических
регламентов, проводимую ежегодно, с учетом предложений федеральных органов исполнительной
власти. Новый проект Программы с учетом вносимых изменений рассчитан на период до 2008
года и содержит около 200 проектов технических регламентов, в большинстве которых принимает
участие Минздравсоцразвития России. Из предложенных Минздравсоцразвития России проектов
технических регламентов следует особо выделить проект специального технического регламента
«О средствах индивидуальной защиты», разработка которого позволит сформировать единые
технические требования к средствам индивидуальной защиты, обеспечивающие их безопасность,
эффективность применения и конкурентоспособность как на российском, так и на международном
рынке.
Участие специалистов Минздравсоцразвития России в предусмотренных
законодательством публичных обсуждениях проектов технических регламентов позволяет вносить
коррективы в проекты на предварительном этапе, что способствует более полному учету
требований охраны труда.
69
Дополнительно сформирована межведомственная рабочая группа с участием
представителей Минздравсоцразвития России по выработке концепции внесения изменений в
Федеральный закон «О техническом регулировании» с учетом его правоприменительной практики
на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.
Дальнейшая работа Минздравсоцразвития России в сфере технического регулирования
предусматривает проведение следующих мероприятий:
? осуществление законодательного разделения сфер применения трудового
законодательства и законодательства о техническом регулировании путем внесения изменений в
Федеральный закон «О техническом регулировании» и введения требований по обеспечению
условий и охраны труда работников в технические регламенты;
? обеспечение разработки и последующего утверждения проектов технических
регламентов, заявленных Минздравсоцразвития России;
? обеспечение участия организаций, заявленных Минздравсоцразвития России, в
разработке проектов технических регламентов, где Минздравсоцразвития России является
соисполнителем работ;
? согласование разработанных проектов технических регламентов в части соответствия
действующему законодательству в области охраны труда и обеспечения благополучия человека;
? по мере утверждения технических регламентов обеспечение учета их требований в
нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны
труда.
Вместо многочисленных межведомственных правил и норм по охране труда, стандартов
безопасности и т.п. будут функционировать 2-3 рамочных федеральных закона и приблизительно
150-300 технических регламентов. Они будут являться нормативными правовыми актами
федерального уровня.
Одновременно с реформой технического регулирования продолжается значительная работа
по сближению и гармонизации российского и европейского законодательства в области охраны
труда в рамках программы ТАСИС. Предстоит большая работа по переработке около 400
стандартов техники безопасности с целью приведения национальных нормативов в соответствие с
требованиями европейских и международных стандартов ИСО.
В этом направлении выполнен большой объем работ. Важным достижением здесь следует
отметить появление в составе российского законодательства в области охраны труда ГОСТ Р
12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной
труда в организации» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 июня 2003 г. № 206-
ст), который отвечает требованиям международного законодательства: гармонизирован со
стандартом OHSAS 18001-99 и руководством МОТ ILO-OSH 2001.
70
В условиях административной реформы необходимо совершенствование законодательной
базы по охране труда в следующих направлениях:
1) в целях устранения противоречий или дублирования в законодательных актах по
охране труда, промышленной безопасности и гигиене труда;
2) для полного и всестороннего регулирования всех аспектов взаимоотношений между
государством, работниками и работодателями по вопросам охраны труда и безопасности труда (в
настоящее время возросла социальная защищенность работников в случае потери
трудоспособности, инвалидов труда, семей погибших на производстве. Такие же важные задачи в
области охраны труда, как реабилитация пострадавших на производстве, проведение мер по
предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в
законодательной плоскости решаются недостаточно);
3) сохранения законов об охране труда в субъектах Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России, входящие в его систему федеральные службы и агентства, а
также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
постоянно совершенствуют, пересматривают старые и разрабатывают новые законодательные и
иные нормативные правовые акты, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан в
процессе трудовой деятельности, формирование эффективной социальной защиты работающих, в
основе которой лежит механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
71
8. Перспективы и направления совершенствования нормативно-правового
регулирования в области условий и охраны труда в Российской Федерации

Несмотря на наметившуюся тенденцию улучшения некоторых показателей,
характеризующих состояние условий и охраны труда в Российской Федерации, признать его в
целом удовлетворительным не представляется возможным.
Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости остается
достаточно высоким, даже учитывая недостатки в системе статистического учета. Можно с
уверенностью утверждать, что фактические показатели производственного травматизма
значительно выше хотя бы из-за отсутствия или неполного учета легких травм и травм средней
тяжести.
Среди главных причин, обусловливающих высокие показатели производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости, можно отметить:
? старение основных производственных фондов, износ которых в ряде отраслей достигает
706 и более процентов (наиболее сложная ситуация наблюдается в электроэнергетике,
нефтепереработке, химической и нефтехимической промышленности, а также в машиностроении
и металлообработке);
? ослабление производственной, технологической и трудовой дисциплины, а также
ответственности работодателей, руководителей всех уровней и специалистов за состояние условий
и охраны труда на предприятиях в условиях меняющегося законодательства и трудностей
экономического роста;
? ослабление должного контроля за безопасностью производственных процессов и
охраной труда вследствие недостаточного совершенства нормативной правовой базы
осуществления контрольно-надзорных функций на всех уровнях государственного управления;
И самое главное – не достаточно сформирован и задействован экономический механизм,
заинтересовывающий работодателей вкладывать средства не просто в обновление
производственных фондов, а в их качественное совершенствование, оснащение производства
наиболее современными и безопасными станками, машинами и другим оборудованием, внедрение
таких технологических процессов, которые позволяют существенно снизить или совсем устранить
риски для жизни и здоровья работников.
Наметившийся в последние годы подъем производства после нескольких лет спада в случае
использования преимущественно экстенсивных методов и форм развития неизбежно приведет к
ухудшению показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда.


6
По данным Росстата даже в крупных и средних коммерческих организациях промышленности степень износа
основных фондов ряда отраслей приближаются к 55%.
72
Высокий удельный вес работающих в добывающих отраслях и видах экономической
деятельности, связанных с переработкой сырья, предопределяет повышенные показатели
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так как именно эти отрасли
традиционно характеризуются неблагоприятными условиями труда.
Изменение отраслевой структуры экономики в сторону увеличения доли отраслей
обрабатывающей промышленности с приоритетом наукоемких производств, которое является
важнейшей задачей структурной перестройки на ближайшие годы, должно привести к
существенному сокращению числа предприятий – причинителей вреда. Создание благоприятных и
экономически привлекательных условий для инвестирования в приоритетные отрасли за счет
ускорения сроков амортизации оборудования, совершенствования системы страхования
профессиональных рисков и т.п. также должно повлечь за собой улучшение ситуации в стране с
условиями и охраной труда.
Для коренного перелома ситуации в масштабах и темпах обновления парка
производственного оборудования, подготовки квалифицированных специалистов в области
охраны труда, усиления социальной и экономической ответственности работодателей за снижение
профессиональных рисков, сокращение производственного травматизма и профессиональных
заболеваний необходимы:
1) изменение инвестиционной политики за счет введения гибкого налогового механизма
стимулирования интенсивного обновления устаревшего оборудования и его замены на передовые
с точки зрения обеспечения безопасности и охраны труда образцы;
2) укрепление организационной системы управления охраной труда на государственном
уровне, а также в муниципальных образованиях, обеспечивающей строгое информационное и
управленческое взаимодействие всех структур, входящих в систему;
3) обеспечение постоянно расширяющейся подготовки квалифицированных
специалистов в области охраны труда и их обязательного трудоустройства по профилю
подготовки за счет стимулирования государством спроса на таких специалистов;
4) изменение культуры производства, превращение охраны труда в одно из
приоритетных направлений экономической политики государства и каждого работодателя,
усиление социальной ответственности последнего за безопасность, гигиену труда, сохранение
условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, на своих предприятиях;
5) усиление общественного контроля за состоянием условий и охраны труда за счет
внедрения эффективных механизмов воздействия всех представительных органов работников на
процессы своевременного обновления и качественного совершенствования парка
производственного оборудования, а также обеспечение максимально возможной компенсации
неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье работников.
73
Влияние эффективности функционирования системы органов государственного управления
охраной труда на состояние условий и охраны труда опосредовано двумя важными моментами:
во-первых, это полнота, завершенность и действенность законодательной и иной
нормативной правовой базы по охране труда, включая организацию самой системы
государственного управления;
во-вторых, это информационно-аналитическое и методическое обеспечение всех
субъектов системы управления охраной труда, отражающее реальное положение дел и
позволяющее принимать правильные управленческие решения.
Информационно-аналитическое обеспечение позволяет отслеживать ситуацию с охраной
труда в стране и регионах, создавая своего рода «обратную связь» между управляющими
воздействиями органов, входящих в государственную систему управления охраной труда, и
фактическим состоянием дел с производственным травматизмом, профессиональной
заболеваемостью, условиями труда в стране.
Методическое обеспечение дает возможность решать многие проблемы, текущие и
перспективные задачи в области улучшения условий и охраны труда наиболее эффективными
методами и в оптимальные сроки.
Главными направлениями по улучшению условий и охраны труда в Российской
Федерации на ближайшую перспективу являются:
? совершенствование государственной системы управления охраной труда, ее
организационной и координационной деятельности;
? совершенствование законодательной базы для приведения ее в состояние, позволяющее
максимально эффективно управлять системой;
? совершенствование нормативной правовой базы в целях разработки полной и
согласованной системы нормативных требований охраны труда;
? усиление надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства и
исполнением нормативных требований охраны труда;
? разработка концептуально-методологического обеспечения формирования и реализации
целевых программ улучшения условий и охраны труда;
? улучшение информационного обеспечения процессов государственного управления
охраной труда.
Совершенствование государственной системы управления охраной труда должно
осуществляться на всех уровнях системы управления: федеральном, региональном, местном и
отраслевом.
Требует своего совершенствования структура управления, а также законодательное и
нормативное правовое обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъектов
74
Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления городских и
сельских поселений, руководителей субъектов экономической деятельности. Необходимо четко
определить и закрепить за ними функции и соответствующие полномочия в области условий и
охраны труда.
Так, в региональных законах об охране труда помимо конкретизации норм федерального
законодательства, должны быть определены полномочия органов местного самоуправления в
области охраны труда.
К числу таких полномочий следует относить:
? координацию работы служб охраны труда на территории муниципальных образований,
включая службы охраны труда субъектов экономической деятельности;
? проведение анализа состояния условий и охраны труда, выявление причин несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
? участие в разработке и реализации региональных и муниципальных целевых программ
улучшения условий и охраны труда;
? определение расходов на охрану труда из средств местных бюджетов и контроль их
использования;
? принятие местных нормативных правовых актов в области охраны труда и т.п.
Система государственного управления охраной труда в ряде важнейших отраслей
экономики (топливно-энергетический комплекс, строительство, промышленность, транспорт,
сельское хозяйство и др.), нуждается в совершенствовании по следующим направлениям:
? приведение трудового законодательства в соответствие с нормами федеральных
законов, в частности, с законом «О техническом регулировании»;
? замена устаревших нормативных правовых актов новыми. В настоящее время в ходе
анализа соответствия действующих, в частности в промышленности, нормативных документов
современным требованиям, 20 отраслевых документов по охране труда отменены или заменены
действующими межотраслевыми нормативными правовыми актами по охране труда, планируются
к замене еще 16 аналогичных документов;
? улучшение информационного обеспечения предприятий соответствующих отраслей в
части вопросов охраны труда, развитие систем связи, организация сетевых информационных
ресурсов, в том числе с использованием Российской информационной системы охраны труда
(РИСОТ);
? активизация деятельности подразделений, занимающихся проблемами охраны труда в
отраслевых министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, и наделение их
обязанностью решать вопросы целевого нормативно-правового регулирования в области охраны
труда (разработка новых и пересмотр действующих документов по охране труда, координация

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign