LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Диаграмма 3-1
42


Удельный вес профессиональных заболеваний и отравлений в организациях различных
форм собственности в общем числе зарегистрированных случаев (в процентах)
(по данным Роспотребнадзора)

50
47,1
43,1
45

40
35,2
34,4
35
28,2
30
проценты




25,4
25

20

15

10

5

0
2002 2003 2004
годы

Государственная собственность Негосударственная собственность

Диаграмма 3-2
43
Таблица 3-1
Удельный вес профессиональных заболеваний и отравлений по формам собственности (по рангу)
за 2002–2004 гг. (по данным Роспотребнадзора)
Удельный вес случаев (в %)
№ от общего числа
Форма собственности
п/п
2002 г. 2003 г. 2004 г.
1. Частная собственность 35,2 43,1 47,1
2. Российская собственность 19,4 13,7 12,2
3. Муниципальная собственность 4,1 4,8 4,6
4. Государственная собственность 3,5 4,0 4,6
5. Федеральная собственность 7,3 5,7 4,0


Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний в 2004 г., как и в
предыдущие годы, стали: несовершенство технологических процессов (41,8%),
конструктивные недостатки средств труда (29,9%), несовершенство рабочих мест (5,3%),
несовершенство санитарно-технических установок (5,3%), отсутствие СИЗ (1,6%)
(диаграмма 3-3).
Наибольший удельный вес, как и в прошлые годы, приходится на заболевания, связанные с
воздействием физических факторов (37,7%), промышленных аэрозолей (29,2%), физически
напряженного труда (16,4%) и др. (таблица 3-2 и диаграмма 3-4).
Таблица 3-2

Удельный вес ведущих нозологических форм профессиональных заболеваний и отравлений за
2002-2004 годы (в %) (по данным Роспотребнадзора)


Нозологические формы 2002 г. 2003 г. 2004 г.
п/п
Заболевания, связанные с воздействием физических
1. 37,5 36,7 37,7
факторов
Заболевания, вызванные воздействием промышленных
2. 27,3 29,3 29,2
аэрозолей
Заболевания, связанные с физическими перегрузками и
3. 17,8 16,2 16,4
перенапряжением отдельных органов и систем
Заболевания (интоксикации), вызванные воздействием
4. 7,8 9,4 7,6
химических факторов
Заболевания, вызванные действием биологических
5. 6,7 6,8 6,5
факторов
6. Аллергические заболевания 2,4 1,3 2,1
7. Профессиональные новообразования 0,5 0,3 0,5
Итого 100 100 100
44


Основные причины возникновения хронических профзаболеваний в 2000-2004 гг.
в Российской Федерации (по данным Роспотребнадзора)

50
45,3 43,5
44,5 42,5
45
41,8

40

35
30,6
28,7 28,4 29,9
28,5
30

25


20

15

10
5,4 5,3 5,3
5,2 5,2 5,2 5,2 4,9 4,9
4
5
2 1,6
1,5
1,2 1,1
0
2000 2001 2002 2003 2004
годы
несовершенство техпроцессов конструктивные недостатки средств труда несовершенство сантехустановок

отсутствие СИЗ несовершенство рабочих мест


Диаграмма 3-3
45


Удельный вес профессиональных заболеваний, вызванных воздействием вредных
производственных факторов (в процентах от общего числа профзаболеваний)
(по данным Роспотребнадзора)
40
37,7
37,5 36,7
35

29,3 29,2
30
27,3
25
проценты




17,8
20
16,4
16,2
15

9,4
7,8
10
7,6
6,8
6,7 6,5
5
2,4 2,1
1,3
0
2002 2003 2004
годы

Заболевания, связанные с воздействием физических факторов
Заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей
Заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем
Заболевания (интоксикации), вызванные воздействием химических факторов
Заболевания, вызванные действием биологических факторов
Аллергические заболевания

Диаграмма 3-4
46
Профессиональная патология наиболее часто регистрировалась среди работников
следующих профессий: водитель большегрузного автомобиля, горнорабочий очистного забоя,
дояр, дробильщик, машинист буровой установки, машинист экскаватора, механизатор,
медицинский работник, обрубщик, огнеупорщик, плавильщик, проходчик, прессовщик, слесарь-
ремонтник, шахтер, электрогазосварщик, электролизник, электромонтер и др.
Отраслевая структура профессиональной заболеваемости включает следующие основные
отрасли: промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство,
транспорт и связь.
Профессиональная заболеваемость в Российской Федерации напрямую зависит от
состояния условий труда в различных отраслях экономики по регионам Российской Федерации.
Изменение условий труда работающих в наиболее опасных с точки зрения возникновения
профессиональных заболеваний и профессиональный отравлений отраслях экономики различных
регионов Российской Федерации позволит целенаправленно влиять на уровень профессиональной
заболеваемости в стране.
Снижение уровня профессиональной заболеваемости в Российской Федерации может быть
достигнуто прежде всего за счет внедрения новой техники, новых технологий, повышения
ответственности работодателей за выполнение законодательных и иных нормативных правовых
актов об охране труда, улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических
учреждений и повышения квалификации их персонала, повышения ответственности каждого
работника за выполнение правил и норм охраны труда.
47

4. Профилактика производственного травматизма и профессиональных
заболеваний
Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда
Обучение по охране труда является одним из важнейших условий безопасности труда на
производстве. Утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации от 13.01.03 № 1/29
«Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников
организаций» устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, и
направлен на обеспечение профилактических мер по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний.
С третьего квартала 2000 года в Российской Федерации началось обучение по охране
труда отдельных категорий застрахованных за счет средств обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2004 г.
эту работу проводили 11 федеральных органов исполнительной власти и 85 субъектов Российской
Федерации. Обучение проводили более 500 обучающих организаций, выигравших конкурс.
Обучено более 330 тыс. работников. На эти цели использовано около 300 млн. рублей из бюджета
Фонда социального страхования Российской Федерации. Всего в 2004 г. обучение по охране труда
проводили 1659 обучающих организаций, имеющих лицензии на право ведения образовательной
деятельности, преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, и
соответствующую материально-техническую базу. Ими обучено 800015 человек.
Сводные данные о динамике обучения по охране труда работников организаций за 1999-
2004 гг. представлены в таблице 4-1.
Таблица 4-1
Динамика обучения по охране труда работников организаций за 1999-2004 гг.
(по данным ФСС России)
Годы Общее количество обученных по Количество обучающих организаций, ед.
охране труда работников
организаций, тыс.чел.
Всего в том числе отдельных Всего в том числе участвующих в
категорий обучении отдельных
застрахованных категорий застрахованных
1999 580,0 ? 970 ?
2000 602,0 80,5 1050 202
2001 995,017 375,6 1100 420
2002 1025,380 355,709 1160 421
2003 953,582 325,507 1359 608
2004 800,015 330,000 1659 500
48
Как видно из приведенных данных, общая численность обученных по охране труда за
последние три года (2002-2004 гг.) имеет тенденцию к сокращению. Это, в определенной
степени, является следствием направления работодателями средств на развитие производства без
учета мероприятий по охране труда, что грозит увеличением случаев производственного
травматизма и профессиональных заболеваний. В то же время растет заинтересованность
работодателей в обучении отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации. В 2004 г. за счет этих средств было обучено
41,2% работников.
Несмотря на реальную пользу и эффективность этого вида обучения, объем финансовых
средств, предусматриваемый бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации
на эти цели, из года в год уменьшался. Так, в 2002 г. объем выделенных финансовых средств в
целом по Российской Федерации составил 340 млн. руб., в 2003 г. – 335 млн. руб., а в 2004 г. – 330
млн. руб.
В целях реализации требований установленного порядка обучения и проверки знаний по
охране труда работников и повышения квалификации специалистов по охране труда
Минздравсоцразвития России были утверждены Примерные учебные планы обучения по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и Примерная
программа обучения по охране труда работников организаций.
Проработка программных вопросов охраны труда и методическое сопровождение учебного
процесса являются важными и необходимыми условиями формирования единого подхода к
обучению, его качеству.
Существенным недостатком системы обучения отдельных категорий застрахованных за
счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний является отсутствие в программах обучения отраслевой
специализации, тематики по технологии безопасного производства работ.
Не все работодатели соблюдают установленный порядок проведения обучения,
инструктажа и проверки знаний требований охраны труда, так как с ослаблением отраслевого
управления охраной труда на федеральном уровне не все отрасли обеспечены конкретными
порядками проведения всех видов инструктажей, предусмотренных постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерством
образования Российской Федерации от 13.01.03 № 1/29.
Выполнение установленных законодательными и нормативными правовыми актами
требований по обучению и проверке знаний по охране труда работников будет способствовать
профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для решения этой задачи важно уделять внимание вопросам совершенствования
организации и методического обеспечения обучения по охране труда, а именно:
49
• совершенствовать нормативную правовую базу по организации обучения и проверки
знаний требований охраны труда, в том числе обучения и проверки знаний отдельных категорий
застрахованных работников за счет средств ФСС России, на основе мониторинга персонального
учета обученных в зависимости от состояния производственного травматизма в организациях,
отраслях, регионах;
• развивать методологию обучения по четко ориентированным типовым программам и
учебным планам для различных категорий персонала;
• использовать эффективные новые технологии обучения (дистанционное, модульное
обучение, мультимедиа-технологии) в сочетании с традиционными формами обучения;
• обеспечивать контроль за достижением обучаемыми необходимого уровня знаний,
навыков и умений – от промежуточного периодического контроля до проверки знаний комиссией;
• создавать и актуализировать информационные ресурсы учебного назначения (учебные
пособия, плакаты, методические материалы, электронную библиотеку);
• совершенствовать материально-техническую базу (компьютерная техника, манекены-
тренажеры по оказанию медицинской помощи, лабораторные приборы и комплексы, экспонаты и
образцы средств индивидуальной защиты и пр.).

Повышение обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
Анализ статистических данных Росстата показывает, что в 2004 г. по сравнению с 2003 г.
расходы на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в целом по
Российской Федерации выросли на 5,9% и составили 14,4 млрд.руб.
Фактические расходы на спецодежду, спецобувь и другие СИЗ в среднем на одного
работника по Российской Федерации в 2004 г. составили 1383 рубля.
Информация, представленная федеральными органами исполнительной власти по
обеспеченности средствами индивидуальной защиты подведомственных организаций, показала,
что уровень обеспеченности сертифицированными СИЗ колеблется в пределах 75% – 95%.
Основной причиной случающихся в отдельных организациях перебоев с обеспечением СИЗ
явилась высокая стоимость отдельных образцов СИЗ и ограниченность оборотных
финансовых средств организаций, что приводило к увеличению сроков использования СИЗ.
Затрудняет правильное использование СИЗ значительное количество нормативных
правовых и иных нормативных актов, определяющих порядок их выдачи и применения и
предъявляемые к ним требования. Не способствует повышению обеспеченности СИЗ
отсутствие систематизированной информации о производителях СИЗ, качестве
производимой ими продукции, требованиях, предъявляемых к спецодежде, спецобуви и другим
СИЗ для наиболее массовых профессий рабочих, а в ряде случаев – недопонимание
работодателями вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда.
50
Анализ обеспеченности работников сертифицированными СИЗ в разрезе субъектов
Российской Федерации также показал недостаточный уровень обеспечения работников СИЗ,
особенно в организациях агропромышленного комплекса, на малых предприятиях и в
организациях частной формы собственности. Наиболее остро проблема обеспеченности
работников СИЗ стоит в организациях муниципальной формы собственности, так как их
финансирование осуществляется из средств местного бюджета и на мероприятия по охране труда
выделяется недостаточное количество финансовых средств.
Основной причиной неудовлетворительного обеспечения работников этих организаций
СИЗ является отсутствие необходимых финансовых средств, а также недостаточная
ответственность работодателей при решении этой проблемы.
На уровень обеспеченности СИЗ организаций влияет отсутствие достоверной информации
федерального значения об их производстве и фактической потребности в них. Отдельные
несистематизированные сведения о производстве и потреблении подобных средств защиты
имеются в Ассоциации СИЗ, Ассоциации специалистов по охране труда, в разных
информационных издательствах и непосредственно у производителей, потребителей и
поставщиков. Ассортимент сертифицированных СИЗ на рынке услуг отдельных регионов
представлен недостаточно.
Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности госинспекций труда в субъектах
Российской Федерации свидетельствует, что в нарушение установленных требований трудового
законодательства во многих организациях работники, занятые на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, не обеспечивались средствами индивидуальной защиты,
предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами. Приобретаемые работодателями СИЗ не
имели сертификатов соответствия и не соответствовали требованиям охраны труда, не был
организован надлежащий учет, контроль за выдачей работникам СИЗ и установленный порядок их
хранения, не проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим
способам проверки исправности СИЗ, не производилась своевременная замена СИЗ в случаях их
порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, не организованы их
стирка, чистка и ремонт.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» одной из основных задач
в этой сфере является обеспечение заинтересованности субъектов страхования в снижении
профессионального риска. Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям.
51
Во-первых, размер страхового тарифа дифференцируется по классам профессионального
риска и зависит от уровня травматизма, что направлено на стимулирование улучшения условий
труда.
На 2004 г. Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 167-ФЗ были установлены страховые
тарифы по 22 классам профессионального риска, остающиеся неизменными с 2001 года.
Во-вторых, в качестве механизма стимулирования законодательно используется система
скидок и надбавок к страховым тарифам, которые устанавливаются страхователю с учетом
состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию, что позволяет
корректировать величину страхового тарифа, устанавливаемого страхователю в зависимости от
уровня профессионального риска. Надбавки в размере до 40% страхового тарифа устанавливаются
страхователям, чьи показатели по частоте и тяжести страховых случаев, а также по суммам выплат
на обеспечение по страхованию превышают средние значения аналогичных показателей. Скидки
устанавливаются страхователю с учетом результатов работы по проведению аттестации рабочих
мест по условиям труда и предварительных и периодических обязательных медицинских
осмотров.
Как видно из данных диаграммы 4-1, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. почти на 20%
выросло количество страхователей, которым установлены скидки к страховым тарифам, и на 6%
снизилось количество страхователей, получивших надбавки к страховому тарифу. Однако
количество страхователей, получивших надбавки к страховому тарифу, продолжало оставаться
намного выше тех, кто получил скидки. Но в целом доля страхователей, получивших скидки или
надбавки, незначительна: в 2002 г. – 0,16%, в 2003-2004 гг. – 0,3%. Такое положение
свидетельствует о том, что скидки и надбавки пока не оказывают должного влияния на
стимулирование работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Другой важной задачей страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний является обеспечение предупредительных мер, направленных на
сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В Федеральных
законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002, 2003, 2004 гг.
была определена возможность направления до 20% страховых взносов на финансирование этих
мер.
Финансирование затрат на предупредительные меры по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда
социального страхования Российской Федерации осуществлялось в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 г. № 82 «О порядке и
52


Количество страхователей, которым установлены скидки и надбавки к страховым тарифам
в 2002-2004 гг. (по данным ФСС России)


5675
5334
6000

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign