LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

10,5
11
10,1 10,1
9,9
9,9 10,3
9,7
9,6
10


9
Проценты




8


7
6,3 6,3 6,3
6,1
6,0
6,0 6,0
6


5


4
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
6,3 6,0 6,3 6,0 6,1 6,3 6,0
женщины
10,5 10,8 11,0 11,1 11,3 11,2 11,5
мужчины
9,6 9,7 9,9 9,9 10,1 10,1 10,3
всего



УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ,
НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ
(в % от общей численности работников соответствующего пола)
(по выборочным наблюдениям Госкомстата России)

30
27,8
27,5
28
26,4 26,5
26,1
26,4 26,0
26

24
22,7
22,4
21,7
21,3 21,2 21,4 21,3
22
Проценты




20

18
15,5 15,6
15,1
14,9 14,9 14,8
16 14,9

14

12

10
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
14,9 14,9 14,9 14,8 15,1 15,5 15,6
женщины
26,4 26,1 26,4 26,0 26,5 27,5 27,8
мужчины
21,3 21,2 21,4 21,3 21,7 22,4 22,7
всего




Удельный вес работников связи, занятых в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, остался на прежнем уровне (диаграмма
14), а именно: всего - 2,4%, мужчин – 3,7%, женщин – 1,6%.
17
Всего по Российской Федерации 20% работников работают под воз-
действием повышенной запыленности воздуха рабочей зоны при добыче уг-
ля подземным способом, в черной металлургии и угольной промышленно-
сти (диаграмма 15).
Свыше 20% работников работают под воздействием повышенного
уровня шума, ультразвука и инфразвука при добыче угля подземным спосо-
бом, в черной металлургии, на авиационном транспорте, при открытой до-
быче руд черных металлов, в угольной и текстильной промышленностях
(диаграмма 16).
Более 5% работников работают под воздействием повышенного уров-
ня вибрации на внутреннем водном транспорте, при добыче угля открытым
и подземным способом, в угольной промышленности, при открытой добы-
че руд черных металлов, в рыбной промышленности, на морском транспор-
те и при подземной добыче руд чёрных металлов (диаграмма 17).
В целом по Российской Федерации 40,4% работников получают ком-
пенсации за работу в неблагоприятных условиях труда.
Наибольший удельный вес работников, которым установлен хотя бы
один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, отме-
чен в Уральском (48,6%), Сибирском (47,1%) и Дальневосточном (45,0%)
федеральных округах (диаграмма 18).
Диаграммы (14-18)
18

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАБОТНИКОВ СВЯЗИ, ЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ,
НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ
(в % от общей численности работников соответствующего пола)
(по выборочным наблюдениям Госкомстата России)

6
5,4

5
4,6
4,4
3,9
3,8 3,7
3,7
4
3,4
Проценты




3,0
2,8
3
2,6
2,5 2,4
2,4 2,4
2,2
2,0 1,9
1,7
2 1,7 1,6

1



0
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
2,4 2,2 2,0 1,7 1,9 1,7 1,6
женщины
5,4 4,6 4,4 3,8 3,9 3,7 3,7
мужчины
3,4 3,0 2,8 2,5 2,6 2,4 2,4
всего


РАБОТНИКИ, КОТОРЫМ УСТАНОВЛЕН ХОТЯ БЫ ОДИН ВИД КОМПЕНСАЦИЙ
ЗА РАБОТУ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
(по выборочным наблюдениям Госкомстата России)



50,0
48,6
47,1
45,0
41,1
40,4 40,4
40,0

34,4
33,7
30,0
Проценты




20,0



10,0




0,0
Северо- Приволжский Уральский Дальневосточный
Западный Федеральный Федеральный Федеральный
Федеральный округ округ округ
округ
Федеральные округа
19

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРЫХ БОЛЕЕ 20% РАБОТНИКОВ РАБОТАЮТ ПОД
ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА, ИНФРАЗВУКА




9,3
РФ

21,5
Угольная промышленность

Добыча угля подземным 26,6
Отрасли экономики




способом

26,4
Черная металлургия

Открытая добыча руд черных 22,2
металлов

21,4
Текстильная промышленность

23,7
Авиационный транспорт

0 5 10 15 20 25 30
Проценты




ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, В КОТОРЫХ БОЛЕЕ 5% РАБОТНИКОВ РАБОТАЮТ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ВИБРАЦИИ




2,2
РФ
10,3
Угольная промышленность

10,8
Добыча угля открытым способом
Отрасли экономики




10,0
Добыча угля подземным способом
7,3
Подземная добыча руд черных металлов
8,7
Открытая добыча руд черных металлов
8,3
Рыбная промышленность
8,0
Морской транспорт
13,7
Транспорт внутренний водный

0 2 4 6 8 10 12 14
Проценты




Основными причинами неблагоприятных условий труда, производст-
венного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:
неудовлетворительное состояние основных производственных фондов
(наиболее неблагоприятные тенденции наблюдаются в транспортных орга-
низациях);
20
сокращение объемов капитального и профилактического ремонта зда-
ний, сооружений, машин и оборудования;
существенное сокращение либо полное прекращение работ по созда-
нию новых технологий и новой техники;
недостаточная квалификация административно-технических руково-
дителей производства;
снижение внимания к безопасности производства работ;
низкий уровень обучения и контроля навыков и знаний по охране тру-
да;
ухудшение производственной и технологической дисциплины.
Причины высокого уровня производственного травматизма и профес-
сиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер, поэто-
му возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда
связана с совершенствованием работы по различным направлениям госу-
дарственного управления охраной труда. В условиях динамичного развития
социально-экономических процессов в обществе должно происходить по-
стоянное совершенствование системы государственного управления охра-
ной труда. В первую очередь это касается законодательного сопровождения
происходящих в экономике и обществе перемен.


III. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


3.1. Федеральный уровень
В 2002 году работа на федеральном уровне была направлена на реали-
зацию основных направлений государственной политики в области охраны
труда.
21
Была утверждена и реализована межотраслевая целевая программа
«Улучшение условий и охраны труда на 2002 год». В рамках Программы
выполнено 260 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и дру-
гих работ, в том числе:
- продолжалось обновление и разработка новых нормативных пра-
вовых актов, содержащих государственные нормативные требова-
ния охраны труда, и методических материалов;
- совершенствовались системы непрерывного образования в области
охраны труда и предоставления компенсаций за условия труда;
- разработаны новые средства индивидуальной и коллективной за-
щиты, приборы контроля вредных и опасных производственных
факторов для организаций различных отраслей экономики;
- оказана практическая помощь в создании и оснащении стационар-
ных и передвижных лабораторий контроля и экспертизы условий
труда четырнадцати регионам Российской Федерации.
В течение 2002 года были подготовлены проекты изменений и допол-
нений в принятые в 1998-2001 гг. законодательные и нормативные правовые
акты, регламентирующие условия и охрану труда.
В 2002 году была проведена большая работа по реализации требова-
ний, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2000 г. №399 «О нормативных правовых актах, содержащих госу-
дарственные нормативные требования охраны труда». Динамика разработки
нормативных правовых актов за последние четыре года приведена в таблице
2.
22
Таблица 2

Разработка нормативных правовых актов, содержащих государст-
венные нормативные требования охраны труда

Годы
1999 2000 2001 2002 2003
Всего
на
20.05.03
Межотраслевые
Правила по охране 26 5 5 9 27
труда ПОТ Р М
Межотраслевые
типовые инструкции
- 18 19 58 35 130
по охране труда
ТИ Р М
ГОСТ ССБТ 35 4 6 - 18


Минтрудом России проведено согласование около 50 отраслевых до-
кументов по охране труда (отраслевые правила и типовые инструкции по
охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, своды правил
по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государ-
ственные стандарты системы стандартов безопасности труда), разработан-
ных и представленных федеральными органами исполнительной власти, в
частности, Минтрансом России, Минэнерго России, МПС России, Минсель-
хозом России, Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Мин-
здравом России, Госстроем России, Госстандартом России, МЧС России,
Госкомрыболовством России, Росбоеприпасами, Россудостроением.
В ближайшее время предстоит подготовить к утверждению и регист-
рации еще около двадцати пяти межотраслевых нормативных правовых ак-
тов по охране труда (правил, инструкций и др.). Внедрение указанных актов
позволит унифицировать и заменить порядка 500 устаревших документов
отраслевого значения.
23
По–прежнему серьёзной проблемой остаётся то, что в числе дейст-
вующих документов более 70% нормативных правовых актов по охране
труда были приняты 20 и более лет тому назад.
Отдельного рассмотрения заслуживают вопросы наличия и действия
государственных стандартов системы стандартов безопасности труда.
В данной системе насчитывается около четырехсот стандартов. Боль-
шая часть из них принята почти тридцать лет тому назад. Многие безнадёж-
но устарели, но продолжают числиться в числе действующих.
Примерно аналогичное положение по отраслевым документам охраны
труда лечебно-оздоровительных и профилактических учреждений Минздра-
ва России, ряду документов жилищно-коммунального комплекса Госстроя
России, Минсвязи России и некоторых других федеральных органов
исполнительной власти.
Проведена работа по подготовке законопроектов по совершенствова-
нию системы обязательного социального страхования от несчастных случа-
ев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 28
февраля 2002 г. №136 «О порядке и условиях финансирования в 2002 году
предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний работников».
Постановлением Минтруда России от 25 марта 2002 г. №22 утвержден
Перечень предупредительных мер на 2002 год по сокращению производст-
венного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частич-
но финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социально-

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign