LINEBURG


страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации




ДОКЛАД

«Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации
в 2004 году и меры по их улучшению»




Москва – 2005 г.
2



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................................................................................................... 3
1. Условия труда в Российской Федерации и социально-экономические последствия
неблагоприятных условий труда ............................................................................................................... 5
2. Производственный травматизм ........................................................................................................... 23
3. Профессиональная заболеваемость..................................................................................................... 40
4. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний .................... 47
5. Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда ....................................................... 57
6. Деятельность государственной экспертизы условий труда.............................................................. 62
7. Совершенствование законодательства в области охраны труда...................................................... 65
8. Перспективы и направления совершенствования нормативно-правового регулирования в
области условий и охраны труда в Российской Федерации ................................................................. 71
Приложения………………………………………………………………...…………………………….79
3
Введение
В Российской Федерации охрана труда, как система мер, направленных на сохранение
жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, формируется под воздействием
различных факторов, в числе которых:
• структура и состояние отраслей экономики, особенно промышленного производства;
состояние законодательной базы, регулирующей устойчивое и прогрессивное
развитие отраслей;
• состояние основных производственных фондов, темпы их обновления, соответствие
требованиям охраны труда;
• действенность и завершенность законодательной и нормативной правовой базы
охраны труда;
• наличие и организационное взаимодействие органов управления охраной труда,
реализующих закрепленную законодательно государственную политику в области
охраны труда;
• кадровое обеспечение органов управления охраной труда; подготовка специалистов
по охране труда в системе высшего образования; обучение и повышение
квалификации по вопросам охраны труда руководителей и специалистов
организаций;
• научное и информационное обеспечение.
Характерной особенностью состояния условий и охраны труда в 2004 году явилось то, что
оно формировалось под совместным воздействием вышеперечисленных факторов и начавшейся в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» административной реформы.
Основной целью административной реформы являлось разделение законодательной и
нормотворческой деятельности, надзорно-контрольных функций за исполнением
законодательства, а также деятельности по управлению государственным имуществом и оказанию
государственных услуг, что и было закреплено в новой структуре органов, входящих в систему
управления охраной труда (приложение 1).
Административная реформа привела к существенным изменениям сложившейся системы
управления охраной труда и потребовала изменения системы взаимодействия и распределения
полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изменилась структура федеральных органов исполнительной власти и произошло
перераспределение их функций и полномочий по вопросам охраны труда.
4
Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами
исполнительной власти на законодательном уровне не завершено. Во всех субъектах Российской
Федерации должна быть активизирована деятельность по доработке действующих или принятию
новых региональных законов об охране труда с учетом тех изменений федерального
законодательства, которые затрагивают организационные и функциональные аспекты
государственной системы управления охраной труда в России.
Необходимо вносить изменения в действующее законодательство и укреплять нормативно-
правовую базу по охране труда в целях устранения пробелов или неточностей в распределении
полномочий, а также в определении целей и задач всех субъектов системы управления охраной
труда.
Нуждается в ускорении процесс принятия на уровне субъектов Российской Федерации
законов о наделении органов местного самоуправления полномочиями по управлению охраной
труда.
На отраслевом уровне охрана труда как направление государственной политики не должно
оказаться в числе избыточных функций федеральных органов исполнительной власти. В
положениях об этих органах должны быть закреплены основные направления работы в области
охраны труда.
Совершенствование системы государственного управления охраной труда в Российской
Федерации предполагает постоянное отслеживание (мониторинг) ситуации в стране и регионах,
анализ показателей, характеризующих: фактическое состояние условий труда, уровень
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; деятельность в области
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; законодательное и нормативно-
правовое обеспечение работы по охране труда.
Совершенствование действующего законодательства, укрепление нормативно-правовой и
методической базы в области охраны труда формирует ту основу, которая позволяет
соответствующим органам и структурам, входящим в систему управления охраной труда,
повышать эффективность своей деятельности и улучшать ситуацию с условиями и охраной труда
в Российской Федерации.
5

1. Условия труда в Российской Федерации и социально-экономические
последствия неблагоприятных условий труда

В 2004 г. в Российской Федерации сохранилась тенденция роста удельного веса
работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. За
период 2000-2004 гг. этот показатель увеличился с 18,1% до 21,3% (диаграмма 1-1).
В разрезе субъектов Российской Федерации в 2004 г. наибольший удельный вес
работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечался в
Кемеровской области (42,5%), Чукотском автономном округе (41,7%), Архангельской области
(35,6%), Камчатской области (35,2%), Магаданской области (33,8%), Мурманской области
(33,4%), Республике Коми (32,7%), Корякском автономном округе (32,2%). Однако в таких
регионах с традиционно высоким уровнем занятых в неблагоприятных условиях труда, как
Корякский автономный округ и Мурманская область, наблюдалось снижение этого показателя по
сравнению с 2003 г. (диаграмма 1-2).
По сравнению с предыдущим годом выросла доля работников, занятых в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленном производстве с 23,4% до 24,7%,
на транспорте с 16,7% до 20,0%, в связи с 2,1% до 2,4%1. В строительстве было отмечено
снижение доли таких работников с 10,9% до 10,8%.
Как видно из данных диаграммы 1-3 в 2004 г. наибольший удельный вес работников,
занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, приходился на
промышленное производство. В организациях, осуществляющих деятельность по добыче
каменного угля, бурого угля и торфа этот показатель составил 54,4%, по добыче металлических
руд – 36,9%; в организациях производства и переработки табака – 40,6%, текстильного
производства – 32,2%, целлюлозно-бумажного производства – 37,7%, металлургического
производства – 43,1%, производства транспортных средств – 30,7%, в организациях производства
и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 30,1%, что значительно выше
отраслевого уровня.
В 2004 г. на транспорте отмечен рост удельного веса работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда, с 16,7% до 20,0%. Наиболее сложная ситуация сложилась на
воздушном и водном транспорте, где более трети работников трудились в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.




1
В 2004 г. к промышленному производству отнесены виды экономической деятельности разделов C, D, E по ОКВЭД.
6


Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, в 2000-2004 гг., в процентах к списочной численности работников
(по данным Росстата)

22

21,3

21



19,9
20

19,2
проценты




18,8
19


18,1
18




17




16
2000 2001 2002 2003 2004
годы

Диаграмма 1-1
7


Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, в отдельных регионах Российской Федерации в 2003-2004 гг., в процентах к
списочной численности работников (по данным Росстата)

50

43,7
45 42,5 41,7

40
37,4
35,6
35,3
34,4 35,2
34,4
33,4
35 32,7
32,2 31,9 31,1
30
проценты




2003 г.
25
2004 г.
21,3
19,9
20


15


10


5


0
РОССИЙСКАЯ Корякский Кемеровская Мурманская Чукотский Камчатская Архангельская Республика
ФЕДЕРАЦИЯ автономный область область автономный область область Коми
округ округ

Диаграмма 1-2
8


Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, в отдельных отраслях экономики в 2003-2004 гг.,
в процентах к списочной численности работников (по данным Росстата)

24,7
23,4
25

21,3
20,0

18,1
20
16,7



15

10,9 10,8 2003 г.
2004 г.
10




5
2,4
2,1



0
РОССИЙСКАЯ Промышленное Строительство Транспорт Связь
ФЕДЕРАЦИЯ производство


Диаграмма 1-3
9
Среди работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам,
наибольшую долю составляют работающие под воздействием повышенного уровня шума,
ультразвука, инфразвука (диаграмма 1-4). В 2004 г. вырос удельный вес таких работников по
Российской Федерации с 10,0% до 10,8%.
Доля работников, работающих под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука,
инфразвука была наиболее высокой в промышленном производстве, и, прежде всего, в
производстве табачных изделий (28,4%), металлургическом производстве (27,9%), при добыче
каменного угля, бурого угля и торфа (27,8%), в производстве автомобилей, прицепов и
полуприцепов (27,8%), в текстильном производстве (23,8%), при добыче металлических руд
(22,5%), в целлюлозно-бумажном производстве (22,3%), в производстве транспортных средств и
оборудования (19,1%), при добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических)
(19,0%), при добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (16,9%). Высокий удельный
вес таких работников был отмечен на воздушном (27,6%) и водном (19,1%) транспорте.
В условиях повышенного уровня вибрации в 2004 г. в Российской Федерации работало
2,6% работников (в 2003 г. – 2,4%). Вырос удельный вес таких работников в промышленном
производстве, в строительстве, на транспорте. Отмечено, по сравнению с 2003 г., появление
работников, работающих под воздействием повышенного уровня вибрации, в организациях связи.
Наибольшие значения этого показателя в 2004 г. наблюдались на водном транспорте (15,4%), в
организациях, осуществлявших деятельность по добыче каменного угля, бурого угля и торфа
(14,4%) и по добыче металлических руд (10,3%).
Вырос, по сравнению с 2003 г., удельный вес работников, работающих под воздействием
повышенной запыленности воздуха (с 5,0% до 5,2%), повышенной загазованности воздуха
рабочей зоны (с 4,7% до 4,8%), повышенного уровня неионизирующего излучения (с 0,6% до
0,7%). Не изменилась доля работников, работающих под воздействием повышенного уровня
ионизирующего излучения (0,3%). Традиционно высок удельный вес работающих в условиях
повышенной запыленности воздуха в промышленном производстве: при добыче каменного угля,
бурого угля и торфа (31,2%), добыче металлических руд (12,8%), а также в производстве табачных
изделий (13,1%). Под воздействием повышенной загазованности воздуха в 2004 г. работали 9,5%
работников при добыче урановой и ториевой руд, 5,2% работников при добыче каменного угля,
бурого угля и торфа, 10,2% работников в целлюлозно-бумажном производстве, 13,0% работников
в металлургическом производстве, 10,0% работников, занятых в производстве транспортных
средств и оборудования. Наибольшая доля работающих в условиях повышенного уровня
неионизирующего излучения приходилась на металлургическое производство (3,3%),
производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств
(1,0%), деятельность по сбору, очистке и распределению воды (1,1%), а также на деятельность
воздушного транспорта (1,5%).
10
Удельный вес работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в том
числе под воздействием неблагоприятных производственных факторов), в Российской Федерации,
в процентах к списочной численности работников в 2003-2004 гг. (по данным Росстата)



19,9
Занятые в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, 21,3


из них работающие под
воздействием:


10,0
повышенного уровня шума,
ультразвука, инфразвука 10,8


2,4
повышенного уровня вибрации
2,6


2003 г.
5,0
повышенной запыленности воздуха
рабочей зоны 2004 г.
5,2


4,7
повышенной загазованности воздуха
рабочей зоны 4,8


0,6
повышенного уровня
неионизирующего излучения 0,7


0,3
повышенного уровня ионизирующего
излучения 0,3


0 5 10 15 20 25
проценты


Диаграмма 1-4
11
Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом в Российской Федерации, за
период с 2001 по 2004 годы выросла с 3,4%. до 5,2% (диаграмма 1-5). В 2004 г. отмечался рост
данного показателя в Центральном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном
федеральных округах. Некоторое снижение произошло лишь в Северо-Западном федеральном
округе. Во многих регионах этот показатель был значительно выше среднероссийского уровня: в
Кемеровской области – 21,7%, в Республике Коми – 12,8%, Астраханской области – 11,7%,
Амурской области – 11,1%, Ямало-Ненецком автономном округе – 10,9%, Свердловской области –
10,2%. Наибольший удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, был в
промышленном производстве: в деятельности по добыче полезных ископаемых (13,9%), в том
числе по добыче каменного угля, бурого угля и торфа (30,5%), по добыче топливно-
энергетических полезных ископаемых (15,8%), по добыче металлических руд (14,2%).
Работало на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в Российской
Федерации в 2004 г. 0,3% от списочной численности работников (в 2003 г. – 0,4%). Несмотря на
некоторое снижение этого показателя в целом по Российской Федерации, его уровень вырос в
Уральском и в Сибирском федеральных округах. Продолжал оставаться высоким этот показатель
в таких видах деятельности, как добыча каменного угля, бурого угля и торфа (3,6%), добыча
металлических руд (1,9%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (1,3%),
металлургическое производство (1,0%).

Состояние условий труда женщин
В 2004 г. в Российской Федерации удельный вес женщин-работниц, занятых в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, вырос и составил 13,8% против 13,2% по
сравнению с предыдущим годом (диаграмма 1-6).
Высокий удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-
гигиеническим нормам, значительно превышавший среднероссийский показатель, был отмечен в
Центральном федеральном округе, в том числе в Ивановской области – 28,8%, в Ярославской
области – 19,1%, в Костромской области – 18,4%; в Северо-Западном федеральном округе, в том
числе в Архангельской области – 24,4%, в Вологодской области – 23,0%, в Мурманской области –
19,0%; в Приволжском федеральном округе, в том числе в Пермской области – 20,4%, в
Ульяновской области – 17,8%; в Уральском федеральном округе, в том числе в Свердловской
области – 19,8%, в Челябинской области – 18,4%; в Сибирском федеральном округе, в том числе в
Кемеровской области – 26,3%, в Томской области – 18,8%; в Дальневосточном федеральном
округе, в том числе в Хабаровском крае – 19,4%, в Магаданской области – 18,4%.
Наибольший удельный вес женщин-работниц в Российской Федерации, занятых в
условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечался в 2004 г. в промышленном
12

страница 1
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign