LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В целях обеспечения безопасности работников и профилактики воз-
можных несчастных случаев на производстве в 2002 г. органами федераль-
ной инспекции труда проведено более 3,2 тыс. проверок соблюдения требо-
ваний ст.ст. 212 и 225 Трудового кодекса РФ по вопросам обучения, инст-
руктажа и проверки знаний работников по охране труда, в ходе которых
было выявлено и устранено более 87,1 тыс. нарушений. По результатам
проверок в связи с допущенными нарушениями установленного порядка
обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда госинспекторами
труда были отстранены от работы более 90,7 тыс. работников.
В 2002 г. органами федеральной инспекции труда проведено более 1,5
тыс. проверок соблюдения требований ст. 221 Трудового кодекса РФ по во-
просам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллектив-
ной защиты, в ходе которых выявлено свыше 31,2 тысяч нарушений. На-
пример, в отчетный период только государственными инспекторами труда
по Саратовской области выявлено свыше 1,6 тыс. нарушений трудового за-
конодательства в этой сфере.
Наиболее характерными для большинства проверенных организаций
нарушениями в этой сфере являлись: отсутствие в организациях сертифи-
4
цированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной за-
щиты, нарушение сроков выдачи или невыдача работникам СИЗ, преду-
смотренных Типовыми отраслевыми нормами; отсутствие в организациях
необходимой нормативно-технической документации, регламентирующей
порядок обеспечения работников СИЗ и неудовлетворительные знания тре-
бований действующего законодательства в этой сфере лицами, на которых
непосредственно возложены обязанности по обеспечению работников СИЗ;
непроведение испытаний, проверки исправности, ремонта, стирки и химчи-
стки СИЗ.
По результатам проведенных 2002 г. проверок по указанным вопросам
госинспекторами труда был принят ряд мер по устранению выявленных на-
рушений и привлечению к ответственности виновных в них должностных
лиц.
За допущенные нарушения установленного порядка обеспечения ра-
ботников СИЗ ряд руководителей и должностных лиц организаций были
подвергнуты госинспекторами труда административному наказанию.
В целях профилактики производственного травматизма, обеспечения
соответствия строящихся и реконструируемых производственных объектов
требованиям охраны труда в порядке осуществления предупредительного
надзора и контроля за ходом строительства, технического перевооружения и
реконструкции указанных объектов в 2002 г. органами федеральной ин-
спекции труда проведено свыше 7,5 тыс. специальных проверок, в ходе ко-
торых было выявлено и устранено более 32,6 тыс. отступлений от проектов,
ухудшающих условия и охрану труда, и иных нарушений требований ох-
раны труда. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 215 Трудо-
вого кодекса РФ из-за выявленных госинспекторами труда нарушений тре-
бований охраны труда и несоответствия законченных строительством и ре-
конструкцией производственных объектов проектной документации в 2002
г. не был принят в эксплуатацию целый ряд производственных объектов.
5
В целях предотвращения возможного травматизма в связи с выявлен-
ными в 2002 г. грубыми нарушениями государственных нормативных тре-
бований охраны труда, создававшими реальную угрозу жизни и здоровью
работников, органами федеральной инспекции труда в установленном по-
рядке приостанавливалась работа 40 организаций, проведение работ в 5,9
тыс. производственных подразделениях, эксплуатация более 78,6 тыс. еди-
ниц производственного оборудования.
По итогам проведенных в 2002 г. органами федеральной инспекции
труда проверок в целях устранения и предупреждения выявленных нару-
шений работодателям было выдано более 233 тыс. обязательных к исполне-
нию предписаний (за 2001 г. – 230 тыс.).
За грубые нарушения законодательства о труде (в т.ч. об охране тру-
да) госинспекторами труда в истекшем году было оштрафовано около 65
тыс. руководителей и других должностных лиц организаций на общую сум-
му более 66 млн. рублей (за 2001 г. – около 63 тыс. и 56 млн. руб., соответ-
ственно).
Кроме того, по результатам проведенных в 2002 г. проверок по требо-
ванию госинспекторов труда привлечено к дисциплинарной ответственно-
сти свыше 25.7 тыс. должностных лиц, в т.ч. отстранено от должности или
уволено около 900 человек, в вышестоящие органы направлено более 2,6
тыс. представлений об устранении выявленных нарушений трудового зако-
нодательства и их предупреждении.
По фактам наиболее грубых нарушений законодательства о труде и
охране труда материалы направлялись в органы прокуратуры для рассмот-
рения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
В 2002 г. органы Федеральной инспекции труда продолжали активно
оказывать бесплатную юридическую помощь и проводить информационно-
разъяснительную работу по вопросам трудового законодательства.
6
Систематически осуществлялся прием граждан госинспекторами тру-
да во всех госинспекциях труда в субъектах Российской Федерации, в при-
емной Минтруда России, а также личный прием работников на предприяти-
ях и в организациях в периоды их проверок госинспекторами труда.
В соответствии со ст. 365 Трудового кодекса РФ органы Федеральной
инспекции труда в 2002 г. продолжали активно взаимодействовать с други-
ми федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры,
профсоюзами и другими органами и организациями.
Важную роль в части соблюдения законных интересов и защиты прав
работников в области охраны труда выполняли профсоюзы.
Технической инспекцией труда профсоюзов в целях осуществления
контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в
2002 году всего проведено 54,3 тыс. проверок, в результате которых выяв-
лено более 230,7 тыс. нарушений. Проверки инспекцией труда профсоюзов
осуществлялись как самостоятельно, так и совместно с органами государст-
венного надзора и контроля.

По результатам совместных проверок выдано 25,3 тыс. представлений
и предписаний, в т.ч. 11,8 тыс. представлений самостоятельно.

В 2002 году при участии технической инспекции труда рассмотрено 5,7
тыс. трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране
труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и согла-
шениями, и 17,9 тыс. личных обращений, заявлений и жалоб членов проф-
союзов, связанных с нарушением их прав в области охраны труда. Из них
разрешено в пользу работников 81 и 87 процентов.

Для защиты интересов трудящихся инспекторы труда 330 раз принима-
ли участие в судебных заседаниях, из которых 85 процентов исков было
разрешено в пользу работников.
7
Инспекцией труда профсоюзов уделяется значительное внимание со-
стоянию условий труда и быта работающих женщин. Результаты проверок
показывают, что проблема соблюдения трудовых прав женщин продолжает
оставаться актуальной.

Проведенные инспекцией в 2002 году проверки по обеспечению СИЗ
показали, что в целом обеспеченность средствами защиты по отраслям про-
мышленности составляет не более 65 процентов.

Проверками установлено, что за последние годы сократились затраты
на приобретение СИЗ во всех отраслях промышленности. Это отмечается, в
первую очередь, в организациях, занимающихся строительством автомо-
бильных дорог, агропромышленного комплекса, здравоохранения, жилищ-
но-коммунального хозяйства, образования, где затраты на приобретение
СИЗ составляют не более 100-200 рублей в год на человека. А в организаци-
ях здравоохранения и связи эта цифра составляет 10-15 рублей в год. Из-за
отсутствия средств организации стараются приобретать дешевые СИЗ. В
ходе проведенных проверок получено много жалоб на низкое качество их
изготовления. Установлено, что только 25% организаций имеют на приоб-
ретенную спецодежду сертификат соответствия.
По-прежнему работодателями игнорируется законодательство об охра-
не труда в части сообщения в профсоюзы о несчастных случаях, подлежа-
щих «специальному» расследованию и по введению представителей проф-
союзов в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве.
Инспекцией труда профсоюзов проводились проверки организаций по
выполнению мероприятий по охране труда, предусмотренных коллектив-
ными договорами и соглашениями, а также оказывалась методическая по-
мощь в их составлении. Совместно с профсоюзными комитетами проводи-
лась работа по усилению роли первичного звена контроля в организациях –
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. По данным инспекции
труда, в 2002 году было избрано 330,8 тыс. уполномоченных.
8
Особое внимание уделялось проведению практической работы с упол-
номоченными. Так, инспекцией труда совместно с уполномоченными было
проведено 25,2 тыс. проверок, в результате которых было выявлено 88 тыс.
нарушений требований охраны труда. По результатам проверок было выда-
но 15,4 тыс. представлений по устранению выявленных нарушений.
В течение 2002 года инспекцией труда проделан значительный объем
работ по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
Проведенная работа позволила поддержать на необходимом уровне па-
ритет с государственными инспекторами.


3.2. Субъекты Российской Федерации


Конкретные направления деятельности по реализации государствен-
ной политики в области охраны труда на федеральном уровне и в субъектах
Российской Федерации базируются на соответствующих статьях Трудового
кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 1999г. №
181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Во многих
субъектах Российской Федерации успешно работают законы об охране тру-
да, принятые на основе Федеральных законов.
В 59 субъектах Российской Федерации приняты, а в 17 субъектах раз-
работаны региональные законы об охране труда, конкретизирующие поло-
жения федерального законодательства, в том числе в части передачи полно-
мочий в области охраны труда органам местного самоуправления.
В законах Республики Алтай, Республики Северная Осетия, Чуваш-
ской Республики, Краснодарского и Красноярского краёв, Кемеровской, Ко-
стромской, Московской, Нижегородской, Тамбовской, Тюменской и ряда
других областей вопросы государственного управления охраной труда вы-
делены в отдельные разделы.
9
На сегодняшний день в 23 регионах России действуют положения о
государственном управлении охраной труда, утверждённые первыми лица-
ми органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 16
регионах подготовлены проекты таких документов. В этих положениях, как
правило, более конкретно, чем в законах об охране труда, определены
функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
по реализации государственной политики в области охраны труда, их взаи-
модействие с органами надзора и контроля за соблюдением законодательст-
ва о труде и охране труда, органами местного самоуправления, объедине-
ниями работодателей и профсоюзов, научными и образовательными учре-
ждениями и другими организациями.
В реализации основных направлений государственной политики в об-
ласти охраны труда активное участие принимают органы местного само-
управления. Их деятельность в сфере охраны труда во многих субъектах
Российской Федерации стала неотъемлемой частью системы управления ох-
раной труда. Там, где администрация городов и районов ответственно под-
ходит к решению вопросов охраны труда, в организациях более активно
проводится работа по улучшению условий и охраны труда, профилактике
производственного травматизма; создаются службы охраны труда, более
чётко определяются обязанности должностных лиц по обеспечению безо-
пасности на производстве; сокращается количество нарушений требований
охраны труда.
Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют
межведомственные комиссии по охране труда. В последнее время всё ак-
тивнее ведётся их работа в муниципальных образованиях. Комиссии рас-
сматривают наиболее актуальные для данного региона вопросы, направлен-
ные на активизацию деятельности органов управления и организаций по
улучшению условий и охраны труда работников, профилактике производст-
венного травматизма и профессиональной заболеваемости. Во многих слу-
10
чаях межведомственные комиссии по охране труда выполняют роль коор-
динаторов в работе органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по реализации государст-
венной политики в области охраны труда в регионе.


3.2.1. Организация работы государственной экспертизы
условий труда
В 2002 году в большинстве регионов активизировалась работа орга-
нов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. В субъ-
ектах Российской Федерации работа по государственной экспертизе усло-
вий труда проводится специализированными подразделениями органов ис-
полнительной власти, как правило, организационно входящими в органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие
вопросами охраны труда.
В тех регионах, где специализированные подразделения по государст-
венной экспертизе условий труда не созданы, эти функции в основном воз-
лагаются на подразделения по охране труда (управлению охраной труда)
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведаю-
щих вопросами охраны труда. Анализ отчетных данных органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами ох-
раны труда, о штатной численности работников, осуществляющих государ-
ственную экспертизу условий труда за 2002 год в сравнении с предыдущим
годом (диаграмма 20) выявил позитивную тенденцию, выражающуюся в по-
степенном усилении их кадрового обеспечения. Количество штатных госу-
дарственных экспертов условий труда в 2002 году увеличилось на 6,6% по
сравнению с предыдущим годом и составляет 322 человека.
11
Данные о численности работников,
задействованных в осуществлени государственной экспертизы условий труда в 2001-2002 гг.



479
500
454

450

400

322
350
302

300 2001 г.
2002 г.
250

200 157
152

150

100

50

0
Всего специалистов Штатные государственные Работники органов
эксперты исполнительной власти




Диаграмма 20

С положительной стороны следует отметить факт образования под-
разделений, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, в
Чеченской Республике, Республике Алтай, Омской области.
В целях обеспечения объективности исполнения возложенных на ор-
ганы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, функ-
ций к этой деятельности привлекаются исследовательские (измерительные)
лаборатории по оценке условий труда. Эти лаборатории организованы для
обеспечения данными о фактическом состоянии условий труда на прове-
ряемых рабочих местах и объектах. За прошедший год количество таких ла-
бораторий в структуре органов исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, ведающих вопросами охраны труда, возросло более чем на
14,8 % (диаграмма 21).
12

Данные о количе стве лабораторий,
заде йствованных для це ле й государстве нной экспе ртизы условий труда в 2001-2002 гг.




Количество лабораторий в структуре органов
31
исполнительной власти по труду, осуществляющих
оценку условий труда 27




Количество лабораторий, осуществляющих 376
2002 г.
деятельность по поручению органов
287
исполнительной власти 2001 г.




723
Общее количество лабораторий
615




Диаграмма 21


Необходимо отметить начало работы в 2002 году исследовательских
лабораторий для целей государственной экспертизы условий труда в Ханты-
Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области, Пензен-
ской и Ярославской областях.
Деятельность органов, осуществляющих государственную экспертизу
условий труда, весьма успешно осуществляется по всем направлениям и ре-
зультативность работы систематически возрастает. Так, только в течение
2002 года выполнено 64557 экспертиз, т.е. в среднем более 130 экспертиз на
одного работника, осуществляющего государственную экспертизу условий
труда.
Динамика количества таких экспертиз за последние восемь лет (диа-
грамма 22) также показывает, что деятельность экспертизы возросла за эти
годы почти в 15 раз. Всего в 1995-2002 гг. государственные эксперты вы-
полнили более 400 тысяч проверок по различным направлениям деятельно-
сти.
13

Динамика проведенных экспертиз условий труда за 1995-2002 гг.

64557
70000
61735
60000

50000
35819
40000

30000
24966
20000
11698
8291
5884
4313
10000

0
1995г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Диаграмма 22

Сравнительные данные об основных направлениях деятельности по
осуществлению государственной экспертизы условий труда по субъектам
Российской Федерации за 2001-2002 гг. (диаграмма 23) свидетельствуют о
высокой степени заинтересованности организаций и работодателей в госу-
дарственной экспертизе условий труда. Из общего количества всех прове-
денных экспертиз условий труда в организациях России наибольшее коли-
чество экспертиз выполнялось именно по запросу организаций (работодате-
лей). Всего в 2002 году таких экспертиз было проведено 52244 или 80,9% от
общего числа всех экспертиз, проведенных в этом году.
По запросам организаций наибольшее количество экспертиз выполне-
но в областях Ростовской (8758), Самарской (3505), Московской (2812), Ом-
ской (1613), Свердловской (1428), в Краснодарском крае (3921), а также в
Республиках Коми (2186) и Дагестан (1979).
14

Данные
о количестве проведенных экспертиз условий труда в 2001-2002 гг.




64557
70000
61735

52244
60000
52124

50000

2001 г.
40000

2002 г.
30000


20000
8169
6880
10000 1983 2909

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign