LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

330 684 372 470 46 81

0
По планам работы По запросам По запросам органов По запросам По запросам По обращениям Общее количество
организаций государственного судебных органов профсоюзных органов граждан
(работодателей) надзора и контроля




Диаграмма 23
Государственными экспертизами условий труда было рассмотрено
2909 обращений граждан, 684 запроса органов государственного надзора и
контроля, 470 запросов судебных органов, 81 запрос профсоюзных органов.
Проведено более 8 тысяч плановых проверок условий труда работников ор-
ганизаций. При этом прослеживается неуклонный рост всех видов запросов
и обращений и проведенных по ним экспертиз.
В 2002 году более чем в два раза увеличилось количество проверок
условий труда по запросам органов надзора и контроля (1,1% от общего ко-
личества экспертиз против 0,5% в 2001 году). Всего в 2002 году было удов-
летворено 684 таких запроса, из которых наибольшее количество поступило
в госэкспертизу условий труда Орловской, Рязанской областей, Приморско-
го края, Республики Калмыкия.
За последние годы происходит увеличение количества запросов су-
дебных, профсоюзных органов на проведение экспертизы условий труда.
Обращаемость за экспертизами условий труда у судебных органов состави-
ла в 2002 году 470 запросов по Российской Федерации или 0,7% от общего
15
числа экспертиз, что выше, чем в предыдущие годы. Это свидетельствует об
усилении внимания к деятельности госэкспертизы условий труда со сторо-
ны контролирующих и надзорных органов в области охраны труда, что
важно для успешного выполнения совместных действий в этом направле-
нии.
Наибольшее количество проверок для этих органов провели госэкс-
перты условий труда Краснодарского края и Омской области (по 54), а так-
же Республики Коми (34).
В 2002 году госэкспертизами условий труда в субъектах Российской
Федерации выполнена 81 экспертиза условий труда по запросу профсоюз-
ных органов (в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году), что составляет
0,12% от общего числа проведенных проверок.

Государственная экспертиза условий труда при лицензировании от-
дельных видов деятельности, а также при проектировании, строительстве и
реконструкции объектов производственного назначения является важней-
шим средством профилактической работы в области охраны труда.
В 2002 году государственными экспертизами условий труда рассмот-
рено 3498 проектов строительства и реконструкции производственных объ-
ектов, что в полтора раза больше, чем в предыдущем году (диаграмма 24).
Работа по этому направлению заметно оживилась после введения Феде-
ральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и
Трудовым кодексом Российской Федерации обязательности экспертиз про-
ектов и ее объем увеличивается ежегодно.
16

Данные о количестве проведенных экспертиз условий труда в 2001-2002 гг.
по основным напрвлениям деятельности


29943
30000



25000
21378


20000
2001 г.
2002 г.
15000



10000



3498
5000 2260
1159
31 357
64 11 4

0
Количество экспертиз Количество экспертиз Количество экспертиз Количество экспертиз Количество экспертиз
при проектировании при проектировании при лицензировании при рассмотрении в для представления в
строительства и проектов машин, отдельных видов судебном порядке учреждения МСЭ
реконструкции механизмов, другого деятельности вопроса о ликвидации
производственных производственного организации
объектов оборудования


Диаграмма 24




В ряде случаев государственными экспертизами условий труда выда-
ются отрицательные заключения на представленные проекты.

Не предусмотренные еще на стадии проектирования условия, средства
безопасности труда и безопасные технологии, могут привести к трудно уст-
ранимым нарушениям требований безопасности в процессе эксплуатации
объектов, к увеличению допустимых уровней опасных и вредных производ-
ственных факторов на рабочих местах, снижению работоспособности и
производительности труда, производственному травматизму и профессио-
нальным заболеваниям обслуживающего объекты персонала.
Проведение государственных экспертиз условий труда при лицензи-
ровании отдельных видов деятельности осуществлялось весьма в значи-
тельном объеме практически во всех субъектах Российской Федерации,
включая субъекты, в которых специализированные подразделения, осуще-
ствляющие государственную экспертизу условий труда, не образованы.
17
В 2002 году было выдано 21378 экспертных заключений о соответст-
вии лицензируемых объектов действующим нормативным требованиям.
Вместе с тем, в 2002 году, по сравнению с предыдущим годом, эта
деятельность уменьшилась в 1,4 раза, в связи с сокращением видов
деятельности, подлежащих лицензированию.
Одной из весьма ответственных задач государственной экспертизы
является рассмотрение в судебном порядке вопроса о ликвидации организа-
ции или его подразделения при выявлении нарушений требований охраны
труда. В 2002 году такая экспертиза проводилась лишь в четырех случаях в
субъектах Российской Федерации: в Приморском крае, Белгородской и Уль-
яновской областях и Ямало-Ненецком АО.
В 2002 году усилилась работа по реализации статьи 17 Федерального
закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний”. В 2002 году выдано 1159
заключений для представления в организации медико-социальной эксперти-
зы с целью повышения объективности выносимых ими решений об усло-
виях труда работников, которые предшествовали наступлению несчастного
случая на производстве или профессионального заболевания.

Среди проверок, выполненных в 2002 году государственными экспер-
тизами условий труда, значительное место (14,7%) занимают проверки пра-
вильности предоставления работникам, занятым на работах в тяжелых,
вредных и (или) опасных условиях труда, различных видов компенсаций:
дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня, соответствующих
доплат к тарифной ставке, лечебно-профилактического питания и молока.
Проверки правильности предоставления гарантированных государством за-
конных прав на компенсации за тяжелую работу и работу во вредных или
опасных условиях труда – важный фактор с позиции достижения социаль-
ной справедливости по отношению к работающему коллективу и гражда-
нам.
18
В 2002 году экспертами условий труда в субъектах Российской Феде-
рации осуществлялись проверки правильности предоставления компенса-
ций, всего проведено 10826 проверок (диаграмма 25).

В результате таких проверок в 2002 году выявлено 840 фактов неза-
конного предоставления организациями 12316 работникам компенсаций и
2504 случая незаконных отказов 36166 работникам в предоставлении ком-
пенсаций.

В деятельности органов, осуществляющих государственную экспер-
тизу условий труда, значительное место занимают контрольные проверки
соблюдения трудовых прав работников в части правильности применения
Списков №1 и 2 и других списков, дающих право на пенсионное обеспече-
ние в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет. При этом ежегод-
но выявляются случаи как незаконного отказа работникам во включение в
указанные Списки № 1 и 2, так и незаконного включения организацией в
Списки на льготное пенсионное обеспечение. В 2002 году выполнено 8514
таких проверок, в результате которых было выявлено меньше фактов
нарушений законодательства, чем в прошлом году.
19

Данные о количестве проведенных экспертиз правильности предоставления компенсаций за
тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда и применения Списков на
льготное пенсионное обеспечение в 2001-2002 гг.




Количество экспертиз
правильности предоставления 10240 10826
компенсаций




Количество экспертиз
правильности применения
Списков…, дающих право на 7563 8514
льготное пенсионное
обеспечение



0 5000 10000 15000 20000 25000


2001 г. 2002 г.



Диаграмма 25




По результатам проверок экспертами были направлены 322 представ-
ления о приостановлении действия принятых в организации решений по
вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вред-
ными и опасными условиями труда, не соответствующих действующему за-
конодательству. Чаще всего их направляли в организации: Приморского
края (59 представлений), Томской области (50 представлений), Республики
Ингушетия (33), а также Ростовской (28), Кемеровской (21), Костромской
(18) областей.

На результатах аттестации рабочих мест по условиям труда базирует-
ся сертификация работ по охране труда в организациях.

В связи с этим одним из ключевых направлений в деятельности орга-
нов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, стано-
вится осуществление предусмотренного законодательством об охране труда
20
контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям
труда.

Следует отметить значительную активизацию этой работы в 2002 го-
ду. Государственной экспертизой условий труда с привлечением имеющих-
ся исследовательских (измерительных) лабораторий было выполнено более
19,1 тыс. экспертиз, связанных с контролем качества проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда (в 1,7 раза больше, чем 2001 году).

Выборочные проверки качества проведения аттестации рабочих мест
в организациях показали, что в 2002 году аттестация по условиям труда
проводилась на более чем 2 млн. 765 тыс. рабочих мест, что на 200 тысяч
больше, чем в 2001 году.

Всего в 2002 году только по данным проверок государственных экс-
пертиз условий труда в субъектах Российской Федерации аттестация рабо-
чих мест по условиям труда завершена в 32377 организациях (в 1,5 раза
больше, чем в 2001 году).

Учитывая отмеченную тенденцию к увеличению таких организаций,
можно достаточно уверенно констатировать, что широкомасштабное прове-
дение аттестации рабочих мест по условиям труда становится объективной
реальностью.
Оценка достоверности результатов аттестации рабочих мест по усло-
виям труда является одной из основных задач вводимой сертификации ра-
бот по охране труда в организациях. При этом программы сертификации в
субъектах Российской Федерации будут базироваться на анализе результа-
тов аттестации рабочих мест.

Важным аспектом деятельности государственной экспертизы условий
труда является подготовка организаций к сертификации работ по охране
труда. Процедуры сертификации позволяют объективно оценить работы по
охране труда практически на любом производственном объекте, включая
21
оценку состояния охраны труда (путем подтверждения результатов аттеста-
ции рабочих мест по условиям труда) и других аспектов деятельности в об-
ласти охраны труда. Отдельные субъекты Российской Федерации уже про-
водили эту работу в рамках эксперимента и аккредитованные органы по
сертификации выдали в 2002 году 122 сертификата соответствия работ по
охране труда (сертификатов безопасности).

С введением сертификации работ по охране труда в организациях ста-
новится реальным коренное совершенствование механизма экономической
заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении
безопасности труда.

Вместе с тем, уже сейчас можно констатировать, что процесс аттеста-
ции рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ
по охране труда в организациях позволяет совершенствовать весь комплекс
работ по улучшению условий труда, что, безусловно, приведет (и уже при-
водит) к улучшению условий и повышению безопасности труда.
Анализ деятельности органов, осуществляющих государственную
экспертизу условий труда, позволяет констатировать реальное оживление
работы в области охраны труда в организациях: улучшилось состояние фи-
нансирования по охране труда; растет число специалистов по охране труда;
расширились масштабы проведения профессиональных медицинских ос-
мотров работников; растет количество организаций, где проводится атте-
стация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране
труда; улучшаются условия труда в организациях, завершивших аттеста-
цию; стабилизируются показатели производственного травматизма и произ-
водственно-обусловленной заболеваемости.

Положительные сдвиги в этой сфере деятельности обусловлены со-
вершенствованием нормативно-правовой основы деятельности Госэкспер-
тизы условий труда. В частности, Федеральным законом от 20 мая 2002 г.
№ 53-ФЗ “О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона
22
“Об основах охраны труда в Российской Федерации” расширены полномо-
чия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда и
сертификации работ по охране труда в организациях.

Органы государственной экспертизы в 2002 году давали разъяснения
и консультации по вопросам условий и охраны труда работодателям, спе-
циалистам, работникам организаций. Всего количество оказанных консуль-
таций превышает 46 тысяч.

3.2.2. Охрана труда на муниципальном уровне


Муниципальное управление охраной труда идет в настоящее время
по пути своего становления.
В настоящее время органам местного самоуправления многими ре-
гионами отводится важное место в системе государственного управления
охраной труда. Поэтому так важен для распространения накапливаемый
здесь опыт. Например, в Алтайском крае главной задачей прошедшего года
было налаживание эффективного действия систем муниципального управ-
ления охраной труда. К разработанному в конце 2001 года Типовому поло-
жению о системе муниципального управления охраной труда Комитетом по
труду Алтайского края органам местного самоуправления были направлены
подробные разработки моделей действий главы, заместителя главы, руково-
дителя и специалиста по охране труда комитета (отдела) по труду админи-
страции города (района). На этой основе в большинстве территорий в По-
ложения о системе управления охраной труда были внесены дополнения,
которые конкретизировали действия каждого в трудоохранной работе. Во
всех 71 территориях края созданы органы по труду, в 51 из них имеются
специалисты по охране труда. Со специалистами комитетов (отделов) по
труду, специалистами по охране труда муниципальных образований регу-
23
лярно проводятся семинары, обучение по системному подходу к организа-
ции работы по охране труда.
Специалисты комитета в 2002 году посетили 60 территорий для ока-
зания органам местного самоуправления практической помощи в налажива-
нии системы управления охраной труда.
В Московской области создана и продолжает совершенствоваться
система государственного управления охраной труда. Разработан и в 2002
году введен в действие основополагающий нормативно-правовой акт, рег-
ламентирующий вопросы охраны труда – закон Московской области от
06.11.2001 № 170/2001 – ОЗ «Об охране труда в Московской области».
Полномочия центрального исполнительного органа государственной
власти Московской области, осуществляющего государственное регулиро-
вание по вопросам охраны труда на территории Московской области, воз-
ложены на Главное управление по труду и социальным вопросам Москов-
ской области (постановление Правительства Московской области от
04.09.2002 № 384/31). Практически во всех отраслевых министерствах и ве-
домствах определены специалисты, в обязанности которых включены во-
просы координации деятельности подведомственных организаций в сфере
охраны труда. В каждом городе и районе в структуре администраций дейст-
вуют службы, осуществляющие функции управления охраной и условиями
труда на территории муниципального образования.
Закрепление областным законом за органами местного само-
управления полномочий в области управления охраной труда позволило на
более высоком правовом уровне организовать работу непосредственно с
предприятиями, расположенными на территории муниципального об-
разования, а также решать вопросы проведения мониторинга состояния ус-
ловий труда, в том числе в организациях малого предпринимательства.
Органы местного самоуправления Московской области стали полно-
правными участниками реализации основных направлений государственной
24
политики в сфере охраны труда на территории муниципальных образований
Московской области. Областной закон предоставляет им право воспользо-
ваться широким кругом полномочий и многие районы активно их исполь-
зуют. Например, в Наро-Фоминском районе разработана и утверждена Со-
ветом депутатов Программа улучшения условий и охраны труда, на реали-
зацию которой из бюджета района выделено 156 тысяч рублей. Более 5,5
миллионов рублей дали предприятия. На реализацию Программы Ногинско-
го района планируется затратить более 170 миллионов рублей.
Одной из форм совместной работы в сфере охраны труда центральных
исполнительных органов государственной власти Московской области, ор-
ганов местного самоуправления муниципальных образований Московской
области, органов государственного надзора и контроля, регионального от-
деления Фонда социального страхования Российской Федерации, прокура-
туры, профсоюзов и других заинтересованных организаций являются коор-
динационные советы по охране труда (Координационный совет по охране
туда Московской области, под председательством заместителя Председате-
ля Правительства Московской области и координационные советы по охра-
не труда муниципальных образований Московской области).
В Московской области действует 50 обучающих организаций, кото-
рым предоставлено право проведения обучения по охране труда, в том чис-
ле 45 территориальных и 5 отраслевых.
Одним из важных направлений работы по управлению охраной труда
является систематическое проведение семинаров, совещаний, «Дней охраны
труда», выставок и т.п., что позволяет своевременно информировать пред-
приятия о новациях и изменениях законодательной и нормативной базы по
охране труда, распространять передовой опыт работы. В 2002 году проведе-
но 70 таких мероприятий, в которых приняли участие более 16 тыс. руково-
дителей и специалистов свыше 7 тыс. организаций.
25
Осуществляемая в Московской области работа по государственному
управлению охраной труда дала свои положительные результаты. Так, при
росте численности работников в Московской области и объемов производ-
ства промышленной продукции в 2002 году по сравнению с предыдущим
годом достигнуто:
- снижение числа пострадавших со смертельным исходом более чем
на 29%;
- сокращение числа работников, занятых в условиях, не отвечающих
санитарно – гигиеническим нормам, более чем на 1,2 тыс. человек.
Значительно ниже по сравнению с Российской Федерацией в целом
удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом.
Большая работа по совершенствованию условий и охраны труда на
муниципальном уровне была проделана в республике Мордовия и в других
регионах Российской Федерации.
В целях координации деятельности и обеспечения реализации госу-
дарственной политики в социально – трудовой сфере по инициативе Мин-
труда республики Мордовия заключены и реализуются соглашения о взаи-
модействии в социально – трудовой сфере между Министерством труда и
занятости населения республики Мордовия и администрациями муници-
пальных округов Ковылкино, Рузаевка, районов и г. Саранска, в которых
разграничены полномочия в области условий и охраны труда. Ход реализа-
ции соглашения регулярно рассматривается на совместных коллегиях Мин-
труда республики Мордовия, администраций районов и городов.
В районах, городах и муниципальных образованиях приняты про-
граммы улучшения условий и охраны труда на 2001 – 2005 годы, созданы и
работают межведомственные комиссии по охране труда. Возглавляют такие

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign