LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


4619
5000




4000



надбавки
3000
скидки


2000

905
751
409
1000




0
2002 2003 2004
годы


Диаграммы 4-1
53
условиях финансирования в 2004 г. предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний работников».
По сравнению с 2003 г. Перечень предупредительных мер на 2004 г. изменился
незначительно. Из него исключена позиция «приобретение приборов контроля за состоянием
условий труда». Кроме этого, в Перечень включена оплата профилактического лечения
работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, тогда как
в 2003 г. указанным работникам можно было оплатить лишь профилактическое санаторно-
курортное оздоровление.
Изменения произошли в определении размера средств, которые страхователи могли в
2004 г. направить на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний работников. Если в 2003 г. размер таких средств
составлял 20% от суммы перечисленных страховых взносов в ФСС России за 2002 г., то в 2004 г.
сумма страховых взносов, перечисленная в ФСС России за 2003 г., предварительно уменьшалась
на расходы ФСС России на выплату пособий по страховым случаям, произошедшим у этого
страхователя в 2003 г., а затем 20% оставшейся суммы направлялось на финансирование
предупредительных мер. Расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний за 2001-2004 гг. приведены в
таблице 4-2.
Таблица 4-2
Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний в 2001-2004 гг. (по данным ФСС России)

Количество страхователей, получивших Фактические расходы на
Годы
разрешение на финансирование финансирование, млн. руб.
2001 182 370,2
2002 10 907 966,5
2003 14 497 1165,0
2004 12 819 1343,0



В структуре расходов на предупредительные меры (таблица 4-3) в 2004 г. наибольшая доля
приходилась на расходы по санаторно-курортному лечению – 43,5%. По сравнению с предыдущим
годом отмечался рост удельного веса расходов на проведение аттестации рабочих мест,
приобретение СИЗ.
54
Таблица 4-3
Структура расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний (в процентах) в 2001-2004 гг. (по данным ФСС России)

Наименование мероприятий 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Всего, 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
Санаторно-курортное лечение 60,0 54,7 45,3 43,5
Периодические медицинские осмотры 40,0 18,6 18,4 17,2
Аттестация рабочих мест ? 17,1 14,8 16,7
Приобретение приборов контроля за ? 9,6 7,4 ?
условиями труда
Приобретение СИЗ ? ? 14,1 22,6


Как показывает практика, средства, выделяемые на проведение предупредительных мер,
составляют незначительную долю в затратах на мероприятия по охране труда и не
оказывают существенного влияния на улучшение условий труда. Проведение
предупредительных мер за счет этих средств более актуально, как правило, для крупных
организаций. В организациях малого бизнеса суммы оказываются незначительными, чтобы
заметно улучшить за счет них условия и охрану труда.
Следовательно, в 2004 г. основная деятельность в области обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний была
направлена на обеспечение выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью
застрахованных. Профилактическая составляющая страховой деятельности использовалась
недостаточно эффективно. Предупредительные меры по сокращению травматизма, несмотря на
постоянно увеличивающиеся расходы на их финансирование в 2001-2004 гг., существенно не
влияли на улучшение условий труда. Действующий механизм стимулирования не
заинтересовывает в достаточной мере работодателей в снижении профессионального риска. Такое
положение свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.

Аттестация рабочих мест по условиям труда
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель
обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда в организации. Аттестация рабочих мест по условиям труда
в настоящее время проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации
55
рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 14.03.97 г. № 12, которое требует переработки и
обновления.
Анализ состояния работ о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда в Российской Федерации осуществлен по данным органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда.
В течение 2004 г. практически во всех субъектах Российской Федерации продолжалась
работа по аттестации рабочих мест. Однако, как и в прошлом году, остался низким удельный вес
организаций, завершивших эту работу. К примеру, к концу 2004 г. завершили аттестацию в
Оренбургской области от общей численности действующих организаций 6,3%, в Омской области
– 5%, в Брянской области – 1,8%, в Смоленской области – 1,4%, в Кемеровской области – 1,1%, в
Корякском автономном округе – 1,1%, в Рязанской области – 0,8%, в Приморском крае – 0,72%, в
Краснодарском крае – 0,4%, в Таймырском АО – 0,3%.
Степень активности работодателей в проведении этой работы зависит от многих причин.
Прежде всего, ее проведение требует значительных финансовых затрат. Собственные
лаборатории промышленной санитарии и специалисты для проведения этой работы существуют
лишь на крупных промышленных предприятиях с большим числом работающих. На остальных
они либо отсутствуют, либо слабо технически оснащены, что не дает возможности проведения
всех необходимых измерений. Средние и малые предприятия вынуждены привлекать сторонние
организации для проведения инструментальных замеров параметров вредных и опасных
производственных факторов.
По данным Росстата в настоящее время 35,8% от общего числа организаций – убыточные.
В такой ситуации основным фактором, сдерживающим аттестацию рабочих мест, является
сложное финансово-экономическое положение организаций. Недостаток финансовых средств не
позволяет проводить инструментальные замеры в полном объеме из-за высокой стоимости
аттестации одного рабочего места, что отражается на качестве выполняемой работы. По данным
Государственной экспертизы условий труда, во многих регионах России органами
государственной экспертизы отклоняются, признаются неудовлетворительными до половины
материалов аттестации.
Возможность финансирования этой работы за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации используется слабо, поскольку работодателями должны выполняться для
этого необходимые требования по своевременной уплате страховых взносов, отсутствию
просроченной задолженности по ним, правильному оформлению документов.
Кроме причин финансового характера, сдерживающих процесс аттестации рабочих мест по
условиям труда, необходимо отметить недостаточное количество специальных аккредитованных
испытательных организаций, способных проводить весь комплекс работ по аттестации рабочих
мест по условиям труда. В настоящее время в Российской Федерации аккредитовано более 200
56
испытательных лабораторий, но отмечается недостаток организаций, способных оказывать
качественные услуги по аттестации рабочих мест и испытательных лабораторий в Южном
федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Сибирском федеральном округе,
Дальневосточном федеральном округе.
Установление скидок и надбавок к страховым тарифам осуществляется в настоящее время с
учетом проведения аттестации в объеме не менее 30% от общего количества рабочих мест. Такое
положение не стимулирует организации к проведению аттестации в полном объеме, так как
аттестуются в основном рабочие места, на которых работникам законодательно установлены
компенсации. Но есть и положительные сдвиги в работе по аттестации рабочих мест по условиям
труда. В Липецкой, Ленинградской, Ростовской, Пермской, Иркутской и некоторых других
областях аттестовано более половины общего числа рабочих мест.
В целом по Российской Федерации работа по аттестации рабочих мест по условиям труда
ведется недостаточно высокими темпами, что требует усиления контроля со стороны надзорных
органов за выполнением работодателями обязанности по проведению аттестации рабочих мест по
условиям труда с последующим проведением сертификации работ по охране труда в соответствии
с требованиями федерального законодательства.
Для проведения сертификации работ по охране труда в организации должна быть
полностью завершена аттестация рабочих мест. Однако доля таких организаций, как показал
анализ, невелика. Соответственно невысоки темпы сертификации работ в области охраны труда.
Но многие организации стремятся к сертификации, особенно крупные градообразующие
предприятия, поскольку получение сертификата безопасности – это свидетельство соответствия
работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям
в этой области, что благотворно влияет на имидж организации, конкурентоспособность ее
продукции.
В настоящее время в Системе сертификации работ по охране труда аккредитовано 213
органов по сертификации и 236 испытательных лабораторий. В Северо-западном регионе
действует 28 органов по сертификации и 29 измерительных лабораторий; в Центральном регионе
– 73 органа по сертификации и 85 лабораторий; в Приволжском соответственно – 49 и 53; в
Южном – 13 и 17; Сибирском – 20 и 18; Дальневосточном – 10 и 12. Органами по сертификации
выдано 650 сертификатов безопасности, создано 12 центров по подготовке экспертов в этой
области.
Таким образом, основываясь на результатах анализа состояния работ по аттестации
рабочих мест по условиям труда в 2004 г., можно сказать, что отношение работодателей к
вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда изменилось, но темпы проведения этой
работы в целом по Российской Федерации продолжали оставаться невысокими, особенно в
организациях среднего и малого бизнеса.
57
5. Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

В настоящее время функции государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда, закрепленных в трудовом законодательстве по обеспечению защиты
прав граждан России на безопасный труд и условия труда, отвечающие требованиям охраны
труда, выполняются Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и находящимися в ее
ведении государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации.
В 2004 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации
продолжалось осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В этих
целях в 2004 году было проведено свыше 159 тыс. проверок по охране труда (в 2003 году – 157,3
тыс.). При этом основное внимание уделялось профилактическим мерам, направленным на
сокращение и предупреждение правонарушений.
Около 64 тыс. проверок было проведено во взаимодействии с органами государственного
технологического, экологического, энергетического, пожарного, санитарно-эпидемиологического
и другими государственными органами надзора и органами общественного контроля (в 2003 году
– свыше 59 тыс.).
В результате проведённых в 2004 году проверок госинспекторами труда было выявлено
свыше 1622,2 тыс. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда (в 2003 году –
1619,7 тыс.), в целях устранения которых работодателям выдано 168,4 тыс. предписаний (в 2003
году – 168 тыс.). При этом в 2004 году количество исполненных в установленные сроки
предписаний по сравнению с 2003 годом возросло и составило более 130 тыс. (в 2003 году – 128,8
тыс.), а удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений по
вопросам охраны труда составил 79,5% (в 2003 году – 78,2%). В 2004 году было проведено:
– более 9,2 тыс. тематических инспекционных проверок соблюдения требований ст.ст. 212
и 225 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения работодателями
установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по
охране труда (в 2003 г. – 8,8 тыс.), в ходе которых было выявлено и устранено свыше 245,5 тыс.
нарушений (в 2003 г. – 207,9 тыс.). Наиболее распространенными нарушениями установленных
требований законодательства в этой сфере являлись непрохождение руководителями и
специалистами проверки знаний по охране труда и допуск работников к самостоятельной работе
без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах. На основании
выявленных нарушений по требованиям госинспекторов труда было отстранено от работы около
126,6 тыс. работников организаций (в 2003 г. – 108,2 тыс.);
58
– около 4,9 тыс. инспекционных тематических проверок соблюдения работодателями
требований ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации по обеспечению работников
спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (в
2003 г.– 4,9 тыс.), в ходе которых было выявлено свыше 77,4 тыс. нарушений требований охраны
труда (в 2003 г. – 61,3 тыс.). Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности
госинспекций труда свидетельствуют, что в нарушение установленных требований трудового
законодательства во многих организациях работники, занятые на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, не обеспечивались предусмотренными Типовыми отраслевыми
нормами средствами индивидуальной защиты. Приобретаемые работодателями средства
индивидуальной защиты не имели сертификатов соответствия и не соответствовали требованиям
охраны труда, не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств
индивидуальной защиты и установленный порядок их хранения, не проводился инструктаж
работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств
индивидуальной защиты, не производилась своевременная замена средств индивидуальной
защиты в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника,
не организованы их стирка, чистка и ремонт.
По результатам указанных проверок госинспекторами труда было запрещено
использование приобретенных работодателями более 63,5 тыс. единиц средств индивидуальной
защиты, не имевших сертификатов соответствия и не соответствовавших требованиям охраны
труда;
– более 30,5 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями требований ст.ст. 212
и 215 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения соответствия
осуществляемых в организациях технологических процессов, применяемых инструментов и
материалов, эксплуатирующихся зданий, сооружений и оборудования государственным
нормативным требованиям охраны труда, по результатам которых, а также в иных случаях
выявления фактов эксплуатации производственных объектов и оборудования, реально
угрожающих жизни и здоровью работников, госинспекторами труда было приостановлено в
установленном порядке проведение работ почти в 7,0 тыс. производственных подразделениях
организаций (в 2003 г. – 7,1 тыс.) и эксплуатация свыше 87,3 тыс. единиц различного
оборудования (в 2003 г. – 85,7 тыс.);
– свыше 9,9 тыс. инспекционных проверок соблюдения требований ст. 215 Трудового
кодекса Российской Федерации по обеспечению соответствия строящихся и реконструируемых
производственных объектов разработанной проектно-технической документации и
государственным нормативным требованиям охраны труда (в 2003 г. – 8,4 тыс.), в ходе которых
выявлено и устранено свыше 39,3 тыс. отступлений от проектов, ухудшающих условия и охрану
59
труда работников, и иных нарушений государственных нормативных требований охраны труда (в
2003 г. – 35,7 тыс.), в результате чего в 2004 году ряд законченных строительством
производственных объектов не был принят в эксплуатацию;
– более 31,6 тыс. инспекционных проверок соблюдения требований ст.ст.227-231
Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок расследования,
оформления и учета несчастных случаев на производстве (в 2003 году – 31,6 тыс.), в ходе которых
было выявлено свыше 110,4 тыс. правонарушений (в 2003 году – 103,7 тыс.), в том числе 3,7 тыс.
сокрытых от расследования несчастных случаев на производстве (в 2003 году – 3,6 тыс.), из
которых 317 – со смертельным исходом (в 2003 году – 322).
В порядке реализации предоставленных полномочий по пресечению выявляемых
правонарушений в трудовой сфере в 2004 году по результатам проведенных инспекционных
проверок за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда
госинспекторами труда в установленном порядке было привлечено к административной
ответственности (штрафу) 48,1 тыс. виновных должностных лиц организаций (в 2003 году – 44,2
тыс.).
Кроме того, вследствие выявленных в 2004 году фактов повторного нарушения требований
охраны труда, ряд виновных руководителей и должностных лиц организаций на основании
оформленных госинспекторами труда протоколов были дисквалифицированы судебными
органами без права занимать руководящие должности на различные сроки до 3 лет.
По результатам проведенных в 2004 году расследований несчастных случаев на
производстве в установленном порядке было направлено в органы прокуратуры свыше 23,4 тыс.
материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц
(в 2003 году – 23.1 тыс.), по которым было возбуждено 692 уголовных дела (в 2003 году – 1000) и
осуждено судом в соответствии со ст.143 УК РФ 77 виновных лиц (в 2003 году – 80).

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников
в области охраны труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об
основах охраны труда в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
«Положением о технической инспекции труда», постановлениями Исполкома и Генсовета
Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) техническая инспекция труда осуществляла
профсоюзный контроль за состоянием условий и охраны труда и окружающей среды, защищала
права и законные интересы членов профсоюзов.
60
По отчетным данным 63 территориальных объединений организаций профсоюзов и 17
общероссийских профсоюзов в 2004 году технической инспекцией труда было проведено более
76,8 тыс. проверок, в результате которых выявлено 284,6 тыс. нарушений требований трудового
законодательства, а также законодательства о промышленной, экологической и санитарно-
гигиенической безопасности.
Проводимые инспекцией труда проверки осуществлялись как самостоятельно, так и
совместно с государственными органами надзора и контроля, а также уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда профсоюзов.
По результатам совместных проверок работодателям выдано 47,1 тыс. представлений
(предписаний, предложений) по устранению выявленных нарушений. Непосредственно
технической инспекцией труда проведено свыше 12,5 тыс. проверок, в ходе которых было
выявлено около 78,2 тыс. нарушений требований по охране труда и по результатам проведенных
проверок работодателям выдано 9,6 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений.
В связи с непосредственной угрозой жизни и здоровью работникам работодателям было
предъявлено 5,1 тыс. требований о приостановке работ, в том числе 507 производственных
участков и 4,6 тыс. станков, машин, оборудования, транспортных средств.
Техническими инспекциями труда профсоюзов направлялись работодателям, в органы
Федеральной инспекции труда, в органы прокуратуры требования о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении норм трудового права в области охраны труда. На
основании этих требований виновные лица привлекались к дисциплинарной и уголовной
ответственности.
Инспекциями труда профсоюзов осуществлялся контроль за проведением аттестации
рабочих мест по условиям труда, а также методическое руководство по участию в аттестации
профсоюзных организаций.
Проводились выборочные проверки выполнения мероприятий по охране труда,
предусмотренные коллективными договорами и отраслевыми соглашениями; целевые проверки
обеспечения работающих СИЗ и др.
В 2004 году инспекция труда приняла участие в рассмотрении и разработке 304 проектов
законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и 511
проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, 451 из них было
согласовано профсоюзами.
На федеральном уровне было рассмотрено более 25 проектов федеральных законов. Среди
них: «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
61
государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», «О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
на 2005 год», «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации
Российской Федерации», «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.
Должное внимание инспекцией уделялось пропаганде охраны труда и экологии.
По данным отчетов по форме 19-ТИ, в профсоюзных организациях 63 субъектов
Российской Федерации работают 474 технических инспекторов труда (в том числе 85 в
территориальных объединениях организаций профсоюзов), средняя их численность составляет 7,5
инспектора на субъект Российской Федерации (в 2003 г. было 7,3). По одному инспектору имеется
в республиках Чувашия, Калмыкия, Карелия, Адыгея, Калининградской области.
До настоящего времени отсутствуют штаты технической инспекции в Тверской области, в
Совете профсоюзов Республики Северная Осетия – Алания, в Сахалинском областном
объединении организаций профсоюзов. В Свердловской области длительное время без
технических инспекторов работают организации профсоюзов работников машиностроения и
металлообработки, жилищно-коммунального хозяйства, бытовых и промышленных предприятий,
лесных отраслей, авиационных работников, агропромышленного комплекса и др. В Карачаево-
Черкесской Республике нет технических инспекторов ни в одном отраслевом республиканском
Совете (Комитете). По-прежнему нет технической инспекции в общероссийских профсоюзах
авиационных работников, геологии, геодезии и картографии Российской Федерации,
автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, инновационных и малых
предприятий.
Однако, несмотря на объективные трудности с комплектацией кадров, в некоторых
профсоюзах численность инспекторов увеличилась. Так, в профсоюзе работников нефтяной,
газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации за период 2001-2004
гг. их численность увеличилась на 8 человек и составила 36 инспекторов. Продолжалась работа по
восстановлению технической инспекции труда в Российском профсоюзе трудящихся авиационной
промышленности. В 2004 г. утверждено 6 технических инспекторов труда, вновь восстановлены
инспекции в Ульяновской, Омской и Воронежской областях, Республике Татарстан.
62
6. Деятельность государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации осуществляет свою
деятельность в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны труда в
Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 г.
№ 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в
Российской Федерации». Выполнение задач и реализация функций государственной экспертизы
условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда проводилась на рабочих местах, при
проектировании строительства и реконструкции объектов, а также по запросам органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных
органов, органов управления охраной труда, работодателей, представителей профессиональных
союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Основными направлениями деятельности государственной экспертизы условий труда в
2004 году были:
? контроль за соблюдением требований охраны труда в проектной документации при
строительстве и реконструкции производственных объектов;
? проверка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
? контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными и опасными условиями труда;
? подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска
в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
В 2004 г. по сравнению с 2003 г. отмечено повышение заинтересованности работодателей в
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, в Ленинградской области 90,1%
экспертиз проведено по запросам организаций (работодателей). Причем отмечалось увеличение
активности среди организаций среднего и малого бизнеса.
В ходе проверок в 2004 г. выявлено 21 403 нарушения по вопросам предоставления
гарантий и компенсаций работающим, что по сравнению с предыдущим годом составило 100,1%.
По вопросам надзора за строительством и реконструкцией производственных объектов отмечено
39 384 нарушения или 110,1% по отношению к 2003 г.
Наиболее распространенными нарушениями действующего законодательства в 2004 г.
были отказ в выдаче молока и других равноценных продуктов, спецпитания, непредоставления
дополнительных отпусков, доплат работникам, непредоставление льготных пенсий.
63
Возрастает роль государственной экспертизы условий труда при строительстве и
реконструкции производственных объектов. Проведение данного вида экспертиз позволяет
контролировать планирование работ по охране труда в организациях на стадии проектирования

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign