LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вещества классифицированы как приоритетные вещества, 10 классифицируются как
приоритетные опасные вещества, и для 15 веществ - кандидатов в приоритетные
опасные вещества - решение еще не принято. Для многих находящихся в списке
пестицидов, которые еще используются, классификация все еще не определена.
Пестицидная промышленность прилагает все усилия для того, чтобы исключить
производимые вещества из списка приоритетных опасных веществ.
Ясная цель промышленности состоит в том, чтобы зарегистрировать производимые
вещества, так как любые планы постепенного сокращения, например, внесение в
список приоритетных опасных веществ Рамочной Водной Директивы, почти наверняка
предотвратили бы это. В случае, если влияние промышленности было бы достаточно
сильным для того, чтобы выиграть это сражение, Рамочная Водная Директива
оказалась бы значительно более слабой в области предотвращения загрязнения, чем
существующее законодательство ЕС согласно Директиве по Опасным Веществам, и
следовательно, это было бы отступлением назад.
Другой вопрос остается открытым: что случится с другими 99 веществами из Списка II
Директивы по Опасным Веществам? Теоретически, они являются приоритетными
веществами, потому что Директива 76/464/EC (Статья 2) заявляет: “Государства-члены
должны принять соответствующие меры ..., чтобы уменьшить загрязнение упомянутых
вод опасными веществами ... Списка II.”
Однако, Рамочная Водная Директива заменит Директиву по Опасным Веществам.
Статья 4 (iv) Рамочной Водной Директивы содержит очень сходную формулировку для
приоритетных веществ, используя слово «приоритетное» вместо «опасного».
Приоритетные вещества - вещества, отобранные Комиссией в соответствии со
Статьей 16, и следовательно, все не отобранные вещества рассматривались бы как
другие загрязнители, то есть должны были бы регулироваться Государствами-


..........................................
членами.


36
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


В настоящее время охрана поверхностных вод полностью зависит от списков
приоритетных веществ и приоритетных опасных веществ. Комиссия может подготовить
стратегии против загрязнения воды любыми другими загрязнителями, но публика не
может предъявить иск в этом отношении. Если качество воды не улучшается в
достаточной степени, требуются дальнейшие меры на уровне Государства-члена. В
указанном случае Государство-член должно установить причину проблемы и затем
действовать в отношении соответствующих химикалий.
В течение более чем 20 лет Европейская Комиссия не составила детального перечня
загрязнителей грунтовых вод, и, видимо, не планирует делать этого (56).
Статья 17 предписывает, что меры по предотвращению и контролю загрязнения
грунтовых вод должны быть определены в течение двух лет после вступления
директивы в силу. Эти два года прошли, но меры не были определены.
Следует помнить, что проблема пестицидов значительно шире, нежели проблема
загрязнения грунтовых вод. Поведение пестицидов в экосистеме не может легко
контролироваться; как только они попали в экосистему, они останутся там, на многие
годы загрязняя грунтовые воды. Соответствующими мерами для достижения цели
Рамочной Водной Директивы явятся сокращение использования пестицидов и
запрещение тех пестицидов, которые часто обнаруживаются в воде, независимо от их
стойкости и токсичности.
Комиссия должна расширить списки приоритетных веществ, начиная со всех веществ
Списка II Директивы по Опасным Веществам. В сотрудничестве с экспертами в
области сельского хозяйства должны быть проведены исследования альтернатив
относительно определенных зерновых культур. ПАН Германии провела исследование,
основанное на данных по остаткам, результатом которого явился выбор двух
проблематичных зерновых культур. Указанное исследование обосновывает
определенные меры сокращения использования пестицидов для этих двух зерновых
культур (25).
Чтобы уменьшить сток с городских территорий, в Европейском Союзе должна быть
запрещена продажа удобрений, содержащих пестициды, для использования в частных
садах. Использование пестицидов в пределах городских территорий должно быть
ограничено во всей Европе.


Источники к водным директивам:
Европейская Комиссия: Охрана воды и управление
http://europa.eu.int/scadplus/leg/en/s15005.htm
Директива по Питьевой Воде:
http://europa.eu.int/comm/environment/water/water-drink/index_en.html
Европейское Бюро по Окружающей Среде (European Environmental Bureau, EEB) -
федерация неправительственных организаций (НПО):
http://www.eeb.org/activities/water/main.htm




..........................................
37 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов




9 Лоббирование в органах Европейского
Союза
Следующие четыре раздела позаимствованы с любезного разрешения из материалов
Тилбургского Университета, который поддерживает DEsite - дидактический модуль,
специализирующийся на процессах принятия решений в пределах Европейского
Союза (57).
Решения, принимаемые в масштабе ЕС, могут иметь огромное влияние на все
секторы общества. Экологические организации в особенности заинтересованы в
решениях, важных с точки зрения охраны здоровья и внешней среды. Чтобы влиять на
принятие решения в своих интересах, многие организации прибегают к лоббированию.
Лоббирование в данном контексте означает предоставление соответствующим
официальным лицам правильной информации в нужное время.
Хорошие лоббисты знакомы с Брюссельскими коридорами власти и знают, когда и
кому нужно предоставлять такую информацию. Лоббирование обычно проводится
респектабельными, профессиональными организациями. Информация может
представлять собой как статистические данные или субъективные оценки, так и
конкретные предложения о каких-либо поправках.
Достоверная информация относительно специфического предмета чаще всего весьма
приветствуется сотрудниками официальных учреждений. Более того, нуждаясь в
определенной информации, официальные учреждения часто сами ищут
непосредственных контактов с соответствующей неправительственной организацией.
Иногда такие контакты осуществляются на формальных основаниях. Ценность работы
неправительственных организаций для официальных учреждений частично
подтверждается тем, что некоторые НПО получают субсидии. Следует отметить
разнообразие методов работы неправительственных организаций с разными органами
Европейского Союза.
Одна из причин – различия в порядке работы органов ЕС. Так, Европейская Комиссия
традиционно работает в тесном взаимодействии с неправительственными
организациями, тогда как Европейский Совет стал доступным для НПО только
недавно. Кроме того, роли разных учреждений в процессе принятия решений
неодинаковы. Поэтому каждое официальное учреждение требует специфического
подхода.


9.1 Европейская Комиссия
Комиссия, являясь главным рабочим органом Европейского Союза, имеет
исключительное право инициативы в развитии законодательства Сообщества. В связи
с этим Европейская Комиссия – ключевая инстанция лоббирования.
Это учреждение находится в самом начале пути принятия решения, поэтому, если
неправительственная организация намерена влиять на решение по специфической
проблеме, то Комиссия – первая инстанция, в которую нужно обращаться.
Комиссия также стимулирует общественные дебаты, когда она формулирует новую


..........................................
политику в какой-либо области. Один из способов такой стимуляции - издание так

38
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


называемых «Белых Книг» и «Зеленых книг». Эти дискуссионные документы излагают
специфические проблемы и перечисляют возможные варианты новой политики. Белая
Книга более детальна и конкретна, чем Зеленая книга, но ни та, ни другая не содержит
каких-либо обязательных положений.
Цель таких книг состоит в том, чтобы дать заинтересованным сторонам возможность
высказать их мнение. Комиссия поддерживает контакты с неправительственными
организациями различными способами. Так, Комиссия организует встречи с
неправительственными организациями, чтобы обсудить текущую проблему или
проконсультироваться с внешними экспертами, когда возникают вопросы, касающиеся
специфических проблем. Кроме того, существует более структурированное
сотрудничество в форме регулярных встреч, которые, не являясь официальными
консультациями, посвящены также указанным проблемам. Например, два раза в год
проводится встреча представителей Комиссии и всех организаций, которые являются
членами платформы европейских социальных НПО. Однако, проводятся также и
формальные консультации. Это имеет место в тех случаях, когда существует
формальное обязательство консультироваться с неправительственными
организациями в течение процесса принятия решения. Для этого установлены
соответствующие правила и процедуры. Пример – консультативные комитеты в
области сельского хозяйства.
Службы Европейской Комиссии и Генеральные директораты ответственны за
подготовку предложений, по которым затем коллегия комиссаров принимает решения.
Чем дольше вопрос находится в подготовке, тем более официальным он становится, и
тем меньше возможностей внести какие-либо изменения. Поэтому, если
неправительственная организация стремится влиять на решения, лучше начинать это
как можно раньше и с самого низкого звена иерархической лестницы Комиссии.
Здесь очень важны хорошие контакты, так как в начальной стадии нет каких-либо
официальных документов. И даже если Зеленая или Белая Книга изданы, лучше быть
вовлеченными в реализацию обсуждаемых в них вариантов, нежели пытаться вносить
изменения в дальнейшем. В настоящее время сотрудничество с
неправительственными организациями отличается в разных областях политики.
Это означает, что нет равенства в отношении доступа к информации и организации
консультаций. Комиссия пытается улучшить это положение. В начале 2000 года
появился документ с предложениями Комиссии, в котором описывается текущее
состояние дел и высказаны предложения об улучшении сотрудничества с НПО.
Например, может быть улучшена информация о совещаниях, так что появится список
неправительственных организаций, которые вовлечены в формальные консультации.
До настоящего времени Комиссия всегда выступала против аккредитации
неправительственных организаций, но теперь в порядке обсуждения рассматриваются
возможности и преимущества более формализованного подхода.


9.2 Европейский Парламент
Европейский парламент является представительным органом, члены которого
избираются прямыми выборами в каждом из Государств-членов. Европарламент
играет все более и более важную роль в процессах принятия решений в пределах

..........................................
Союза. Амстердамский Договор укрепил эту роль, установив процедуру совместного

39 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


решения, согласно которой Парламент вместе с Советом действует как законодатель.
В целом, члены Парламента с симпатией относятся к неправительственным
организациям.
Поскольку при принятии решений должно учитываться множество аспектов проблемы,
дополняющая информация может быть весьма полезной.
Неправительственные организации могут также указать на менее очевидные
последствия принимаемых решений. В Европарламенте неправительственные
организации также должны начинать лоббирование как можно раньше. Предложения
Комиссии сначала рассматриваются в парламентских комитетах, где
подготавливаются решения пленарных сессий. Докладчик - самый важный человек в
этом процессе, поскольку он формулирует проект решения. Проект обсуждается в
комитете, члены которого могут предложить поправки, и представляется пленарной
сессии после голосования. Принципиально возможно внесение поправок и на
пленарной сессии, но это маловероятно из-за трудностей обсуждения нового
материала с большим числом членов Парламента. Поэтому заключительный текст
наиболее поддается исправлениям в тот момент, когда вопрос рассматривается в
комитете. Вот почему неправительственные организации входят в контакт с членами
комитета или докладчиком как можно раньше, чтобы высказать свою точку зрения,
предоставить нужную информацию, или даже сделать конкретные предложения о
поправках. Заместители председателей комитетов и координаторы также важны для
неправительственных организаций. Каждая парламентская группа имеет одного
координатора. Вместе они готовят вопросы и решают, в какую парламентскую группу
будет направлен тот или иной вопрос. Парламент также поддерживает контакты с
неправительственными организациями на более формальном основании, например,
посредством слушаний. Они организуются комитетами несколько раз в год и
предоставляют возможность для неправительственных организаций и других
заинтересованных сторон высказать свою точку зрения.
Парламент использует систему аккредитации: зарегистрированные
неправительственные организации могут получить так называемый «laissez-passer».
Этот документ действителен в течение одного года и предоставляет НПО
неограниченный доступ в парламентские помещения, позволяет работать
там при том условии, что они соблюдают соответствующий кодекс поведения.
Этот кодекс подразумевает, что НПО обязаны всегда заявлять, чьи интересы они
представляют, а также не должны получать информацию нечестными путями и
извлекать выгоду от передачи третьим лицам копий документов, полученных в
Парламенте. Несоблюдение кодекса поведения может привести к изъятию laissez-
passer.


9.3 Европейский Совет и Комитет постоянных
представителей
На высшем уровне деятельностью и развитием Союза управляет Европейский Совет
(The European Council), состоящий из глав государств и правительств участников
Союза. Из всех инстанций, вовлеченных в принятие решения, Совет все еще наименее


..........................................
доступен для неправительственных организаций.


40
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


Сессии Совета проводятся в закрытом порядке, и ознакомиться с соответствующей
документацией нелегко. Часто документы становятся достоянием общественности
только тогда, когда их посылают другим учреждениям, где они рассматриваются
публично. Иногда необходим обходной маневр через национальный парламент, чтобы
ознакомиться с тем или иным документом. Все выдвигаемые на Совете вопросы
обсуждаются в Комитете постоянных представителей Государств-членов в ранге
послов (Committee of Permanent Representatives, COREPER). Под руководством
Комитета постоянных представителей действуют многочисленные функциональные
рабочие группы должностных лиц, которые готовят вопросы в различных областях
политики.
Постоянные представители готовят материалы для Совета и выполняют поручения,
данные Советом. Комитет постоянных представителей принимает решения на основе
результатов, представляемых функциональными рабочими группами. В подготовке
вопросов в рабочих группах до рассмотрения их в Комитете постоянных
представителей участвуют эксперты центральных администраций и представители
различных министерств Государств-членов.
Постоянные представители в составе COREPER пытаются достичь согласия по
различным вопросам. Кроме того, имеются специализированные комитеты, которые
готовят решения под руководством Комитета постоянных представителей. Можно
сказать, что в пределах Совета ядро принятия решения находится в COREPER. Не
имеется никаких формализованных консультаций между Комитетом постоянных
представителей и неправительственными организациями, но существуют
неофициальные консультации, позволяющие в большей степени учитывать интересы
общества в целом. Здесь также существенны для неправительственных организаций
тесные контакты в пределах рабочих групп и с Постоянными представителями.
Министры - члены Совета могут подвергаться влиянию национальных групп
неправительственных организаций. Важны также прямые контакты с сотрудниками
соответствующих министерских отделов и ключевыми служащими государственной
администрации.


9.4 Как лоббировать

Лоббирование в Европейском Союзе не требует постоянного присутствия в Брюсселе
или Страсбурге.
Самый простой способ лоббирования состоит в том, чтобы послать лицу,
являющемуся «целью лоббирования», информацию и лоббирующие письма,
используя почту или факс. Первоначальные прямые контакты с членами Комиссии и
Парламента возможны путем приглашения их как спикеров на симпозиумы или
конференции.
Также очень важно идентифицировать ключевых лиц на национальном уровне и
входить с ними в контакт, поскольку они вовлечены в принятие решения на Уровне ЕС.
Например, это могут быть представители администрации, которые являются членами
научных и технических рабочих групп или постоянных комитетов. Национальное


..........................................
лоббирование может влиять на мнение и голосование соответствующих Государств-


41 Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


членов.
Самое важное условие эффективного лоббирования - кооперация с другими
неправительственными организациями. Создание сети экспертов в различных
областях позволяет объединять силы. Более вероятно быть услышанным, если
несколько неправительственных организаций совместно оказывают давление на
Комиссию или Парламент. Хорошая сеть неправительственных организаций может
также обеспечить ценную информацию для большого числа людей.


1 0 Восполнить пробел в политике -
сокращение использования пестицидов как
предупредительный инструмент
Здоровье людей и окружающая среда в Европейском Союзе недостаточно защищены
от неблагоприятных эффектов, связанных с использованием пестицидов. Предыдущие
главы показывают, что существующее законодательство не в состоянии обеспечить
интересы общества, касающиеся безопасного продовольствия и чистой воды.
Директива по сокращению использования пестицидов в Европе отсутствует. Чтобы
восполнить этот пробел, ПАН Европы предложила в 2002 году текст соответствующей
директивы.
ПАН Европы требует усовершенствования европейского законодательства по данному
вопросу, а именно - уменьшения частоты применения пестицидов на 25% через 5 лет и
на 50% через 10 лет. В частности, ПАН Европы считает необходимым, чтобы
следующие ключевые элементы были включены в европейское законодательство:

• Обязательные для всех Государств-членов планы с целями и графиками по
сокращению использования пестицидов и увеличению доли земель для
органического сельского хозяйства, включая для каждого Государства-члена
цель по сокращению использования пестицидов, установленную согласно
индексу частоты их применения, и цель по увеличению доли земель в
органическом сельском хозяйстве в течение 10 лет от исходного года.
• Обязательные для всего Сообщества цели и графики по сокращению
использования пестицидов, первоначально оцениваемого по частоте их
применения.
• Национальные планы действия постепенного сокращения использования
пестицидов согласно целям и графикам Директивы и, в особенности, для всех
территорий, находящихся под контролем общественных властей, и посевных
площадей.
• Организация национальных исследований с целью определения степени
реальности выполнения и возможных последствий различных сценариев
постепенного сокращения или отказа от использования химикалий при
осуществлении Комплексных стратегий борьбы с вредителями (КСБ, integrated
pest management, IPM); на основании этих исследований Государства–члены
определят, как они достигнут обязательных целей.


..........................................
• Общеевропейские и национальные меры по уменьшению зависимости от


42
Сеть Действий в отношении Пестицидов Германии
Руководство к действию в области пестицидов


химикалий для КСБ, включая обязательное применение КСБ в
несельскохозяйственных ситуациях и Интегрированное управление
сельскохозяйственными культурами (integrated crop management, ICM) на всех
культивируемых землях, еще не включенных в органическое сельское
хозяйство.
• Эти меры должны включать расширенную финансовую поддержку
исследований и практических мероприятий по борьбе с вредителями, которые
минимизируют и, где возможно, исключают использование пестицидов; также
важна помощь в период перехода к органическому сельскому хозяйству.
• КСБ и Интегрированное управление сельскохозяйственными культурами
(стандарты для которых должны быть точно определены каждым
Государством-членом), как минимум, для всех видов сельскохозяйственного и
несельскохозяйственного использования пестицидов в пределах ЕС.
• Соответствие требованиям Интегрированного управления
сельскохозяйственными культурами должно быть условием для субсидий в
рамках Единой Сельскохозяйственной Политики.
• Системы управления сельскохозяйственными культурами, весьма вероятно,
уменьшат неблагоприятное действие пестицидов на почвы и будут
положительно влиять на биологическое разнообразие, включая макрофауну.
• Если результатом Интегрированного управления сельскохозяйственными
культурами и явятся несколько уменьшенные урожаи, то, тем не менее,
уменьшенные затраты могут вести к более высокой доходности.
• Единая Сельскохозяйственная Политика должна гарантировать, что малые и
средние фермерские хозяйства, сокращающие использование пестицидов, не
столкнутся в связи с этим с проблемой сокращения своих доходов.
• Единая Сельскохозяйственная Политика должна также обеспечить большую
поддержку агроэкологическим мерам, особенно органическому сельскому
хозяйству.
• Полный и своевременный доступ к имеющейся у органов власти информации
относительно пестицидов, включая информацию, обосновывающую
определенные решения, для того, чтобы учесть реакцию широкой публики.
• Пересмотр Директивы 91/414/EC должен гарантировать, что действующие
вещества пестицидов, включая стойкие, накапливающиеся в организмах,
канцерогенные, мутагенные, а также нарушающие функции репродуктивной
(CMRs - carcinogenic or mutagenic or toxic for reproduction) и эндокринной (EDs -
endocrine disruptors) систем вещества, будут исключены из маркетинга и
использования.
• Пестициды, классифицируемые как приоритетные опасные вещества согласно
Рамочной Водной Директиве 2000/60/EC, должны быть исключены из
Приложения I Директивы 91/414/EC.
• Обязательное обучение и сертификация дилеров и профессиональных


..........................................

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign