LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

му страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональ-
ных заболеваний.
Совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации
разработана Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на
24
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ-
стве и профессиональных заболеваний.
В результате принятого законодательства в области охраны труда и, в
частности, по страхованию от несчастных случаев на производстве и про-
фессиональных заболеваний, в 2002 году повышен уровень социальной за-
щищенности лиц, пострадавших на производстве.
Сделан первый, но достаточно серьезный шаг по пути создания меха-
низма экономической заинтересованности работодателя в обеспечении
безопасных условий труда (диаграмма 19).
Диаграмма (19)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЗА СЧЕТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ;
СКИДКИ И НАДБАВКИ К СТРАХОВОМУ ТАРИФУ
Финансирование предупредительных мер Скидки и надбавки
(до 20%)



1116,717
1200,000


1000,000


800,000
(млн. руб.)
Сумма




600,000
370,300
400,000

132,200 90,500
200,000


0,000
4622
182 10419 378
Количество страхователей


В рамках этого механизма действует система скидок и надбавок к
страховому тарифу страхователя в зависимости от уровня производственно-
го травматизма и организации работы по охране труда.
Кроме того, в 2002 году предприятия имели возможность направлять
до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхова-
нию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева-
25
ний на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний работни-
ков.
В целях совершенствования законодательства в части осуществления
государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации 20 мая
2002 г. принят Федеральный закон №53-ФЗ «О внесении изменений в статьи
5, 6 и 21 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Фе-
дерации». Принято постановление Правительства Российской Федерации от
25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении госу-
дарственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».
Для введения Системы сертификации работ по охране труда в органи-
зациях утверждены нормативные акты, в частности, постановление Мин-
труда России от 24 апреля 2002 г. №28 «О создании Системы сертификации
работ по охране труда в организациях», постановление Минтруда России от
10 декабря 2002 г. №77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по
сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий».
В целях совершенствования законодательства в области охраны труда
и практики его применения в ноябре - декабре 2002 года проведены парла-
ментские слушания, по результатам которых подготовлены предложения по
изменению и дополнению законодательных и нормативных правовых актов,
регламентирующих условия и охрану труда.
Формирование базы подзаконных нормативных правовых актов, опи-
рающихся на основные положения Трудового кодекса Российской Федера-
ции, является одной из основных задач на современном этапе. Содержание
и качество проработки указанных актов во многом определит политику в
области охраны труда на длительную перспективу.
Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации
№ 516 от 17 апреля 2002 г. Минтрудом России подготовлен ряд норматив-
ных правовых актов, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ.
26
В области компенсаций за условия труда и средств индивидуальной
защиты подготовлены и приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября
2002 г. №676 «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и
социального развития Российской Федерации» в развитие статьи 221 Трудо-
вого кодекса Российской Федерации «Обеспечение работников средствами
индивидуальной защиты»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября
2002 г. №849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи
молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-
профилактического питания» в развитие статьи 222 Трудового кодекса Рос-
сийской Федерации «Выдача молока и лечебно-профилактического пита-
ния»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря
2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отды-
ха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» в
развитие статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации «Режим ра-
бочего времени».
В соответствии с мероприятиями межотраслевой целевой программы
«Улучшение условий и охраны труда в 2002 году» организована работа по
созданию и оснащению измерительными приборами и автотранспортом
стационарных и передвижных лабораторий контроля и экспертизы условий
труда органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Фе-
дерации: Амурской, Астраханской, Брянской, Волгоградской, Калужской,
Пензенской, Сахалинской, Читинской, Тюменской областей, республик Та-
тарстан, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Таймырского (Долгано-
Ненецкого) автономного округа, Академии охраны труда Московского го-
сударственного социального университета, Кузбасского регионального
(горного) Центра охраны труда.
27
За последние годы произошли положительные сдвиги в выпуске со-
временных средств индивидуальной защиты (СИЗ). Заметно расширился ас-
сортимент и улучшилось качество поступающих на рынок СИЗ.
Развитию российского рынка СИЗ способствовало создание Ассоциа-
ции разработчиков, изготовителей, поставщиков средств индивидуальной
защиты, призванной объединить усилия всех заинтересованных сторон в
этом важном деле, а также ежегодное проведение международных выставок
на ВВЦ. Передовой опыт производства средств индивидуальной защиты
представлен на рис. 1.

Средства индивидуальной защиты нового
поколения
Создание средств индивидуальной защиты нового поколения
на основе совершенствования технологии изготовления и исполь-
зования новых материалов:
- спецодежда на основе пленочных материалов с исполь-
зованием технологии защиты от воды (разработчик
ОАО «ЦНИИШП», г. Москва);
- водозащитные износоустойчивые ткани с использова-
нием льняного волокна для спецодежды с антистати-
ческими свойствами (разработчик ОАО «ЦНИИШВ»,
г. Тверь);
- термостойкие ткани, обеспечивающие защиту от воз-
действия высоких температур для спецодежды пожар-
ных, спасателей, нефтяников и газовиков (разработчик
ОАО «ЦНИИШВ», г. Тверь);
- промышленный противогаз 5-го поколения с широко-
панорамной маской (разработчик ОАО «Химконверс»,
г. Москва);
- легкие пылегазозащитные респираторы, обладающие
вместе с противоаэрозольными свойствами, также и
защитными свойствами от воздействия кислых газов и
аммиака (разработчик ОАО «Химконверс», г. Москва).
Рисунок 1.
28
В конце февраля 2003 года в Культурно-выставочном центре «Со-
кольники» совместно с Гильдией предприятий профессиональной одежды,
спецобуви и СИЗ Московской торгово-промышленной палаты прошла 4-ая
Международная выставка профессиональной, специальной, ведомственной
и корпоративной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной за-
щиты «ТЕЛОГРЕЙКА – 2003».
Одной из основных мер по сокращению производственного травма-
тизма и профессиональных заболеваний в 2002 г. продолжало оставаться
обязательное обучение по охране труда и проверка знаний требований ох-
раны труда всех работников организаций, в том числе ее руководителей.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря
2001 года № 919 «О внесении изменения в Положение о Министерстве тру-
да и социального развития Российской Федерации» определило, что поря-
док обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда
работников организаций устанавливается Минтрудом России совместно с
Минобразованием России. Такая постановка вопроса позволила Минтруду
России осуществлять координацию организации обучения по охране труда
и проверку знаний требований охраны труда работников организаций, как
на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
При этом Минтрудом России совместно с Минобразованием России в 2002
г. был разработан и утвержден в 2003 г. Порядок обучения по охране труда
и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
На основе разработанных и утвержденных Минтрудом России норма-
тивных правовых актов в 2002 году 1160 обучающих организаций осущест-
вляли обучение и проверку знаний требований охраны труда. В 66 регионах
Российской Федерации активно работало 80 Центров охраны труда, помогая
предприятиям в решении всего комплекса возникающих проблем по вопро-
сам нормативного и информационного обеспечения, обучения по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда.
29
За период с 1999 по 2002 гг. по Российской Федерации обучение по
охране труда прошли 2827,0 тыс. человек, в том числе в 2002 г. 840,0 тыс.
человек, таблица 3.
Таблица 3

Обучение по охране труда работников организаций
за 1999 - 2002 годы по Российской Федерации

в том числе:
Всего обучено отдельных катего- Количе-
Годы работников рий застрахованных ство обучающих
(тыс. чел.) (тыс. чел.) организаций
1999 580,0 - 970
2000 602,0 80,5 1050
2001 805,0 378,9 1100
2002 840,0 380,6 1160
Итого: 2827,0 840,0


Создана сеть обучающих организаций и организовано обучение по
охране труда работников за счёт средств обязательного социального страхо-
вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-
ваний. Динамика обучения по охране труда отдельных категорий
застрахованных за последние три года представлена в табл. 4.
Таблица 4
Динамика обучения по охране труда отдельных
категорий застрахованных
№ Наименование
2001 год 2002 год
п/п показателей
1. Федеральные органы исполнительной вла-
13 10
сти (ед.)
2. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны 76 80
труда (ед.)
3. Количество обучающих организаций 504 514
4. Количество обученных отдельных катего-
375657 380606
рий застрахованных (чел.)
5. Объем финансовых средств, израсходован-
ных на обучение по охране труда отдельных 335874,028 304062,506
категорий застрахованных (тыс. руб.)
30
Эта новая форма обучения по охране труда оказалась своевременной и
эффективной мерой и уже заслужила положительную оценку, как страхова-
телей, так и застрахованных.
О заинтересованности и положительном отношении к новой форме
обучения говорит тот факт, что за 2002 год было обучено 380 606 человек
(за 2001 год обучено 375 657 человек). В работе приняли участие 10 феде-
ральных органов исполнительной власти, 80 субъектов Российской Федера-
ции из 89. Заявки на обучение в 2003 году представили уже 85 субъектов.
Немаловажное значение имело то, что обучение проводилось без особых
дополнительных затрат со стороны работодателя, а застрахованные бес-
платно обеспечивались методической литературой по охране труда, необхо-
димой им для практической деятельности в будущем.
К положительным сторонам организации обучения по охране труда от-
дельных категорий застрахованных относится и то, что такое обучение спо-
собствует общей активизации работы по охране труда и, в конечном счете,
восстановлению в организациях, участвующих в нем, структуры органов
общественного контроля за состоянием условий и охраны труда. Практиче-
ски во всех организациях, где проводилось или проводится обучение по ох-
ране труда по линии Фонда социального страхования Российской Федера-
ции, восстановлен институт уполномоченных (доверенных) лиц профсою-
зов и трудовых коллективов, активизировалась работа комиссий по охране
труда и увеличилась их численность.
Внедрение в практику обучающих организаций новой формы обучения
за непродолжительный период времени определило целый ряд проблем и
вопросов, которые требуется решить для более успешного дальнейшего раз-
вития обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.
В целях упорядочения порядка и контроля за использованием средств,
выделяемых на обучение, Фонд социального страхования Российской Феде-
рации принял постановление от 21.03.2002 г. №30 «Об утверждении Поряд-
31
ка направления средств для осуществления мероприятий по обучению по
охране труда отдельных категорий застрахованных и контроля за правиль-
ностью использования этих средств», тем самым изменив схему взаимодей-
ствия в организации обучения отдельных категорий застрахованных, сло-
жившуюся на протяжении 2000-2001 г.г. между Минтрудом России, Фон-
дом социального страхования Российской Федерации, федеральными орга-
нами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду
субъектов Российской Федерации.
Однако, как показали итоги работы за 2002 год, многочисленные от-
зывы организаторов и непосредственных участников этой работы, новая
форма взаимодействия между Минтрудом России, Фондом социального
страхования Российской Федерации, региональными отделениями Фонда
социального страхования Российской Федерации, федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации в области охраны труда и обучающими организациями
не уменьшила число проблем, не сняла все те вопросы, которые ставились в
многочисленных письмах в адрес Минтруда России, Фонда социального
страхования Российской Федерации, была предметом неоднократных спо-
ров и выступлений на совещаниях, проводимых в 2002 г. по этому вопросу.
Схема работы, отчетности и проверок за использованием средств в соответ-
ствии с постановлением от 21.03.2002 г. №30 «Об утверждении Порядка на-
правления средств для осуществления мероприятий по обучению по охране
труда отдельных категорий застрахованных и контроля за правильностью
использования этих средств» против ожидания усложнила во многих субъ-
ектах процедуру заключения договоров с обучающими организациями, при-
вела к нарушению сроков направления средств в обучающие организации, а
следовательно, и к нарушению намеченных графиков проведения обучения
отдельных категорий застрахованных, представления органами исполни-
тельной власти отчетности за год в Минтруд России.
32
Ежегодно Минтруд России и Фонд социального страхования Россий-
ской Федерации совместно проводят Всероссийские совещания по вопросам
повышения качества и совершенствования процесса обучения отдельных
категорий застрахованных.
На базе Всероссийского центра охраны труда Минтруда России про-
водится обучение руководителей и специалистов органов исполнительной
власти по труду субъектов Российской Федерации, центров охраны труда,
инспекторов труда, заведующих и преподавателей кафедр охраны труда
технических вузов России, руководителей организаций.
Минтруд России совместно с Минобразованием России направляют
значительные усилия на совершенствование подготовки специалистов по
охране труда. Подготовлен полный комплект образовательных программ
дисциплин, включенных в Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по специальности 330500 «Безо-
пасность технологических процессов и производств». Комплект включает
двенадцать программ. Программы согласованы с Минтрудом России и ут-
верждены Минобразованием России. Программы изданы, размножены и ра-
зосланы в вузы, осуществляющие подготовку кадров по специальности
«Безопасность технологических процессов и производств».
Минтруд России оказывает большую поддержку Министерству обра-
зования Российской Федерации в работе по подготовке, изданию и распро-
странению учебников и учебных пособий. Изданы и разосланы в вузы учеб-
ные пособия: «Охрана труда - организация и управление», «Информацион-
ные технологии в охране труда», «Производственная санитария и гигиена
труда», «Анализ и оценка риска производственной деятельности», «Челове-
ческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда».
Издан отраслевой учебник «Охрана труда в геологоразведке» для
высших учебных заведений геологоразведовательного и горного профиля.
В содержании государственных требований к уровню подготовки
33
специалистов по охране труда, произошли существенные изменения. Стан-
дарты содержат современные подходы к подготовке специалистов. В их со-
держание включены новые дисциплины, в рамках которых изучаются новые
технологии по обеспечению безопасности труда, управлению в охране тру-
да, аттестации рабочих мест, экспертизе, страхованию, надежности техни-
ческих систем и многие другие.
Новые структура и содержание подготовки кадров по охране труда
вызвали резкий рост количества вузов, которые получили лицензию на ве-
дение образовательной деятельности по специальности данного профиля.
Например, по специальности 330100 «Безопасность жизнедеятельности в
техносфере» в настоящее время готовят специалистов по охране труда 52
вуза, а по основной специальности 330500 «Безопасность технологических
процессов и производств» - 44 вуза. Контингент обучаемых на этих специ-
альностях составляет соответственно б891 и 5306 человек, выпуск 334 и 351
человек, конкурс более двух человек на место (рис.2).
В работе Минтруда России уделяется особое внимание разработке со-
вместно с Минобразованием России программ, учебно-методической доку-
ментации, учебников для обеспечения системы непрерывного образования в
области охраны труда.
За последние годы особое внимание уделялось разработке учебно-
методической литературы для системы общего среднего образования. Под-
готовлено учебное пособие для учащихся 10-11 классов образовательной
школы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», в кото-
рое впервые включены разделы по охране труда в учебном процессе в шко-
ле. Разработана программа повышения квалификации для преподавателей
общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельно-
сти». Программа используется при повышении квалификации учителей.
12-15 ноября 2002 г. в г. Москве состоялся Международный конгресс и
кинофестиваль «Безопасность и охрана труда 2002 года», в котором приня-
ли участие более 300 человек, в том числе представители федеральных ор-
ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, гости из дальнего и ближнего зарубежья. В рамках
конгресса была организована и проведена Международная выставка, выра-
ботаны рекомендации будущему Международному конгрессу.
Введена в действие Российская информационная система по охране
труда (РИСОТ) (рис.3). Это обеспечило своевременное доведение до поль-
зователей новых нормативных документов в электронном виде.
На базе РИСОТ продолжается создание Интернет-портала, объеди-
няющего информационные ресурсы в области условий и охраны труда.
В 2002 г. органами федеральной инспекции труда был осуществлен
комплекс мер, направленных на повышение эффективности государствен-
ного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда
в целях обеспечения права работников на труд, отвечающий требованиям
безопасности и гигиены.
В соответствии с приказом Минтруда России от 13.12.01 № 277 “О
дополнительных мерах по повышению эффективности надзора и контроля
за соблюдением законодательства об охране труда” основное внимание фе-
деральной инспекции труда было сосредоточено на системной профилакти-
ческой работе по пресечению и предупреждению правонарушений, являю-
щихся основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последст-
виями и других чрезвычайных происшествий на производстве, проводимой
во взаимодействии с другими государственными органами надзора и кон-
троля, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и общественными организациями,
включая проведение повсеместных проверок соблюдения в организациях
требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обу-
чения по охране труда руководителей, специалистов и других работников.
В целях реализации полномочий, установленных в статье 356 Трудо-
вого кодекса РФ, в 2002 г. органами федеральной инспекции труда было
проведено более 152,6 тыс. проверок по вопросам охраны труда, в ходе ко-
торых выявлено свыше 1,55 млн. нарушений трудовых прав работников. В
целях их устранения и предупреждения несчастных случаев на производст-
ве и профзаболеваний было выдано более 165,6 тыс. предписаний. Только за
нарушения законодательства об охране труда госинспекторами труда при-
влечено к административной ответственности (оштрафовано) 41,9 тыс. ви-
новных должностных лиц организаций.
Для повышения эффективности контрольных мероприятий и сниже-
ния неоправданного административного давления на работодателей из об-
щего числа проверок по вопросам охраны труда в 2002 г. свыше 50 тыс.
3
(каждая третья проверка) было проведено во взаимодействии с органами
госгортехнадзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, госэнергонадзора,
другими государственными органами надзора и контроля и органами об-
щественного контроля. Свыше 31,7 тыс. проверок проведено в целях осу-
ществления надзора и контроля за соблюдением установленного порядка
расследования и учета несчастных случаев на производстве, в результате
которых госинспекторами труда было выявлено более 3,5 тыс. скрытых ра-
ботодателями несчастных случаев на производстве, в том числе более 300 -
со смертельным исходом. В течение 2002 г. госинспекторами труда было
расследовано 27,7 тыс. несчастных случаев на производстве, из которых 6,5
тыс. со смертельным исходом.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign