LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

комиссии, как правило, заместители глав администраций, курирующие во-
просы охраны труда.
26
Работа по привлечению к управлению охраной труда на территории
муниципальных образований органов местного самоуправления проводится
в Мурманской области и других регионах.
Комитетом по труду Мурманской области вносились предложения
о передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий на го-
сударственное управление охраной труда на территории муниципальных
образований, однако, отсутствие в бюджете финансовых средств не позво-
лило реализовать данные предложения.
Работа по привлечению к управлению охраной труда на территории
муниципальных образований органов местного самоуправления здесь стро-
ится на принципах добровольности и взаимовыгодного сотрудничества. Так,
в 2002 году в семи городах области были организованы и проведены семи-
нары-совещания, в которых приняли участие представители 238 предпри-
ятий и организаций.
Работа специалистов по охране труда муниципальных образований
направлена в основном на:
- содействие организации обучения по охране труда руководителей и
специалистов;
- участие (по доверенности комитета по труду) в расследовании тяже-
лых, смертельных и групповых несчастных случаев на производстве;
- оказание методической помощи предприятиям, расположенным на тер-
ритории муниципального образования, по вопросам охраны труда и ор-
ганизации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Отделом условий и охраны труда управления по труду и социальным
вопросам Ивановской области разработаны и направлены в администрации
городов и районов области «Рекомендации по организации деятельности
должностного лица администраций городов и районов области, осуществ-
ляющего координацию организационно – методической работы по охране
труда».
27
В течение 2002 года обязанности по координации работы в области
охраны труда в 24 из 27 администраций городов и районов области возло-
жены на одного из заместителей главы муниципального образования.
Самарская область выступила на страницах общероссийского издания
«Справочник специалиста по охране труда» (№ 6, 2002 г.) с рядом органи-
зационно-методических документов по организации управления охраной
труда на территории муниципальных образований Самарской области, ко-
торые могут быть использованы руководителями и специалистами других
субъектов Российской Федерации.
При четком взаимодействии руководства субъекта Российской Феде-
рации и его органов, ведающих вопросами охраны труда, с органами муни-
ципального уровня удается применять такие методы государственного
управления охраной труда, как получившие распространение областные
конкурсы под эгидой главы Администрации региона на лучшую организа-
цию охраны труда в городах и районах, организациях агропромышленного
комплекса, организациях промышленности и других отраслей экономики.
Примером такой работы являются постановления Администрации Курган-
ской области, подписанные губернатором, о проведении ежегодных обла-
стных конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди го-
родов и районов. В приложениях к постановлениям даются основные крите-
рии оценки работы участников конкурсов, порядок и условия их проведе-
ния, а также подведения итогов. Предусматривается награждение победите-
лей конкурса.
Аналогичные конкурсы проводят и другие регионы: Республика Та-
тарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Волгоградская,
Липецкая и другие области. Конкурсы позволяют вовлечь в работу по охра-
не труда значительное число муниципальных образований, предприятий и
организаций, привлечь к делу охраны труда внимание широких кругов об-
щественности.
28
Показательным примером проведения работ с муниципальными об-
разованиями региона является деятельность органов по труду и других
субъектов управления охраной труда в Иркутской области.
Правовой основой организации управления охраной труда на терри-
ториях муниципальных образований Иркутской области является Феде-
ральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Кроме этого на территории области принят Закон Иркутской области
от 7.05.2001 г. № 25 – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления
отдельными областными госполномочиями по управлению охраной труда»,
который определяет передачу органам местного самоуправления следую-
щих областных государственных полномочий по государственному управ-
лению охраной труда:
-координация и методическое руководство работой служб охраны
труда в организациях независимо от организационно-правовых
форм, расположенных на территории соответствующего муници-
пального образования;
-организация работы комиссий по проверке знаний требований охра-
ны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда, при
наличии соответствующего разрешения таких комиссий;
-анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных слу-
чаев на производстве и профессиональной заболеваемости на терри-
тории муниципального образования;
-ведение учета потребности в средствах индивидуальной защиты на
территории муниципального образования;
-обследование фактического состояния условий и охраны труда со-
искателя лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Это существенно усиливает полномочия органов местного само-
управления и упрощает выполнение многих оперативных задач, возникаю-
щих при управлении охраной труда.
29
Каждому муниципальному образованию, начиная с 2002 года, Глав-
ным финансовым управлением области перечисляются денежные средства
на исполнение областных государственных полномочий по государствен-
ному управлению охраной труда в размере, определенном исходя из общей
численности работников, занятых в отраслях экономики, находящихся на
территории конкретного муниципального образования.
Фактический объем средств, перечисленных в муниципальные обра-
зования области в 2002 году, составил 6722,7 тыс. рублей.
Средства, направленные на исполнение государственных полномо-
чий по государственному управлению охраной труда, муниципальными об-
разованиями освоены полностью. В отчетном году указанные функции
осуществляли 42 специалиста во всех 37 территориях области.
В муниципальных образованиях г.г. Ангарска., Братска, Нижнеудин-
ска, Саянска, Черемхово, районов Балаганском, Казачинско-Ленском созда-
ны отделы (службы, секторы) по управлению охраной труда.
Во многих муниципальных образованиях области работа по государ-
ственному управлению охраной труда выполняется главными (31% от их
общей численности) и ведущими (43 %) специалистами.
В ноябре 2002 года комитетом по труду совместно с НОУ «Восточ-
но-Сибирский центр охраны труда и производительности» был проведен
семинар – совещание по обучению и проверке знаний требований охраны
труда специалистов по управлению охраной труда муниципальных образо-
ваний области (в семинаре приняли участие 40 специалистов из 32 террито-
рий области).
В результате работы по улучшению условий и охраны труда в облас-
ти, проводимой органами местного самоуправления, за прошедший год уда-
лось достичь:
- снижения уровня производственного травматизма – на 4,2 % в
сравнении с 2001 годом;
30
- снижения случаев смертельного травматизма на 7,0 % (с 152 в 2001
г. до 142 случаев в 2002 г.);
- снижения коэффициента тяжести от полученных травм – на 2,0%;
- снижения уровня профессиональной заболеваемости – с 3,83 до
2,0 случаев на 10 тыс. работающих;
- увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена
аттестация по условиям труда, с 13 до 15 %.
Приведенные примеры наглядно показывают, что работа по охране
труда в муниципальных образованиях может быть организована достаточно
эффективно. Но наряду с регионами, где такая деятельность была начата
достаточно давно и механизм отработан, имеются районные межведомст-
венные комиссии и координационные советы, в городах и районах разраба-
тываются муниципальные комплексные программы улучшения условий и
охраны труда, самостоятельные и увязанные с региональными целевыми
комплексными программами по охране труда и т.д. (Республика Татарстан,
Воронежская и Нижегородская области и другие), есть регионы, где эта ра-
бота в отдельных своих элементах еще только разворачивается.


3.3. Отраслевой уровень


В 2002 году продолжалась работа по совершенствованию управления
охраной труда в отраслях экономики. Федеральные органы исполнительной
власти уделяли внимание совершенствованию отраслевой нормативной
правовой базы, обучению по охране труда, созданию и укреплению служб
охраны труда.
Деятельность в области охраны труда в большинстве отраслей осуще-
ствлялась в соответствии с отраслевыми программами улучшения условий и
охраны труда.
31
Железнодорожный транспорт. В 2002 г. в отрасли завершен первый
цикл работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. На сети желез-
ных дорог аттестацией охвачено 420602 рабочих места, на которых работает
1136251 чел., в т.ч. аттестовано 77% рабочих мест, условно аттестовано 23%
рабочих мест.
На заводах МПС аттестация рабочих мест проведена в среднем на
99,5% рабочих мест, из которых 67,1% – аттестовано, 32,4% – условно атте-
стовано. При этом задания «Программы по улучшению условий и охраны
труда на железнодорожном транспорте на 2002 год» по приведению рабо-
чих мест к требованиям норм охраны труда выполнены не в полном объеме
по следующим факторам: по уровню шума – 74%, запыленности – 67%, тя-
жести труда – 65% и травмобезопасности – 54%, а на отдельных железных
дорогах приведение рабочих мест по указанным факторам и не планирова-
лось.
Анализ показывает, что на предприятиях железнодорожного транс-
порта во вредных условиях труда работает 438,4 тыс. человек, из которых
27% – работает в условиях высокой напряженности труда, 19% – повышен-
ной тяжести труда, 14% – повышенного уровня шума. Зарегистрированное
небольшое количество работающих в условиях воздействия высокого ульт-
развука и инфразвука свидетельствует о недостаточном исследовании дан-
ных факторов.
План 2002 г. по сокращению численности работающих во вредных и
опасных условиях труда крайне низкий и составляет только 9% от всех ра-
ботающих в отрасли в этих условиях. При таких низких темпах планирова-
ния эта работа может затянуться на многие годы, что недопустимо.
Для оказания помощи в проведении аттестации рабочих мест по зада-
нию МПС России разработана компьютерная программа АС «Труд-
эксперт», предназначенная для автоматизации обработки данных и оформ-
ления всех выходных документов, составления отчетов по аттестации рабо-
32
чих мест по условиям труда и ведения статистики, формирования и поддер-
жания базы данных о состоянии рабочих мест в электронном виде.
В настоящее время в МПС России совместно с Минтруда России про-
водится подготовительная работа по созданию отраслевой подсистемы сер-
тификации работ по охране труда в организациях железнодорожного транс-
порта. Сформирована рабочая группа и разработана Программа по созда-
нию отраслевой подсистемы сертификации работ по охране труда на желез-
нодорожном транспорте с окончанием всей подготовительной работы в
2003 г.
На приобретение спецодежды и спецобуви в 2002 г. по сети железных
дорог было направлено 1038,2 млн.руб.
Проведенные проверки комиссиями МПС выявили на предприятиях
железных дорог ряд серьезных нарушений и недостатков в вопросах обес-
печения работников утепленной спецодеждой, спецобувью и другими сред-
ствами индивидуальной защиты. Не уделяется должного внимания оценке
эффективности и качества СИЗ, правильности выдачи средств защиты и их
соответствия реальным условиям труда.
В целях снижения производственного травматизма, профилактики
профессиональных заболеваний и повышения эффективности применения
средств индивидуальной защиты на федеральном железнодорожном транс-
порте Управлением охраны труда принято решение в 2003 г. провести ана-
лиз:
• соответствия защитных средств индивидуальной защиты, выдавае-
мых работникам основных профессий железнодорожного транспорта по
«Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам
организаций федерального железнодорожного транспорта», реальным усло-
виям труда по итогам проведения аттестации рабочих мест;
33
• соответствия качества и технических характеристик средств индиви-
дуальной защиты, поступающих на дороги от предприятий – производите-
лей и фирм – поставщиков, требованиям нормативно-технической докумен-
тации (ГОСТы, ОСТы, технические условия).
С 01.02.03 г. на предприятиях железных дорог проводятся производст-
венные испытания современных СИЗ с целью определения эффективности и
целесообразности их применения на рабочих местах предприятий железно-
дорожного транспорта, с учетом фактического состояния рабочих мест по
условиям труда, согласно методик испытаний, утвержденных Управлением
охраны труда.
В связи с пересмотром Минтрудом России Норм бесплатной выдачи
спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты по всем
отраслям экономики разработаны «Типовые отраслевые нормы бесплатной
выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индиви-
дуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного
транспорта».
Управлением охраны труда совместно с департаментами, управления-
ми и железными дорогами была разработана «Программа по улучшению ус-
ловий и охраны труда на железнодорожном транспорте на 2002 год».
Общий объем финансирования Программы составил 676,8 млн.руб.
(выполнение – 759 млн.руб.). На мероприятия раздела «Безопасность труда»
с учетом корректировки было предусмотрено централизованное финансиро-
вание в размере 136,4 млн.руб. – работы выполнены в полном объеме.
В рамках данной Программы в 2002 году построено и реконструиро-
вано 240 санитарно-бытовых корпусов, 293 помещения для сушки и ремон-
та спецодежды, 120 комнат психологической разгрузки и др. Оборудовано
2197 кабинетов и уголков по охране труда, приобретено более 18 тыс. учеб-
ных пособий, плакатов и макетов по охране труда, создано 6 видеофильмов.
На 7 железных дорогах (Московской, Северо-Кавказской, Восточно-
34
Сибирской, Куйбышевской, Северной, Калининградской, Западно-
Сибирской) за счет централизованного финансирования были оборудованы
новые вагоны «Охраны труда», оснащенные современным обучающим ком-
пьютерным комплексом; на Октябрьской железной дороге вагон «Охраны
труда» оборудован за счет средств дороги.
Реализация Программы позволила улучшить условия труда 26 тыс.
железнодорожников и снизить уровень производственного травматизма.
Как показывает анализ задания, запланированные в Программе, всеми
железными дорогами в целом выполнены. За счет собственных средств же-
лезных дорог выполнены работы на сумму 622,6 млн. руб. при плане – 540,4
млн. руб. или 115% .
В 2002 г. на мероприятия по охране труда на железных дорогах израс-
ходовано всего 4284 млн.руб., что в пересчете на одного работника состав-
ляет 3000 рублей в год (в 2001 г. – 2100 руб.).
На мероприятия по снижению травматизма и выводу работников из
опасных зон и на мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда,
освоено 3244 млн.руб., что составило 0,8% от сумм эксплуатационных рас-
ходов.
На обеспечение работников необходимой спецодеждой потрачено
24% от общей суммы финансовых средств железных дорог, направленных
на охрану труда.
Одним из дополнительных источников финансирования мероприятий
по охране труда является использование страхователями до 20% сумм стра-
ховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Программой информатизации МПС России Управ-
лением охраны труда разрабатывается «Автоматизированная система
управления охраной труда на федеральном железнодорожном транспорте»
(АСУ-ОТ), в состав которой входит блок информационно-справочной под-
35
системы «Охрана труда» для формирования и работы с базой отраслевых
нормативно-правовых документов по охране труда на всех уровнях управ-
ления: линейных предприятиях, отделениях железных дорог, службах же-
лезных дорог, департаментах и управлениях МПС России, ОАО «РЖД».
В МПС России действует автоматизированная информационно-
поисковая система, которая позволяет формировать и вести полнотекстовый
банк данных нормативных правовых актов по охране труда.
Пополнение банка данных автоматизированной информационной сис-
темы нормативных правовых актов по охране труда осуществляется за счет
баз данных, получаемых из Государственных правовых информационных
систем, отраслевой АСПИЖТ, информационной системы Минтруда
«РИСОТ», Госстандарта, Госгортехнадзора. На данный момент система со-
держит 462 полнотекстовых документа по охране труда, в том числе 148 от-
раслевых.
В соответствии с «Планом-графиком разработки и пересмотра отрас-
левых нормативных правовых актов по охране труда на 2000-2005 гг.»
структурными подразделениями МПС России в 2002 г. при плане пересмот-
ра 10 нормативных актов, разработано и пересмотрено 16.
В 2002 г. разработано и введено в действие 4 общеотраслевых норма-
тивно-правовых акта по охране труда.
В период второго этапа реформирования предстоит разработать ряд
стандартов предприятий, входящих в систему управления охраной труда на
железнодорожном транспорте, и привести отраслевые нормативные акты по
охране труда в соответствие с утвержденной структурой ОАО «РЖД». Как в
МПС, так и на железных дорогах, в 2003 г. необходимо привести все норма-
тивные правовые акты по охране труда в соответствие с Трудовым кодексом
Российской Федерации.
36
Отделением охраны труда ВНИИЖТ, совместно с Управлением охра-
ны труда и департаментами МПС России разработаны новые виды спецоде-
жды и спецобуви для ведущих профессий железнодорожного транспорта.
Одним из ключевых вопросов улучшения состояния охраны труда,
снижения травматизма и профессиональной заболеваемости на железнодо-
рожном транспорте является организация и проведение обучения руководи-
телей и специалистов всех уровней.
В 2002 г. в учебных центрах отрасли прошли обучение 10616 работ-
ников при годовом плане 8258 чел, или 129%, в т.ч. 7039 руководителей и
3577 специалистов по охране труда. На эти цели израсходовано 14,3
млн.руб.
Связь. Действия Минсвязи России в области охраны труда направле-
ны на профилактику и снижение производственного травматизма и отраже-
ны в «Отраслевой целевой программе улучшения условий и охраны труда
Министерства Российской Федерации по связи и информатизации на 2001-
2005 годы», утвержденной Министром Российской Федерации по связи и
информатизации 20 октября 2000 года № 6488.
Все мероприятия, предусмотренные на 2002 год Отраслевой целевой
программой, Минсвязи России полностью выполнены.
Для более эффективного проведения государственной политики в об-
ласти охраны труда в Минсвязи России отдел охраны труда введен в состав
Департамента по надзору за связью и информатизацией и помимо организа-
ционно-методологических функций получил функции организации отрасле-
вого контроля за охраной труда через региональные органы Госсвязьнадзо-
ра России. Таким образом, в отрасли создана система организации охраны
труда с оперативной обратной связью. Вся работа по контролю за соблюде-
нием операторами связи условий лицензий по выполнению федеральных и
отраслевых нормативных актов по охране труда ведется в активном сотруд-
37
ничестве с органами Федеральной инспекции труда и Государственного
энергетического надзора.
В 2002 году инспекторами Госсвязьнадзора при обследовании организа-
ций связи в результате выявленных нарушений правил и норм охраны труда
приостанавливалась работа 300 единиц оборудования, 18 производственных
участков, трех организаций. Привлечено к ответственности 127 должностных
лиц, более половины из них были оштрафованы по представлению госинспек-
торов. 38 должностных лиц освобождены от работы по предложению государ-
ственных инспекторов по надзору за связью и информатизацией.
В 2002 году в отрасли началась реорганизация организаций электро-
связи и почтовой связи. В ОАО «Связьинвест» созданы семь межрегиональ-
ных компаний электросвязи. Во всех межрегиональных компаниях и их фи-
лиалах созданы отделы охраны труда. В феврале этого года создано феде-
ральное государственное предприятие «Почта России», в которое войдут
все региональные управления почтовой связи. В головной организации поч-
товой связи и ее филиалах предусмотрено создание отделов охраны труда.
Минсвязи России активно проводится работа по организации аттеста-
ции рабочих мест по условиям труда. В 2002 году около 80% организаций
электросвязи завершили аттестацию рабочих мест. Из общего количества
рабочих мест 95% признаны аттестованными, 4% условно аттестованы, 1%
рабочих мест не аттестован и ликвидирован либо полностью реорганизован.
Активизировалась работа по аттестации рабочих мест по условиям
труда в организациях почтовой связи. Минсвязи России разработаны и изда-
ны Методические рекомендации по оценке травмобезопасности рабочих мест в
организациях почтовой связи.
В 2002 году началась работа по созданию отраслевой подсистемы сер-
тификации работ по охране труда в отрасли связи и информатизации. Цен-
тральным органом отраслевой подсистемы сертификации работ по охране
труда является Минсвязи России. Определен отраслевой базовый орган по
38
проведению отраслевой сертификации работ по охране труда на основании
лицензии Минтруда России. Намечена организация в регионах отраслевых
органов по проведению сертификации работ по охране труда в организаци-
ях связи. Начата разработка отраслевых Правил сертификации работ по ох-
ране труда в отрасли «Связь».
Минсвязи России ведется активная работа по юридическому оформ-
лению и государственной регистрации нормативных документов отрасли по
охране труда. Разработанные правила по охране труда при работе на радиоре-
лейных линиях связи, на кабельных линиях связи, в организациях почтовой свя-
зи согласованы со всеми заинтересованными ведомствами и проходят государ-
ственную регистрацию в Минюсте России.
Минсвязи России разработан проект отраслевого нормативного акта
«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников
связи, имеющих особый характер работы».
Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда Минсвязи
России проводит в тесном контакте с ЦК Общероссийского профсоюза ра-
ботников связи. В 2002 году совместным указанием Минсвязи России и ЦК
Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации вве-
дено Положение об уполномоченном лице по охране труда Общероссийско-
го профсоюза работников связи Российской Федерации.
Минсвязи России большое внимание уделяется работе по организации
обучения по охране труда, как одному из основных средств профилактики
производственного травматизма. Постоянно действующей комиссией Мин-
связи России по проверке знаний по охране труда проведено обучение и ат-
тестация около 300 руководителей организаций связи.
В 2002 году на 30% снизился производственный травматизм с вре-
менной утратой трудоспособности при работах электромонтеров на опорах
воздушных линий связи, линейных работах и прокладке кабеля. Минсвязи
России в планах научных исследований на 2003 год предусмотрено иссле-
39
дование и разработка современной технологии безопасного производства
работ на опорах воздушных линий передачи.
Помимо перечисленных мероприятий, в 2002 году Минсвязи России
велась постоянная оперативная работа по предупреждению производствен-
ного травматизма в отрасли и контролю за расследованием несчастных слу-
чаев на производстве в организациях связи.
Сельское хозяйство. Вопросы создания безопасных условий труда
работающих регулярно рассматриваются на заседаниях коллегий, Комиссии
по охране труда, оперативных совещаниях у руководства Министерства, по
результатам обсуждения намечаются конкретные меры по предупреждению

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign